Научная статья на тему 'Модульный принцип построения образовательных программ в высших военных учебных заведениях'

Модульный принцип построения образовательных программ в высших военных учебных заведениях Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
669
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДУЛЬ / MODULE / МОДУЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / MODULAR TRAINING / МОДУЛЬНЫЙ ПРИНЦИП / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА / EDUCATIONAL PROGRAM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Петренко Антон Сергеевич

В статье приводятся основные методические положения и требования к разработке и реализации образовательных программ на основе ФГОС ВО в учебном процессе высших военных учебных заведений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Петренко Антон Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The modular principle of creation of educational programs in military educational institutions

In article presents the basic methodical regulations and requirements to development and implementation of educational programs on the basis of FSES HE in educational process of the military educational institutions.

Текст научной работы на тему «Модульный принцип построения образовательных программ в высших военных учебных заведениях»

А.С. ПЕТРЕНКО кандидат педагогических наук, доцент, докторант факультета социальной педагогики МГППУ*

Модульный принцип построения образовательных

программ в высших военных учебных заведениях

Профессиональная подготовка курсантов (слушателей), реализуемая в образовательных организациях, направлена на обеспечение потребности силовых ведомств в офицерах, уровень подготовленности которых должен соответствовать современным тенденциям развития правоохранительных органов и спецслужб.

Данное обстоятельство актуализирует поиск путей и условий повышения эффективности профессиональной подготовки курсантов (слушателей) образовательных организаций, поскольку стремительное развитие силовых ведомств, качественные изменения вооружения и техники требуют не только приведения содержания образовательного процесса к реальному уровню развития, но и обеспечения перспективного и педагогически обоснованного характера его функционирования.

Проведенный в ряде высших военно-учебных заведений анализ образовательного процесса выявил неполное соответствие системы профессиональной подготовки офицеров предъявляемым к ней требованиям, а также существенные недостатки в организации образовательного процесса, в частности: распределение времени между учебными дисциплинами зачастую осуществляется без обоснования месторасположения дисциплин в системе подготовки курсантов (слушателей); формирование учебных программ и тематических планов проводится без обоснованного учета взаимосвязей смежных учебных дисциплин; система контроля за эффективностью образовательного процесса и качеством подготовки курсантов (слушателей), информационно-методическое обеспечение устарели и требуют совершенствования; учебно-материальная база некоторых высших военно-учебных заведений нуждается в переоснащении и модернизации; существующая в настоящее время практика подготовки курсантов (слушателей) не формирует целенаправленного вектора на самообразование и личностное развитие офицеров, в результате чего многие курсанты (слушатели) испытывают затруднения при работе с информацией из различных источников, самостоятельном выполнении практических работ по заданным темам, не все обучающиеся могут четко выражать свои мысли, анализировать способы своей профессиональной деятельности.

* Петренко Антон Сергеевич, e-mail: petrenko_anton@mail.ru

Очевидна необходимость создания эффективной дидактической модели профессиональной подготовки курсантов (слушателей) в высших военно-учебных заведениях на основе опыта ведомственной педагогики, а также объединения усилий специалистов всех профилей во внедрении новых педагогических технологий как основного условия повышения эффективности профессиональной подготовки курсантов (слушателей) высших военно-учебных заведений в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования (далее - ФГОС ВО).

Повышение эффективности образовательного процесса в высших военно-учебных заведениях в настоящее время связывают с реализацией модульного обучения. Как показывает педагогический опыт, основное отличие модульной системы обучения от традиционной заключается в системном подходе к анализу и моделированию конкретной профессиональной деятельности, что исключает ограниченную подготовку по отдельным дисциплинам.

Преобладание модульного подхода к организации обучения в высших военно-учебных заведениях вполне закономерно, так как специфика подготовки курсантов (слушателей) требует максимальной интегративности содержания образовательного процесса, самостоятельности и интенсивности его освоения курсантами (слушателями).

Поэтому выбор модульного подхода в качестве основы реализации принципов индивидуализации и дифференциации в условиях ведомственной образовательной организации представляется не случайным. Внедрение принципа модульного обучения создает благоприятные условия для быстрого и качественного овладения курсантами (слушателями) большим объемом информации, необходимой в их профессиональной деятельности с учетом индивидуальных особенностей каждого обучающегося.

Теория модульного обучения, принципы разработки модулей подробно изложены в научных трудах О.Х-А. Рахимова, М.С. Ивинской, А.С. Петренко, П.А. Юцявичене и др.

Сущность модульного обучения заключается в том, что каждый обучающийся самостоятельно достигает целей учебно-познавательной деятельности в процессе работы над модулем, в котором объединены учебное содержание и приемы учебной деятельности по овладению этим содержанием.

Модульный принцип заключается в интеграции учебного материала в ряд образовательных модулей в соответствии с результатами освоения основной образовательной программы согласно ФГОС ВО. Модуль выступает средством модульного обучения, так как в него входят: целевой план действий, банк информации, методическое руководство по достижению дидактических целей. Именно модуль может выступать как программа обучения, индивидуализированная по

содержанию, методам обучения, уровню самостоятельности, темпу учебно-познавательной деятельности курсанта (слушателя). Под модульной программой понимается совокупность и последовательность модулей, направленный на овладение компетенциями, необходимыми для присвоения определенной квалификации. При этом изменяется форма общения преподавателя и курсанта (слушателя), так как именно модули позволяют перевести обучение в субъект-субъектную плоскость.

Посредством внедрения модульной технологии обучения обеспечивается: гарантированность достижения результатов обучения; возможность выбора уровня обучения; возможность обучения в индивидуальном темпе; возможность работы в парах, мини-коллективах; возможность самооценки, самокоррекции, самоконтроля, самообразования.

Каждый модуль имеет собственную учебную познавательную и профессиональную цель, которая становится известна курсанту (слушателю) до начала обучения. Задача познавательной цели -формирование теоретических знаний, профессиональной -формирование профессиональных компетенций на основе приобретенных знаний.

Высокая мотивация обучения достигается у курсантов (слушателей) за счет того, что модуль гарантирует формирование именно той профессиональной компетентности, которая потребуется впоследствии в профессиональной деятельности.

Модули можно вписывать в любую систему обучения и тем самым усиливать ее качество и эффективность. Как показывает проведенный анализ, в ходе преподавания дисциплин в учебных группах с использованием модульных технологий обучения курсантов (слушателей) отличает способность самостоятельно принимать решения, проводить анализ, умение осуществлять поиск и эффективно использовать вспомогательные учебно-методические материалы.

Процесс проектирования и внедрения в образовательный процесс модульной системы обучения - достаточно трудоемкий процесс, реализующийся в виде нескольких взаимосвязанных этапов.

- Формирование рабочей группы из числа высококвалифицированных преподавателей - теоретиков и практиков для разработки модульной программы, включая постановку дидактических целей и планируемых результатов обучения, а также отбор содержания обучения.

- Построение модульного курса с учетом обозначенных дидактических целей и планируемых результатов обучения.

- Разработка методических требований и алгоритма формирования учебного модуля.

- Формирование «содержания» каждого учебного модуля в соответствии с методическими требованиями, включая отбор форм и методов обучения.

- Экспериментальная проверка эффективности разработанной модульной программы в целом и созданного на ее основе модульного курса, в частности, с целью установления соответствия реальных достижений курсантов (слушателей) планируемым результатам и проведения коррекции содержания модулей.

На основании анализа специфики профессиональной деятельности курсантов (слушателей), требований к их профессиональной компетенции автором сформулирована общая концепция модульной системы обучения. Вот ее основные положения.

1. Для создания условий, обеспечивающих целенаправленный процесс формирования профессиональных компетенции (далее - ПК) будущих специалистов, разработка модульной системы обучения должна осуществляться на основе системного подхода, в контексте которого все компоненты образовательного процесса организуются в единую, оптимально действующую и динамично развивающуюся систему, а отбор содержания обучения осуществляется таким образом, чтобы ПК рассматривалась не как совокупность отдельных ее компонентов, а как целостный объект .

2. Основополагающими принципами проектирования модульной системы обучения выступают принципы модульности, структуризации содержания обучения на обособленные элементы, контекстности обучения, системности, последовательности и наглядности обучения, осознанной перспективы, диалогичности, научности, индивидуализации обучения, приоритета самостоятельного обучения, связи теории с практикой, оптимального сочетания методов, форм и средств обучения. Названные принципы выполняют системообразующую роль, ориентируют профессиональную подготовку в высших военно-учебных заведениях на успешное овладение курсантами (слушателями) знаниями и умениями, необходимыми в последующей жизни и профессиональной деятельности.

3. Основными средствами реализации модульной системы обучения в пространстве ведомственной образовательной организации выступают модульная программа и созданный на ее основе модульный курс, представленный в виде комплекса учебных модулей разного типа: базового и профессионально-ориентированного в зависимости от этапа профессиональной подготовки курсантов (слушателей).

4. Модульная система обучения представлена единством обучения и самообразовательной деятельности, в которой обучающийся занимает активную позицию и реализует себя как профессионал на трех уровнях развития: нормативно-адаптивном, социально-адаптивном и креативном, а преподаватель, в свою очередь, выступает организатором учебного процесса и помощником-консультантом.

5. Процесс формирования ПК эффективен при условии, что модульная система обучения реализуется посредством ее структурных компонентов: целевого, содержательного, операционно-деятельностного и результативного.

6. Создание внутривузовской среды, нацеленной на усвоение системы ценностей, норм поведения, является необходимым условием повышения уровня сформированности ПК курсантов (слушателей) как в аудиторное, так и во внеаудиторное время.

7. Эффективность реализации системы профессиональной подготовки на модульной основе может быть определена с помощью комплекса мониторинговых мероприятий, направленных на выявление уровня сформированности ПК курсантов (слушателей) на всех этапах профессиональной подготовки в высших военно-учебных заведениях.

Необходимо привести расширенную трактовку положений, лежащих в основе проектирования рассматриваемой модульной системы обучения.

Системный подход к организации образовательного процесса предполагает рассмотрение подготовки специалиста как системы с позиций ее компонентного состава, связей и отношений между ее элементами, предусматривает построение моделей педагогического процесса, позволяющих лучше понять его как педагогическую реальность.

В основе системности обучения и системного подхода к теории и практике обучения находится понятие системы, которое определяет ее как множество взаимосвязанных компонентов, составляющих определенное целое в своем строении и функционировании. Основными компонентами системы образовательного процесса являются содержание обучения, учебная и научная деятельность преподавателей, средства и методы обучения, учебная и исследовательская работа курсантов (слушателей).

Процесс подготовки курсантов (слушателей) к профессиональному общению в ходе изучения учебных дисциплин представляет собой целостную динамическую систему, организация которой определяется целями и задачами подготовки современного офицера, деятельностью преподавателя (обучение) и курсантов (учение), содержанием профессиональной подготовки, а также методами и организационными формами обучения как процесса.

Модульная система обучения детерминируется нами как особая дидактическая система, которая представляет собой совокупность различных форм и способов совместной деятельности преподавателя и курсантов (слушателей), организованной в особых единицах процесса обучения, а именно - модулях, с целью успешного овладения обучающимися учебным материалом, повышения качества профессиональной их подготовки и достижения ими более высокого уровня сформированности ПК.

Типология уровней сформированности ПК включает элементарный, промежуточный, средний, продвинутый и высокий уровни. Обозначенные выше уровни сориентированы на требования ФГОС ВО и позволяют организовать систему педагогического контроля, результатом

которого является формулирование объективной оценки уровня владения ПК отдельно взятым курсантом (слушателем) на любом отрезке учебного процесса.

С начала обучения на основании полученных результатов входного контроля курсанты (слушатели) распределяются в учебные группы.

В конце изучения модульной программы применяется система итоговой аттестации уровня владения курсантами (слушателями) ПК. Модульная система обучения построена таким образом, что курсант (слушатель) с более низким уровнем ПК вынужден работать более интенсивно на протяжении учебного семестра для перехода на уровень выше с целью получения отметки «хорошо» или на средний уровень с целью получения отметки «отлично».

Основными структурными компонентами модульной системы обучения в высших военно-учебных заведениях, взаимодействие которых обеспечивает ее функционирование и целостность, выступают целевой, содержательный, операционно-деятельностный и результативный компоненты.

Целевой компонент модульной системы обучения представлен единством цели и системы задач, комплексное решение которых обеспечивает ее достижение. Целевой компонент исследуемой системы связан с определением целей модульного обучения, направленных на общее и профессиональное развитие личности, осознание и принятие этих целей курсантами (слушателями), формирование соответствующей мотивации, которая активизирует учебно-познавательную деятельность и обеспечивает эффективное освоение программного материала.

Автор определяет основную цель модульной системы обучения будущих офицеров как формирование профессиональной компетенции, позволяющей будущему офицеру использовать как средство на уровне ведомственных требований для профессиональной деятельности. Поставленной целью обучения определяются направления содержательного компонента модульной системы обучения, который предполагает отбор содержания учебного материала.

Содержательный компонент, в основу которого положены принципы модульности, структуризации содержания обучения на обособленные элементы, системности, последовательности и наглядности обучения, коммуникативном принципе, представлен совокупностью профессиональных знаний, умений и навыков, которые будут приобретены курсантами (слушателями) в процессе изучения учебных дисциплин.

Весь процесс обучения в высших военно-учебных заведениях строится с учетом модульного принципа, согласно которому на протяжении всего обучения курсанты (слушатели) последовательно изучают учебные модули базового и профессионально-ориентированного типа. Тематика и последовательность изучения модулей детерминируется дидактическими целями каждого из циклов

профессиональной подготовки, а сам набор формируется в соответствии с уровнем владения курсантами (слушателями) ПК.

Операционно-деятельностный компонент, в основу которого положены принципы контекстности обучения, индивидуализации обучения, осознанной перспективы, диалогичности, научности, приоритета самостоятельного обучения, связи теории с практикой, оптимального сочетания методов, форм и средств обучения, предполагает выделение методов, средств и форм обучения, в своей совокупности обеспечивающие развитие познавательных сил и способностей курсантов (слушателей), формирование их мировоззрения, обеспечивая тем самым необходимую подготовку к осуществлению будущей профессиональной деятельности.

Кроме того, данный компонент предполагает взаимодействие преподавателя и курсантов (слушателей), их сотрудничество, создание условий для свободного выбора курсантами (слушателями) уровня сложности заданий, времени изучения учебных элементов модуля и т. д.

Изучение каждого модуля носит целенаправленный характер и происходит на основе использования специально разработанных учебно-методических комплектов, модель построения которых позволяет решать важные задачи обучения, ориентированные на развитие ПК на основе взаимосвязанного обучения.

Неотъемлемой характеристикой операционно-деятельностного компонента модульной системы обучения является самостоятельная работа курсантов (слушателей), ориентированная на решение нескольких задач: углубление профессиональных знаний, навыков и умений, приобретенных курсантами (слушателями) в процессе изучения программного модуля в аудиторное время; обеспечение условий продвижения курсанта (слушателя) от более низкого к более высокому уровню сформированности ПК; развитие разносторонних интересов и способностей курсантов (слушателей), мотивации и толерантности в процессе овладения учебной дисциплиной.

Самостоятельная работа не только вызывает активность курсантов (слушателей), она обладает еще одним важным достоинством - носит индивидуализированный характер. Каждый курсант (слушатель) использует источник информации в зависимости от своих собственных потребностей и возможностей. В рациональном использовании самостоятельной работы кроются также значительные резервы повышения мотивации.

Результативный компонент, определяющий эффективность применения технологии модульного обучения и характеризующийся достигнутыми успехами в реализации поставленной цели, включает поэтапную своевременную диагностику, коррекцию и контроль степени освоения курсантами (слушателями) учебного материала и развития их профессиональных и личностных качеств.

Любая педагогическая система, в том числе и модульная система, предполагает установление обратной связи посредством специально организованного и централизованно осуществляемого контроля. В данном случае мы имеем дело с педагогическим контролем, сопровождающим модульную систему на всем этапе обучения курсантов (слушателей) и включающим в себя такие виды контроля, как входной, текущий, рубежный и итоговый.

Входной контроль определяет индивидуальное владение курсантом (слушателем) учебной дисциплиной перед началом его изучения в высших военно-учебных заведениях, имеет большое значение для успешного обучения курсантов (слушателей), так как результативно можно строить учебный процесс лишь в том случае, если преподаватель хорошо знает исходный уровень владения курсантами (слушателями) изучаемого предмета.

Рубежный контроль проводится по завершению изучения учебного модуля. Этого своего рода подведение итогов приращения в области речевых умений курсантов (слушателей). Таким образом, объектами контроля выступают как речевые навыки, так и речевые умения. Итоговый контроль проводится в конце учебного обучения в форме зачета или экзамена, в зависимости от цикла обучения.

Следует отметить, что в основе проведения как входного, рубежного, так и итогового контроля лежит устное и письменное тестирование, которое позволяет максимально эффективно определить уровень сформированности ПК курсантов (слушателей) в продуктивных и рецептивных видах речевой деятельности.

С точки зрения автора, проведение контролирующих мероприятий, последующий сбор и анализ полученных результатов способствуют созданию полной и ясной картины того, как строится учебная деятельность курсанта (слушателя) на протяжении учебного семестра, позволяет формировать и вести индивидуальный рейтинг отдельно взятого курсанта (слушателя), а также группы курсантов (слушателей) внутри одного и того же уровня.

По мнению автора, описанная модель организации системы педагогического контроля характеризуется рядом преимуществ: системный подход к построению структуры дисциплины, самих образовательных программ и определению их содержания; обеспечение методически правильного согласования всех видов учебных занятий внутри каждого модуля и между ними; гибкость структуры построения модульного курса и самих образовательных программ; позволяет преподавателям получать информацию о качестве учебной деятельности курсантов (слушателей) и своевременно вносить коррективы в организацию и проведение занятий с использованием модульных учебно-методических комплектов; возможность индивидуализации обучения и установления индивидуального рейтинга обучающегося; возможность реализации методических принципов

развивающего обучения, при которых создаются предпосылки для самостоятельной деятельности курсанта (слушателя); обеспечивает условия для непрерывного мониторинга качества подготовки курсантов (слушателей) на любом отрезке учебного процесса.

Исследования педагогической практики высших военно-учебных заведений показывают, что разработка учебных модулей призвана: устранить повторение материала, временные и логические разрывы между различными дисциплинами, видами и формами обучения, усилить междисциплинарные связи между отдельными предметами; повысить качество обучения (преподавания и восприятия учебного материала); повысить результативность самостоятельной работы курсантов (слушателей).

Система модульного обучения формирует у обучающихся эмоциональную устойчивость, постепенно, по мере прохождения практического курса переходящую в профессиональное мастерство.

Необходимо отметить, что перспективы внедрения модульного обучения в высших военно-учебных заведениях обусловливают выявление и обоснование:

- качественно нового уровня и характера функциональной грамотности, необходимой для адаптации курсанта (слушателя) в современной социально-экономической, профессиональной среде, вступающего в противоречие с неадекватным его отражением при проектировании образовательных программ и преподавании дисциплин профессиональной подготовки в высших военно-учебных заведениях;

- методологических подходов к проектированию учебных модулей профессиональной подготовки курсантов (слушателей), которые в настоящее время недостаточно обеспечиваются современными дидактическими средствами;

- тенденций развития профессионального образования на основе мониторинга и диагностики процесса профессиональной подготовки курсантов (слушателей), что требует разработки инструментария для осуществления различных методов контроля по всем дисциплинам учебного плана в высших военно-учебных заведениях.

Очевидно, что реализация модульного подхода к обучению требует определенных усилий для организационной перестройки образовательного процесса в высших военно-учебных заведениях. В частности, это будет касаться планирования работы профессорско-преподавательского состава, подготовки учебно-материальной базы к обеспечению образовательного процесса, создания новых тренажерных комплексов, разработки соответствующего методического обеспечения, организации контроля за успеваемостью курсантов (слушателей) и др.

Несмотря на это следует отметить несомненную значимость модульного обучения для стимулирования учебно-познавательной активности курсантов (слушателей) и организации их познавательной деятельности по овладению профессиональными знаниям и

формированию общекультурных и специальных компетенций. Необходимо признать, что внедрение модульной системы обучения и связанные с этим интенсификация информационно-деятельного процесса обучения, система контроля за знаниями и профессиональной пригодностью в значительной мере повышают эффективность и качество подготовки специалистов, обеспечивает целенаправленность развития личности офицера.

Петренко А.С. Модульный принцип построения образовательных программ в высших военных учебных заведениях. В статье приводятся основные методические положения и требования к разработке и реализации образовательных программ на основе ФГОС ВО в учебном процессе высших военных учебных заведений.

Ключевые слова: модуль, модульное обучение, модульный принцип, образовательная программа.

Petrenko A.S. The modular principle of creation of educational programs in military educational institutions. In article presents the basic methodical regulations and requirements to development and implementation of educational programs on the basis of FSES HE in educational process of the military educational institutions.

Key words: module, modular training, educational program.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.