ОДЕРНИЗМ НАЧАЛА XX ВЕКА И ЕГО ПРИНЦИПЫ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОСМЫСЛЕНИЯ СОВРЕМЕННОГО МИРА
УДК 7.036
Ф. Хоссейнии
Московский государственный институт культуры
В статье рассмотрен процесс становления модернизма в контексте позиций некоторых современных исследователей истории художественной культуры. Системно осмыслены исторические предпосылки возникновения модернизма: естественно-научные, социальные, художественные, которые легли в основу новой картины мира XX века. В статье формулируется вывод о культурном многообразии истоков модернизма. Художественно-творческой основой модернизма явился поиск новых выразительных форм, культурный драматизм самого творчества, что отразилось в работах выдающихся художников ХХ века. Гносеологической базой здесь послужили индивидуализм, отчуждение от противоречивых реалий объективного мира, элементы мистицизма, «машинизация», рационализация отношения к миру и эпатированные формы эмоционализма. В статье предпринята попытка выявить основные этапы становления модернизм как социально-культурного явления.
Ключевые слова: культура, искусство, модернизм, художественная культура, художник, живопись, постмодернизм.
F. Hosseini
Moscow State Institute of Culture, Ministry of Culture of the Russian Federation (Minkultury), Bibliotechnaya str., 7, 141406, Khimki city, Moscow region, Russian Federation
MODERNISM OF THE BEGINNING OF THE 20th CENTURY AND ITS PRINCIPLES OF ARTISTIC COMPREHENSION OF THE MODERN WORLD
The article considers the process of the formation of modernism in the context of the positions of some modern researchers of the history of artistic culture. Systematically comprehended the historical prerequisites for the emergence of modernism: natural, scientific, social, artistic, which formed the basis for a new picture of the world of the twentieth century. The conclusion is drawn
ХОССЕЙНИ ФАХРИСАДАТ - аспирантка кафедры теории, истории культуры, этики и эстетики факультета государственной культурной политики Московского государственного института культуры
KHOSSEINI FAKHRISADAT - doctoral student of the Department of Theory, History of Culture, Ethics and Aesthetics, Faculty of State Cultural Policy, Moscow State Institute of Culture
e-mail: [email protected] © Хоссейни Фахрисадат, 2018
lift ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2018 ♦ 2 (82) март-апрель =
in the article about the cultural diversity of the origins of modernism. Artistic and creative basis of modernism was the search for new expressive forms, the cultural drama of creativity itself, which was reflected in the works of outstanding personalities of the twentieth century. The epistemologi-cal basis here was individualism, alienation from the contradictory realities of the objective world, elements of mysticism, "mechanization", the rationalization of the attitude to the world and the euphoric forms of emotionalism. The article attempts to reveal the main stages in the formation of modernism as a social and cultural phenomenon.
Keywords-, culture, art, modern, artistic culture, artists, painting.
Для цитирования: Хоссейни Ф. Модернизм начала XX века и его принципы художественного осмысления современного мира // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2018. № 2 (82). С. 111-115.
В теоретических работах, посвящённых проблемам истории культурно-художественного процесса, сегодня можно отметить некоторые новые аспекты в осмыслении типологии, темпов и характеристик развития художественной культуры. В большой степени это затрагивает период зарождения и становления модернизма как явления культуры. В стилистике современного дискурса истории модернизма можно отметить отсутствие обоснований для выделения этапов в динамике становления культуры модернизма и систематизации их характеристик. Некоторые исследователи полагают, что эта культура появилась только на заре XX века, точнее - в 1905 году, после открытия выставки на Осеннем салоне в Париже "The Fauves" [3, с. 7]. Другие, например американский исследователь Эндрю Кристофер, традиционно утверждают, что это явление искусства зародилось в 1860-е годы, а именно — с картины французского художника Клода Моне «Завтрак на траве». Известный американский критик Дон Адс [4, с. 22] видит источник развития культуры модернизма в философии Канта и считает её теоретической основой развития модернизма современной эпохи, такого явления, как «наука о прекрасном»,течения «искус-
ство ради искусства» и концепта «независимость искусства».
Принимая во внимание приведённые суждения, отметим, что всё-таки коренные причины формирования культуры модернизма как развитого культурного феномена лежат в сумме тех явлений общественной практики, которые изменили мировоззренческую позицию людей, картину мира и выдвинули новые принципы восприятия действительности.
Именно такие изменения произошли во второй половине XIX века в трех областях: технологии, науке и философии, а также в экономике и политике. К этому времени человечество стало свидетелем открытия радиоактивности и атомарной структуры вещества. Ранее было открыто явление пересечения параллелей в пространстве (геометрия Римана - Лобачевского), начинает свои работы в физике Нильс Бор, усложняется теория света и цвета (В. Гёте, Н. Скрябин и другие). Всё это сменило «физическое состояние» художников, оказало влияние на их представления о мире [5, с. 87] и привело к тому, что творческие люди в большей мере почувствовали себя духовно свободными. Обновились смыслы тезисов «что говорить» и «как говорить». На данной основе сложились новые принципы ху-
дожественного осмысления мира. Например, утверждалось, что художник XX века не должен ограничиваться изменениями в стиле письма, а обязан осуществлять решительный отход «от стандартов». Здесь же фиксируется тезис о независимости искусства и о том, что «современное искусство» становится более вызывающим, побуждающим критику (в этом отношении Ф. Ницше и З. Фрейд, на фоне остальных учёных, оказали наиболее сильное влияние на мировоззрение и взгляды художников-модернистов) [1, с. 8]. Другой особенностью такого искусства (особенно в Новейшее время) стала комбинация разных художественных жанров, например живописи, скульптуры, фотографии, графики, и даже видов искусства - музыки, танца, театра и литературы. Другими словами, налицо размывание границ между жанрами и видами искусства. Последнее явление — одна из самых важных особенностей современного процесса художественной культуры, которая заключается в обращении к другим изобразительным принципам в отображении мира. Так, одним из источников вдохновения импрессионистов вначале была японская живопись и особенно литография. Отражением такого влияния является творчество П. Гогена, который вдохновился бытом и культурой коренного населения Гаити. Он, как известно, первым использовал выражение «синтетизм, символизм» для описания стиля своих работ. Дух «новой эпохи», таким образом, заключался в изменении культуры мышления. Здесь фиксируется этап-ность эволюционного пути развития художественного процесса. Историк искусства Эрнест Гомбридж в своей книге по истории художественной культуры обо-
значил эту эволюцию как «конец традиции» [3, с. 95]. Вплоть до эпохи романтизма (1790—1840) каждое проявление стремления к свободе в искусстве было сковано традиционными устоями, чей источник до сих пор называется «колыбелью цивилизации», или «средиземноморской цивилизацией». В культуре модернизма уже сама традиция исчезает, а тотальная ориентация на неё больше не рассматривается как нечто уникальное, единичное, она встаёт в один ряд с другими традициями.
Стирание культурных границ, попадание под влияние других культур — основная характеристика культуры на заре XX века. В результате сформировалась теоретическая среда, питавшая и питающая современное искусство и культуру модернизма. Всё это в первую очередь воплотилось в целом ряде направлений живописи.
Отметим основные из них в цепочке историко-временного утверждения и предпримем попытку выделить основные этапы в динамике становления модернизма как культурного явления на базе основных характеристик его направлений.
Абстракционизм (беспредметное искусство) — культурно-художественное направление, которое сформировалось в искусстве первой половины ХХ века. Оно полностью отказывалось от воспроизведения форм реального видимого мира [2, с. 74].
Художественной идеей футуризма стал поиск пластического выражения стремительности движения как основного признака темпа современной жизни. Это была попытка выразить дробящуюся множественность культуры восприятия современного человека, городского жителя. Русская версия футуризма носи-
ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2018 ♦ 2 (82) март-апрель =
ла название кубофутуризм и была основана на соединении пластических принципов французского кубизма и европейских общеэстетических установок (Ц. Пуни, Н. Гончарова, Д. Бурдюк и другие).
Кубизм как художественное течение характеризовался использованием подчёркнуто условных форм,стремлением «раздробить» (Дж. Голдинг) реальность.
Пуризм — художественное течение, стремящееся к рационалистически упорядоченной передаче устойчивых и лаконичных предметных форм, как бы очищенных от деталей, к изображению «первичных» элементов. Принципы пуризма нашли частичное отражение в современной архитектуре (например, в постройках Ле Корбюзье) [6, с. 10].
Сюрреализм отличается использованием аллюзий и парадоксальных сочетаний форм (А. Бретон, Л. Арагон, С. Дали, Л. Бунюель, Х. Миро и другие). Это художественное направление в значительной мере способствовало формированию сознания современного человека.
Фовизм (от фр. Fauve - 'дикий') появился в начале XX века как новое художественное течение в живописи. Его представителей объединяло стремление к созданию художественных образов исключительно с помощью предельно яркого открытого цвета.
Другое культурно-художественное течение — экспрессионизм, возникнув в преддверии Первой мировой войны, было пропитано протестом против уродливого мира, всё большего отчуждения человека от реальности, сеявшей чувства бесприютности, крушения, распада тех начал, на которых, казалось, так прочно покоилась европейская культура. Экспрессионистам свойственны тяготение к мисти-
ке и пессимизм. Художественные приёмы, характерные для экспрессионизма: отказ от иллюзорного пространства, стремление к плоскостной трактовке предметов, деформация предметов, любовь к резким красочным диссонансам, особый колорит, заключающий в себе апокалипсический драматизм.
На этой волне возник и закрепился супрематизм. Как известно, его главным представителем и теоретиком был русский художник Казимир Малевич. Супрематизм — высшая ступень развития изобразительного искусства на пути освобождения от всего «внехудожественного», на пути предельного выявления беспредметного как сущности любого искусства. Всё это затем нашло продолжение в «не-опластизме» (П. Мондриан) — в искусстве «чистой пластики».
Обобщая, можно сделать следующие выводы. Модернизм («новое искусство») начала ХХ века многогранен в своих культурных основаниях. Мировоззренческой основой ему послужили новые открытия в физике, химии, биологии, изменившие картину мира и процессы, в нём происходящие. Культурную основу составили начала глобализации, зарождение и развитие мирового коммуникативного пространства, культурный драматизм бытия. Философской базой послужили индивидуализм, отчуждение от противоречивых реалий объективного мира, элементы мистицизма, «машинизация» и рационализация отношения к миру и эпатированные формы эмоцио-нализма [7, с. 65] Таким образом, приведённая общая картина динамики художественной культуры модернизма ХХ века на примере развития живописи позволяет выделить пять этапов его становления как
культурного явления. Первый этап — разрушение культурных стереотипов. Второй этап — создание аллюзий и парадоксальных форм. Третий этап — индивидуальный протест. Четвертый этап — механический («машинный») период. Пятый этап — искусство «чистой пластики». В современной реальности всё это сублимирует в свои крайние формы и имеет специфическую выразительность, приобретая массовидную характеристику и своеобразие смысловой опоры культурно-художественного процесса модернизма: от разрушения к созданию парадоксаль-
ной образной реальности и затем через форму индивидуального протеста переход к рациональности пластики, слитой с позицией социокультурного вызова.
Всё это зримо напоминает такую процессуальность сегодняшней культуры постмодернистского художественного направления, которая через «предметность» пришла явно или скрытно к идеологизированным художественным акциям так называемой альтернативной культуры, среди которых акционизм, ситуацио-низм, концептуализм, инсталяция, кибер-панк, перфоманс, хеппенинг и т.д.
Примечания
1. Арнасон Х. История современного искусства. Нью-Йорк, 1976 и Лондон 1977.
2. Кандинский В. О духовном в искусстве. Москва : Архимед, 1992. 109 с.
3. Гомбридж Э. История искусства / перевод А. Рамин. Тегеран, 2015.
4. Дон Адс. Фотомонтаж. Лондон, 1976.
5. Норберт Л. История современного искусства : перевод с Фарси. Тегеран, 2003.
6. Пакбаз Р. Энциклопедия искусства. Живопись. Скульптура. Графика. Тегеран, 1999.
7. Ремизов В. А. Культура и цивилизация: конформизм и нонконформизм в современной России // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2015. № 5 (67). С. 65-71.
References
1. Arnason H. Istoriya sovremennogo iskusstva [The history of contemporary art]. New York, 1976 and London, 1977.
2. Kandinsky V. O dukhovnom v iskusstve [About the spiritual in art]. Moscow, Publishing house "Arhimed", 1992. 109 p.
3. Hombridge E. Istoriya iskusstva [History of Art]. Tehran, 2015.
4. Don Ads Fotomontazh [Photomontage]. London, 1976.
5. Norbert L. Istoriya sovremennogo iskusstva [The history of contemporary art]. Tehran,
2003.
6. Pakbaz R. Entsiklopediya iskusstva. Zhivopis'. Skul'ptura. Grafika [Encyclopedia of Art. Painting. Sculpture. Graphics]. Tehran, 1999.
7. Remizov V. A. Culture and civilization: conformity and nonconformity in modern Russia. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts]. 2015, no. 5 (67), pp. 65-71.