Научная статья на тему 'Электронные ресурсы как фактор оптимизация качества образовательного процесса в вузе'

Электронные ресурсы как фактор оптимизация качества образовательного процесса в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
120
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Напалкова И.Г., Напалков А.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Электронные ресурсы как фактор оптимизация качества образовательного процесса в вузе»

ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ

КАК ФАКТОР ОПТИМИЗАЦИЯ КАЧЕСТВА

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ВУЗЕ*

И. Г. Напалкова, А. А. Напалков

онных ресурсов; соответствие информационной инфраструктуры миссии и стратегическим целям вуза с учетом экономической целесообразности. Решение обозначенных проблем связано с развитием ИОС вуза (рис.). его деятельность, многопрофильно. Управле- Правильно выстроенная система управления

Одним из важных направлении модернизации высшей школы России является информатизация, которая невозможна без создания информационной образовательной среды (ИОС). Понятие информатизации вуза, как и

ние вузом на основе информационных техно-

г

логий (ИТ) является комплексной задачей, требующей решения организационных и технологических проблем, таких как создание надежной и эффективной инфраструктуры информатизации; своевременная модернизация технического парка; внедрение унифицированных способов доступа к корпоративным данным; повышение эффективности управляемости комплекса корпоративных информаци-

образовательным процессом в вузе на основе ИТ позволит создать преимущества в конкурентной среде и будет способствовать повышению качества образования и улучшению мобильности учащихся.

Среди новых средств, оптимизирующих образовательный процесс в вузе и формирующих виртуальное образовательное пространство, особое место занимают размещенные

О

на корпоративных сайтах и интернет-порталах электронные ресурсы. К ним относят средства (возможности, источники),

Информационная инфраструктура вуза

Информатизация управления вузом

электронном обеспечивать

Информатизация учебного процесса вуза

Информационная образовательная среда вуза

Повышение компетентности

персонала в области ИТ

Информатизация

социально-воспитательной работы вуза

Информатизация научно-исследова-тельской и проектной работы

Информатизация внеучебной деятельности вуза

Рисунок Развитие ИОС вуза

представленные в виде, призванные научно-исследовательский и образовательный процесс, содержащие научную, учебную, методическую информацию и (или) методику обучения, а также ресурсы, находящиеся в различной стадии готовности (в том числе и на уровне технического задания, плана-проспекта и т. п.). К электронным учебным продуктам относят продукты, представленные в электронном виде, содержащие систематизированные сведения научного и прикладного характера, изложенные в форме, удобной для изучения, и рассчитанные на пользователей разного возраста и степени обучения. Электронное издание — это электронный документ (группа электронных документов),

шедшии

про-

редакционно-издатель-

* Статья публикуется при финансовой поддержке РГНФ. Проект № 08-06-23612 а/В

скую обработку, предназначенный для распространения в неизменном виде, имеющий выходные сведения. Электронные ресурсы могут распространяться по сетям либо локально, либо комбинированным способом. При одном и том же содержании учебного продукта формы представления информации могут различаться в зависимости от способа распространения.

Классифицировать электронные ресурсы можно по следующим категориям:

— по функции, выполняемой в учебном процессе (УМК по дисциплине, учебная программа, конспект лекций, хрестоматия, словарь, справочник, практикумы, комплекты тестовых заданий, иллюстративный материал, аудиосо-провождение, методические указания, УМП, на-учно-популярная публикация; научная публикация и т. д);

— по степени дидактического обеспечения (специальность, дисциплина, тема или раздел дисциплины, часть темы или раздела и т. д.);

— по виду образовательной деятельности, в которой используется учебный ресурс (лекционное сопровождение, сопровождение практикумов, самостоятельная работа, для дистанционного обучения, для системы е-1еагшп^, для самообразования, для краткосрочных курсов и системы повышения квалификации и т. д.);

— по характеру представления информации (мультимедийное, программный продукт, изобразительное, аудио, текстовое, электронный аналог печатного издания и т. д.);

— по степени интерактивности (активный, описательный, смешанный, неопределенный и т. д.) [1].

Формирование качественных электронных информационных ресурсов и их размещение в корпоративной сети вуза и региональном информационном пространстве позволит повысить качество образовательного процесса в вузе.

Сегодня во всем мире на смену текстогра-фическим учебным продуктам приходят интерактивные, мультимедийно насыщенные электронные образовательные ресурсы. При этом первоочередной задачей становится повышение доступности электронных образовательных ресурсов на всей территории Российской Федерации путем применения передовых информационно-коммуникационных технологий.

Актуальность размещения электронных образовательных и научно-исследовательских ресурсов обусловлена возможностями, которые предоставляет глобальная сеть Интернет: широта охвата аудитории; удобство и оперативность информационного обмена; доступность информации; моделируемость содержания ресурсов и т. д.

При создании и использовании электронных образовательных ресурсов должны учитываться дидактические, организационные и технические требования:

1. Дидактические требования:

— педагогическая целесообразность использования информационного ресурса в высшем образовании;

— научность содержания ресурса,: предъявление научно-достоверных сведений, объективных научных фактов, теорий, законов;

— доступность предъявляемого учебного ресурса средствами информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) студентам (бакалаврам, специалистам, магистрантам), соответствие ранее приобретенному опыту в целях предотвращения интеллектуальных и физических перегрузок обучаемого;

— повышение информационной емкости обучения за счет использования альтернативных источников, уплотнения и структурирования учебной информации, перевода ее в активно функционирующий ресурс;

— осуществление индивидуализации обучения в условиях коллективного обучения (возможность выбора индивидуального маршрута, темпа, уровня сложности, режима работы, ориентированных на индивидуальные психофизиологические, интеллектуальные, мотива-ционные особенности студента);

— возможность сочетания групповых и индивидуальных форм обучения в зависимости

от его задач, содержания и методов;

— развитие коммуникативных способностей студента в результате осуществления со-вместной учебной, исследовательской, научной деятельности.

2. Организационные требования:

— соответствие содержания учебного ма-

териала образовательным стандартам по специальности или направлению подготовки, учебным планам и учебно-методическим комплексам вуза;

— обеспечение комплексности и многофункциональности использования ИКТ как в обучении (на лекционных, семинарских, практических, лабораторных занятиях, самостоятельной работе студента, в научно-исследовательской и внеучебной деятельности), так и в управлении образованием;

— адаптивность электронного образовательного ресурса, возможность внесения в него изменений и дополнений при изменении стандарта, учебного плана, в зависимости от дополнений и модерирования учебной программы;

— обеспечение эстетического восприятия и оформления ресурса, устанавливающих со-ответствие функциональному назначению, упорядоченности и выразительности их визуальных и звуковых элементов;

— разработка собственных методических рекомендаций как для работы с ресурсом, так и по видам занятий;

— сокращение затрат времени на организацию учебного, научно-исследовательского и воспитательного процесса как преподавателем, так и управляющим образовательным процессом в вузе, на факультете.

3. Технические требования: обеспечение устойчивой работы; защита от несанкционированных действий как непосредственного пользователя ресурса, так и внешнего воздействия Сети; высокая скорость обработки информации и выполнения всех процедур при работе с ресурсом в целях устранения негативных ощущений у пользователей, связанных с долгой загрузкой очередного фрагмента или ожиданием реакции компьютера на действия пользователя; возможности сетевых способов работы с ресурсом; простота инсталляции ресурса; соответствие основы ресурса современным операционным системам [2].

В настоящее время в научных учреждениях и вузах России активно ведутся работы по созданию электронных информационных ресурсов.

Одним из перспективных направлений развития электронных образовательных ресурсов является создание и развитие открытых образовательных модульных мультиме-диасистем, означающее переход информатизации образования на качественно новый уровень: от производства отдельных мультимедийных изданий на оптических носителях

и сетевых ресурсов к контент-индустрии на единой методической и технологической платформе.

В рамках реализации данного направления создан единый каталог учебников, учебно-методических пособий и ранее созданных электронных образовательных ресурсов, который объединит 15 гуманитарных вузов России, в том числе Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева. Его исполнителем, по результатам открытого конкурса, выбрана компания IBS на основе продукта IBS Catalog для описания представленных учебно-методических материалов. Важной характеристикой решения является его соответствие стандарту RUS_LOM (адаптированный к России международный стандарт LOM), описывающему классификацию учебных объектов. Ресурсы, описанные с помощью такой схемы, могут интегрироваться и восприниматься не только российскими, но и международными учебными системами. Немаловажен и аспект, связанный с авторским правом. Вуз, являясь владельцем всего контента, нередко определяет политику распространения знаний, которыми владеет. Возможен и такой вариант организации каталога: в его рамках публикуются только карточки ресурсов, а получить их можно по отдельному запросу. Чуть позже продукт получил дальнейшее развитие. Новая редакция IBS Catalog предназначена для хранения информационных ресурсов отдельных вузов. Также в данный продукт добавлен модуль ввода метаописаний, обеспечивающий ввод и проверку правильности ввода в соответствии с требованиями RUS_LOM, который завоевывает все большую популярность в российской рбразовательной среде.

Создание единого каталога позволяет улучшать взаимодействие между российскими гуманитарными университетами, значительно упрощает обмен учебно-методическими материалами, электронными образовательными ресурсами. Развернутая инфраструктура в дальнейшем может быть использована для создания сетевого сообщества гуманитарных университетов и развития информационных сервисов. Каталог учебно-методических материалов гуманитарных вузов будет размещен на портале федерального центра информационно-образовательных ресурсов. Преподаватели и

студенты из любой точки России смогут получить web-доступ к описанию программ и курсов, изучаемых в других университетах.

Основные задачи, которые решает система IBS Catalog: создание общей классификации для всего контента организации; возможность задавать произвольную структуру категорий для упорядочения информационных ресурсов на основании стандартов и методик, используемых экспертами предметной области; возможность навигации по категориям электронных информационных ресурсов для выбора и просмотра их содержимого; разделение доступа пользователям к категориям и объектам каталога с учетом их ролей, заданных администратором системы; возможность производить поиск информационных ресурсов по рубрикам из внешних поисковых систем. Программный продукт реализован на основе технологии Java, на платформе IBM. Решение масштабируемо и интероперабельно. Набор адаптеров и web-cep-висов, входящих в состав продукта, обеспечивает взаимодействие каталога с различными хранилищами информационных ресурсов, поисковыми машинами и внешними приложениями, позволяет гибко настраивать решение под потребности заказчика.

Система IBS Catalog обладает специализированным модулем упаковки контента, который позволяет формировать образовательные информационные ресурсы из подготовленных учебных, научных и методических материалов различных форматов. Создаваемые образовательные информационные ресурсы соответствуют требованиям стандартов описания учебных объектов LOM, RUSJLOM, а также спецификации упаковки контента SCORM САМ 2004. Продукт IBS Catalog позволяет визуализировать структуру и обеспечить пользователям навигацию по каталогу. При этом происходит разделение доступа пользователей к категориям и объектам каталога с учетом привилегий, заданных администратором системы. Используя принадлежность к рубрике, пользователи каталога могут находить ИР и получать первичное представление об ИР по их атрибутам, не просматривая его содержимое.

Общие функциональные возможности IBS Catalog: создание, редактирование, изменение структуры категорий; возможность размеще-

ния информационных ресурсов в выбранной категории — автором ресурса либо администратором каталога; добавление, изменение атрибутов информационных ресурсов; управление доступом к информационным ресурсам — как на уровне пользователей, так и на уровне объектов каталога. Внедрение IBS Catalog позволяет упорядочить имеющиеся информационные ресурсы и организовать систему безопасного и персонифицированного доступа к данным.

Несмотря на создание и использование электронных образовательных ресурсов в вузовской практике, следует отметить ряд проблем:

— процесс информатизации в вузе часто не имеет системного характера;

— не всегда обеспечено качество и надежность электронной образовательной и научной информации;

— пользователи не достаточно мобильно информированы об имеющихся электронных образовательных ресурсах;

— уровень мотивации вузовских педагогических кадров к использованию электронных и цифровых ресурсов в профессиональной деятельности невысок;

— несогласованность между существующими учебными стандартами, программами, утвержденными УМК, и содержательными и функциональными возможностями электронных обучающих изданий и ресурсов;

— не соблюдается преемственность поколений пользователей;

— не достаточно развиты умения и навыки интеграции электронных образовательных ресурсов в учебную и внеучебную деятельность, научно-исследовательскую и социально-воспитательную работу со студентами и т. д.

Для преодоления данных негативных тенденций, на наш взгляд, необходимо:

— перейти к созданию интегрированных информационных ресурсов научных учреждений, ориентированных на системного пользователя, «школьник — абитуриент — студент (бакалавр, специалист, магистрант) — аспирант», построенных на основе согласованных стандартов с применением современных информационных технологий;

— проводить экспертизу качества электронных образовательных ресурсов на соответствие их требованиям образовательного про-

Серия «Гуманитарные науки»

цесса, учебным стандартам и программам, а также нормативно-правовым аспектам использования;

— активно использовать возможности современных телекоммуникационных средств для организации многоканального и мобильного получения информации об имеющихся в наличии, вновь созданных и создаваемых ресурсах;

повышать квалификацию педагогических кадров в области применения и использования информационных технологий в образовательном процессе;

— включать в процесс разработки электронных образовательных ресурсов не только отдельных преподавателей и инженерный состав, но и сотрудников, читающих лекции по профильным дисциплинам, и студентов.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Классификация электронных образовательных ресурсов [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.tspu.tula.ru; http://oskoledu.ru/погтс1ос/_klassivikachia_ER.doc

2. Персианов В. В., Савкина Т. В. Электронный образовательный ресурс: разработка и применение. [Электронный ресурс]. Режим 'доступа: http://www.tspu.tula.ru

Поступила 10.06.08.

НЕЙРОЛИНГВИСТИЧЕСКОЕ ПРОГРАММИРОВАНИЕ КАК ОДИН ИЗ СПОСОБОВ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ПОТРЕБИТЕЛЯ

Е. А. Кулева

являясь во всем многообразии социальных связей (экономических, политических, культурных, религиозных), реклама оказывает вли-

и

В современном мире реклама давно уже связи. Это означает, что все основные пристала неотъемлемой частью жизни обще- емы нейролингвистического программиро-ства. Теле- и радиоролики, наружная реклама вания возможно применить только в такой сопровождают человека в течение дня. Про- ситуации, когда коммуникатор в состоянии

видеть, слышать или чувствовать реакции человека, с которым общается. Если коммуникатор не будет видеть, слышать или воспринимать информацию о реакциях, возникающих в процессе общения, мы будем иметь дело с модификацией нейролингвистического программирования. Именно такие модели используют специалисты по рекламе.

Первой ценной находкой для рекламы в нейролингвистическом программировании стало понятие о стратегии мышления — определенной последовательности модальностей (обращений к зрительному, слуховому опыту и опыту ощущений), приводящей к заранее известному, прогнозируемому результату. Широко используется стратегия, представляющая собой чередование зрительного образа и ощущений, другими словами, стратегия «вижу — чувствую», когда эффектный зрительный ряд завершает чувственный слоган.

яние на мнение и поведение людей, на процесс формирования общественного сознания. Однако в настоящее время только нетривиальные решения и яркие, запоминающиеся образы способны удивить потребителя, заставить его обратить внимание на товар. Для усиления рекламного воздействия профессионалы дополнительно прибегают к использованию психологических инструментов манипулирования массовым сознанием, наиболее эффективным из которых сегодня яв-

и

ляется неиролингвистическое программирование. Это отрасль практической психологии, позволяющая с помощью определенных приемов программировать поведение людей. Следует отметить, что нейролингвистическое программирование основано на обратной

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.