Научная статья на тему 'Модульно-компетентностный подход и его реализация в Костанайском колледже автомобильного транспорта'

Модульно-компетентностный подход и его реализация в Костанайском колледже автомобильного транспорта Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
201
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДУЛЬДіК құЗЫРЕТТіЛіК / МОДУЛЬДіК құЗіРЕТТіЛіК ТәСіЛ / БәСЕКЕГЕ қАБіЛЕТТіЛіК / ТүЛЕКТің құЗЫРЕТТіЛіК МОДЕЛі / ТәЖіРИБЕГЕ БАГДАРЛАНГАН ОқЫТУ / МОДУЛЬ / КОМПЕТЕНЦИИ / МОДУЛЬНО-КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / КОМПЕТЕНТНОСТНАЯ МОДЕЛЬ ВЫПУСКНИКА / ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бибик В.В.

Статья посвящена проблеме реализации модульно-компетентностного подхода в организациях технического и профессионального образования. Основная цель профессионального образования подготовка квалифицированного конкурентоспособного специалиста соответствующего уровня и профиля, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности. Главным инновационным подходом в обновлении содержания технического и профессионального образования признан модульно-компетентностный подход, обеспечивающий формирование базовых и профессиональных компетентностей у обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modular and competence-based approach and its realization in the Kostanay motor transport college

The article is devoted to the problem of using a modular and competence-based approach in technical and vocational education organizations. The main goal of vocational education is to train a qualified competitive specialist of an appropriate level and profile, capable of efficient work in the specialty at the level of world standards, ready for continuous professional growth, social and professional mobility. The main innovative approach to updating technical and vocational education content is a modular and competence-based approach, which ensures the formation of students’ basic and professional competencies.

Текст научной работы на тему «Модульно-компетентностный подход и его реализация в Костанайском колледже автомобильного транспорта»

х

<

m О

го

из О

3 о

О

ш Я" О о. С ш 3 X X

о s

X

<

оа О X X

В.В. Бибик,

заместитель директора по научно-методической работе, КГКП «Костанайский колледж автомобильного транспорта» Управления образования акимат а Ко станай ско it

Неггзг'! создер: модулъдт Ц) -зыреттшк, модулъдт Ц) jipem-тШк тэсщ бэсекеге цабтет-тШк, тулектщ цузыреттшк модел\, тэ.жчрибеге багдар-ланган оцыту.

Ключевые слова: модуль, комп ет ен ции, модулъно-компе-тентностный подход, конкурентоспособность, компетент-ностная модель выпускника, практикоориентированное обучение.

Keywords: module, competences, modular and competence-based approach, competitiveness, competence model of a graduate, practice-oriented training.

МОДУЛЬНО-КОМПЕТЕНТНОСТНЫИ ПОДХОД И ЕГО РЕАЛИЗАЦИЯ В КОСТАНАЙСКОМ КОЛЛЕДЖЕ АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА

Ацдатпа

Макала тех ни калы к жэне кэсттж биим беру уйымдарында модульдж-к^зыреттшж тэсиин енпзу мэселесше арналды. Кэсттж биим берудщ Heri3ri максаты- мамандыгы бойынша тшмд1 жумыс icTeyre цабшетп, уздшлз кэсттж есуге, элеуметтж жэне кэс1би ущырльщца дайын элемдж децгейдеп децгей-де бшжп, бэсекеге цабшети маман даярлау болып табылады. Тех ни калы к жэне кэсттж биим беру мазмуныц жацартудыц Heri3ri ин-новациялык тэсип - oiлiivi алушылар арасында б аз алы к жэне кэшби кузыреттшьт калыпта-стыруды камтамасыз ететл н модульдж-к^зы-реттшж тэсш танылды.

Аннотация

Статья посвящена проблеме реализации модульно-компетентностного подхода в организациях технического и профессионального образования. Основная цель профессионального образования - подготовка квалифицированного конкурентоспособного специалиста соответствующего уровня и профиля, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности. Главным инновационным подходом в обновлении содержания технического и профессионального образования признан модульно-ком-петентностный подход, обеспечивающий формирование базовых и профессиональных компетентностей у обучающихся.

Annotation

The article is devoted to the problem of using a modular and competence-based approach in technical and vocational education organizations. The main goal of vocational education is to train

a qualified competitive specialist of an appropriate level and profile, capable of efficient work in the specialty at the level of world standards, ready for continuous professional growth, social and professional mobility. The main innovative approach to updating technical and vocational education content is a modular and competence-based approach, which ensures the formation of students' basic and professional competencies.

Внедрение в процесс обучения современных методик и технологий является одной из актуальных задач модернизации системы технического и профессионального образования. В настоящее время многие организации реализуют эксперимент по внедрению модульно-компе-тентностного подхода. Необходимость эксперимента обусловлена требованиями современного рынка труда, предъявляющего высокие требования к квалификации специалистов.

В условиях внедрения и реализации эксперимента модульно-компетентност-ного подхода система технического и профессионального образования должна формировать такие новые качества выпускника как инициативность, инновационно сть, гибкость, динамизм и конструктивность. Будущий профессионал должен обладать стремлением к самообразованию на протяжении всей жизни, владеть новыми технологиями и понимать возможности их использования, уметь принимать самостоятельные решения, адаптироваться в социальной и будущей профессиональной сфере, разрешать проблемы и работать в команде, быть готовым к перегрузкам, стрессовым ситуациям и уметь быстро из них выходить.

В Костанайском колледже автомобильного транспорта с 2017 года реализуется эксперимент по внедрению модуль-но-компетентностного подхода. В связи с этим, разработаны экспериментальные рабочие учебные планы. В соответствии с методическими рекомендациями НАО «Холдинг «Кэсткор» разработаны модульные рабочие учебные программы,

календарно-тематические и поурочные планы. Создаются инновационные учебно-методические комплексы, методические рекомендации по изучению и преподаванию модулей, методические указания по проведению профессиональных (специальных) модулей, производственного обучения и профессиональной практики. Совершенствуются материалы для самостоятельной работы обучающихся. Наполняются новым содержанием материалы по контролю и оценке учебных достижений обучающихся [2].

Как происходит внедрение модуль-но-компетентностного подхода в нашем колледже? С какими проблемами мы столкнулись? Какие пути решения? Какие преимущества несет модульно-ком-петентностный подход? Что изменилось в преподавательской деятельности? С такими вопросами мы сталкиваемся при организации учебно-воспитательного процесса в условиях эксперимента по _ внедрению модульно-компетентностного ^ подхода.

В образовании модулем называют не- Я

зависимый, самодостаточный и полный ^ раздел образовательной программы или -период обучения. Понятие компетенции у

определяется как способность применять В

л, о

в профессиональной деятельности зна- ^

ния, умения и навыки, обеспечивающие ш

выполнение трудовых функций и задач 5

определенного квалификационного уров- о

ня[1]. |

Модульно-компетентностный подход §

в профессиональном образовании пред- ^

ставляет собой модель организации учеб- ~ ного процесса, в качестве цели обучения

в которой выступает совокупность профессиональных компетенций обучающегося, в качестве средства ее достижения - модуль.

Модульно-компетентностный подход находится в русле концепции непрерывного образования («образования в течение жизни»), так как основная цель его состоит в формировании высококвалифицированных специалистов, способных адаптироваться к изменяющейся ситуации в сфере труда, с одной стороны, и продолжать профессиональный рост и образование - с другой. Цель данного подхода соответствует и стратегической цели нашего колледжа: формирование и развитие конкурентоспособного специалиста, умеющего практически реализовать свой профессиональный потенциал. Стратегическая цель колледжа соответствуют целям, задачам и приоритетам национальной системы образования, что выражается в стремлении колледжа постоянно повышать качественный уровень подготовки специалистов, всемерно способствовать развитию отраслей региона и целенаправленно формировать гармонично развивающуюся личность.

Предполагается, что внедрение мо-

^ дульно-компетентностного подхода в

Е процесс обучения колледжа значительно

¿, активизирует самостоятельную работу

~ студентов, усилит мотивацию учебного

щ труда, резко индивидуализирует обуча-

~ ющихся. Поменяются статусно-ролевые

^ функции как студентов, так и преподава-

Ет телей. Приобретенные знания расширят

возможности в реализации имеющегося

ш профессионального, интеллектуального, из

г личностного потенциала.

Внедрение новых единиц оценки учеб-^ ного труда обеспечит интерактивность з студентов и преподавателей, это приведет = к более активному использованию компьютерной техники, информационных

аука и практика ^

технологий, внедрению современных активных методов обучения (тренинг, деловые игры, ролевые игры, которые, как правило, не укладываются во временные рамки обычных лекций и семинаров), концентрации внимания преподавателей и особенно студентов на результат труда.

В условиях, когда процесс обучения носит творческий характер и основывается во многом на самообразовании, роль преподавателя значительно меняется. Если в традиционном представлении преподаватель - это носитель и передатчик готовых знаний и информаций, то в модульно-компетентностной технологии обучения он становится организатором такой работы, когда студент, основываясь на рекомендациях и консультациях своего наставника, изучает программу курса. Причем, сегодня недостаточно, чтобы обучающийся обладал необходимой суммой знаний - он должен иметь конкретные навыки и умения, которые отражают достигнутый уровень развития личности. Для этого преподавателю надо иметь в запасе богатый арсенал методического материала и средств, с помощью которых он мог бы организовать плодотворную самостоятельную работу обучающегося по освоению курса, научить его творчески мыслить, развивать свои способности, постоянно работать над расширением своего кругозора.

В условиях внедрения эксперимента модульно-компетентностного подхода все участники образовательно процесса должны быть компетентными, а это означает уметь мобилизовать полученные знания и опыт, обладать определенным уровнем мастерства, иметь склонность к самомотивации и самоорганизации, решать совокупность профессиональных задач на основе знаний, умений и навыков.

В связи с этим происходящие суще-

ственные изменения характера профессионального образования (его направленности, целей, содержания) все более явно ориентируют его на «свободное развитие человека», на творческую инициативу, самостоятельность, конкурентоспособность, мобильность будущего специалиста [3].

Модульно-компетентностный подход в организации учебного процесса, бесспорно, имеет сильные стороны. Это - ориентация на результаты обучения, рынок труда, практикоориентированное обучение, гибкость учебных планов и программ, прозрачность для работодателей, преподавателей и студентов. Преимущества данной технологии обучения заключаются в четко сформулированных целях и задачах образовательных программ обучения, соответствующих потребностям работодателей и понятные им; повышении эффективности личной деятельности и ответственности обучающихся; реальной индивидуализации учебного процесса; повышении уровня взаимодействия обучающихся и преподавателей, мастеров производственного обучения; реальной подготовке обучающихся к трудовой деятельности; доверии социальных партнеров; формировании производственной культуры в колледже; создании стандартных, объективных, независимых условий оценки качества освоения программ обучения.

Констатируя бесспорные преимущества инновационной системы организации образовательного процесса, следует обратить внимание на проблемные моменты. Проблемами, с которыми мы столкнулись при внедрении и реализации модульно-компетентностного подхода являются: недостаточная психолого-педагогическая готовность преподавателей; сжатые сроки разработки учебно-планирующей документации; недостаток про-

граммного и дидактического обеспечения; оценивание учебных достижений - отдельная, и притом чрезвычайно важная, методическая проблема; сложность при распределении педагогической нагрузки, так как модуль ведут несколько преподавателей; отсутствие желания взаимодействия работодателей; недостаточный базовый уровень обучающихся

Внедрение новой технологии - это веление современного времени. Всем педагогическим коллективом Костанайско-го колледжа автомобильного транспорта начата работа по решению проблем, связанных с внедрением новой модуль-но-компетентностной технологии обучения. Большинство преподавателей освоили курсы повышения квалификации по теме: «Реализация образовательных программ технического и профессионального образования, разработанных на основе модульно-компетентностного подхода, организованных представителями ЕАО «Холдинг «Кэсшкор».

В колледже проведены обучающие семинары-практикумы на темы: «Реализация эксперимента по внедрению мо-дульно-компетентностного подхода», «Разработка и реализация календарно-те-матического и поурочного планирования в условиях эксперимента модульно-компетентностного подхода», «Методы оценки планируемых (ожидаемых) результатов и учебных достижений студентов при реализации модульно-компетентностно-го подхода». Преподавателям предоставлена возможность профессионального общения с практиками, имеющими опыт работы в реальных условиях производства., прохождение стажировок на предприятиях.

Работодатель вовлекается в учебный процесс на этапах разработки компетент-ностной модели специалиста, определения результатов обучения, определения

ос

<

£П

О

го <

о.

из О

!Б и

О

ш

О о.

С Щ

-а X X

О

X <

ш О X X 5

и подготовки модулей, необходимых для разработки образовательных программ. Компетентно стная модель выпускника позволяет выявить структуру личностных качеств, способностей, черт характера, особенностей развития интеллекта, восприятия, миропонимания и мировоззрения, а также определить цели и пути реализации индивидуальных образовательных траекторий обучающихся через объем знаний, навыков, умений, необходимых в будущей жизнедеятельности.

Для взаимного сотрудничества с работодателями и осуществления совместной деятельности в колледже организуются консультативные советы, круглые столы, семинары, беседы с ведущими специалистами. В целях поиска форм взаимодействия с профильными предприятиями в рамках программы развития механизмов социального партнерства в колледже проводятся дни открытых дверей. Взаимодействие с работодателями происходит в ходе организации практик, выездных экскурсий, встреч, совещаний. Требования работодателей определяются путем сбора и обработки предложений, замечаний и рекомендаций, отзывов работодателей о практикантах, анкетирования социаль-

о?

х ных партнеров.

Модульно-компетентностный подход в

5 обучении предоставляет студенту широ-

2; кую возможность обучаться на рабочем

5 месте или в ситуации, имитирующей тру-13

о довую среду. Такое обучение позволяет ему адаптироваться к реальности трудо-2 вой деятельности во всём её многообра-ш зии и применять на практике базовые и ^ профессиональные компетенции [4] .

Таким образом, ежедневно всем пе-а дагогическим коллективом проводится т кропотливая учебно-организационная, учебно-методическая, научно-методиче-х екая работа, направленная на обеспече-

ние обучающихся всем спектром информационной и методической поддержки. И на сегодняшний день ясно: переход на новую ступень нельзя осуществить путем «скоропостижных» действий. Нам предстоит глубокая разведка и модернизация теоретических оснований конструирования образовательной системы внутри колледжа в целях создания информационной, научно-методической базы и системы подготовки кадров, формирования нового педагогического мышления у наших педагогов.

ЛИТЕРАТУРА

1. По становление Правительства Республики Казахстан от 23 августа 2012 года № 1080 «Об утверждении государственных общеобязательных стандартов образования соответствующих уровней образования», [Электронный ресурс] http://adilet.zan.kz/rus/docs/P 1200001080;

2.Методические рекомендации к разработке рабочих учебных планов на основе актуализированных типовых учебных планов и программ по специальностям ТиПО - г.Астана - 2017 г. - 22 с. [Электронный pecypc]http://kasipkor. kz/?p=2534&lang=ru;

3 .Модульно-компетентностный подход и его реализация в профессиональном образовании: материалы межрегиональной научно-практической конференции. Отв. ред. Н.В.Горшенина - 2012 г. - 178 с. [Электронный pecypc]http://ogk.edu.ru/ site s/all/file s/sbornik-2 012 .pdf;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Модульно-компетентно стный подход как основа профессиональной подготовки будущих педагогов. Богданова Л.Г. [Электронный pecypc]https ://cyberleninka. ru/article/n/modulno-kompetentnostnyy-podhod-kak-osnova-professionalnoy-podgotovki-buduschih-pedagogov-v-uchrezhdeniyah-spo.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.