Научная статья на тему 'Модификация окисленных битумов кислородсодержащими соединениями'

Модификация окисленных битумов кислородсодержащими соединениями Текст научной статьи по специальности «Химические науки»

CC BY
159
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БИТУМ / BITUMEN / КИСЛОРОДСОДЕРЖАЩИЙ / СОЕДИНЕНИЕ / МОДИФИКАТОР / MODIFIER / СОПОЛИМЕР / COPOLYMER / ЭТИЛЕН / ETHYLENE / OXYGENATE

Аннотация научной статьи по химическим наукам, автор научной работы — Гадельшин Р.М., Ибрагимова Д.А., Закиева Р.Р., Абдельсалям Я.И.И., Петров С.М.

Установлены закономерности изменения структурно-группового состава, концентрации парамагнитных центров, микроструктуры битума, модифицированного смесью карбоновых кислот с многоатомными спиртами и сополимером этилена с винилацетатом. Определены оптимальные содержания кислородсодержащих соединений с сополимером этилена и с винилацетатом в составе модификаторов с целью улучшения адгезионных, упруго-деформационных и низкотемпературных свойств битума. Разработаны составы модификаторов для битумов дорожного назначения, улучшающих их основные эксплуатационные характеристики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по химическим наукам , автор научной работы — Гадельшин Р.М., Ибрагимова Д.А., Закиева Р.Р., Абдельсалям Я.И.И., Петров С.М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The regularities of changes in the structural-group composition, the concentration of paramagnetic centers, the microstructure of modified bitumen mixture of carboxylic acids with polyhydric alcohols and ethylene vinyl acetate. The optimum content of oxygenated compounds with a copolymer of ethylene with vinyl acetate in the composition of modifiers to improve adhesion, the elastic-deformation and low temperature properties of bitumen modifiers.. Compositions of bitumens for road purpose of improving the basic operational characteristics.

Текст научной работы на тему «Модификация окисленных битумов кислородсодержащими соединениями»

УДК 541.183:543.54:678.03

Р. М. Гадельшин, Д. А. Ибрагимова, Р. Р. Закиева, Я. И. И. Абдельсалям, С. М. Петров

МОДИФИКАЦИЯ ОКИСЛЕННЫХ БИТУМОВ КИСЛОРОДСОДЕРЖАЩИМИ СОЕДИНЕНИЯМИ

Ключевые слова: битум, кислородсодержащий, соединение, модификатор, сополимер, этилен.

Установлены закономерности изменения структурно-группового состава, концентрации парамагнитных центров, микроструктуры битума, модифицированного смесью карбоновых кислот с многоатомными спиртами и сополимером этилена с винилацетатом. Определены оптимальные содержания кислородсодержащих соединений с сополимером этилена и с винилацетатом в составе модификаторов с целью улучшения адгезионных, упруго-деформационных и низкотемпературных свойств битума. Разработаны составы модификаторов для битумов дорожного назначения, улучшающих их основные эксплуатационные характеристики.

Keywords: bitumen, oxygenate, modifier, copolymer, ethylene.

The regularities of changes in the structural-group composition, the concentration of paramagnetic centers, the microstructure of modified bitumen mixture of carboxylic acids with polyhydric alcohols and ethylene vinyl acetate. The optimum content of oxygenated compounds with a copolymer of ethylene with vinyl acetate in the composition of modifiers to improve adhesion, the elastic-deformation and low temperature properties of bitumen modifiers .. Compositions of bitumens for road purpose of improving the basic operational characteristics.

В настоящее время предъявляются повышенные требования к деформационной устойчивости битумов, используемых в дорожном строительстве, связанных с ростом интенсивности движения и повышением грузоподъемности транспортных средств [1]. Регулирование структурно-группового, дисперсного состава дорожных битумов варьированием технологических параметров при окислении нефтяного остатка не позволяет получить вяжущий материал с приемлемым уровнем адгезии и деформационной стойкости к высоким нагрузкам [2]. Одним из способов решения этой задачи является введение в окисленный битум поверхностно-активных веществ с полимерными материалами [3, 4]. Вместе с этим известные адгезионные добавки <Юшогат», «PoИram>», БП-КСП, «Адгизол», «Дорос», «АМДОР» имеют ряд недостатков: дороговизна, термическая неустойчивость, вредное воздействие на организм человека и окружающую среду. Полимерные добавки, широко применяемые в практике США и Европы, предназначенные для остаточных битумов, оказывают не всегда положительное влияние на окисленные битумы, произведенные в России, а их совмещение порой представляют собой сложную техническую задачу.

В статье приведены результаты исследований, направленных на разработку модификаторов для основных пород каменных материалов, сочетающих в себе свойства известных адгезивов и полимерных добавок, улучшающих упруго- деформационные показатели битумов, на базе доступных и экологически чистых источников сырья.

Известно [4, 5], что высокомолекулярные кислоты широко применяются в качестве адгезионных добавок, исходя из этого были выбраны высокомолекулярные непредельные карбоновые кислоты, многоатомные спирты, высокодисперсные частицы оксида марганца. Введение в состав модификатора оксида марганца объясняется его катализирующим действием при взаимодействии карбоновых и гидроксильных групп. Высокие

адгезионные свойства вяжущих будут обеспечиваться введением в их состав большого количества кислородсодержащих групп, способные образовывать ассоциативные водородные, связи с поверхностью минерального материала. В качестве полимерной добавки, улучшающей адгезионные и упруго-деформационные, прочностные свойства битума был выбран сополимер этилена с содержанием винил ацетатных групп 7-10%мас., обладающий комплексом желательных свойств для дорожного битума: высокой адгезией, ударопрочностью и гидроизоляцией, химической стойкостью к антигололёдным системам, физиологической безвредностью и низкой стоимостью. Для испытаний был использован битум марки БНД 90/130, обладающий плохим сцеплением с поверхностью минерального материала, что соответствует контрольному образцу №3 (табл. 1). Приготовление модифицированного битума осуществлялось с помощью планетарного смесителя, снабженного термостатированной емкостью с мешалками. С целью получения однородной композиции в обезвоженный битум, нагретый до температуры 1000С, вводили в заданном количестве компоненты модификатора, в том числе мелко измельчённый сополимер. Далее температуру смеси доводили до 1500С с интенсивным перемешиванием в течение 30-40 мин.

Для оценки качественного содержания структурных фрагментов в битуме был использован метод инфракрасной спектроскопии [6]. Полосы поглощения спектров в интервале частот от 500 см-1 до 1780 см-1, полученных с помощью ИК Фурье спектрофотометра «Vector», дают качественную информацию о присутствии преобладающих типов структурных групп в битумах.

Данные о расположении атома кислорода в соединениях модифицированного битума,

свидетельствуют о высоком присутствии карбонильных структур 1706 см-1, расположенных преимущественно в метиленовой группе 1460 см-1, при этом связанных водородной связью, что в значительной

степени обуславливает ассоциацию смол и асфальтенов. Отметим появление широкой полосы, соответствующей сложноэфирным группам 1190-1070 см-1 [160]. Интересно подчеркнуть, что присутствующая в спектре для исходного битума полоса поглощения в области 1680см-1 относится к карбонильным группам, не связанным водородной связью, например, диарилкетон; их количество значительно меньше карбонильных групп модифицированного битума. Напротив широкая линия от 3200 см-1 до 3450 см-1, говорит о наличии гидроксильных групп, связанных водородной связью, как видно полоса поглощения в этой области для модифицированного битума несколько меньше, т.е. дополнительно происходит процесс этерификации и по хинонным и асфальтенным группам расположенным в одном ароматическом кольце или в соседних периферийных положениях конденсированной циклической системы (1, 2) (рис.1).

ОН С Н20Н С Н 2 Н СООС

асфальтеновым группам

В литературе отводится определенная роль в формировании надмолекулярных структур

высокомолекулярных соединений в битумах свободным радикалам [6, 7]. С этой позиции с помощью метода электронного парамагнитного резонанса, на приборе РЭ-1306, исследовались парамагнитные центры полученных образцов битумов.

Так, концентрация парамагнитных центров модифицированных битумов значительно снижается (до 30% и больше) по сравнению с исходным, что предопределено склонностью асфальтенов к ассоциации с полимерной добавкой, в известной мере это способствует «стабилизации» надмолекулярных образований [7]. Полученные экспериментальные данные хорошо согласуются с литературными [8], где показывается зависимость концентрации

парамагнитных центров от количества гетероатомных соединений, особенно кислородных, которые, по-видимому, в нашем случае имеют хинноидную структуру. Необходимо также отметить, что порфириновые комплексы являются достаточно стойкими соединениями, хотя, исходный образец битума обладает более высокой интенсивностью сигнала 1уо2+ по сравнению с модифицированным образцом (рис. 2). В первую очередь это связано с тем, что порфирин-подобные ванадиевые комплексы в пачечной организации асфальтенов могут, располагаются как между слоями, так и во внутренних дефектах самих монослоев [8]. Комплексы первого типа в условиях модификации в результате разрыхления надмолекулярных структур

разрушаются и перестают быть парамагнитными, а комплексы с внутрислоевым размещением, являясь более устойчивыми, сохраняются.

Резюмируя вышеизложенное, действие модификатора заключается в необратимых реакциях его компонентов, а также в вовлекании соединения битума в эти превращения. Таким образом, улучшение физико-химических свойств вяжущего обеспечивается не только вовлечением дополнительных активных функциональных групп и полимерного составляющего, которые со временем в рядовом случае претерпевают изменения и теряют свои положительные свойства, а главным образом за счёт изменения непосредственно структурно-группового и химического состава битума. В свою очередь, качество модифицированного битума во многом зависит не только от свойств и реакционной способности составляющих компонентов

модификатора, но и от способа их совмещения.

Для визуальной оценки распределения сополимера в битуме, были проведены исследования микроструктуры образцов с помощью сканирующей электронной микроскопии (рис. 2). Сканирование поверхности образцов осуществлялось на приборе РЭМ-100У.

а б в

Рис. 2 - Микрофотография: а) битума, б) битум модифицированный образец № 1, в) битум модифицированный образец № 2

При введении модификатора в окисленный битум частицы сополимера абсорбируют часть мальтеновой фракции, с образованием пространственной полимерной структуры [9]. Что происходит за счет ассоциативных связей между кислородсодержащими фрагментами модификатора и имеющимися структурными хинонными и асфальтеновыми фрагментами битума. Таким образом, обеспечивается стабильность

модифицированной системы, при этом улучшаются адгезионные и упруго-деформационные, прочностные показатели битума.

Согласно полученным данным по физико-химическим свойствам модифицированных битумов (табл. 1) при оптимальном соотношении олеиновой кислоты и глицерина образец 5 в количестве 2%мас. по показателю «адгезия вяжущего» соответствует контр.обр.№1, при этом значительно улучшаются низкотемпературные свойства и изменение температуры размягчения после прогрева. При других соотношениях компонентов (образцы 2, 4), полученные модификаторы улучшают адгезию битума до контр. обр.№2, главным образом, за счет присутствия сополимера этилена с винилацетатом, при этом максимальный эффект достигается при

введении модификатора в больших количествах 3-8%мас. При этом Тразм находится в прямой зависимости от количества вводимого сополимера и достигает 600С при 3%мас., образец 13. Вместе с этим

П25 и Д25 имеют экстремальную зависимость, достигая максимальных значений при минимальном содержании EVA соответственно 120*0,1 10-1мм и более 100 см, образец 2.

Таблица 1 - Физико-химические характеристики модифицированных битумов

Модифициро ванный битум Пенетра-ция, 0,1 мм Температура, 0С Растяжимость, см Изменение Тразм после прогрева, 0С Адгезия, контр.обр.№

250С 00С Размягчения хрупкости вспышки 250С 00С

Исходный битум 120 20 45 -15 230 >100 4,5 5,0 3

Образец 1 120 24 45 -16 230 >100 5,0 4,5 3

Образец 2 125 32 44 -26 230 >100 5,2 4,5 2

Образец 3 140 42 43 -32 240 >100 5,0 4,0 1

Образец 4 110 25 45 -17 240 >100 4,5 3,8 2

Образец 5 100 36 45 -24 245 98 7,0 1,2 1

Образец 6 92 38 48 -28 245 87 8,5 0,5 1

Образец 7 95 22 48 -22 240 96 6,0 3,4 2

Образец 8 90 28 56 -27 245 80 9,6 2,5 1

Образец 9 91 36 46 -24 245 75 12,0 1,6 1

Образец 10 96 24 44 -21 250 54 5,6 1,2 2

Образец 11 110 18 48 -16 250 80 3,8 1,6 2

Образец 12 80 18 52 -18 260 65 3,5 0,8 2

Образец 13 68 15 56 -14 260 40 2,0 0,2 2

Норма для битума марки БНД 90/130 по ГОСТ 22245-90 91-130 не менее 28 не менее 43 не более -17 не менее 230 не менее 65 не менее 4,0 не более 5

Наибольший положительный эффект связан с оптимальным соотношением жировой композиции и глицеринового гудрона с сополимером (например, образец 6), в нем происходит улучшение низкотемпературных и адгезионных свойств, так, Тхр снижается от -15 до -280С, сцепляемость с минеральным материалом соответствует показателям контр.обр.№1, остальные показатели соответствуют значениям ГОСТ 22245-90 на дорожный битум марки БНД 90/130.

В результате проведенных исследований установлено, что выбранные органические соединения вступают в реакции этерификации, в том числе с вовлечением углеводородов битума, в результате увеличивается содержание сложноэфирных и гидроксильных групп, при этом структура модифицированного вяжущего представляет собой двухфазную систему, в которой частицы сополимера образуют пространственную полимерную структуру с меньшим содержанием парамагнитных центров, что указывает на долговечность битума. С учетом результатов исследований определены оптимальные содержания кислородсодержащих соединений с сополимером этилена с винилацетатом в составе модификаторов с целью улучшения адгезионных,

упруго-деформационных и низкотемпературных

свойств битума.

Литература

1. Дорожное хозяйство России [Электронный ресурс]. -Режим доступа: URL http://www.rosavtodor.ru/information (дата обращения 10.01.2010).

2. Ипполитов Е.В. и др., ХТТМ. 2000№ 4.С.13.

3. Басова С.П., Леоненко В.В., Сафонов Г.А., Нефтепереработка и нефтехимия. 2001.№2.С.19.

4. Поконова Ю.В., Нефтяные битумы. Скт.Пет.: Санкт-Петербургская издательская компания «Синтез».2005.154с.

5.Руденский А.В., Автомобильные дороги. 1993.№4.С.15.

6. Ремизов А. Б. ,Казань: Институт химико-технологический им. С. М. Кирова.1985.20с.

7. Унгер Ф.Г. и др., М.: Наука.1985.197с.

8. Посадов И.А., Поконова Ю.В. , Журнал прикладной химии. 1974.№11.С.2533.

9. Гохман Л.М., М.: Информавтодор.2002.111с.

10.Халикова Д.А., Петров С.М., Башкирцева Н.Ю.// Вестник Казанского технологического университета//. 2013, Т. 16. № 3. С. 217-221.

11. Абдрафикова И.М., Рамазанова А.И., Каюкова Г.П., Вандюкова И.И., Петров С.М., Романов Г.В.// Вестник Казанского технологического университета. //2013. Т. 16. № 7. С. 237-242.

© Р. М. Гадельшин - бакалавр гр 4111-44 КНИТУ; Д. А. Ибрагимова - канд. хим. наук, доц. каф. ХТПНГ КНИТУ, khalidina@mail.ru; Р. Р. Закиева - бакалавр гр 4111-44 КНИТУ; Я. И. И. Абдельсалям - асп. каф. ХТПНГ КНИТУ, sailor013@mail.ru; С. М. Петров - канд. техн. наук, каф. ХТПНГ КНИТУ, psergeim@rambler.ru.

© R. M. Gadelshin - student KNRTU, gadelshin.ruslan1@yandex.ru; D. A. Ibragimova - associate professor of Chemical Technology of Petroleum and Gas Processing Department KNRTU, khalidina@mail.ru; R. R. Zakieva - student of KNRTU; Zakieva.raikhan@rambler.ru; Ya. I. I Abdelsalam - post-graduate student of KNRTU, sailor013@mail.ru; S. M. Petrov - associate professor of Chemical Technology of Petroleum and Gas Processing Department KNRTU, psergeim@rambler.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.