Научная статья на тему 'Модернизация зоны технического обслуживания и текущего ремонта (на примере ФГКУ комбинат «Чайка» Росрезерва, П. Таежный, Приморский край)'

Модернизация зоны технического обслуживания и текущего ремонта (на примере ФГКУ комбинат «Чайка» Росрезерва, П. Таежный, Приморский край) Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
530
103
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕМОНТ / ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ / МОДЕРНИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Талипов В.Ф.

На уровень технической готовности автотранспортных средств, величину единовременных и текущих материальных затрат на их содержание существенное влияние оказывают методы проектирования новых объектов автомобильного транспорта. Интерес представляет модернизация зоны технического обслуживания (далее ТО) и зоны текущего ремонта (далее ТР) на примере конкретного предприятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по механике и машиностроению , автор научной работы — Талипов В.Ф.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Модернизация зоны технического обслуживания и текущего ремонта (на примере ФГКУ комбинат «Чайка» Росрезерва, П. Таежный, Приморский край)»

152

НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ И РАЗРАБОТКИ МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ

МОДЕРНИЗАЦИЯ ЗОНЫ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ И ТЕКУЩЕГО РЕМОНТА (НА ПРИМЕРЕ ФГКУ КОМБИНАТ «ЧАЙКА» РОСРЕЗЕРВА, П. ТАЕЖНЫЙ, ПРИМОРСКИЙ КРАЙ)

© Талипов В.Ф.*

Филиал Владивостокского государственного университета экономики и сервиса, г. Артем

На уровень технической готовности автотранспортных средств, величину единовременных и текущих материальных затрат на их содержание существенное влияние оказывают методы проектирования новых объектов автомобильного транспорта. Интерес представляет модернизация зоны технического обслуживания (далее - ТО) и зоны текущего ремонта (далее - ТР) на примере конкретного предприятия.

Ключевые слова ремонт, техническое обслуживание, модернизация.

Любую технику, включая машины, необходимо квалифицированно обслуживать и ремонтировать. Важна также реконструкция и техническое перевооружение действующих автотранспортных, автообслуживающих и авторемонтных предприятий. Реконструкция осуществляется с целью увеличения программы работ, повышения качества и эффективности производства, замены устаревшего оборудования современным, организации труда и пр. Основная задача при проектировании реконструкции - обоснование ее целесообразности. Деятельность ФГКУ комбинат «Чайка» Росрезерва неразрывно связана с использованием автомобильной техники, от технического состояния которой зависит успешное выполнение стоящих перед учреждением задач. Автопарк учреждения состоит из грузовых и легковых автомашин и обслуживаются на механо-транспортном участке ФГКУ комбинат «Чайка».

Модернизация зоны ТО и ТР связана с расширение автопарка предприятия на 20 единиц автотранспорта и позволит увеличить ее пропускную способность, создать неснижаемый фонд исправных агрегатов и узлов, улучшить качество ремонта, благодаря новому оборудованию. Кроме этого качественный и своевременный ремонт агрегатов позволит увеличит срок эксплуатации автомобиля, снизить расходы на запасные части и эксплуатационные материалы, что благоприятно отразится на экономических показателях деятельности учреждения.

Транспортно-механический участок расположен в производственном корпусе комбината - одноэтажном здании, прямоугольной формы размером 12 х 12 м, чем достигнута улучшенная освещенность участков по всему пе-

* Студент.

риметру здания, высота здания 4.2 метра. Транспортно-механический участок имеет два поста ТО и ТР, а также: участок ремонта узлов и агрегатов; шиномонтажный участок; административно-бытовые помещения (кабинеты, душевая); склад запасных частей и материалов.

На сегодняшний день оборудование и технологическая оснастка не позволяет проводить качественный ремонт автомобиля, что не исключает возможность простоя автомобиля, хотя и обеспечивает восстановление работоспособности узлов, агрегатов, механизмов, систем и т.д. Это приводит к увеличению затрат на поддержание автомобиля в исправном состоянии и недоиспользованию ресурса деталей и узлов подвергшихся замене, в то время как при наличии соответствующего оборудования можно было бы произвести более быстрый и качественный ремонт, который по материальным затратам оказался бы значительно ниже. Таким образом, необходимо внедрения нового оборудования. Это еще раз подтверждает целесообразность модернизация зоны ТО и ТР.

За последние 5 лет уровень механизации зоны ТО и ТР снизился на 42 % и в настоящее время составляет 50 %. Основным «узким» местом предприятия является отсутствие диагностического оборудования, которое бы позволило проводить контрольно-диагностические работы. В настоящее время оценка работоспособности узлов автомобиля определяется визуальным методом. Наличие приборов и оборудования для диагностики позволило бы проводить углубленное диагностирование.

Следующий недостаток организации работы механо-транспортного участка ФГКУ комбинат «Чайка» - отсутствие четко налаженного снабжения автозапчастями, которое влечет простой автомобилей в ремонте и, как следствие, снижение коэффициента выпуска автомобилей на линию. Данный коэффициент имеет отрицательную динамику: за пять лет показатель снизился с 0,91 до 0,6. Вместе с тем численность автопарка увеличилась почти в три раза, а затраты на ТО и ремонт одного автомобиля за 5 лет увеличились на 32 % и на сегодняшний день составляет 1542 рубля.

При детальном изучении предприятия ФГКУ комбината «Чайка» и ме-хано-транспортного участка, расположенного на территории предприятия, было обращено внимание на размещение производственных зон, соблюдение правил техники безопасности и эффективность производства. В связи с изменениями приказа №344 «О численности автомобильного парка Росре-зервов», что позволило увеличить автопарк на 20 единиц автотранспорта: 5 легковых автомобилей среднего класса Уоп§ Кугоп и 15 грузовиков средней грузоподъемности ГАЗ САЗ-37071 было принято решение о модернизации зоны ТО и ТР механо-транспортного участка. Поэтому, учитывая рекомендации Положения [1] и ОНТП, следует провести технологический расчет предприятия с учетом приобретаемых автомобилей и на основании расчета провести модернизацию зоны ТО и ТР.

154

НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ И РАЗРАБОТКИ МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ

Т.к. предприятие является государственным учреждением, обслуживающим свои автомобили, экономическая эффективность модернизации будет заключаться не в получении дополнительной прибыли, а в экономии денежных средств за счет ремонта автомобилей на собственном предприятии. По данным маркетинговых исследований «Дальневосточной Ассоциации Качества Рекламы и Маркетинга» [26] на СТО и АРП Приморского края стоимость услуг по ремонту автомобилей выше себестоимости на показатель уровня рентабельности, минимальный размер которого 40 %.

После модернизации площадь зоны ТО и ТР осталась без изменений и составляет 144 м2, это удовлетворяет расчетной площади - 120 м2 Один пост оборудован двухстоечным подъемником. Второй пост оборудовали смотровой канавой с канавным подъемником. Технологическое оборудование в зоне ТО и ТР расставлено с соблюдением расстояний от стен, автомобилей и другого оборудования. Каждый пост имеет отдельный въезд. Зона ТО и ТР имеет универсальные посты, на котором выполняются работы непосредственно на автомобиле, а на производственных участках специализированными рабочими ремонтируются детали, узлы и агрегаты, снятые с автомобилей. На постах выполняются контрольные, разборочно-сборочные, регулировочные и крепежные работы. Они составляют примерно 40-50 % общего объема работ по ТР автомобилей.

Машина проходит ТО согласно графику ППР. Текущий ремонт выполняется по потребности. Т.к. автомобили и посты ТО и ТР работают в одну смену, то для проведения технического обслуживания или ремонта автомобиль снимается с эксплуатации. Подбор оборудования осуществляется с учетом рекомендаций типовых проектов рабочих мест на СТО и табеля гаражного технологического оборудования [7]. В ходе модернизации один из постов в зоне ТО и ТР будет оборудован смотровой канавой следует приобрести канавный подъемник, а также установку для сбора масла, используемую в канаве.

Установка слива масла предназначена для использования в условиях соответствующих климатическому исполнению У категории помещения I, группы условий эксплуатации 5 по ГОСТ 15150 (температура воздуха от -45 °С до + 45 °С, влажность относительная до 100 % при +25 °С).

Устройство всей системы показано на рисунке 1.

Подбор оборудования для зоны ТО и ТР должен быть следующим: установка для сбора масла, подъемник канавный, маслонагнетатель пневматический БЪЕХШМЕС, ванна для мытья деталей с бочкой Топп; кран гаражный с быстрым подъемом, складной; установка для вытяжки отработанных газов, шкаф для инструментов и материалов, воздухораздаточная колонка, гайковерт электрический. Дополнительные капитальные вложения складывается из затрат на изготовление установки для слива масла и приобретения оборудования. Стоимость приобретаемого оборудования составит 288 313 рублей. Срок окупаемости дополнительных капитальных вложений 1 год и 11 месяцев.

3

Рис. 1. Устройство установки слива масла

Использование установки и нового оборудования приведут к уменьшению трудоемкости выполняемых работ, снижению численности ремонтных рабочих и росту коэффициента технической готовности. Дальнейшие расчеты позволят определить экономический эффект от совершенствования организации работ в зоне ТО и ТР.

Положительный экономический эффект от внедрения данного мероприятия будет выражаться в снижении затрат на содержание зоны, на материалы и запасные части, в снижении расходов на оплату труда и отчисления во внебюджетные фонды. Приобретаемое оборудование приведет к снижению трудоемкости и как следствие к росту коэффициента технической готовности и общегодового пробега. Механизация работ приведет к повышению производительности и качества выполнения работ.

Список литературы:

1. Крамаренко Г.В., Барашков И.В. Техническое обслуживание автомобилей: учебник. - М.: Транспорт, 1982. - 368 с.

2. Положение о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта / Мин-во автомоб. трансп. РСФСР. - М.: Транспорт, 1986. - 73 с.

3. СНиП II 80-75 «Вспомогательные здания и помещения промышленных предприятий».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.