Научная статья на тему 'Модульное построение содержания эколого-экономического образования будущего учителя'

Модульное построение содержания эколого-экономического образования будущего учителя Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
139
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДУЛЬ / МОДУЛЬНЫЙ ПОДХОД / СОДЕРЖАНИЕ ЭКОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ / MODULE / THE MODULE APPROACH / ECOLOGY-ECONOMICAL EDUCATION CONTENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рябинина Наталья Павловна

Сформулирован и раскрыт подход к построению содержания эколого-экономического образования будущего учителя на примере модульной программы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The module content construction in ecology-economical education of future teacher

The module approach has been used in content construction in ecology-economical education for future teacher professional training. The module programme has been analyzed.

Текст научной работы на тему «Модульное построение содержания эколого-экономического образования будущего учителя»

Теория и методика профессионального образования

УДК 378.011.31 - 051 + 378.013 ББК 4489.51

МОДУЛЬНОЕ ПОСТРОЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ЭКОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ

Н.П. Рябинина ЧГПУ

THE MODULE CONTENT CONSTRUCTION IN ECOLOGY-ECONOMICAL EDUCATION OF FUTURE TEACHER

N.P. Ryabinina CSPU

Сформулирован и раскрыт подход к построению содержания экологоэкономического образования будущего учителя на примере модульной программы.

Ключевые слова: модуль, модульный подход, содержание экологоэкономического образования.

The module approach has been used in content construction in ecology-economical education for future teacher professional training. The module programme has been analyzed.

Keywords: module, the module approach, ecology-economical education content

Конструирование содержания экологоэкономического образования будущих учителей проводилось нами на основе системного подхода к содержанию образования. Системный подход глубоко разработан и является одним из методологических оснований в педагогике. Понятие систематизации связано со структурированием содержания образования, основанном «на формировании и систематизации структур содержания, т.е. на таком его упорядочении, которое связывается с выделением соответствующих для данного содержания систем, а в них - составляющих и связей между ними» [3, с. 106-107]. В. Оконь делит структуры на предметные и логические, замечая, что для более точного осознания обучающимися структур в преподавании часто используются их модели. Разработка такой модели, «включающей подборку элементов и сеть отношений между ними, способствует не только пониманию существа данной структуры, но и закреплению в памяти и воображении ее строения, а также вызывает представ-

ление о ее возможном использовании в новых познавательных или практических ситуациях» [3, с. 108].

Одной из форм структурирования содержания образования выступают модули обучения. Модули появились в практике вузовского и школьного преподавания в 80-х годах XX века и нашли первое описание в отдельных статьях [6, 7]. В настоящее время популярность применения модулей в педагогической практике стала достаточно высокой. Вопрос о модульном обучении нашел отражение в отдельных справочных [2], а также энциклопедических изданиях [4].

Понятие модуля нельзя считать вполне определенным, однако, под ним, как правило, подразумевают «функциональный узел, законченный блок информации, направленный на достижение конкретной дидактической цели» [6, с. 56]. Модуль рассматривают как логически завершенную часть учебного материала, обязательно сопровождаемую контролем знаний и умений учащихся [4]. Под моду-

Модульное построение содержания эколого-экономи ческого образования...

лем могут понимать и группу идей, и определенную тему учебного курса, и единицу учебной деятельности.

Позволим себе не согласиться с авторами, рассматривающими использование модулей только в рамках рейтинговой системы контроля знаний и умений студентов [4]. Несомненно, рейтинговая система контроля предусматривает использование модуля, однако, практика вузовского преподавания предоставляет нам примеры использования модулей вне рейтинговой системы контроля [8, 5, 1].

Модульное построение содержания образования, основанное на принципах и правилах динамичности, выделения из содержания образования обособленных элементов, гибкости, относительной самостоятельности, может обеспечить разносторонний охват исследуемых проблем, разноуровневую интеграцию и учет возможностей каждой специальности обозначенного вида образования студентов.

Рассмотрим логику конструирования модуля, использованную нами при составлении программы и основные требования к его структуре и содержанию входящих в него элементов.

Логика конструирования модуля предусматривает следующие этапы отбора содержания модуля:

1) определение структуры модуля;

2) вычленение в модуле смысловых рядов;

3) разбивку смыслового ряда на учебные элементы;

4) формирование операционного компонента модуля.

1. Определение структуры модуля. Если под модулем понимать законченный функциональный узел, направленный на достижение конкретной дидактической цели, то следует представить его как систему взаимосвязанных между собой информационных и операционных компонентов, которые бы предусматривали для студентов не только информативный учебный материал, но и материал познавательного характера, предоставляющий возможности для углубленного изучения рассматриваемого вопроса, индивидуальной работы, творческой, научно-исследовательской деятельности, для самоконтроля.

Авторы энциклопедии включают в структуру модуля две части: познавательную и учебно-профессиональную [4]. Вероятно, эта структура будет оправдана, если речь идет о школьном обучении. Мы рассматриваем ис-

пользование модуля в процессе профессионального образования в высшей школе и предлагаем учитывать в структуре модуля, предназначенном для студентов педагогических университетов, методический субкомпонент, являющийся специфическим для подготовки к осуществлению педагогической деятельности.

Структура разработанного нами с учетом перечисленных моментов модуля (см. рисунок) включает в себя:

• информационный компонент, состоящий из информационно-теоретического и информационно-методического субкомпонентов, первый из которых предоставляет студентам базовую теоретическую информацию об изучаемой проблеме, а также информацию познавательного характера, второй же учитывает специфику подготовки студента педагогического вуза и раскрывает методику организации обучения учащихся по данной теме;

• операционный компонент, состоящий из ряда субкомпонентов, содержащих задания аналитического характера, креативные, исследовательские, организационно-педагоги-ческие, задания для самоконтроля студентов.

Структура модуля

2. Так как информационные компоненты несут на себе определенную смысловую нагрузку, то для более четкой организации

Теория и методика профессионального образования

учебного материла необходимо разбить модуль на более мелкие структурные компоненты. Такими компонентами могут выступать смысловые ряды. Под смысловым рядом мы подразумеваем законченную структурную единицу модуля, несущую единую смысловую нагрузку. Формирование смыслового ряда подчиняется следующим требованиям:

• смысловой ряд должен соответствовать основным содержательным идеям учебной дисциплины, несоответствие им выводит ряд за рамки модуля, следовательно, за рамки того аспекта содержания образования, который он призван раскрыть;

• смысловой ряд должен органически входить в обозначенный модуль, несоответствие тематической направленности модуля делает его присутствие в модуле логически необоснованным;

• смысловой ряд призван конкретизировать тематическую идею модуля, в которой отражается лишь одно из основных направлений содержания обозначенного образования, отсутствие смысловых рядов препятствует последовательному, систематизированному раскрытию его содержания;

• смысловой ряд должен отражать как информационно-теоретический, так и информационно-методический субкомпоненты модуля, то есть в нем должна быть представлена информация, обеспечивающая подготовку самого учителя в обозначенной области образования, а также та информация, которая обеспечивает возможности учителю грамотно и творчески применять полученные теоретические знания, умения и навыки при организации работы по образованию учащихся в обозначенной области;

• смысловой ряд должен отличаться смысловой законченностью, то есть в рамках обозначенной тематической идеи должен быть представлен такой необходимый объем учебного материала, который обеспечивает усвоение указанной идеи;

• содержательная самостоятельность смыслового ряда предполагает возможность использования его изолированно от других смысловых рядов, входящих в модуль;

• логическая мобильность смыслового ряда подразумевает возможность гибкого построения учебного процесса, при котором в зависимости от уровня подготовленности студентов, порядка изучения смежных наук изменяется последовательность изучения смы-

словых рядов, не отражающаяся на качестве усвоения студентами всего модуля.

3. Следующим этапом в конструировании информационного компонента модуля является разбивка смыслового ряда на мельчайшие структурные учебные элементы. Обозначим требования к формированию учебных элементов:

• соответствие содержанию смыслового ряда;

• конкретизация смыслового ряда;

• отражение одного элемента информации;

• логическая последовательность учебных элементов внутри смыслового ряда.

4. Особенности формирования операционного компонента модуля обусловлены необходимостью предусмотреть возможности для закрепления информации, получаемой за счет информационных компонентов модуля, а также организации творческой деятельности студентов по данному виду образования школьников. В связи с этим в операционном компоненте модуля предусматриваются следующие субкомпоненты:

• субкомпонент самоконтроля, дающий возможность студенту в процессе индивидуальной работы с модулем самостоятельно контролировать процесс усвоения информационных субкомпонентов;

• субкомпонент индивидуальной работы предусматривает задания индивидуального характера, темы индивидуальных сообщений, соответствующие списки литературы;

• субкомпонент научно-исследователь-ской работы студентов включает в себя задания аналитического характера, задания по сбору научно-исследовательского материала об организации работы в массовой практике, задания по обобщению новаторского и передового педагогического опыта в данной области исследования, подготовку исследовательских проектов, их оформление, апробацию и защиту на студенческих научно-исследовательских конференциях, на уровне курсовых и дипломных работ;

• субкомпонент творческой деятельности по реализации образования школьников предусматривает креативные задания для студентов, задания организационно-методичес-кие и организационно-педагогические.

На основе предложенной структуры модуля нами были разработаны учебное пособие для студентов педагогических вузов (гриф

Модульное построение содержания эколого-экономического образования...

УМО) «Основы радиационной безопасности» в рамках дисциплины «Безопасность жизнедеятельности», а также программа для студентов педагогических вузов «Основы экологоэкономического образования школьников» [5].

Новое понимание соотношения экономики и экологии, характерное для мирового сообщества в последние десятилетия, нашло отражение в процессе интеграции экономической и экологической областей знания и, соответственно, интеграции экономического и экологического образования. В 80-х годах в отечественной педагогике появился специальный термин для обозначения процесса интеграции двух видов образования: экологоэкономическое образование.

Под эколого-экономическим образованием в данной работе понимается та общая область экономического и экологического образования, которая обеспечивает формирование общественного сознания, на уровне отдельной личности - типа мышления и мировоззрения, основанного на понимании неразрывной взаимосвязи человека и природы, взаимозависимости хозяйственно-экономической деятельности человека и ее последствий для природы и условий проживания самого человека.

В настоящее время наблюдается наличие множества фактов педагогической действительности, массовой педагогической практики, свидетельствующих о стремлении учителей самых разных предметов рассматривать проблемы экономики и экологии в их единстве.

Внесение изменений в профессиональную подготовку будущих учителей - студентов педагогических вузов предопределяется также и необходимостью подготовки выпускников школы к жизни и деятельности в новых экономических, экологических и социальных условиях.

Для высшей педагогической школы процесс подготовки будущего учителя к осуществлению эколого-экономического образования школьников не только актуален, но и достаточно нов. Для его осуществления в учебно-воспитательном процессе вуза имеются достаточные возможности. Эколого-экономичес-кое образование может осуществляться в процессе преподавания блока общегуманитарных и социально-экономических дисциплин, таких как «Экономика», «Философия», «Правоведение».

Блок общематематических и естественнонаучных дисциплин также предоставляет та-

кие возможности за счёт предмета «Концепции современного естествознания».

Для студентов естественных факультетов возможно использовать блок дисциплин предметной подготовки для эколого-экономического образования.

Блок общепрофессиональных дисциплин (ОПД) играет особую роль в подготовке будущего учителя к осуществлению интегративного эколого-экономического образования, так как обеспечивает знания теории экологического и экономического образования, в частности, за счет дисциплин «Основы экологии», «Основы медицинских знаний», «Безопасность жизнедеятельности». Для формирования практических умений и навыков у студентов по организации эколого-экономи-ческого образования школьников наибольшие возможности предоставляет цикл специальнометодических дисциплин, таких как «Методика эколого-экономического образования школьников», «Основы экологического образования», «Основы экономического образования», «Основы научной организации труда студентов» и подобные. Эти дисциплины до настоящего времени не нашли места в учебных планах педагогических вузов, изредка читаются на отдельных факультетах, как правило, в рамках часов, отведенных на факультативы или курсы по выбору.

Среди этих дисциплин спецкурс «Основы эколого-экономического образования школьников» может использоваться как интегративная дисциплина, систематизирующая теоретические и методические знания, обеспечивающая формирование практических умений и владение технологиями эколого-экономического образования.

Предлагаемая программа спецкурса, разработанная на основе модульного подхода, обеспечивает выбор оптимального количества часов для спецкурса в зависимости от предыдущей подготовки студентов, позволяет варьировать темы с учетом дидактической цели, предоставляет возможности для самостоятельной познавательной деятельности студентов.

Приведем примеры структурирования содержания программы в отдельных модулях. Программа включает в себя 4 модуля.

Модуль 1. Человек в системе экономических отношений.

Модуль 2. Человек в окружающей среде.

Модуль 3. Эколого-экономические проблемы семьи.

Теория и методика профессионального образования

Модуль 4. Эколого-экономические проблемы личности.

Каждый модуль содержит информационный и операционный компоненты и определенное количество субкомпонентов, в зависимости от дидактической цели и содержания темы. Например, модуль 1 содержит 3 смысловых ряда в информационно-теоретическом субкомпоненте (всего 11 учебных элементов -УЭ), 1 смысловой ряд в информационнометодическом субкомпоненте (УЭ - 6). Операционный компонент представлен субкомпонентами индивидуальной работы, научно-исследовательским и творческой деятельности.

Следует отметить, что отдельные модули, компоненты, субкомпоненты и смысловые ряды данной программы могут быть успешно реализованы при чтении других курсов по выбору или некоторых тем дисциплин блока ОПД. Например, модуль 2 применяется нами в процессе чтения дисциплины «Педагогическая экология» для студентов отделения заочного образования, направление подготовки «Педагогика», профиль подготовки «Психологическое сопровождение образования лиц с нарушениями в развитии». Смысловой ряд № 1 «Понятие эколого-экономического образования» (УЭ - 4), № 2 «Содержание экологоэкономического образования школьников» (УЭ - 9) информационно-методического субкомпонента модуля 2 - в процессе преподавания дисциплины «Педагогика» для всех специальностей факультета коррекционной педагогики ЧГПУ.

Продолжая примеры использования компонентов модулей программы при чтении других дисциплин учебного плана, отметим возможность применения смыслового ряда № 1 - «Научное обоснование оптимального труда и отдыха личности» информационнотеоретического субкомпонента модуля 4 в разделе «Введение в педагогическую деятель-

ность» дисциплины «Педагогика» (блок ОПД).

Подчеркнем, что данные примеры свидетельствуют о широких возможностях конструирования содержания эколого-

экономического образования будущих учителей на основе использования модулей обучения не только в рамках обозначенной программы, но и для других дисциплин учебного плана по специальностям.

Литература

1. Голъцева, Ю.В. Психологическое консультирование: методические рекомендации по курсу / Ю.В. Голъцева. - Челябинск, 2008. - 67 с.

2. Днепров, С.А. Педагогика в терминах и понятиях: пособие-справочник для самообразования / С.А. Днепров, В.М. Кадневский. -Омск: Изд-во ОмГУ, 2006. - С. 72.

3. Оконъ, В. Введение в общую дидактику / пер. с пол. Л. Г. Кашкуревича, Н.Г. Горина. - М.: Высш. шк., 1990. - 382 с.

4. Педагогика: Большая современная энциклопедия / сост. Е.С. Рапацевич. - Мн.: «Соврем, слово», 2005. - С. 323.

5. Рябинина, Н.П. Основы радиационной безопасности: учеб.пособие для студентов педвузов / Н.П. Рябинина, Г.Н. Романов. — 2-е издание. - Челябинск: Издатель Татьяна Лурье, 2002. - 72 с.

6. Юцявичене, П.А. Создание модульных программ / П.А. Юцявичене // Сов. педагогика. -1990. -№ 2.- С. 5-60

7. Юцявичене, П.А. Создание модульных программ / П.А. Юцявичене // Сов. педагогика. - 1990.-№ 1. - С. 55-60

8. Яковлева, Н.М. Подготовка студентов к творческой воспитательной деятельности / Н.М. Яковлева. - Челябинск, 1991. -128 с.

Поступила в редакцию 21 января 2009 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.