Научная статья на тему 'Модульное проектирование предметной области «Информатика» в образовательном пространстве педагогического университета'

Модульное проектирование предметной области «Информатика» в образовательном пространстве педагогического университета Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
94
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бородачев С. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Модульное проектирование предметной области «Информатика» в образовательном пространстве педагогического университета»

Образование Бородачев С.А.

МОДУЛЬНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ «ИНФОРМАТИКА» В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого

Изменения в системе отечественного высшего образования на современном этапе тесно связаны с переходом к информационному обществу, с интеграцией в мировое образовательное сообщество, для которого характерно активное освоение новых информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). В рамках этого процесса должны быть решены задачи не только повсеместного внедрения компьютеров в образовательные учреждения (компьютеризация), что немаловажно в сложных экономических условиях развития нашей страны, но интеграция ИКТ с системой организации обучения, с реальным учебным процессом. Отметим, что цели и задачи информатизации высшего образования включают не только получение базовых знаний, но умений и навыков продуктивно использовать информационные ресурсы, постоянно овладевать новыми знаниями, умениями и навыками в области ИКТ.

Реализация целей и задач обучения и учения, формирование эффективного взаимодействия участников педагогического процесса обеспечивается посредством педагогической коммуникации. Следует отметить, что в электронной среде по сравнению с традиционным педагогическим взаимодействием информационный (содержательный) и коммуникативный (процессуальный) компоненты педагогического процесса играют более существенную роль. Так, содержательный компонент реализуется посредством электронной почты, текстов, графических и звуковых файлов. Процессуальный компонент реализуется коммуникативными составляющими - обмен электронными сообщениями, дискуссионные списки рассылки, интерактивные веб-форумы, видеоконференцсвязь [1].

Тем не менее, компьютерно-опосредованная коммуникация имеет не только ограничения, но и ряд дидактических преимуществ, которые делают ее привлекательной для использования в практике образования. К ним можно отнести гибкость, скорость, письменный характер, объединение информационной и коммуникационной составляющих, личностная направленность, возможности сотрудничества. Немаловажно изменение традиционных ролей, появление новых позиций в схемах взаимодействия «преподаватель-студенты», «студенты-студенты». Так, преподаватель в электронной образовательной среде не может быть единственным источником фактов, идей, принципов и другой информации, его новую роль в обучении можно охарактеризовать как наставничество. Преподаватель в этой роли не устраняется из процесса обучения, хотя он в большей степени «невидим», менее представлен, по сравнению с традиционной ролью организатора познавательной дея-

тельности студентов, их самостоятельной работы, научных исследований.

Каждый преподаватель, подготовленный в области Интернет-технологий, создает свой сайт и размещает его в информационной сети вуза. Непременное требование к страницам сайта - их интерактивность. На них должна быть размещена учебная информация, использование которой позволит студенту изучить теоретические положения, выполнить задания, контрольные тесты и лабораторные работы. Результаты работы студента с компьютером должны оставаться на сайте в определенной учетной форме.

По мере накопления учебно-методических материалов на электронных и традиционных носителях, развития телекоммуникационных возможностей, перечень тем и разделов, помещенных на сайтах преподавателей для интерактивной работы с ними студентов, будет расширяться до рамок отдельных предметов. Это будет свидетельствовать о формировании образовательного пространства университета.

Таким образом, в электронной образовательной среде появляются новые виды взаимодействия субъектов образовательного процесса, которые отличаются от традиционных видов коммуникации и использование которых обуславливает трансформацию образовательного пространства высшего учебного заведения на современном этапе развития ИКТ.

Кафедра информатики и вычислительной техники Тульского государственного педагогического университета им. Л.Н. Толстого по плану работ Академии информатизации образования ведет научно-исследовательскую и методическую работу по формированию стандартов единого образовательного пространства для дисциплин информационного цикла в педагогическом вузе. На первом этапе (2001-2002 гг.) была разработана информационная модель, на втором (2002-2003 гг.) - метабаза образовательной области «Информатика», на третьем (2003-2004 гг.) - принципы организации образовательного пространства педагогического вуза для изучения дисциплин информационного цикла [3].

Результатом разработки учебной модели предметной области является модульная структура, являющаяся следствием применения метода нисходящего проектирования модели знаний (технология «сверху-вниз»). Метод нисходящего проектирования заключается в том, что вначале строится генеральное содержание области с разбивкой на укрупненные разделы (модули), а затем проводится их детализация на элементарные подмодули, которые наполняются конкретным содержанием.

Отметим, что модульный метод обучения в едином образовательном пространстве обеспечивает активное участие обучаемого в работе с материалом и позволяет одновременно оптимизировать учебный процесс, обеспечить его целостность в реализации целей обучения, развития познавательной и личностной сферы обучаемых, совместить жесткое управление познавательной деятельностью обучаемого с широкими возможностями для самоуправления.

В случае единого образовательного пространства университета обу-

чаемые могут самостоятельно разрабатывать домашние и контрольные задания по изучаемой теме, рецензировать творческие работы сокурсников, выполнять индивидуальные исследовательские задания, разрабатывать и проводить практические занятия, разрабатывать школьные программы будущего, ассистировать преподавателю. Преподаватель, освобожденный от сугубо преподавательской и жесткой управленческой нагрузки, получает реальную возможность осуществлять индивидуальный личностный подход к каждому обучаемому, организовывать взаимодействие и взаимопомощь обучаемых.

Вопросы организации и функционирования единого образовательного пространства педагогического университета разрабатывались В.В. Персиано-вым и Н.В. Сорокиной. По их мнению, единое образовательное пространство педагогического университета должно включать централизованную информационную базу, диспетчерскую систему, средства администрирования, коммуникации и управления (рис. 1) [4] .

Рис. 1. Структура единого образовательного пространства педагогического вуза

Рассмотрим особенности структурирования единого образовательного пространства педагогического университета.

Информационная база содержит исходные модули, специфицированные по виду учебного материала: теоретические, практические, контролирующие и методические модули. Компонент «Средства диспетчеризации» формирует индивидуальное образовательное пространство учащегося и педагога с помощью интегрированных модулей, содержащих технологические карты с описанием опорных модулей для выбранных специальностей, дисциплин, тем занятий и учебных вопросов со ссылками на тип занятия и учеб-

ный материал. Компонент «Средства коммуникаций» обеспечивает использование электронной почты, работу с базой данных задаваемые вопросов и обмен учебными модулями, а компонент «Средства администрирования» обеспечивает выполнение пересылки и автоматической инсталляции на компьютерах учащихся программных средств, необходимых для изучения курса, а также организацию консультирования учащихся.

Для ориентации в модулях информационной базы используются технологические карты с «маршрутами» для направленного путешествия по учебному материалу. В карте запоминается выбранный маршрут, маршруты, посещавшиеся учащимися, и их индексы. По индексу из библиотеки можно вызвать любой маршрут и любой информационный модуль. Поиск учебного материала осуществляться по конкретному содержанию, по признаку принадлежности к модулю, по ключевым словам. В любой момент маршрут можно покинуть, изучить другие модули, а потом вернуться назад. База контрольных вопросов со списком возможных ответов служит не только для самоконтроля, но и для «навигации» по маршруту, так как в зависимости от выбранного ответа система предлагает очередную порцию информации.

Индивидуальное образовательное пространство преподавателя формируется на базе единого образовательного пространства вуза и включает электронный конспект лекций, видеотеку лектора, систему заданий для самостоятельной деятельности, средства мониторинга учебного процесса, сетевую страницу для дистанционного обучения.

Индивидуальное образовательное пространство студента включает электронное учебное пособие, видеокурс лекций, практикум по компьютерному моделированию, адаптивную систему тестирования и сетевую версию курса для дистанционного обучения.

В ходе работы учащийся может сохранять необходимые с его точки зрения теоретические и практические модули, формируя свою библиотеку учебных модулей. Таким образом, пользователь может выстраивать свою образовательную траекторию и выделять модули или библиотеки модулей для просмотра, а затем проверять свой уровень знаний по разработанной системе тестов.

Сформируем исходные модули информационной базы предметной области «Информатика» и осуществим их систематизацию (рис. 2).

Состав теоретических и практических модулей определяется тематическим планом дисциплины «Информатика». Контролирующие модули содержат перечень вопросов и заданий для учащихся по темам курса «Информатика», а методические модули включают программу (план) курса, методические указания для организации самостоятельной работы учащихся, комплект демонстрационных раздаточных материалов, учебные презентации, видеофильмы к курсу, руководство при работе в локальной и глобальной сетях.

Особо отметим, что при модульной организации информационной базы предметной области «Информатика» в рамках единого образовательного пространства педагогического университета можно использовать методы са-

мостоятельной работы, методы контроля и самоконтроля в обучении, методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности, методы стимулирования и мотивации интереса к учению, долга и ответственности.

| Исходные модули информационной базы I |

Локальная зона

і Теоретические і ! модули !

|1. Устройство компьютера, р. Количество информации.

14. Системы счисления.

|5: Представление и обработка Информации е компьютере, й: Компьютерные сети.

17. Алгоритмические конструкции.

В. Работа с операционной системой Windows. р. Работа с операционной системой М!3 ООЙ.

|10. Текстовые редакторы.

|11. Электронные таблицы.

;12. Системы управления база-№ данных.

113. Математические пакеты.

114. Инструментальные программы.

;1. История и основные аспекты информатики как науки. и. Базовые понятия информатики.

р. Аппаратно-программные Ь сновы информатики.

|4. Математические основы Информатики.

Ь. Технологические основы Информатики.

Ь. Формализация и моделирование в инф орматике.

|7. Алгоритмизация в информатике.

В. Лингвистические основы информатики.

р. Системы программирования.

;10. Прикладные программные Системы.

I Распределенная зона ;

рсылки на электронный конспект Секций и на сетевую страницу для Дистанционного обучения |

Рис. 2. Система исходных модулей информационной базы

Применение этих методов в условиях единого образовательного пространства вуза позволит:

1) индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения;

2) обеспечить условия, способствующие саморазвитию обучаемого;

3) учитывать субъективный опыт каждого обучаемого;

4) обеспечить объективный контроль знаний;

5) комплексно использовать в процессе обучения ИКТ.

Таким образом, анализ структуры единого образовательного пространства педагогического университета и разработка на ее основе системы исходных модулей информационной базы предметной области «Информатика» позволяют учащемуся, исходя из его уровня подготовки и сферы интересов, выбрать свою индивидуальную образовательную траекторию.

Список использованных источников

1. Бородачев С. А., Сорокина Н.В. Перспективы развития образовательной области «Информатика» /Информатизация образования - 2006/ Материалы Международной научно-методической конференции. - Тула: Изд-во Тул. гос. пед. университета им. Л.Н.Толстого, 2006. - Т.3. - С.156-160.

2. Бородачев С.А., Персианов В.В. Развитие телекоммуникационных технологий в условиях информатизации образования/ Современные проблемы информатизации в непромышленной сфере и экономике: Сб. трудов. Вып. 12 (по итогам XII международной открытой научной конференции). - Воронеж: «Научная книга», 2007. - С. 9-12.

3. Персианов В.В., Сорокина Н.В. Образовательное пространство педагогического вуза для изучения дисциплин информационного цикла/ Педагогическая информатика. 2. 2004. - С. 47-59.

4. Персианов В. В., Сорокина Н.В. Основы моделирования образовательной области «Информатика»/ Педагогическая информатика. 2. 2003. - С. 11-21.

5. Технологические стандарты в образовании/ Материалы Всероссийской конференции. Москва, 23-24 апреля 2003 г. - М.: Изд-во МЭСИ, 2003.

Бородачев С.А., Проскурин Н.Ф.

ТРАНСФОРМАЦИЯ КОММУНИКАЦИИ В УСЛОВИЯХ ЭЛЕКТРОННОЙ СРЕДЫ

Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого

Когда рассматривают коммуникацию в узком смысле слова, то имеют в виду тот факт, что в ходе совместной деятельности люди обмениваются между собой информацией. Коммуникация - процесс обмена информации, ведущий к взаимному пониманию. Если взаимопонимания не достигается, то можно считать, что коммуникация не состоялась. Поэтому для того, чтобы убедиться в успехе коммуникации, необходимо иметь обратную связь о том, как люди вас поняли, как они воспринимают вас, как относятся к проблеме.

Понятия «коммуникация» непосредственно связано с понятием «общение». Современная психология рассматривает общение как многоплановый процесс развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности.

В общении выделяют три взаимосвязанных стороны:

- коммуникативная сторона (она состоит в обмене информацией между людьми);

- интерактивная сторона (заключается в организации взаимодействия между людьми - например, согласование действий, распределение функций, воздействие на настроение, поведение, убеждение собеседника);

- перцептивная сторона (включает процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установление на этой основе взаимопонимания).

В процедуре общения выделяют следующие этапы:

1. Потребность в общении (необходимо сообщить или узнать информацию, повлиять на собеседника и т.п.) побуждает человека вступить в контакт с другими людьми.

2. Ориентировка в целях общения, в ситуации общения.

3. Ориентировка в личности собеседника.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.