Научная статья на тему 'МОИ ВСТРЕЧИ С ПРАВОСЛАВИЕМ'

МОИ ВСТРЕЧИ С ПРАВОСЛАВИЕМ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
15
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОСЛАВИЕ / ПРОТЕСТАНТИЗМ / ЛЮТЕРАНСТВО / СРАВНИТЕЛЬНОЕ БОГОСЛОВИЕ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Хирвонен Мартти

В данной статье автор делится некоторыми наблюдениями, которые имели место в период служения в качестве настоятеля лютеранского прихода святой Марии в городе Санкт-Петербурге (1989-1999), а также во время многочисленных поездок по России для знакомства с русской культурой, которые продолжаются до настоящего времени. Первая встреча с Православием состоялась почти 40 лет назад, то есть намного раньше назначения в северную столицу. К моменту своего назначения в Россию у автора уже сформировалось некоторое представление об успехах и проблемах в сфере взаимодействия Евангелическо-Лютеранской церкви Финляндии и Русской Православной Церкви.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MY MEETINGS WITH ORTHODOXY

In this article, the author shares some observations that took place during his ministry as rector of the Lutheran parish of St. Mary in St. Petersburg (1989-1999), as well as during numerous trips to Russia to get acquainted with Russian culture, which continue to the present. The first meeting with Orthodoxy took place almost 40 years ago, that is, much earlier than the appointment to the northern capital. By the time of his appointment to Russia, the author had already formed some idea of the successes and problems in the field of interaction between the Evangelical Lutheran Church of Finland and the Russian Orthodox Church.

Текст научной работы на тему «МОИ ВСТРЕЧИ С ПРАВОСЛАВИЕМ»

ИСТОРИЯ РЕЛИГИИ

Пастор Мартти Хирвонен (Евангелическо-Лютеранская церковь Финляндии)

МОИ ВСТРЕЧИ С ПРАВОСЛАВИЕМ

В данной статье мне бы хотелось поделиться с читателями «Ипатьевского вестника» некоторыми наблюдениями, которые имели место в период моего служения в качестве настоятеля лютеранского прихода святой Марии в городе Санкт-Петербурге (1989-1999), а также во время моих многочисленных поездок по России для знакомства с русской культурой, которые продолжаются до настоящего времени.

Моя первая встреча с Православием состоялась почти 40 лет назад, то есть намного раньше моего назначения в северную столицу. К моменту своего назначения в Россию у меня уже сформировалось некоторое представление об успехах и проблемах в сфере взаимодействия Евангелическо-Лютеранской церкви Финляндии и Русской Православной Церкви.

Впервые мне довелось посетить Советский Союз в 1976 году. Я находился в составе финской делегации, которая направилась в Ленинград. Нашими гидами являлись финский православный священник и переводчик, которые прекрасно владели двумя языками. Благодаря их работе мы осмотрели несколько достопримечательностей.

Первые фотографии в моем альбоме о посещении СССР - это фотографии архитектурного ансамбля Смольного монастыря (тогда закрытого для богослужений) и Ленинградского цирка, который был

очень известным в Европе в то время. Имеются также фотографии дворцов Петергофа и Ленинградской духовной академии, где в то время учился иеромонах Пантелеимон (Сархо), будущий член Синода Православной Церкви Финляндии и управляющий Оулуской митрополией.

Мои первые впечатления от знакомства с высшим духовным учебным заведением Русской Церкви были очень сильными, поэтому в последующее время я старался, по возможности, посещать духовную академию.

Среди важных впечатлений от визита в духовную академию -фотография лидера Евангелическо-Лютеранской церкви Финляндии архиепископа Мартти Симоики и генерального секретаря Всемирного совета церквей Филиппа Поттера среди представителей русского духовенства. Эта фотография в здании православной духовной академии показала мне важность внешних контактов для Русской Православной Церкви в эпоху Холодной войны. Фотография финского архиепископа и секретаря ВСЦ в то время была символом поиска церковного единства и взаимодействия за пределами политических барьеров. Это был двусторонний процесс созидания христианского единства.

Теологический и социально-этический диалог между Евангелическо-Лютеранской церкви Финляндии и Русской Православной Церкви начался в 1970 году, благодаря инициативе архиепископа Мартти и Патриарха Алексия I. Как мы знаем, плодотворные встречи продолжаются до сих пор, несмотря на довольно жесткую позицию Московской Патриархии в отношении некоторых нововведений в протестантских церквах северной Европы. Отмечу, что не все финские христиане разделяют церковный модернизм. Это проблема финских лютеран и, с Божией помощью, верующие дадут оценку этим явлениями.

По распоряжению Патриарха Московского и всея Руси Алексия I, Русская Церковь послала своих наблюдателей на Второй Ватиканский собор (1962-1965). Поэтому было также логично, что фотография генерального секретаря ВСЦ находилась в духовной академии. Это был долгий период переговоров, которые предшествовали приходу Русской Православной Церкви в ВСЦ в 1961 году.

Диалог между нашими церквами являлся весьма продуктивным и улучшил двусторонние отношения. Во время одной рабочей встречи в Турку в 2005 году ныне покойный митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир отметил, что в течение нескольких последних десятилетий Русская Православная Церковь вела много двусторонних переговоров с западными христианами, но только диалог с Евангелическо-Лютеранской церковью Финляндии доказал свою

жизнеспособность. Митрополит Владимир также добавил, что для нас, последователей Христа, самыми действенными средствами свидетельства о вере в современном мире являются произведения искусства, музыки и литературы, которые зиждутся на ценностях христианства, на фундаменте христианской веры. Все ценное окружающее нас в этом мире наполнено христианским смыслом и содержанием.

Мудрые и глубокие слова митрополита Владимира вызывают интересные ассоциации. В Русском музее Санкт-Петербурга меня поразили две картины Ильи Репина, которые, как представляется, наполнены глубоким христианским смыслом. Первая картина - «Бурлаки на Волге» (1873) универсальным образом показывает библейскую истину о том, что человеку надлежит трудиться в поте своего лица, чтобы активно проявлять себя в этом мире (Быт. 3, 19). Вторая картина - это поразительное полотно под названием «Воскрешение дочери Иаира» (1871), созданное по мотивам повествования трех синоптических евангелий (Матфея, Марка и Луки) о великом чуде, совершенным Иисусом Христом. Здесь удивительно передаётся знание о вере, о Царстве Бога и твердость мессианского упования, которые превосходят всё в мирской временной реальности бытия. Репин написал этот шедевр после смерти родной сестры, и ему получилось передать непреложность христианской веры в воскресение мертвых.

В 1992 году во время своей очередной поездки в Санкт-Петербург с группой людей из Турку, я приобрел книгу «Литературный Петербург: город писателей и поэтов». В этой книге находилась репродукция картины Ивана Крамского «Христос в пустыне» (1872) из Третьяковской галереи в Москве. Это полотно произвело на меня неизгладимое впечатление, также, как и картина «Христос и блудница» (1888) Василия Поленова. В этих произведениях мы видим победу красоты и добра над уродством и злом, которая становится возможной посредством большого труда и самоотвержения. Здесь следует добавить, что книга «Литературный Петербург» побудила меня к изучению русского языка.

Несомненно, что иностранца в России всегда поражают выставки икон. Мне довелось видеть несколько собраний икон, но, на мой взгляд, коллекция Русского музея находится вне конкуренции. Книга с репродукциями этих произведений древнерусской живописи состоит из полтысячи страниц и весит четыре килограмма. Подобранные произведения охватывают всю библейскую историю спасения, которая выражается в необыкновенно красивой форме.

Говоря о красоте, мы не можем не вспомнить Федора Достоевского и его классическое выражение из романа «Идиот» о том, что красота

спасет мир. В контексте романа мы видим, что автор отдает предпочтение внутренней духовной красоте, которая находит свое выражение в подлинных произведениях искусства.

Достоевский прожил свои последние годы в районе церкви Владимирской иконы Божией Матери в Санкт-Петербурге, которую он мог видеть со своего балкона и слышать звон ее колоколов. Кстати, жена Достоевского, Анна, происходила из старейшего рода Милтопус из Турку, что смог доказать шведский исследователь Ханс Отман. Анна даже предпринимала путешествие в Турку, чтобы найти могилы предков, но языковой барьер, к сожалению, помешал ей в этом.

В 2003 году Этнографический музей Санкт-Петербурга проводил выставку религий и различных форм служения в России. Это был всесторонний и объективный взгляд на религиозное многообразие в России, особенно в Ленинградской области. Большинство экспонатов выставки нашли свое отражение в книге «Многонациональный Санкт-Петербург: история, религии и народы» (160 страниц). В этой книге упоминается также о быте финских, шведских и немецких лютеран в Санкт-Петербурге. Имеется повествование о церкви св. Марии в Санкт-Петербурге и духовном подъеме в среде ингерманландцев.

Здесь позвольте упомянуть некоторые моменты, которые показывают общность некоторых религиозных обрядов у финских лютеран и православных в России. Например, получив причастные хлеб и вино, некоторые прихожане лютеранской церкви совершают крестное знамение. Я полагаю, что это происходит из старой духовной традиции финнов-ингерманландцев, предки которых жили на современной территории Российской Федерации. Ощущение духовной близости подтверждает факт многолетних партнерских отношений лютеранских приходов в Финляндии и, например, в Русской Карелии. К сожалению, эти отношения не получают дальнейшего развития, так как проходят на уровне встреч представителей древних этносов финнов и угров, имеющих в настоящее время серьезный языковой барьер.

В этой связи особое значение для диалога имеет диаконическое служение. Формы диаконической помощи и сотрудничества, проявляются, например, в деятельности Фонда Мартинус, который основан в пределах лютеранской епархии Тампере. Фонд оказал существенную поддержку по ремонту и строительству русских детских домов в Санкт-Петербурге. Проект, связанный с помощью детям, является положительным доказательством активной любви к ближнему в финской религиозной жизни в виде поддержки начинаний русских православных христиан. Можно отметить, что участок на улице

Лермонтова, где построен приют для 40 детей, до революции занимала православная часовня.

Удивительно, что народная память сохраняет места, где раньше находились церкви. Я помню, как меня поразил один случай. Однажды я увидел, как в районе Сенной площади в Санкт-Петербурге пожилой мужчина поднял высоко на руки ребенка (наверное, внука), чтобы он мог увидеть пустырь, огороженный высоким забором. Потом, прослезившись, он сказал: «Здесь много лет назад был храм, который разрушили».

Возрождение религиозной жизни в России, во многом, приводит к сближению финских лютеран и русских православных верующих. Мы совместно сохраняем память христианских мучеников с благоговением и страхом. Поэтому кладбище Левашово недалеко от Санкт-Петербурга стала святыней и для финских паломников. Здесь в тишине возлагаются венки, а затем поются духовные гимны на финском языке. Видимая и невидимая христианские общины собираются вместе в такие дни в этой лесной пустыни.

В заключение своей небольшой статьи мне бы хотелось выразить желание, чтобы в лютеранских приходах уделялось больше внимание изображению святых мучеников. Лютеранская церковь в Санкт-Петербурге в честь святой Марии до сих пор не имеет образа этой христианской мученицы. По моим сведениям, данный вопрос уже решается. Надеюсь, что икона святой Марии займет достойное место в питерском лютеранском приходе. Мы, финны, наверное, должны стараться ближе знакомиться с традиционным Русским Православием. Изобилие художественных христианских произведений и архитектурных церковных памятников в России очень помогает при этом знакомстве. До сих пор каждого лютеранского паломника поражает факт воскресения из пепла храма Христа Спасителя в Москве, который стал символом русского духовного возрождения.

Перевод священника Георгия Андрианова

На фото: Лютеранская церковь святой Марии в Санкт-Петербурге

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.