DOI 10.47576/2712-7559_2022_3_1_56 УДК 331
Волков Артем Владимирович,
кафедра менеджмента и маркетинга, Владимирский государственный университет им. А. Г. и Н. Г. Столетовых, г. Владимир, Россия, e-mail: [email protected]
Ползунова Наталья Николаевна,
кафедра менеджмента и маркетинга, Владимирский государственный университет им. А. Г. и Н. Г. Столетовых, г. Владимир, Россия, e-mail: [email protected]
ПОРТРЕТ МОЛОДОГО СПЕЦИАЛИСТА КАК ЯДРO ЭКОСИСТЕМЫ КАДРОВОГО ПАРТНЕРСТВА
В статье рассматриваются проблемы кадрового обеспечения в экономике. Отмечается, что трансформационные процессы в экономике влияют на структуру занятости населения, изменения половозрастной структуры в результате несбалансированности на рынке труда отражаются на занятости молодежи. Анализируется разрыв между образовательным рынком и рынком труда. Решение систем -ных проблем лежит в плоскости экосистемы кадрового партнерства на рынке труда и образования.
Ключевые слова: человеческие ресурсы; занятость; молодой специалист; кадровое партнерство.
UDC 331
Volkov Artem Vladimirovich,
Department of Management and Marketing, Vladimir State University. Named after A. G. and N. G. Stoletovs, Vladimir, Russia, e-mail: [email protected]
Polzunova Natalya Nikolaevna,
Department of Management and Marketing, Vladimir State University. Named after A. G. and N. G. Stoletovs, Vladimir, Russia, e-mail: natalya. [email protected]
PORTRAIT OF A YOUNG SPECIALIST AS THE CORE OF THE HR PARTNERSHIP ECOSYSTEM
The article deals with the problems of staffing in the economy. It is noted that the transformational processes in the economy affect the structure of employment of the population, changes in the age and sex structure as a result of imbalance in the labor market affect the employment of young people. The gap between the educational market and the labor market is analyzed. The solution of systemic problems lies in the plane of the ecosystem of personnel partnerships in the labor and education markets.
Keywords: human resources; employment; young specialist; staffing partnership.
Одним из трендов глобальной перестройки современного рынка труда являются экосистемы - особые объединения разных организаций и энтузиастов. Именно из них строится взаимодействие образования, биз-
неса и власти в системе управления человеческими ресурсами, которое справится с новыми вызовами.
В общем понимании экосистема - это комплексный проект, объединяющий множество
участников, информационных сервисов и бизнес-процессов [12; 14]. Такими комплексными проектами являются программы по привлечению молодых специалистов, реализуемые совместно компаниями-работодателями, образовательными организациями среднего, среднепрофессионального и высшего образования, интегрируемые в крупные федеральные и региональные проекты с участием исполнительной власти, опосредованные современными информационными сервисами и цифровыми платформами. По мнению Правительства Российской Федерации, молодежь должна стать ключевой возрастной группой с точки зрения обеспечения ускоренного развития страны [5].
В контексте актуализации задач в сфере занятости молодежи, решение которых возможно через формирование новой молодежной повестки и выделение приоритетных направлений поддержки, в том числе в сфере получения качественного доступного образования и первого трудоустройства после завершения обучения, поддержки занятости социально уязвимых групп и содействия трудовой мобильности молодежи, ядром экосистем кадрового партнерства в управлении человеческими ресурсами становятся молодые специалисты.
В настоящее время в российском законодательстве отсутствует четко закрепленное понятие «молодой специалист» и не выделены единые возрастные границы. В нормативно-правовых актах можно увидеть такие
термины, как «молодой специалист», «молодой работник», «молодой ученый», но стоит отметить, что в главном законе, регулирующем трудовые отношения, данные понятия вообще отсутствуют. Существует немаловажная проблема - это отсутствие единой закрепленной границы возраста для определения статуса молодого специалиста, что, в свою очередь, усложняет проведение эффективной государственной политики [1]. При этом в различных программах поддержки мо -лодых специалистов в качестве верхней возрастной границы принято считать возраст 30 или 35 лет. Чаще всего категорируют эту возрастную группу человеческих ресурсов в соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации «Об утверждении Основ государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года», где молодой специалист - это гражданин Российской Федерации,возраст которого не превышает 30 лет, имеющий среднее профессиональное или высшее образование, принятый на работу по трудовому договору в соответствии с уровнем профессионального образования и квалификацией [7].
В общей структуре занятого населения удельный вес молодых специалистов (в возрасте от 15 до 29 лет включительно) за последние 5 лет начал активно снижаться: если в 2016 г. доля молодых специалистов в составе занятого населения составляла 21,5 %, то уже в 2018 г. - 19,5 %, а к 2020 г. -до 17,1 % (рис. 1).
Рисунок 1 - Динамика удельного веса молодых специалистов в возрасте 15-29 лет в общей структуре занятого населения России в 2016-2020 гг., % [9]
Сложившуюся ситуацию необходимо расценивать как негативную, поскольку в условиях общего кадрового дефицита на рынке труда отток молодых специалистов, обладающих
наиболее актуальными знаниями и навыками, способен усугубить и без того непростое положение, но вместе с тем сигнализирует о проблемах на рынке труда, его низкой при-
влекательности для молодых специалистов, активном развитии самозанятости и прочих альтернативных видов работы [4].
Поскольку в современных условиях одним из ключевых критериев, предъявляемых к специалистам, в том числе и молодым, является наличие соответствующего образования, то обеспечение стабильного выпуска и сбалансированной структуры специалистов, имеющих среднее профессиональное и высшее образование, имеет важное значение. Оценка динамики численности выпуска ОО СПО показала тенденцию к устойчивому росту числа выпускников: если в 2016 г. было 1161,1
выпущено 469,1 тыс. чел., то к 2020 г. их число выросло до 552,8 тыс. чел. В сфере высшего образования наблюдается обратная тенденция, связанная с сокращением числа выпускников. Если в 2016 г. было выпущено более 1,16 млн человек, то к 2020 г. произошло сокращение на 275, а показатель составил 849,4 тыс. чел. Сложившаяся ситуация во многом может быть обусловлена снижением роли высшего образования в профессиональной реализации специалистов, поскольку в современных условиях активное развитие получают альтернативные профессии, связанные с медиаиндустрией (рис. 2) [3; 11].
969.5
933.2
905.6
469.1
531.5
539.5
552:8
81
§1
2016
2017
2018
2019
2020
13Количество выпускнтнов ОО СПО: тыс. чел. И Количество выпускнтнов О О ВО: тыс. чел. Рисунок 2 - Динамика численности выпускников ОО СПО и ВО в России в 2016-2020 гг. [9]
По данным HeadHunter.ru (крупнейший ресурс в России в сфере поиска работы, объединяющий как работодателей, так и соискателей) за 2021 г., общее число вакансий для молодых специалистов сохраняет положительную динамику к росту. И если в начале года ежемесячный прирост числа вакансий составлял всего лишь 42 %, то в период с апреля по июнь отмечается резкий всплеск числа вакансий, достигший своего максимального прироста в мае (309 %). Это во многом обусловлено сезонным фактором,
поскольку именно в данный период времени происходит выпуск молодых специалистов, что способствует активизации работодателей в части поиска новых кадров.
Схожим образом изменяется и число резюме среди молодых специалистов: в мае 2021 г. произошло увеличение количества резюме на портале на 43 %, а в последующие месяцы темпы прироста снизились практически вдвое, поскольку накануне окончания обучения вопрос трудоустройства становится наиболее актуальным (рис. 3).
Рисунок 3 ■
О Изменение числа вакансий молодых специалистов, % И Изменение числа резюме молодых специалистов. %
■ Изменение числа вакансий и резюме среди молодых специалистов на рынке труда России в 2021 г. по сравнению с уровнем 2020 г. [8]
Ситуации на отечественном рынке труда носит парадоксальный характер: при дефиците молодых специалистов стабильно фиксируется высокий уровень безработицы среди молодежи. Одним из важнейших факторов этой ситуации исследователи считают несоответствие компетенций выпускников учебных заведений потребностям национального и региональных рынков труда [2; 6; 10; 13]. Для российской экономики характерно несоответствие количественного и качественного состава выпускников высших и средних специальных учебных заведений потребностям рынка труда, учеными неоднократно отмечается низкий уровень их трудоустройства, обусловленный дисбалансом спроса и предложения [6].
9.2
6.5
5.3
Индекс дефицитности молодых специалистов ^.индекс), рассчитываемый сервисом HeadHunter.ru как отношение числа активных резюме к вакансиям, в 2021 г. имеет общую тенденцию к снижению. Если в начале года показатель был равен 9,2, что говорит о том, что в среднем на рынке труда на 10 вакансий для молодых специалистов приходилось 92 резюме, что свидетельствовало о высокой конкуренции. Однако уже к маю 2021 г. показатель снизился практически вдвое на фоне активного роста числа вакансий на рынке. При этом на 10 вакансий стало приходиться около 55 резюме соответствующего профиля. В июле 2021 г. hh.индекс снова начал расти и составил 6,3, а к концу года снизился до 4,9 (рис. 4).
6.3
6.1
5.4
I
5.6
5,2
I
4.9
янв фев ыар апр май июн июл авг сен окг ноя деве Рисунок 4 - Динамика индекса дефицитности молодых специалистов (hh. индекса) в России в 2021 г. [8]
В общей структуре вакансий на рынке труда подавляющая доля приходится на сектор продаж (более 34 %), при этом вакансии среди молодых специалистов занимают вторую позицию, имея удельный вес 15 % в общей массе. Третью позицию занимают вакансии рабо-
чего персонала, на которые приходится около 14 %. В результате, можно говорить о том, что общей для страны тенденцией на рынке труда является высокий спрос на молодых специалистов - на уровне базовых направлений, таких как рабочий персонал (рис. 5).
6%
Медицина, фармацевтика Маркетинг, реклама, Р11 Административный п ерсонал Производство Транспорт логистика Информационные технологии Строительство, недвижимость Рабочий персонал Молодые специалисты (начало карьеры)
Продажи
Рисунок 5 - Структура вакансий в различных профессиональных областях на рынке труда России в 2021 г. [8]
9% 11%
12% 12% 13% 14% 15%
34%
В процесс взаимодействия рынка труда и системы профессионального образования вовлечены многие институты и субъекты [6; 10]. С одной стороны, поиск механизмов защи -ты молодежи от угрозы безработицы - принципиально важная задача для правительств большинства стран, но с другой - «выпадение из участия в социально-экономических процессах группы, в наибольшей степени готовой к восприятию трансформации» [6], «перехода к цифровой экономике» делает
задачу привлечения молодежи ключевой в системе управления человеческими ресурсами компаний, нацеленных на развитие. Отправным этапом данного процесса является формирование портрета молодого специалиста и его компетентностного профиля.
В результате проведенных исследований установлено, что портрет молодого специалиста - соискателя работы на российском рынке труда - в 2021 г. выглядит следующим образом (рис. 6).
Пол:
Муж-44% Жен-56%
Высшее-45% СПО - 21 %
Рисунок 6 - Портрет молодого специалиста-соискателя работы на рынке труда России в 2021 году [8]
Среди молодежи подавляющее большинство вакансий размещено женщинами (56 %) в возрасте 26-35 лет (77 %), имеющих высшее образование и стаж работы до года (71 %). Соискатели-мужчины, доля которых 44 %, также имеют возраст 26-35 лет (80 %), преимущественно высшее образование и стаж работы до года (71 %). При этом стоит отметить, что число вакансий среди женщин более молодой возрастной категории (20-25 лет) несколько выше, чем мужчин аналогичной группы, что во многом связано с необходимостью несения военной службы в возрасте 18-27 лет.
При сравнении основных характеристик портрета молодого специалиста было установлено, что во всех без исключения федеральных округах страны подавляющая доля активных вакансий приходится на женщин, доля которых варьируется в пределах 51-
58 %. При этом среди женщин более 70 % имеют возраст 26-35 лет, в то время как только около 30 % находятся в возрастной категории 20-25 лет. Стаж менее года отмечается для менее 70 % женщин в ЦФО и СЗФО, а менее 80 % - в других федеральных округах, кроме СКФО, где показатель составил 83 %. Среди мужчин, удельный вес которых меньше, чем женщин, во всех федеральных округах доля специалистов в возрасте 26-35 лет является подавляющей и превышает аналогичный показатель для женского пола. Говоря об образовании, стоит отметить, что во всех федеральных округах, за исключени -ем СКФО, у менее чем 50 % молодых специалистов есть высшее образование, при этом еще более чем у 15 % - среднее профессиональное. Наименьшая доля молодых специалистов с высшим образованием отмечается в СФО - 38 %, а наибольшая - в СКФО (56 %).
Парадоксально, но удельный вес молодых специалистов с СПО отмечается в СКФО -только 14 %, в то время как в прочих округах показатель варьирует в пределах 18-26 %, а наибольшее значение отмечается в УФО. В результате, можно говорить о том, что на-
личие высшего образования, несмотря на большую роль в современных условиях, не является ключевым требованием, предъявляемым к молодым специалистам на рынке труда (табл. 1).
Таблица 1 - Сравнение основных характеристик портрета молодого специалиста-соискателя в разрезе федеральных округов России в 2021 г. [8]
Субъект России Пол Удельный вес молодых специалистов на рынке труда, %
соответствующего пола в возрасте 26-35 лет со стажем до года ВО СПО
ЦФО жен 55 76 68 46 18
муж 45 79 69
СЗФО жен 57 78 68 45 19
муж 43 80 68
ЮФО жен 56 77 74 45 24
муж 44 81 73
СКФО жен 51 79 83 56 14
муж 49 77 83
ПФО жен 57 78 74 46 23
муж 43 82 74
СФО жен 58 75 77 38 24
муж 42 79 77
УФО жен 57 79 78 42 26
муж 43 81 78
ДФО жен 54 81 73 47 21
муж 46 79 73
Подводя итог, отметим, что возраст молодого специалиста не имеет строго ограниченных рамок и напрямую зависит от отрасли и региона проживания, а также от вида осуществляемой им трудовой деятельности. Государство, реализуя политику поддержки и содействия занятости молодежи, должно определить четкие возрастные рамки, приоритетные цели и задачи и инструменты, направленные не только на достижение оптимального уровня макроэкономических показателей занятости и безработицы, но и обеспечение гармонии рынков труда и образования, в том числе на региональном уровне, содействие реализации эффективных корпоративных стратегий управления человеческими ресурсами, направленных на привлечение, вовлечение, адаптацию молодежи в сфере занятости и образования через экосистему кадрового партнерства.
Список литературы
1. Данилин Р. А. Проблемные вопросы определения статуса «молодой специалист» в законодательстве РФ // Современный молодежный рынок труда: тренды, вызовы и перспективы развития: сб. науч. ст. науч.-практ. конф. Н. Новгород: НГУ, 2021. С. 447-450.
2. Запольский А. Д., Ершова И. Г Информационные услуги по содействию занятости в системе высшего образования региона // Финансовая экономика. 2019. № 1. С. 865-868.
3. Исаев М. Х. Основные перспективы развития самозанятости населения в РФ // Глобальный научный потенциал. 2019. № 3 (96). С. 133-135.
4. Курманова Г К., Ким А.А., Суханбердина Б. Б., Уразова Б. А. Молодежный рынок труда: новые вызовы и возможности // Актуальные проблемы экономики и менеджмента. 2019. № 1 (21). С. 68-77.
5. Молодежная занятость: как вовлекать молодых людей в экономику уже на этапе получения образования, не мешая их обучению. Доступ из справочной правовой системы «ГАРАНТ».
6. Мониторинг соответствия профессионального образования потребностям рынка труда / С. Д. Вален-тей, П. В. Зрелов, В. В. Кореньков [и др.] // Общественные науки и современность. 2018. № 3. С. 5-16.
7. Распоряжение Правительства России от 29 ноября 2014 г. № 2403-р. «Об утверждении Основ государ -ственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года». Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».
8. Статистика рынка труда России. HeadHunter. URL: https://stats.hh.ru/ (дата обращения: 24.01.2022).
9. Статистический бюллетень «Итоги выборочного обследования рабочей силы» за 2020 г. Росстат. URL: https://rosstat.gov.ru/compendium/document/13265 (дата обращения: 24.01.2022).
10. Трудоустройство молодежи: опыт работы или хорошее образование / Е. М. Авраамова, Т. Л. Клячко, Д. М. Логинов [и др.]. М., 2019. 22 с.
11. Филимонова Н.М., Ползунова Н.Н. Разработка концептуальной схемы взаимосвязи факторов развития молодежи и регионального развития России // Известия Международной академии аграрного образования. 2016. № 28. С. 161-165.
12. Широкова Л. В. Корпоративные кадровые стратегии в области graduate-рекрутмента // Управленческий учет. 2020. № 6. С. 100-108.
13. Гармонизация спроса и предложения на квалифицированные кадры в регионе / М. А. Юрьева, Е. В. Харченко, Л. В. Широкова, Е. А. Окунькова // Регион: системы, экономика, управление. 2019. № 2 (45). С. 65-73.
14. Learning Ecosystems: An Emerging Praxis For The Future Of Education / Jessica Spencer-Keyse Pavel Luksha Joshua Cubista. Moscow School of Management SKOLKOVO & Global Education Futures. URL: https:// learningecosystems2020.globaledufutures.org/ (дата обращения: 08.02.2022).
References
1. Danilin R. A. Problematic issues of determining the status of "young specialist" in the legislation of the Russian Federation. Modern youth labor market: trends, challenges and development prospects: a collection of scientific articles of the Scientific and Practical Conference. Nizhny Novgorod: National Research Nizhny Novgorod State University named after N.I. Lobachevsky. 2021. Pp. 447450.
2. Zapolsky A. D., Ershova I. G. Information services for promoting employment in the higher education system of the region. Financial economy. 2019. No 1. - Pp. 865-868.
3. Isaev M.Kh. The main prospects for the development of self-employment of the population in the Russian Federation. Global scientific potential. 2019. No 3 (96). Pp. 133-135.
4. Kurmanova G.K., Kim A.A., Sukhanberdina B.B., Urazova B.A. Youth labor market: new challenges and opportunities. Current problems of economy and management. 2019. No 1 (21). Pp. 68-77.
5. Youth employment: how to involve young people in the economy already at the stage of education, without interfering with their education. rAPAHT.PY Information portal. URL: https://www.garant.ru/article/1492913/ (call date: 03.11.2021).
6. Valentey S. D., Zrelov P.V., Korenkov V.V. [et al. ] Monitoring of the conformity of vocational education to the needs of the labor market. Social sciences and modernity. 2018. No 3. C. 5-16.
7. Decree of the Government of Russia of November 29, 2014 No. 2403-p. "On the approval of the Fundamentals of the State Youth Policy of the Russian Federation for the period until 2025" Electronic Resource. ATP Consultant Plus. URL: http://www.consultant.ru/ (call date 24.01.2022).
8. Labor market statistics of Russia. HeadHunter. Access mode: https://stats.hh.ru/ (call date 24.01.2022).
9. Statistical bulletin "Results of the sample labour force survey" for 2020. Rosstat. URL: https://rosstat.gov.ru/ compendium/document/13265 (call date 24.01.2022).
10. Avraamova E. M., Klyachko T. L., Loginov D. M. [and others] Youth employment: work experience or good education. Moscow: without a publishing house. 2019. 22 p.
11. Filimonova N. M., Polzunova N. N. Development of a conceptual scheme for the interaction of factors of youth development and regional development of Russia. News of the International Academy of Agrarian Education. 2016. No 28. Pp. 161-165.
12. Shirokova L.V. Corporate personnel strategies in the field of graduate recruitment. Management accounting. 2020. No 6. Pp. 100-108.
13. Yuryeva M. A., Kharchenko E. V., Shirokova L. V., Okunkova E. A. Harmonization of demand and supply for qualified personnel in the region. Region: systems, economy, management. 2019. No 2 (45). Pp. 65-73.
14. Learning Ecosystems: An Emerging Praxis For The Future Of Education / Jessica Spencer-Keyse Pavel Luksha Joshua Cubista. Moscow School of Management SKOLKOVO & Global Education Futures. URL: https:// learningecosystems2020.globaledufutures.org/ (call date: 08.02.2022).