ФИЛОЛОГИЯ И КУЛЬТУРА. PHILOLOGY AND CULTURE. 2013. №1(31)
УДК 378.147
МОДУЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ КАК ОДНО ИЗ ТРЕБОВАНИЙ СОВРЕМЕННОСТИ
© С.З.Кенжалиева, А.В.Григорьев
В работе аргументируется возможность применения модульных технологий при обучении в вузе, в частности при изучении математических дисциплин.
Ключевые слова: образовательные технологии, качество образования, преподавательская деятельность, студент, модульный подход, учебный процесс.
На сегодняшний день в профессиональной среде дискуссии на тему соответствия традиционных образовательных технологий современным требованиям почти уже не возникают. Трудно найти педагога, разве только самого консервативного, который будет не согласен с тем, что традиционный подход к обучению изживает себя.
Резко изменившиеся условия жизни, быстрый ее темп, стремительное совершенствование науки и техники становятся нашими реалиями, с которыми невозможно не считаться. Существующая система высшего профессионального образования порождает специалистов вчерашнего дня с уже устаревшими знаниями. Вместе с тем возрастает спрос на качество образования, хотя, следует отметить, мы сейчас имеем далеко не тот контингент, который был лет десять - двадцать тому назад. И это естественно, так как осуществляется не отбор, а набор в вуз. Возникают два извечных вопроса: «Кто виноват?» и «Что делать?». На первый вопрос бессмысленно искать ответ, можно сколько угодно винить единый государственный экзамен, низкую зарплату учителей, отсутствие мотивации учеников и т.д. И пока мы дискутируем о школьном едином государственном экзамене, незаметно проблема обновления образования проникает и в вуз, где уже в порядке эксперимента вводят независимые экзамены для выпускников. Где уверенность, что преподаватели вузов, чтобы не обличить альма-матер, не будут натаскивать студентов на эти экзамены, конечно же, в ущерб учебной программе?
Итак, мы имеем, что имеем. Есть такая восточная мудрость: «Когда дует ветер перемен, ставь парус». Что делать? Искать новые пути решения назревших противоречий: с одной стороны, возросший спрос на качество образования; новые требования времени к преподавательской деятельности; необходимость формирования профессионального мышления, активности, самодеятельности будущих специалистов, с другой
стороны, низкий уровень базовых знаний и отсутствие мотивации на обучение студентов; консерватизм сферы образования и недостаточная ее адаптированность к меняющимся потребностям общества.
Перед высшей школой стоит непростая задача - решение этих проблем. И если не уповать на государство, экономический кризис, мировую политику и т.д., решить мы ее можем главным образом в процессе обучения. Следовательно, необходимы новые технологии обучения. Традиционная технология обучения (от знания к умениям и навыкам), основанная на логике науки, безусловно, прекрасная, проверенная временем, но все-таки уже несколько не решающая поставленных задач, должна быть дополнена новыми технологиями, основанными на закономерностях познавательной деятельности.
Достижение целей процесса обучения во многом зависит от мотивированной и активной самостоятельной работы самого учащегося. Учебные заведения Западной Европы весьма успешно применяют образовательные методики, в которых основой является не аудиторная работа, а самостоятельная индивидуализированная работа студентов с модулями. Главной фигурой в учебном процессе становится сам студент, выступающий не как объект, а как субъект обучения.
Растущий с каждым днем поток профессиональной информации и увеличивающиеся объемы требуемых знаний формируют необходимость у обучающихся самостоятельно пополнять свои знания, ориентироваться в обилии информации. Становление и развитие личности студентов, овладевающих в процессе обучения определенным видом профессиональной деятельности, и способность дальнейшего совершенствования полученных знаний и навыков в трудовой деятельности - все это является основной целью вузовского образования.
Система вузовского обучения как часть общей педагогической системы должна быть наце-
лена главным образом на подготовку профессионалов, умеющих эффективно, быстро и качественно адаптироваться в сложной профессиональной обстановке и принимать верные решения в любых, самых критических ситуациях. Студент должен получить в процессе обучения не только хорошие профессиональные знания в избранной им области деятельности, но и иметь достаточное фундаментальное образование, позволяющее построить на этом фундаменте новое, необходимое в новых конкретных условиях, знание.
Инновационные педагогические методики на сегодняшний день создаются на основе информационных технологий, широко применяются новые учебно-методические средства, помогающие в создании и формировании индивидуальных форм обучения, уже структурированных для использования компьютерной техники. Использование информационных технологий дало возможность революционного повышения уровня доступности информации для обучаемого как по содержанию и объему, так и по времени доступа и получения информации. В свою очередь, и преподаватель получил мощный инструмент для создания инновационных методик и методических разработок, продумывания содержания учебного материала, средств и форм обучения.
При этом задачи преподавателей при применении информационных технологий в учебном процессе направлены на создание методик индивидуального, индивидуализированного и дифференцированного обучения, созданных по концепции модульного обучения. Такие методики уже требуют новых организационных форм обучения, которые становятся все более личностно ориентированными и переходят в индивидуальное обучение.
Широко внедряются активные методы обучения, нацеленные на получение мобильного знания, формирование гибкого критического мышления у будущих специалистов. Разрабатываются и используются новые, более объективные способы контроля знаний студентов, позволяющие установить оптимальную обратную связь. Одновременно с этим идет процесс совершенствования управления обучением на университетском уровне.
Оптимальное взаимодействие педагога и студента в учебно-воспитательном процессе складывается из следующих компонентов:
• проблемной структуры учебной информации и задачного ее построения;
• вариативности в подходе к учебным возможностям студентов;
• дифференцированного управления учебной деятельностью;
• демократических форм организации учебного процесса [1].
Все эти составляющие характерны для модульных технологий. В последнее десятилетие все большее число педагогов, методистов, учителей используют в своей практике блочномодульное, модульно-рейтинговое, модульноконтекстное обучение.
Говоря о новых технологиях, на самом деле мы говорим уже об известном, но, возможно, в свое время не очень востребованном, во всяком случае, в нашей стране. Модульная система производственного обучения впервые была разработана Международной организацией труда в 70-х гг. прошлого века как обобщение опыта подготовки рабочих кадров в экономически развитых странах мира и получила быстрое распространение по всему миру. Модульная система профессиональной подготовки была рекомендована Международной организацией труда как наиболее гибкая из всех существующих педагогических систем.
Основой модульного подхода послужила популярная в то время индивидуализированная система обучения Ф.Келлера, составляющими которой являются формирование конечных и промежуточных целей обучения, распределение учебного материала на отдельные разделы, индивидуализированные темпы обучения, возможность перехода к изучению нового раздела, если полностью усвоен предыдущий материал, регулярный тестовый контроль знаний.
Модульная система может быть широко использована в различных формах обучения: традиционной, дистанционной, в послевузовской подготовке, при переподготовке специалистов и повышении квалификации и т.д. Эта система имеет возможность быть адаптированной в любую форму групповой и индивидуальной подготовки в кратковременной и длительной системах обучения.
Главным преимуществом модульной системы обучения является то, что каждый студент получает образование по индивидуальному графику, по мере постепенного усвоения материала. Это обусловливается особым мышлением и психикой каждого учащегося. По Э.Торндайку, обучение же по общему строгому графику приводит к высокому уровню неуспеваемости в школах и в высших учебных заведениях. Процесс учения, по Э. Торндайку, заключается в установлении определенных связей между данной ситуацией и данной реакцией, а также в упрочнении этих связей. Разумеется, время установления этих связей ин-
С.З.КЕНЖАЛИЕВА, А.В.ГРИГОРЬЕВ
дивидуально. В качестве основных законов образования и связи между стимулом и реакцией он указывает закон эффекта, закон повторяемости (упражняемости) и закон готовности [2].
По П.Я.Гальперину, учение рассматривается как система определенных видов деятельности, выполнение которых приводит ученика к новым знаниям и умениям или их совершенствованию. Центральным звеном теории поэтапного формирования умственных действий П.Я.Гальперина является действие как единица деятельности учения, как единица любой человеческой деятельности [3]. Основополагающим принципом модульной технологии обучения является принцип этой теории - весь учебный материал делится на модули, в свою очередь, модули - на модульные единицы, а модульные единицы разбиваются на модульные элементы, что создает взаимосвязанную цепочку учебной информации.
Модульное обучение требует жесткой структуры учебного материала и информации. Организация учебного процесса предполагает работу обучаемого с логически завершенными, полными по объему учебного материала модулями -учебными блоками. В модуле ясно определяются цели обучения, задачи и уровни изучения данного модуля, описываются формируемые профессиональные и учебные компетенции. В модульном обучении строго регламентированы не только последовательность изучения учебного материала, но и качественные уровни его усвоения, виды контроля качества. Модульное обучение можно сравнить с организационными формами программированного обучения. Поэтому учебные модули и тесты могут быть легко перенесены в компьютерную среду обучения, представлены в виде интерактивных обучающих систем.
При обучении студентов математическим дисциплинам наибольший педагогический эффект можно получить на основе соединения технологии модульного обучения и новых информационных средств (телекоммуникационные, компьютерные, мультимедиа).
В процессе практической педагогической деятельности, в особенности в области естественнонаучных дисциплин и в частности математических, приходится ориентироваться на ситуа-
цию, когда часть студентов не готовы либо по своему уровню развития, либо по уровню ценностной мотивации к активному усвоению предмета, дающего ему базовые знания. Традиционные лекционные и практические занятия недостаточны для успешного усвоения учебного материала. В этой ситуации модульно-блочная дозированная информация, требующая его усвоения и выдачи результата по каждому блоку, дисциплинирует студентов и способствует в конечном итоге усвоению курса.
Модульная технология обучения математическим дисциплинам предъявляет большие требования к учебно-методическому обеспечению учебного процесса - это и учебное пособие по курсу, включающее в себя примеры решения задач, методические пособия, возможно с пошаговой инструкцией, разноуровневый задачник, комплект контрольных, зачетных и экзаменационных материалов и мультимедийная автоматизированная обучающая система.
Одним из способов формирования творческой активности сознания служат технологии обучения, являющиеся реализацией системного способа мышления. Организация учебного процесса на основе модульной технологии обучения обеспечивает одновременную реализацию поискового (инициативного), обучающего (активного) и контрольного (тестирующего) режимов работы. Технология модульного обучения переводит процесс обучения с иллюстративно-предъяв-ляющих методик на отражательно-преобразую-щую деятельность мышления студента.
1. Лаврентьев Г.В., Лаврентьева Н.Б. Слагаемые технологии модульного обучения. Издание 2-е, испр. и доп. - Барнаул: Изд-во АГУ, 1998. - 154 с.
2. Торндайк Э., Уотсон Дж.Б. Бихевиоризм. Принципы обучения, основанные на психологии. Психология как наука о поведении. - М.: АСТ-ЛТД, 1998 г. - 704 с.
3. Гальперин П.Я. Формирование умственных действий // Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления / Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, В.В.Петухова. - М.: Изд-во МГУ, 1981. - С. 78 -86.
MODULAR TECHNOLOGY IN UNIVERSITY EDUCATION AS ONE OF THE REQUIREMENTS OF PRESENT TIMES
S.Z.Kenzhalieva, A.V.Grigoryev
In this paper the possibility of implementation of modern educational technologies in the higher educational establishments is discussed with reference to mathematical studies in particular.
Key words: educational technologies, quality of education, teaching, student, module approach, educational process.
Кенжалиева Светлана Заировна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры высшей математики Астраханского государственного университета.
E-mail: [email protected]
Григорьев Александр Владимирович - кандидат педагогических наук, доцент кафедры информатики, физики и математики Астраханской медицинской академии.
E-mail: [email protected]
Поступила в редакцию 26.12.2011