Научная статья на тему 'Модное дефиле как культурная практика'

Модное дефиле как культурная практика Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
271
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДНОЕ ДЕФИЛЕ / ВИЗУАЛЬНОЕ ВОСПРИЯТИЕ / ВИЗУАЛЬНЫЕ ОБРАЗЫ / ВИЗУАЛЬНЫЕ ФОРМЫ / ВИЗУАЛИЗИРОВАННАЯ ОДЕЖДА / МОДНОЕ ШОУ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Модное дефиле как культурная практика»

А.С. Ошмарина, исторический факультет Научный руководитель: канд. ист. наук Л.Г. Сидорчукова

Модное дефиле как культурная практика

Глобальный мир, мир постсовременности, все больше ориентируется на визуальный способ представления информации. Это привело к обоснованию необходимости выделения в рамках современной науки понятия визуальности. Что же понимается под термином визуальность? Сегодня под этот термин подводятся самые разные явления. Термины «visual» и «vision» заимствованы из английского языка, необычайно емкие и богаты смыслами. (1.Зрение, видение; 2. Проникновение, проницательность, предвидение; 3. Мечта, образ, картина; 4. Представление; 5. Прекрасное зрелище, красивый вид, обзор.)

Рассмотрим модное дефиле через призму визуальной теории.

Рудольф Арнхейм - один из первых пионеров в области визуальной проблематики, отмечает, что интерес к визуальному восприятию возник в психологии, а именно в гештальттеории.

Зрительное восприятие в трактовке Арнхейма - активный, динамический процесс. Визуальное восприятие по своей структуре представляет собой чувственный аналог интеллектуального познания (Арнхейм, 1974, с. 21).

Жизнь проходит в восприятии созданных обществом образов и их фона, существующих в виде визуальных форм. Формальные визуальные образы должны адекватно прочитываться нормальным человеком в виде определенных знаков, а обрамление и фон, на котором они поданы, организуют сопутствующие эмоции.

Но дело не только в перекрещивающихся и налагающихся друг на друга знаковых системах. Сами визуальные формы используются и «подаются» не как случайные, а как «непосредственно соответствующие» определенным эмоциям, состояниям, этапам, событиям, кредо, манерам поведения, способам держаться, возрастам, идентичности, социальной самоидентификации, уровням развития, и т.д. и т.п., - то есть фактически охватывают все сферы жизни (физическую, эмоциональную, ментальную) и способны провоцировать определенные состояния. Практически же («в жизни») известному набору состояний и эмоций из этих сфер соответствует «набор» визуальных форм, которые их обслуживают. «Обслуживание» состоит в постоянном присутствии «окружающей среды», неизбежно заполняющей изначальную пустоту жизни. Фасоны одежды, фасады и интерьеры зданий, оформление книг, ювелирные изделия, бытовые предметы и т.д. - все это составляет визуальную среду: все это имеет признанные общественные и культурные соответствия. Оно просто присутствует, но присутствует каким-то, таким образом, имея воспринимаемые зрением цвет, характер контура, фактуру, и т.д. -существуя, прежде всего, на визуальном уровне.

Визуальная форма, как правило, употребляется в нескольких контекстах, является полифункциональной, многозначной. Как известно, одежда во все века обеспечивала ряд утилитарных функций (защита от холода или жары, от ветра, от ударов и т.п.), являлась одним из средств социальной стратификации (знаком принадлежности человека к той или иной социальной группе в культуре), настраивала сознание на определенное восприятие человека (например, используя орнамент, нанесенный на одежду или ее раскраску).

Визуальные произведения в каждой системе создаются на основе специфической техники визуализации, выражают или изображают определенную группу культурных идей, осмысляются и понимаются в рамках определенной условности (Розин, 1996, с.123). Создание одежды предполагает знание способов «моделирования», учитывающего ведущие символы эпохи, иерархию сословий, положение в этой иерархии заказчика, его личный вкус, телосложение, силуэт фигуры, фактуру кожи, манеры поведения. Все эти требования необходимо удовлетворить, исходя из возможности визуального материала (ткани, меха, кожи, окраски, рисунка), а также характерной для одежды реальности (то, с чем имеют дело закройщик и портной - виды одежды, элементы одежды, украшения, покрои, фасоны). В каждую культурную эпоху одежда несла определенную информацию, выражала определенные представления, символизировала ряд культурных идей.

Современная культура в сравнении с предшествующими, имеет две доминанты: рационализм, основанный на естественнонаучном мировоззрении и достижениях современной технологии, а также персонализм, т.е. понимание человеком себя как личности. На формирование современной знаковой системы большое влияние оказывает так называемый визуальный фон современной культуры. Такие массовые визуальные системы, как мода, кино, телевидение, фотография, иллюстрированные издания и визуализированная одежда, ярко выражают основные значения и идеи современной культуры, несут определенную информацию.

Современная визуализированная одежда является не только массовой (в большом городе человек каждый день демонстрирует свою одежду перед тысячами людей), но и прекрасно выражает еще один принцип визуальной культуры: одежда воспроизводит и демонстрирует самые разнообразные стили и жанры искусства, несет самую разнообразную информацию, в ней суммируются многие функции: утилитарная, информативная, художественная, символическая и другие. Действительно, взглянув на современную, особенно летнюю одежду, мы увидим однотонные наряды (белые, черные, пурпурные, серые), бывшие в ходу во все времена и часто символически выражавшие те или иные обряды или положение человека в обществе. Встретим одежду, украшенную орнаментами или вышивкой (подобные наряды были широко распространены на Древнем Востоке и в античности), одежду, на которой пестреют цветы, деревья и другие

творения природы, причем выполнены они в самых разных живописных традициях - реалистической, импрессионистической, символической. Однако одежда знакомит человека не только с современными сюжетами, темами и традициями, но и с историческими: сегодня не редки импровизации на тему египетской и античной культуры, на тему средневековой культуры, на тему культуры Возрождения и Нового времени. Часто одежда шутит (орнамент блузки, составленный из отпечатков ступней ног), просвещает (демонстрирует доисторические памятники, историю, технику, отдельные произведения живописи) или эпатирует (одежда хиппи, преднамеренные заплаты, дыры). В общем, на современной одежде живет вся визуальная культура нашей и прошлых эпох.

Вместе с тем, одежда как творение дизайнеров - это результат творчества человека, его выбора, предпочтения, вкуса, умения, следовательно, реальность, сознательно творимая человеком. В этой знаковой системе одежды и моды воспроизводится не просто объективный мир, но и восприятие мира, и способ его воспроизведения - моменты нашего творчества, нашего избирательного отношения, наших ценностей, нашего профессионального умения и вкуса.

Мода переносит внешний вид человека в плоскость театрального искусства, соблазна и волшебного действа. Показ мод играл и играет ключевую роль в развитии современной модной индустрии. Начиная с 1900 года в домах моды и специальных магазинах Великобритании, Франции, США, модные шоу стали практиковаться в качестве благотворительных мероприятий. (Теория моды, 2007, с.74).

Модное шоу - прекрасный способ воздействия на сознание потребителя. Будучи, прежде всего, одним из проявлений «театрализации модного рынка», модное шоу имеет также отношение к изобразительному искусству, театру и кино. Парад шоу можно считать одним из проявлений не только идеологии потребления - консюмеризма, но и коммодификации и эротизации образа женщины в массовой культуре.

Если в начале XX века модное шоу возникло как детище коммерческого театра, то на исходе того же столетия мы стали свидетелями процесса перерождения коммерческой моды в некое подобие того, что исследователь Джудит Батлер назвала перфомативностью. Модное шоу с его акцентом на новизне и зрелищности стало своего рода перевалочным пунктом на пути к постмодернистской идентификации личности. Современный подиум ничуть не меньше, чем шумиха вокруг звезд и знаменитостей, являет собой апофеоз самоидентификации как перфоманса, построенного на поверхностных деталях и эффектных жестах.

На сегодняшний день модное шоу по всему миру является одним из ярких событий. Не исключение и наш город Пермь, в котором с 1994 года проводится ежегодный фестиваль моды «Бриллиантовая булавка», основателем которого является Л.В. Клейнер. Здесь устраиваются

демонстрация коллекций как начинающих модельеров, так и знаменитых всему миру.

Модное шоу можно рассматривать как в коммерческом контексте, так и в рамках парадигмы «имидж - индивидуальная сущность». Ведь наши личностная идентичность и идентификация определяется контекстом коммерческих взаимоотношений, а мода - это та самая актуальная среда, которая представляет собой специфический постмодернистский сплав коммерции, культуры и индивидуальной сущности, - вот с чем, собственно говоря, мы имеем дело на подиуме.

Список литературы

Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. М., 1974.

Розин В. Визуальная культура и восприятие. Как человек видит и понимает мир. М., 1996.

Теория моды. 2007. №4.

Ямпольский И. Наблюдатель. Очерки истории видения. М., 2000.

Jenks Ch. Visual Culture. 1995.

Messaris P. Visual «Literacy» Image, Mind and Reality. Oxford, 1994.

С.В. Полищук, исторический факультет Научный руководитель: канд. социол. наук, доцент О.В. Лысенко

Влияние высшего образования на национальную идентичность

В современной России, как и во всем мире, мы все чаще слышим о напряженности, конфликтах, терроре, на национальной почве. Тема национальных отношений сейчас является одной из актуальных. В условиях глобализации встает вопрос о сохранении национально-культурной самобытности, финансируются различные проекты по сохранению национальной культуры, организуются различные фестивали.

Конституция Российской Федерации провозглашает страну многонациональной. Все субъекты Российской Федерации равноправны в рамках государства. Республики имеет свою конституцию и законодательство. Край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ имеет свой устав и законодательство (Конституция РФ ст.5;2). Формально провозглашается автономия, определенная свобода на местах, т.е. созданы условия для сохранения национальной и культурной самобытности. На деле, как нам кажется, государство не избавилось еще от имперских устремлений. Да и в представлении большей части русского населения есть «имперскость», своеобразный комплекс «старшего брата». Русский человек считает свой этнос выше, значимее, чем все остальные народы, которые поставлены в положение «братьев меньших». При этом представители доминирующего этноса даже не замечают своего высокомерного отношения к другим национальностям. (Национальный вопрос в городском сообществе, 2003,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.