Научная статья на тему 'МОДУЛЬНО-КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩИХ ФАРМАЦЕВТОВ'

МОДУЛЬНО-КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩИХ ФАРМАЦЕВТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
24
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
PROFESSIONAL COMPETENCE / MODERN EDUCATIONAL TECHNOLOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Юкова Елена Николаевна

Использование современных образовательных технологий позволяют обеспечить переход к качественно новому уровню педагогической деятельности, направленному на наилучшее формирование профессиональных компетенций будущих фармацевтических работников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPETENCE MODULAR APPROACH TO FORMING PROFESSIONAL COMPETENCE FUTURE PHARMACISTS

The use of modern educational technologies allow for the transition to a qualitatively new level of educational activities aimed at forming the best possible professional competencies of future pharmacists

Текст научной работы на тему «МОДУЛЬНО-КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩИХ ФАРМАЦЕВТОВ»

МОДУЛЬНО-КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД ПРИ ФОРМИРОВАНИИ _ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩИХ ФАРМАЦЕВТОВ

Юкова Елена Николаевна

преподаватель

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение «Волгоградский медико-экологический техникум», г. Волгоград COMPETENCE MODULAR APPROACH TO FORMING PROFESSIONAL COMPETENCE FUTURE PHARMACISTS Yukova Elena, teacher, State autonomous professional institution, «Volgograd Medical and Environmental College» Volgograd

АННОТАЦИЯ

Использование современных образовательных технологий позволяют обеспечить переход к качественно новому уровню педагогической деятельности, направленному на наилучшее формирование профессиональных компетенций будущих фармацевтических работников.

ABSTRACT

The use of modern educational technologies allow for the transition to a qualitatively new level of educational activities aimed at forming the best possible professional competencies of future pharmacists.

Ключевые слова: профессиональные компетенции; современные педагогические технологии.

Keywords: professional competence; modern educational technology.

Целью внедрения парадигмы модульно-компетентностного подхода в фармацевтическом образовании является стремление преодолеть разрыв между знаниями студента и его практикоориентированностью, то есть научить с помощью полученных и усвоенных знаний эффективно решать практические задачи, которые могут возникать в будущей профессиональной деятельности [1,с.25].

Профессиональные компетенции, которые должны быть сформированы у будущих фармацевтов, обусловлены предстоящими ему рабочими функциями и регламентируются ФГОС по данной специальности. Каждая компетенция выпускника должна обеспечиваться определенным набором дисциплин и практик, объединенных в соответствующие профессиональные модули, а содержание модулей -соответствовать набору приобретаемых компетенций. В ходе образовательного процесса компетенции формируются за счет использования современных педагогических технологий, адекватности контента, эффективности учебно-коммуникативного

взаимодействия между преподавателями и студентами, между студентами учебной группы [2,с.349].

Образовательный процесс, построенный на основе компетентностного подхода должен иметь соответствующее методическое обеспечение, к обязательным компонентам которого можно отнести:

- образовательную программу по специальности (33.02.01 Фармация), сформированную на основе Федерального государственного образовательного стандарта;

- учебные планы, рабочие программы, учебно-методические комплексы, дидактические материалы к теоретическим и практическим занятиям, методические разработки и рекомендации;

- комплекты контрольно - оценочных и контрольно-измерительных средств (тесты, задания, вопросы для фронтального опроса, ситуационные задачи и др.);

- информационное и мультимедийное сопровождение.

Согласно программе развития Волгоградского медико-экологического техникума, одна из главных задач обучения сегодня - формирование у студентов и преподавателей информационной культуры, умения пользоваться современными 1Т средствами и технологиями. Хорошо известно, что преподаватель, владеющий информационными технологиями, является основным вектором, направляющим студента по индивидуальной траектории «могу, хочу, знаю, умею».

Для эффективного движения в направлении индивидуального развития студент должен понимать взаимосвязь между учебными дисциплинами. При этом необходимо достичь согласования входных и выходных компетенций между дисциплинами (МДК) входящими в состав модулей. Поэтому применительно к каждой учебной дисциплине (МДК) вначале определяются входные компетенции (которые до освоения курса студент должен знать, уметь), а затем выходные компетенции (те, которые студент будет знать, уметь, иметь практический опыт по окончании курса). При этом выходные компетенции предыдущего модуля могут становиться входными компетенциями для последующего модуля [3,с.220].

Такая модель предусматривает актуализацию междисциплинарных связей дисциплин (МДК) общепрофессионального и профессионального циклов. Например, при изучении дисциплины (МДК) фармакологии дефиниция понятия «информационно-коммуникационная компетентность студента» позиционируется как способность осуществлять поиск и переработку учебного материала, в том числе с помощью информационных технологий, критически относиться к ней и на этой основе делать выводы, принимать решения в определенной ситуации. При оценке уровня сформированности этого вида компетенций учитывается следующая совокупность и последовательность показателей:

- осознание недостатка информации и ее необходимости для решения поставленной задачи;

- осуществление поиска необходимой

дополнительной информации;

- аналитическая обработка полученной информации;

- создание нового блока информации с включением результатов проведенного поиска;

- сохранение, использование и при необходимости передача информации.

На основе этих показателей можно разработать критерии оценки сформированности информационно-коммуникационных компетенций студентов. Критериями высшего уровня будет являться способность студента в полной мере осознавать, каким исходным объемом информации для решения задачи он обладает, умение самостоятельно выбирать информационные источники в соответствии с заданной целью, критически относиться к дополнительно полученной информации, квалифицировано применять информационные технологии для создания нового блока информации.

Оценка знаний и качества сформированности той или иной компетенции у студентов требуют и от педагога свободного владения современными информационными технологиями. Это обусловлено тем, что разработка преподавателем обучающих и контрольно-измерительных материалов в мультимедийной форме осуществляется с использованием соответствующего программного обеспечения.

Спецификасозданияконтрольно-оценочныхсредств в форме компьютерных мультимедийных презентаций состоит в том, что они должны моделировать такую ситуацию, для разрешения которой студент должен продемонстрировать собственное понимание изучаемого вопроса. Это обеспечиваетинтерактивность проведения занятия и активное взаимодействие студента с информационным массивом. Выделяют следующие уровни интерактивности при проведении занятий по отношению к представленной обучающей или контролирующей презентации:

- пассивные формы, характеризующиеся отсутствием обратной связи студента с учебной презентацией (выполняется лишь чтение текста, просмотр изображений и т.д.).

- активные формы, при которых студент взаимодействует с материалом на уровне элементарных операций (работа с гипертекстом, гиперссылками, переходы по визуальным объектам).

- деятельностные формы, когда студент эффективно взаимодействует со всеми элементами презентации. Они отличаются от активных форм еще большим числом степеней свободы, выбором последовательности действий, необходимостью анализа на каждом этапе для принятия решений.

Задания могут включать следующие мультимедиа компоненты: текстовая, символьная или цифровая, табличная информация, визуальные фрагменты (рисунки, схемы), звуковой ряд, динамический (анимационный), визуальный ряд (видео).

При изучении каждой темы, кроме традиционных, используются технологии эвристического

обучения, обычно включающие следующие этапы: мотивационный, познавательный, творческий и рефлексивный. Например, при изучении темы «Лекарственные средства, влияющие на сердечно-

сосудистую систему» на мотивационном этапе используется показ видеофрагмента о строении и работе сердца в норме и при патологии. На познавательном этапе используется презентация, иллюстрирующая механизмы действия различных лекарственных средств, с эффектами анимации. На творческом этапе - создание студентами своей презентации, решение ситуационных задач, других индивидуальных заданий. На этапе рефлексии -выполнение тестовых заданий для самоконтроля, а также написание коротких рефератов, докладов.

При использовании данной модели наиболее распространенный способ реализовать принцип наглядности - использование в учебном процессе слайдов компьютерной презентации, подготовленных с помощью Power Point. Используя это приложение можно быстро, технологично и качественно подготовить наглядный материал к конкретному занятию, создать визуализованные или анимированные фрагменты, осуществить контроль знаний, а в конце напомнить или обобщить основные этапы занятия. Методика изучения нового материала с использованием мультимедийных технологий позволяет развивать профессиональное мышление у студентов, эффективно использовать учебное время.

При формировании модульно-компетентностной образовательной модели, используемой в Волгоградском медико-экологическом техникуме немаловажная роль принадлежит также технологии модульного обучения.

Сущность модульного обучения при изучении фармакологии состоит в том, что содержание учебного курса структурируется в автономные организационно-методические блоки—модули, количество, содержание и объем которых могут варьировать в зависимости от дидактических целей, дифференциации обучающихся по уровню подготовленности, их желаний по выбору индивидуальной траектории движения по учебному курсу. Модули могут быть обязательными и вариативными. Модуль представляет собой пакет подлежащих освоению компетенций, описанных в форме заданий, инструкций, требований, которым должен соответствовать обучающийся по завершении изучения данного модуля. В свою очередь каждый модуль представляет собой составную часть более общего фрагмента учебного материала (в нашем примере - всего курса фармакологии). Каждый освоенный студентами модуль является компонентом, формирующим компетенции, необходимые для будущей профессиональной деятельности.

Количество и сочетание модулей при изучении фармакологии должно обеспечивать необходимую степень свободы в отборе и представлении учебного материала для аудиторного обучения и самостоятельного, внеаудиторного изучения, причем для каждой определенной категории обучающихся (в зависимости от их исходной подготовленности), конечной целью при этом является достижение поставленных дидактических и профессиональных задач.

Возможны разные модели реализации модульной технологии обучения, в зависимости от учебных целей модули могут формироваться: как структурная единица учебного плана по освоению дисциплины; как

организационно-методическая междисциплинарная структура - в виде набора разделов из разных дисциплин, объединяемых по тематическому признаку. Основными отличиями модульной технологии от традиционной системы преподавания являются следующие:

- содержание учебного материала представляется в информационных блоках, усвоение которых осуществляется в соответствии с поставленной целью, которая формулируется для каждого обучающегося (малой группы обучающихся) и содержит в себе не только указание на объем материала, но и на уровень его усвоения. При этом каждый студент получает от преподавателя советы, консультации как рациональнее действовать, где найти нужный учебный материал и т.д.

- меняется форма общения преподавателя и студента. Оно осуществляется через модули, а также личное индивидуальное общение путем реализации личностно-ориентированного подхода. Преподаватель при этом выступает в роли тьютора, советника, консультанта.

- максимум времени студент работает самостоятельно, учится самопланированию, самоорганизации, самоконтролю и самооценке. Это дает ему возможность проявить самостоятельность, самому определять уровень усвоения знаний, видеть пробелы в своих знаниях и умениях.

Таким образом, в техникуме в настоящее время изучены, адаптированы, внедрены и дают устойчивый педагогический эффект современные образовательные технологии, позволяющие отойти от излишней «теоретизированности» обучения и смоделировать

фрагменты будущей профессиональной деятельности студентов-фармацевтов или в максимальной мере приблизиться к ним. Среди них: информационно-коммуникативные технологии, проблемное обучение, технологии ситуационного анализа, имитационного (симуляционного) обучения, программированного обучения, технологии критического мышления, метод проектов, исследовательский метод, педагогика сотворчества. Их активное внедрение и масштабирование в образовательном процессе позволяет обеспечить переход к качественно новому уровню педагогической деятельности, направленному на наилучшее формирование профессиональных компетенций будущих фармацевтических работников.

Литература:

1. Жильцов А.П. Модульный принцип формирования профессиональных компетенций при освоении комплекса методологически связанных дисциплин // Современные проблемы науки и образования. - 2013.

- № 2. -С.25-28.

2. Кузьминская А. В. Формирование общих и профессиональных компетенций обучающихся в рамках модульно-компетентностного подхода в профессиональных образовательных организациях [Текст] / А. В. Кузьминская // Молодой ученый. — 2014.

— №16. — С. 349-351.

3. Миняева О. А. Механизм формирования и этапы реализации компетенций специалистов в области фармации [Текст] / О. А. Миняева // Актуальные задачи педагогики: материалы междунар. науч. конф. (г. Чита, декабрь 2011 г.). — Чита, 2011. — С. 220-222.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.