Научная статья на тему 'Модульно-компетентностный подход в среднем профессиональном образовании'

Модульно-компетентностный подход в среднем профессиональном образовании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
694
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДУЛЬНО-КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / КЛЮЧЕВЫЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / КАЧЕСТВО ОБУЧЕНИЯ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ РАБОТНИКА / MODULE-COMPETENCE BASED APPROACH / KEY PROFESSIONAL COMPETENCE / QUALITY OF TRAINING / COMPETITIVENESS OF EMPLOYEE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Микитенко И. В.

В статье раскрывается сущность и содержание модульно-компетентностного подхода подготовки конкурентоспособного специалиста в системе начального и среднего профессионального образования. Описываются причины перехода на модульную организацию курсов, а также анализируются современные трансформационные процессы в системе профессионального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODULE-COMPETENCE APPROACH AND ITS REALIZATION IN THE SECONDARY PROFESSIONAL EDUCATION FOR EXAMPLE MANAGEMENT

The article reveals the essence and content of the module-competence approach to training competitive specialist in primary and secondary professional education. The author describes the reasons for the transfer to a modular organization of courses, as well as reveal other transformation processes in the system of professional education.

Текст научной работы на тему «Модульно-компетентностный подход в среднем профессиональном образовании»

Микитенко И. В., заместитель директора по учебно-методической работе Политехнического колледжа № 50, Москва, mikit-irina@yandex.ru

МОДУЛЬНО-КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В СРЕДНЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

В статье раскрывается сущность и содержание модульно-компетентностного подхода подготовки конкурентоспособного специалиста в системе начального и среднего профессионального образования. Описываются причины перехода на модульную организацию курсов, а также анализируются современные трансформационные процессы в системе профессионального образования.

Ключевые слова: модульно-компетентностный подход, ключевые профессиональные компетенции, качество обучения, конкурентоспособность работника.

Введение

В настоящее время на российском рынке труда происходят заметные изменения, вызванные рядом причин: падением спроса на неквалифицированный труд, внедрением автоматизированных систем управления производственными процессами, возникновением множества новых профессий, размытием границ между профессиями и т. д.1, а это означает, что работникам приходится чаще переучиваться. Если раньше можно было поступить в хорошее учебное заведение и получить профессию почти на всю жизнь, то сегодня это невозможно. Перед системой среднего профессионального образования стоит задача обеспечить возможность получения непрерывного образования, т. е. образования в течение всей жизни.

1 Медведев В. П., Денисова Л. Н. Модульно-компе-тентностный подход к новым государственным образовательным стандартам // Фундаментальные исследования. 2009. № 2. С. 96-99.

Модульно-компетентностный подход

Для решения поставленной задачи система начального профессионального образования (НПО) и среднего профессионального образования (СПО) должна стать гораздо более гибкой. Повышение адаптивности системы СПО можно реализовать с помощью модульно-компетентностного подхода.

Концепция компетентностного подхода лежит в основе третьего поколения обновленных стандартов (ФГОС СПО) и ориентирована на формирование не только знаний, но еще и умений, способностей формировать у выпускника коммуникации и другие ключевые компетенции. В рамках этой концепции все большее значение приобретает блок управленческих дисциплин.

Как отмечает А. И. Коваленко, компетент-ностный подход можно и нужно использовать в теории конкуренции для раскрытия природы конкурентных преимуществ как ключевых компетентностей фирмы и понимания того, как личная профессионализация структурируется и трансформируется

в компетентность фирмы. Практическая значимость такого подхода заключается в упорядочивании соперничества как процесса профессионализации его субъектов и дополнении профессиональной компетентно-стной модели специалиста отдельным блоком, содержащим компетентности конкурентного поведения: способности выдерживать конкурентное напряжение и совершать конкурентные действия2.

Э. Ю. Турова отмечает, что активизация ключевых компетенций приводит к генерации стратегической ценности продукта, повышению его значимости в восприятии потребителя, который, в свою очередь, оценивает преимущества, удобства и выгоды, а не технические и организационные аспекты деятельности компании по их созданию. Навыки и умения компании (компетенции) считаются ключевыми, если их уровень превосходит среднеотраслевой, и они являются уникальными и трудно копируемыми, т. е. присущими только одной компании. Идентификация своих ключевых компетенций для современной компании является стратегическим приоритетом3.

По мнению Ю. Б. Рубина, профессиональные компетенции индивидуальных субъектов предпринимательства являются основой профессиональных компетенций предпринимательских фирм. Предпринимательская структура обладает и реализует компетенции предпринимательства в избранных видах бизнеса, что обеспечивает необходимый уровень ее конкурентоспособности. Предпринимательские фирмы создаются ради формирования новых институциональных профессиональных компетенций. Профессиональные компетенции предпринимательских фирм являются кон-

2 Коваленко А. И. О конкуренции теорий конкуренции // Современная конкуренция. 2010. № 6 (24). С. 114.

3 Турова Э. Ю. Значение интеллектуального капитала в достижении устойчивых конкурентных преиму-

ществ современной компании // Современная конкуренция. 2010. № 6 (24). С. 66.

курентными особенностями данных фирм, а их высокий уровень — одним из ключевых конкурентных преимуществ, инструментом создания и усиления других конкурентных преимуществ этих фирм4.

Обучение, основанное на компетенциях, наиболее эффективно реализуется в форме модульных программ. Для системы классического обучения, главной целью которого являлась передача некоторых прак-тикоориентированных знаний, вполне естественна форма обучения, основанная на посеместровом обучении. Но для подхода, ориентированного на формирование у студента ключевых компетенций, организация образовательного контента строится на основе модулей, исходя как раз из этих ключевых компетенций. В соответствии с потребностью в обеспечении качества подготовки, с новым содержанием обучения меняется и структура обучения: оно строится на основе модулей, реализующих главную цель профессионального образования — формирования у студентов ключевых компетенций.

Возможности студента

Сегодня идет переориентация в оценке результата образования с понятий «подготовленность», «образованность» на понятия «компетенция», «компетентность», т. е. делается ставка на компетентностный подход в образовании. Новый подход требует нового проектирования как результатов образования, так и самого учебного процесса и механизма управления им. Новый, модульно-компетентностный подход позволяет студенту НПО и СПО в течение жизни получать непрерывное образование. Повышаются его шансы не только стать высококвалифицированным востребованным производством специалистом

4 Рубин Ю. Б. Теория и практика профессионального предпринимательства. 11-е изд., перераб. и доп. М.: Маркет ДС Корпорейшн, 2011. С. 316.

и быстро найти хорошую работу, но и быть способным успешно работать в постоянно изменяющейся ситуации, продолжать обучение и профессиональный рост, повышать конкурентоспособность на глобальном рынке труда.

Наконец, модульно-компетентностное обучение изначально было спроектировано как развивающийся, личностно-ориенти-рованный метод профессионального обучения. В центр внимания была поставлена личность обучающегося и его познавательная деятельность. Такой подход был направлен на повышение качества обучения и оказания реальной помощи в подготовке конкурентоспособных работников.

Формы обучения

При новом подходе, помимо изменения образовательного контента, заметно меняются и формы обучения. Они становятся ориентированными на формирование ключевых компетенций. Например, в ходе обучения менеджменту у студента НПО и СПО развиваются способности не просто «отвечать», но проводить реальные презентации своих знаний и умений. Сочетание мультимедийных презентаций с модульно-компетентностным обучением позволяет обучающимся не только быстро осваивать и запоминать новый материал, но и успешно применять полученные знания на практике.

Многоступенчатость подготовки специалистов

Исходя из принципов модульно-компе-тентностного обучения, необходимо обеспечить многоступенчатость подготовки специалистов среднего звена (рабочих, техников, техников повышенного уровня). Многоступенчатость должна быть основана на тесной взаимосвязи педагогических кадров НПО и СПО и предприятий социаль-

ных партнеров, широком привлечении работодателей к разработке образовательных стандартов профессионального образования. Хотя, по данным социологических исследований, более 80% работодателей готовы к сотрудничеству уже сегодня, реальные связи НПО и СПО с предприятиями недостаточны, и здесь кроются огромные резервы, особенно в сфере обучения менеджменту.

Студент должен научиться применять на практике не только технические, но также сквозные и ключевые компетенции в различных трудовых ситуациях. От выпускников НПО и сПо требуются не только профессиональные, но и социальные, экономические, коммуникативные компетенции, компетенции в области информационных и коммуникационных технологий. Здесь решающей становится роль преподавания экономических дисциплин и, в частности, менеджмента, например таких направлений, как менеджмент качества.

Практическая значимость

Если набору чисто профессиональных навыков вполне можно обучить в рамках традиционной системы лекционных и семинарских занятий и лабораторных работ, то обучение работе в команде, взаимодействиям в системе управления возможно только в реальных условиях производства. Это обстоятельство придает особое значение производственной практике и дипломному проектированию. Например, студенты МФТИ уже с третьего курса часть обучения проходят на реальных базах, с которыми вуз активно сотрудничает.

Именно практика должна стать источником требований к ключевым компетенциям. Причем речь идет не только о студентах, но и о преподавателях НПО и СПО, которые также (а, возможно, и в первую очередь) нуждаются в постоянной переподготовке. Фокус-группы с участием работодателей позволяют определить содержание

модулей и профессиональных компетенций в области менеджмента. Обучение менеджменту должно быть сделано более практико-ориентированным за счет проведения части занятий на базе предприятий социальных партнеров НПО и СПО.

Технологии обучения

В век всеобщей компьютеризации, когда мировая тенденция в образовании предполагает переход всего процесса обучения на новый технологический уровень с обязательным использованием информационных технологий, обучение в рамках НПО и СПО трудно представить без активного и постоянного использования ресурсов сети Интернет. Студенты должны получить навыки поиска информации, интернет-общения, планирования (в частности, навыки сетевого планирования), наконец, организации контроля с использованием ресурсов сети. Особенно это касается дисциплин управленческого цикла.

Эффективно и внедрение технологий «сквозного» дипломного проектирования. При этом роль обучения ключевым компетенциям в области менеджмента должна быть увеличена по сравнению с ее существующей, традиционной ролью.

Заключение

Опыт показывает, что в ведущих странах Запада вопросам обучения не только знаниям и умениям, но и коммуникационным навыкам, командной «игре», навыкам поддержания корпоративной культуры уделяется внимание не меньшее, чем формированию собственно профессиональных компетенций. Подобный опыт существовал и в СССР. Сегодня стоит задача не просто восстановить прошлый опыт, но и перенести его, с соответствующими коррективами, в учебный процесс НПО и СПО.

Список литературы

1. Медведев В. П., Денисова Л. Н. Модульно-компе-тентностный подход к новым государственным образовательным стандартам // Фундаментальные исследования. 2009. № 2. С. 96-99.

2. Коваленко А. И. О конкуренции теорий конкуренции // Современная конкуренция. 2010. № 6 (24). С. 114.

3. Рубин Ю. Б. Теория и практика профессионального предпринимательства. 11-е изд., перераб. и доп. М.: Маркет ДС Корпорейшн, 2011. С. 316.

4. Турова Э. Ю. Значение интеллектуального капитала в достижении устойчивых конкурентных преимуществ современной компании // Современная конкуренция. 2010. № 6 (24). С. 66.

I. Mikitenko, Vice-Director on Educational and Systematic Work, Polytechnic College #50, Moscow, mikit-irina@yandex.ru

MODULE-COMPETENCE APPROACH AND ITS REALIZATION IN THE SECONDARY PROFESSIONAL EDUCATION FOR ExAMPLE MANAGEMENT

The article reveals the essence and content of the module-competence approach to training competitive specialist in primary and secondary professional education. The author describes the reasons for the transfer to a modular organization of courses, as well as reveal other transformation processes in the system of professional education.

Key words: module-competence based approach, key professional competence, quality of training, competitiveness of employee.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.