Научная статья на тему 'Формирование новых смыслов посредством зрелищной репрезентации на примере студенческого театра мод «Образ»'

Формирование новых смыслов посредством зрелищной репрезентации на примере студенческого театра мод «Образ» Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
509
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДА / КУЛЬТУРА / РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ / ОБРАЗ / СМЫСЛ / МЕТАФОРА / СИМВОЛИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ / МОДНОЕ ДЕФИЛЕ / НЕСТАНДАРТНОСТЬ / КОСТЮМ

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Васильева Э. В.

В статье автор впервые делает попытку рассмотреть взаимодействие смыслов, образов, идей, значений моды. Влияние ассоциативных идей на эмоциональное восприятие публики и формирование определенной идентичности. Особое значение отводится анализу смысловых ценностей и их трансляции в социокультурную среду.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование новых смыслов посредством зрелищной репрезентации на примере студенческого театра мод «Образ»»

УДК 792

ФОРМИРОВАНИЕ НОВЫХ СМЫСЛОВ ПОСРЕДСТВОМ ЗРЕЛИЩНОЙ РЕПРЕЗЕНТАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ СТУДЕНЧЕСКОГО ТЕАТРА МОД «ОБРАЗ»

Васильева Э.В., 2016 Омский государственный технический университет, доцент кафедры «Дизайн костюма», директор центра дизайна и технологий Омского Государственного Технического

Университета, г. Омск.

Аннотация: в статье автор впервые делает попытку рассмотреть взаимодействие смыслов, образов, идей, значений моды. Влияние ассоциативных идей на эмоциональное восприятие публики и формирование определенной идентичности. Особое значение отводится анализу смысловых ценностей и их трансляции в социокультурную среду.

Ключевые слова: мода, культура, репрезентация, образ, смысл, метафора, символическое значение, модное дефиле, нестандартность, костюм.

Анализ культурного мира современного социума подводит к мысли о постоянной смене и трансформации смыслов, образов, идей. В большей степени эти размышления касаются творческих субстанций. В настоящее время модные показы зачастую являются отражениями развития культуры современного общества. Тенденции уличной моды органично вливаются в сезонные коллекции именитых дизайнеров, многочисленные модные тренды отражают актуальные стили, образы модных показов переходят в ранг повседневной одежды, а культурные ценности общества зачастую совпадают с модными запросами. Интерес к моде большинства, и ее феномен маркировать исключительность предоставляет возможность интерпретировать модные образы и их смыслы индивидуально со своими собственными переживаниями, противоречиями и внутренним «Я». Позиции общего мира воспринимаются человеком через видение и трансформацию событий, явлений, объектов, в соответствии с этим можно предположить, что мода определяет сегодняшнюю внешнюю «реальность» в некие общие смыслы. В этом отношении А. Шюц считает, что «наш повседневный мир с самого начала есть интерсубъективный мир культуры. И это мир культуры, ибо с самого начала для нас универсум обозначений, т. е. смысловая сеть, которую мы должны проинтерпретировать, и мир смысловых взаимосвязей, которые мы устанавливаем лишь посредством нашего действия в этом жизненном мире» [1, с 194].

Репрезентация модной одежды в XXI веке превратилась в эксперименты по созданию ценностных значений и образов для массовой публики. Можно предположить, что смысловая сеть, в контексте развития информационных технологий и взаимодействия их в мире культуры, имеет тенденцию к общему синтезированию. Г.В. Вершинин подтверждает, что пластические искусства образовали в конце XX века своего рода социоценоз семантики, ценностных ориентиров и сущностных знаков и образов. Искусства стали полем битвы смыслов и скрывающихся за ними тех или иных предпочтений, социальных позиций, интеллектуальных конструктов [2].

Мода пронизывает культурные ценности во всех областях жизнедеятельности человека XXI века, обогащая их новыми символами времени. Символическое значение смыслов в модной одежде визуально можно «считывать» с элементов костюма, цветовых модуляций, силуэтов, конструктивных форм, разнообразных комбинаций фактур, принтов, орнаментов предложенных дизайнерами. В первую очередь, одежда приобретает некий персональный смысл, который заложен самовыражением, личными качествами ее создателя, имеет определенную идентификация, отражающую предпочтения в творчестве, влияющую на стилистические черты костюма, формирующую проекции на новые символические значения. Многоликость образов проявляется через конструкции смыслов после просмотров модных показов, которые выявляют взаимосвязь общей и персональной культуры человека. Смысл, как значение, то есть осуществление определенного понимания, видение концепта, категории, вещи и т. п. предопределяют действия, ожидания, ориентации в соответствии с этим пониманием. Смысловые значения не бывают однозначны, их структуры подвижны и находятся в постоянном развитии в соответствии с множественностью символов костюма. Смысл определяется как неустойчивое, динамичное становление или событие. Ф. Делез делает акцент на принципиальной двойственности смысла. Так,

нонсенс, парадокс, как то что со-присутствует со смыслом, возникает на границе, при столкновении двух «миров», двух конструкций здравого смысла (порядков очевидного, разумного, привычного). Двойственность смыслов тождественна двойственности миров, порядков здравого смысла, структур смыслов. [3, с. 55] Двойственность смысла, как нонсенса, предполагает не только множественность мнений как свободы интерпретации, но множественность «миров». Часть публики видит в показах моды уже некую предзаданность определенного смысла в рамках одного контекста, другая часть видит возможность бесконечной перекодировки в зависимости от разных контекстов. Здесь можно увидеть некие противоречия, когда человек использует и потребляет образцы модной одежды, и когда человек воспринимает модный костюм в условиях демонстрации образов моды на подиуме.

В основе поиска и создания новых образов моды всегда заложена идея, которая отражает принципиальную позицию автора - дизайнера и уже в первоначальном своем замысле имеет определенный социокультурный код. В данном случае мы констатируем, что в любом сформировавшемся смысловом конструкте, репрезентируемом на подиуме посредством образа, в основе лежит авторская задумка, т. е. идея или концепция. Идея, как некий зрительный образ содержит метафизическую сущность модной вещи, содержащей в себе, по мнению греческих философов, как силосозидающую и формообразующую объективную реальность. Понятие «идеи» в дизайне достаточно часто, особенно в последнее время, заменяется понятием «концепция». Концепция - это идея, смысловая направленность проектирования в целом, содержит ценностно-смысловое содержание проектной задачи. Концепция в дизайне - это разработка значимой идеи, а также методов и подходов, применяемых в проектировании того или иного продукта, составляющие которого связанны между собой и вытекают один из другого. Через концептуальный дизайн автор выражает свое мировоззрение, затрагивая важные проблемы человека, развития проектной культуры и общества в целом [4]. На пути реализации концепция, как главная идея, является первостепенной, дизайнер выступает в роли экспериментатора, используя методы творчества и художественной выразительности. Творческими источниками при формулировании концепции могут выступать любые явления окружающего мира, процессы, протекающие в обществе, материальные и нематериальные блага. Образное решение костюма в качестве первоосновы определяется стилевой направленностью [5].

Каждый аспект жизни общества и окружающего мира может вызвать художественные образы, которые переносятся в дизайн-проект. В том случае, если продукт дизайна не несет явно выраженной смысловой нагрузки, потребитель или зритель не заинтересовывается дизайнерской концепцией. Символы и знаки костюма определяют образ [6, С. 183-191]. Зритель погружается в вымышленную реальность и воспринимает образы моды как желаемые собственные идентичности в современном стиле жизни. Образы как способ репрезентации моды постоянно меняются, подчиняясь воздействию социальных сил, формирующих культуру и определяющих политику [7]. Ориентация моды сегодня на массового потребителя, логично подводит, что и модный образ на подиуме должен быть понятен всем, но в реальности представленные образы адекватно воспринимаются не всеми категориями публики. Кроме того, тот или иной образ в рамках определенного культурного контекста может быть различен для разных социальных групп и слоев. Принадлежность к определенной публике и приобщение к разделяемым в этой группе знакам моды определяет выбор индивидуумом определенных смысловых культурных трактовок. Зрелищная репрезентация моды отличается большим разнообразием современных и традиционных форм по технологиям действия на подиуме и стилистикой костюмного ряда. В связи с этим, визуальный ряд, представляемый публике, обладает потенциалом размышления и формирования своих смысловых подтекстов. Невозможно ориентироваться и определять смысловые структуры без общих значений и знаний, присутствующих в реальности современного мира. Здесь подключается еще одно понятие, важное для восприятия смысловых структур в моде - это образ.

Понятие образа в контексте модных постановок зависит от многих факторов, но прежде всего от визуального сообщения дизайнера зашифрованного в модели. Образ (художественный образ) многозначен, в эстетике это форма мышления в искусстве. Это иносказательная, метафорическая мысль, раскрывающая одно явление через другое.

Художественная мысль соединяет предметы так, что каждый из них и сохраняется и растворяется в другом, в результате чего обретается синтетическая система, вытекающая из их сопоставления и взаимодействия, где один предмет раскрывается через другой. Образ соединяет на первый взгляд не соединяемое, и благодаря этому, раскрывает неизвестные ранее стороны и отношения, нередко далеко стоящих друг от друга, реальных явлений. Он не повторяет, а символизирует, для того чтобы выразить сложные взаимоотношения и связи между различным явлениями. Образ не просто моделирует жизненные явления, он и пересоздает их, проявляя заложенные в них возможности и существенное, позволяя этому существенному проступать сквозь единичные. Образ требует работы воображения и оживает при взаимодействии. В. Л. Жуков и другие, считают, что нужно разделять творческий образ существующий у автора, и множество образов у пользователей. Эта множественность возникает сообразно личной культуре, пристрастиям, целям нахождения индивидуума в среде. И тем больше «ключей» необходимо для активизации того или иного образа у человека. Под мысленным образом понимается представление в уме не присутствующего объекта или события [8, С. 21-31]. Так, Г. В. Вершинин рассматривает образ, как художественность искусства - трудно постигаемый рациональными способами многослойный материал контекстов. Понятие «образ» одно из ключевых в моде, центральных категорий в дизайне. «Образ», «образное решение» имеет невероятное количество вариаций. Можно утверждать, что некоторая информация хранится зрительно, имеет некий изобразительный смысл, а некоторая представляется в абстрактном виде, т.е. в памяти существуют несколько кодов. Если рассматривать, два кода - визуальный и образно-ассоциативный, можно увидеть их наслоения друг на друга с возникновением новых смыслов, которые ведут к смещению акцентов на то или другое значение.

Анализ модных концептуальных спектаклей студенческого театра мод «Образ», созданных в течение последних десяти лет, показывает, как меняется контекст смыслов и значений костюма в этот период времени. Каждый конкретный спектакль имеет свою авторскую идею и технологии исполнения данного концепта. Выбор источника вдохновения для спектакля - это сложный творческий процесс, в котором задействовано большое количество действующих «лиц». Тема спектакля зависит от времени, социальных изменений, информационных потоков, творческого пространства, человеческих ресурсов. Каждая концепция спектакля - это развивающая культурная система в определенном месте и пространстве. Поскольку идея сценария должна быть оригинальна, невозможно создать сценарий полноценного модного действия, не обладая идентичностью культурного видения. Динамика переходов и изменений культурных смыслов в процессе показа мод необходима в связи с новыми подходами самореализации творческого источника и в соответствии модным тенденциям в одежде. Всегда модные направления определяют специфику дефиле, включая многие важные компоненты, как актуальная музыка, пластические движения человека, костюмные формы, новые технические средства, поскольку все эти составляющие должны быть созвучны всем инновациям, внедряемым в обществе. На следующих примерах можно представить определенную специфику и ярко выраженный стиль показов театра мод «Образ», также некую систему смысловых ценностей, продуцируемых в процессе создания и продвижения такого эстетического продукта, как модное дефиле. Трансляция новых смыслов и значений ведет к новому этапу развитию культурных форм искусства.

Показ авангардного спектакля «Формы чувств» обнажает сложный смысловой контекст взаимоотношений оболочки костюма и эмоциональных взаимодействий музыки и движения. Обострения чувственного восприятия через сложную смысловую субстанцию, поиски совершенно новых «ключей» в раскрытии значений модного костюма, такова основная задача, поставленная публике. Проекции модного показа на публику в данном ракурсе предполагают некую подготовленность в отношении данного спектакля. Эмоциональное состояние спектакля действует на публику, наполняя каждого гаммой собственных переживаний и дает остроту восприятия жизни через смыслы, заложенные в идеи спектакля. Те обнаженные чувства, в которых человек раскрывается как человек, «страсть», «нежность», «агрессия», «страх», «любовь» становятся словами-символами, используемыми в спектакле, они и определяют некий смысловой код для публики. Таинственный мир энергий, который окружает публику со всех сторон, делает зримым ту

неуловимую атмосферу соединения многогранности обычных чувств и позволяет начать с ними некий диалог. Не смотря на мимолетность переживаний, происходящих во время действа, в восприятии человека остается устойчивая матрица ассоциативных взаимодействий образов музыки, костюма, чувств. Если рассмотреть все контексты, которые заложены в основу модного показа, получится сложно сплетенная сеть значений костюма и эмоций человека, которая ведет к расширению рамок восприятия реальности, где костюм становится объектом искусства. Костюм как объект двойственный по своей сути, всегда соединяет в себе такие категории, как красота и польза. В данном случае перевес составляет его эстетическая составляющая. Эстетизация модных показов за счет открытия границ и нарушения пределов действительности, воспринимаемой публикой, показывает, что мода может диктовать и формировать определенный образ действительности. Если спектакль трогает некую «струну» эмоций человека, то изменения тенденций модного костюма зачастую становится активным конструктором реального стиля жизни. Нестандартные театральные постановки модного дефиле наполнены определенными смыслами, которые полноценно могут идентифицировать эмоции и отражать личные переживания. Перманентный поиск выбора персональной идентичности может проходить, соединяя сокровенные чувственные переживания и костюмные телесные оболочки, затрагивая определенные группы и категории публики. Можно предположить, что альтернатива восприятия модного показа зависит от культурных установок каждого человека и в дальнейшем влияет на выбор эстетики модного костюма для само-презентации в социуме.

Метафорические образы создают новые реалии, путем соединения костюма, музыки, света, где публику ожидает определенное смысловое значение, синтезированные структуры смыслов формируются путем обобщения творческого источника и костюмной идеи. Образ соединяет на первый взгляд не соединяемое и благодаря этому раскрывает неизвестные ранее стороны и отношения, нередко далеко стоящие друг от друга, реальные явления. Анализ сложных взаимосвязанных смысловых структур модных дефиле показывает их основные составляющие: идеи авторов костюма с определенным источником вдохновения, концепции смыслов модного дефиле с его техническим потенциалом, индивидуальная внешность и внутренняя эмоциональная одухотворенность непосредственно демонстраторов одежды, публика с различным восприятием и культурным пониманием происходящего. Индивидуализм каждого спектакля театра мод «Образ» просматривается, как некая идеология современных модных показов. Смыслы, значения, образы имеют в каждом действии свою специфику, ограниченную определенными условиям, которые были рассмотрены ранее.

Способ самовыражения «себя» в сообществах можно наблюдать как создание модного образа при помощи художественных средств. К таким средствам можно отнести материальные признаки, например, силуэт, покрой, декор, аксессуары, прическа, макияж и др., а также нематериальные, такие как пластические действия, мимические движения, эмоции. Воспринимая все эти элементы и обобщая в целое, человек расшифровывает заложенную информацию в визуальном модном образе.

На протяжении последних лет задачи репрезентации моды расширяются, это и создание новых синтезированных смыслов, и раскрытие сокровенных художественных образов и принятие эстетических идеалов, а также может быть даже достижение некого интеллектуального «абсолюта». Все эти факты находятся в непосредственной связи со временем и пространством, в котором они происходят. Нетрадиционные показы мод неосуществимы без высокой меры зрительской избирательности в эмоциональных привязанностях, без многообразия наработанных культурных стереотипов, ценностных ориентаций и стилей жизни. Зачастую «наработанная» визуальная культура людей дает новые векторы в будущие пространства новых смыслов. Интеграция в общественную жизнь новых форм культуры, как модные показы, для зрителей становятся актуальным действом, иллюзорным бытием, факторами связанными с их психологическим воздействием: приближением мечты, утешением, развлечением, удовольствием, роскошью и т.д. Широкая диффузия жанров, слоев, стилей искусства и моды способствует реализации модных показов в разных направлениях и контекстах.

Синтез моды, театра, танца, музыки, видео и др. рождают новый контекст культурных действий. Можно рассматривать зрелищную репрезентацию моды в различных формах модных постановок через переплетение и взаимосвязь метафорических смыслов, знаков моды, модных образов и идей. Зрелищная репрезентация реализует свою новизну посредством метафоры. Метафора ориентирует на определенные действия, которые согласуются с тем или иным пониманием, трактовкой, видением концепта, которые она им приписывает через скрытые смыслы. Д. Лакофф, М. Джонсон считают, что метафоры, которые как конвенциональные выражения и функционируют в рамках «концептуальной системы культуры» являются одним из способов приобщения к определенным (конкретным) смыслам [9, С. 99]. Метафорические образы могут творить те реалии, которые происходят во время действия модного дефиле, в особенности, если каждый новый показ моделей одежды представляет определенную смысловую идею. Смысловая идея постановки модного показа определяют контуры реальности, поведение и взаимодействие настроения публики на этом действии. Действо превращается в открытую систему «производства» или зрелищную репрезентации новых образов моды. По мнению В. М. Липской, подиумный показ представляет некое художественно оформленное высказывание о жизни, выраженное в виде костюма. «Показ - это шоу, развитие мысли и художественного сюжета - за ними и надо следить», считает С. Луковский, режиссер всех знаковых событий и дефиле г. Санкт-Петербурга[10].

Анализ сложных взаимосвязанных смысловых структур модных дефиле показывает их основные составляющие: идеи авторов костюма с определенным источником вдохновения, концепции смыслов модного дефиле с его техническим потенциалом, индивидуальная внешность и внутренняя эмоциональная одухотворенность непосредственно демонстраторов одежды, зритель с различным восприятием и культурным пониманием происходящего.

Если рассматривать зрелищную репрезентацию как «вторичное» представление модного образа, то модный показ на подиуме имеет свое временное проживание. Зрелищная репрезентация моды - это тонкая грань «вхождения» зрителя в метафорическую суть презентуемых образов, это притяжение новизны восприятия каждого следующего действа. Атмосферу, которая возникает во время модного дефиле невозможно потрогать и повторить, существование самого события создания зрелищной репрезентации происходит в момент восприятия зрителем здесь и сейчас.

Визуальная информация, которой насыщен показ модного спектакля, призывает публику находить большое количество смысловых вариаций, искать некий компромисс в поиске личной эстетической самореализации. Таким образом, происходит трансляция всех смысловых конструкций в социокультурную среду. В данном случае зрелищная репрезентация моды становится одной из совершенных арсеналов в поиске персональной идентичности. Культура проведения модных событий имеет специфическое значение для человека, а модный показ как элемент структуры выступает еще и культурной категорией жизни людей. В данном случае можно рассматривать важность проблемы повышения престижа культуры через модные категории. Именно взаимопроникновения театра и моды, игры и реальности, красоты и потребления, духовности и материальности могут определять часть становления общей картины культурных ценностей современного человека.

Список литературы

1. Шюц А. Феноменология и социальные науки // Шюц А.Избранное: Мир, светящийся смыслом. Пер. с нем. и англ. - М.,2004. - С.194

2. Вершинин Г. В. Искусство в условиях проектной цивилизации: на примере «Нового искусства» Тюмени //[Электронный ресурс] Архитектон: известия вузов. 2007. № 20. -Режим доступа: http://archvuz.ru/cont/175.- Загл. с экрана. [Дата обращения 26.01.2016 г.]—2

3. Делез Ж. Логика смысла/ пер с фр.- В кн.; Фуко М. ^еайит рЫ^орЫсит/ Пер. с фр. - М., Екатеринбург. 1998.—3

4. Плешкова И.С. Влияние идей концептуализма на творчество модельера / И. С. Плешкова // Знание. Понимание. Умение. — 2010. — № 3. — с. 278

5. Семенова?/Борев Ю. Электронный ресурс: http://www.poezia.ru/master.php?sid=8 Творческая мастерская / Художественный образ - форма художественного мышления. Юрий Борев.

6. Галицин Г.А. Образ как концентратор информации //Синергетическая парадигма. - М.: Прогресс-Традиция, 2002.- С. 183-191

7. Мода и искусство / Ред. Гечи Адам, Караминас Вики; пер с англ. - 272с.: ил. Серия «Библиотека журнала «Теория моды». С.226.

8. Жуков В. Л., Жуков В. В., Калласс Ю. О., Осипова Г. Ю., Хмызникова В. А. Когнитивное моделирование в технической эстетике и дизайне // Дизайн. Материалы. Технология.2013 / 2 (27). С 21-31.

9. Лакофф Д.Ж., Джонсон М. Метафоры, которыми мы живем/ Пер. с анг. Под редакцией и с предисл. А. Н. Баранова. - М. , 2004.

10. Липская В. М. Психология и социология костюма. - СПб: Информационно-издательское агентство «Лик», 2016 - 128 с.

УДК 304

ЗАМЕЩАЮЩАЯ СЕМЬЯ КАК ФАКТОР УСПЕШНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ

Оборина Н.Н. 2016 Вологодский государственный университет, г. Вологда

Аннотация: данная статья посвящена рассмотрению понятия «замещающая семья» в контексте понимания ее как фактора успешной социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Проанализированы основные понятия, относящиеся к исследуемой теме, изучены характерные особенности детей, воспитывающихся в учреждениях и детей, воспитывающихся в семьях, выявлены их отличительные черты с точки зрения социализации. На основе проведенного исследования разработана индивидуальная программа сокращения сроков пребывания воспитанника в учреждении, способствующая увеличению количества детей, помещенных в замещающие семьи, и созданию условий для их позитивной социализации.

Ключевые слова: замещающая семья, дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, социально - педагогическое сопровождение, социализация.

Сиротство остается одной из сложнейших общемировых социальных и научных проблем. Основанием для научных и практических разработок в области защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выступают гуманистические идеи, заложенные в Конвенции ООН о правах ребенка. Большинство стран мира, ратифицировав Конвенцию, согласились, что неотъемлемым правом ребенка выступает его право жить и воспитываться в семье. Именно семья признается во всех странах естественной и наиболее благоприятной средой защиты, воспитания и развития ребенка. При нарушении развивающей среды биологической семьи ребенок имеет право на защиту и воспитание в семье замещающей.

Теоретический анализ литературы показал, что государственные учреждения используют разные виды устройства детей в замещающие семьи. К ним относятся следующие семьи: - семьи усыновителей, - семьи опекунов и попечителей, - приемные семьи, - патронатные семьи, -семейные детские дома, - детские городки и деревни. Особой формой является возвращение ребенка в его кровную семью (то есть реинтеграция) при изменении условий проживания и состояния самой семьи.

Проблема социализации сирот всегда была актуальной, но особенно остро она встала в настоящее время. В ситуации серьёзных социально-экономических перемен воспитанники детского

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.