Научная статья на тему 'МОДЕРНИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В ТАДЖИКИСТАНЕ И ОСОБЕННОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА С РОССИЕЙ В 2022–2023 гг.'

МОДЕРНИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В ТАДЖИКИСТАНЕ И ОСОБЕННОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА С РОССИЕЙ В 2022–2023 гг. Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
19
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
высшее образование / Таджикистан / модернизация / экспорт / между-народное сотрудничество / higher education / Tajikistan / modernization / export / international cooperation

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Анастасия Михайловна Погорельская, Николай Петрович Погодаев

В период независимости Таджикистан выстраивает национальную си-стему высшего образования, но ее модернизации препятствуют особенности развития страны. Учитывая ограниченные результаты реформирования высшего образования в Таджикистане, оценены перспективы его образовательного сотрудничества с Россией и экспорта российских услуг в области высшего образования в Таджикистан в теку-щей международной обстановке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Анастасия Михайловна Погорельская, Николай Петрович Погодаев

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERNIZATION OF THE HIGHER EDUCATION SYSTEM IN TAJIKISTAN AND THE FEATURES OF EDUCATIONAL COOPERATION WITH RUSSIA IN 2022–2023

The research questions that the authors of the article focused on are the following: What are the resources and barriers to modernizing the higher education system in Tajikistan? What determines educational cooperation between Tajikistan and Russia? What are the prospects for expanding the export of Russian services in the field of higher education to Tajikistan in the current international political crisis that started in 2022–2023? The study is based on an analysis of works by foreign and Russian authors about the peculiarities of the development of higher education systems in the countries of Central Asia and Tajikistan in particular. Since the period 2022–2023 is little reflected in the research literature, the authors relied on available statistical data from national departments of Tajikistan and international organizations (UNESCO and the World Bank), as well as news reports about events in bilateral relations between Russia and Tajikistan. As a result of the study, the following conclusions were made. Barriers to the modernization of the higher education system in Tajikistan are both objective (demographic pressure, high levels of poverty and corruption, low government spending on education) and subjective (declarative planning, choice in favor of an extensive path of development for the higher education system, risk avoidance by managers) factors. Resources for modernization are education in the Russian language, which allows borrowing Russian practices, international development assistance, and educational cooperation with Russia. The latter is developing despite the deteriorating international situation. In 2022–2023, new Russian schools were opened in Tajikistan and new agreements were signed. However, enrollment in Russian universities from Tajikistan fell. And although the authors suggest that this is rather a short-term phenomenon, it is recommended to continue efforts to spread the Russian language in Tajikistan and build mutually beneficial cooperation between Russian schools in Tajikistan and Russian universities.

Текст научной работы на тему «МОДЕРНИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В ТАДЖИКИСТАНЕ И ОСОБЕННОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА С РОССИЕЙ В 2022–2023 гг.»

Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2024.

№ 78. С. 239-248.

Tomsk State University Journal of Philosophy, Sociology and Political Science. 2024. 78. pp. 239-248.

Научная статья УДК 378

doi: 10.17223/1998863Х/78/20

МОДЕРНИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В ТАДЖИКИСТАНЕ И ОСОБЕННОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА С РОССИЕЙ В 2022-2023 гг.

Анастасия Михайловна Погорельская1, Николай Петрович Погодаев2

1 2 Национальный исследовательский Томский государственный университет,

Томск, Россия

1 pogorelskaya@mail. tsu. ru

2 [email protected]

Аннотация. В период независимости Таджикистан выстраивает национальную систему высшего образования, но ее модернизации препятствуют особенности развития страны. Учитывая ограниченные результаты реформирования высшего образования в Таджикистане, оценены перспективы его образовательного сотрудничества с Россией и экспорта российских услуг в области высшего образования в Таджикистан в текущей международной обстановке.

Ключевые слова: высшее образование, Таджикистан, модернизация, экспорт, международное сотрудничество

Благодарности: Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда № 23-78-10036, https://rscf.ru/project/23-78-10036/

Для цитирования: Погорельская А.М., Погодаев Н.П. Модернизация высшего образования в Таджикистане и особенности образовательного сотрудничества с Россией в 2022-2023 гг. // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2024. № 78. С. 239-248. doi: 10.17223/1998863Х/78/20

Original article

MODERNIZATION OF THE HIGHER EDUCATION SYSTEM IN TAJIKISTAN AND THE FEATURES OF EDUCATIONAL COOPERATION WITH RUSSIA IN 2022-2023

Anastasia M. Pogorelskaya1, Nikolay P. Pogodaev2

1 2 National Research Tomsk State University, Tomsk, Russian Federation

1 [email protected]

2 [email protected]

Abstract. The research questions that the authors of the article focused on are the following: What are the resources and barriers to modernizing the higher education system in Tajikistan? What determines educational cooperation between Tajikistan and Russia? What are the prospects for expanding the export of Russian services in the field of higher education to Tajikistan in the current international political crisis that started in 2022-2023? The study is based on an analysis of works by foreign and Russian authors about the peculiarities of the development of higher education systems in the countries of Central Asia and Tajikistan in particular. Since the period 2022-2023 is little reflected in the research literature, the authors relied on available statistical data from national departments of

© А.М. Погорельская, Н.П. Погодаев, 2024

Tajikistan and international organizations (UNESCO and the World Bank), as well as news reports about events in bilateral relations between Russia and Tajikistan. As a result of the study, the following conclusions were made. Barriers to the modernization of the higher education system in Tajikistan are both objective (demographic pressure, high levels of poverty and corruption, low government spending on education) and subjective (declarative planning, choice in favor of an extensive path of development for the higher education system, risk avoidance by managers) factors. Resources for modernization are education in the Russian language, which allows borrowing Russian practices, international development assistance, and educational cooperation with Russia. The latter is developing despite the deteriorating international situation. In 2022-2023, new Russian schools were opened in Tajikistan and new agreements were signed. However, enrollment in Russian universities from Tajikistan fell. And although the authors suggest that this is rather a short-term phenomenon, it is recommended to continue efforts to spread the Russian language in Tajikistan and build mutually beneficial cooperation between Russian schools in Tajikistan and Russian universities.

Keywords: higher education, Tajikistan, modernization, export, international cooperation

Acknowledgement: The research was supported by the Russian Science Foundation, Project No. 23-78-10036, https://rscf.ru/en/project/23-78-10036/

For citation: Pogorelskaya, A.M. & Pogodaev, N.P. (2024) Modernization of the higher education system in Tajikistan and the features of educational cooperation with Russia in 2022-2023. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Filosofiya. Sotsiologiya. Politologiya - Tomsk State University Journal of Philosophy, Sociology and Political Science. 78. pp. 239-248. (In Russian). doi: 10.17223/1998863Х/78/20

Актуальность исследования системы высшего образования Таджикистана обусловлена тем, что на постсоветском пространстве это государство остается одним из немногих, образовательное сотрудничество которого с Россией расширяется. От того, насколько долгосрочен данный тренд, зависят перспективы экспорта российских услуг в области высшего образования в эту страну.

Исследовательские вопросы, на которых сфокусировались авторы статьи, следующие: Каковы ресурсы и барьеры на пути модернизации системы высшего образования Таджикистана? Чем обусловлено образовательное сотрудничество Таджикистана с Россией? Каковы перспективы для расширения экспорта российских услуг в области высшего образования в Таджикистан в сложившихся в 2022-2023 гг. международных условиях?

Исследование строится на анализе работ зарубежных и российских авторов, посвященных особенностям развития систем высшего образования стран Центральной Азии в целом и Таджикистана в частности. Поскольку период 2022-2023 гг. пока мало отражен в научной литературе, авторы полагались на доступные статистические данные национальных ведомств Таджикистана и международных организаций (ЮНЕСКО и Всемирного банка), а также новостные сообщения о событиях в двусторонних отношениях России и Таджикистана.

Барьеры и ресурсы модернизации высшего образования: кейс Таджикистана

Страны Центральной Азии с 1990-х гг. стремились выстраивать национальные системы высшего образования, призванные готовить лояльных граждан, говорящих на государственном языке, и одновременно специалистов, востребованных в национальной экономике. Вдобавок новая международная ситуация, в которой оказались эти страны, требовала их встраивания в

глобальные тренды: массовизации при сокращении государственных расходов на высшее образование, развития академической мобильности, внедрения международных образовательных стандартов и повышения качества высшего образования для того, чтобы достойно конкурировать за лучший человеческий капитал [1].

Степень, в которой странам региона удалось это сделать, разнится. Казахстан и Кыргызстан относительно быстро стали ориентироваться на западные стандарты, хотя первый официально вошел в Европейское пространство высшего образования (ЕПВО) и заявил о желании стать региональным образовательным хабом, составляя конкуренцию России [2], а второй успешно привлекает иностранных студентов, оставаясь за пределами ЕПВО. В Узбекистане до 2016 г. доступность высшего образования сокращалась, но с приходом к власти нового президента высшее образование вступило на путь ускоренной модернизации и интернационализации [3]. Туркменистан остался закрытой страной и внедряет точечные изменения в систему высшего образования, жестко контролируемые на высшем уровне, опасаясь оттока молодежи за рубеж [4]. Система высшего образования Таджикистана стагнирует и не отвечает ни международным стандартам качества [5. С. 130], ни потребностям национального рынка труда [6. С. 105; 7].

Общими проблемами для модернизации систем высшего образования стран Центральной Азии стали сохраняющееся демографическое давление на нее, высокий уровень бедности, нехватка государственных ресурсов на полномасштабную модернизацию системы высшего образования, высокий уровень коррупции и падение квалификации профессорско-преподавательского состава в 1990-х гг.

Таджикистан продолжает с ними сталкиваться: рост населения с началом третьего тысячелетия по большей части обгоняет другие страны региона [8], а уровень затрат на высшее образование сопоставим с ними в относительных цифрах (табл. 1). Вдобавок таджикские вузы зависят от платы за обучение на фоне низкой заработной платы преподавателей. Это отчасти побуждает к коррупции в сфере высшего образования [9].

Таблица 1. Государственные затраты на высшее образование в странах Центральной Азии,

% ВВП [10]

Страна 2012 г. 2015 г. 2017 г. 2019 г. 2020 г. 2021 г. 2022 г.

Казахстан 0,43 0,29 0,31

Кыргызстан 0,89 0,18 0,16 0,99 0,12

Таджикистан 0,45 0,49

Туркменистан 0,28 0,37 0,42

Узбекистан 0,23 0,24 0,28 0,43 0,67

Противоречивое воздействие на систему высшего образования оказывает частая ротация руководства профильного министерства и университетов. С одной стороны, за этим можно усмотреть поиск наиболее эффективных менеджеров высшего звена для данной сферы, с другой - это препятствует долгосрочному планированию и реализации управленцами, не уверенными в своем будущем, намеченных планов.

При декларировании целей развития в стратегических документах: перехода к Болонским стандартам [11] и развития «экономики знаний» [12. С. 56], на деле происходит скорее мимикрия под международные практики.

В последние годы стала очевидна экстенсивность выбранного пути развития системы высшего образования: при росте количества вузов, студентов, преподавателей и даже доли преподавателей с научными степенями (табл. 2), сохраняется нехватка государственного финансирования, низкое материально-техническое обеспечение вузов, а также низкое качество обучения. Модель развития университетов Таджикистана представляет собой превышение вложений в основной капитал - здания и сооружения - над вложениями в новое оборудование и человеческий капитал - подготовку квалифицированных преподавателей. Тем не менее государство не стремится привлекать иностранных преподавателей, предполагая, что уровень подготовки преподавательского корпуса может повыситься в будущем за счет возвращения тех граждан Таджикистана, которые выехали в свое время за рубеж и смогли повысить там квалификацию.

Таблица 2. Количественные показатели системы высшего образования Таджикистана

[13. С. 100; 14. С. 123, 212]

Показатель Учебный год

1989/90 2015/16 2022/23

Количество вузов 10 38 46

Количество студентов 65 586 178 109 220 287

Количество бюджетных мест 65 586 67 072 56 500

Количество штатных преподавателей 3 845* 8 707 10 048

Количество преподавателей со степенью кандидата или доктора наук 2 095 2 798 3 723

* указаны как научно-педагогические работники

Стране, отказавшейся в силу культурных паттернов от второго демографического перехода и сохраняющей высокую рождаемость, приходится решать проблему «молодежного пузыря» за счет расширения системы высшего образования, предотвращая массовый выход молодежи, окончившей среднюю школу, на рынок труда, где она не может найти достаточного количества рабочих мест. Это создает трудности конвертации большого числа людей с дипломами в человеческий капитал.

Однако в последние несколько лет таджикские вузы недобирают абитуриентов, что вызвано разрывом между декларативными заявлениями о важности высшего образования как социального лифта для молодежи [15] и реалиями высшего образования, в том числе несоответствием цены качеству образования [5] и несовпадения подготовки в вузах запросам национального рынка труда [6, 7]. Свою роль сыграл новый закон «О воинской обязанности и военной службе» 2021 г., по которому окончание вуза не освобождает от службы в армии. В этой ситуации происходит распад норм, а в результате возникает напряжение, преодолеть которое выпускники пытаются путем избегания [16].

Однако у системы высшего образования Таджикистана существуют ресурсы для модернизации, хотя они и ограничены. Например, в Конституции страны 1999 г. русский язык был назван «языком межнационального общения» [17]. Однако в законе «О государственном языке Республики Таджикистан» 2009 г. он не упоминается ни разу. В системе образования изучение государственного языка - таджикского - является обязательным, кроме того, также «языком науки является государственный язык», хотя «в научных исследованиях могут

использоваться и другие языки», а также «создаются условия для изучения арабского письма и издания литературы на этом письме» [18].

Таблица 3. Распределение студентов в вузах Таджикистана по языку обучения [14. С. 196]

Учебный год Количество студентов Язык

Таджикский Русский Узбекский Английский

2013/14 157 791 126 168 30 504 779 340

2015/16 178 109 147 455 29 025 248 1 381

2022/23 220 287 178 254 38 824 299 2 640

Тем не менее русский язык пока остается востребованным в системе образования, в том числе высшего (табл. 3). Благодаря этому в стране уже долгое время работают три филиала российских университетов (МГУ, МИСиС и МЭИ) и один совместный вуз - Российско-Таджикский (Славянский) университет (РТСУ). Сотрудничество с Россией в сфере высшего образования, таким образом, тоже может выступать ресурсом модернизации, поскольку вносит элемент конкуренции с местными вузами, но важнее - иностранные практики и стандарты.

Ресурсом модернизации системы высшего образования могла бы стать международная помощь развитию. Например, в рамках проекта Всемирного банка «Развитие высшего образования» в 2016-2021 гг. было выделено 15 млн долл. [14. C. 234] Проект ЮНЕСКО и Европейского союза «Компе-тентностно-ориентированное STEM образование с использованием ИКТ в Таджикистане на 2022-2026 годы» разработан для реализации Национальной стратегии развития Таджикистана. Европейский союз в 2023 г. запустил программу помощи реформированию системы технического и профессионального образования. В январе 2024 г. Таджикистан получил первый транш в 4 млн евро, а до 2026 г. планируется выделить еще 29,8 млн евро [19]. Формально речь идет не только о финансовой, но и технической помощи. Правда, возможности доноров по стимулированию получателя к должной реализации поставленных целей ограничены.

Образовательное сотрудничество с Россией и экспорт российских услуг в области высшего образования

в 2022-2023 гг.

Широкое использование русского языка в системе высшего образования было бы невозможным без его изучения в школе. В сентябре 2022 г. в Таджикистане открылись пять новых школ с обучением на русском языке, строительство которых было оговорено в межправительственном соглашении между Россией и Таджикистаном 2019 г. Всего в стране действуют 60 школ с обучением только на русском, еще в 178 школах работают русские классы, благодаря чему около 120 тыс. школьников обучаются на русском языке [20]. В 2024 г. при российской поддержке планируется начать строительство образовательного центра для одаренных детей в Душанбе [21]. С 2017 г. на Таджикистан распространяется действие проекта «Российский учитель за рубежом», в рамках которого в 2022/23 учебном году в таджикистанские школы приехали 74 российских учителя, преподающих русский язык и другие предметы [22].

Студенты из Таджикистана могут на конкурсной основе претендовать на обучение в российских вузах бесплатно: за счет российского бюджета (стол-

бец «бюджет» в таблицах далее) или по квоте, выделяемой ежегодно Правительством РФ (столбец «квота»). Набор студентов из Таджикистана в российские вузы рос с 2013 г. вплоть до 2022 г. Студенты из Таджикистана обучаются в основном на программах бакалавриата и за счет российской стороны (на бюджете или по квоте) (табл. 4).

Количество студентов из Таджикистана, поступивших в российские вузы в 2022 г., было на 38% больше, чем годом ранее. Прирост фиксировался на всех программах: бакалавриата (+42%), специалитета (+44%) и в меньшей степени - магистратуры (+17%). Вырос набор студентов, желающих обучаться на платной основе: +42% в бакалавриате, +50% в специалитете и только +1% в магистратуре.

Таблица 4. Прием в российские вузы на программы бакалавриата, специалитета и магистратуры граждан Таджикистана, 2021-2023 гг. [23]

Программа 2021 г. 2022 г. 2023 г.

Всего Бюджет Платно Квота Всего Бюджет Платно Квота Всего Бюджет Платно Квота

Бакалавриат 5 768 4 058 1 271 439 8 163 5 743 1 799 621 6 646 4 071 1 926 649

Специалитет 1 352 337 845 170 1 943 499 1 264 180 1 801 434 1 206 161

Магистратура 1 509 985 400 124 1 764 1 169 403 192 1 120 527 345 248

Всего 8 629 5 380 2 516 733 11 870 7 411 3 466 993 9 567 5 032 3 477 1 058

Однако изменения в международной обстановке 2022-2023 гг. отразились на поступлении граждан Таджикистана в российские вузы. В частности, их прием сократился почти на 20%: в большей степени он упал на программах магистратуры (-37%) и бакалавриата (-19%), чем специалитета (-7%). Однако при этом количество студентов бакалавриата, поступивших на платной основе, даже увеличилось (+7%).

Данные по другим странам, принимающим студентов из Таджикистана, пока доступны в отрывочной форме, поэтому выводы о том, коснулось ли сокращение образовательной миграции из Таджикистана только России или других стран тоже, пока делать рано. Формальный рост числа мест в таджикских вузах при сокращении количества бюджетных мест и не самом оптимальном соотношении цены и качества высшего образования вряд ли способны прекратить выезд студентов за рубеж. Россия пока лидирует по количеству принимаемых студентов из Таджикистана. За ней с большим отрывом следовали Кыргызстан (1 595 студентов из Таджикистана в 2022 г.), Турция (626 студентов в 2021 г.), Казахстан (613 студентов в 2020 г.), Белоруссия (232 студента в 2022 г.), США (202 студента в 2021 г.) [24].

Всего по всем формам обучения и на трех уровнях - бакалавриата, спе-циалитета и магистратуры - в российских вузах учатся 28,7 тыс. граждан Таджикистана. Большинство из них учатся по очной форме (83,6%) и в государственных вузах (87,6%) (табл. 5).

По сведениям Министерства науки и высшего образования России, самыми популярными специальностями среди студентов из Таджикистана являются экономика, менеджмент, международные отношения, программная инженерия, лечебное дело [25]. Поскольку большинство из них приезжает непосредственно в Россию, можно предположить, что, успешно адаптировавшись, часть остается в дальнейшем для трудоустройства.

Таблица 5. Контингент студентов из Таджикистана в вузах России в 2023/24 учебном году [23]

Программа Всего Бюджет Платно Квота

Бакалавриат

очная форма 15 977 12 106 2 208 1 663

очно-заочная форма 2 408 128 2 280 0

заочная форма 1 479 279 1 200 0

государственные вузы 16 850 12 503 2 692 1 655

частные вузы 3 014 10 2 996 8

Специалитет

очная форма 5 856 1 250 3 926 680

очно-заочная форма 70 3 67 0

заочная форма 177 19 158 0

государственные вузы 5 726 1 272 3 774 680

частные вузы 377 0 377 0

Магистратура

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

очная форма 2 190 1 501 265 424

очно-заочная форма 260 36 211 13

заочная форма 311 82 229 0

государственные вузы 2 601 1 619 548 434

частные вузы 160 0 157 3

Всего

очная форма 24 023 14 857 6 399 2 767

очно-заочная форма 2 738 167 2 558 13

заочная форма 1 967 380 1 587 0

государственные вузы 25 177 15 394 7 014 2 769

частные вузы 3 551 10 3 530 11

ИТОГО 28 728 15 404 10 544 2 780

О намерениях продолжения сотрудничества между странами в сфере высшего образования свидетельствуют последние документы. Так, в марте 2023 г. в ходе визита в Таджикистан премьер-министра России М.В. Мишу-стина было подписано межправительственное соглашение о сотрудничестве в области здравоохранения, медицинского образования и науки и соглашение о взаимном признании ученых степеней и ученых званий, которое вступило в силу в октябре 2023 г.

В силу заинтересованности сторон, образовательное сотрудничество между Россией и Таджикистаном продолжится в текущей международной обстановке. Поскольку коренных сдвигов в сторону улучшения состояния системы высшего образования Таджикистана в ближайшее время не предвидится, образовательная миграция в Россию из Таджикистана продолжится. Учитывая, что Россия пока принимает несопоставимо большее, чем другие страны, количество студентов из Таджикистана, скорее всего, спад в их наборе в 2023 г. носил краткосрочный характер.

Тем не менее профильным российским ведомствам стоит продолжать работу по поддержке и распространению в Таджикистане русского языка. Российским вузам стоит активизировать сотрудничество со школами Таджикистана, особенно теми, где обучение проходит на русском языке, чтобы вести профориентационную деятельность, а также повышать качество набираемых абитуриентов. Взаимодействие с вузами Таджикистана может выстраиваться в формате совместных образовательных программ по схеме 2 + 2 в бакалавриате и 1 + 1 в магистратуре. Кроме того, при надлежащей поддержке федерального центра, российские вузы могут оказывать техническую и методическую поддержку профильным факультетам и кафедрам в партнерских вузах Таджикистана.

Список источников

1. Альтбах Ф. Глобальные перспективы высшего образования. М. : Изд. дом Высшей школы экономики, 2018. 548 с.

2. Погорельская А.М., Троицкий Е.Ф., Пакулин В.С. Интернационализация системы высшего образования в Казахстане (2022-2023 гг.): преемственность курса или смена ориентиров? // Высшее образование в России. 2024. Т. 33, № 1. С. 68-86. doi: 10.31992/0869-3617-2024-33-1-68-86

3. Троицкий Е.Ф., Юн С.М. Узбекистан: новый этап интернационализации высшего образования // Высшее образование в России. 2021. Т. 30, № 10. С. 157-168. doi: 10.31992/0869-36172021-30-10-157-168

4. Погорельская А.М. Эволюция системы высшего образования в Туркменистане на фоне современных образовательных трендов // Высшее образование в России. 2021. Т. 30, № 5. С. 150-160. doi: 10.31992/0869-3617-2021-30-5-150-160

5. Бозичаева В. О. Модернизационные процессы системы высшего образования в Республике Таджикистан // Известия Института философии, политологии и права им. А. Баховаддино-ва Национальной академии наук Таджикистана. 2021. № 2. С.127-131.

6. Кодиров Ш.Ш. Особенности формирования образовательного потенциала Республики Таджикистан в годы независимости // Экономика Таджикистана. 2019. № 3. С. 102-106.

7. Jonbekova D. University Graduates' Skills Mismatches in Central Asia: Employers' Perspectives From Post-Soviet Tajikistan. European Education. 2015. Vol. 47, № 2. P. 169-184. doi: 10.1080/10564934.2015.1033315

8. Population growth (annual %) // World Bank, 2022. URL: https://data.worldbank.org/indi-cator/SP.P0P.GR0W?end=2022&start=1992&view=chart

9. Мирошников С.Н. Проблемы становления и реформирования системы образования в Республике Таджикистан в 2000-2020 гг. // Вестник Томского государственного университета. 2020. № 465. С. 116-123. doi: 10.17223/15617793/465/16

10. Government expenditure on tertiary education as a percentage of GDP // UNESCO UIS, 2022. URL: http://data.uis.unesco.org/#

11. Национальная стратегия развития образования Республики Таджикистан до 2020 года. URL: https://youthlib.mirea.ru/ru/resource/781 (дата обращения: 10.01.2024).

12. Национальная стратегия развития Республики Таджикистан на период до 2030 года. URL: http://ef-ca.tj/publications/02.2_rus(FILEminimizer).pdf (дата обращения: 10.01.2024).

13. Народное хозяйство Таджикской ССР в 1989 года (статистический сборник). Душанбе : ИРФОН, 1991.

14. Статистический сборник сферы образования Республики Таджикистан на 20222023 учебный год. Душанбе, 2023. Ч. 2.

15. Важные цитаты из Послания Эмомали Рахмона в сфере образования // Российско-Таджикский (Славянский) университет, 29.12.2023. URL: https://rtsu.tj/news/?ELEMENT_CODE=1413

16. Мертон Р.К. Социальная теория и социальная структура. М., 1992.

17. Конституция Республики Таджикистан (в редакции референдума от 26.09.1999 г., от 22.06.2003 г., от 22.05.2016 г.) // Министерство иностранных дел Республики Таджикистан. URL: https://www.mfa.tj/ru/main/tadzhikistan/konstitutsiya

18. Закон Республики Таджикистан «О государственно языке Республики Таджикистан» от 5 октября 2009 г. № 553. URL: https://www.andoz.tj/docs/zakoni/l_%E2%84%9613_state-language-RT_ru.pdf

19. EU extends a first tranche of €4 million to Tajikistan to help accelerating priority reform actions // Asia-Plus, 09.02.2024. URL: https://asiaplustj.info/en/news/tajikistan/economic/20240209/eu-extends-a-first-tranche-of-4-million-to-tajikistan-to-help-accelerating-priority-reform-actions

20.Межгосударственные отношения России и Таджикистана // РИА Новости, 13.10.2023. URL: https://ria.ru/20231013/otnosheniya-1902318326.html

21. Стало известно, кого примет центр для одаренных детей в Душанбе // Sputnik Таджикистан, 18.07.2023. URL: https://tj.sputniknews.ru/20230718/shkola-sirius-dushanbe-1058326078.html

22. К предстоящему официальному визиту Министра иностранных дел России С.В. Лаврова в Таджикистан. Сообщение для СМИ // МИД России, 05.06.2023. URL: https://www.mid.ru/ ru/maps/tj/1874047/

23. Форма № ВПО-1 «Сведения об организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры» // Минобрнауки России, 2023. URL: https://www.minobrnauki.gov.ru/action/stat/highed/

24. Inbound internationally mobile students by country of origin // UNESCO UIS, 2023. URL: http://data.uis.unesco.org/

25. Россия и Таджикистан договорились активизировать сотрудничество в сфере высшего образования // Минобрнауки России, 09.11.2022. URL: https://clck.ru/38jD3w

References

1. Altbakh, F. (2018) Global'nye perspektivy vysshego obrazovaniya [Global Perspectives of Higher Education]. Moscow: HSE.

2. Pogorelskaya, A.M., Troitskiy, E.F. & Pakulin, V.S. (2024) Higher Education Internationalisation in Kazakhstan (2022-2023): Course Continuity or Change in the Focus? Vysshee obrazovanie v Rossii - Higher Education in Russia. 33(1). pp. 68-86. doi: 10.31992/0869-3617-2024-33-1-68-86

3. Troitskiy, E.F. & Yun, S.M. (2021) Uzbekistan: New Milestones of Higher Education Internationalization. Vysshee obrazovanie v Rossii - Higher Education in Russia. 30(10). pp. 157-168. doi: 10.31992/0869-3617-2021-30-10-157-168

4. Pogorelskaya, A.M. (2021) The Development of Higher Education System in Turkmenistan: Current Social, Economic, and Political Changes. Vysshee obrazovanie v Rossii - Higher Education in Russia. 30(5). pp. 150-160. (In Russian). doi: 10.31992/0869-3617-2021-30-5-150-160

5. Bozichaeva, V.O. (2021) Modernizatsionnye protsessy sistemy vysshego obrazovaniya v Respublike Tadzhikistan [Modernization processes of the higher education system in the Republic of Tajikistan]. Izvestiya Instituta filosofii, politologii i prava im. A. Bakhovaddinova Natsional'noy akademii nauk Tadzhikistana. 2. pp. 127-131.

6. Kodirov, Sh.Sh. (2019) Osobennosti formirovaniya obrazovatel'nogo potentsiala Respubliki Tadzhikistan v gody nezavisimosti [The formation of the educational potential of the Republic of Tajikistan during the years of independence]. Ekonomika Tadzhikistana. 3. pp. 102-106.

7. Jonbekova, D. (2015) University Graduates' Skills Mismatches in Central Asia: Employers' Perspectives From Post-Soviet Tajikistan. European Education. 47(2). pp. 169-184. doi: 10.1080/10564934.2015.1033315

8. World Bank. (2022) Population growth (annual %). [Online] Available from: https://da-ta.worldbank.org/indi-cator/SP.P0P.GR0W?end=2022&start=1992&view=chart

9. Miroshnikov, S.N. (2020) Problems of formation and reform of the education system in the Republic of Tajikistan in 2000-2020. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta - tomsk State University Journal. 465. pp. 116-123. (In Russian). doi: 10.17223/15617793/465/16

10. UNESCO UIS. (2022) Government expenditure on tertiary education as a percentage of GDP. [Online] Available from: http://data.uis.unesco.org/#

11. The Republic of Tajikistan. (n.d.) Natsional'naya strategiya razvitiya obrazovaniya Respubliki Tadzhikistan do 2020 goda [National strategy for the development of education of the Republic of Tajikistan until 2020]. [Online] Available from: https://youthlib.mirea.ru/ru/resource/781 (Accessed: 10th January 2024).

12. The Republic of Tajikistan. (n.d.) Natsional'naya strategiya razvitiya Respubliki Tadzhikistan na period do 2030 goda [National development strategy of the Republic of Tajikistan for the period until 2030]. [Online] Available from: http://ef-ca.tj/publications/02.2_rus(FILEminimizer).pdf (Accessed: 10th January 2024).

13. The Republic of Tajikistan. (1991) Narodnoe khozyaystvo Tadzhikskoy SSR v 1989 goda (statisticheskiy sbornik) [National economy of the Tajik SSR in 1989 (statystics)]. Dushanbe: IRFON.

14. The Republic of Tajikistan. (2023) Statisticheskiy sbornik sfery obrazovaniya Respubliki Tadzhikistan na 2022-2023 uchebnyy god [Statistical collection of the education sector of the Republic of Tajikistan for the 2022-2023 academic year]. Vol. 2. Dushanbe: [s.n.].

15. Russian-Tajik (Slavic) University. (2023) Vazhnye tsitaty iz PoslaniyaEmomali Rakhmona v sfere obrazovaniya [Important quotes from the Message of Emomali Rahmon in the field of education]. 29th December. [Online] Available from: https://rtsu.tj/news/?ELEMENT_CODE=1413

16. Merton, R.K. (1992) Sotsial'naya teoriya i sotsial'naya struktura [Social Theory and Social Structure]. Moscow: [s.n.].

17. Ministry of Foreign Affairs of the Republic of Tajikistan. (n.d.) Konstitutsiya Respubliki Tadzhikistan. (v redaktsii referenduma ot 26.09.1999 g., ot 22.06.2003 g., ot 22.05.2016g.) [Constitution of the Republic of Tajikistan (as amended by the referendum dated September 26, 1999, June 22, 2003, May 22, 2016)]. [Online] Available from: https://www.mfa.tj/ru/main/tadzhikistan/konstitutsiya

18. The Republic of Tajikistan. (2009) Zakon Respubliki Tadzhikistan "O gosudarstvennoyazyke Respubliki Tadzhikistan" ot 5 oktyabrya 2009 g. № 553 [Law No. 553 of the Republic of Tajikistan "On the state language of the Republic of Tajikistan" dated October 5, 2009]. [Online] Available from: https://www.andoz.tj/docs/zakoni/l_%E2%84%9613_state-language-RT_ru.pdf

19. Asia-Plus. (2024) EU extends a first tranche of €4 million to Tajikistan to help accelerating priority reform actions. 9th February. [Online] Available from: https://asiaplustj.info/en/news/tajiki-stan/economic/ 20240209/eu- extends-a- first-tranche-of- 4-million-to- tajikistan-to- help-accelerating-priority-reform-actions

20. RIA Novosti. (2023) Mezhgosudarstvennye otnosheniya Rossii i Tadzhikistana [Interstate relations between Russia and Tajikistan]. 13th October 2023. [Online] Available from: https://ria.ru/20231013/otnosheniya-1902318326.html

21. Sputnik Tadzhikistan. (2023) Stalo izvestno, kogo primet tsentr dlya odarennykh detey v Dushanbe [It became known who will be accepted by the center for gifted children in Dushanbe]. 18th July. [Online] Available from: https://tj.sputniknews.ru/20230718/shkola-sirius-dushanbe-1058326078.html

22. Russian Ministry of Foreign Affairs. (2023) K predstoyashchemu ofitsial'nomu vizitu Ministra inostrannykh del Rossii S.V. Lavrova v Tadzhikistan. Soobshchenie dlya SMI [For the upcoming official visit of the Minister of Foreign Affairs of Russia S.V. Lavrov to Tajikistan. Message for the media]. 5th June. [Online] Available from: https://www.mid.ru/ ru/maps/tj/1874047/

23. Ministry of Education and Science of Russia. (2023) Forma № VPO-1 "Svedeniya ob organizatsii, osushchestvlyayushchey obrazovatel'nuyu deyatel'nost'po obrazovatel'nym programmam vysshego obrazovaniya - programmam bakalavriata, programmam spetsialiteta, programmam magistratury" [Form No. VPO-1 "Information about the organization carrying out educational activities in educational programs of higher education - undergraduate programs, specialty programs, master's programs"]. [Online] Available from: https://www.minobrnauki.gov.ru/action/stat/highed/

24. UNESCO UIS. (2023) Inbound internationally mobile students by country of origin. [Online] Available from: http://data.uis.unesco.org/

25. Ministry of Education and Science of Russia. (2022) Rossiya i Tadzhikistan dogovorilis' aktivizirovat'sotrudnichestvo v sfere vysshego obrazovaniya [Russia and Tajikistan agreed to intensify cooperation in the field of higher education]. 9th November. [Online] Available from: https://clck.ru/38jD3w

Сведения об авторах:

Погорельская А.М. - кандидат исторических наук, доцент кафедры мировой политики факультета исторических и политических наук Национального исследовательского Томского государственного университета (Томск, Россия). E-mail: [email protected] Погодаев Н.П. - кандидат исторических наук, доцент кафедры социальной работы философского факультета Национального исследовательского Томского государственного университета (Томск, Россия). E-mail: [email protected]

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Information about the authors:

A.M. Pogorelskaya, Cand. Sci. (History), associate professor at the Department of World Politics, Faculty of Historical and Political Sciences, National Research Tomsk State University (Tomsk, Russian Federation). E-mail: [email protected]

Pogodaev N.P. - Cand. Sci. (History), associate professor at the Department of Social Work, Faculty of Philosophy, National Research Tomsk State University (Tomsk, Russian Federation). E-mail: [email protected]

The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 14.02.2024; одобрена после рецензирования 27.03.2024; принята к публикации 15.04.2024

The article was submitted 14.02.2024; approved after reviewing 27.03.2024; accepted for publication 15.04.2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.