Научная статья на тему 'Маркос Григорян и модернизм в современной живописи Ирана'

Маркос Григорян и модернизм в современной живописи Ирана Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
509
170
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЯ СОВРЕМЕННОЙ ЖИВОПИСИ ИРАНА / ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО МАРКОС ГРИГОРЯНА / ТЕГЕРАНСКОЕ БИЕННАЛЕ / МОДЕРНИЗМ / ЭКСПРЕССИОНИЗМ / MARKO GRIGORYAN 'S LIFE AND CREATION / HISTORY OF MODERN PAINTING OF IRAN / TEHRAN BIENNALE

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Хирманбез М.

Статья посвящена жизни и деятельности выдающегося иранского художника армянского происхождения, одного из основоположников модернизма в Иране, Маркоса Григоряна. Автор делает особый акцент на деятельности М. Григоряна в качестве организатора культуры, в частности на его роли в образовании тегеранского биеннале (1958), создании группы свободных художников и скульпторов в Тегеране (1975) u m.д. Кроме того, раскрывается вклад художника в презентацию и пропаганду традиционной иранской «живописи кахвахане» («искусство кофейни»).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Marko Grigoryan and Modernism in Contemporary Painting of Iran

The article dwells on the life and activities of Marko Grigoryan, the outstanding Iranian artist of Armenian origin, one of the founders of modernism in Iran. The author makes a special accent on M. Grigoryan ’s activity as an organizer of culture, he touches upon such questions as his role in the arrangement of Tehran biennale (1958), creation of the group of free artists and sculptors in Tehran (1975) and etc. Into the bargain, the contribution of the artists into the presentation and propaganda of the traditional Iranian “Kahvahane” painting is disclosed; kahvahane painting implies the art of drawing on the inside walls of tea-houses.

Текст научной работы на тему «Маркос Григорян и модернизм в современной живописи Ирана»

,38~ НОМАИ донишгох

ТАЪРИХ ВА САНЪАТ ИСТОРИЯ И КУЛЬТУРА

Махдие Хирманбез

МАРКОС ГРИГОРЯН И МОДЕРНИЗМ В СОВРЕМЕННОЙ ЖИВОПИСИ ИРАНА

Ключевые слова: история современной живописи Ирана, жизнь и творчество Маркое Григоряна, Тегеранское биеннале, модернизм, экспрессионизм

Первая и вторая мировые войны не только стали причиной коренных изменений в общественной жизни стран - непосредственных участниц этих событий, но и обусловили возникновение разных негативных явлений в других государствах мира.

После окончания войны некоторые из них покинули Иран, часть же из них навсегда остались здесь. Одним из мигрантов, оказавшим воистину удивительное воздействие на современное иранское искусство, является Маркое Григорян.

Несмотря на объявление Ираном о своём нейтралитете, через короткое время после начала второй мировой войны страна была оккупирована союзниками - Советским Союзом - с севера и Великобританией - с юга. Вместе с войсками в Иране нашли пристанище некоторые граждане государств-союзников, и даже граждане государств, расположенных очень далеко от Ирана - Польши и Германии. И хотя точные статистические данные о численности и путях проникновения указанных

людей в Иран отсутствуют, однако на основе документов, относящихся к той эпохе, можно говорить о наличии нескольких сот тысяч мигрантов, оказавшим воистину удивительное воздействие на современное иранское искусство. Одним из них является Маркое Григорян.

Первые десятилетия двадцатого столетия для иранской живописи были годами, полными превратностей, однако очень плодотворными. Это были годы, когда молодое поколение художников стремилось изменить или изобрести новый язык живописи. Модернистская живопись Ирана, как и многие модернистские явления, претерпевала изменения через знакомство иранских художников с новой европейской живописью.

В те годы в изобразительном искусстве Ирана существовало два направления: представители первого направления боролись за возрождение иранского искусства миниатюры. Представители второго направления тяготели к академическому и натуралистическому искусству Европы.

У истоков второго направления стоял Камолулмулк, который заложил в Иране в конце правления династии Каджаров основу училища изящных искусств. Однако через несколько лет, в начале правления Ризошоха Пахлави, образование факультета изящных искусств и выезд большего количества иранских художников в Академии изящных искусств европейских городов - Парижа и Рима - открыли дорогу для появления новых стилей и нового видения на арене изобразительного искусства Ирана.

Маркое Григорян был третьим сыном в армянской семье, которая эмигрировала в Иран во время тюркской резни армян. Он родился в 1925 году в г. Кропоткине в России. В том же году его семья эмигрировала в Иран в г. Тебриз. Его отец после смерти супруги переехал в Тегеран, и Маркое продолжил учёбу в армянском медресе Андроника. Через некоторое время семья переезжает в Абадан, а затем в Исфаган. Маркое получил свой диплом в медресе Кананияна в Исфагане. В 1940 году семья Григорянов возвратилась в Тегеран, и Маркое поступил в столичный американский колледж. Затем в училище Камолмулка он приступил к академическому изучению живописи. Нужно отметить, что в те

— |4°—С НО МАИ донишгох )

годы училище Камолулмулка считалось основным центром изучения изобразительного искусства. Как отмечает иранский критик Х.Айни, Григорян «в 1948 году в художественном училище Камолмулка стал учеником Хусейна Шайха, приступил к изучению живописи и принял участие в групповой выставке» (6,17).

Два года спустя Маркое поехал в Италию и записался в Академию изящных искусств Рима, где началась его учёба у итальянских мастеров. Впоследствии, вспоминая период ученичества, Маркое писал, что «изучение искусства является одним из очень эффективных факторов в воспитании и формировании личности художника»(1,21).

Маркое относится к тому поколению художников, которые начали новые эксперименты в модернистской живописи Ирана. -Ядро первой группы академических мастеров Ирана составили первые выпускники факультета изящных искусств Тегеранского университета, такие художники, как Сухроб Сипехри, Джамил Зиёпур и Хусейн Козими, каждый из которых сыграл важную роль в дальнейшей эволюции этого вида искусства. На факультете изящных искусств, деятельность которого началась в 1933 году, работали несколько преподавателей из Европы, в т.ч. из Восточного блока. Несмотря на то, что Маркое не был выпускником факультета изящных искусств, он и несколько других художников стали знаменосцами модернистского движения в иранской живописи. Это были художники, больше опирающиеся на опыт европейских школ, но с учётом традиций и особенностей иранского искусства.

Эта группа открыла новую панораму для иранских художников, которая отличалась небывалой новизной. Важным было то, что поколение художников, начавших профессионально заниматься живописью в 50-е годы, смогло довести свои начинания до логичного конца. Экскурс в историю иранского искусства показывает, что дальнейшее развитие и изменение структуры изобразительного искусства без существования указанного поколения невозможно представить.

Первая выставка работ Маркоса состоялась в Риме в 1951г. Через три года, то есть в 1954 году, по завершении учёбы, он возвратился в Иран. Опыт и впечатления, накопленные в школе

экспрессионизма, служили ему в последующие годы основой для создания работ, вызвавших большой резонанс и споры. Маркое после возвращения в Иран приступил к преподаванию живописи. В его классе занимались Хусайн Зиндаруди и Фаромурз Пилором, которые впоследствии стали известными художниками Ирана.

Деятельность Григоряна не ограничивается только живописью. Он под псевдонимом Грегори Марк снялся в восьми фильмах. Маркое Григорян прекрасно понимал роль новых учреждений в представлении, распространении и пропаганде нового искусства. Поэтому он активно принимает участие в организации новых учреждений. Григорян открывает на площади Фирдоуси «Эстетическую галерею». Художественная галерея в последующие десятилетия становится местом сбора большинства хуцожников-новаторов.

Необходимо отметить, что в те годы этот вид искусства объединял многочисленных мастеров. Кроме того, было огромное количество любителей и поклонников живописи. Часть из них профессионально занимались живописью, остальные были любителями.

«В 1956 году произошло одно из самых знаменательных событий в истории иранского искусства: по предложению Маркоса было организовано первое Тегеранское биеннале» (8,15). Учреждение биеннале в Иране обусловило выход на первый план модернистского искусства, которому до сих пор не уделялось должного внимания. В первом биеннале были выставлены произведения 30 иранских художников-новаторов. Тегеранское биеннале регулярно функционировало до 1966 года. Полотна избранных художников из Тегеранского биеннале при содействии Министерства культуры были направлены на Венецианское биеннале. Впервые произведения иранских мастеров-модернистов были представлены на суд зрителей на этой одной из авторитетнейших всемирных выставок изобразительного искусства. После этой выставки «процесс развития нового искусства получил мощный импульс» (7,202).

Маркое Григорян на Венецианском биеннале был представителем иранского павильона, принимал участие в его работе в качестве члена жюри. После выставки он возвратился в

— 142-, НО МАИ донишгох

Иран и приступил к работе в должности заведующего группой графики в главном управлении изящных искусств.

В эти годы Григорян познакомился с несколькими традиционными мастерами живописи, которые находились как бы на периферии культурной жизни. Тематика и исполнительский стиль работ указанных художников вызвали глубокий интерес Григоряна, и он начал исследование «живописи кахвахане» ( искусство кофейни). «Живопись кахвахане», или «искусство кофейни», -созданный молодыми непрофессиональными художниками иранский стиль живописи, в котором восточные мотивы выражены европейскими приёмами и техникой настенной росписи. Это новое явление в национальной художественной истории Ирана, широко

Рисунок 1.

(рисунок 1) распространившееся около восьмидесяти лет назад, в период наибольшего упадка всей персидской цивилизации, являлось ответом на все увеличивающееся влияние западной культуры.

Для понимания этого направления необходимо знать, что же такое персидское кахвахане. Эти заведения, история которых уходит в незапамятную древность, были хранителями старых иранских традиций, мыслей, вкусов. В них сказители «Шах-наме» повествовали о национальной истории, прославляли и восхваляли почитаемых народом героев. Значительную часть людей, собиравшихся в

кофейнях, составляли мастера, занимавшиеся художественными ремеслами, бедные поэты, каллиграфы и живописцы, подчас единственными покровителями и заказчиками которых были владельцы «кахвахане». Люди приходили туда пообщаться и отдохнуть, узнать последние новости и послушать древние сказания - одним словом, это было что-то вроде своеобразного клуба. Эта роль кофеен привела к созданию в них своеобразной атмосферы, выработке определённых правил и обычаев, которые, в конце концов, и воплотились в «живописи кахвехане» (9).

Он «открыл» двух художников, специализировавшихся в этом стиле - Хусайна Куллара Огоси и Мухаммада Мудаббира - и организовал в Тегеране выставку их произведений. Эта выставка положила начало новой эпохе в познании иранской традиционной живописи. Именно благодаря данному событию живопись кахвахане была признана в качестве оригинальной ветви иранской живописи не только в Иране, но и во всём мире. Произведения Мухаммада Мудаббира и Куллара Огоси после долгих лет затворничества и замкнутости были оценены по достоинству.

Маркое Григорян в 1962 году уехал в Америку и продолжил там свою экспериментальную деятельность. Его произведения демонстрировались на нескольких выставках.

В 1970 году Григорян получает приглашение факультета изящных искусств Тегеранского университета на преподавательскую работу и возвращается в Иран. В 1975 году совместно с Фаромурзом Пилоромом, Абдулризо Дарёбеги, Масъудом Арабшохи, Сироком Мекунияном, Муртазо Мумайизом и Гулямхусейном Номи он организовал группу свободных художников и скульпторов.

«В целом творчество Маркоса Григоряна можно разделить на четыре периода: первый период - время создания постмодернистских полотен после возвращения из Италии; второй период объединяет произведения, связанные с темой газовых печей для сжигания людей в Освенциме; в третьем периоде художник под впечатлением ежедневной жизни иранского народа, используя подручный материал, начинает создавать творения из хлеба - сангак, дизи и т.д. В действительности он не рисует, а

— ,44- НОМАИ донишгох

занимается монтажом и инсталляцией предметов, и именно эти работы стали основой возникновения работ Маркоса Григоряна в четвёртом периоде его творчества, то есть произведений из глины с соломой (кахгиля) (рис. 2). Данный период считается самым удачным и лучшим в его творчестве, и он получил признание именно благодаря этим работам»(4,356).

В 1960 году Григорян организовал выставку 13 своих произведений в тегеранской галерее «Мисокия». Выставка под названием «Ворота Освенцима» охватывала 12 полотен (длина каждого полотна три метра), созданных под впечатлением от событий Второй Мировой войны и газовых печей для сжигания людей в лагерях смерти. Тринадцатая работа, в отличие от предыдущих фигуративных полотен, была абстрактной. Она состояла из поверхности, заполненной землей и золой. Произведение символизирует смерть, зола - то, что остается после войны.

Некоторые работы Григоряна, особенно часть коллажей, созданы под влиянием его близости с уличной и базарной жизнью. При создании этих работ он использует бытовые принадлежности повседневного пользования и прилагает усилия создать что-то наподобие иранского «поп-арта». После этого периода Григорян создает свои произведения из глины (земли) и глины с соломой (кахгил).

Работы, выполненные из грунта, глины и соломы (кахгил) (earth art), в творчестве Маркоса Григоряна появляются в начале 60-х годов прошлого столетия и являются плодом впечатлений и воспоминаний от сёл, улиц, расположенных меж садами (кучебог) и городами на окраине иранской пустыни и одновременно символизируют вечность человека и его борьбу за выживание в тяжёлых условиях окружающей среды. Именно в силу двойственности эти произведения отвечают требованиям абстракционизма. В этих работах, используя модернистское решение, художник ограничивает поверхность холста в пределах аллегорических элементов - земли, глины, соломы и фундаментальных геометрических форм -квадрата и круга. Однако эта простота и незатейливость выражения наполнены глубоким смыслом.

Выбор глины Маркосом Григоряном в качестве исходного материала для создания художественных произведений, прежде

всего, свидетельствует о хорошем знании персидской литературы и содержит в себе в завуалированной форме аллегорию- мистическое значение земли в персидской литературе. Маркое, благодаря своей удивительной технике, из грунта создал разнообразные формы, и эти произведения содержат прямой намёк на бескрайнюю пустыню в сердце Ирана и одновременно - иносказание, говорящее об искренности, степенности и смиренности (Рис. 3).

- ^а^ ;

Рисунок 2 Рисунок 3

В творчестве Маркоса особое место занимает использование геометрических фигур, в т.ч. квадрата и круга. Квадрат считается символом земли и четырёх священных первооснов: воды, огня, земли и ветра, круг насыщен энергией и движением. Сам Маркое неоднократно подчёркивает союз трёх человеческих качеств -воли, любви и ума и их роль в совершенствовании человечества.

Маркое Григорян был единственным художником-авангардистом в застойном обществе тогдашнего Ирана. Обладая новаторским интеллектом, он решительно отказался от старых методов традиционного искусства, создав беспрецедентные произведения. Маркоса Григоряна можно назвать основоположником концептуального искусства (conceptual art) в Иране.

После революции в 1979 году Маркое покинул Иран и продолжил свою деятельность в Америке. Год спустя в Нью-Йорке в память об армянском художнике Оршиле Горки (Востаник Манук Адоян) организовал его галерею. В 1981-1985 годах он неоднократно выставлял свои работы в жанре earth art, а также

— 146

НОМАИ донишгох

инсталляции в указанной галерее»(10). Также он демонстрировал очень интересную коллекцию, привезённую из Ирана, в которую входили как старинные, так и современные произведения искусства - начиная от бронзовых конструкций и кончая полотнами эпохи Зендов и Каджар, картинами Андре Севругуина и произведениями живописи кахвехане («искусства кофейни»), а также произведениями современных художников.

Дорогой, открытой Григоряном в иранской живописи, то есть использованием тем, фигур и элементов традиционного иранского изобразительного и орнаментального искусства, в дальнейшем пошли его ученики и последующие поколения. Известный иранский искусствовед Лейли Гулистан говорила о нём: «Маркое Григорян был смелым художником. Он использовал любой подручный материал и приклеивал его на холст. Мне кажется, он положил начало использованию глины и глины, смешанной с соломой (кахгил). Он был художником свободным и вольным, не признавал никаких оков и ограничений» (3,27).

Ойдин Огдошлуд уверена в том, что «Маркое принадлежал к группе передовых художников, которые начали свою деятельность сразу после первого поколения модернистов в Иране, когда стиль покойного Джалиля Зиёпура еще не установился, и, к сожалению, они в начальном периоде творчества не были востребованы... Сегодня модернизм в Иране своим признанием обязан Маркосу Григоряну» (5, 13).

Маркое Григорян всю свою жизнь занимался живописью, исследованием, изучением и коллекционированием произведений искусства. Коллекцию, состоящую из пяти тысяч работ, в 1996 году он привёз из Нью-Йорка в Ереван и в память о трагически погибшей дочери Сабрине подарил её музею искусства Ближнего Востока в Армении. Произведения Маркоса Григоряна выставлены во многих музеях мира, в том числе в Музее современного искусства в Нью-Йорке, Музее современного искусства в Тегеране, Музее современного искусства в г. Кермане, Национальной картинной галерее Армении, Музее Параджанова и частной коллекции Нельсона Рокфеллера, хранящейся в Музее шедевров модернистского искусства в Нью-Йорке.

Следующие слова самого художника как нельзя лучше характеризуют его творчество: «Это мой крик, ужасный и напряженный, узел, распутанный в тёмных глубинах моей души. Теперь я чувствую покой внутри себя; из своей непокорной и пылающей души я искал путь в реальный мир, и если этот путь извилист и тёмен, я не нашёл другого, кроме этого пути, для распутывания давнош узла» (2,14).

Маркое Григорян скончался 26-го августа 2007 года в возрасте 82-х лет подчеркывать неразрывную связь человека с природой.

Примечания

1.Сангак - название сорта иранской лепёшки, выпекаемой из муки с отрубями на раскалённом камне.

2. Дизи-разновидность персидского супа.

3. Earth art - термин получил распространение в середине 60-х годов прошлого столетия. Употребляется в отношении работ, созданных из грунта, других природных элементов, таких, как мелкий песок, земля, мох, снег, лёд. Такие работы могут демонстрироваться как в музее, так и на природе. Художники данного направления своими работами хотят (Парвиз Марзбон. Фарханге мусавваре хунархои тачассуми,-Техрон, 1381 .-С.87)(Парвиз Марзбон. Иллюстрированный словарь изобразительного искусства,- Тегеран,1381.-С.87)

ЛИТЕРАТУРА

1. Айни, Хамид Ризо. Дидор бо Морку/ Мачаллаи «Тандис», шумораи 60, 26 мехр, 1384

2. Григориён Морку бо накши хокхои Эрон мондагор шуд / Фирдавси, шахревар ва мехри 1386, шумораи 56-57

3. Гулистон, Лайли. Се кисса ва Морку Григориён / Фархехтагон, мехр 1389

4. Лолазор, Жанет. Донишномее ирониёни армани,- Техрон, чопи дувум,1388

5. Майманат, Хушанг. Морку Григориён: убур аз девораи сангини суннат / Мачаллаи «Озмо», мехр 1386, шумораи 53

6. Машхадизода, Аббос. Морку Григориён ва каме хам Григори Морк кист? // Фархехтагон, 27 мехр, 1389

7. Покбоз, Рубин.Наккошии Эрон/ «Заррин ва симин», чахорум, 1384

— ,48~ _ НОМАИ донишгох

8. Рузноме-е «Шарк»,№1365, сешанбе 19 мехр 1390

9. -http:||farhang/al-shia/m|kahvehant/html

10. http: ||www/markosgrigoriaii/com|sciptaus- санаиба сайтворидшуда

Маркое Григорян и модернизм в современной живописи Ирана

М. Хирманбез

Ключевые слова: история современной живописи Ирана, жизнь и творчество Маркса Григоряна, тегеранское биеннале, модернизм, экспрессионизм

Статья посвящена жизни и деятельности выдающегося иранского художника армянского происхождения, одного из основоположников модернизма в Иране, Маркоса Григоряна.

Автор делает особый акцент на деятельности М.Григоряна в качестве организатора культуры, в частности на его роли в образовании тегеранского биеннале (1958), создании группы свободных художников и скульпторов в Тегеране(1975) и т.д. Кроме того, раскрывается вклад художника в презентацию и пропаганду традиционной иранской «живописи кахвахане» («искусство кофейни»),

Marko Grigoryan and Modernism in Contemporary Painting of Iran

M. Khirmanbez

Key words: history of modern painting of Iran, Marko Grigoryan s life and creation, Tehran biennale.

The article dwells on the life and activities of Marko Grigoryan, the outstanding Iranian artist of Armenian origin, one of the founders of modernism in Iran.

The author makes a special accent on M. Grigoryan s activity as an organizer of culture, he touches upon such questions as his role in the arrangement of Tehran biennale (1958), creation of the group of free artists and sculptors in Tehran (1975) and etc. Into the bargain, the contribution of the artists into the presentation and propaganda of the traditional Iranian "Kahvahane " painting is disclosed; kahvahane painting implies the art of drawing on the inside walls of tea-houses.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.