МОДУЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ - СОВРЕМЕННЫЙ СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Курбонова У.У.
Курбонова Улмасой Усмоновна - преподаватель, педагогический факультет, Бухарский государственный университет, г. Бухара, Республика Узбекистан
Аннотация: в статье освещены преимущества преподавания современных образовательных технологий, содержание модульно-кредитной системы. Ключевые слова: обучение, модуль, кредит, учебный модуль, современное образование, ESTS-кредит, программа.
Сегодня в образовательном процессе широко используются современные методы обучения. Применение современных технологий обучения способствует повышению эффективности обучения. В зависимости от дидактической задачи каждого урока целесообразно выбрать образовательные технологии. Одна из таких технологий является модульной.
Модуль - это единица с содержательным и логическим окончанием, дидактически разработанная, ориентированная на результат, состоящая из входного и выходного контроля.
Модульные технологии - это целостный процесс, состоящий из модульных блоков, состоящий из самых современных технологий, основанных на системной обработке и анализе информации, самостоятельной деятельности студента, организуемый с использованием различных форм диагностики знаний, умений и навыков.
Термин «кредит» (ESTS-кредит) означает «проверенный». Модульная программа представляет собой совокупность модульных блоков в рамках одной науки и представляет собой совокупность дидактических целей, применяемых методов и средств, которые должны быть достигнуты.
Учебный модуль - это раздел учебного курса, который имеет относительно самостоятельное, логическое окончание. Он состоит из учебно-методического обеспечения, а также теоретических, практических, заданий, текущего и итогового контроля.
Модульно-кредитная система-это система, обеспечивающая усвоение студентами каждой учебной дисциплины (модуля) на основе определенного количества кредитных единиц.
Со второй половины ХХ века начались практические действия, направленные на достижение международного сотрудничества в системе высшего образования, принятие решения о едином подходе к подготовке высококвалифицированных кадров с высшим образованием. Принятая 19 декабря 1954 года Конвенция Совета Европы по европейской культуре первоначально подготовила основу для принятия единого подхода к подготовке высококвалифицированных кадров в государствах этого региона. В настоящее время он служит важным документом в организации деятельности университетов (институтов, академий) многих стран мира на основе единых квалификационных требований в системе обучения [1]. Идея настоящей Конвенции заключалась в создании необходимых условий для обоснования многоязычия в формировании человеческого мышления на территории Европы. Стороны, подписавшие Конвенцию, должны были предоставить возможность гражданам на своей территории изучать языки, существующие на территории Европы, историю и развитие различных наций, а также обучать других на своей территории их языкам или другим языкам.
Страны, принявшие данную систему, получили новые возможности для модернизации высшего профессионального образования, участия в различных
проектах на основе равноправного сотрудничества, финансируемых Европейской комиссией высших учебных заведений, взаимного академического обмена студентами и преподавателями.
В декларации, подписанной в Болонье, нашли свое отражение общие основы системы. В документе отражено следующее:
1. Эффективное трудоустройство граждан согласно приложению к диплому, принятие согласованной системы академической степени, создающей возможность повышения международной конкурентоспособности европейской системы высшего образования.
2. Два цикла: подготовка и выпускное образование. Первый цикл обучения длится три года. Второй цикл направлен на получение магистерских и докторских степеней.
3. Переход на европейскую систему пересдачи сложных тестовых единиц для поддержки широкого обмена студентами. Данная система дает возможность студентам выбрать изучаемые предметы. В качестве основы для этого было предложено принять систему ESBT (европейская система тестовых единиц), которая позволяет применять ее в рамках концепции "обучение на всю жизнь".
4. Содействие в принятии решений о европейском сотрудничестве в разработке и обеспечении качества взаимодополняющих критериев и методологий.
5. Разработка системы контроля качества образования высшего учебного заведения и привлечение к внешней оценке деятельности студентов и сотрудников высших учебных заведений.
В странах-членах Болонской декларации образование основывается на модульно-кредитной системе. Количество кредитных единиц определяется в соответствии с расходами, потребляемыми студентами. Расход труда студента - это аудиторные занятия, самостоятельные работы и другие виды деятельности, предусмотренные учебным планом.
В 1989 году в Европе были введены такие программы, как ERASMUS (European Community Action Scheme for mobility of University students) и TEMPUS Европейского сообщества. В 2001 году министрами образования 29 европейских стран была подписана Болонская декларация. На сегодняшний день обмен студентами между университетами Европейского сообщества по программе ERASMUS охватил 145 вузов. Среди них сформирована система взаимного признания результатов образования европейских университетов - ESTS (European Credit Transfer System).
Общая трудоемкость (аудиторные и самостоятельные часы работы), затраченная студентом на изучение учебной дисциплины (модуля), должна составлять 750-800 часов в год обучения. При этом следует отметить, что кредиты определяются не только аудиторскими часами, но и с учетом нагрузки, которую студент тратит на освоение учебной дисциплины (модуля)во внеаудиторных условиях. Обычно количество кредитов, выделяемых по предметам, включенным в учебный план, равно 3. Иногда количество кредитов, выделяемых на учебную дисциплину, может быть больше или меньше 3. Кредиты распределяются по всем (обязательным и необязательным) выбранным учебным предметам. В распределении кредитов учитывается наличие курсовых проектов и практических работ по предмету. Объем кредитов, выделяемых на учебную дисциплину, будет зависеть от сложности предмета и его усвоения студентами. Сумма кредитов в эст составляет в семестре -30, в течение учебного года - 60, в период обучения бакалавров - 240.
Цель перехода на кредитную технологию ESTS заключается в создании условий для студентов при выборе ВУЗа для продолжения обучения за рубежом; обеспечении признания в зарубежных странах существующего срока обучения в конкретном государстве; изучении учебного плана европейских вузов и на этой основе совершенствовании учебного процесса; полном развитии способностей студентов и достижении высоких результатов обучения.
39
Список литературы
1. Bottino R.M., Forcheri P., Molfino M.T. Technology Transfer in School: from Research to Innovation G'G' British Journal of Educational Technology, 1998. № 29 (2). Rr. 163-172.
2. Атаева Г.И. Технологический подход к образовательному процессу // Academy. № 6 (33), 2018. С. 91-92.
МЕТОДЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Ахатова О.Ф.
Ахатова Озода Фазлитдиновна - учитель начальных классов, школа № 24 Гиждуванского района, г. Гиждуван, Республика Узбекистан
Аннотация: в статье анализируются способы использования инновационных образовательных технологий в начальном образовании и их роль в образовательном процессе.
Ключевые слова: инновация, метод обучения, технология, смешанное образование.
Использование инновационных образовательных технологий в организации современного образовательного процесса способствует повышению качества и эффективности образования сегодня.
В процессе обучения в начальной школе используются инновационные образовательные технологии:
- использование современных компьютерных технологий в классе, презентационные и электронные дидактические технологии;
- технические инструменты, экспресс-опросы, тестовые запросы, психические атаки, групповое мышление, групповая работа и другие интерактивные методы обучения.
Такие технологии могут включать в себя обучение на основе кейсов, проблемное обучение, интерактивное обучение, системы модульных кредитов, смешанное обучение, тематические исследования, дистанционное обучение, мастер-классы, вебинары и ассортиментные технологии. Следующие технологии очень эффективны при освоении предмета:
Технология FSMU. Основная характеристика технологии Fsmu: эта технология позволяет учащимся 4-го класса узнавать о своих идеях и проблемах при решении спорных вопросов, обсуждении или в конце урока. Может использоваться при изучении раздела плана. Эта технология учит студентов защищать свои идеи, свободно мыслить и передавать свои идеи, открыто обсуждать, анализировать и оценивать уровень знаний, полученных студентами в процессе обучения, оценивать студентов и иметь культуру обсуждения.
Применяя технологию, она помогает учащимся четко и кратко выразить свои идеи на простой бумаге, которая распространяется, подтверждая доказательства или опровергая идеи. Преподаватель распределяет четыре страницы технологии FSMU для каждого ученика и просит их заполнить ее индивидуально.
F - Сделай свою точку зрения;
С - обосновать свое заявление;
М - Предоставьте обоснование по вашим причинам;
и - суммируй свою точку зрения.