Научная статья на тему 'Евангелическо-лютеранской Церкви Ингрии в России: История и современность'

Евангелическо-лютеранской Церкви Ингрии в России: История и современность Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1345
207
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕВАНГЕЛЬЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ЦЕРКОВЬ ИНГРИИ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИИ / ЛЮТЕРАНСТВО / ИНГЕРМАНЛАНДИЯ / СИНОД / ЕПИСКОП / ПРОТЕСТАНТИЗМ / EVANGELICAL LUTERAN CHURCH OF INGRII ON THE TERRITORY OF RUSSIA / LUTERAN CHUCH / INGERMANLANDIA / SYNOD / BISHOP / PROTESTANTISM

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Резниченко Андрей Яковлевич

Возрождение в нашей стране финской лютеранской традиции, почти прервавшейся в трагические 30-е 40-е годы XX в., является одной из важных страниц религиозной истории России. В статье раскрываются исторические аспекты возникновения и развития в России Евангелическо-Лютеранской Церкви Ингрии, а также ее современное церковное устройство.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Evangelical Luteran Church of Ingrii in Russia: history and comtemporaneity

Revival of the Finish Luteran tradition in our country, which was practically interrupted in the course of 1930-ies and 1940-ies, is one of the important pages in the religious history of Russia. The article reveals historical aspects of the origin and development of the Evangelical Luteran Church of Ingrii, as well as its contemporary church ritual.

Текст научной работы на тему «Евангелическо-лютеранской Церкви Ингрии в России: История и современность»

ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКОЙ ЦЕРКВИ ИНГРИИ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИИ

Резниченко АЯ.

Евангелическо-Лютеранская Церковь Ингер-манландии (Ингрии) с момента своего официального основания в 1992 г . как автокефальной ЕЛЦ с Синодом и епископом во главе, прошла трудный, но чрезвычайно важный путь институционального становления, возрождения приходской жизни и церковной иерархии и не только на исторической территории проживания финнов-ингерманландцев, но и распространения по другим регионам нашей страны. Это прежде всего регионы расселения других финно-угорских народов России, а также места, в которые коренные жители Ингерманландии депортировались в 30-40-х гг . минувшего столетия и где осталась жить часть бывших спецпоселенцев и их потомков. Сегодня ЕЛЦ Ингрии совершает свое служение среди лютеран России от Санкт-Петербурга до Сибири1.

Ингрия (или Ингерманландия, Ижора) - историческое название области между р. Нарвой и северо-западным побережьем Ладожского озера (ныне Ленинградская обл.). Финские крестьяне и ремесленники (сапожники, портные, ювелиры), а также врачи и адвокаты, осваивали эту территорию с начала XVII в., селились в Карелии, в устье Невы и на южной стороне Финского залива, на тех территориях, которые в то время находились под шведский юрисдикцией. Значительное число финнов служило в русской армии. Т огда же на данных землях возникли первые лютеранские общины, впоследствии образовавшие собственную территориальную (ин-германландскую) епархию внутри шведско-финской Лютеранской Церкви. Первое документальное упоминание о Церкви Ингрии относится к 1611 г . В 1639 г. выборгский генерал-губернатор разделил территорию Ингрии на два пробства (благочиния). А уже через три года в Нарве была создана суперин-тенденция - специальное церковное управление, ведавшее всеми делами, касающимися поставления

священников и содержания храмов. При персоне суперинтендента находились четыре асессора - швед, финн, русский и немец. К концу XVII в. в Ингрии насчитывалось уже 28 лютеранских приходов, разделенных уже на 3 пробства. В 1671 г. в Ниеншанце, там, где р. Охта впадает в Неву , была освящена новая лютеранская церковь для отделившихся от финнов шведских и немецких прихожан2.

В 1642 г у этой Церкви появился первый епископ, а в 1655 г. в Церкви Ингрии уже было 58 приходов, 36 церковных зданий и 42 священнослужителя. При Петре I территория Ингерманландии перешла под русское господство, и когда в 1712 г . столицей России стал Санкт-Петербург, он постепенно начал превращаться и в центр лютеранства в России. Накануне 1712 г . в Санкт-Петербурге и его окрестностях было 32 финноязычных церковных прихода с сотнями небольших общин. Вместе взятые, они включали в себя около 147 тыс. членов. Эти общины входили в многонациональную Евангелическо-Лютеранскую Церковь в Российской империи, Устав которой был подписан императором Николаем I в 1832 г и вошел в Свод законов Российской империи.

В У ставе закреплялось деление Лютеранской церкви в России на восемь консисториальных округов, управляемых консисториями, с генерал-ин-тендентом во главе каждой: Санкт-Петербургской, Московской, Курляндской, Лифляндской, Эстлянд-ской и др. Эти округа разделялись на пробства, состоявшие из приходов и управляемые пробстами. Высшей административной инстанцией служила находившаяся с Санкт-Петербурге Г енеральная консистория, которая должна была собираться два раза в год.

В 1856 г . Санкт-Петербургский округ насчитывал 224095 прихожан, 80 духовных лиц, 164 церкви, тогда как в Московском округе числилось 145937 прихожан, 35 духовных лиц и 88 церквей3.

1 Официальный сайт ЕЛЦ Ингрии / http://www.elci.ru/index.php.

2 Крылов П. История ЕЛЦ Ингрии. М., 2001 г.

3 Курило О. Лютеране в России. XVI - XX вв. Фонд «Лютеранское Наследие», World Wide Printing 2002.

Резниченко А.Я.

В царствование императора Александра II (18551881) общее число лютеран по стране уже составляло более двух миллионов человек, из них около 1,5 миллиона проживало в Эстляндской, Лифляндской и Курляндской губерниях, около 500 тыс. в других губерниях Российской империи.

Самой крупной финноязычной общиной была община церкви Св. Марии в Санкт-Петербурге. Она включала в себя около 15 тыс. финнов и 2400 ингерманландцев. По соседству, неподалеку от Невского проспекта, располагалась немецкая церковь Св. Петра и шведская церковь Св. Екатерины. До революции 1917 г приходы ЕЛЦ Ингрии распространились по всей территории Ингерманландии и обслуживали около 800 деревень, содержали около 300 начальных школ и Учительскую семинарию.

Евангелическо-Лютеранская церковь претерпела трагические изменения после победы в России Октябрьской революции 1917 года. Церкви нужно было приспосабливаться к жизни в новых условиях.

В июне 1924 г . в Москве в церкви св. Петра и Павла собрался первый Г енеральный Синод Еван-гелическо-Лютеранской церкви СССР, на котором наряду с преобладавшими в составе российских лютеран немцами присутствовали представители латышских, эстонских и финских национальных групп. Г лавными итогами этого церковного собрания было принятие синодальной конституции, которая заменила Устав ЕЛЦ 1832 г., и выбор церковного руководства, заложившие новую основу церкви. В конфессиональном плане территория Советского Союза была поделена на региональные церковные единицы, подчиненные Г енеральному Синоду - общему съезду . Во главе Лютеранской церкви встал Верховный церковный совет в Москве вместо прежней Генеральной консистории в Санкт-Петербурге1. Генеральным пробстом, исполняющим обязанности епископа епархии стал пастор Селим Ялмары Лауриккала (1924-1937).

Если в 20-х гг . ХХ-го века лютеранские проповедники еще могли работать среди верующих и распространять религиозную периодику , то к началу 30-х гг. ситуация начала серьезно ухудшаться. Как и последователи других вероисповеданий, российские лютеране подверглись жестоким гонениям со стороны органов власти. Прихожане евангелической церкви, уже в силу своей национальной при-

надлежности (немцы, финны, эстонцы и др.) считались неблагонадежными, потенциальными политическими и идеологическими врагами советской власти. Число прихожан в лютеранских церквях стремительно уменьшалось, сокращалась численность духовенства.

Обострение отношений СССР с Финляндией и Германией усилило в 1930-х гт . давление правительства на российских финнов-ингерманландцев и немцев, представителей лютеранской церкви.

Особые утраты понесли лютеране финской национальности в 30-е годы, когда они оказались жертвами нескольких волн сталинских репрессий и были поставлены на грань национальной катастрофы.

Коллективизация и борьба с «кулачеством» крайне негативно сказались на ингерманландцах, насчитывавших тогда около 140 тыс. человек.

После выхода в свет постановления ЦК ВКП(б) «О мероприятиях по ликвидации кулацких хозяйств в районах сплошной коллективизации» от 30 января 1930 г. началось «великое переселение народов».

Наибольшее количество спецпоселенцев было отправлено в отдаленные районы страны в 19301931 гг. По приблизительным оценкам, не менее 18 тыс. человек финской национальности было депортировано с территории Ингерманландии в течение только 1931 года. Депортация получила свое продолжение весной 1935 г., когда особенно пострадали финские поселения северной Ингрии. В ходе принудительного массового переселения ликвидировались существовавшие пане национальные районы.

Среди депортированных были не только служители лютеранской церкви, в том числе пасторы, проповедники, приходские работники, церковные старосты, но и массы простых прихожан. По словам очевидца, толпы людей из финских поселений, среди которых были 85-летние старики, грудные дети и больные люди, грузились в товарные вагоны, по 40 человек в каждый. В таких условиях редко кому удавалось взять с собой молитвенник или Евангелие. Запертые в товарных вагонах, ингерманланд-ские финны пели известное евангелическое песнопение: «Господь наша крепость...»2.

С 1928 по 1936 годы в Среднюю Азию, Сибирь и на Кольский полуостров выселили 60 тысяч человек, треть из них погибла на чужой земле.

Курило О. Указ. соч. 2 Курило О. Указ. соч.

К 1936 г. лютеранских служителей в стране осталось всего восемь, хотя еще в 1900 г . в стране было 190 духовных лиц ЕЛЦ. К концу 1937 г . уже не существовало ни служащих в приходах пасторов, ни действующих приходов: религиозная жизнь и духовная активность лютеранских общин на время прекратились. Лютеранские церкви закрывались, а священники и прихожане подвергались насилию. В 1936 г. прекратились богослужения в главной лютеранской кирхе св. Петра и Павла в Москве, ее последний пастор АШтрек погиб в одном из сталинских лагерей1.

В 1937-1938 гт . ингерманландцы почти полностью потеряли национальную интеллигенцию. Было прекращено радиовещание на финском языке, закрыты все общественные учреждения, служившие основой финской культуры в Ленинградской области.

Во время Великой отечественной войны выселение ингерманландских финнов продолжилось.

В 1942 г. около 25 тыс. ингерманландских финнов, оказавшихся в блокаде, были в течение суток вывезены по Дороге Жизни и этапированы в Сибирь в качестве спецпоселенцев.

Кроме того, финны Ингерманландии вывозились немцами в Эстонию, на оккупированные ими территории.

После войны последовали еще две массовые депортации ингерманландских финнов: в 1947 г на основании постановления Совета Министров СССР и приказа МВД СССР за пределы Ленинградской области в течение 24 часов были высланы все ингер-манландские финны, вернувшиеся домой после войны, а в 1948 г. - финны, осевшие в Эстонии.

Только в 50-е годы, после смерти Сталина, финны получили разрешение на прописку в Ленинградской области.

Несмотря на то, что в 30 - 40х гг . XX в. деятельность Церкви была официально запрещена, христианское служение лютеранами проводилось подпольно. В конце 1960-х гг., когда финны-ингер-манландцы вошли в состав Эстонской лютеранской церкви, первое богослужение прошло в старой церкви в Нарве. Только в 1970-х гг., когда правительство разрешило верующим открыто проводить служение, в Петрозаводске (1970) и в Пушкине (1977) были воссозданы первые приходы. Возрождение и становление Церкви связано с именем проповедни-

ка, музыканта, миссионера Арво Сурво, служившего диаконом в приходе в г . Пушкино. Именно ему принадлежат слова: «Восстань, о погибшая Ингрия, из праха своих церквей!», являющиеся сегодня неофициальным девизом ЕЛЦ Ингрии. Совместно с единомышленниками Арво Сурво с конца 1980-х гт. начал процесс восстановления церковных зданий в финских деревнях, и первой была возрождена церковь в деревне Г убаницы Волосовского района. Всего было построено пять новых и восстановлено шестнадцать старых молитвенных зданий.

В 1989 г. Арво Сурво распространяет Манифест, в котором поднимает вопрос о создании внутри Церкви Эстонии самостоятельного Ингерманланд-ского пробства однако первоначально получает отказ на свое предложение2.

В дальнейшем Совет по делам религий все-таки разрешил создать данную структуру в составе Эстонской Церкви. Однако после провозглашения независимости Эстонии совет пробства на своём собрании 10 июля 1991 г . поднял вопрос о создании независимой Церкви Ингрии.

После появления автокефальной ЕЛЦ Ингер-манландии ее возглавил финский епископ-эмеритус Лейно Хассинен. В 1993 г . после своего рукоположения в сан епископа Л. Хассинен подчеркнул, что в будущем Церкви Ингрии необходимо иметь епископа из числа своих служителей. «В совете Ингер-манландского пробства было 15 человек. Это были ответственные люди, с которыми было легко работать и принимать демократические решения. Перед дорогой в Санкт-Петербург я снова прочитал протоколы тех времен, которые привез в двух ящиках для церковного архива. Заново прочитанные документы еще раз подтвердили целесообразность принятых в то время решений в планировании и развитии деятельности Церкви. Самым главным было то, что на собрании совета пробства от 10.7.1991 мы приняли решение о том, что Ингерманландское пробство становится независимой Церковью в связи с провозглашением Эстонией своей независимости» 3. В 1993 г. после хиротонии в сан епископа в своей речи Лейно Хассинен сравнил свою миссию с ракетой, выводящей на орбиту космический корабль 4. После ухода на покой Л.Хассинена, новым епископом ЕЛЦ Ингрии был избран на собрании Г^го Синода Церкви Ингрии 21 октября 1995 г. Арри Матвеевич

1 Там же. С. 40.

2 Щипков А. Русский вариант финского лютеранства // Истина и жизнь, 1996г. №11.

3 Официальный сайт ЕЛЦ Ингрии/ http://www.elci.ru/index.php.

4 т

Там же.

Резниченко А.Я.

Кугаппи. Со дня основания Пушкинского Еванге-лическо-лютеранского прихода в 1977 г ., Арри Ку-гаппи принимал активное участие в духовной жизни общины, в 1990 г. А.Кугаппи был рукоположен в сан диакона и определен на служение в Колтушской Евангелическо-лютеранской общине (дер. Колбино, Всеволожский р-он) а 9 августа 1992 г . А.Кугаппи рукоположили в сан пастора и поставлили настоятелем Колтушской Евангелическо-лютеранской общины. Епископская ординация А.К угаппи состоялась 20 января 1996 г. При новом епископе активная работа по возрождению лютеранских приходов в Ингерманландии не только продолжилась, но миссия ЕЛЦ Ингрии расширилась на всю страну . Этому способствовала поддержка молодой церкви духовными кадрами и финансовыми средствами со стороны ЕЛЦ Финляндии. Новые приходы, а затем и пробства ЕЛЦИ появились в Сибири, Поволжье, на Урале. Но перед Церковью остро встал вопрос подготовки собственных служителей и работников, в том числе дьяконов и пасторов.

Для этого в Церкви с 1989 гпровели несколько образовательных курсов, на которых готовили молодых дьяконов. Первый курс обучения был организован в конце 1980-х гг. в лютеранском приходе г . Пушкина при поддержке Отдела внешней помощи Евангели-ческо-лютеранской Церкви Финляндии. Руководство этой образовательной программой осуществлял тогда еще бывший пропетом Лейно Хассинсн. С 1990

г. начали проводиться регулярные курсы для препо-

1

давателей воскресных школ и курсы канторов .

По окончании этих курсов четыре диакона были направлены для продолжения духовного образования, на теологический факультет Хельсинского Университета. После сдачи заключительных экзаменов и собеседования в Эстонской консистории, они были рукоположены в 1991 г . в пасторы. Вторые дьяконские курсы Церкви Ингрии проходили также в приходе г. Пушкина с середины до конца 19911 года. Они состояли из восьми сессий и летней практики в приходах. Преподавателями на этих курсах были Лейно Хассинен, пастор Арво Сурво, к тому времени с отличием окончивший теологический институт при Эстонской консистории, профессоры, пасторы, проповедники и органисты из Финляндии. На этом курсе училось 26 человек, после окончания курса шестеро из них были рукоположены в дьяконы, (двое стали дьяконами лютеранских приходов в Мордовии)2.

1 См.: История образования в ЕЛЦИ. Официальный сайт Т ws/mod/гesouгce/view.php?id=27.

2 Там же.

Третьи дьяконские курсы Церкви Ингрии проходили с 1992 по 1993 годы. По завершению программы 10 студентов были рукоположены в дьяконы.

В конце 1992 - нач. 1993 гг . в Церкви Ингрии был образован совместно с отделом заграничной помощи ЕЛЦ Финляндии У чебный комитет, в задачу которого входило решение всех внутренних вопросов, касающихся обучения, а также организация в Церкви различных курсов. Четвертые дьяконские курсы Церкви Ингрии проходили с сентября 1993 г . по май 1994 г. Курсы состояли из семи сессий и включали в себя 15 различных богословских дисциплин.

После них У чебный комитет принял решение реорганизовать систему обучения с введением одного года начального теологического образования и двухгодичного теологического образования.

В 1994 г. приходы города Эспо (Финляндия), подарили Церкви Ингрии здания сборной конструкции, благодаря которым стало возможным создание Учебного Центра, преобразованного в дальнейшем в Теологический институт ЕЛЦИ. Десятый Синод Евангелическо-Лютеранской Церкви Ингрии утвердил новое название учебного заведения - «Т ео-логический институт Евангелическо-лютеранской Церкви Ингрии». Для института в Колтушах в 2001 г началось строительство нового корпуса и уже в сентябре 2003 г . здание освятили. В настоящее время Теологический институт осуществляет свою деятельность на основании лицензии, выданной Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки 22 июля 2010 г.

Активное миссионерское служение ЕЛЦИ, успеху которого способствовало, в том числе богослужение на русском и финском языках, привело к появлению в составе Церкви в настоящее время более 70 приходов, объединенных в семь пробств, и более 100 молитвенных групп. Общины ЕЛЦ Ингрии располагаются в Санкт-Петербурге, Ленинградской области, Карелии, Москве, Нижнем Новгороде, Саратове, Саранске, Йошкар-Оле, Омске, Иркутске и Новосибирске. Общая численность верующих в Церкви составляет около 15 тыс. членов. Финские лютеранские приходы Церкви Ингрии различаются по составу и численности прихожан, времени возникновения, обеспеченности помещениями и священнослужителями. Наиболее многочисленными из них следует считать лютеранские приходы в Петербурге, Пушкине и Петрозаводске, насчитывающие примерно по 1000 при-

института ЕЛЦ Ингрии.URL: http://online. concordia.

хожан каждый. Около 500 прихожан имеют приходы в Колтушах, Губаницах, несколько сотен - в Т оксово (400), Нарвуси, Тюре, Гатчине, по 200 - в Скворицах, Зеленогорске, Выборге, сравнительно малочисленны приходы - в Хаапангас и в Мурманске1.

Для принятия в состав ЕЛЦИ новых самостоятельно образовавшихся лютеранских общин Церковь выработала ряд критериев. К примеру, в такой общине должно быть не менее 25 активных членов, принимающих участие в деятельности прихода2.

Руководящим органом Церкви является высший административный орган — Синод, созываемый раз в год, председателем которого является епископ или его заместитель из числа пробстов. Членами синода являются доверенные лица от каждого пробства церкви - священнослужители и миряне. Синод имеет право на принятие решений, связанных с использованием новых переводов Библии, сборников гимнов, служебников и нот для литургии, а также, рассматривает иные вопросы, касающиеся церковного управления. На заседании синода принимаются решения, связанные с подготовкой священнослужителей для церкви, образованием учебных заведений для подготовки священнослужителей, о приеме новых приходов в состав церкви, о введении и отмене церковных должностей. Члены синода проверяют исполнение бюджета церкви, утверждают заключения о финансовой деятельности, принимают решения о наложении и снятии обязанностей по отношению к конкретным лицам или подчиненным Церкви органам3.

Управление Церковью между заседаниями Синода осуществляет Синодальный Совет , в который входят епископ в качестве председателя, шесть представителей, которые имеют право быть избранными на Синод и два пастора или диакона Церкви.

Для координации работы приходов в Церкви сформированы отделы: Экономический, Диакониче-ский, Миссионерский, Детско-юношеский и Информационный. Отделы расположены в Центральной Канцелярии Церкви Ингрии в Санкт-Петербурге и находятся под юрисдикцией епископа Церкви.

Евангелическо - Лютеранская Церковь Ингрии придерживается традиционного лютеранского вероисповедания, которое основывается на неизменной истине Священного Писания, и подчеркивает

библейский и апостольский подход к пониманию пастырского служения, отправлению Таинств и церковной иерархии.

Церковь Ингрии является членом Всемирной Лютеранской Федерации, Международного Лютеранского Совета и Конференции Европейских Церквей.

Церковь поддерживает братские отношения с Русской Православной Церковью и Римской Католической Церковью, а также активно сотрудничает со всеми христианскими церквами, принадлежащими к Западной или Восточной традиции.

ЕЛЦ Ингрии до сих пор остро испытывает необходимость в помощи со стороны ЕЛЦ Финляндии. В интервью официальному информационному органу церкви журналу «Церковь Ингрии» епископ Арри Кугаппи признал, что возглавляемая им Церковь и сегодня нуждается в поддержке со стороны партнеров из Финляндии.

«Наряду с экономической помощью мы и впредь, в течение еще как минимум десяти лет, будем нуждаться в финских волонтёрах, которые являют собой пример жизни во Христе и качественной работы. У приходов нет ресурсов, чтобы нанимать на работу хороших работников, случалось также, что многие, получившие образование за счет прихода, ушли на другие места работы. Мы по-прежнему нуждаемся в услугах некоторых опытных пасторов и руководителей молодежной работы из Финляндии, которые работали бы у нас, однако, следует продумывать, в каких именно людях мы нуждаемся», - говорит А. Кугаппи4. Существенная поддержка из-за границы потребуется ЕЛЦИ ещё на протяжении как минимум 15-20 лет5.

Сегодня возрожденные и вновь образовавшиеся приходы ЕЛЦИ ведут не только обширную миссионерскую работу, но занимают и активную социально-просветительскую позицию. Евангелическо-Лю-теранская Церковь Ингрии не замыкается в национальных границах, в то же время сохраняя чистоту конфессионального вероисповедания и строгое ие-рархичное устройство. В Церковь приходит много молодежи, а это значит , что перспективы ЕЛЦИ в России видятся благоприятными.

© Резниченко А.Я.

1 См.: Курило О. Указ. соч.

2 См.: Официальное периодическое издание / журнал Церковь Ингрии, №3/51 /октябрь 20(М, URL: http://www .lchti.clci.ru/51/ futura.htm.

3 См.: Официальный сайт ЕЛЦ Ингрии / http://www.clci.ru/indcx.php.

4 Церковь Ингрии, №3/51/октябрь 2004. URL: http://www.lchti.clci.rn/51 /futura.htm.

5 Там же.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.