УДК 323.15
И. В. Урсаки, В. Р. Атнашев
МОЛДАВСКО-ПРИДНЕСТРОВСКИЙ КОНФЛИКТ И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА СОВРЕМЕННУЮ ПОЛИТИКУ РЕСПУБЛИКИ МОЛДОВА
Началом конфликта между Приднестровьем и Молдовой принято считать 1989 год, когда начались споры вокруг Закона о государственном языке, к лету 1992 года он достиг своего апогея и перерос в настоящую войну, и, хотя кровопролитие удалось остановить, сейчас конфликт остается одной из острейших нерешенных дипломатических проблем на постсоветском пространстве.
Приднестровская Молдавская Республика (ПМР) - яркий пример территории со сложной идентичностью. Исторически эта территория была расположена в пограничной области между Российским государством и Османской империей. Приднестровье представляет собой ворота на пути из Восточноевропейской равнины на Балканы и в Южную Европу.
История Приднестровского конфликта и его причины
Для того чтобы лучше понять суть конфликта, обратимся к истории более подробно.
История Молдавии начинается с Молдавского княжества -государства, существовавшего в Х1У-Х1Х веках. В своих самых больших масштабах территория Молдавии включала Бессарабию и ограничивалась на севере и северо-востоке Днестром, на юге - Черным морем и регионами Добруджи и Валахии, на Западе - Трансильванией. То есть Молдавское княжество включало в себя современную Молдову, северо-восточную часть Румынии, а также Буковину, сейчас находящуюся в составе Украины. Приднестровье же исторически никогда не было его частью [1].
С XVI века Молдавское княжество попадает в зависимость от Турции, а 11 декабря 1861 года Молдавское княжество, объединившись с Валахией в новое государство - Румынию, - прекратило своё политическое существование [1].
В 1918 г. после оккупации Бессарабии румынскими войсками провозглашается ее воссоединение с «исторической родиной». Левобережье Днестра остается за Советской Россией.
В 1940 году после пакта Молотова-Риббентропа и разграничения сфер влияния в восточной Европе с Германией советское правительство выдвигает Румынии ультиматум с требованием безоговорочного возврата СССР Бессарабии и Северной Буковины. 28 июня 1940 г. войска Красной Армии занимают эти территории. В соответствии с принятым в августе того же года решением Верховного Совета СССР, в границы образованной Молдавской ССР включаются и районы Приднестровья. Молдавская АССР упраздняется, а большая ее часть входит в состав новой Молдавской союзной республики.
Все эти действия показывают, что уже при образовании Молдавской ССР к ней были присоединены территории, населённые преимущественно не молдаванами и исторически никогда не входившие в ее состав. В советское время Приднестровью уделялось особое внимание. На этой территории создается большой военно-промышленный потенциал республики. В советское время регион процветал и имел сильную власть центра, ситуация была спокойной и благополучной.
Начавшаяся в середине 1980 политика перестройки привела к повышению социальной активности населения страны.
В Молдавии активизировались силы, которые призывали к объединению Румынии и Молдавии. В начавшемся процессе, можно было видеть политику румынизации всего населения республики Молдова. В 1989 году было объявлено о том, что на 13-й сессии Верховного Совета МССР будет обсуждаться проект закона о государственном языке, в котором предусматривалось ведение делопроизводства исключительно на молдавском языке. Население Приднестровья остро отреагировало на данное заявление, и выступило за введение в Молдавии двух государственных языков - молдавского и русского.
5 июня 1990 года Верховный Совет Молдавской ССР устанавливает новое название государства - Республика Молдова, в этом же месяце принимается декларация о государственном суверенитете республики [2]. В ответ на данные действия местные органы управления Приднестровья и Гагаузии проводят референдум по вопросам функционирования языков.
Результатом референдума на территории Приднестровья официальными языками провозглашаются молдавский, украинский, русский, а в Гагаузии - молдавский, гагаузский и русский. 19 августа того же года свою независимость провозглашает Гагаузия, а 2 сентября на II Чрезвычайном съезде депутатов всех уровней Приднестровья была образована Приднестровская Молдавская Советская Социалистическая Республика в составе СССР.
После августовских событий 1991 г. в Москве, 27 августа 1991 г. Молдавия провозглашает выход из состава СССР. В декабре были проведены президентские выборы, которые выиграл кандидат от Народного фронта Мирча Снегур. Тогда же начались первые столкновения между сформированной приднестровской гвардией и молдавскими силовыми структурами. В марте 1992 года противостояние между Тирасполем и Кишиневом принимает форму вооруженного конфликта. Кровопролитие удается восстановить при непосредственном участии России и Украины. 21 июля в Москве между президентами России и Молдавии, в присутствии главы Приднестровья было подписано соглашение «О принципах урегулирования вооружённого конфликта в Приднестровском регионе Республики Молдовы» [3].
В ходе событий лета 1992 года в Бендерах погибло 489 человек, из которых 132 - мирные жители, 5 - дети. Ранены 1242 человека, из которых 698 - мирные жители, 18 - дети. Пропали без вести - 87 человек. Впоследствии 40 человек умерли от ранений.
Причиной данного конфликта, прежде всего, послужил процесс «перестройки» и приватизация промышленных мощностей советских республик. В Приднестровье было сконцентрировано около 40% промышленных мощностей МССР, которые после распада Советского Союза переходили к руководителям нового государства.
Приднестровье при получении автономного государственного статуса получает полный независимый контроль над данными секторами. Большое влияние на население ПМР естественно оказывало направление Молдавии на сближение с Румынией, как и принятие закона о языках, переход на латинскую графику письма, принятие национального флага, идентичного румынскому триколору, пропаганда в СМИ и активизация сил,
направленных на румынизацию молдавского общества, и непринятие культуры национальных меньшинств.
Все это не устраивало общество Приднестровья, которое в свою очередь обратилось за помощью к СССР, оставив флаг МССР и отказавшись подчиняться решениям новоизбранного правительства Молдовы и провозгласив русский и молдавский языки равнозначными. Завершилось это противостояние провозглашением автономной Приднестровской Молдавской Республики.
Процесс урегулирования конфликта
С конца 1992 г. между Кишиневом и Тирасполем начался прямой диалог при посредничестве России и Украины, к которому с апреля 1993 г. активно подключилась миссия Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) в Молдавии.
Одним из важных шагов в процессе урегулирования конфликта стало подписание 8 мая 1997 года в Москве меморандума «Об основах нормализации отношений между Республикой Молдова и Приднестровьем» [4]. Свои подписи в присутствии председателя ОБСЕ поставили президенты России, Украины, Молдавии и лидер Приднестровья. Также было сделано совместное заявление, подтвердившее намерения сторон строить свои отношения в рамках общего государства в границах Молдавской ССР на январь 1990 г.
Молдавские власти часто упрекали и обвиняли Россию в ее помощи Приднестровью, направленной на урегулирования этого конфликта. Миротворческие силы России, и их присутствие в Приднестровье не нравились властям Молдавской республики. Вследствие чего Молдова избрала тактику вовлечения международных организаций в разрешение данного конфликта. Например, Молдова обратилась к странам-членам ОБСЕ с просьбой оказать содействия в выводе российских войск с территории Приднестровья. После этого данный вопрос обсуждался на специальной встрече стран-членов ОБСЕ в 1999 году в Вене. В свою очередь, Российская Федерация и Приднестровье выступили категорически против интернационализации процесса урегулирования данного конфликта.
В 2001 году в Кишиневе прошли досрочные парламентские выборы, победу на которых одержали коммунисты, получившие конституционное большинство. В результате к власти в Молдове пришел президент Владимир Воронин, заявивший о более тесных отношениях с Россией. Президент заявил, что такие отношения важны для обеспечения Молдовы лучшими перспективами разрешение конфликта и восстановление экономики.
С другой стороны, в 2003 году Россией был разработан и предложен проект мирного урегулирования конфликта на основе единого государства с федеративным устройством. Данный проект предполагал «асимметричную» федерацию, направленную на воссоединение страны. Однако данный проект так и не был реализован. Президент Молдовы заявил, что «не подпишет данный меморандум, пока он не будет согласован с ЕС и ОБСЕ» [5]. Данные заявление не были реализованы, и в итоге привели к провалу в подписании данного документа.
С одной стороны, такой отказ объясняется крупным митингом, проведенным в те дни в Молдове, на котором общественность выступила против российского плана урегулирования конфликта. Но с другой стороны, все же во многом отказ может объясняться давлением, оказываемым западными странами и международными организациями. Последние были крайне не согласны с российским планом, предполагавшим широкую политическую автономию Приднестровья и 30-летнее присутствие Российских войск в регионе. В этом вопросе Молдова выступает за унитарное государство с предоставлением автономии Приднестровью, в то время как ПМР, по меньшей мере, выступает за конфедерацию, а в идеале - за независимость.
Все это подтверждает стратегическую важность региона и очевидные столкновения геополитических интересов ЕС и России.
Политические партии в Республики Молдова
Досрочные выборы в Парламент Молдавии XX созыва состоялись 30 ноября 2014 года. На них победу одержала Партия социалистов Республики Молдова (ПСРМ), получив 20,51% голосов и 25 мандатов. Также в парламент прошли: Либерально - демократическая партия Молдовы (ЛДПМ) - 20,16% голосов и 23 мандата, Партия коммунистов
Республики Молдова (ПКРМ) - 17,48% голосов и 21 мандат, Демократическая партия Молдовы (ДПМ) - 15,80% голосов и 19 мандатов и Либеральная партия (ЛП) - 9,67% голосов и 13 мандатов [6].
1. Партия социалистов Республики Молдовы - левая оппозиционная политическая партия в Молдавии. Партию возглавляет депутат парламента Молдовы Игорь Додон [7].
На очередных парламентских выборах 30 ноября 2014 года Партия социалистов занимает первое место, набирая 20,51 % голосов граждан. В Парламенте РМ ХХ созыва Партия социалистов представлена самой многочисленной фракцией - 25 депутатов (на настоящий момент 24 депутата). Практически сразу после выборов председатель партии Игорь Додон заявил, что Партия социалистов не намерена становиться частью олигархической и евроунионистской власти, и уходит в оппозицию.
29-30 января 2015 года фракция Партии социалистов отправляется в полном составе в Москву по приглашению «Справедливой России», с которой у ПСРМ налажено сотрудничество. Впервые в истории Молдовы фракцию одной из молдавских партий принимают в полном составе на столь высоком уровне. В рамках визита прошла встреча со спикером Государственной Думы РФ Сергеем Нарышкиным, совместное заседание фракций ПСРМ и фракции «Справедливой России», встречи в думских комитетах. 30 января фракция ПСРМ принимает участие в пленарном заседании Госдумы РФ. Сергей Нарышкин представляет социалистов как главного и надежного партнера РФ. Депутаты Госдумы стоя приветствуют молдавских социалистов аплодисментами. Идеологией партии считается демократический социализм. Нередко партию называют «пророссийской».
2. Либерально-демократическая партия Молдовы -правоцентристская политическая партия в Молдавии. Образована 8 декабря 2007 года. Партию до 15 октября 2015 года возглавлял Владимир Филат [8].
Партия позиционирует себя в качестве оппозиции по отношению к Партии коммунистов Республики Молдова, Христианско-демократической народной партии и Демократической партии Молдовы. Входит в состав правящей коалиции. На парламентских выборах 2014 года ЛДП заняла второе место, получив 20,16% голосов и 23 мандата в парламенте.
15 октября 2015 года, после снятия депутатской неприкосновенности с Влада Филата и обвинениями его в коррупции и выводе денег из государственного бюджета Молдовы, он сложил с себя полномочия председателя ЛДПМ. Идеологией партии считается либеральный консерватизм. Входит в коалицию проевропейского правления.
3. Партия коммунистов Республики Молдова - одна из ведущих политических партий Молдавии. С 1998 по 2014 год являлась самой крупной партией в составе молдавского парламента. В 2001-2009 годах находилась у власти в стране, обладая большинством мест в парламенте. Находится в оппозиции к правящей коалиции. Единственная коммунистическая партия в странах бывшего СССР, сумевшая стать правящей. С момента основания партии (1993 год) ее возглавляет Владимир Воронин [9]. На парламентских выборах 2014 года ПКРМ получила 17,48% голосов и 21 мандат в парламенте. Программа партии состоит в приверженности ценностям коммунизма и интернационализма. До 2001 года, партия активно проводила политику сближения с Россией. В дальнейшем находясь, долгое время у власти, в их деятельность стало включаться интеграция и сближение с Евросоюзом. Входит в состав Европейской партии европейских левых.
4. Демократическая партия Молдовы - одна из крупнейших партий Молдавии. Партию возглавляет Мариан Лупу [10]. На парламентских выборах 2014 года ДПМ получила 15,80 % голосов и 19 мандатов в парламенте. Программа партии состоит в приверженности ценностям социал-демократии. Партия отстаивает базовые социал-демократические ценности - свобода, равенство прав и возможностей, солидарность, демократия, соблюдение прав граждан, человеческое достоинство, социальная справедливость, недопустимость любых форм дискриминации, социальное партнерство. Входит в коалицию проевропейского правления.
5. Либеральная партия - правоцентристская политическая партия Молдовы. Ранее партия носила название Партия реформ и до 2005 года была близка к христианским демократам [11]. На парламентских выборах 2014 года ЛП получила 9,67 % голосов и 13 мандатов в парламенте. Идеологией партии считается либерализм. До 2013 года была участником альянса «За европейскую интеграцию».
В 2015 году новая политическая сила активизируется в Молдавии и уже сентябре 2015 в Кишенёве оппозиционная «Наша партия», которую возглавляет мэр города Бельцы Ренато Усатый, на протяжении нескольких недель проводит протесты, требуя отставки правительства.
В 2015 году происходит борьба внутри проевропейской политической элиты, этим смогли воспользоваться «леворусские» силы - социалисты Игоря Додона (крупнейшая фракция в парламенте) и «Наша партия» Ренато Усатого (была бы крупнейшей партией в парламенте, если бы ее допустили до выборов). Опросы общественного мнения показывают, что население разочаровалось в идее евроинтеграции, и в случае досрочных парламентских выборов к власти могут прийти Додон и Усатый.
Движение за объединение Румынии и Молдавии
Важной проблемой в современной политики Молдавии остается вопрос объединения Румынии и Молдовы. В первую очередь такое объединение сразу же повлечет за собой полное отделение Приднестровья от Молдовы. В совместной деятельности унианистов Молдавии и Румынии вырабатывается программа, направленная на синхронизацию программ проведения правительствами обеих стран экономической, территориально-административной, социальной и других реформ, а также унификация церкви, армии и государственных структур.
Унионисты (приверженцы единого государства Молдавии в составе Румынии) занимаются пропагандой своей программы и в среднем два раза в год, проводят свои акции. В парламенте данная сила имеет не больше 7 процентов парламентских мест.
Несмотря на это, тесные связи Молдавии и Румынии (являющейся членом Европейского Союза) имеют крепкие основания и дружбу. Так, часто происходят ситуации, при которых выходцам из Молдавии выдаются Румынские паспорта. Официальные власти Румынии особо поддерживают официальный Кишинев в его стремлениях войти в ЕС. Хотя такие предложения из Румынии, которая является беднейшей страной ЕС, можно считать не совсем благополучными. Румыния продолжает испытывать трудности с интеграцией, и, как следствие, её граждане продолжают оставаться объектами дискриминации. Несмотря на то, что граждане Румынии могут ездить в ЕС без виз, выдача разрешений для свободного
трудоустройства там, для них не предусмотрено, и предоставление продолжает откладываться на неопределенный срок.
По этой причине официальные представители Молдовы хотят попасть в Евросоюз именно напрямую через Брюссель, а не через Бухарест, продвигающий идеи унионизма.
Отношения между Молдавией и Европейским союзом (ЕС) в настоящее время регулируются Европейской политикой соседства (ЕПС), инструментом внешней политики ЕС в отношении соседних с ним стран, а также соглашение о партнерстве и сотрудничестве между ЕС и Молдовой.
Европейский союз развивает всё более тесные взаимоотношения с Молдавией, стремясь к постепенной экономической интеграции и углублению политического сотрудничества. В 2005 году ЕС открыло свое представительство в Кишиневе, которое в частности так же занимается разрешением конфликта в Приднестровье.
Стратегический приоритет Молдавии на сегодняшний день, это членство в Европейском союзе. Данный приоритет кроме многочисленных заявлений и подписаний соглашений о сотрудничестве и прочем (которые не имеют ничего общего с членством в ЕС, в ряды которых стремится Молдова) никак не реализуется. 27 июня 2014 года состоялась церемония подписания соглашения об ассоциации. Сейчас идёт процесс ратификации данного договора.
Республика Молдова активно участвует в процессе вступления страны в ЕС. Основные препятствия на пути к членству в организации являются бедность страны и неопределенность политического статуса Приднестровья.
Перспективы разрешения конфликта
На волне «перестройки» и приватизации, а также возгорания националистических интересов на всех просторах Советского Союза, возник Молдавско-Приднестровский конфликт. В нем, преследуя свои политические и экономические цели, правительства Молдавии и Приднестровья столкнулись в борьбе за автономию и наследство СССР, которое большей частью находилось на территории ПМР.
Отличным поводом для Приднестровья потребовать автономии стал процесс румынизации населения, ставящий остро лингвистический фактор, который, в принципе, можно было, и обойти, но это было не выгодно руководящей элите. В связи с этим, объединяя население
584
Приднестровья всеми возможными культурно-историческими узами, правительство бросило силы на резкое военное противостояние, а в последствие - на закупоривание конфликта, что крайне удобно для политической и экономической элиты региона.
В свою очередь экономическое положение Республики Молдова остается на данный момент очень сложным. Большинство граждан республики озабочены поиском источника дохода. По меньшей мере, 600 тысяч граждан Молдавии находится на заработках за пределами своей страны, уезжая на заработки главным образом в Россию, и страны ЕС (Италия, Румыния, Португалия и другие). На сегодняшний день в Молдавии проходят крупнейшие за последнее время антиправительственные выступления: жители республики устали от бесперспективности в стране и тотальной коррупции, что в свою очередь делает Молдавию беднейшей страной в Европе. Последнее события, привело население в шок и усилило протестные выступления. Из молдавских банков в офшоры вывели почти 1 млрд. долларов (около 12,5% ВВП страны).
Но в последний год в связи с политическими событиями на Украине, Киев стал поддерживать Кишинев в установлении экономической блокады Приднестровья. «С 2016 года вся продукция, которая пойдет в ЕС, будет считаться продукцией неизвестного происхождения и облагаться дополнительными тарифами, после чего наши товары просто станут неконкурентоспособными», - заявил замминистра иностранных дел Приднестровья Игорь Шорников [12].
По мнению некоторых исследователей, главным препятствием в разрешении Приднестровского конфликта является слабость молдавской демократии и молдавской государственности в целом. Решение приднестровской проблемы нельзя связывать с проблемой вывода российских войск с территории Приднестровья, что часто делается официальными властями Молдовы и в последнее время новыми властями Украины. Это разные проблемы, и если отделить их, то можно было бы найти пути их решения.
Таким образом, приднестровский конфликт, зародившийся в конце 80- х годов прошлого века, и сейчас далек от разрешения. Хотя в большинстве случаев между простыми гражданами Молдавии и Приднестровья нет межнациональных, этнических, религиозных или
585
других форм вражды. Население обоих берегов свыклось с мыслью о расколе страны, и эта проблема находится на периферии общественного внимания.
Камень преткновения - государственно-правовой статус Приднестровья. В разрешении данного вопроса заинтересованы обе стороны, и чем дольше затягивается решение конфликта, тем труднее его решать.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК:
1. Малахов В. Логика Приднестровского конфликта / Информационно-аналитический центр / Экспертная оценка - URL:http://ia-centr.ru/expert/3445/ (дата обращения: 21.10.15).
2. Декларация о суверенитете ССР Молдова. Принята Верховным Советом ССР Молдова 23 июня 1990 года.
3. Соглашение о принципах мирного урегулирования вооруженного конфликта в Приднестровском регионе Республики Молдова 21 июля 1992 года.
4. Меморандум об основах нормализации отношений между Республикой Молдова и Приднестровьем 8 мая 1997 года -URL:http://polit.ru/article/2006/03/23/memorand/ (дата обращения: 23.10.15).
5. Воронин предлагает вернуться к "Меморандуму Козака" - URL: http://enews.md/articles/view/2568/ (дата обращения: 20.10.15).
6. Парламент Молдавии - URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/Парламент_Молдавии (дата обращения: 24.10.15).
7. Партия социалистов Республики Молдова - URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/ Партия_социалистов_Республики_Молдова (дата обращения: 24.10.15).
8. Либерал-демократическая партия Молдовы-URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/ Либерал-демократическая_партия_Молдовы (дата обращения: 24.10.15).
9. Партия коммунистов Республики Молдова - URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/ Партия_коммунистов_Республики_Молдова (дата обращения: 24.10.15).
10. Демократическая партия Молдовы - URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/ Демократическая_партия_Молдовы (дата обращения: 24.10.15).
11. Либеральная партия Молдовы - URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/ Либеральная_партия_(Молдавия) (дата обращения: 24.10.15).
12. Как спасать Приднестровье? // Эксперт - URL: https://expert.ru/expert/2015/43/kak-spasat-pridnestrove/ (дата обращения: 23.10.15).