Научная статья на тему 'Электронный обучающий комплекс «Информационный менеджмент» для подготовки администраторов информационных систем (специальность 010503)'

Электронный обучающий комплекс «Информационный менеджмент» для подготовки администраторов информационных систем (специальность 010503) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
266
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Открытое образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / ТРЕНИРОВОЧНЫЙ КОМПЛЕКС / ЭЛЕКТРОННЫЙ РЕСУРС / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ САЙТ / ДАЛЕКИЙ КУРС

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Персианов В. В., Титов А. В.

В статье представлен электронный обучающий комплекс «Информационный менеджмент», включающий электронное пособие, образовательный сайт и дистанционный курс. Комплекс апробирован в электронном образовательном пространстве факультета математики, физики и информатики Тульского государственного педагогического университета им. Л. Н. Толстого и показал высокую эффективность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Персианов В. В., Титов А. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Электронный обучающий комплекс «Информационный менеджмент» для подготовки администраторов информационных систем (специальность 010503)»

УДК 681.518 ББК 32.81 я73

ЭЛЕКТРОННЫЙ ОБУЧАЮЩИЙ КОМПЛЕКС «ИНФОРМАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ» ДЛЯ ПОДГОТОВКИ АДМИНИСТРАТОРОВ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ (СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 010503)

В. В. Персианов, д. пед. н., профессор кафедры информатики и методики обучения

информатике Тел.: (4872) 35-78-29, e-mail: [email protected] А. В. Титов, аспирант кафедры информатики и методики обучения информатике Тел.: (4872) 45-78-19, e-mail: [email protected] Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого

http://www.tsput.ru

In article the electronic training complex "Information management", including the electronic manual, educational site and distant course is presented. The complex is tested in electronic educational space of the faculty of mathematics, physics and informatics of Tula state pedagogical university after L.N. Tolstoy and has shown high efficiency.

В статье представлен электронный обучающий комплекс «Информационный менеджмент», включающий электронное пособие, образовательный сайт и дистанционный курс. Комплекс апробирован в электронном образовательном пространстве факультета математики, физики и информатики Тульского государственного педагогического университета им. Л. Н. Толстого и показал высокую эффективность.

Keywords: innovations, training complex, electronic resource, educational site, distant course.

1. Концептуальное обоснование разработки обучающего комплекса

В условиях усилившегося внимания к инновационной деятельности обострилась проблема подготовки кадров в области менеджмента для системы образования [2]. Важной составляющей информационной поддержки этой сферы деятельности является разработка и реализация образовательных программ в области информационного менеджмента образовательных систем. Тульским государственным педагогическим университетом им. Л. Н. Толстого (ТГПУ) разработан и практически реализован при обучении студентов специальности 010503 - Математическое обеспечение и администрирование информационных систем электронный образовательный комплекс «Информационный менеджмент» для освое-

ния процедур анализа, планирования и оценки управленческой деятельности в педагогическом вузе. Целью комплекса является формирование системы знаний, умений и навыков в области использования средств разработки и администрирования информационных систем [4].

Задачи комплекса формулируются следующим образом:

1. Определение взаимосвязи предметных, технологических и функциональных возможностей современных средств администрирования информационных систем в педагогической сфере.

2. Обучение использованию и применению средств администрирования информационных систем в профессиональной деятельности математиков-программистов, работающих в системе образования.

3. Освоение современных приемов и методов использования информационных систем при проведении различных видов учебных занятий в

учебной и внеучебной деятельности.

При проектировании обучающего комплекса учитывались следующие особенности российской системы педагогического образования:

1) финансовые ограничения в выборе материально-технической базы;

2) отсутствие квалифицированных программистов;

3) отсутствие практического опыта подготовки менеджеров по информатизации деятельности организационных структур вуза.

2. Состав обучающего комплекса

В качестве программно-технической базы выбрана бесплатная кросс-платформенная система, включающая следующие модули: сервер Apache, система управления базой данных MySQL, система дистанционного обучения LCMS Moodle, интерпретатор языка PHP, интерфейс phpMyAdmin.

Образовательный комплекс состоит из следующих дидактических объектов: пособие по курсу в автоматизированной библиотеке университета; образовательный сайт в компьютерной сети университета; дистанционный курс на сервере университета.

Комплекс включает следующие учебно-методические материалы [1].

Обзорные лекции:

Информационный менеджмент - концепция управления (введение). Характеристика информационного общества. Управление предприятием (организацией). Социальная составляющая информационного менеджмента. Производственная составляющая информационного менеджмента. Экономическая составляющая информационного менеджмента. Технологическая составляющая информационного менеджмента. Информатизация организационных систем. Информационный менеджмент и проблемы безопасности. Информатизация общества как социо-техническая революция (заключение).

Лабораторный практикум

Комплекс лабораторных работ предназначен для изучения информационной деятельности менеджера в электронном образовательном пространстве вуза. Интерфейс комплекса является многостраничным и многофункциональным. Он устанавливает соединение с информационной базой, после чего становятся доступными следующие функции: создание, редактирование и удаление информационных таблиц; индексирование базы; модифицирование структуры базы; выборка данных (организация запросов); обнов-

ление данных.

В комплекс вошли следующие лабораторные работы: Информационная модель организационной системы. Информационные ресурсы вуза. Информационная система вуза. Автоматизированное рабочее место менеджера по информатизации. Администрирование информационной системы вуза. Доку-ментационное обеспечение информационной деятельности.

Самостоятельная работа

Комплекс включает проект информатизации одного из подразделений вуза: Администратор. Учебная часть. Деканат. Кафедра. Компьютерный класс. Библиотека. Кадровый учет. Научно-исследовательская работа.

Проектное задание носит сквозной характер и состоит из следующих этапов:

•сбор данных по функционированию деятельности выбранного подразделения вуза и их анализ;

•подготовка исходных данных для проекта информатизации деятельности подразделения;

•разработка плана информатизации деятельности подразделения и его экономический анализ;

• разработка проекта информатизации деятельности подразделения;

• подготовка документации на разработанный проект.

3. Образовательный сайт обучающего комплекса

При разработке сайта учитывались принципы обучения в электронном образовательном пространстве педагогического вуза. Основное назначение сайта - программная реализация информационной модели обучения, предусматривающая выполнение следующих задач [3]:

1) создание веб-страниц для учебных модулей и навигации между ними;

2) подготовка диагностического инструментария (система компьютерных тестов);

3) разработка методического обеспечения для лабораторных, самостоятельных и контрольных работ.

Электронный сайт включает вебстраницы трех уровней:

• индексная страница с идентификационными сведениями и ссылками на содержательные блоки, например «домашняя»;

• индексные страницы и ссылки на тип представленного материала, например «контроль знаний»;

• информационные страницы учебно-методического контента, например «обзорные лекции».

Для навигации по сайту разработаны

текстовые иерархические меню по технологиям гипертекстовых ссылок и закладок. Ссылки на страницах позволяют возвращаться на домашнюю страницу, на предыдущий уровень, к началу страницы. На «домашней» странице имеется ссылка на электронный адрес разработчиков сайта.

Сайт спроектирован в приложении Microsoft FrontPage XP SP2. Отладка системы проводилась на IBM PC-совместимом компьютере с процессором Seleron-900, в операционной системе Microsoft Widows ХР, с использованием браузера Microsoft Internet Explorer 4.0. Потребная дисковая память составляет 15 Мб. Сайт зарегистрирован в ОФАП под № 92100 от 29.09.2007.

4. Дистанционный курс обучающего комплекса

Дистанционный курс обучающего комплекса разработан с учетом следующих дидактических принципов [5]:

• интерактивность - инициирование постоянного взаимодействия между обучаемым и комплексом посредством диалоговых окон;

• модульность - структурирование учебных и методических данных комплекса;

• обратная связь - подготовка информации о процессе обучения, об усвоении учебного материала, о результатах тестирования и выполнения самостоятельных работ;

• адекватная оценка - использование специальных способов, методов и приемов конструирования тестов для определения уровня компетенции обучаемого;

• приоритетность самостоятельной работы обучаемых.

Дистанционный курс спроектирован и сопровождается в системе электронного обучения LMS Moodle, зарегистирован в ФЭР-НиО (Тульское региональное отделение) под № 643.02080121.00339-01 от 29.04.2010. Система является бесплатной, интероперабельной (взаимодействие различных модулей), многократно используемой (многократное использование компонентов оболочки) и адаптивной (включение новых курсов, обеспечение индивидуализированного обучения).

Информационная база комплекса располагается на сервере ТГПУ и взаимодействует с обучающимися по клиент-серверной технологии. Дистанционный курс может загружаться на компьютер пользователя (обучаемого или преподавателя) в локальном режиме (внутри локальной компьютерной сети университета) и в дистанционном режиме (на подключенный к Интернету домашний или

рабочий компьютер пользователя).

Дистанционный курс структурирован на следующие узлы: Документация по обучению на курсе. Теоретические сведения. Практикум. Контроль знаний. Словарь. Рекомендованная литература. Каждый узел состоит из следующих модулей, спроектированных как отдельные компоненты курса: Ресурсы. Веб-страницы. Ссылки на файлы. Методические материалы. Интерактивные элементы курса (задания, тесты, глоссарии, пояснения).

Обучение в электронном образовательном пространстве педагогического вуза с использованием дистанционного курса дает ряд преимуществ, позволяющих реализовать основные педагогические требования: соответствие принципу развивающего обучения; индивидуализация обучения; большой мотива-ционный потенциал; интерактивность обучения; отсутствие боязни ошибок; многократное повторение изучаемого материала; возможность самоконтроля; наличие активной справочной системы.

В электронном образовательном пространстве педагогического вуза имеется возможность автоматизации процессов накопления и учета контрольных баллов, управления параметрами рейтинговой системы. В рамках курса предусмотрены следующие контрольные мероприятия: лабораторные работы; самостоятельные работы; контрольные работы; тесты промежуточного и итогового контроля.

Рейтинговая система позволяет использовать различные оценочные шкалы, выбирать минимальное и максимальное количество баллов за каждое контрольное мероприятие, устанавливать дополнительные и штрафные баллы. Студенты имеют возможность просматривать оценки рейтинговой системы, формируемые на основе данных, внесенных преподавателем, и узнавать свой текущий рейтинг. Доступна также справочная информация о механизме формирования рейтинговой оценки по курсу.

5. Апробация обучающего комплекса

Комплекс апробирован на факультете математики, физики и информатики ТГПУ в 2007-2010 годах. В экспериментальном исследовании участвовали студенты, обучающиеся по специальности 010503 - Математическое обеспечение и администрирование информационных систем. Оценка комплекса проводилась по критериям освоения знаний и овладения умениями. Обучение разбивалось на 4 шага: работа в Moodle, выполнение про-

ектных заданий, использование образовательного сайта в локальной сети университета, использование дистанционного курса.

На каждом шаге проводилось тестирование в экспериментальных и контрольных группах. Тестовое задание включало 30 вопросов, каждый из которых оценивался в 1 балл. Полученные оценки обобщались в виде коэффициентов усвоения знаний и овладения умениями, равных среднему значению тесто-

вых оценок за ответы на каждый вопрос. По результатам выполнения теста обучаемые относились к одному из трех уровней, соответствовавших установленному значению коэффициента (низкий: от 0 до 0.5; средний: от 0.5 до 1.5; высокий: от 1.5 до 2.5).

В качестве примера на рисунке приведена диаграмма количественной оценки итоговых данных для формирующего этапа экспериментального исследования.

Рисунок. Итоги экспериментального исследования

Количественная оценка результатов контрольных срезов, проведенных на этапе формирующего эксперимента, показала, что обучение в экспериментальной группе увеличивает значения коэффициентов усвоения знаний и овладения умениями. Прекращение участия в экспериментальной работе приво-

дит к стабилизации значений этих коэффициентов.

Сравнительные данные обучения экспериментальных и контрольных групп в электронном образовательном пространстве университета при апробации обучающего комплекса приведены в таблице.

Таблица

Коммуникативные показатели экспериментального и традиционного обучения

Наименование показателя Значение показателя (в долях времени)

Обучающий комплекс (экспериментальная группа) Традиционное обучение (контрольная группа)

1. Обзорные лекции 0.1 0.3

2. Самостоятельное изучение 0.4 0.2

3. Аудиторный практикум 0.2 0.3

4. Индивидуальные проекты 0.2 0.0

5. Очные консультации 0.1 0.2

Общие затраты времени 1.0 1.0

6. Уровень восприятия доминирующий рецептивный

7. Время коммуникации (процент значимых действий) 60 40

Использование обучающего комплекса верситета позволило увеличить количество «Информационный менеджмент» в элек- часов на самостоятельную работу и ввести тронном образовательном пространстве уни- проективные формы обучения за счет сокра-

щения часов лекционных и практических занятий. При этом стало возможным, в дополнение к коммуникации один к одному, ис-

пользовать коммуникации один ко многим и много ко многим, что позволило увеличить число значимых действий до 60 процентов.

Литература

1. Персианов В. В., Сорокина Н. В., Гордеев В. В. Информационный менеджмент: Учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности 351500. - Тула: ТГПУ, 2008. 207 с.

2. Сурин А. В., Молчанова О. П. Инновационный менеджмент: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2008. 368 с.

3. Персианов В. В. Информационный менеджмент: Образовательный сайт / Регистрация ОФАП № 92100 от 29.09.2007. - http://www.tspt.ru.

4. Персианов В. В., Бородачев С. А. Информационные и коммуникационные технологии в образовании: Электронное учебно-методическое пособие / Регистрация ОФАП № 10350 от 01.04.2008. -http://www.tsput.ru.

5. Персианов В. В., Титов А. В. Информационный менеджмент: Дистанционный курс / Регистрация ОФЭРНиО (Тульское региональное отделение) № 643.02080121.00339-01 от 29.04.2010. -http://www.tsput.ru.

УДК 004.4+378 ВАК 05.13.00 РИНЦ 14.00.00

ФОРМИРОВАНИЕ ИЕРАРХИЧЕСКОГО ИНТЕГРИРОВАННОГО ИНФОРМАЦИОННОГО ПРОСТРАНСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНТРАНЕТ-ТЕХНОЛОГИЙ

Р. Н. Агапов, аспирант кафедры автоматизированных систем управления Тел.: (347) 273-78-23, e-mail: [email protected] Г. Г. Куликов, д. т. н., профессор, заведующий кафедрой автоматизированных систем

управления

Тел.: (347) 273-78-23, e-mail: [email protected] Г. В. Старцев, к. т. н., доцент кафедры автоматизированных систем управления Тел.: (347) 273-78-23, e-mail: [email protected]

М. А. Шилина, аспирант, ассистент кафедры автоматизированных систем

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

управления

Тел.: (347) 273-78-23, e-mail: [email protected] ФГБОУ ВПО «Уфимский государственный авиационный технический университет»

http://asu.ugatu.ac.ru

The article dwells on the integration of applications into a single information space, with hierarchical structure. The structure of information space of an educational institution at the level of the training process organization is described, in the form of web-portal, as well as the scheme of learning management system integration into a single information space of the university.

В статье рассматриваются вопросы интеграции приложений в едином информационном пространстве, имеющем иерархическую структуру. Приведена структура информационного пространства образовательного учреждения на уровне организации и проведения учебных процессов в виде веб-портала, а также схема интеграции системы дистанционного обучения в единое информационное пространство вуза.

Ключевые слова: интеграция приложений, интегрированное информационное пространство, веб-сервис, интранет-технология, система дистанционного обучения, Moodle, мультисервисная архитектура.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.