Научная статья на тему 'ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС В МОЛДОВЕ ПОСЛЕ ПРЕЗИДЕНТСКИХ ВЫБОРОВ: ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ'

ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС В МОЛДОВЕ ПОСЛЕ ПРЕЗИДЕНТСКИХ ВЫБОРОВ: ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
365
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИТОГИ ПРЕЗИДЕНТСКИХ ВЫБОРОВ / ДОСРОЧНЫЕ ПАРЛАМЕНТСКИЕ ВЫБОРЫ / КОНСТИТУЦИОННЫЙ И ПОЛИТИЧЕСКИЙ КРИЗИС / ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРИОРИТЕТЫ ВНОВЬ ИЗБРАННОГО ПРЕЗИДЕНТА

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Лавренов С. Я.

В статье рассматриваются основные тенденции развития политической и экономической ситуации после президентских выборов, первоначальные действия М. Санду, приведшие к конституционному и политическому кризису; анализируются перспективы разрешения политического конфликта в республике в условиях ухудшающейся социально-экономической обстановки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POLITICAL PROCESS IN MOLDOVA AFTER THE PRESIDENTIAL ELECTIONS: TRENDS AND PROSPECTS

The article examines the main trends in the development of the political and economic situation after the presidential elections, the initial actions of M. Sandu, which led to the constitutional and political crisis; analyzes the prospects for resolving the political conflict in the republic in the context of the deteriorating socio-economic situation.

Текст научной работы на тему «ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС В МОЛДОВЕ ПОСЛЕ ПРЕЗИДЕНТСКИХ ВЫБОРОВ: ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ»

ПОЛИТОЛОГИЯ

УДК 323. 1

DOI: 10.12345/2311-6412_2021_1_4 С.Я. ЛАВРЕНОВ,

доктор политических наук, профессор, заведующий отделом Молдавии и Приднестровья Института стран СНГ

Адрес: Российская Федерация, 119180, г. Москва, ул. Б. Полянка, д. 7/10, стр. 3

E-mail: [email protected]

Ключевые слова:

итоги президентских выборов, досрочные парламентские выборы, конституционный и политический кризис, внешнеполитические приоритеты вновь избранного президента

ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС В МОЛДОВЕ ПОСЛЕ ПРЕЗИДЕНТСКИХ ВЫБОРОВ: ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Аннотация

В статье рассматриваются основные тенденции развития политической и экономической ситуации после президентских выборов, первоначальные действия М. Санду, приведшие к конституционному и политическому кризису; анализируются перспективы разрешения политического конфликта в республике в условиях ухудшающейся социально-экономической обстановки.

15 ноября 2020 г. по итогам второго тура выборов президентом Молдовы была избрана М. Санду, набрав 57,74% (И. Додон - 42,25%) голосов [8]. Президентская кампания харак-

теризовалась ожесточенным противоборством противостоящих сторон. В первую очередь это было связано со стремлением проевропейской оппозиции взять реванш на президентских

выборах, воспользовавшись сложной социально-экономической ситуацией в стране. Призыв Додона наложить временный мораторий на политическую борьбу в период эпидемии услышан не был. Лидеры оппозиции не упускали ни одного промаха правительства, с тем чтобы подвергнуть его резкой критике.

В частности, оппозиция потребовала от правительства субсидировать техническую безработицу, возникшую из-за введения карантина, и в течение трех месяцев оплачивать работникам 75% от базовой зарплаты — требование, которое являлось невыполнимым для молдавского бюджета, но отвечало социальным ожиданиям населения [30]. Популистский характер носил призыв М. Санду ввести тотальное тестирование населения Молдовы, что, по мнению специалистов, являлось не только дорогостоящим, но и бесполезным занятием.

Фактически на стороне оппозиции выступил Конституционный суд, приостановивший в апреле 2020 г. пакет антикризисных мер, принятых правительством под свою ответственность. Таким образом, политическая оппозиция, воспользовавшись трудностями, с которыми столкнулось молдавское правительство в борьбе с эпидемией, всячески стремилось подорвать шансы И. Додона переизбраться на второй срок.

Факторами, повлиявшими на поражение И. Додона, стали беспрецедентно высокий уровень голосования молдавской диаспоры, проживающей на Западе, — около 245 тыс. чел., которые в большинстве своем прого-

лосовали за Санду [10]. Что касается Додона, то ему не удалось в должной мере мобилизовать своих сторонников в России. Во втором туре голосования президентских выборов здесь приняли участие около 14 тыс. чел., из которых большинство проголосовало за Игоря Додона [7]. В Приднестровье в выборах приняли участие свыше 31 тыс. чел. (из 247 тыс. имеющих молдавские паспорта), из которых за Додона проголосовали 85,8% голосов [17].

В общем исходе выборов немаловажное значение имела поддержка Санду лидером «Нашей партии» Р. Усатым, набравшим в первом туре 17% голосов [28]. Умелое использование командой Санду социальных сетей позволило ей мобилизовать значительную часть населения, прежде всего молодежь. Применение различных PR-технологий с акцентом на «коррупционность» ближайшего окружения Додона, его связи с В. Плахотнюком, получение личных экономических выгод от открытия Россией рынка на ввоз молдавской сельхозпродукции также оказали существенное влияние на исход выборов. Для подобной масштабной информационной кампании финансовых и организационных ресурсов партии Санду было явно недостаточно — за ней стояла мощная информационная индустрия Запада, прежде всего Румынии. В общем исходе выборов немаловажное значение имела поддержка Санду лидером «Нашей партии» Р. Усатым, набравшим в первом туре 17% голосов [28].

Несмотря на щедрые популистские обещания, президентство Санду не

сулит ничего хорошего молдавскому обществу, поскольку будет сопровождаться болезненными и далеко не всегда оправданными реформами. В бытность министром образования в 2015-2017 гг. Санду запомнилась тем, что отменила обязательный характер

Первые шаги М. Санду

Уже первые заявления в качестве президента М. Санду привели к обострению политической напряженности в обществе. Среди них:

— о необходимости вывода российских войск из Приднестровья (вначале имелась в виду оперативная группа российских войск), но затем прозвучал призыв о переформатировании российской миротворческой миссии в гражданскую под эгидой ОБСЕ [22];

— о проведении досрочных парламентских выборов, поскольку, по мнению Санду, нынешний состав парламента представлен преимущественно коррупционерами, «людьми Плахотнюка»;

— об отставке правительства И. Кику, якобы провалившего борьбу с пандемией и не способного самоочиститься от коррупции [23].

Подобные скоропалительные заявления вызвали естественное противодействие со стороны политической оппозиции. Умелое политическое маневрирование партии социалистов и их союзников поставило Санду в сложное положение. Достаточно неожиданным для нее стала добровольная отставка правительства И. Кику. Санду рассчитывала сохранить в составе переходного правительства ключевых министров

изучения русского языка в учебных заведениях страны. Под предлогом оптимизации при ней было закрыто 113 школ, значительная часть детских домов и школ-интернатов, уволены тысячи педагогов и обслуживающего персонала.

на посту президента

его кабинета (министра здравоохранения, труда и социальной защиты Вио-рику Думбрэвяну, министра финансов Сергея Пушкуца и министра экономики Анатола Усатого), с тем чтобы возложить на них ответственность за те трудности, который переживает страна в условиях экономического спада и коронавирусной эпидемии. Однако министры вслед за главой кабинета И. Кику предпочли уйти в отставку.

Санду ничего не оставалось, как назначить временным премьер-министром Аурелиу Чокоя (министра иностранных дел в правительстве И. Кику) и обновить основной состав кабинета. За короткий срок пребывания на посту министра иностранных дел Чокой отличился тем, что заключил между Молдовой и Великобританией соглашение о стратегическом партнерстве.

Попытка Санду с наскоку добиться роспуска молдавского парламента оказалась неудачной. Поражение Додона на президентских выборах не привело к изоляции социалистов в парламенте, создавших временную коалицию с фракцией партии Шора и рядом независимых депутатов.

По их инициативе 3 декабря парламент Молдавии проголосовал за

возвращение Службы информации и безопасности (СИБ) под парламентский контроль, тем самым ограничив полномочия президента [11]. Одновременно парламент отказался предоставить территорию бывшего Республиканского стадиона в центре Кишинева под строительство американского посольства.

В последующие дни Додон при опоре на депутатов-социалистов стал в форсированном порядке реализовы-вать свои не выполненные в период президентства обещания. 4 декабря депутаты парламента Молдавии в первом чтении проголосовали за возвращение русскому языку статуса языка межнационального общения и возвращение в полном объеме российских теле- и радиопрограмм [12].

Законопроекты вызвали ожидаемую негативную реакцию западных структур. В ЕС назвали непрозрачным состоявшееся голосование по законопроектам. Поддержку Запада Санду подкрепила давлением улицы. 6 декабря несколько тысяч ее сторонников собрались на площади Великого Национального собрания, требуя роспуска парламента.

Несмотря на угрожающие действия вновь избранного президента, парламент продолжил свою законотворческую деятельность. 16 декабря 2020 г. в окончательном чтении был принят закон о функционировании языков, в соответствии с которым во взаимоотношениях с органами государственной власти, а также с предприятиями и организациями языком устного и письменного общения является государственный язык и/или русский язык

как язык межнационального общения по выбору граждан. На русский язык должны были переводиться все названия производимых в стране товаров и услуг, продаваемых лекарств, а также таблички государственных и общественных учреждений.

Был аннулирован ранее принятый закон о порядке возврата украденного миллиарда долларов, возлагавший на граждан финансовую нагрузку по возврату средств, которые были выделены Нацбанком обанкротившимся Banca de Economii, Unibank и Banca Sociala. Это позволило бы сэкономить примерно 600 млн лей, которые планировалось направить на нужды сельского хозяйства страны [18].

Сразу в двух чтениях парламент поддержал законодательную инициативу социалистов об отмене закона о постепенном увеличении пенсионного возраста с 62 до 63 лет для мужчин и с 57 до 63 для женщин, принятого парламентом в декабре 2016 г.

Были утверждены также два из трех законов «гагаузского пакета» [13]. Поправки к закону об административно-территориальном устройстве РМ ввели особый уровень управления для Гагаузской автономии, предоставляю -щий гагаузским властям право менять границы населенных пунктов и районов внутри автономии. Второй проект ввел в закон о местном публичном управлении положение о специальном статусе для органов управления автономией. 17 декабря парламентом были приняты проекты главных финансовых законов страны на будущий год: о бюджете, бюджетно-налоговой политике, бюджете государственного

социального страхования и фондах обязательного медицинского страхования.

18 декабря И. Додон в качестве уходящего президента промульги-ровал ряд из принятых парламентом законов. Ответом сторонников Санду стал запрос в Конституционный суд, где они настаивали на необходимости опротестовать ранее принятые законы под предлогом нарушения регламента при их голосовании. Конституционный суд Молдовы благожелательно отреагировал на этот запрос, приостановив ввод в действие большинства из принятых молдавским парламентом законов.

В своем стремлении получить реальные властные полномочия (а это возможно только при наличии парламентского большинства в результате досрочных выборов) Санду попыталась добиться согласия Конституционного суда на возможность самороспуска парламента двумя третями голосов (что не предусмотрено Конституцией). Столь очевидное пренебрежение Основным законом вынудило даже лояльный к Санду Конституционный суд вынести отрицательное заключение. В этих условиях президенту ничего не оставалось, как вернуться на конституционный путь и предложить парламенту кандидатуру премьер-министра.

11 февраля 2020 г. в парламенте Молдовы состоялось голосование по кандидатуре премьер-министра Н. Гаврилицы (вице-председателя партии «Действие и солидарность» (PAS)), выдвинутой президентом М. Санду. При этом ни Санду, ни Гаврилица не

скрывали, что их подлинной целью является провальное голосование в парламенте, с тем чтобы создать условия для проведения досрочных парламентских выборов.

За Гаврилицу не проголосовал ни один из депутатов — случай беспрецедентный в истории молдавского парламента. В тот же день по инициативе социалистов было сформировано парламентское большинство из депутатов фракций партии социалистов, партии «Шор», Pentru Moldova (созданной из перебежчиков из фракции Pro Moldovа и демпартии), а также трех независимых кандидатов (всего 54 человека), которое выдвинуло в качестве альтернативной кандидатуру М. Дурлештяну (экс-посла Молдовы в Великобритании и экс-министра финансов в правительстве З. Гречаной) [6]. Согласно решению Конституционного суда от 6 августа 2020 г. в случае выдвижения кандидатуры премьер-министра парламентским большинством президент обязан представить ее кандидатуру для утверждения в парламенте [15]. Однако М. Санду отказалась выполнять решение КС и вновь выдвинула Гаврилицу.

Подобный политический ход вызвал ряд последствий. Во-первых, депутаты-социалисты направили в Конституционный суд запрос о попытке узурпации власти со стороны Санду. Во-вторых, недоговороспособность Санду привела к сплочению даже прежде враждовавших парламентских фракций: ПСРМ (36 мандатов), Платформы DA (11), ДПМ (11), Pro Moldova (7), ряда независимых депутатов, которые могут сформировать

внушительное парламентское большинство.

В парламенте прозвучали заявления о проведении процедуры импичмента Санду. Однако это маловероятно. Процедура импичмента включает ряд труднопреодолимых этапов: инициирование процедуры третью депутатов; принятие решения квалифицированным большинством (67 депутатами); вынесение решения на референдум, где за него должны проголосовать столько же, сколько было отдано голосов за Санду на президентских выборах (57,74%), плюс один голос.

Таким образом, противостояние Санду и парламента перешло в горячую фазу. В отличие от публичной риторики реальные события показали нежелание большинства депутатов лишаться досрочно своих мандатов (очередные парламентские выборы должны пройти в 2023 г.) без всяких гарантий получить их вновь. Согласно соцопросам, если бы выборы состоялись в ближайшее время, то шансы пройти в парламент имели бы партия социалистов, «Действие и солидарность» (PAS), «Наша партия» Р. Усатого, партия «Шор» и демократическая партия.

Главным рычагом, с помощью которого Санду намеревается переломить политическую ситуацию в свою пользу, станет попытка проведения судебной реформы, активным сторонником

которой является ее союзник Р. Усатый. Оба поддержали идею создания так называемого антикоррупционного трибунала [27]. Формальной целью реформы является усиление борьбы с коррупционерами, на самом деле — устранение политических оппонентов с помощью компромата. Не исключено, что с этой целью на должность генпрокурора будет предложена кандидатура европейского прокурора. Эта идея, в частности, продвигается представителями проевропейских партий. Так, вице-председатель «Платформы DA» Игорь Мунтяну в конце декабря 2020 г. высказался не только за приглашение европейского прокурора, но и за активизацию сотрудничества с GRECO (организацией Совета Европы по борьбе с коррупцией), Министерством финансов США и прокурором ЕС Лаурой-Кодруцей Ковеши (близкой подругой Санду. — Авт.) [9].

Таким образом, провозгласив себя гарантом «народного единения», М. Санду, на самом деле, усугубила конфликтные процессы в обществе на фоне дальнейшего ухудшения социально-экономической обстановки.

На сегодняшний день в Молдове сложилось своего рода двоевластие, когда вновь избранная в качестве президента М. Санду лишена реальных полномочий, а расчеты на то, что парламент под впечатлением ее победы займет пропрезидентскую позицию, не оправдались.

Внешнеполитические приоритеты Санду

Внешнеполитические акции Санду свидетельствуют о ее намерении переориентировать вектор внеш-

ней политики Молдовы в пользу коллективного Запада, тем самым нарушив хрупкий разновекторный

баланс, сложившийся при Додоне. Об этом свидетельствуют первые зарубежные встречи Санду: с президентом Румынии К. Йоханнисом 29 декабря 2020 г., с президентом Украины В. Зеленским 12 января 2021 г., с высшими функционерами ЕС 19 января 2021 г., с президентом Франции Э. Макроном 5 февраля 2021 г.

Особую роль при этом занимают отношения Молдовы и Румынии. Сделанные лидерами двух государств заявления в ходе официального визита 29 декабря 2020 г. румынского лидера К. Йоханниса свидетельствуют об их намерении к ускорению стратегического сотрудничества в различных сферах жизнедеятельности (энергетике, дорожной и железнодорожной инфраструктурах, коммуникациях и др.), конечной целью которого может стать создание неформальной конфедерации. Не случайно М. Санду по итогам визита заявила, что «мы вступаем в новый этап двустороннего сотрудничества» [16].

В последние годы Румыния во внешнеторговом обороте Молдовы уверенно заняла первое место, вкладывая в Молдову значительные прямые инвестиции. Бухарест активно осваивает также информационное пространство Молдовы с целью формирования прорумынского общественного мнения в Молдове. Взаимодействие Бухареста и Кишинева развивается и по военной линии. В 2016 г. между Румынией и Молдовой был подписан договор о военном сотрудничестве, чем было положено начало постепенной интеграции вооруженных сил двух стран. В этом заинтересованы прежде всего США, рассматривающие

Румынию в качестве одного из своих форпостов на Балканах. В мае 2016 г. в Румынии на базе «Девеселу» была развернута американская батарея ПРО (THAAD) [21], в январе 2021 г. американцы разместили на авиабазе «Кымпия — Турзий» в Румынии (на модернизацию которой потратили 40 млн долл.) разведывательно-ударные беспилотники MQ-9 Reaper [1].

Свой первый официальный визит 12 января 2021 г. в качестве президента Санду совершила в Киев. Среди вопросов, обсуждавшихся на встрече с Зеленским, — проблема безопасности региона и взаимодействие по ускорению евроинтеграции соответствующих стран. Фактически оба лидера подтвердили готовность присоединиться к продвигаемой Вашингтоном идее о создании на антироссийской основе оси Варшава — Бухарест — Кишинев — Киев с дальнейшим подключением к ней прибалтийских республик. Цель коалиции — активное противодействие политике России на восточноевропейском пространстве и Балканах. Пока же Молдова, Грузия и Украина намерены углублять сотрудничество в рамках Восточного партнерства — проекта, запущенного ЕС в 2009 г. с целью максимального сближения с рядом постсоветских республик, при этом не гарантирующего их вступление в Европейский союз.

Ближайшей целью совместных действий Кишинева и Киева может стать усиление давления на Приднестровье. Санду заявила, что у нее есть некий план по урегулированию приднестровского конфликта: «Мы хотим продолжить меры по сближе-

нию людей с обоих берегов Днестра. Мы должны сделать так, чтобы люди с левого берега Днестра в один прекрасный день увидели, что качество жизни на правом берегу лучше. Надо, чтобы все люди захотели решения этого вопроса. И конечно, мы должны бороться с контрабандой и коррупцией» [26].

На деле это будет означать попытку усиления ограничительных мер против Приднестровья с целью нагнетания социальной напряженности в республике, противопоставления руководства и населения непризнанной республики. Одновременно будет продолжаться политика по фактическому блокированию молдавской делегацией деятельности Объединенной контрольной комиссии (ОКК). Параллельно с Кишиневом давление на российский миротворческий контингент в Приднестровье усилит Киев, рассматривающий его как угрозу безопасности для Украины.

Подобная политика получит поддержку администрации Дж. Байдена и руководства НАТО, развитие отношений с которой станет одним из приоритетов внешней политики Санду, несмотря на формально нейтральный статус государства. Симптоматично, что ряд молдавских экспертов, в частности Виорел Чиботару и Виктор Жосу, оценивают устремления Молдовы в НАТО как «приоритетные» [29]. Чиботару, в частности, подчеркнул, что Конститу-

цию Молдова принимала в 1994 г., когда в мире была совершенно иная геополитическая конъюнктура, соответственно, с его точки зрения, нейтральный статус Молдовы явно устарел.

Что касается российско-молдавских отношений, то Санду ограничилась заявлениями о том, что она выступает за конструктивные отношения с Россией. «Конструктивность» в ее интерпретации должна выражаться в восстановлении молдавского экспорта в Россию, решении вопроса социальной защищенности трудовых мигрантов, работающих в России, а также урегулировании проблемы приднестровского конфликта. При этом Санду уже поставила под сомнение целесообразность участия Молдавии в ЕАЭС, подчеркнув, что для республики достаточно действующего договора о свободной торговле со странами СНГ [24].

В целом зависимость Санду от западных структур потребует от нее выполнения взятых на себя обязательств: ускорения движения Молдовы в сторону Запада, усиления давления на российскую миротворческую миссию, внедрения в стране западных ценностей (мультикультурализма, доктрины толерантности, легализации ЛГБТ и др.). Но для реализации этих целей Санду необходимо лояльное прозападное большинство в законодательном органе.

Социально-экономическая обстановка

Сложная эпидемиологическая обстановка, ставшая беспрецедентным вызовом для молдавской экономики,

вызвала спад в экономике Молдовы. Из-за последствий эпидемии падение ВВП Молдовы в 2020 г. составило свыше 3% [2].

Особенно неблагополучное положение сложилось в аграрном секторе Молдовы (объем экспорта продукции здесь снизился на 30—50%), что было усугублено засухой прошлого года и изношенностью ирригационных сооружений.

По оптимистичным экспертным оценкам, молдавская экономика сможет восстановиться до предэпи-демиологического уровня лишь через два — три года (при условии крупных внешних заимствований).

Еще одним ударом для молдавского бюджета стало возвращение на родину значительного числа трудовых мигрантов, работавших за рубежом (порядка 200—250 тыс.) [25], что привело к сокращению денежных переводов, составляющих значимую статью республиканского бюджета.

Стабилизировать макрофинансо-вую ситуацию Кишиневу удалось лишь благодаря внешним займам и кредитам (Совета Европы, МВФ, Международной ассоциации развития, Румынии и т.д.). Помимо макрофи-нансовой помощи Молдова получила существенную гуманитарную помощь от России, ЕС (в первую очередь Румынии), КНР, Турции и других стран. Тем не менее государственный бюджет на 2021 год был принят с большим дефицитом, который вновь предполагается покрывать за счет финансирования из внешних источников — займов, а также за счет средств от приватизации государственного имущества. Однако политика внешнего заимствования имеет свои пределы, обусловленные нестабильной политической и экономической ситуацией

в стране. Этой ситуацией постарается воспользоваться Румыния, с тем чтобы еще больше привязать Молдову.

Едва ли не единственным шансом для Санду удержать свой относительно высокий рейтинг и выиграть досрочные парламентские выборы в случае их проведения является договоренность с западными структурами о предоставлении крупных кредитов, разработке своего рода «плана Маршалла» для Молдовы, предполагающего серьезные инвестиции в экономику страны.

С неизбежными вызовами столкнутся торгово-экономические отношения с Россией. После длительного периода стагнации, связанной с подписанием Кишиневом соглашения об ассоциации с ЕС (без проведения предварительных консультаций со структурами СНГ, к зоне свободной торговли которого Молдова присоединилась в 2011 г.), внешнеэкономические связи Молдовы с Россией активизировались в период президентства И. Додона. Это выразилось в увеличении объемов взаимной торговли: с 2016 по 2020 г. товарооборот между Россией и Молдавией вырос примерно на 23% [5]. На российский рынок поставлялась, в основном на беспошлинной основе, молдавская сельхозпродукция (свыше 50% от общего объема [20]).

При Додоне оживились также российско-молдавские бизнес-связи. Среди перспективных проектов — запуск производства стройматериалов и расширение возможностей Башкирско-молдавского торгового дома [3]. Важным событием в экономической жизни страны стало бы открытие на

территории Республики Молдова «АгроХаба» — совместного проекта, предполагающего помимо прочего создание сертификационного центра по оценке качества молдавской сельхозпродукции, что существенно облегчило бы ведение внешней торговли. Развитие российско-молдавских отношений тем более важно для Кишинева, что, несмотря на сокращение объема внешнеторгового оборота по сравнению с 2014 г., РФ остается одним из крупнейших торговых партнеров республики. В настоящее время доля России во внешней торговле Молдавии составляет около 11% (второе место по объемам экспорта и импорта) [4]. Переводы молдавских трудовых мигрантов из России составляют более 20% общего объема денежных средств, получаемых из-за границы [14].

Руководствуясь доброй волей, Россия продлила до 31 марта 2021 г. беспошлинный режим торговли для молдавского экспорта. Готовятся также к подписанию межправительственные соглашения о социальном обеспечении трудовых мигрантов, взаимном признании образования, квалификаций и ученых степеней, а также по переводу в практическую плоскость пакета межведомственных документов в области здравоохранения и культуры.

Однако торгово-экономические отношения России и Молдовы подвержены существенному влиянию политического фактора, о чем свидетельствует история с российским кредитом в 200 млн евро, выделенным Молдове в апреле 2020 г. [19]. Это кредитное соглашение стало своего рода спусковым крючком для размора-

живания западного финансирования. Вслед за этим МВФ принял решение о выделении кредита Молдове в размере 235 млн евро, 52,9 млн евро Кишинев получил за счет кредитных ресурсов Международной ассоциации развития. Макрофинансовую помощь (100 млн евро) молдавские власти получили от Совета Европы.

Если условия выделения западных кредитов не вызвали каких-либо дебатов в молдавском парламенте, то вокруг российского кредита возникла полемика относительно условий его предоставления: доступа российских компаний к государственным тендерам в Молдове, возможной консолидации долгов по этому соглашению в качестве государственных и др. В итоге в июне 2020 г. Конституционный суд наложил запрет на получение российского кредита. Предвзятость Конституционного суда видна невооруженным глазом. По сравнению с заимствованиями от западных структур процентная ставка 2% годовых для российского кредита выглядела символической.

Тем не менее Молдова сохраняет объективную зависимость от российского рынка, в том числе в сфере прямых инвестиций. Привлекательность Молдовы для иностранных инвесторов остается низкой вследствие нестабильной политической ситуации, недоверия к молдавской коррумпированной судейской системе и банковскому сектору. Инвестиционное сотрудничество в Молдове развивается в основном в рамках тех проектов, которые были начаты еще в прошлом десятилетии.

Молдово-приднестровские отношения

Общая угроза, связанная с распространением коронавирусной эпидемии, не привела к росту взаимопонимания между Кишиневом и Тирасполем. Временное закрытие границы Украиной на приднестровском участке с целью сдерживания пандемии коронавируса (были закрыты основные погранпункты в Кучурга-не, Болгане и Платоново, действовал лишь КПП в Паланке) рассматривалось в Кишиневе как предпосылка для усиления давления на ПМР.

На КПП простаивали закупленные для нужд Приднестровья лекарственные препараты российского и украинского производства. Был заблокирован ввоз компьютерного и телекоммуникационного оборудования, под предлогом того, что эта продукция имеет якобы двойное назначение. Агентство по безопасности продуктов питания РМ ужесточило процедуру ввоза ветеринарной и фитосанитарной продукции в ПМР, включая средства защиты растений, что нанесло серьезный ущерб аграрному сектору ПМР.

Действия Кишинева стали продолжением долговременной политики по установлению контроля над приднестровским импортом со стороны украинско-приднестровской границы. Совместный молдавско-украинский контроль приднестровских экспортно-импортных операций начал реализовываться с 31 мая 2017 г. При этом до сих пор не решен вопрос о номенклатуре допускаемых товаров.

В любом случае приднестровские экономические агенты должны регистрироваться в Агентстве государственных услуг РМ.

Следующий этап предполагает введение паспортного контроля. В начале 2020 г. молдавские власти приняли решение временно отложить его реализацию. Можно ожидать, что при М. Санду этот вопрос будет актуализирован.

Долговременным фактором ухудшения отношений между Молдовой и Приднестровьем является нежелание Кишинева выполнять взятые на себя обязательства в рамках Берлинского протокола (подписан 3 июня 2016 г.), впоследствии дополненных Венским (2017 г.) и Римским (2018 г.) протоколами.

Речь идет о создании Кишиневом условий для предоставления услуг в сфере связи и телекоммуникаций; налаживании межбанковского взаимодействия; прекращении уголовных дел в отношении должностных лиц Приднестровья; обеспечении участия в международном дорожном движении транспортных средств из Приднестровья; установлении механизма гарантий исполнения договоренностей; обеспечении использования за рубежом дипломов о высшем образовании, выдаваемых в Приднестровье.

В ходе эпидемии Кишинев заблокировал на территории Приднестровья системы Visa и Master Card.

Заключение

Таким образом, сложившаяся политическая ситуация в республике свидетельствует о том, что Запад при помощи Санду настроен на то, чтобы взять Молдову под свой контроль, встроить Кишинев в ось Украина — Румыния — Польша с подключением прибалтийских республик на антироссийской основе. В подобной ситуации вероятно усиление давления на Приднестровье вплоть до провокаций. Это обусловливает неизбежность нараста-

ния политической напряженности в республике в ближайшей перспективе, учитывая, что население Молдовы по-прежнему разделено фактически поровну на сторонников евроинте-грации и сближения с Евразийским союзом.

В подобной ситуации российская политика в отношении Кишинева должна быть увязана в первую очередь с его действиями в отношении Приднестровской Молдавской Республики.

Список литературы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Американские БПЛА MQ-9 Reaper размещены в Румынии на постоянной основе // URL: https://topwar.ru/178766-amerikanskie-bpla-mq-9-reaper-razmescheny-v-rumynii-na-postojannoj-osnove.html (дата обращения: 10.02.2021).

2. В 2020 году ВВП Молдовы упадет минимум на 3% // URL: https://glas.md/ru/ ekonomika/5822-v-2020-godu-vvp-moldovy-upadet-minimum-na-3.html (дата обращения: 15.02.2021).

3. Васнецов: дружба наших народов — опора для развития межгосударственных связей // URL: https://news.myseldon.com/ru/news/index/245314337 (дата обращения: 11.02.2021).

4. Васнецов: Россия инвестирует в открытие «АгроХаба» на территории Молдовы // URL: https://aif.md/vasnecov-rossija-investiruet-v-otkrytie-agrohaba-na-territorii-moldovy/.

5. Додон: Молдавия наращивает темп экономического сотрудничества с Россией // URL: https://eadaily.com/ru/news/2020/10/01/dodon-moldaviya-narashchivaet-temp-ekonomicheskogo-sotrudnichestva-s-rossiey (дата обращения: 05.02.2021).

6. Дурлештяну подтвердила свое выдвижение на пост премьера // URL: https:// ru.sputnik.md/politics/20210212/33607192/durleshtyanu-podtverdila-svoe-vydvizhenie-na-post-premera.html (дата обращения: 17.01.2021).

7. Какими могли быть результаты выборов без голосования диаспоры? // URL: https://noi.md/ru/obshhestvo/kakimi-mogli-byti-rezulitaty-vyborov-bez-golosovaniya-diaspory (дата обращения: 17.01.2021).

8. Майя Санду победила на выборах в Молдове: что известно о новом президенте // URL: https://tj.sputniknews.ru/politics/20201116/1032279934/mayya-sandu-pobeda-vybory-prezident-moldova.html (дата обращения: 17.01.2021).

9. Мунтяну: нам нужно пригласить европейского прокурора, который займется резонансными делами // URL: https://gagauzvedomosti.md/2020/12/18/muntyanu-nam-nuzhno-priglasit-evropejskogo-prokurora-kotoryj-zajmetsya-rezonansnymi-delami/ (дата обращения: 17.01.2021).

10. Названы три причины поражения Додона на выборах в Молдавии // URL: https:// yandex.ru/turbo/vz.ru/s/news/2020/11/16/1070748.html (дата обращения: 18.02.2021).

11. Парламент Молдавии урезал полномочия президента // URL: https://www. interfax.ru/world/739801 (дата обращения: 17.01.2021).

12. Парламент Молдавии утвердил в I чтении закон о статусе русского языка // URL: https://www.m24.ru/news/za-rubezhom/03122020/144150?utm_source=yxnews&utm_ medium=desktop (дата обращения: 18.02.2021).

13. Парламент принял два из трех «гагаузских» законов // URL: https://ru.sputnik. md/politics/20201216/32916194/parlament-prinyal-dva-iz-trekh-gagauzskikh-zakonov.html (дата обращения: 17.01.2021).

14. Переводы от трудовых мигрантов из России в десять раз превышают внешнюю помощь // URL: https://yandex.ru/turbo/ng.ru/s/cis/2019-08-04/5_7640_moldavia.html (дата обращения: 19.02.2021).

15. Президент Молдавии не может выдвигать премьера без согласия парламента — КС // URL: https://eadaily.com/ru/news/2020/08/06/prezident-moldavii-ne-mozhet-vydvigat-premera-bez-soglasiya-parlamenta-ks (дата обращения: 19.01.2021).

16. Президент Румынии впервые за пять лет посетил Молдову с официальным визитом. Об этом сообщает «Рамблер» // URL: https://news.rambler.ru/world/45527898/?utm_ content=news_media&utm_medium=read_more&utm_source=copylink (дата обращения: 17.01.2021).

17. Приднестровцы поддержали Додона на выборах президента Молдавии с результатом 85% // URL: https://iz.ru/1087552/2020-11-16/pridnestrovtcy-podderzhali-dodona-na-vyborakh-prezidenta-moldavii-s-rezultatom-85 (дата обращения: 18.01.2021).

18. Проект отмены Закона о миллиарде получил заключение Специализированной комиссии // URL: https://noi.md/ru/politika/proekt-otmeny-zakona-o-milliarde-poluchil-zaklyuchenie-specializirovannoj-komissii (дата обращения: 17.01.2021).

19. Россия выделила Молдове кредит в 200 млн евро // URL: https://www.fondsk. ru/news/2020/04/19/rossia-vydelila-moldove-kredit-v-200-mln-evro-50670.html (дата обращения: 11.02.2021).

20. Россия держит слово: продлен беспошлинный экспорт для Молдавии // URL: https://eadaily.com/ru/news/2020/12/28/rossiya-derzhit-slovo-prodlen-besposhlinnyy-eksport-dlya-moldavii (дата обращения: 05.02.2021).

21. Румыния вступила в войну на нашей стороне. Введена в эксплуатацию база американской ПРО в Девеселу // URL: https://lenta.ru/articles/2016/05/12/deveselu/ (дата обращения: 19.01.2021).

22. Санду выступила за вывод российских войск из Приднестровья // URL: https:// tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/10128729?nw=1606869949000 (дата обращения: 17.01.2021).

23. Санду выступила за отставку правительства Молдавии // URL: https://tass.ru/ mezhdunarodnaya-panorama/10110729 (дата обращения: 17.01.2021).

24. Санду ставит под сомнение участие Молдавии в ЕАЭС // URL: https://eadaily. com/ru/news/2020/12/01/sandu-stavit-pod-somnenie-uchastie-moldavii-v-eaes (дата обращения: 13.02.2021).

25. Трудовые мигранты тысячами едут в Молдову // URL: https://www.fondsk.ru/ news/2020/03/28/trudovye-migranty-tysjachami-edut-v-moldovu-50477.html/ (дата обращения: 07.02.2021).

26. У Майи Санду есть план по урегулированию приднестровского конфликта // URL: https://news.mail.ru/politics/44773552/ (дата обращения: 11.02.2021).

27. Цэрану: Предлагаю создать Национальный антикоррупционный трибунал // URL: https://point.md/ru/novosti/politika/tseranu-predlagaiu-sozdat-natsional-nyi-antikorruptsionnyi-tribunal (дата обращения: 17.01.2021).

28. Эксперт: Санду не победила бы без голосов Усатого // URL: https://news-front. info/2020/11/16/ekspert-sandu-ne-pobedila-by-bez-golosov-usatogo/ (дата обращения: 17.01.2021).

29. Эксперты оценили устремления Молдовы в НАТО как «приоритетные» // URL: https://point.md/ru/novosti/politika/eksperty-otsenili-ustremleniia-moldovy-v-nato-kak-and-34-prioritetnyeand-34 (дата обращения: 18.02.2021).

30. PAS предлагает правительству выплачивать 75% зарплаты работникам, которые останутся без работы в течение следующих трех месяцев // URL: https://avtonomia. md/2020/03/29/pas-predlagaet-pravitelstvu-vyplachiva (дата обращения: 17.01.2021).

S.YA. LAVRENOV,

Professor,

head of the Department of Moldova and Pridnestrovie of the Institute of CIS countries

Address: 7/10 p. 3, B. Polyanka str., Moscow, 119180, Russian Federation

E-mail: [email protected]

Keywords:

results of the presidential election, early parliamentary elections, constitutional and political crisis, foreign policy priorities of the newly elected president

POLITICAL PROCESS IN MOLDOVA AFTER THE PRESIDENTIAL ELECTIONS: TRENDS AND PROSPECTS

Abstract

The article examines the main trends in the development of the political and economic situation after the presidential elections, the initial actions of M. Sandu, which led to the constitutional and political crisis; analyzes the prospects for resolving the political conflict in the republic in the context of the deteriorating socio-economic situation.

References

1. American MQ-9 Reaper UAVs are stationed in Romania on a permanent basis // URL: https://topwar.ru/178766-amerikanskie-bpla-mq-9-reaper-razmescheny-v-rumynii-na-postojannoj-osnove.html (accessed: 10.02.2021).

2. In 2020, Moldova's GDP will fall by at least 3% // URL: https://glas.md/ru/ ekonomika/5822-v-2020-godu-vvp-moldovy-upadet-minimum-na-3.html (accessed: 15.02.2021).

3. Vasnetsov: friendship of our peoples-support for the development of interstate relations // URL: https://news.myseldon.com/ru/news/index/245314337 (accessed: 11.02.2021).

4. Vasnetsov: Russia invests in the opening of "Agrohab" on the territory of Moldova // URL: https://aif.md/vasnecov-rossija-investiruet-v-otkrytie-agrohaba-na-territorii-moldovy/.

5. Dodon: Moldova is increasing the pace of economic cooperation with Russia // URL: https://eadaily.com/ru/news/2020/10/01/dodon-moldaviya-narashchivaet-temp-ekonomicheskogo-sotrudnichestva-s-rossiey (accessed: 05.02.2021).

6. Durlesteanu confirmed her nomination for the post of Prime Minister // URL: https:// ru.sputnik.md/politics/20210212/33607192/durleshtyanu-podtverdila-svoe-vydvizhenie-na-post-premera.html (accessed: 17.01.2021).

7. What could be the results of the elections without the Diaspora voting? // URL: https:// noi.md/ru/obshhestvo/kakimi-mogli-byti-rezulitaty-vyborov-bez-golosovaniya-diaspory (accessed: 17.01.2021).

8. Maia Sandu won the elections in Moldova: what is known about the new president // URL: https://tj.sputniknews.ru/politics/20201116/1032279934/mayya-sandu-pobeda-vybory-prezident-moldova.html (accessed: 17.01.2021).

9. Munteanu: we need to invite the European public Prosecutor who will do rezonansnye Affairs // URL: https://gagauzvedomosti.md/2020/12/18/muntyanu-nam-nuzhno-priglasit-evropejskogo-prokurora-kotoryj-zajmetsya-rezonansnymi-delami/ (date of access: 17.01.2021).

10. The mentioned three reasons for the defeat of Dodona in the elections in Moldova // URL: https://yandex.ru/turbo/vz.ru/s/news/2020/11/16/1070748.html (date accessed: 18.02.2021).

11. The Parliament of Moldova curtailed the powers of the President // URL: https://www. interfax.ru/world/739801 (date accessed: 17.01.2021).

12. The Parliament of Moldova approved the law on the status of the Russian language in the first reading. https://www.m24.ru/news/za-rubezhom/03122020/144150?utm_ source=yxnews&utm_medium=desktop (accessed: 18.02.2021).

13. The Parliament adopted two of the three "Gagauz" laws / / URL: https://ru.sputnik. md/politics/20201216/32916194/parlament-prinyal-dva-iz-trekh-gagauzskikh-zakonov. html (accessed: 17.01.2021).

14. Transfers from labor migrants from Russia are ten times higher than foreign aid // URL: https://yandex.ru/turbo/ng.ru/s/cis/2019-08-04/5_7640_moldavia.html (accessed: 19.02.2021).

15. The President of Moldova may not nominate the Prime Minister without the consent of the Parliament-CC // URL: https://eadaily.com/ru/news/2020/08/06/prezident-moldavii-ne-mozhet-vydvigat-premera-bez-soglasiya-parlamenta-ks (accessed: 19.01.2021).

16.The President of Romania paid an official visit to Moldova for the first time in five years. This is reported by Rambler // URL: https://news.rambler.ru/world/45527898/?utm_content=news_ media&utm_medium=read_more&utm_source=copylink (accessed: 17.01.2021).

17. Pridnestrovians supported Dodon in the Moldovan presidential election with a result of 85% // URL: https://iz.ru/1087552/2020-11-16/pridnestrovtcy-podderzhali-dodona-na-vyborakh-prezidenta-moldavii-s-rezultatom-85 (date of appeal: 18.01.2021).

18. The draft repeal of the Law on the billion received the conclusion of the Specialized Commission // URL: https://noi.md/ru/politika/proekt-otmeny-zakona-o-milliarde-poluchil-zaklyuchenie-specializirovannoj-komissii (accessed: 17.01.2021).

19. Russia has allocated a loan of 200 million euros to Moldova // URL: https://www. fondsk.ru/news/2020/04/19/rossia-vydelila-moldove-kredit-v-200-mln-evro-50670.html (accessed: 11.02.2021).

20. Russia keeps its word: duty-free export for Moldova has been extended // URL: https:// eadaily.com/ru/news/2020/12/28/rossiya-derzhit-slovo-prodlen-besposhlinnyy-eksport-dlya-moldavii (accessed: 05.02.2021).

21. Romania entered the war on our side. The US missile defense base in Deveselu has been put into operation // URL: https://lenta.ru/articles/2016/05/12/deveselu/ (accessed: 19.01.2021).

22. Sandu supported the withdrawal of Russian troops from Pridnestrovie // URL: https:// tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/10128729?nw=1606869949000 (accessed: 17.01.2021).

23. Sandu supported the resignation of the Government of Moldova // URL: https://tass. ru/mezhdunarodnaya-panorama/10110729 (accessed: 17.01.2021).

24. Sandu questions Moldova's participation in the EEU // URL: https://eadaily.com/ ru/news/2020/12/01/sandu-stavit-pod-somnenie-uchastie-moldavii-v-eaes (accessed: 13.02.2021).

25. Labor migrants go to Moldova by the thousands // URL: https://www.fondsk.ru/ news/2020/03/28/trudovye-migranty-tysjachami-edut-v-moldovu-50477.html/ (accessed: 07.02.2021).

26. Maia Sandu has a plan for the settlement of the Transnistrian conflict // URL: https:// news.mail.ru/politics/44773552/ (date of request: 11. 02. 2021).

27. Tseranu: I propose to create a National anti-corruption tribunal // URL: https://point. md/ru/novosti/politika/tseranu-predlagaiu-sozdat-natsional-nyi-antikorruptsionnyi-tribunal (accessed: 17.01.2021).

28. Expert: Sandu would not have won without Usatyi's votes // URL: https://news-front.info/2020/11/16/ekspert-sandu-ne-pobedila-by-bez-golosov-usatogo/ (accessed: 17.01.2021).

29. Experts rated Moldova's aspirations for NATO as a "priority" // URL: https://point. md/ru/novosti/politika/eksperty-otsenili-ustremleniia-moldovy-v-nato-kak-and-34-prioritetnyeand-34 (accessed: 18.02.2021).

30. PAS offers the government to pay 75% of the salary to employees who will be out of work for the next three months // URL: https://avtonomia.md/2020/03/29/pas-predlagaet-pravitelstvu-vyplachiva (accessed: 17.01.2021).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.