Научная статья на тему 'Гендерная идентичность как фактор формирования ментальности'

Гендерная идентичность как фактор формирования ментальности Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1383
242
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕНДЕРНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / ГЕНДЕРНАЯ МЕНТАЛЬНОСТЬ / ГЕНДЕРНЫЙ ДИСПЛЕЙ / МОЛОДЕЖЬ / ЦЕННОСТИ / СОЦИОГРУППОВАЯ МЕНТАЛЬНОСТЬ / GENDER IDENTITY / GENDER MENTALITY / GENDER DISPLAY / YOUTH / VALUES / SOCIO-GROUP MENTALITY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Думнова Эльнара Михайловна, Романников Олег Дмитриевич

В статье рассматривается специфика формирования гендерной идентичности и гендерной ментальности как основы индивидуальной и социогрупповой ментальностей. На основе результатов социологического исследования, проведенного среди студентов вузов Новосибирска, проводится анализ специфики гендерной ментальности современной студенческой молодежи, выявляются особенности гендерного дисплея. Представлены выводы относительно трансформации гендерной ментальности юношей и девушек, эксплицирующейся в их аксиосфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Gender identity as a factor of mentality formation

The article considers specific character of gender identity formation and gender mentality as the foundation of individual and social-group mentality. On the basis of the results of sociological investigation, conducted among the students of Novosibirsk higher education institutions, the analysis of specificity of gender mentality of contemporary student youth is performed, peculiarities of the gender display are revealed. The results, concerning the transformation of gender mentality of boys and girls, made explicit in their value sphere, are presented.

Текст научной работы на тему «Гендерная идентичность как фактор формирования ментальности»

УДК 1:316

Э. М. ДУМНОВА О. Д. РОМАННИКОВ

Новосибирская государственная архитектурно-художественная академия

ГЕНДЕРНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ МЕНТАЛЬНОСТИ

В статье рассматривается специфика формирования гендерной идентичности и гендерной ментальности как основы индивидуальной и социогрупповой ментальностей. На основе результатов социологического исследования, проведенного среди студентов вузов Новосибирска, проводится анализ специфики гендерной ментальности современной студенческой молодежи, выявляются особенности гендерного дисплея. Представлены выводы относительно трансформации гендерной ментальности юношей и девушек, эксплицирующейся в их аксиосфере.

Ключевые слова: гендерная идентичность, гендерная ментальность, гендерный дисплей, молодежь, ценности, социогрупповая ментальность.

Гендерная идентичность формируется в рамках определенного социокультурного пространства, претерпевающего различные процессы трансформации. Результаты гендерной идентификации являются основой формирования личностной и социально-групповой ментальностей. Социокультурные изменения приводят к модификации гендерных стандартов и стериотипов в социуме. В результате чего формируется новая гендерная ментальность, которая проецируется на другие виды ментальности. Гендер является важным критерием формирования специфики ментальности отдельных социальных групп молодежи. В связи с этим весьма актуальным представляется вопрос о специфике формирования гендерной идентичности и ментальности в современном обществе.

Актуализация разноплановых гендерных исследований в России начинается именно с 90-х гг. прошлого столетия и является не менее острой на сегодняшний день. Анализ гендерных отношений в современном социуме содержится в работах И. Кона, С. Голода, Г. Силласте, И. Тартаковской, Е. Здравомыс-ловой, А. Темкиной, Н. Митрохина, Ж. Черновой, Л. Шпаковской, Ю. Градсковой, Т. Лыткиной и др.

На протяжении каждой эпохи существуют конкретные гендерные стандарты, меняющиеся сообразно духу времени, мировоззренческим и идеологическим конструктам, господствующим в обществе. Сложившиеся в советский период гендерные стандарты предполагали четкость гендерной асимметрии и соответствующий константный ролевой набор для мужчины и женщины. Изменение российского социокультурного пространства, привело к стиранию гендерной асимметрии. Трансформация гендерных стандартов оказала немалое влияние на функционирование института семьи. В эпоху коммунистической идеологии, при господстве традиционной семьи и наличии четко выраженной гендерной асимметрии, не возникало вопроса о лидерстве в семье.

Весьма значимым социальным явлением, детерминирующим новое осмысление ценностей семьи и брака, стала сексуальная революция, затронувшая российское общество, особенно молодежь и среднее поколение. Ее последствия сложно оценивать одно-

значно. Ряд исследователей, изучающих институт семьи, отмечают ее деструктивную роль, повлиявшую на падение нравов и морали в обществе, и кризис российской семьи. В контексте данного исследования мы рассматриваем роль сексуальной революции, ограничиваясь ее влиянием на гендерные роли, асимметрия которых стала не столь видимой. Инверсия гецдерных ролей привела к «феминизации» мужчин и «маскулинизации» женщин и постепенному стиранию гендерных стереотипов. Произошло выравнивание гендерных стандартов и ослабление поляризации гендерных отличий. Новые тенденции в развитии общества оказались спроецированы на отношения между полами и, в частности, на институт семьи и семейно-брачные отношения [1] «Двойной стандарт», существовавший вплоть до 90-х гг. XX в., был основой ментальной поляризации молодежи по гендерному критерию.

«Выравнивание полов» началось с переосмысления социальной роли женщины и нашло свое дальнейшее выражение в нескольких направлениях. Раскрытие новых функций сексуальности привело к изменениям брачных и репродуктивных установок молодежи. Большую ценность стал представлять про-креативный потенциал сексуальности. Изменение сексуального поведения в связи с ослаблением моральных регулятивов в обществе сблизило в социальном смысле мужчину и женщину на основе общности их ценностных ориентаций, поведенческих стереотипов и соответствующей социальной субъектности. Как отмечают исследователи гендерных отношений, анализ динамики сексуального поведения за последние 50 лет свидетельствует о «повсеместном и резком уменьшении поведенческих и мотивационных различий между мужчинами и женщинами в возрасте сексуального дебюта» [2]. Это сближение происходит на фоне общего снижения возраста сексуального дебюта (табл. 1), делигитимации сексуальных практик, изменения сценариев ухаживания, о чем пишет С. И. Голод, обозначая в целом эти социальные явления термином «сексуальный ренессанс». Сексуальную революцию следует рассматривать в контексте общего изменения соци-

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 5 (122) 2013 ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ

ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 5 (122) 2013

Динамика начала сексуальной жизни студентами последней трети XX века (% к общему числу имевших опыт) [3]

Возраст Год опроса

1965 г., 339 чел. 1972 г., 331 чел. 1995 г., 397 чел.

До 16 лет 5,3 8,2 12,1

16—18 лет 33,0 30,8 52,9

19 — 21 год 39,5 43,8 30,7

22 — 24 года 19,5 16,0 3,3

Позднее 2,7 1,2 1,2

Таблица 2

Жизненные планы юношей и девушек

Что входит в Ваши ближайшие планы? Муж. Жен.

Абсол знач. (чел.) Относит. знач.(%) Абсол. знач. (чел.) Относит. знач.(%)

Создать семью 42 32,8 161 49,3

Сделать карьеру 88 68,7 227 69,6

130 328

ального статуса женщины, как один из аспектов данного процесса.

Изменение гендерных стандартов имеет более широкую проекцию, нежели сексуальные практики. Гендерные идеалы воплощали культурные представления о мужском и женском поведении. За последние десятилетия XX в. гендерные отношения в семье изменились. Российская семья прошла путь от авторитарного к демократическому укладу, соответствующему либерально-рыночной идеологии. Авторитарность в семейных отношениях, т.е. социально-психологическое качество и стиль поведения, отражающие стремление людей максимально подчинить своему влиянию партнеров по взаимодействию и общению [4], сменилась плюрализмом — моделью поведения, когда различные группы сосуществуют бок о бок и взаимно приспосабливаются к особенностям друг друга. Одной из важных особенностей современной семьи является ее феминизация. В основу ее легло более широкое участие женщин в сфере общественного труда и выросшая материальная независимость от мужа. «Выравнивание полов» идет сразу по нескольким направлениям. В первую очередь в сторону приобретения социального статуса. Цель, к которой традиционно стремилась мужская половина человечества (женщина обретала статус лишь благодаря мужчине), сегодня стала общедости-гаемой. Из союзников мужчина и женщина превращаются в конкурентов, что, очевидно, сказывается на изменении их ролей в семье и на состоянии самой семьи как социального института.

Обозначенные тенденции в развитии взаимоотношений полов наметились в конце XX в. Каковы результаты их развития сегодня и как они повлияли на формирование ментальности современных юношей и девушек, мы выяснили в ходе эмпирического исследования студентов Новосибирска.

Выбор определенной жизненной стратегии выражает специфику гендерной идентичности как основы социальной идентификации.

Результаты исследования демонстрируют высокую степень осознания девушками своей независимости и связанные с этим ориентации на социально активную жизненную позицию, направленную на достижение успеха. Анализ полученных ответов позволил выявить высокую степень ориентированности девушек на профессиональную реализацию, связываемую ими с карьерным ростом. Экономическая независимость как желаемый результат привлекательна для большей части респонденток (69,6%). Мы выявили равную пропорцию долей юношей и девушек, в жизненные ближайшие планы которых входит карьерный рост. Относительно создания семьи показатели по двум респондентским группам расходятся. Если почти половина девушек планирует создание семьи в ближайшее время, то подобные планы имеет только треть юношей (табл. 2) 1.

Полученные данные позволяют зафиксировать сохранение традиционного гендерного стандарта у юношей и синтезированность его у девушек. Отмеченные выше тенденции трансформации женского социального стандарта в 90-е гг., сегодня не столь остро проявляются, поскольку сочетаются с поворотом к традиционным ценностям. Так, стремление девушек к развитию в сфере профессии, связано с желанием достижения экономической независимости. Это, в свою очередь, является новым фундаментом выстраивания семейно-брачных отношений, имеющих форму партнерства. Психосоциальный уровень ментальности в большей степени претерпел изменения относительно женской части молодежи. Произошла «маскулинизация» женщины в социальном плане. Респондентки предполагают совмещение семейных и профессиональных ролей.

Это получило выражение в расширении ролевого набора женщины, в связи с обновлением шкалы ее ценностных ориентаций и изменением приоритетов. Современная молодая женщина стремится обеспечить себе независимость, используя для достижения этого наиболее распространенные социальные лифты:

свобода

материальное благополучие

карьера

□ мужчины

□ женщины

11

Рис. 1. Соотношение отрицательных показателей ответов относительно урбанистических ценностей

образование и карьеру. Институт брака постепенно утрачивает роль такового, которую он традиционно выполнял. Приверженность девушек к урбанистическим ценностям, коррелирующим с высоким социальным статусом и независимостью, весьма высока.

Сравнение отрицательных ответов юношей и девушек относительно значимости ценностей, входящих в блок урбанистических (индивидуалистских), выявил их большую значимость для девушек, чем для юношей (рис. 1).

Исходя из конкретных социокультурных и исторических условий происходит выбор вектора гендерного конструирования. Каждой эпохе и определенному социальному слою присущи свои гендерные стандарты. Гендерное конструирование осуществляется по двум направлениям — в приватной и публичной сферах. Уже в советское время для интеллигенции существовал свой гендерный стандарт, в основе которого лежал синхронный подход. По поводу особенностей конструирования гендерных идентичностей в России советского периода Е. А. Здравомыс-лова и А. А. Темкина отмечают, что результатом такого гендерного конструирования явился «ква-зиэгалитарный» стереотип женственности. Мы разделяем эту точку зрения, поскольку она имеет весьма весомые аргументы, в качестве которых можно рассматривать сохранение дискриминирующих паттернов поведения относительно женщины. В их числе разделение труда на мужской и женский, сужение доступа женщин к престижным должностям и более оплачиваемым видам деятельности, доминирующая роль матери и домохозяйки.

Результаты гендерного конструирования эксплицируются на гендерном дисплее. Под термином «гендерный дисплей», введенным в научный оборот американским социологом Ирвином Гофманом, понимают социально обусловленное многообразие проявления половой принадлежности на уровне общения; основной механизм создания гендера в процессе личного взаимодействия. Гендерный дисплей проявляется в телесной особенности, символике, стиле и содержании общения [5]. Гендерный дисплей отображает особенности гендерной идентичности, сформированной в процессе гендерного конструирования. В свою очередь гендерная идентичность является результатом идентификации индивида в рамках определенной гендерной системы и детерминирует специфику личностного и группового позиционирования. Индивидуальная ментальность, а в частности, ее психосоциальный уровень обусловлен результатом гендерной идентификации и гендерными стандартами,

которые имеют свое выражение в ценностях, фреймах, поведенческих стереотипах, а также социальной субъектности. Гендерная идентичность формируется в период первичной социализации и является необходимым условием для осуществления межличностной коммуникации, в рамках которой и происходит проявление гендерного дисплея. В этой связи следует отметить взаимосвязь гендерной и социогрупповой идентичности, основанной на межличностной коммуникации. Таким образом, формирование гендерной идентичности происходит параллельно с формированием индивидуальной ментальности, что в совокупности представляется необходимым условием для реализации межличностной коммуникации, в процессе которой происходит формирование соцогрупповой ментальности и идентичности. Г ендерные стандарты меняются под влиянием социального времени, поэтому гендерный дисплей также претерпевает обновление, в чем и проявляется трансформация социогрупповой ментальности мужчин и женщин с переходом от одного исторического периода к другому.

Ментальность детерминирована не только внутренними психическими механизмами, но и социальными ожиданиями. Гендерная ментальность трансформировалась на фоне кардинальной смены системы социальных норм, ценностей и в целом мировоззренческих конструктов. Гендерную ментальность можно позиционировать как основание социогрупповой, социальной, поскольку она обуславливает специфику социальных взаимодействий, лежащих в основе социальной субъектности. В переходные кризисные периоды в развитии обществ гендерные стереотипы подвергаются трансформации, зачастую приводящей к гендерной инверсии, суть которой в переосмыслении субъектности феминности и маскулинности. Гендерная идентичность эксплицируется в формировании определенного мировосприятия и позиционирования представителя пола в этом мире. Мы разделяем точку зрения ряда современных исследователей, акцентирующих внимание на феномене андрогин-ности, который получил проявление в современных гендерных конструктах и представляет собой нечто среднее между феминностью и маскулинностью. Андрогинность определяется как «баланс, гармоничное сочетание в личности и поведении маскулинных и фемининных черт» [6].

Проведенное исследование позволило зафиксировать результаты модификации гендерного конструирования в молодежной среде. Гендерный дисплей отображает подвижки в формировании гендерной ментальности молодежи, выраженные на психосо-

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 5 (122) 2013 ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ

ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 5 (122) 2013

циальном уровне. Изменение гендерных стандартов под влиянием вестернизации привело к резкой смене социального позиционирования женщины. Этот процесс достиг своего апогея в нач. ХХІ в., утратив в современных реалиях былой максимализм. «Выравнивание полов» завершилось приобретением женщиной новых социальных функций, т.е. расширением ролевого набора, и сохранением и частичной утратой мужчинами традиционных социальных ролей. Проведенный опрос позволил зафиксировать сохранение традиционной гендерной ментальности среди юношей и ее модификацию в среде девушек. Если на рубеже XX—XXI вв. активность женщины граничила с агрессивностью, то сегодня социальное поведение девушек-студенток характеризуется активностью, сочетающейся с ориентацией на традиционные социальные роли женщины. Девушки стремятся достичь состояния социального комфорта, которое представляет реализацию ряда потребностей, наиболее важными из которых являются экономическая независимость, самореализация в публичной и приватной сферах, посредство синтеза профессиональной деятельности, супружества и материнства. Для них семейные и индивидуалистские ценности носят комплементарный характер.

Социально экономическая стабилизация российского социума способствовала движению от состояния гендерной инверсии к гендерной андрогин-ности. Результаты проведенного опроса подтверждают этот тренд в трансформации гендерной ментальности. Мнения по ряду вопросов, касающихся жизненных планов, семейного и репродуктивного поведения у юношей и девушек идентичны. Последствия изменения гендерной ментальности неоднозначны и многогранны.

Миновав переломный период в развитии, российское общество адаптирует новый социокультурный опыт к традиционному, претерпевающему стадию возрождения. Гендерная инверсия представляет собой предпосылку к коренной трансформации гендерной и социальной ментальности. Период крайностей остался в недавнем прошлом. Гендерная ментальность современной российской молодежи синтезирует традиции и новации, ставшие объективной необходимостью. Инверсия ролей рассматривается

рядом исследователей с позиции негативных последствий, проявившихся в сфере супружества, брака, семьи. Сегодня новое осмысление мужской и женской социальных ролей позволяет сохранять гендерный баланс.

Примечание

1 Сумма ответов превышает 100%, так как респонденты выбирали до 2-х вариантов ответа.

Библиографический список

1. Думнова, Э. М. Брачно-семейные установки молодежи российского мегаполиса: гендерный аспект (на примере г. Новосибирска) / Э. М. Думнова // Вестник Томского государственного университета. — 2012. — № 363. — С. 47 — 50.

2. Кон, И. Ыошо зехиаИз и современность: закончилась ли сексуальная революция? / И. Кон, А. Темкина // Гендер для «чайников»-2. — М. : Звенья, 2009. — С. 142.

3. Голод, С. И. Что было пороками, стало нравами: лекции по социологии сексуальности / С. И. Голод. — М. : Ладомир, 2005. (Русская потаенная литература). — С. 99.

4. Крысько, В. Г. Социальная психология : слов.-справ. / В. Г. Крысько. - М. : АСТ, 2001. - С. 5.

5. Словарь гендерных терминов / Под ред. к. филол. н. А. А. Денисовой. — М. : Региональная общественная организация «Восток-Запад: Женские Инновационные Проекты»: Информация XXI век, 2002. — 256 с.

6. Бердяев, Н. А. Метафизика пола и любви / Н. А. Бердяев // Эрос и личность. Философия пола и любви. — М. : Прометей, 1989. — С. 17—51.

ДУМНОВА Эльнара Михайловна, кандидат философских наук, доцент кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин.

Адрес для переписки: dumnova79@yandex.ru РОМАННИКОВ Олег Дмитриевич, кандидат исторических наук, доцент кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин.

Адрес для переписки: fkk04oleg@mail.ru

Статья поступила в редакцию 03.10.2013 г.

© Э. М. Думнова, О. Д. Романников

Книжная полка

Челпанов, Г. И. Введение в философию. С приложением вопросника и конспективного обзора истории философии / Г. И. Челпанов. - М. : Либроком, ЛКИ, КомКнига, 2013. - 584 с. - ISBN 9785-397-00962-1.

Вниманию читателя предлагается книга выдающегося русского философа и психолога Г. И. Челпанова (1862— 1936), впервые изданная в Киеве в 1905 г. В соответствии со своим пониманием задачи введения в философию (представить обзор основных философских проблем и путей их решения) автор структурирует книгу следующим образом: гносеология — онтология — космология — основные философские направления — этика —философия и религия. Челпанов критикует учение о тождестве психического и физического и отстаивает в гносеологии критический разум; метафизическую природу причинности между физическим и психическим объясняет однородностью конечных элементов бытия (монад), примыкая, таким образом, к позициям неолейбницианства. Книга будет интересна философам, психологам, историкам науки, студентам и аспирантам гуманитарных специальностей, а также всем, кого волнуют проблемы философии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.