Научная статья на тему 'Модификация механизмов государственной поддержки сельского хозяйства в условиях регулирования продовольственного рынка'

Модификация механизмов государственной поддержки сельского хозяйства в условиях регулирования продовольственного рынка Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
67
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМООБЕСПЕЧЕННОСТЬ / ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫЙ РЫНОК / МЕТОДИКА ВТО / МЕТОДИКА ОЭСР / РЫНОЧНЫЙ МЕХАНИЗМ / СПРОС / ПРЕДЛОЖЕНИЕ / ДОХОДЫ НАСЕЛЕНИЯ / КОНЪЮНКТУРА / АГРОПРОДОВОЛЬСТВЕННЫЙ БАЛАНС / SELF-RELIANCE / FOOD MARKET / TECHNIQUE OF THE WTO / TECHNIQUE OF OECD / MARKET MECHANISM / DEMAND / OFFER / INCOME OF THE POPULATION / ENVIRONMENT / AGROFOOD BALANCE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лазько Ольга Васильевна, Зарянкина Оксана Михайловна

Выявлены факторы, влияющие на самообеспеченность регионов аграрной продукцией; определена роль государства в регулировании агропродовольственного рынка; рассмотрены методики оценки поддержки аграрного производства, выделены особенности и обоснована необходимость совершенствования механизмов поддержки для установления рационального соотношения между спросом и предложением в регионе, сформулированы принципы самообеспеченности продовольствием.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Лазько Ольга Васильевна, Зарянкина Оксана Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modification of mechanisms of the agricultural state support in the regulation of the food market

The factors influencing self-reliance of regions agrarian production are revealed; the role of the state in regulation of the agrofood market is defined; techniques of assessment of support of agrarian production are considered, features are marked out and need of improvement of mechanisms of support for establishment of a rational ratio between supply and demand in the region is proved, the principles of self-reliance are formulated by food.

Текст научной работы на тему «Модификация механизмов государственной поддержки сельского хозяйства в условиях регулирования продовольственного рынка»

УДК 332.146.2 ББК 65

МОДИФИКАЦИЯ МЕХАНИЗМОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА В УСЛОВИЯХ РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОГО РЫНКА

ОЛЬГА ВАСИЛЬЕВНА ЛАЗЬКО,

кандидат экономических наук, доцент, ФГБОУВО Смоленская ГСХА;

ОКСАНА МИХАЙЛОВНА ЗАРЯНКИНА,

кандидат экономических наук, доцент, ФГБОУ ВО Смоленская ГСХА Научная специальность 08.00.05 — экономика и управление народным хозяйством

Сиайоп-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. Выявлены факторы, влияющие на самообеспеченность регионов аграрной продукцией; определена роль государства в регулировании агропродовольственного рынка; рассмотрены методики оценки поддержки аграрного производства, выделены особенности и обоснована необходимость совершенствования механизмов поддержки для установления рационального соотношения между спросом и предложением в регионе, сформулированы принципы самообеспеченности продовольствием.

Ключевые слова: самообеспеченность, продовольственный рынок, методика ВТО, методика ОЭСР, рыночный механизм, спрос, предложение, доходы населения, конъюнктура, агропродовольственный баланс.

Abstract. The factors influencing self-reliance of regions agrarian production are revealed; the role of the state in regulation of the agrofood market is defined; techniques of assessment of support of agrarian production are considered, features are marked out and need of improvement of mechanisms of support for establishment of a rational ratio between supply and demand in the region is proved, the principles of self-reliance are formulated by food.

Keywords: self-reliance, food market, technique of the WTO, technique of OECD, market mechanism, demand, offer, income of the population, environment, agrofood balance.

Двойственная взаимосвязь продовольственного рынка и региональной самообеспеченности аграрной продукцией не вызывает сомнений. Формирование агропродовольственного рынка на уровне региона, с одной стороны, должно базироваться на местном производстве при условии, что в регионе созданы (или имеются) условия для самообеспеченности жизненно необходимой продукцией, а с другой стороны, прогнозирование развития продовольственного рынка предполагает, что самообеспеченности надлежит быть оптимальной или целесообразной.

Самообеспеченность региона не может быть полной, в связи с тем, что потребности рынка неограниченны, а экономика региона, имея замкнутый характер, будет носить весьма противоречивый характер относительно рыночных принципов хозяй-

ствования и условий межрегионального разделения труда, и оказывать негативное воздействие на социально-экономическое развитие.

Для достижения сбалансированного и эффективного развития региона необходима реализация следующих направлений: развитие полицентрической системы городов и выравнивание необходимых условий жизни городского и сельского населения; сохранение природных ресурсов; возрождение культурных ценностей; целенаправленная поддержка регионов в использовании собственных потенциалов [4].

На формирование самообеспеченности регионов, в основном, оказывают влияние три группы факторов: в сфере производства, в сфере потребления и в сфере распределения.

Факторы сферы производства — это формирование связей внутри региона, развитие сырьевых

Таблица

Доля импорта отдельных видов продовольствия в их товарных ресурсах

Годы

Вид продовольствия 2010 2011 2012 2013 2014 2015 (январь— июнь)

Сухое молоко и сливки 60,1 40,7 48,4 60,5 49,5 55,8

Сыры 47,4 46,1 47,8 48,0 37,3 21,9

Говядина 64,5 59,5 59,9 59,0 57,3 49,5

Свинина 46,8 42,8 41,3 31,0 16,6 9,0

Масла животные 32,3 32,2 34,2 35,9 34,4 23,8

Составлено автором по данным источника [6]

зон, наращивание существующих производственных мощностей, улучшение имеющихся производственных мощностей.

В составе факторов сферы потребления необходимо учитывать потребности населения региона в продовольствии и их трансформацию в предстоящем временном интервале.

К факторам сферы распределения относятся: уровень территориальной специализации сельскохозяйственного производства и промышленной переработки, емкость сформированных рынков, насущная потребность, призванная поддерживать, укреплять и развивать связи между регионами по поставкам сырья и продовольствия.

По данным таблицы доля импортного продовольствия в общих товарных ресурсах остается довольно высокой. Заметное снижение произошло по свинине, а по сухому молоку и сливкам наметился незначительный рост. Поэтому одним из важных направлений протекционистской политики государства является реальное импортозамещение, а не замена одних импортеров другими.

В условиях ненасыщенного рынка продовольствия, где фактическое потребление базовых продуктов питания ниже рекомендуемых норм потребления, соответствующих требованиям здорового питания, спрос на большинство видов продовольствия отличается положительной эластичностью по доходу. Это касается спроса на мясо и мясные продукты. По данным мониторинга Смоленской области среди основных факторов, сдерживающих рост потребления основных продуктов, были названы: высокие цены (46,3% — мясо и мясопродукты, 14,8% — молоко), недостаточный доход (42,6% — мясо и мясопродукты и 12,7% — молоко), недостаточное качество (25,4% — рынок мяса, 13,6% — рынок молока).

Продовольственный рынок можно определить как достаточный, если он обеспечивает не только физическую, но и экономическую доступность к нему всех групп населения. В этом случае доля расходов населения на приобретение продовольственных товаров не должна превышать 20—25% общей их суммы [1].

В группе с наименьшими располагаемыми ресурсами удельный вес расходов на покупку продовольствия почти не снизился и находится в пределах 66,8%—61,2%. [5]. По данным Росстата население потратило в сопоставимых ценах на покупку продовольствия в 2014 году в 1,8 раза больше, чем в 2008 году. За этот же период темп роста продукции сельского хозяйства составил всего 115%, т.е. отечественное сельское хозяйство не могло полностью обеспечить продукцией денежную массу, направляемую населением на покупку продовольствия. Поскольку спрос превысил предложение в 1,6 раза, то устойчивость равновесия на агропродовольствен-ном рынке разрешалась путем роста цен, индекс потребительских цен составил 159%.

Эффективность государственного регулирования агропромышленного комплекса оценивается с помощью различных методических подходов. Наибольшее распространение получили две основные методики:

• методика ВТО, которая использует метод разграничения расходов по критерию влияния на торговлю с позиций нейтрализующего влияния и не рассматривает в этих расходах помощь за счет таможенно-тарифных мер;

• методика ОЭСР, которая проводит оценку и мониторинг мер государственной поддержки аграрной сферы экономики с 1987 г., что позволяет оценивать направления поддержки сельского хозяйства в сравнении в разных странах [3].

Имея схожие черты, эти методики имеют существенные отличия по критериям разграничения расходов, связанных с поддержкой, так как методика ОЭСР разделяет государственные расходы по их получателям (производителям, потребителям), а также на отрасль в целом.

Показатели поддержки по методике ОЭСР включают: поддержка производителей (PSE), поддержка потребителей (CSE), поддержка аграрной инфраструктуры (GSST) и совокупная поддержка сельского хозяйства (TSE). По методике ВТО показатели оценки разделяют меры «янтарной» корзины (AMS — агрегированная мера поддержки), «зеленой» и «голубой».

Состояние российского рынка агропродоволь-ствия таково, что баланс интересов производителей и потребителей возможен через расширение (регулирование) спроса. Без увеличения спроса будет низка и результативность политики поддержки сельскохозяйственного производства. Российская агропродо-вольственная экономика как раз и тормозит на уровне низкого спроса и низких доходов населения [7].

На практике урегулирование конъюнктуры рынка агропродовольствия реализуется в одностороннем порядке посредством регулирования предложения через поддержку сельскохозяйственного производства и попыток его экспансии. При этом используется прямая форма господдержки производителей в виде дотаций и субсидий, «гарантированных» цен, а также использование методов аграрного протекционизма во внешнеторговой деятельности.

Опыт развитых стран [3] показывает, что инструменты механизма господдержки могут привести к росту производства и наполнению внутреннего рынка основными видами продукции на уровне физиологических потребностей, за основу которых можно взять рациональные нормы потребления. В таких условиях спрос становится полностью неэластичным, что делает его рост практически невозможным. Низкое перемещение факторов производства в сельском хозяйстве не может катализировать производство сельхозпродукции до сложившегося уровня спроса, а это приводит к перепроизводству. Бюджетные затраты станут неэффективными, поскольку такая политика приведет к противоречию действия рыночного механизма и неуравновешенности спроса и предложения.

Механизм регулирования рынка агропродовольствия, «разорван» между министерствами, ведомствами: производство и предложение регулируется министерством сельского хозяйства, а спрос и потребление — ведомствами, координирующими стабилизацию уровня доходов и уровня жизни населения. Одностороннее регулирование в виде поддержки сельскохозяйственного производства без увязки с политикой спроса и потребления оказывается бесполезным для сельскохозяйственных производителей.

Модификацию инструментов механизма государственной поддержки следует направлять на достижение первоочередных целей аграрной политики и увеличение эффективности расходуемых средств бюджета. Методы господдержки должны использовать показатели качества и эффективности.

В настоящее время наша страна задержалась на этапе ненасыщенного развития агропродоволь-ственного рынка и по размерам абсолютной поддержки производителей существенно уступает развитым странам (ОЭСР). В целом обобщающий показатель интегрированной государственной поддержки сельского хозяйства, рассчитанный в процентах к ВВП, снижается. Существенное влияние на динамику данного показателя оказали макроэкономические факторы.

Исследования ряда авторов [2, 8] показывают, что повышение потребления продовольствия и улучшение его структуры должно обеспечиваться таким комплексом мер, который будет стимулировать платежеспособный спрос населения на продовольственном рынке, а это можно достичь посредством роста реальной заработной платы и увеличения социальных выплат, а также путем расширения рынка агропродовольствия через устойчивый рост сельскохозяйственного производства, совершенствование переработки сельскохозяйственного сырья и системы товародвижения. Поэтому для установления рационального соотношения спроса и предложения необходим регулярный анализ фактического спроса и предложения по каждому виду продовольствия и сельскохозяйственного сырья, темпов и динамики их изменения. Соразмерность спроса и предложения, производства и потребления (в базовом и прогнозном периодах) находят отражение в агропродовольственных балансах.

Таким образом, самообеспеченность продовольствием страны и ее регионов при еще не сложившемся механизме поддержки производителей и потребителей должна учитывать ряд принципов:

• научность в обосновании уровня самообеспеченности каждого региона с учетом его специфики;

• эффективность производства, сбалансированность поддержки производителей и потребителей сельскохозяйственной продукции и продовольствия;

• зональная специализация, кооперация, интеграция, межрегиональное разделение труда, влияющие на конкурентоспособность региона;

• видовой характер самообеспеченности региона, отражающий различие в уровне самообеспеченности по видам продукции, что позволит при прогнозировании разрабатывать и анализировать несколько вариантов решения данной проблемы, выбрать наиболее оптимальный.

Литература

1. Зарянкина О.М., Семченкова С.В. Инновационное развитие сельских территорий [Текст] // Социально-экономическое развитие региона: опыт, проблемы, инновации: сб. науч. тр. / Смоленск, 2015. С. 55—61.

2. Лазько О.В. О методологии исследований проблем совершенствования системы управления агропромышленным комплексом [Текст] // Социально-экономические и гуманитарные исследования: проблемы, тенденции и перспективы развития: сб. науч. тр. Брянск, 2016. С. 140—144.

3. Лазько О.В., Семченкова С.В. Методологические подходы к исследованию процессов управления инновациями в отраслях сельского хозяйства [Текст] // Фундаментальные исследования. 2016. № 5-3. С. 604—610.

4. Семченкова С.В. Направления развития аграрного сектора экономики депрессивных регионов [Текст] // Социально-экономические и гуманитарные исследования: проблемы, тенденции и перспективы развития: сб. науч. тр. Брянск, 2016. С. 222—227.

5. Семченкова С.В., Чулкова Г.В. Маркетинг сельских территорий в системе концепции устойчивого развития [Текст] // Агроэкологический туризм как инструмент устойчивого развития сельских территорий в регионах России и за рубежом: материалы международной научной конференции. Волгоград, 2015. С. 203—207.

6. Статистические сборники Федеральной статистической службы [Электронный ресурс]: иИ!: http://www.gks.ru/wps/connect/rosstat_main/ rosstat/ru/statistics/importexchange/ (дата обращения: 17.03.2016).

7. Чулкова Г.В. Экономический механизм стимулирования производства и реализации молочной продукции в регионе [Текст]: автореф. канд. экон. наук: 08.00.05 / Г.В. Чулкова. М., 2006. 21 с.

8. Чулкова Г., Семченкова С., Зарянкина О. Инвестиционная привлекательность сельского хозяйства региона: риски и стратегии развития [Текст] // Международный сельскохозяйственный журнал. 2016. № 3. С. 13—14.

Финансы и кредит: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки «Экономика» / [Н.В. Балихина и др.]. 3-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2017. 264 с.

Представлены теоретические основы устройства денежной и кредитно-финансовой системы страны, а также практика реализации финансово-кредитного механизма, современные проблемы этой сферы.

Третье издание существенно переработано и дополнено в соответствии с последними изменениями в области государственных финансов, финансов коммерческих организаций и кредита.

Для студентов и преподавателей экономических вузов, а также практических работников финансово-бюджетной и кредитной сферы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.