Научная статья на тему 'Архитектура обновления образовательного контента в процессе обучения фармацевтов'

Архитектура обновления образовательного контента в процессе обучения фармацевтов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
136
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Юкова Елена Николаевна

Созданная образовательная модель подготовки фармацевтов, разработанная на основе передовых педагогических и информационных технологий, позволяет готовить востребованных, конкурентоспособных выпускников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Архитектура обновления образовательного контента в процессе обучения фармацевтов»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №2/2016 ISSN 2410-700Х_

необходимость обобщения и обоснования выводов.

Мы предлагаем студентам работать с образовательным сервисом глогстер (glogster), который является отличной альтернативой использования PowerPoint. Данный ресурс позволяет создавать постеры или графические блоги, включающие в себя аудио, видео, анимацию, статичные изображения, текст, графику и спецэффекты. Каждому созданному интерактивному постеру (глогу) присваивается уникальный адрес. Пользователь может отправить ссылку по электронной почте, добавить в социальные сети и т.п. Более того, есть возможность создать свой профиль, добавлять глоги в избранное, выставлять оценки, комментировать, обмениваться сообщениями [3].

Следует выделить преимущества этого Интернет-сервиса, применительно к организации самостоятельной работы студентов: интерактивность; простота в использовании; богатый визуальный материал; представление материала в виде логически завершенных отдельных фрагментов; размещение большого объема информации на одной странице; взаимная оценка проектов обучающимися; возможность определить уровень знаний студентов по той или иной теме, повышение мотивации к изучению иностранного языка.

Таким образом, при помощи использования выше упомянутого ресурса сети Интернет при организации самостоятельной работы студентов, мы можем способствовать формированию следующих общекультурных и профессиональных компетенций: ОК-6 (способность логически верно, аргументировано и ясно строить письменную речь); ОК-7 (готовность к кооперации с коллегами, работе в коллективе); ОК-13 (способность работать с информацией в глобальных компьютерных сетях); ПК-9 (способность, используя зарубежные источники информации, собрать необходимые данные, проанализировать их и подготовить информационный обзор); ПК-12 (способность использовать для решения коммуникативных задач современные технические средства и информационные технологии). Список использованной литературы:

1. Pintrich P. R. The Role of Metacognitive Knowledge in Learning, Teaching, and Assessing // Theory into Practice. 2002. Vol. 41. Issue 4. P. 219-225.

2. Саитова Н.А. Внеаудиторная работа студентов по иностранному языку как способ формирования общекультурных компетенций // Концепт - 2014. - Спецвыпуск N° 01 - ART 14508. - URL: http://e-koncept.ru/ 2014/14508.htm.

3. Табаченко А. Глог-технология как интерактивное средство активизации учебной деятельности // Учительская газета. 23 апреля 2014. - http:// www: ug.ru/method_article/804

4. Шмакова А.П. Гуманизация образовательных отношений в контексте компетентностного подхода // Двадцать первые апрельские экономические чтения: Материалы Международной научно-практической конференции. Омский филиал Финансового университета при Правительстве РФ. 2015. С. 354-358.

© Шмакова А.П., 2016

УДК 377.5

Юкова Елена Николаевна

Преподаватель ГАПОУ «Волгоградский медико-экологический техникум»

г. Волгоград, РФ E-mail:gordeeva- 1@yandex.ru

АРХИТЕКТУРА ОБНОВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО КОНТЕНТА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ФАРМАЦЕВТОВ

Аннотация

Созданная образовательная модель подготовки фармацевтов, разработанная на основе передовых педагогических и информационных технологий, позволяет готовить востребованных, конкурентоспособных выпускников.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №2/2016 ISSN 2410-700Х_

Ключевые слова

Профессиональные компетенции; современные педагогические технологии.

Современная фармакология динамично развивается на стыке разных наук - фармацевтических, биологических, химических, медицинских. В итоге она является основой главного метода профилактики и лечения заболеваний - клинической фармакологии (фармакотерапии). Кроме того, в последние годы появились принципиально новые фармакологические группы лекарственных средств, апробируются и внедряются современные биотехнологические методы их получения, создаются новые виды лекарственных форм. За последние 5 лет количество зарегистрированных в России лекарственных препаратов увеличилось более чем в 2 раза. Такое существенное увеличение объема информации ставит серьезные задачи по совершенствованию педагогического процесса при обучении будущих работников этой отрасли -фармацевтов.

Сложившаяся методология преподавания фармакологии общепринята и является универсальной практически для всех образовательных организаций среднего профессионального образования. Чаще всего она проводится по единой схеме, включающей в себя лекционный курс, самостоятельную подготовку с использованием справочной и учебно-методической литературы, практические и семинарские занятия. В ходе изучения используются разные виды текущего и рубежного контроля, курс завершается экзаменом. Перечень, порядок и содержание лекций, практических занятий и семинаров также универсальны - от общей фармакологии к частной, которая изучает отдельные группы лекарственных средств. Определенную сложность в преподавании фармакологии составляет постоянно меняющаяся номенклатура - перечень зарегистрированных, разрешенных к обращению, лекарственных препаратов. Так, в Российской Федерации установлен 5-летний срок государственной регистрации, после которого лекарственный препарат может быть или перерегистрирован, или же исключен из номенклатуры - временно или постоянно. Реестр периодически пополняют новые фармацевтические препараты и даже новые группы лекарственных средств. Поскольку ежегодные печатные справочные издания (РЛС, справочник Видаль и др.) содержат информацию, как правило, 9-месячной и более давности (цикл подготовки этих книг), информация о том или ином лекарственном средстве может быть актуальной только в случае ее обновления с использованием сети Интернет.

Большую сложность представляют также постоянно меняющиеся представления о механизмах действия лекарственных веществ, их фармакодинамике, зарегистрированных показаниях и противопоказаниях к применению, побочных эффектах, формах выпуска, способах применения и режимах дозирования, а также других аспектов обращения фармацевтических препаратов. Это связано с тем, что развитие фармакологии, подкрепленное финансовой поддержкой фармацевтических производителей, стремящихся найти конкурентные преимущества своей продукции, приводит к постоянному изменению информации о лекарственных средствах.

Поэтому фармакологию, в отличие от многих других учебных дисциплин, нельзя изучить «один раз и навсегда». И добросовестным преподавателям фармакологии приходится каждый раз перед новым учебным годом заново готовиться и к лекциям, и к практическим занятиям, постоянно актуализируя информацию, получаемую из самых разных источников. Весьма важным, причем не только для фармакологии, как науки и учебной дисциплины, но и для практического здравоохранения является взаимодействие и сотрудничество преподавателей различных дисциплин, а также использование в своей работе новых педагогических подходов, основанных на динамическом анализе сведений о лекарственных средствах и современных информационных технологиях обучения.

Исходя из изложенного, в Волгоградском медико-экологическом техникуме создана собственная педагогическая модель подготовки фармацевтов. При изучении фармакологии учитывалось, что в системе фармацевтического образования эта дисциплина является ведущей, и одновременно связывает все фармацевтические дисциплины с теоретической и практической подготовкой.Кроме того, учитывая то, что выпускники - будущие фармацевты имеют дело со всем арсеналом лекарственных средств, используемых для лечения и профилактики различных заболеваний, особый акцент делается на освоение вопросов

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №2/2016 ISSN 2410-700Х_

номенклатуры, а также на изучении возможностей практического использования препаратов безрецептурного отпуска, работа с которыми является одной из основныхдля фармацевтов «первого стола». В результате были определены основные задачи обучения - то, что должен знать и уметь студент при освоении курса фармакологии:

1. Самостоятельно работать с учебной и справочной литературой.

2. Знать основную и уметь критически оценивать новую информацию о лекарственных средствах.

3. Информировать потребителей о рациональном применении лекарственных средств.

4. Решать вопросы, связанные с выбором и при необходимости синонимической (аналоговой) замене

лекарственных средств.

Для успешного решения этих задач необходимы не только прочные знания смежных теоретических и медико-биологических дисциплин, особенно в области химии и патологии, но и серьезная систематическая самоподготовка студентов, основанная на оптимальном наборе методов и технологий преподавания предмета [1].

Одной из форм организации преподавания фармакологии в техникуме является внедрение контролирующе-обучающих компьютерных программ. Они должны давать понятие о предмете в целом, и одновременно содержать наиболее важную информацию по каждому разделу фармакологии. Также эти программы должны четко определять конечную цель и задачи изучения дисциплины и содержать необходимые требования, предъявляемые к обучающимся. Особенно важным представляется определение оптимального объема знаний по фармакологии, а также уровень развития у студентов умений, предусмотренных ФГОС. Для этого обычно используется компьютерная тестовая оболочка, наполнение которой обеспечивается преподавателями фармдисциплин.

Другим вектором формирования образовательной системы является создание пакета мультимедийных материалов для интерактивного обучения по курсу фармакологии [2]. Они включают вопросы методологии, историю дисциплины, деонтологические аспекты назначения и применения лекарственных веществ, вопросы общей и частной фармакологии, принципы лечения интоксикаций, вызванных лекарственными веществами. Инвариантным компонентом содержания мультимедийного курса фармакологии является изучение теоретических основ дисциплины для дальнейшего адекватного понимания механизмов взаимодействия лекарственного вещества с организмом человека. В результате изучения фармакологии необходимым также является овладение студентами умениями анализировать все виды фармакологических эффектов лекарственных веществ, определять совокупность их фармакологического действия, оценивать возможности их фармакотерапевтического применения, проверять правильность выписывания препаратов. Содержание, заложенное в мультимедийных курсах по фармакологии, интегрируют знания и умения фундаментальных, медико-биологических, профилактических, и клинических дисциплин в соответствии с ФГОС СПО по специальности «Фармация» и квалификационной характеристикой фармацевта - выпускника по этой специальности.

Во все разделы мультимедийного курса по частной фармакологии включены основные препараты, особенно часто включаемые в рекомендуемые перечни (стандарты, протоколы ведения пациентов, формуляры) в Российской Федерации и наиболее востребованные лекарственные средства безрецептурного отпуска. Лекарственные препараты, используемые узкими специалистами (гематологи, онкологи, психиатры, неврологи, фтизиатры, эндокринологи и др.), представлены, как правило, основными формами, на примере которых дается общая характеристика изучаемой группы соединений. Представленный перечень препаратов носит рекомендательный характер, может изменяться и дополняться.

Все разделы мультимедийного курса по частной фармакологии построены по единому системному принципу, в соответствии с которым лекарственные препараты объединены в группы, оказывающие влияние на различные системы организма - нервную, дыхательную, сердечно-сосудистую, пищеварительную и т.д. Такая структура построения курса обеспечивает наиболее тесную связь и преемственность в преподавании как отдельных разделов частной фармакологии, так и дисциплины в целом.

Для достижения цели обучения по разделу частной фармакологии студентам необходимо освоение следующего объема знаний:

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №2/2016 ISSN 2410-700Х_

1. Для групп лекарственных средств: классификация, общая характеристика наиболее типичных фармакологических эффектов, виды применения в медицине.

2. Для отдельных препаратов: принадлежность к той или иной группе фармакологических средств, фармакодинамика (основные эффекты и механизмы действия), фармакокинетика (процессы всасывания, распределения, превращения в организме, пути экскреции и элиминации), наиболее значимые побочные и токсические эффекты, основные показания и противопоказания к применению, формы выпуска, дозы и пути введения. Особое внимание при этом должно быть обращено на сравнительную оценку препаратов каждой группы лекарственных средств.

Дидактическим целям курса должны также соответствовать структура, содержание и общая направленность лекций, семинарских и практических занятий. Важным компонентом каждой лекции являются вопросы проблемного характера, обзор последних достижений по рассматриваемой теме и перспективы развития данного направления [3]. Практические занятия начинаются с мотивации, определения цели занятия; затем с помощью программированных тестовых заданий (в том числе проводимых на компьютере) по фармакодинамике, фармакокинетике и фармакотерапии определяется и при необходимости корректируется исходный уровень знаний студентов.

Большое внимание при создании данной моделибыло уделено развитию у студентов практических умений. Этой цели служит решение ситуационных одноэтапных и многоэтапных задач по фармакологии. Преподавателями техникума подготовлены такие задания как в форме задач, так и в форме деловых игр.. В процессе решения этих задач у студентов развиваются умения самостоятельно анализировать свойства, особенности действия и применения лекарственных средств, а также выполнять функции работников «первого стола».

В соответствии с требованиями ФГОС важная роль принадлежит организации самостоятельной работы студентов, поскольку рефлексия и формирование необходимых компетенций достигается за счет вовлечения их в процессы самообучения, побуждает к самостоятельному поиску необходимой информации и выработке умений принятия самостоятельных решений. С этой целью в техникуме разработано необходимое методическое обеспечение, включающее задания для самостоятельной работы различных уровней сложности, а также методические руководства по их реализации.

В состав курса включены также дополнительные темы, объединяющие материал ряда тем, либо являющиеся вариативными (например, средства лечебной косметики, БАДы и др.). На таком материале студенты учатся обобщать и самостоятельно анализировать учебный материал, получать дополнительную информацию, необходимую для будущей профессиональной деятельности.

Помимо мультимедийного обучающего комплекса, на лекциях и практических занятиях широко используются различные наглядные и технические средства обучения в том числе аудио - и визуальные: видеоролики, видеозаписи, таблицы, схемы и др. В целом разработанная в техникуме модель учебно-коммуникативного воздействия включает основные современные педагогические технологии, такие как модульное, контекстное обучение, метод проектов, тренинговые, игровые технологии и др.

Таким образом, созданная в техникуме система подготовки фармацевтов, разработанная на основе передовых педагогических и информационных технологий, позволяет готовить востребованных, конкурентоспособных выпускников и тем самым обеспечивать квалифицированными кадрами фармацевтическую отрасль и запросы социума волгоградского региона.

Список использованной литературы:

1. Митина Н. А., Нуржанова Т. Т. Современные педагогические технологии в образовательном процессе // Молодой ученый. — 2013. — №1. — С. 345-349.

2. Вялых Э.П., Поляк В.Е., Шаш Н.Н., Спицын В.А. Внедрение информационных технологий в образовательный процесс // Журнал «Среднее профессиональное образование». - 2006. - №8. - С. 8-10.

3. Артюхина А.И., Вахтина Е.А. Студентоцентрический аспект реализации компетентностного подхода // Известия Волгогр. гос. тех. ун-та: межвуз. сб. науч. ст. Волгоград, 2012.- № 11. -С. 31-32.

© Юкова Е.Н., 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.