Е. В. Пузакова, Л. Ю. Закирова, И. С. Вольфсон,
Ю. Н. Хакимуллин, Д. А. Аюпов, А. В. Мурафа, В. Г. Хозин
ВЛИЯНИЕ СОСТАВА ТЕРМОЭЛАСТОПЛАСТОВ
НА СВОЙСТВА МОДИФИЦИРОВАННЫХ БИТУМОВ
Ключевые слова: дорожный битум, термоэластопласт, битум-полимерная композиция.
В работе изучено влияние содержания винилацетата в сополимере СЭВА на физико-механические свойства ТЭП и физико-технические свойства битумно-полимерных композиций. Показана возможность использования ТЭП в качестве модификаторов дорожных битумов.
Keywords: asphaltic bitumen, termoelastoplast, bitumen-polymer composition.
The physical-mechanical, physical and technical properties of bitumen-polymer compositions and studied the effect on the properties of the components TEP modified bitumen. Shown to be effective as a modifier of bitumen road.
Анализ исследований по модификации битумов полимерами, показывает, что наиболее эффективными модификаторами являются термоэла-стопласты (ТЭП), в частности дивинилстирольные ТЭП - ДСТ. Вместе с тем ДСТ обладает недостаточно высокой долговечностью, в связи с наличием двойных связей в основной цепи, поэтому исследования по разработке новых типов ТЭП с предельной основной цепью или с уменьшенным содержанием двойных связей в настоящее время являются актуальными и представляют значительный интерес.
Следует отметить, что существует два способа получения ТЭП путем синтеза и «смесевой». Получение смесевых ТЭП значительно проще и быстрее, чем синтетических. Это связано с тем, что используются готовые полимеры, что позволяет существенно расширить возможности варьирования состава ТЭП, что значительно сокращает время поиска эффективных составов ТЭП для модификации битумов по сравнению с синтетическими способами.
Ранее проведёнными исследованиями была показана высокая эффективность, в качестве модификаторов дорожных битумов, смесевых ТЭП содержащих этиленпропиленовый каучук, полиэтилен, изопреновый каучук в соотношении 2/1/1[1]. Модифицированный таким ТЭП битум обладает более высокой долговечностью, чем ДСТ, однако наличие в его составе 25 % СКИ-3, не позволяет достигнуть той долговечности, которой обладают битумы модифицированные полимерами с предельной основной цепью.
В составе смесевых ТЭП обычно используется полиэтилен (ПЭ). Его использование позволяет достичь высокой температуры размягчения (Тр). Вместе с тем, для достижения требуемых адгезионных свойств битума необходимо вводить специальные адгезионные добавки. Заманчивым представляется использование сополимеров полиэтилена, обладающих высокой адгезией к различным субстратам. Одним из таких сополимеров является сополимер этилена с винилацетатом (СЭВА). Использованием СЭВА вместо ПЭ в составе ТЭП предположительно можно добиться одновременного повышения Тр и высоких значений адгезии.
В данной работе в качестве эластомера вводился СКЭПТ-50, а в качестве полиолефина - полиэтилен высокого давления (ПЭ) и (или) его сополи-
меры - СЭВА-113, СЭВА-116, СЭВА-118. Известно, что полиолефины в составе смесевых ТЭП обеспечивают создание непрерывной матрицы благодаря этому такие композиции можно перерабатывать как термопласты[2]. Дополнительно вводили модифицирующую добавку сополимер а - олефинов с ма-леиновым ангидридом - Паволан для достижения высокой адгезии к минеральному наполнителю и термостойкости.
Изучалось влияние содержания винилацета-та (ВА) в сополимере на свойства ТЭП и модифицированного битума. Состав и свойства полученных ТЭП приведены в табл. 1.
Таблица 1 - Состав и физико-механические свойства смесевых термоэластопластов*___________
№ со- ста- ва Ингредиенты, масс.ч.
СКЭПТ СЭВА- 113 СЭ- ВА- 116 СЭВА- 118 Паво лан
1 50 40 10
2 50 40 10
3 50 40 10
4 60 30 10
5 55 35 10
6 50 50 -
7 50 45 5
8 50 35 15
9 50 30 20
№ со- ста- ва fp> МПа О4 W H, усл. ед. Э % '-'тэп* /и
1 2,19 403 82 34
2 1,85 473 79 34
3 0,89 312 75 36
4 0,78 155 67 38
5 0,74 200 68 38
6 1,04 542 66 32
7 0,97 497 68 32
8 0,95 195 69 36
9 1,05 100 69 36
* - - прочность при разрыве, 8 - и относительное удли-
нение при разрыве, Н - твердость по Шору А , Этэп - эластичность по отскоку.
Для всех полученных композиций характерен не очень высокий уровень прочности. Это свя-
зано с тем, что в составе ТЭП полиэтилен заменен на его сополимер СЭВА, который изначально уступает по прочности ПЭ, что и приводит к снижению прочности.
С увеличением содержания массовой доли винилацетата в СЭВА в составах 1, 2, 3 прочность, модуль при 100 % удлинении и твердость снижаются. Стоит отметить, что увеличение или снижение содержания винилацетата в составе ТЭП не влияет на эластичность.
По результатам испытаний видно, что в составах 6-9 увеличение содержания паволана и уменьшение СЭВА-118 ведёт к существенному снижению относительного удлинения при сохранении прочности, твердости и эластичности.
Таким образом, установлено, что наиболее сильное снижение прочности связано с увеличением содержания в составе смесевого ТЭП паволана. К снижению твердости приводит увеличение содержания винилацетата в СЭВА. Эластичность мало зависит от соотношения содержания компонентов в составе термоэластопласта.
Полученные ТЭП вводили в дорожный битум БНД 90/130. Для битумполимерных композиций были определены физико-технические свойства: температура размягчения (Тр), пенетрация (П25), дуктильность (Д25), эластичность (Э25), морозостойкость (М) и адгезия к минеральному наполнителю (А), которые приведены в табл. 2.
Таблица 2 - Физико-технические свойства чистого битума и битума, модифицированного термо-эластопластами
№ состава и о а н П25> 0,1 мм Д25, см Э25, % и о £
1 81 32 3,8 57 - 7
2 79 30 3,9 57 - 8
3 76 37 7,5 57 - 7
4 64 80 7,3 42 - 11
5 78 71 5,8 32 - 12
6 66 56 5,3 73 - 7
7 69 85 8,6 44 - 7
8 75 47 4,8 45 - 8
9 58 68 5,8 39 - 8
чистый битум 46 104 77 13 0
При введении смесевого ТЭП в битум наблюдается увеличение температуры размягчения. Наиболее значительное повышение температуры размягчения наблюдается у составов 1, 2 и 3, при некотором ее снижении с увеличением содержания массовой доли винилацетата в СЭВА.
Самая низкая температура размягчения у состава 9, что связано с уменьшением содержания СЭВА и повышением содержания паволана в композиции.
Пенетрация при 25оС модифицированных битумов снижается во всех случаях, что говорит об увеличении твёрдости композиций с повышением в
них содержания добавки. Наиболее низкие значения пенетрации наблюдается для образцов 1 и 2 содержащих максимальное количество СЭВА (40мас.ч.) с минимальным содержанием ВА.
Сравнение полученных данных по температуре размягчения и пенетрации модифицированных битумов позволяет проследить корреляцию между этими показателями.
Снижение дуктильности дорожного битума при введении в них полимера - известный закономерный эффект для низковязких битумов. Наиболее сильно растяжимость падает у составов 1 и 2.
Наибольшая эластичность модифицированных битумов при 25оС наблюдается у образца № 6 в составе, которого отсутствует паволан. Анализ данных показал, что паволан в составе смесевого ТЭП оказывает отрицательное влияние на эластичность. Эластичность в составах, в которых присутствует паволан снижается, и находится в пределах 33-58%.
Одним из основных показателей, характеризующих эксплуатационные свойства дорожного битума, является морозостойкость и адгезия к минеральному наполнителю. Введение ТЭП в битум приводит к улучшению морозостойкости. Наиболее эффективно на морозостойкость влияет увеличение содержания СКЭПТ в композиции.
Адгезия к минеральным материалам определяет важнейшее качество битумного вяжущего и является параметром, определяющим долговечность покрытия дорог [3, 4]. Для всех композиций введение смесевого ТЭП приводит к улучшению адгезии к минеральному наполнителю по ГОСТ 11508-74, что связано с введением в состав ТЭПа СЭВА и па-волана. Наиболее сильное влияние на улучшение адгезии, исходя из полученных данных, дает введение СЭВА, так как даже в отсутствие паволана можно получить битумы с высокой адгезией к минеральному наполнителю.
Таким образом, в результате проведенных исследований было установлено: - использование СЭВА в составе битума позволяет добиться высокой адгезии к минеральному наполнителю; - прочность ТЭПа уменьшается с увеличением содержания ви-нилацетата в СЭВА. Результатами исследования показана возможность использования разработанных смесевых ТЭПов для модификации низковязких нефтяных битумов.
Литература
1 Модификация дорожных битумов смесевыми термоэла-стопластами /А.И.Минхаирова и др./ Вестник Казан. технол. ун-та - 2012.-т.15.- .№17.-С.120 - 122.
2 Вольфсон С. И. Динамически вулканизованные термо-
эластопласты: получение, переработка, свойства /
Вольфсон С. И. - М.: Наука, 2004. - 173 с.: ил.
3 Карташевский А. И. Определение адгезии битумов к минеральным материалам // Нефтепереработка и нефтехимия. - 1971. - Вып. 4. - С. 11 - 13.
4 Розенталь Д. А. Изменение свойств дорожных битумов / Розенталь Д. А., Сыроежко А. М. // Химия и технология топлив и масел. - 2000. - Вып. 4. - С. 41 - 43.
© Е. В. Пузакова - студ. КНИТУ, Л. Ю. Закирова - канд. техн. наук, доц. каф. химии и технологии переработки эластомеров КНИТУ, [email protected], Ю. Н. Хакимуллин - д-р техн. наук, проф. той же кафедры; И. С. Вольфсон - инж. КНИТУ; Д. А. Аюпов - к.т.н., асс КГАСУ; А. В. Мурафа - к.т.н., проф. КГАСУ; В. Г. Хозин - д.т.н., проф. КГАсУ.