УДК 316.33 (22.00.04)+316.334:314.5/.6
Э. М. Думнова
МОЛОДЕЖЬ МЕГАПОЛИСА: СОЦИАЛЬНОЕ НЕРАВЕНСТВО И ЦЕННОСТИ
Представлен социологический анализ ценностей различных статусных групп молодежной общности г. Новосибирска, проведенный на основании результатов компаративного социологического исследования студентов вузов и ссузов. Рассматривается общее и различное в системе ценностей данных статусных групп. Выявляется место семейных ценностей в общей ценностной шкале.
Ключевые слова: молодежь мегаполиса, статусная группа, ценности, семья, брак.
Молодежь является специфической группой населения, которой присущи высокая динамика развития, отражающая развитие социума в целом. Социальная сущность молодежи рядом исследователей рассматривается в связи с ее специфическим положением (статусом) в социальной структуре, который частично определяется возрастом, а также другими факторами (И. С. Кон, Л. Розенмайр, Ф. Р. Филиппов, Г. Шельски, Ш. Эйзенштадт) [1]. Молодежь с позиций такого подхода определяется И. С. Коном как «социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обуловленных тем и другим социально-психологических свойств» [2]. В контексте нашего исследования будем исходить из данной дефиниции молодежи.
Интерес к проблемам молодых людей возник на рубеже Х1Х-ХХ вв. В последующем он усиливался и ослабевал в связи с особенностями социальноэкономического развития общества. Особую значимость данная проблематика приобрела в конце XX в., что было обусловлено распадом Советского Союза и последующим негативным социально-экономическим опытом. Как отмечает О. В. Бессчет-нова, «под воздействием негативных образцов западной культуры происходит отход от национальных культурных ценностей, норм и образцов поведения, изменение морально-нравственного облика детей и молодежи» [3]. В этот период изучались особенности образа жизни молодежи, тенденции ее социального развития (В. И. Чупров), ценностные ориентации молодежи (А. А. Козлов, В. Т. Лисовский), проблемы молодой семьи (А. И. Антонов, М. С. Мацковский), процесс включения в социальную структуру был изучен благодаря лонгитюд-ной стратегии (С. И. Григорьев, Л. А. Коклягина, В. Г Немировский, В. Е. Семенова, М. Х. Титма).
Молодежная общность российского мегаполиса довольно дифференцированна, в основе чего лежат различные критерии: половозрастной, этнический, профессиональный, экономический, социальный. С точки зрения изучения системы семейных и общих социальных ценностей молодежи наиболее значимым выступает последний - социаль-
ный (статусный), который во многом определяет социальное самочувствие того или иного слоя молодежной общности. Молодежь, согласно данному критерию, делится на несколько слоев: студенты вузов, студенты ссузов и учащиеся ПТУ
Результаты социологического исследования, проведенного в 2009 г. в г. Новосибирске [4], показали, что картина семейных и социальных ценностей студентов вузов благоприятная. На формирование ценностей влияет ряд внутренних и внешних факторов, в том числе и социальная среда, окружающая индивида. В этой связи очевидным является тот факт, что социальная среда студентов вузов и ссузов качественно разная. Это определяется комплексом условий: уровнем образования родителей, воспитательным и материальным потенциалом семьи, спецификой учебного заведения, перспективами, открывающимися перед молодым человеком после его окончания. Данные обстоятельства обуславливают необходимость изучения ценностей каждого социального слоя молодежной общности. Цель данной статьи состоит в выявлении общего и отличного в системе ценностей различных статусных групп студенческой молодежи.
В последние десятилетия одной из важнейших тенденций в социальном развитии российского общества стало стремление к получению высшего образования, поскольку в новых экономических условиях конкурентоспособным оказался специалист, имеющий, по крайней мере, такой образовательный статус. Более востребованными стали профессии, связанные с интеллектуальным трудом. Это объясняется резким сокращением и перепрофилированием производственного сектора российской экономики в 1990-е гг. Интерес к техническим рабочим специальностям понизился, они оказались невостребованными на рынке труда. Немаловажным является низкая оплата труда квалифицированных рабочих и отсутствие перспективы карьерного роста. На рубеже ХХ-ХХ1 вв. поток абитуриентов вузов стремительно увеличился, это явилось показателем падения престижа среднего профессионального образования. Общие тенденции формирования и развития студентов ссузов отразились и в научных исследованиях того периода.
Ученые, занимающиеся изучением молодежной общности и различных аспектов, в качестве эмпирического объекта рассматривали в основном студентов вузов.
На текущем этапе развития в процессе выравнивания деформаций нашего социума, и в частности в сфере экономики, вновь появилась потребность в квалифицированных специалистах рабочих специальностей. Поддержка студентов и выпускников ссузов на сегодняшний день - одно из приоритетных направлений внутренней политики России, о чем неоднократно заявлял в своих обращениях Президент РФ Д. А. Медведев. Роль среднего специального образования в России восстанавливается. В г. Новосибирске функционирует 13 техникумов, 24 колледжа и 29 училищ, в которых обучается значительное количество молодежи. Важным остается вопрос о мировоззрении студентов ссузов, поскольку в отличие от студентов вузов срок их обучения в среднем 3-4 года, и первоочередной задачей общества, и в частности преподавательских коллективов, является формирование не только профессионально подготовленной личности, а также социально адаптированной, отчего во многом зависит перспектива ее дальнейшего развития. Необходимо выявить основные проблемы в сфере ценностного формирования представителей данной группы молодежи.
Целью данного социологического исследования, проведенного в мае 2011 г., являлось выявление основных тенденций формирования семейных и общих социальных ценностей студентов ссузов г. Новосибирска, а также их социального самочувствия.
В ходе реализации социологического исследования предполагалось выполнение ряда задач:
1) определить соотношение духовных и материальных ценностей и его корреляцию со спецификой социальной среды воспитания;
2) изучить репродуктивные установки в среде молодежи и выявить основные детерминирующие их факторы.
Важнейшим концептуальным положением исследования является представление о формировании системы ценностей в процессе как первичной социализации (ориентация на родительскую семью), так и вторичной - под влиянием специфической социальной среды (студенческий и преподавательский коллектив).
Ключевыми терминами исследования являются: ценности, ценностные ориентации, семья, родительская семья, брак, репродуктивные установки, социальное самочувствие.
В качестве эмпирического объекта исследования были выделены студенты шести ссузов г. Новосибирска. Предметом изучения явились социаль-
ные и семейные ценности, а также репродуктивные установки студенческой молодежи. В качестве метода выбран анкетный опрос. Для уточнения выборки объекта (формирования выборочной совокупности опрашиваемых) и предмета (выделения круга проблем и задач) предстоящего исследования использованы статистические данные переписи населения.
Объем выборочной совокупности составил 415 человек. По данным официального сайта мэрии г. Новосибирска, в городе насчитывается 45 средних специальных учебных заведений. Для массовых опросов были выбраны следующие ссузы: Новосибирский автотранспортный техникум; Химико-технологический колледж им. Д. А. Менделеева; Новосибирский областной колледж культуры и искусств; Новосибирский музыкальный колледж им. А. Ф. Мурова; Новосибирский педагогический колледж им. А. С. Макаренко, Новосибирский профессионально-педагогический колледж.
Квотная выборка сформирована на основании гендерного и профессионального критериев. Профессиональная направленность ссузов представлена технической, гуманитарной и творческой составляющими.
Каждый ссуз был представлен примерно 10 % студентов очного отделения от общего их количества. Для опроса студентов использовался инструментарий, разработанный по авторской методике, ранее используемый в аналогичном исследовании студентов вузов и максимально адаптированный для студентов ссузов, - анкета «Я и моя семья». Сбор информации посредством данного инструментария позволил провести сравнительный анализ двух статусных групп молодежи по ряду вопросов.
Система ценностей индивида детерминируется разными факторами, весьма значимым из которых является семья, и в частности ее социально-экономические характеристики. Студенты вузов и ссу-зов являются не только представителями разных статусных групп, а также, как показали результаты проведенного социологического исследования, выходцами из разных социальных слоев. Родите -ли большей части студентов вузов имеют высшее образование и заняты в сфере интеллектуального труда [4]. Родители студентов ссузов в большинстве своем имеют среднее специальное и среднее образование и заняты в сфере обслуживания и физического труда. Данное обстоятельство объясняет имеющиеся отличия в экономическом статусе их семей.
Среднемесячный семейный доход менее 10 тыс. руб. имеют 13,7 % семей студентов ссузов и только 5,5 % семей студентов вузов. Доход выше 40 тыс. руб. доступен 19,8 % семей, чьи дети учатся в ву-
зах, и только 8,2 % семьям студентов ссузов (см. рис. 1, 2).
40 тыс. руб и выше
Рис. 1. Соотношение категорий студентов ссузов согласно ежемесячному семейному доходу
менее 10 тыс. руб.
15-25 тыс. руб. 29,9 %
Рис. 2. Соотношение категорий студентов вузов согласно ежемесячному семейному доходу [2]
80
70
60
50
40
30
20
10
15,4
о®
<г>и
по обеим статусным группам молодежи (см. рис. 3): ценность семьи значительно выше у студентов вузов (70,1 %), среди студентов ссузов как «очень важную» ценность семью определили только 63,1 % респондентов. Следует отметить неоднозначное понимание основы семьи респондентами. Несмотря на более низкие показатели ценности семьи у студентов ссузов, 69,6 % из них полагают, что основой семьи является любовь, остальные придерживаются утилитарных взглядов, рассматривая семью прежде всего в качестве хозяйственной ячейки и защиты от обстоятельств.
Таблица 1
Значение семьи для студентов ссузов из полных и неполных семей
В чем состоит сущность семьи? Респонденты из полных семей Респонденты из неполных семей
абсол. знач. (кол-во чел.) относит. знач., % абсол. знач. (кол-во чел.) относит. знач., %
Хозяйственная ячейка 57 20,35 25 24,27
Основа любви 202 72,14 66 64
Защита от обстоятельств 12 4,28 9 8,7
Не знаю 9 3,2 3 2,9
Общий итог 280 100 103 100
Рис. 3. Сравнительное ранжирование ценностей в категории «очень важно» студентов вузов и ссузов
Уровень жизни формирует определенные потребности и их иерархию, что отображается в системе ценностей индивида. Ранжирование ценностей, которые респонденты отнесли к категории «очень важных», показало следующие результаты
Довольно значимым внутренним фактором формирования отношения к семье у респондентов является структура их родительской семьи. В ходе исследования удалось выявить дифференциацию взглядов на предназначение семьи между двумя категориями студентов ссузов: 1) студенты из полных семей; 2) студенты из неполных семей, воспитываемые одним родителем (см. табл. 1). Хозяйственная функция традиционно была и остается присущей семье, но наряду с ней выделяются и другие, приобретенные в процессе эволюции института семьи, его становления в соответствии с развитием социума. Несмотря на это, 20,35 % респондентов из первой категории и 24,27 % из второй категории рассматривают семью именно в качестве хозяйственной ячейки, что указывает на низкий уровень эмоциональной зависимости и психологической поддержки в семьях респондентов; согласно полученным данным, в большей степени это касается неполных семей. Большая часть опрошенных из обеих категорий семей все же полагают, что основой семьи является любовь. Так ответили 72,14 % студентов из полных семей и только 64 % - из неполных. Любовь в данном контексте рассматривается как любовь мужчины и жен-
щины. Поскольку семейная память респондентов из неполных семей хранит отрицательный опыт супружеских отношений их родителей и меньше воспоминаний о любви между супругами, чем семейная память полных семей, то результатом ее воздействия на последующие поколения является разное понимание основ семьи, формируемое еще и в процессе трансмиссии социальных ценностей от родителей к детям. Небольшая часть респондентов рассматривает семью как защиту от обстоятельств - 4,28 % - респонденты из полных семей,
8,7 % - из неполных.
Эмпирические исследования, проведенные в разных регионах, показывают, что ценность семьи в традиционном ее значении возросла по сравнению с периодом 1990-х гг. и семья является наивысшей ценностью. Так, опрос молодых людей в Санкт-Петербурге в 2002, 2003, 2005 гг. показал, что ценность «семья» занимает первое место во всей системе ценностей. В 2002 г. 70 %, в 2003 г. - 78 %, 2005 г. - 84 % назвали семью самой главной ценностью. В Оренбурге опросы проводились в 20032006 гг. и имели аналогичные результаты: семья в оценке респондентов явилась самой высшей ценностью [5]. В этой связи стоит отметить, что предположения сотрудников ВЦИОМ в 1998 г. о том, что в будущем ценность семьи возрастет, с которым тогда согласилось 65 % респондентов, на сегодняшний оправдались.
Второе место в системе ценностей студентов занимает ценность «любовь». Следует отметить, что очень важна любовь для 68,1 % студентов вузов и 56,86 % студентов ссузов. В этой же категории отметили ценность детей 55,7 и 49,6 % респондентов соответственно. Ценность брака заняла самую низкую позицию среди семейных ценностей, при этом следует подчеркнуть дифференцированное отношение к браку разных групп респондентов - 43 % студентов вузов и 38,3 % студентов ссу-зов. Ранжирование семейных ценностей по их значимости совпало у обеих статусных группп, при этом в численном отношении мы зафиксировали сравнительно меньшую значимость всех семейных ценностей для студентов ссузов в сравнении со студентами вузов. Здоровье для них превосходит ценность семьи. На наш взгляд, доминирование ценности «здоровье» обусловлено имеющимся социальным опытом, полученным в рамках семьи. Поскольку низкий доход, занятость родителей в сфере физического труда, отсутствие финансовой возможности для поддержки состояния здоровья (санаторно-курортное лечение) в совокупности детерминируют проблемы со здоровьем у старших членов семьи. Примечательно, что к данной категории ценностей здоровье отнесли такое же количество студентов вузов, хотя в общей шкале дан-
ная ценность занимает только третье место после ценностей «семья» и «любовь».
Ранжирование ценностей двумя статусными группами респондентов дифференцированно по ценностям образования, дружбы, материального благополучия с превосходством студентов вузов. По процентным показателям совпал выбор ценностей свободы, карьеры и власти. Несмотря на то, что студенты ссузов являются более низкой по статусу группой, такое же их количество, как и во второй группе респондентов, ориентировано на карьеру и власть. В данном случае ограниченные материальные возможности их родителей, низкий уровень жизни и отсутствие ряда возможностей выступают в качестве мотивации для достижения высокого социального статуса, основными показателями которого являются карьера и власть. Таким образом, поколение детей отрабатывает социальные ожидания родителей, в особенности это касается семей, в которых родители не достигли высокого социального статуса, не самореализовались в профессиональной сфере и стремятся восполнить упущенное в детях. Значительная часть семей студентов ссузов - 52,7 % - имеет среднемесячный доход 11-24 тыс. руб. (см. рис. 1), тогда как средняя заработная плата по Новосибирской области за январь-июнь 2011 г., по данным Министерства труда, занятости и трудовых ресурсов Новосибирской области, составила 19 214 руб., минимальный потребительский бюджет для населения области в целом на 1 августа 2011 г. - 14 877 руб. [6].
Е. В. Рождественская отмечает, что период отработки детьми социальных ожиданий родителей длится до 35 лет.
Данный фактор формирует ценностные приоритеты, чем объясняется более позднее вступление в брак и рождение детей в современном обществе. В постиндустриальном обществе молодое поколение ориентировано на достижение высокого социального статуса, при этом в качестве социального лифта используют образование.
Особого внимания заслуживает ценность «свобода», которую выделили в качестве очень важной почти одинаковое количество студентов вузов и ссузов - 53,3 и 52,28 % соответственно. Ценность «свобода» имеет разные интерпретации на уровне обыденного сознания. Как отмечал Э. Фромм, свобода может быть направлена на созидание или разрушение: «свобода для» и «свобода от» [7]. Для большинства респондентов смысл свободы состоит в возможности созидательной деятельности. Так, 81,9 % рассматривают свободу как возможность самостоятельного выбора (профессии, стиля жизни, религии и т. д), четверть опрошенных из обеих респондентских групп видят свободу в материальной независимости и творческой самореа-
лизации, 16,8 % респондентов назвали свободой моральную независимость от родителей и близких людей. Незначительная доля опрашиваемых рассматривают свободу в ее деструктивном смысле и выбрали следующие возможности ее реализации:
4,8 % - избавление от обязанностей, 3,37 % - воз-
можность не создавать свою собственную семью, 2,4 % - возможность не работать (табл. 2). Трактовка свободы большинством респондентов как «свободы для» положительно коррелирует с их ориентацией на семейные ценности, а также ценности образования, карьеры, творчества.
Таблица 2
Понимание свободы студентами
Какие возможности, на Ваш взгляд, дает человеку свобода? Абсол. знач. (кол-во чел.) Относит, знач., %
Возможность самостоятельного выбора (профессии, стиля жизни, религии и т. д.) 340 81,9
Материальная независимость 105 25,3
Творческая самореализация 104 25,06
Моральная независимость от родителей и близких людей 70 16,8
Избавление от обязанностей 20 4,8
Возможность не создавать свою собственную семью 14 3,37
Необязательный труд (возможность не работать) 10 2,4
Другое 8 1,9
Сравнительный анализ ценностей студентов вузов и ссузов показал, что ценности, формируемые в процессе явной социализации, т. е. в рамках институтов социализации (семья, трудовой коллектив и др.), по степени важности отличаются у каждой статусной группы. В частности, это семей-
ные ценности, ценность образования. В процессе латентной социализации - при включении молодежи в систему общественных отношений - формируются ценности, которые имеют практически одинаковое значение для разных статусных групп: здоровье, свобода, карьера, творчество, власть.
Список литературы
1. Чупров В. И., Зубок Ю. А. Социология молодежи: учебник. М.: Норма: ИНФРА-М, 2011. 336 с.
2. Кон И. С. Молодежь // Философ. энцикл. словарь. М., 1983.
3. Бессчетнова О. В. Роль семьи и культуры в иерархии жизненных ценностей современной студенческой молодежи: социологический аспект // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2008. Вып. 3 (77). С. 40-43.
4. Думнова Э. М. Семейные и общие социальные ценности студенческой молодежи российского мегаполиса: монография. М.: Логос, 2011. 144 с.
5. Давыдов С. А., Рогова А. М. Формирование семейных ценностей молодого поколения в период трансформации хозяйственной системы: монография. СПб.: Изд-во СПбГУСЭ, 2010. 131 с.
6. URL: http://www.dtzn.nso.ru
7. Фромм Э. Бегство от свободы. М.: Прогресс, 1995. 269 с.
Думнова Э. М., кандидат философских наук, доцент.
Новосибирский гуманитарный институт.
Ул. Советская, 23, Новосибирск, Россия, 630099.
E-mail: [email protected]
Материал поступил в редакцию 09.11.2011.
E. M. Dumnova
THE YOUTH OF MEGALOPOLIS: SOCIAL INEQUALITY AND VALUES
This article represents a sociological analysis of values in different status youth groups in Novosibirsk. It was held as a result of comparative sociological research between the students of higher and secondary education. The article examines similarity and difference in the system of values in these status groups, the role of family values on a total valuable scale is also revealed in it.
Key words: the youth of megalopolis, status group, values, family, marriage.
Novosibirsk Humanitarian Institute.
Ul. Sovetskaya, 23, Novosibirsk, Russia, 630099.
E-mail: [email protected]