Научная статья на тему 'Молитвенное слово В. Розанова'

Молитвенное слово В. Розанова Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
108
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛИТВА / ТЕКСТ / СЕМАНТИЧЕСКАЯ НАСЫЩЕННОСТЬ / БЕЗМОЛВИЕ / СТРОФИКА / ИНТОНАЦИЯ / ОНТОЛОГИЗМ / PRAYER / TEXT / SEMANTIC SATURATION / SILENCE / STROPHICS / INTONATION / ONTOLOGISM

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Кашина Наталия Константиновна

The word "prayer" in V. Rozanov's creativity is the key. Realizing its ontologic maintenance, the writer finds original possibilities to organize the text which anticipate opening in the XX-th century literature. The semantic status is got by intonation, a drawing, that is caused by searches of nonverbal elements in the literature of Russian modernism.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

V.ROZANOV'S PRAYFUL WORD

The word "prayer" in V. Rozanov's creativity is the key. Realizing its ontologic maintenance, the writer finds original possibilities to organize the text which anticipate opening in the XX-th century literature. The semantic status is got by intonation, a drawing, that is caused by searches of nonverbal elements in the literature of Russian modernism.

Текст научной работы на тему «Молитвенное слово В. Розанова»

5. Гумилев Л.Н. Смутное время // Гумилев Л.Н. От Руси до России. - М.: Айрис-Пресс, 2008.

6. ЗолотусскийИ.П. Гоголь. 2-е изд., испр. и доп. -М.: Мол. гвардия, 1984.

7. Пушкин А. С. Соч.: В 3 т. - СПб.: Золотой век, Диамант, 1997.

8. Скрынников Р.Г. Конец Лжедмитрия I // Три Лжедмитрия. 2-е изд. - М.: АСТ, 2003.

9. Репортаж «Поиграйте в бога» // Русский репортер. - 2011. - № 25 (203). - 30 июня - 7 июля.

10. Русский репортер. - 2011. - N° 39 (217). - 613 октября.

11. http://glavred.info/archive/2011/10/26/185315-12.html.

12. http: //goodbyelenin. ru/index/results.

13. http://imperator. spbnews.ru/nw/ceremon.html.

14. http://m-necropol.narod.ru/.

15. http://moodrost. ru/upriamstvo/zaveshchanie_ caria.html.

16. http: //skazochnikonline. ru/index/kto_budet_ okhranjat_mogilu_otca/0-2711.

УДК 1 (091)

Кашина Наталия Константиновна

кандидат филологических наук Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова

МОЛИТВЕННОЕ СЛОВО В. РОЗАНОВА

Слово «молитва» в творчестве В. Розанова ключевое. Реализуя его онтологическое содержание, писатель находит своеобразные возможности организовать текст, которые предваряют открытия в литературе XX века. Семантический статус приобретают интонация, графика, особая строфика, что обусловлено поисками невербальной стихии в литературе русского модернизма.

Ключевые слова: молитва, текст, семантическая насыщенность, безмолвие, строфика, интонация, онтологизм.

А молясь, не говорите лишнего, как язычники; ибо они думают, что в многословии своем будут услышаны; не уподобляйтесь им; ибо знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него

(Матфей 6:7-9).

«Насколько иссякает в нас сокровище веры, настолько мы начинаем тревожиться идеалами, которыми живут другие Церкви, - безбрежным развитием внутреннего чувства и субъективного мышления или заботами о судьбах человечества и его внешнем устроении. Этими заботами мы силимся наполнить пустоту, которая образуется в нашей душе с утратой веры...», - писал В. Розанов в «Легенде о Великом инквизиторе Ф.М. Достоевского» [5, с. 154]. Для самого же В. Розанова, как истинного сына своего времени, вопрос о подлинной вере был далеко не праздным. Несмотря на все перипетии пути к истинной вере, он целеустремлённо и неотступно двигался к ней.

Сменив философию «понимания» на философию «жизни», В. Розанов и в вере искал не рациональной убедительности, а непосредственного чувства. Единение с Богом наступает, по его мнению, в непосредственном обращении к Нему, в молитве. Если и раньше писатель не раз убеждал и себя, и своих читателей в том, как необходима человеку вера, то после болезни «любимого Друга», Варвары Дмитриевны, вера стала единственным его пристанищем. В этом смысле «Уединённое» есть не что иное, как погружение в религиозность.

«И вовсе я не был постоянно с Б., а она; а я -видя постоянно её с Б. - тоже угвоздился к Богу.

Впрочем, с университета (1-й же курс) я постоянно любил Его .», - пишет В. Розанов в «Опавших листьях» [6, с. 280].

Однако именно в связи с болезнью жены смерть впервые открылась как реальность, страх потерять единственно близкого человека стал доминантой в отношениях с жизнью. Именно через молитву приходит к писателю понимание значения близких людей: матери, «друга», а сама молитва становится подлинным откровением.

В письме Э. Голлербаху от 26 октября 1918 г. В. Розанов и своё литературное творчество явно соотносит с молитвой, определяя его сущность следующим образом: «“После Гоголя и Щедрина - Розанов с его молитвою’".

Ах, так вот где суть... Когда зерно сгнило, уже сгнило: тогда, на этом ужасающем “уже", горестном “уже", слёзном “уже", что оплакано и представляет один ужас небытия и пустоты, полного - становится безматериальная молитва ...

Ведь в молитве нет никакой материи Никакого нет строения Построения

Нет даже черты, точки...

Именно -Тайна-в его тайне

206

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 1, 2012

© Кашина Н.К., 2012

Чудовищной, неисповедимой.

Рыло. Дьявол.

Гоголь. Леший.

Щедрин. Ведьма.

Тьма истории.

Всему конец.

Безмолвие. Вздох.

Молитва. Рост.

“Из отрицания - Аврора, Аврора с золотыми перстами"

Ах! так вот откуда в Библии так странно, “концом наперёд", изречено: “и бысть вечер (тьма, мгла, смерть) и бысть утро - День первый". Разгадывается Религия, разгадываются построения и История.

Строение Дня...

и вместе устройство Мира.

Боже, Боже... Какие тайны. Какая судьба.

Какое утешение.

А я то скорблю, как в могиле. А эта могила и есть моё Воскресение...» [5, с. 526].

Обратим внимание: приведённый текст поместил В. Розанов в частном письме, хотя он явно предназначен для публикации. Строфика, курсивы, своеобразная пунктуация - всё говорит об особой выразительности и значимости этого текста. Графическая форма приобретает подчёркнутый семантический статус; так, отсутствие пунктуационных знаков сигнализирует об особенной семиотической напряженности.

Уже в самом начале текста (стихотворения) обращает на себя особое внимание пунктуация, а точнее - её отсутствие. В первых четырёх строках отсутствует разделение / соединение через запятую, при этом подчёркивается «безматериальность» его индивидуальной, розановской, молитвы. Смысл отсутствия знаков препинания, вероятно, в том, чтобы создать эффект ненаписанности: «Нет даже черты, точки». Отсутствие пунктуационных знаков в поэтическом тексте будет актуально у футуристов; интересно замечание С. Друговейко, из наблюдений которого над языковым знаком в поэзии постмодернизма следует, что отсутствие знаков препинания в тексте служит, в конечном итоге, возможности словоформам включаться во множество сочетаний [3]. В приведённом розановском тексте реализуется также и полная свобода молитвенного слова, никак не упорядоченного человеком, слова, которое «было у Бога». В отличие от этого тайного слова, литература, обозначенная через знаковые для Розанова имена Гоголя и Салтыкова-Щедрина, ведёт в «тьму истории», к концу самой литературы.

О высокой семиотической насыщенности творчества В. Розанова можно судить по виртуозному владению графическими и пунктуационными возможностями написанного текста:

«ЕГИПЕТ

.мерцания, мерцания, мерцания...

.. .не вижу и вижу, не вижу...

.туман, небо, облако...

... если начало жизни...

.les origins de la vie.

...initia vitarum ...

.сокровища жития .»

Текст этот является сложным семантическим единством. В приведённом фрагменте строки объединены одним формальным приёмом: многоточие в начале и в конце каждой из них. Следует отметить также присутствие в нём французской фразы (происхождение жизни - «les origins de la vie») и латинской (начало жизни - «initia vitarum»). Отсутствие привычной упорядоченности и последовательности синтаксиса необходимо для того, чтобы передать изначальное состояние мира, а слова «мерцание», «туман», «небо», «облако» делают совершенно оправданной строчку «.не вижу и вижу, не вижу и вижу.», но именно в этом первоначальном хаосе и мерцают «.сокровища жития .».

Затем идёт чёткая, и даже жёсткая, синтаксическая структура, подчёркнуто-графичная:

«Всё это если БОЖЕСКОЕ,

- то и

ОН БОГ НАШ

Вечно ЖИВ, вечно СУЩ .

.........................[7, с. 291 -292].

Графическая семантика выражает невербальную многоуровневую реальность текста. Первый уровень: мерцающий хаос с чужим, иноязычным, обозначением идеи начала и происхождения жизни; второй уровень: признание Вечносущего Бога, где графически закрепляется ритм и интонация фрагмента (переносы строки - паузы, заглавные буквы -утверждающая интонация); третий уровень: отточие, обозначающее отсутствующие четыре строки, -пауза, преобразование внешней речи во внутренний жест.

Парадокс В. Розанова, восприятия его произведений, заключается в том, что он ничего не скрывает от своего читателя, а наоборот, предельно откровенен, до обнажённости откровенен, творчество его - это бесконечное «минус-художественность» с декларацией отсутствия каких-либо скрытых приёмов в текстах. Он, действительно, уходит от привычного материала, воплощения в материале литературы своего сокровенного, тайного слова. При этом логично предположить, что сама обнажённость стала в его творчестве особым стилевым приёмом.

В анализируемом фрагменте из письма Голлер-баху развёрнут отчётливый внутренний сюжет -движение к молитве: умирание слова (Гоголь, Щед-

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 1, 2012

207

рин) - безмолвие - вдох-молитва. За молитвой приходит созидание Мира: «Рост», «Строение Дня. и вместе устройство Мира». Так, очевидно, происходит и рождение новой формы: умирание литературы - безмолвие - обретение сакрального слова, а уже потом - рождение новой литературы. В Молитве живёт изначальное Слово, которое обретается через Безмолвие. Есть только онтологическое слово - оно и составляет тайну В. Розанова. Предчувствие этой тайны читаем у Тютчева в «Silentium»: Молчи, скрывайся и таи И чувства и мечты свои -Пускай в душевной глубине Встают и заходят оне Безмолвно, как звезды в ночи, -Любуйся ими - и молчи [8, с. 61].

В поэзии А. Фета, не раз цитируемого В. Розановым, условно выделяется небольшой цикл стихотворений, микроцикл, посвящённый молитве [9, с. 230-231]. В первом стихотворении «Владычица Сиона, пред тобой.» произносится молитва, а сам акт молитвы указан в точных обстоятельствах: икона с изображением Владычицы Сиона, перед ней зажжена лампада. Но слова «Всё спит кругом, -душа моя полна Молитвою и сладкой тишиною» излишне декларативны. «Ты мне близка .» - пытается убедить поэт читателя, да и самого себя, в интимной возвышенности своей молитвы, но истинным содержанием стихотворения является драматизм отношений героя и его избранницы. В следующем стихотворении точно означен предмет обращений - «Мадонна». В нём предпринята попытка постичь духовную суть образа Марии через произведения Рафаэля, повторяющая опыт А. Пушкина: О, как душа стихает вся до дна!

Как много со святого полотна

Ты шлёшь, мой бог с пречистою Мадоной!

По свидетельству Г Чулкова о Фете, «в идее Бога он всегда исходит от себя, от человека. Субъективно-идеалистическое представление о Боге определяет его веру и внутренний опыт» [10, л. 7]. Именно этот опыт и представлен поэтом в стихах, опыт прозревающей души.

И, наконец, сама молитва «Ave Maria». На первый взгляд, поэт повторяется, вновь обращаясь к Святой Марии. Но повторение это кажущееся. Начало и финал пути различны: напыщенности, внешней торжественности первого стихотворения противопоставлены искренность и естественность последнего. Оба стихотворения начинаются обращением, но если в первом - это помпезное «Владычица Сиона», то во втором - более мягкое «Ave Maria». Отличаются стихотворения и по интонации: первое достаточно энергично, строки неровны: «О нет! Прости влиянию недуга!» - они звучат довольно жёстко (много односложных слов, часты стыки согласных: пред, покорною, счастлива, с другим, избранным). Второе стихотворение - уединенная мо-

литва, его действительно достаточно только прошептать. Это стихи, способные стать молитвой, обращенной к Богоматери, а слова «душу проникла твоя благодать» воспринимаются как истинное откровение, к которому стремился автор.

В розановской молитве оживает изначальное СЛОВО, которое проходит очищение через безмолвие. В данном случае пунктуация помешала бы ритмической организации текста, навязав ему интонацию перечисления, значительно упрощающую текст. Авторское «невмешательство» в данном случае не упорядочивает в иерархическом подчинении, а сохраняет одноранговую независимость обретаемых слов.

Поиски невербальной стихии в литературе русского модернизма продолжают наметившуюся в XIX веке традицию. Стоит вспомнить афористичные строки русской поэзии, чтобы понять, насколько актуальна эта тема была уже тогда:

«Мысль изреченная есть ложь» (Ф. Тютчев) «Как беден наш язык.» (А. Фет)

«О, если б без слова

Сказаться душой было можно» (А. Фет)

Во втором коробе «Опавших листьев» В. Розанов возмущался невниманием издателей Пушкина к его слову: «Есть дар слушания голосов и дар видения лиц при чтении. Ими проникаем в душу человека.

Не всякий умеет слушать человека. Иной слушает слова, понимает их связь и связно на них отвечает. Но он не уловил “подголосков”, теней звука “под голосом”, - а в них-то, и притом в них одних, говорила душа.

Голос нужно слушать и в чтении. Поэтому не всякий “читающий Пушкина” имеет что-нибудь общее с Пушкиным, а лишь кто вслушивается в голос говорящего Пушкина, угадывая его интонацию, какая была у живого» [6, с. 196-197].

В собственном творчестве В. Розанов формализовал «подголоски» через графику и строфику текста. Эти невербальные средства не просто дополняют восприятие текста, а участвуют в его смыслооб-разовании на равных со словом - мысль становится не только изреченной, но и воплощённой. Уместно сослаться в этой связи на исследование М. Виро-лайнен, заметившей: «Каждый текст о чём-нибудь молчит, и зона его молчания суть та область, которая взывает к усилиям герменевтическим» [2, с. 11]. Подобные герменевтические усилия, погружения в недра слова характерны для всего творчества В. Розанова.

В. Бибихин, обратившись к опыту постижения внутренней формы слова от Потебни к Флоренскому, сокрушался о том, что мы далеко не всегда можем знать историю и родство слова: «Но и когда не знаем, слово манит, уводит нас за собой, заставляет догадываться. Следовать за кривыми его смысла нам редко хватает смелости; мы отшатываемся, как пе-

208

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 1, 2012

ред чем-то сырым, первобытным, заветным» [1, с. 41]. Розанов в этом отношении был человеком отважным. Он глубоко чувствовал, ощущал жизнь слова. Не случайно Г. Почепцов назвал писателя семи-отиком-практиком [4]. Любопытно в этой связи ро-зановское признание, связанное с годами учёбы: «Александр Петрович, побрякивая цепочкой часов, остановил меня в коридоре:

- Розанов, у вас ни одной этимологической ошибки. < .> Но синтаксис . невозможный .» [6, с. 147]. Даже если помнить, что в XIX веке этимология не преподавалась как самостоятельный предмет в современном значении, являлась составной частью «Грамматики», элементы этимологического анализа были освоены ещё с гимназических лет. Однако В. Розанов не ограничивался лексическим значением слова, фонетика и графика для него отнюдь не менее значимы. Его молитвенное слово с наибольшей силой реализует свою многоуровневую насыщенность.

Библиографический список

1. Бибихин В. В. Внутренняя форма слова. - СПб.: Наука, 2008.

2. Виролайнен М.Н. Речь и молчание: сюжеты и мифы русской словесности. - СПб.: Амфора, 2003.

3. Друговейко С.В. Синкретизм языкового знака в поэзии постмодернизма // Вестник СПбГУ. Сер. 2. - 2000. - Вып. 2 (№3). - С. 58-61.

4. Почепцов Г.Г. История русской семиотики до и после 1917 года. - М.: Лабиринт, 1998.

5. Розанов В.В. Мысли о литературе / вступ. статья, сост., комментарии А. Николюкина. - М.: Современник, 1989.

6. Розанов В.В. О себе и жизни своей. - М., 1990.

7. Розанов В.В. Собр. соч. Возрождающийся Египет / под общ. ред. А.Н. Николюкина. - М.: Республика, 2002.

8. Тютчев Ф.И. Сочинения: В 2 т. Т. 1. Стихотворения / подгот. текста и коммент. К. Пигарева; вступит. ст. Л. Кузиной и К. Пигарева. - М.: Худож. лит., 1984.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Фет А.А. Стихотворения и поэмы / вступ. ст., сост. и примеч. Б.Я. Бухштаба. - Л.: Сов. писатель, 1986.

10. Чулков Г.И. Судьба Фета. - РГАЛИ, ф. 548, оп. 1, д. 212.

УДК 13

Лаврикова Ирина Николаевна

кандидат философских наук Тверской филиал Московского университета МВД России

і^ vriko va @rambler. ш.

СИСТЕМА ПРАЗДНИЧНОГО ДЕЙСТВА: ФЕНОМЕН ПРИОБЩЕНИЯ

Как показывает практика и подтверждает теория, праздничное действо — это один из наилучших механизмов культуры, способствующих объединению людей. Таким образом, праздник может активно использоваться в качестве планового агента социализации и инкультурации.

Ключевые слова: методология праздника, свободное время, досуг, элемент культуры, власть, воспитание личности, теория смеха.

Как показывает практика и подтверждает теория, праздничное действо - это один из наилучших механизмов культуры, способствующих объединению людей, а в некоторых случаях даже и их единению. Проживание празднующими именно этого состояния собственно и является основополагающей задачей массового политического праздника. Таким образом, праздник может активно использоваться в качестве планового агента социализации и инкультурации.

Аргументируя сказанное, необходимо учтем, что сама праздничная церемония может стать причиной, инициатором перемен внутри самого действа и способна радикально поменять ранее запланированный сценарий его развития, то есть объединить людей под иными лозунгами и призывами. Такова природа праздничного действа, и именно так срабатывает закладываемая в праздник случайность,

именно так реализуется его способность быть «зам-кнутым-на-самого-себя», накопившаяся в каком-то закрытом от постижения человеком предельном объеме и «выплеснувшаяся» в небудничные человеческие отношения, организовав-повернув течение праздника в иное русло.

Надо полагать, что особенно на политическом празднике, вовлекающем в себя огромные людские ресурсы, именно баланс планового и случайного будет влиять на развитие процесса. Указанная дихотомия, скорее всего, воплотиться как минимум в два сценария. Предположим первый путь развития праздничных отношений - это вмешательство правительства, сопровождающееся полным арсеналом средств, удерживающих праздник в «нужном» формате или «правильных» границах. В случае иного сценария, максимально раскрываются, развиваются те компоненты праздничного события, из-за ко-

© Лаврикова И.Н., 2012

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 1, 2012

209

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.