МОДУЛЬНАЯ БЕСКЛАССНАЯ СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ КАК ОСОБАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ИННОВАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ В СОВРЕМЕННЫХ ШКОЛАХ ФИНЛЯНДИИ
Эльвира Айсеновна Аксёнова, профессор, ведущий научный сотрудник Института стратегии развития Российской академии образования, доктор педагогических наук
• модульное бесклассное обучение • структурирование учебного материала
• самостоятельный выбор курсов учащимися • курсы одинаковой напряжённости
• периодизация обучения • индивидуализация и интенсификация процесса обучения
• гибкая организация учебного процесса
На современном этапе система образования Финляндии представляет несомненный интерес для организаторов образования, поскольку высокий уровень качества обучения в этой стране подтверждён многими международными исследованиями. Новая стратегия развития образования в Финляндии связана с улучшением системы школьного образования. Этот вид образования в указаниях Министерства образования страны звучит как «образование, очень ориентированное на будущее» (A. Hargreaves, G. Halasz, . Pont). В соответствии с этими указаниями Финляндия использует успешные инициативы и методы, создавая в школе инновационную среду. Можно с уверенностью констатировать, что Финляндия определила и защитила особую систему ценностей, которая объединила инновационный и традиционный процесс в системе образования.
Сегодня Финляндия — это государство со всеобщим благосостоянием, которое достигло высокой экономической конкурентоспособности. Успехами этой маленькой страны восторгаются миллионы жителей планеты. Заметим, что Финляндия является также передовой страной по уровню информатизации, она занимает одно из первых мест в мире по количеству подключений к сети Интернет на 1000 человек, по количеству мобильных телефонов и издаваемых газет. Кроме того, Финляндия находится на одном из первых мест по количеству книг, взятых в библиотеках, и на 5-м месте
в мире по индексу развития человеческого потенциала. Важно и то, что профессиональное и высшее образование в Финляндии бесплатное. Оно зависит не от доходов, а от способностей и желаний молодых людей и предполагает государственную поддержку студентов в виде стипендии и частичной оплаты жилья.
Понятно, что сообщество каждой страны ставит перед школой задачу научить и воспитать человека, который сегодня нужен для её дальнейшего развития. А школа, в свою очередь, стремится достичь поставленных целей и выполнить образовательные задачи. При этом педагоги отбирают соответствующие этим целям педагогические методы и средства. Цель обязательного школьного обучения — дать возможность детям вырасти полноправными, ответственными, независимыми, творческими, миролюбивыми людьми и гражданами, умеющими сотрудничать.
В данной статье речь пойдёт о новых инициативах в системе школьного образования, которые вызвали подлинный интерес в педагогическом сообществе нашей страны. Среди новых методов обучения в системе школьного образования Финляндии следует отметить модульную бесклассную систему обучения как особую образовательную технологию, разработанную финскими учёными-педагогами Йоуни Вялиярви и Сиркка Лайхиала-Канкайнен. Особой образовательной технологией, с их точки зрения, она
шштш,
называется потому, что ставит своей целью организовать учебный процесс в соответствии, с одной стороны, с современной гуманистической парадигмой, характеризующей взгляд на личность учащегося, с другой стороны, с достижениями современной когнитивной психологии, раскрывающей закономерности познавательной деятельности человека.
При рассмотрении модульного бесклассного обучения финские учёные-педагоги исходят из следующих определений. Сущность модульной системы организации учебного процесса состоит в том, что для достижения требуемого уровня компетентности учащихся осуществляется укрупнённое структурирование учебного материала, подбор адекватных ему методов, средств и форм обучения, направленных на самостоятельный выбор учащихся. Модульное обучение предполагает периодизации, т.е. разделения учебного года на несколько периодов одинаковой напряжённости. На каждый период учащиеся выбирают определённое количество курсов, и, таким образом, расписание занятий на разных периодах подвергается изменению.
Бесклассное обучение чаще всего построено на основе модульной системы. В условиях модульной бесклассной системы обучения учащиеся могут довольно самостоятельно решить, какие курсы они выбирают и какое количество времени они затратят на изучение учебной программы в целом. Основными целями бесклассного обучения являются индивидуализация и интенсификация учебного процесса. Предполагается, что организация обучения должна обеспечить максимальное развитие личности каждого учащегося и возможность его продвижения в учёбе в соответствии с его способностями.
Раскрывая сущность данной инициативы, целесообразно, однако, вернуться к истории классно-урочного обучения.
В организации учебной деятельности в общеобразовательной школе хронологический возраст традиционно является главным определяющим фактором для поступления в школу и определения учащегося в учебную группу или класс. Классно-урочная система обучения основывается
на идеях чешского педагога Я. А. Коменского, предложившего уже в ХVII веке создать стабильные возрастные школьные классы и систематически изучать с этими классами определённые предметы. Основной организационной единицей в этой системе стал урок.
До сих пор классно-урочная система была ведущей формой организации обучения в общеобразовательных школах многих стран. Её достоинствами считаются: организационная упорядоченность обучения, систематический и последовательный характер овладения содержанием образования, возможность чередования «трудных» и «легких» уроков, возможность специализации учителей. К недостаткам системы относятся: необходимость повторного обучения учащихся, не успевающих по одному, двум предметам, невозможность более быстрого изучения материала способными учениками и перевода их в следующий класс. Классно-урочная система, ориентирующаяся на «среднего ученика», не учитывает индивидуальных различий учащихся. Из-за этого возникла потребность искать новые подходы и способы индивидуализации обучения, разработать новые системы организации учебного процесса, соответствующие наилучшим образом современным представлениям о человеке как познавательном существе.
В истории развития педагогики было предпринято немало попыток изменить классно-урочную систему, вытеснить её другими системами обучения. К примеру, в конце Х!Х века в экспериментальной школе г. Сан-Франциско вместо классно-урочной системы учебная деятельность осуществлялась в самостоятельных группах. Единственным критерием в достижении цели, поставленной перед группой, был достаточно высококачественный результат. Оказалось, что время и способы для достижения цели использовались по-разному, и общая успеваемость учащихся так же, как успеваемость по разным предметам, была весьма неодинаковой.
Основные идеи бесклассного обучения зародились в начале ХХ века в рамках прагматической педагогики. Американские педагоги Дж. Дьюи и У.Х. Килпатрик организовали учебный процесс как свободное решение
творческих задач в практической деятельности. Они создали проекты, связанные с интересами учащихся и позволяющие соединить учёбу с практической деятельностью. В так называемом Дальтон-плане, созданном Хелен Паркхерст, особое внимание было уделено процессу и результатам учёбы учащегося. Планирование учёбы, выбор учебных дисциплин, заданий и методов обучения, исходя из личных интересов учащегося, — всё это выглядит достаточно современным и актуальным сегодня. В Дальтон-плане ответственность учащихся подчёркнута «учебными контрактами» (обязательствами), в которых они обязывались организовать свою учёбу в соответствии с поставленными вместе задачами.
Одним из первых педагогов, разрушивших представление о возрасте учащихся в качестве главного критерия в организации учебных групп, является М. Монтессори. Вместо одновозрастных классов она организовала учебный процесс по разновозрастным группам. Её идеи находят отражение и сегодня при организации обучения в начальной школе во многих странах, а в своё время её взгляды повлияли на изменение организации обучения в бесклассное и в средней школе.
В начале ХХ века системы индивидуализированного обучения развивались в основном в специальных экспериментальных школах, а с начала 60-х годов ХХ века попытки создания систем бесклассного обучения предпринимались и в традиционных школах США. Основное внимание в экспериментальной деятельности было направлено на начальный этап обучения, но и для гимназии были разработаны адаптивные модели бесклассного обучения, нацеленные на способности и возможности учащихся, приспособленные к их интересам и потребностям. После некоторого ослабления интерес к бесклассному обучению снова возрос. Об этом свидетельствуют многочисленные научные статьи и теоретические работы, посвящённые новым технологиям обучения в США.
Неэффективность классно-урочной системы организации обучения, проблемы мотивации учащихся к учёбе, увеличение числа юношей и девушек, прервавших учёбу, — всё это привело к необходимости активного
поиска новых форм обучения и во многих странах Европы. В 70-е годы бесклассное обучение было тесно связано с различными проектами индивидуального обучения в Германии и Нидерландах и так называемого открытого обучения в Англии и Канаде. В последние годы интерес к бесклассной системе обучения возрос в противовес требованиям, связанным с эффективностью и экономичностью обучения.
Как отмечают Йоуни Вялиярви и Сиркка Лайхиала-Канкайнен, первые попытки применить принципы модульного бесклассного обучения относятся к 60-м годам. Результаты проведённых экспериментов появились в конце следующего десятилетия. Интерес к бесклассному обучению возник снова в конце 80-х годов, когда по инициативе Школьного управления в финских гимназиях началось последовательное экспериментирование. Различные формы модульного бесклассного обучения, применяемые сегодня в финских школах, основываются на результатах исследований, проведённых в НИИ образования учёными Valijarvi J., НиКипеп I., МеМаЫпеп J.
В Финляндии модульная (курсовая) система обучения применяется в основном в гимназиях (классы 10-12). Учебный год состоит из пяти или шести периодов. Соответственно, протяжённость периода составляет 7,5 или 6 недель. Расписание занятий в разных периодах отличается друг от друга. Каждый учебный предмет делится на курсы одинаковой протяжённости, на один курс отводится 38 часов. На каждый период учащиеся выбирают 5-7 курсов. Учащиеся могут самостоятельно решать, какие предметы и какие курсы они хотят изучать. В программе гимназии более 40% курсов — факультативные и лишь половина курсов обязательны для всех. В конце каждого курса работа учащегося оценивается по десятибалльной системе. При смене периода меняются и все изучаемые учеником предметы. На практике внедрение бесклассного обучения возможно только в том случае, если учебная программа рассчитана на модульную систему обучения и осуществляется по модели периодичного обучения.
Бесклассное обучение означает, что учащийся может сам решить, какое количество
шштш,
времени он затратит на изучение программы гимназии. У него есть возможность учиться 2-4 года, иногда даже 5 лет. Главными целями бесклассного обучения являются увеличение индивидуальной работы и активизация познавательной деятельности учащегося. Периодизация способствует реорганизации учебной деятельности, так как расписание меняется несколько раз в течение учебного года. Предполагается, что такая система обучения способствует повышению мотивации к учёбе. Об этом свидетельствуют и результаты исследований, проведённые Й. Вялиярви. Учащиеся положительно относятся к тому, что они могут сосредоточиться на изучении нескольких предметов в течение каждого периода. В планировании курсов следует иметь в виду, что различные периоды должны быть одинаковы по нагрузке, иначе некоторые периоды могут оказаться слишком тяжёлыми для учащегося.
По данным исследований, регулярная смена предметов и преподавателей по периодам принесла желаемое разнообразие в учебный процесс, и способствовала усилению мотивации, особенно в начале периода. В конце периода у некоторых учащихся наблюдались проблемы в мотивации, особенно если в период входило много сложных предметов. Кроме того, ослабление мотивации было связано и с тем, что преподаватели не всегда были в состоянии изменить свои методы в процессе преподавания курса, если они осуществляли преподавание курса в лекционной форме (особенно если на обучение было уделено два часа в день).
Отношение преподавателей и учащихся к новой системе обучения в гимназии отразилось в интервью и анкетировании. Данные показывают, что учащиеся финских гимназий довольно быстро привыкли к курсовому бесклассному обучению. Процесс бесклассного обучения они охарактеризовали как интересный и целесообразный. Особенно положительно они относились к возможностям планировать своё время и темп своего продвижения в учёбе. К главному достоинству бесклассного обучения они отнесли именно увеличение свободы выбора. Это очень важно, потому что приобретение навыков, необходимых для обозримого будущего, возможно
только благодаря умению самостоятельно планировать процесс обучения и самостоятельно осуществить выбор. Стремительные изменения в трудовой деятельности уже сейчас предполагают наличие у граждан готовности к принятию самостоятельных решений — не только в образовательной деятельности, но и для совершенствования своих знаний, умений и навыков в условиях меняющегося мира.
Достоинством бесклассного обучения финские гимназисты считали также то, что в школе перестали оставлять на второй год. Раньше это было довольно частое явление в финских гимназиях. В условиях бесклассного обучения учащийся обычно не может перейти к следующему предметному курсу, если он не получит положительную оценку по предыдущему курсу, но довольно часто ему разрешается иметь и один неудавшийся курс по предмету. Дело в том, что проблемы по одному предмету не являются препятствием для продолжения учёбы в других дисциплинах, требуется всего лишь пересдача неудавшегося предмета.
Позиции преподавателей во многом влияют на то, как гибко и самостоятельно учащиеся могут учиться в гимназии. Верят ли преподаватели в то, что учащаяся в гимназии молодёжь (16-18 лет) готова сознательно и разумно принимать свои решения? Мнения различных преподавателей на этот счёт разные, но во многих случаях решающим является мнение директора школы. Опыт показывает, что большая часть молодёжи готова к принятию довольно ответственных решений, касающихся их учёбы. Серьёзные проблемы, связанные с незрелостью, возникают лишь у некоторых учащихся. В основном же многие из них проявляют себя как способные и творческие личности.
С другой стороны, если преподаватели не доверяют своим учащимся, они могут легко уйти от ответственности и возложить принятие решений на преподавателей. В таком случае существенных изменений в работе школы не происходит. Традиция финской гимназии, к сожалению, отмечают финские учёные, свидетельствует о стремлении не вносить никаких изменений в учебный процесс, вследствие чего учащиеся всё больше привыкают в мысли о том,
что кто-то другой принимает за них важные решения. Позднее они сталкиваются с проблемами, потому что в университете и на рабочих местах от них ждут самостоятельного принятия решений, ответственности за поступки, умения работать в группе и способности оценить свои умения в процессе решения практических задач.
Оказание помощи учащимся и поддержка со стороны педагогического персонала требуют особого внимания в условиях бесклассного обучения. Это означает прежде всего то, что учащиеся владеют большим количеством информации, и они могут рассчитывать на индивидуальную помощь при принятии решений. В школе должно быть достаточно квалифицированных специалистов, которые могут консультировать учащихся по вопросам их выбора и его последствий, например, относительно возможностей продолжения своей учёбы. Без такого индивидуального консультирования представленная учащимся свобода в условиях бесклассного обучения не будет способствовать сохранению их интереса к учёбе. Особенно нуждаются в серьёзной поддержке в обретении готовности к принятию разумных решений учащиеся с уровнем знаний ниже среднего.
Опыт показывает, что программа бесклассного обучения даёт больше гибкости и возможности выбора в крупных школах городского центра. Между тем в маленьких школах для выбора таких возможностей намного меньше. В Финляндии гимназии, особенно в сельской местности, обычно маленькие, и поэтому бесклассная система может лишить учащихся равных прав на обучение. Крупные школы в центре города вовлекают больше учеников, так как они могут предоставить учащимся большой выбор курсов. В последние годы, в связи с уменьшением финансирования финских школ, всё больше критических замечаний поступает в адрес бесклассного обучения. Однако неоспоримые достоинства этой образовательной технологии уже укрепились в сознании педагогического сообщества, и усовершенствование процесса бесклассного обучения продолжается. Каковы же требования к этой программе?
Довольно часто модульное бесклассное обучение рассматривается как способ созда-
ния более гибкой организации учебного процесса. В результате накопленного опыта и экспериментирования и в зависимости от целей школы понимание сущности бесклассного обучения приобретает более глубокий смысл. Если целью школы является эффективное использование возможностей бесклассного обучения в ежедневной учебной деятельности, тогда внимание уделяется образовательной программе школы.
Бесклассная система обучения предполагает, что планировать программу обучения будет непосредственно школьный коллектив. Для того чтобы обучение представляло собой единый целостный процесс, необходимо участие в разработке учебной программы всего школьного коллектива. В этой связи преподаватель должен владеть отчётливым представлением об основе и целях учебной программы.
Основатели бесклассного обучения подчёркивают, что основой данной образовательной программы должно служить представление о конечных результатах её внедрения и о том, каким должен стать уровень развития отдельного учащегося. Заранее детально спланированное содержание обучения в учебной программе не позволяет это предугадать, оно является результатом традиционного представления о том, что темп учёбы может быть правильно определён независимо от пожеланий учащегося и быть одинаковым для всех. При этом преподаватель, работающий по бесклассному принципу обучения, относительно свободен в выборе основных тем или проблем для обсуждения и углубления их на уроке. Всё это открывает возможность реализовать учебную программу с учётом дифференциации по способностям или способам обучения.
Целостность учебной программы предполагает соединение отдельных её разделов при помощи составных элементов. К ним относятся, например, основные понятия, навыки или формы приобретения знаний. Из этих элементов формируется сеть «красных нитей», согласно которой учебная программа может представиться ученику интересной единой целостностью, независимо от индивидуально меняющихся тем, способов обучения, порядка и темпа учёбы. Задачей школы является организация обучения на основе составных элементов и забота о том, что-
шштш,
бы учащийся, изучая их в различных областях знаний, со временем получил разносторонний опыт. Опознание «красных нитей» и построение учебного процесса с опорой на них необходимо для подтверждения внутренней целостности учебной программы. Это невозможно без активности и самостоятельности преподавателей в решении проблем, связанных с разработкой учебной программы. Важнейшую роль в этом процессе играют индивидуальные способности и умения преподавателя, они наглядно свидетельствуют об уровне его профессионального мастерства.
Как отмечают авторы образовательной программы бесклассного обучения, в этой программе основные понятия, умения и ценности, являющиеся объектом изучения, не связаны с возрастным контингентом. Зато они создают структуру, гарантирующую её единство. Они образуют достаточно устойчивый компонент образовательной программы, опираясь на который содержание и методы обучения можно легко варьировать с учётом готовности и интересов учащихся, индивидуальной профессиональной компетентности преподавателя, а также требований образовательной среды школы. В бесклассном обучении не столь важно, что и когда преподаётся, а важно, какие понятия, навыки и ценности усваиваются в учебном процессе и каковы результаты.
В условиях бесклассного обучения преподаватель должен хорошо овладеть внутренней структурой и особенностями своего предмета. Иначе учащиеся не достигнут необходимого уровня знаний. В учебной программе школы следует представить ряд общих принципов и «основных идей» в различных областях знаний, понимание которых особенно важно для ученика, а также указать «когнитивные процессы», которым по возможности следует уделять особое внимание, опираясь на различные учебные навыки. Эти принципы, процессы и навыки, как считают авторы указанной образовательной программы, образуют «красные нити» данной программы, иначе говоря, её ядро, влияние которых распространяется на всю учебную программу школы. Содержание различных школьных предметов понимается прежде всего как средство их развития.
Попытка определить то исключительное или необходимое содержание, при помощи которого пытаются достичь поставленных целей, достаточно сложна и нереальна. Всё зависит от уровня знаний учащегося, профессиональной компетентности преподавателя, метода обучения, учебных материалов и средств, а также от ожидаемых от учащегося результатов. В противовес данному положению довольно легко перечислить такие более общие проблемы, темы или явления, которые способствуют развитию вышеупомянутых принципов, процессов и умений при помощи альтернативных средств даже в довольно больших и гетерогенных учебных группах. При этом важно и желательно учитывать интересы и потребности самих учащихся, но в то же время организовывать учебный процесс, исходя из требований общества к уровню образованности современных выпускников школ. Рассмотрим, как осуществляется реализация модульного бесклассного обучения в школе.
Переход к бесклассному обучению — это на первом этапе лишь решение администрации внести изменения в организацию процесса обучения. Бесклассное обучение не является каким-либо, по выражению авторов данной программы, «патентованным лекарством», помогающим решать все проблемы обучения. Педагогическое содержание оно приобретает лишь в результате ежедневного применения его в учебном процессе.
Проанализировав результаты процесса бесклассного обучения во многих школах и лицеях, зарубежные исследователи (Рауап, Goodlad&Anderson, АпЬегэоп&Рауап) предприняли попытку найти принципы и критерии, на основе которых можно осуществить оценку бесклассного обучения. Ими выделена группа принципов и критериев бесклассного обучения относительно:
1) целей и задач школы;
2) эффективной деятельности администрации и организаторов школы;
3) организации обучения и обеспечения учебного процесса необходимыми средствами;
4) разработки учебной программы;
5) выбора и разработки методов обучения;
6) системы оценивания.
Рассмотрим более подробно принципы и критерии бесклассного обучения, выделенные вышеуказанными авторами.
При определении целей и задач школы с бесклассным обучением необходимо обращать внимание на следующие принципы:
1. Каждая личность — это неповторимое в своём роде создание. К индивидуальности необходимо относиться с уважением и почтением; различия между людьми считаются достоинством.
2. Главная цель образования — поддержать развитие и формирование учащегося в самостоятельную и независимую личность.
3. Обязанность школы — помочь учащемуся в максимальном осуществлении своих возможностей.
4. О возможностях развития учащегося необходимо заботиться равномерно во всех сферах деятельности, учитывая равномерно потребности эстетического, физического, эмоционального, социального и умственного развития.
5. Атмосфера школы должна быть благоприятной для овладения учащимися знаниями; каждый учащийся должен испытывать удовольствие от учёбы.
Вторая группа критериев оценки бесклассного обучения касается эффективности действий администрации и организаторов школы, в рамках которой образовательная деятельность осуществляется. Здесь можно выделить следующие принципы:
1. Каждый учащийся имеет право на планирование своей учебной деятельности с учётом максимального продвижения (независимо от группы возрастной категории).
2. Учащийся имеет право участвовать в различных группах и учебных ситуациях и в любое время поменять группу, если для этого имеются основания, с точки зрения возможности повышения уровня своего развития.
3. Учебные группы отличаются гибкостью. Группы формируются и меняются на основе целей учебных заданий и готовности учащихся.
4. У каждого учащегося должна быть возможность учиться в различных по количеству и целенаправленности группах.
5. Обучаясь в различных группах, учащийся должен быть в контакте с людьми различного возрастного контингента, имеющими различные интересы, наклонности, умения и навыки, это способствует накоплению им социального опыта.
Третья группа критериев касается организации обучения и средств обучения.
Основные принципы следующие:
1. В пользовании учащихся должно быть достаточное количество учебников, литературных и других источников. Подчёркивается значение хорошей библиотеки и необходимость создания многосторонней информационной сети.
2. В процессе обучения учащиеся должны пользоваться различными методическими разработками, материалами и адаптированными учебными пособиями, в зависимости от уровня овладения ими, потребностей, интересов и целей учебных заданий учащихся.
3. Учащийся не может стать самостоятельным в своей учебной деятельности, если школа не предоставит ему для этого достаточно много возможностей. Преподаватель должен способствовать развитию самостоятельности учащегося в учебной деятельности. При этом следует иметь в виду, что иногда преподаватель сам выступает в роли ученика, потому что в некоторых сферах знаний ученик разбирается лучше учителя. Преподаватель должен проявлять компетентность, свой опыт и знания, которые могут пробуждать интерес у различных учащихся в процессе познавательной деятельности.
4. Время, отводимое на ежедневную учёбу и на образование в целом, это ресурс, который можно использовать по-разному. Познавательную деятельность учащегося не следует ставить в узкие рамки традиционного механистического представления о времени присутствия в школе.
При составлении учебной программы
бесклассного обучения в центре внимания следующие критерии:
шштш,
1. Уникальные потребности, интересы, наклонности, темп и стиль учёбы учащегося определяют его индивидуальную учебную программу. Единообразия не требуется, и каждый учащийся под руководством преподавателя сам оформляет цели своей учёбы.
2. Учебная программа должна прежде способствовать развитию основных понятий и навыков владения знаниями, чем усвоению содержания специальной информации.
3. В познавательной деятельности подчёркивается важность процессуальных целей, например, управление информацией, логическое мышление, применение и оценивание знаний. Учащиеся активно участвуют в обсуждении целей обучения и определения критериев для их оценивания. Поставленные цели должны направлять учебную деятельность, и особенно важным считается обязанность каждого ученика в их выполнении.
4. Организация и содержание учёбы каждого учащегося определяется совместно с преподавателем. Ни в какой области знаний обычно не имеется прямого определённого логического порядка. Также никакой заранее определяемый порядок в обучении не подходит всем учащимся, поскольку интересы и навыки учащихся индивидуальны и изменчивы.
5. В соответствии с учебной программой учащимся создаются альтернативные условия обучения, допускающие различные по уровню, содержанию и темпу учёбы пути продвижения.
Критерием выбора и разработки методов обучения являются следующие принципы:
1. Каждый учащийся индивидуален в учебной деятельности, поэтому эффективность различных методов нельзя определить однозначно. На выбор методов влияют и образовательная среда школы, и компетентность преподавателя.
2. Овладение знаниями и умениями является результатом влияния образовательной среды школы. Опыт и возможность регулировать свой процесс обучения, проявлять самостоятельность — ведущий путь к знаниям и умениям.
3. Подчёркивается качество образовательного процесса. Высокий профессионализм преподавателя — это основа для многостороннего владения различными методами и технологиями обучения.
4. Преподаватель — прежде всего помощник в учёбе. Учащемуся требуется поддержка в определении целей учёбы и анализе своих потребностей и проблем, а также в выборе альтернативных методов и приёмов работы. Преподаватель предлагает необходимые ресурсы в использование учащимися, ободряет, поддерживает, старается формировать их инициативу и активизирует их учебную деятельность.
5. Учащемуся необходимо работать в соответствии с его способностями, а именно, темп продвижения должен соответствовать его способностям и желаниям.
6. Успехи, достигнутые в процессе выполнения трудных заданий, более эффективно поддерживают уверенность в себе и мотивацию учащегося, нежели страх перед неудачами.
7. Учебные задания, связанные с интересами учащегося, мотивируют его больше, чем предлагаемые преподавателем.
Реализация принципов бесклассного обучения предполагает реформирование системы оценивания в школе. При оценивании результативности учебной деятельности важны следующие критерии:
1. Знания и умения учащегося оцениваются в соответствии с индивидуально поставленными задачами и возможностями его развития, а не поставленными перед группой целями и заданиями, ибо желания и ожидания учащихся отличаются друг от друга.
2. Совместное оценивание преподавателя и ученика достижений последнего имеет диагностическую цель, и результаты его обучения служат основой для определения новых целей.
3. Оценивание в школе — это всесторонний и постоянный процесс.
4. Учащийся стремится прежде всего к совершенствованию своих достижений, а не к конкуренции с другими учащимися.
5. Признание утверждения о том, что процесс развития учащегося может быть неравномерным и происходить в разном темпе и в различных видах деятельности.
6. Разносторонние методы оценивания и знания о результате оценки поддерживают процесс развития учащегося и помогают преподавателю направить деятельность учащегося в верное русло.
7. Оценивание должно осуществляться в соответствии с поставленными целями во всех сферах учебной деятельности.
На основе вышеперечисленных критериев ясно, что бесклассное обучение само по себе не способ решения всех проблем школы, введение его в образовательный процесс школы не может автоматически внести гармонию между учащимся, содержанием обучения и учебным процессом. Модульная бесклассная система обучения создаёт только условия, в рамках которых
такая гармония будет более понятной и доступной. Бесклассное обучение — это средство и возможность, один из вариантов обучения. Это постоянно развивающийся процесс, который может быть использован для создания гибкой организации обучения и развития самостоятельной деятельности учащихся. Это процесс, совершенствованию которого нет предела. Изменяющиеся условия обучения и каждая новая учебная группа создают новые возможности для осуществления бесклассного обучения.
Средства обучения могут к тому же остаться неиспользованными, если неизвестно, где их можно применить. Переход к бесклассному обучению должен стать целенаправленным решением школы, принятым всем коллективом, и служить поставленным целям. Без такого подхода реформирование школы будет поверхностным: с новым названием и устаревшим содержанием. □