А.В. КОМЛЕВ (Волгоград)
формирование ответственности младшего подростка в условиях модульно-рейтинговой системы обучения
Рассматривается проблема формирования ответственности в младшем подростковом возрасте. Обосновываются своевременность и эффективность использования модульно-рейтинговой системы обучения в формировании данного личностного качества. Предлагаются оригинальная система принципов деятельности учителя и методика работы по реализации педагогического потенциала данной системы.
Ключевые слова: ответственность, модульнорейтинговая система обучения, принцип, методика, младший подросток.
Современный период в российской истории и образовании - время смены ценностных ориентиров. В 1990-е гг. в России произошли важные как позитивные, так и негативные перемены, неизбежные в период крупных социально-политических потрясений. Эти явления оказали отрицательное влияние на общественную нравственность, гражданское самосознание, отношение людей к обществу, государству, закону и труду, человека к человеку [1].
В период смены ценностных ориентиров нарушается духовное единство общества, меняются жизненные приоритеты молодежи, происходит разрушение ценностей старшего поколения, а также деформация традиционных для страны моральных норм и нравственных установок. Это не могло не отразиться и на подростковой среде, в которой все чаще проявляются различные негативные тенденции (алкоголизм, употребление наркотиков, насилие, неконтролируемая агрессия и т.д.), свидетельствующие о необходимости усиления работы образовательных институтов для решения задач формирования личностных компетенций обучаемых.
Социальный запрос отражен в различных государственных документах, таких как Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (2009 г.), Концепция долгосрочного
социально-экономического развития РФ на период до 2020 г., Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (2009 г.) и Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (2010 г.), в которых одним из требований к личностным результатам освоения программы основного общего образования выступает «формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию...». Отмечается необходимость перехода от традиционной «знани-евой» направленности общеобразовательной школы к воспитанию ответственных граждан, способных определять соответствие результатов своих действий поставленным целям, принятым в обществе или коллективе социальным, нравственным и правовым нормам.
Вместе с тем реакция системы среднего образования на эти требования остается неэффективной. При переходе из начального звена в среднее у обучающихся нередко происходит разлад между привычным освоенным, автоматически исполняемым поведением и тем, что требуется в изменившихся условиях. Дальнейшее нарушение ритмов повседневных процессов, сложившихся взаимодействий и соучастий, рассогласование требований учителей различных предметов при не-сформированности ответственности как внутреннего механизма саморегуляции социального поведения младшего подростка, как правило, приводит его к конфликтному, деструктивному поведению, учебной дезадаптации. Педагоги предпринимают попытки формирования ответственности как одного из ведущих регуляторов социального поведения младшего подростка и личностного результата освоения основной программы общего образования, однако развитие данного качества затруднено, т.к. отсутствует научное понимание ответственности младшего подростка как основы для педагогического целеполагания.
Эффективным средством формирования ответственности младшего подростка, как показывает образовательная практика высшей школы, может стать модульно-рейтинговая система обучения, которая характеризуется алгоритмизацией, завершенностью и согласованностью циклов учебной деятельности, фиксацией ее результатов на всех этапах, повышением учебной мотивации. Анализ научных ис-
© Комлев А.В., 2014
следований и эмпирический опыт показывают, что влиянию модульно-рейтинговой системы обучения на формирование тех или иных качеств личности посвящены многие исследования, которые в большей степени относятся к высшей школе. однако педагогический потенциал данной системы в формировании ответственности младшего подростка в педагогической теории до сих пор не выявлен, что снижает эффективность образовательной деятельности учителя.
Все более острой становится необходимость выявить способы эффективной деятельности учителя по формированию ответственности младшего подростка в условиях модульно-рейтинговой системы обучения, когда, реализуя поставленные задачи, педагог видит результат, проявляющийся в поведении обучающихся в соответствии с интересами других людей и социального целого, принятыми нормами и исполняемыми ролевыми обязанностями. Педагоги современной средней школы стремятся системно выстраивать работу по формированию ответственности младшего подростка, но достичь этого крайне сложно, поскольку принципы такой деятельности учителя в условиях модульно-рейтинговой системы обучения научно не обоснованы.
Анализ эмпирического опыта показывает, что использование модульно-рейтинговой системы обучения в средней школе носит эпизодический характер. Неэффективность прямого переноса учителями общеобразовательной школы достижений науки в системе модульно-рейтингового обучения студентов вузов и формирования с ее помощью ответственности младшего подростка не дает ожидаемых результатов. Все это требует разработки методики реализации педагогического потенциала модульно-рейтинговой системы обучения в формировании ответственности младшего подростка.
Анализ выводов об ответственности «как способе жизни» (Л.И. Дементий), «как осознании способности выступать причиной изменений в себе и в мире» (Д.А. Леонтьев), как качестве личности, проявляющемся в различных формах контроля личности над своей деятельностью (К. Муздыбаев), как одной из функций личности в окружающем мире и жизнедеятельности человека, проявляющейся в универсальной готовности отвечать «за все» (В.В. Сериков) [4], позволил определить ответственность младшего подростка как качество личности, проявляющееся в различных формах контроля над своей деятельно-
стью, отражающего социальное, моральноправовое отношение к обществу, выражающееся в выполнении принятых моральных и правовых норм, своего долга, ролевых обязанностей, готовности дать отчет своим действиям. Структура ответственности представлена такими компонентами, как ценностно-мотивационный (общественные ценности как основа формирования мотива ответственности у младших подростков), информационно-операционный (совместная деятельность субъектов ответственности, ориентированная на формирование ответственности у младших подростков), эмоционально-волевой (совокупность форм и методов формирующего воздействия) и оценочно-коррекционный (рефлексивное управление, основанное на самоанализе и самооценке для осознания ответственности за свои поступки).
Выявить педагогический потенциал модульно-рейтинговой системы обучения в формировании ответственности младшего подростка позволяют результаты исследований В.В. Воронова о педагогических возможностях рейтинговой накопительной системы оценивания учебных достижений школьников,
A.М. Лозинской - о модульно-рейтинговой технологии как средстве повышения эффективности обучения физике в учреждениях среднего профессионального образования,
B.Ю. Плотниковой - об управлении качеством образования школьников в системе модульного обучения, П.И. Третьякова и И.Б. Сеннов-ского - о технологии модульного обучения в школе [5], Н.Е. Чеботаревой - о модульнорейтинговой технологии оценки учебных достижений студентов как факторе повышения успешности обучения.
Сопоставление результатов этих исследователей с нашим анализом практики образования в 5-7-х классах общеобразовательной школы позволяет определить модульнорейтинговую систему обучения как организацию образовательного процесса на основе блочно-модульного представления учебной информации, предполагающую балльную оценку успеваемости обучающихся по результатам изучения каждого модуля.
Педагогический потенциал модульнорейтинговой системы обучения в формировании ответственности младшего подростка обусловлен активным стимулированием развития выделенных компонентов ответственности элементами модульно-рейтинговой системы обучения, такими как:
1) модульная организация учебного процесса, дающая возможность младшему подростку заранее спланировать свою учебную деятельность путем знакомства на вводном занятии с содержанием модуля, отчетностью по нему и критериями оценки, - стимулирует развитие информационно-операционного компонента;
2) рейтинговая система оценки, позволяющая при выставлении итоговой отметки учесть организационно-правовые элементы учебной деятельности (опоздания на урок, своевременность сдачи отчетности, ведение рабочей тетради, наличие спортивной формы и т.д.), - стимулирует развитие ценностномотивационного компонента;
3) объективная текущая, промежуточная и итоговая аттестация согласно рейтинговому регламенту, значительно снижающая роль случайных факторов при получении итоговой отметки по дисциплине, не зависящей от личности педагога, - стимулирует развитие эмоционально-волевого компонента;
4) систематически проводимая педагогом рефлексия, позволяющая младшему подростку осмыслить свои действия и достижения, провести определенную самооценку и при необходимости обеспечить самокоррек-цию своей деятельности, - стимулирует развитие оценочно-коррекционного компонента.
В обосновании принципов деятельности учителя по реализации потенциала модульнорейтинговой системы обучения в формировании ответственности младшего подростка имеют существенное значение работы
Н.М. Борытко о педагогической деятельности, закономерностях и принципах обучения [2], Л.С. Выготского - по педагогической психологии, В.И. Загвязинского - о принципах обучения, В.А. Сластенина, И.Ф. Исаева - о принципах организации педагогического процесса и управления деятельностью воспитанников, Е.Л. Федотовой - о педагогическом взаимодействии как факторе личностного саморазвития учащихся и учителя. Вместе с тем большинство авторов указывают на то, что выявленные принципы требуют конкретизации применительно к различным условиям и задачам обучения, для нашего исследования - это формирование ответственности младшего подростка.
Соотнесение выводов этих исследований с результатами собственной опытноэкспериментальной работы приводит к выводу, что реализация потенциала модульнорейтинговой системы обучения в формиро-
вании ответственности младшего подростка обеспечивается при соблюдении следующих принципов деятельности учителя:
• принцип справедливости (объективная и непредвзятая оценка учебных и личных достижений обучающегося), предполагающий создание учителем ситуаций, требующих от обучающегося принятия ответственности за свои действия; формирование ответственного отношения к социальным нормам и правилам, собственного поля индивидуальных смыслов через опору на опыт переживаний;
• принцип равенства возможностей (равные шансы на получение качественного образования каждым обучающимся), предписывающий учителю создание равноценных условий для освоения образовательной программы каждому обучающему;
• принцип осознанной перспективы (глубокое понимание и осознание близких, средних и отдаленных перспектив обучения), показывающий ценность и значимость ответственного поведения как для общества, так и для социального роста данного обучающегося;
• принцип поощрения (одобрение, похвала и другие способы педагогического воздействия, направленные на стимулирование обучающегося), предполагающий реализацию ситуации успеха и осознание содержания и значимости ответственного поведения как условия успешной самореализации личности.
Наконец, в осмыслении опытной работы по созданию методики реализации педагогического потенциала модульно-рейтинговой системы обучения ориентирующий характер имеют работы И.А. Колесниковой по теории и практике модульного преобразования воспитательной среды образовательного учреждения [3], И.Б. Сенновского - по управлению переводом общеобразовательной школы на модульную систему организации учебновоспитательного процесса, П.А. Юцявичене -по теории и практике модульного обучения [6].
В соответствии с результатами нашего исследования методика реализации педагогического потенциала модульно-рейтинговой системы обучения в формировании ответственности младшего подростка строится на основе акцентирования внимания на внутреннем мире ребенка, ценностно-смысловой сфере его сознания в соответствии со следующими этапами:
• организационно-методический, предполагающий структурирование подлежащего оценке материала, создание правил начисле-
ния баллов, установление минимума баллов, разработку рейтингового регламента, диагностику уровня сформированности исследуемого личностного качества;
• деятельностно-преобразующий, включающий в себя организацию учета деятельности обучающихся, систематическое наглядное ознакомление обучающихся с их текущим рейтингом, обсуждение и поощрение ответственного поведения и коррекцию безответственного путем педагогического воздействия на эмоционально-волевую сферу личности младшего подростка, педагогический мониторинг процесса формирования ответственности младшего подростка, мониторинг условий организации деятельности, мониторинг результатов;
• рефлексивный, подразумевающий систематическое наглядное подведение итогов с обязательным проведением рефлексии с обучающимися в конце каждого урока, учебной четверти, полугодия, года с обязательной реализацией системы действенных ценностно значимых для обучающихся стимулов.
Данная методика строится в соответствии с выделенными принципами, ведущими среди которых являются: на первом этапе - принцип равенства возможностей; на втором - принципы справедливости и осознанной перспективы; на третьем - принцип поощрения. Действуя в единой системе, принципы справедливости, равенства возможностей, осознанной перспективы и поощрения обеспечивают последовательное восхождение от ответственности в смысле нормативности, послушности, социального долга к ответственности как сопричастности событию, как ответственности личности, которая выполняет должное по своему усмотрению, сознательно и добровольно.
Качественная новизна полученных в нашем исследовании выводов видится в научном обосновании целостного процесса формирования ответственности младшего подростка в условиях модульно-рейтинговой системы обучения, что позволяет использовать полученные результаты для исследования путей формирования личностных результатов образования, предусмотренных федеральным государственным образовательном стандартом, а также для формирования одного из таких результатов - ответственности младшего подростка.
литература
1. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М.: Просвещение, 2009.
2. Борытко Н.М., Соловцова И.А., Байбаков А.М. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / под ред. Н.М. Борытко. М. : Академия, 2007.
3. Колесникова И.А. Теория и практика модульного преобразования воспитательной среды образовательного учреждения: учеб.-метод. пособие / под ред. акад. РАО З.И. Васильевой. СПб., 2009.
4. Сериков В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем. М. : Логос, 1999.
5. Третьяков П.И., Сенновский И.Б. Технология модульного обучения в школе: практикоориентированная монография / под ред. П.И. Третьякова. М. : Нов. шк., 2001.
6. Юцявичене П. Теория и практика модульного обучения. Каунас: Швиеса, 1989.
* * *
1. Danilyuk A.Ya., Kondakov A.M., Tishkov V.A. Kontseptsiya duhovno-nravstvennogo razvitiya i vospitaniya lichnosti grazhdanina Rossii. M.: Pro-sveschenie, 2009.
2. Boryitko N.M., Solovtsova I.A., Baybakov A.M. Pedagogika: ucheb. posobie dlya stud. vyissh. ucheb. zavedeniy / pod red. N.M. Boryitko. M. : Akademiya, 2007.
3. Kolesnikova I.A. Teoriya i praktika modulnogo preobrazovaniya vospitatelnoy sredyi obrazovatelnogo uchrezhdeniya: ucheb.-metod. posobie / pod red. akad. RAO Z.I. Vasilevoy. SPb., 2009.
4. Serikov V.V. Obrazovanie i lichnost. Teoriya i praktika proektirovaniya pedagogicheskih sistem. M. : Logos, 1999.
5. Tretyakov P.I., Sennovskiy I.B. Tehnologi-ya modulnogo obucheniya v shkole: praktiko-orien-tirovannaya monografiya / pod red. P.I. Tretyakova. M. : Nov. shk., 2001.
6. Yutsyavichene P. Teoriya i praktika modulnogo obucheniya. Kaunas: Shviesa, 1989.
Formation of responsibility of a junior teenager in the conditions of the module and rating system of education
There is considered the issue of formation of responsibility in the early juvenile age. There is substantiated the timeliness and effectiveness of the use of the module and rating system of education in formation of this personal quality. There is suggested the original system of teacher’s activity principles and the methodology of implementation of the pedagogic potential of the system.
Key words: responsibility, module and rating system of education, principle, methodology, junior teenager.
(Статья поступила в редакцию 10.01.2014)