Верни,
ШШш
я все прощу
Кредитные организации все чаще для возврата долгов прибегают к услугам коллекторских агентств — во время кризиса дисциплина заемщиков-физических лиц начинает хромать на обе ноги.
Наталья Коллекторы по несчастью
МАКОВСКАЯ «Положение, сложившееся в последнее время с возвра-
том долгов, вызывает обеспокоенность», — говорит исполнительный вице-президент Ассоциации российских банков (АРБ) Анатолий Милюков. В 2008 году объем невозвратов увеличился на 50-60%. На 1 февраля 2009 года сумма банковской просрочки составила 163,7 млрд. руб. или 4% совокупного розничного кредитного портфеля (в докризисный период — 2,5-3%). При этом Анатолий Милюков прогнозирует рост показателя к лету до 8-10%. Сегодня в России около сотни крупных коллекторских организаций, и количество заказов на сопровождение «плохих» кредитов постоянно увеличивается.
По оценке генерального директора ЗАО «Секвойя Кредит Консолидейшн» Елены Докучаевой, банки передают коллекторам в среднем 25-50% просроченной задолженности. По данным РБК, если в 2007 году число банков-клиентов коллекторских услуг составляло около 200, то в 2008-м — уже 320.
«Кризис сыграл двоякую роль в развитии этого бизнеса, — считает вице-президент ассоциации «Россия», эксперт комитета Госдумы по финансовым рынкам Олег Иванов. — Позитивная — в резком повышении интереса кредитных организаций к коллекторам. Крупнейшие агентства уже работают в десятках субъектах Федерации и могут, таким образом, оказывать поддержку банкам по всей территории страны. Более того, резко выросла социальная роль коллекторов, в условиях неплатежей они оказались структурами, которые несут гражданам основы финансовой грамотности.
Негативная роль — финансовые вопросы, связанные с регулированием банковских услуг, из узкоспециальных
стали политическими. В ситуации, когда правительство направляет усилия на снятие социальной напряженности, защиту граждан, коллекторы превращаются в участников рынка, нарушающих социальную стабильность.
Возникает искушение либо устранить коллекторов с рынка, либо приструнить, каким-то образом затруднить их работу. Но бороться надо не с коллекторами, а с первопричиной».
Молодые долги в цене
Обычно коллектор и кредитор заключают агентский договор, в котором указывают количество и суммы долгов, передаваемых в управление агентству, а также основные этапы работ (досудебные процедуры, суд, исполнительное производство), объемы передачи информации о должнике и пр. Комиссионные агентства определяются в процентах от суммы взысканной задолженности.
Рассказывает Елена Докучаева: «Возврат долгов происходит по принципу: чем «моложе» просроченная задолженность, тем больше вероятность ее возвращения кредитору. Со старением просрочки процент возврата падает, усилия на ее взыскание растут. Каждому банку свойственна своя «точка отсечения» — тот срок просроченной задолженности, при котором издержки по ее возврату будут наименьшими. В период кризиса у большинства кредиторов нет возможности расширять собственную коллекторскую службу, вот почему банки стали передавать на аутсорсинг «молодую» задолженность (при просрочке в один месяц и больше). Сотрудничая с кол-лекторским агентством, банк оплачивает определенный процент от успешно взысканной суммы. Комиссия агентства зависит от срока просрочки (чем он меньше, тем процент ниже), типа задолженности, региона (в некото-
рых районах, например в Пермском крае, Уральском регионе, взыскание определенных типов долгов сложнее и дороже), наличия обеспечения и прочих факторов.
На размер комиссии влияет также объем размещаемого в агентстве портфеля плохих долгов. Проблема заключается в том, что действия агентства имеют фиксированную себестоимость, а вознаграждение назначается как процент от взысканной суммы, следовательно, чем ниже сумма — тем меньше доход агентства. Средняя сумма проблемного долга увеличивается: до кризиса этот показатель составлял $1 млн., сегодня — $4 млн.
В условиях кризиса трудно добиться возврата всего долга сразу, необходимо предоставлять некую рассрочку. В среднем, долг гасится за четыре — шесть платежей.
Если раньше банки предпочитали самостоятельную работу с крупными корпоративными кредитами (среди них действительно проблемных было немного), то сегодня активно привлекают коллекторов к этой работе. Взыскивать такие долги стало значительно сложнее, поскольку предприятия сильно закредитованы.
Сегмент малого бизнеса до кризиса был одним из самых надежных, сегодня же просрочка по кредитам малых предприятий растет и к концу года может достичь 15-20%».
Недвижимость — с молотка
В условиях кризиса меняется структура просроченной задолженности, передаваемой в коллекторские агентства. Сейчас в розничных портфелях агентств преобладают необеспеченные кредиты (карты, экспресс-кредиты, выданные в торговой сети, потребительские кредиты, займы на неотложные нужды), за ними следуют автокредиты, затем — ипотека.
Елена Докучаева: «Ипотека станет знаковым событием для коллекторского рынка в этом году. Еще летом ипотечные кредиты практически не передавали в агентства. Если это и происходило, то речь шла о просроченных задолженностях на ранних стадиях, когда банку нужно было лишь восстановить график платежей. Сейчас поступающих в агентства ипотечных кредитов становится все больше, нужно частенько взыскивать всю сумму долга, продавать недвижимость. Большая часть граждан, имеющих задолженность по ипотечным кредитам, попала в тяжелое положение из-за потери работы или девальвации рубля — за полгода неплатежи по валютным ипотечным займам в рублевом эквиваленте выросли на 40%.
С теми должниками, которые готовы погашать долги, коллекторские агентства стараются договариваться и подбирать адекватные для них программы реструктуризации задолженности, то есть удлинять сроки кредита и снижать долговую нагрузку в месяц.
Но есть и другая группа граждан, решивших «сыграть на кризисе». Такие должники имеют возможность расплатиться по своим долгам, но не хотят этого делать. В этом случае коллекторы занимают бескомпромиссную позицию, настаивая на погашении всей суммы.
В целом банки понимают, что слишком жесткая позиция по отношению к должникам не приведет к возврату, и в ряде случаев оптимальным будет возврат хотя бы основного долга и списание штрафных процентов. Коллекторы также осознают, что залог успеха при взыскании долгов — грамотно проведенные с должником переговоры и поиск компромиссных решений. Но больше всего в результативности переговоров должен быть заинтересован сам должник, не желающий губить свою кредитную историю. Ведь кризис когда-нибудь закончится».
«В правовой базе есть место для закона
о коллекторской деятельности, в 2010-2011 годах
он появится», — полагает Олег Иванов.
\ ВАШИ ДЕНЬГИ \ прямые инвестиции / № 5 (85) 2009 77
Инвестиции в долги
«Итак, у банков есть выбор — списать на убытки старые, безнадежные, по оценке банка, долги (проработанные и собственной банковской службой и независимым коллекторским агентством) или за высокую комиссию (может достигать 50% долга) передать их коллектору на более долгий срок (от года и более) — так называемое «третье размещение». Но есть и третий путь — продать портфель и получить деньги уже сегодня», — считает Елена Докучаева.
По данным исследования РБК в 2008 году отмечен значительный рост портфеля выкупленных долгов — на конец года он составил $1 млрд. Для сравнения: в 2006 году показатель был равен $500-$550 млн., в 2007-м — $650-$700 млн. Цель таких продаж — поддержание ликвидности, списание с баланса долгов и уменьшение резервов по ссудам, которые составляют 100% просроченной задолженности.
Уступка долга (цессия) предполагает переход права кредитора к коллектору (согласия должника при этом не требуется, если это не предусмотрено договором).
Сегодня направление купли-продажи долговых обязательств находится только на стадии становления, большинство коллекторских компаний предпочитает взыскивать долги по системе аутсорсинга. В первую очередь это связано с неразвитостью методик оценки долгового портфеля: продавец боится понести расходы при недооценке портфеля, а покупатель — при его переоценке.
Но спрос со стороны банков на цессию на фоне экономического спада растет. Цена долговых портфелей значительно снизилась. «Если в середине 2008 года некоторые портфели на российском рынке уходили по цене 10-15% от общей суммы задолженности (это очень высокая цена, как правило, продаются старые портфели плохого качества), то уже осенью цена упала до 5% (то есть в три раза), сегодня показатель не превышает 2-3%», — говорит Елена Докучаева.
Коллекторы, как и банки, привлекают деньги на открытом рынке для вложения их в портфели — сегодня это очень дорого, тем более, если средства привлекаются для покупки проблемных активов. Вторая трудность — непредсказуемость рынка. Никто сейчас не может сказать, насколько снизится платежеспособность населения и предприятий в 2009 году, а при покупке портфеля возврат задолженности планируется вперед на срок от трех до пяти лет.
Вероятность взыскания в зависимости от срока задолженности и вида кредита
ВИД КРЕДИТА СРОК ЗАДОЛЖЕННОСТИ, ДНЕЙ ВЕРОЯТНОСТЬ ВЗЫСКАНИЯ, %
до 90 60
Потребительские 90-180 50
кредиты 180-365 30
Свыше 365 5-18
до 90 80
Автокредиты 90-180 70
Свыше 180 55
до 90 90
Ипотечные кредиты 90-180 75
Свыше 180 60
Источник: коллекторское агентство Центр ЮСБ
На законных основаниях
Мировая практика в отношении взыскания долгов разнообразна. В англосаксонских странах, например США, существует специальный вид бизнеса, связанный с возвращением просроченной задолженности. А вот на одном из крупнейших рынков банковских услуг — в Германии — коллекторских агентств в чистом виде нет, поэтому отсутствует и какой-либо специальный закон. Утверждать, что мы идем по какому-то определенному пути преждевременно. Самое важное — исходить из факта существования коллекторов в России. Нельзя не думать о законодательстве, обеспечивающем правовое поле для их деятельности. Ведь, например, статья 26 Закона «О банковской деятельности...» устанавливает круг лиц, допущенных к банковской тайне. При передаче коллектору задолженности, ему раскрывается информация и об объеме долга конкретного гражданина, и все его персональные данные. Такое раскрытие информации можно толковать как разглашение банковской тайны.
«Национальная ассоциация профессиональных кол-лекторских агентств подготовила проект закона о кол-лекторской деятельности, но прежде следует обратить внимание на законопроект о потребительском кредитовании, внесенный группой депутатов в Госдуму в декабре прошлого года, — отмечает Олег Иванов. — В этом законе уже дано определение коллекторской деятельности, введено понятие «коллекторское агентство» и определены права и обязанности коллекторов по возврату задолженности. Сейчас закон готовят к принятию в первом чтении. Есть все шансы принять его в течение этого года.
Закон о коллекторской деятельности может быть принят вдогонку. Его цель — задать некие общие рамки для всего рынка. Ведь коллектор работает не только с банковской задолженностью, но и с взысканием долгов за жилищно-коммунальные услуги, услуги мобильных операторов — любых долгов на потребительском рынке. Речь идет о совершенно разных видах договоров, которые регулируются различными отраслями права.
Проект закона о коллекторской деятельности концептуально неплохо сделан, но в деталях требует уточнений. Например, установлено требование к минимальному уставному капиталу — 1 млн. руб. Но каких-либо экономических обоснований для такой суммы нет. Закон вводит норму, чтобы профдеятельность коллектора была застрахована на 10 млн. руб. Эта цифра также нуждается в экономическом обосновании. Кроме того, не очень понятна эффективность самого механизма страхования».
Вряд ли с такими ограничениями по уставному фонду смогут выжить небольшие коллекторские агентства.
По мнению генерального директора ООО «Агентство по возврату долгов» Станислава Федоровичева, наибольшее удивление вызывает заложенная в законопроект норма о том, что агентство может принимать деньги от заемщиков на свой счет (сейчас коллектор просит должника заплатить банку). «Этого делать ни в коем случае нельзя по причине риска мошенничества, — предупреждает Станислав Федоровичев, — неизвестно каким образом будут использованы базы должников, их могут терять или продавать недобросовестные сотрудники банков или агентств. Могут появиться летучие бригады — фантомы, которые будут представляться коллек-торскими агентствами и собирать деньги».