ISSN 1991-9468 (Print), 2308-1058 (Online) http://edumag.mrsu.ru
Оригинальная статья / Original article doi: 10.15507/1991-9468.116.028.202403.347-365 УДК 331.55:37
Образовательная миграция как инструмент приумножения рабочей силы
Т. К. Ростовская12 Л. А. Давлетшина 3
1 Институт демографических исследований ФНИСЦ РАН, г. Москва, Российская Федерация
2 Российский университет дружбы народов,
г. Москва, Российская Федерация
3 Государственный университет управления,
г. Москва, Российская Федерация н [email protected]
Аннотация
Введение. Уменьшение численности населения Российской Федерации в последние десятилетия происходит за счет продолжающейся естественной убыли и сокращения миграционного прироста. Эти изменения приводят к определенным сложностям на рынке труда. Проводимая государством политика по достижению демографического оптимума направлена на повышение рождаемости и продолжительности жизни населения и увеличение миграционной привлекательности страны пока не дает ожидаемых результатов. Средний вариант прогноза численности населения, представленный Росстатом, указывает на снижение численности, рост удельного веса населения старше трудоспособного, сокращение доли населения младше трудоспособного, что впоследствии найдет отражение на численности рабочей силы. Цель исследования - проанализировать текущие параметры рабочей силы; изучить образовательную миграцию как источник привлечения иностранных выпускников к трудовой деятельности в России. Материалы и методы. Для достижения поставленной цели в работе изучены текущие параметры рабочей силы, сформулированы выводы по изменениям уровня занятости и безработицы, участия в рабочей силе и коэффициента напряженности на рынке труда. Определены действующие нормативные и правовые акты, регулирующие трудовую миграцию, в том числе по привлечению высококвалифицированных специалистов и удержанию выпускников иностранных государств для работы в Российской Федерации. Результаты исследования. В результате изучения проводимой государством политики в сфере образования выявлены меры по расширению доступности рынка образовательных услуг для иностранных студентов. Представлены возможные варианты дальнейшего трудоустройства в российских компаниях и для работы за рубежом. Изучена проводимая государственная политика основных стран - доноров иностранных студентов в нашей стране, а также меры государственного регулирования в Казахстане, Таджикистане, Туркменистане и Узбекистане.
Обсуждение и заключение. Материалы исследования могут быть использованы в процессе разработки государственной миграционной и образовательной политики, в сфере совершенствования законодательного регулирования образовательной миграции и последующего привлечения иностранных выпускников к трудоустройству в России.
Ключевые слова: образовательная миграция, рабочая сила, страны СНГ, депопуляция, высококвалифицированный специалист, государственное регулирование
Конфликт интересов: авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Для цитирования: Ростовская Т. К., Давлетшина Л. А. Образовательная миграция как инструмент приумножения рабочей силы // Интеграция образования. 2024. Т. 28, №№ 3. С. 347-365. https://doi.org/10.15507/1991-9468.116.028.202403.347-365
© Ростовская Т. К., Давлетшина Л. А., 2024
IjJJi 0 1 Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.
The content is available under a Creative Commons Attribution 4.0 License.
Educational Migration as a Tool for Increasing the Labor Force
T. K. Rostovskaya a b L. A. Davletshinac
a Institute for Demographic Research - Branch of the Federal Center of Theoretical and Applied Sociology of the Russian Academy of Sciences,
Moscow, Russian Federation b Peoples' Friendship University of Russia, Moscow, Russian Federation c State University of Management, Moscow, Russian Federation H [email protected]
Abstract
Introduction. The decrease in the population of Russia in recent decades has been caused by ongoing natural decline and decrease in migration growth. The government's policy of increasing the country's migration attractiveness has not yet produced the expected results. The average version of the population forecast indicates a decrease in the number, an increase in the proportion of the population older than the able-bodied, a decrease in the proportion of the population younger than the able-bodied, which will subsequently be reflected in the size of the workforce. The purpose of the study is to analyze the current parameters of the labor force; to study educational migration as a source of attracting foreign graduates to work in Russia.
Materials and Methods. The paper examines the current parameters of the Russian labor force, and draws conclusions on changes in key labor market indicators. The current regulations and legal acts regulating labor migration have been identified, including those on attracting highly qualified specialists and retaining graduates from foreign countries to work in Russia.
Results. As a result of the study of the state policy in the field of education, measures have been identified to expand the accessibility of the educational services market in Russia for foreign students. Possible options for their further employment in Russian companies and for work abroad are presented. The state policy of the main donor countries of foreign students in Russia, as well as government regulation measures in Kazakhstan, Tajikistan, Turkmenistan and Uzbekistan, has been studied.
Discussion and Conclusion. The results of this study can be used in the process of developing state migration and educational policy, in the field of improving the legislative regulation of educational migration and the subsequent attraction of foreign graduates to employment in Russia.
Keywords: educational migration, labor force, CIS countries, depopulation, highly qualified specialist, state regulation Conflict of interest: The authors declare no conflict of interest.
For citation: Rostovskaya T.K., Davletshina L.A. Educational Migration as a Tool for Increasing the Labor Force. Integration of Education. 2024;28(3):347-365. https://doi.org/10.15507/1991-9468.116.028.202403.347-365
Введение
На протяжении последних 30 лет, начиная с 1993 г., в России наблюдается практически непрерывное сокращение численности населения (депопуляция) -за исключением 1994 г. и периода с 2009 по 2018 гг.1 Сокращение численности населения страны происходит за счет естественной убыли населения: рождается меньше, чем умирает2. В 1993-2022 гг. отмечается
непрерывный миграционный прирост, нивелирующий влияние естественной убыли, в период 2009-2018 гг. зарегистрировано увеличение численности населения3. В настоящее время в стране вновь прослеживается депопуляция. Объем естественной убыли в период 2020-2022 гг. вырос, миграционный прирост сократился и не смог компенсировать естественную убыль населения страны (рис. 1).
1 Общий прирост населения [Электронный ресурс] // ЕМИСС: государственная статистика. URL: https://fedstat.ru/indicator/31272 (дата обращения: 14.10.2023).
2 Естественный прирост за год [Электронный ресурс] // ЕМИСС: государственная статистика. URL: https://fedstat.ru/indicator/31018 (дата обращения: 14.10.2023).
3 Миграционный прирост [Электронный ресурс] // ЕМИСС: государственная статистика. URL: https:// fedstat.ru/indicator/46162 (дата обращения: 14.10.2023).
Р и с. 1. Компоненты изменения общей численности российского населения в 1990-2022 гг., чел. F i g. 1. Components of the change in the total population of Russia between 1990-2022, people
Источник: составлено авторами на основе данных Единой межведомственной информационно-статистической системы (ЕМИСС): Общий прирост населения [Электронный ресурс]. URL: https:// fedstat.ru/indicator/31272 (дата обращения: 14.10.2023); Естественный прирост за год [Электронный ресурс]. URL: https://fedstat.ru/indicator/31018 (дата обращения: 14.10.2023); Миграционный прирост [Электронный ресурс]. URL: https://fedstat.ru/indicator/46162 (дата обращения: 14.10.2023).
Source: Compiled by the authors based on data from the Unified Interdepartmental Information and Statistical System: Total population growth [Electronic resource]. Available at: https://fedstat.ru/indicator/31272 (accessed 14.10.2023); Natural increase per year [Electronic resource]. Available at: https://fedstat.ru/ indicator/31272 (accessed 14.10.2023); Migration increase [Electronic resource]. Available at: https:// fedstat.ru/indicator/31272 (accessed 14.10.2023).
В России проблеме сокращения численности населения и достижения демографического оптимума на уровне федерального законодательства уделяется значительное внимание. В 2007 г. принят закон «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», который предусматривает выплату материнского капитала семьям, родившим второго и последующего детей4. В Указе Президента Российской Федерации
определены основные приоритеты и направления демографической политики страны на среднесрочную перспективу5. С 2019 г. до конца 2024 г. реализуются национальные проекты, ориентированные на сохранение численности населения и поддержание здоровья6. Для закрепления и расширения целей национальных проектов в Указах Президента последних лет содержатся следующие постулаты: «сохранение населения, здоровье и благополучие людей»7,
4 О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей : федер. закон от 29.12.2006 г. № 256-ФЗ [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/24820 (дата обращения: 14.10.2023).
5 О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации : Указ Президента Российской Федерации от 17.05.2012 г. № 606 [Электронный ресурс]. URL: http://publication.pravo.gov.ru/ Document/View/0001201205070019 (дата обращения: 14.10.2023).
6 Демография : национальный проект [Электронный ресурс]. URL: http://government.ru/info/35559/ (дата обращения: 14.10.2023); Здравоохранение : национальный проект [Электронный ресурс]. URL: http://government.ru/info/35561/ (дата обращения: 14.10.2023).
7 Указ о национальных целях развития России до 2030 г. от 21.07.2020 г. [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/63728 (дата обращения: 14.10.2023).
«обеспечение устойчивого роста численности населения Российской Федерации»8, «устойчивый естественный рост численности и повышение качества жизни населения»9. Указом Президента утверждены «Основы государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей». Данный Указ является документом стратегического планирования в сфере обеспечения национальной безопасности России, направленным на сбережение народа страны и развитие человеческого потенциала.
Таким образом, в указанных выше документах речь идет об устойчивом росте численности населения за счет естественных процессов. Согласно статистическим данным, опубликованным Росстатом10, в последние десятилетия это реализовать не удавалось - с 1992 г. до 2022 г., за исключением 2013 г. и 2014 г., по стране зафиксирована естественная убыль населения. Также за рассматриваемый период наблюдается ежегодный миграционный прирост населения - численность прибывших на постоянное жительство превышает численность уехавших из страны. Подобные изменения требуют понимания количественных параметров миграционных процессов, а также изучения качественных характеристик.
Регулирование и реализация миграционной политики осуществляется посредством Концепции, принятой Указом Президента на период 2019-2025 гг.11 В документе речь идет о «сохранении исторических и культурных связей народов государств - участников Содружества Независимых Государств (СНГ), взаимные безвизовые поездки, учреждение
Евразийского экономического союза», а также о «создании благоприятного режима для свободного перемещения обучающихся, научных и педагогических работников в целях развития науки, профессионального образования, повышения уровня подготовки научных кадров и специалистов для отраслей экономики и сферы государственного управления Российской Федерации».
Согласно среднему варианту прогноза численности населения России, представленного Росстатом12, в 2036 г., по сравнению с текущими значениями 2022 г.13, численность населения сократится на 3,7 млн чел., что составит снижение на 2,5 %. Структура численности населения по возрастным группам претерпит ряд изменений: удельный вес трудоспособного населения увеличится с 57,2 % от общей численности населения страны до 61,6 % и составит в 2036 г. 88,1 млн чел.; население старше трудоспособного увеличится с 24,0 до 24,1 % или достигнет 34,5 млн чел.; доля населения младше трудоспособного сократится с 18,8 до 14,2 % и составит 20,4 млн чел. Фактические значения численности постоянного населения в среднем за 2022 г., по сравнению с прогнозными (средний вариант прогноза), выше на 176,8 тыс. чел. (0,12 %).
В последние годы в стране наблюдается сокращение численности населения за счет продолжающейся естественной убыли и уменьшение миграционного прироста. Активно проводимая государственная политика по достижению демографического оптимума, направленная на увеличение рождаемости и ожидаемой продолжительности жизни населения, повышение миграционной привлекательности
8 Там же.
9 О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации : Указ Президента Российской Федерации от 02.07.2021 г. № 400 [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_389271/ (дата обращения: 14.10.2023).
10 Демографический ежегодник России 2021 [Электронный ресурс] // Федеральная служба государственной статистики : сайт. URL: https://rosstat.gov.ru/bgd/regl/B21_16/Main.htm (дата обращения: 14.10.2023).
11 О Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019-2025 гг. : Указ Президента от 31.10.2018 г. [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/ news/58986 (дата обращения: 14.10.2023).
12 Предположительная численность населения [Электронный ресурс] // ЕМИСС: государственная статистика. URL: https://fedstat.ru/indicator/36727 (дата обращения: 14.10.2023).
13 Численность постоянного населения в среднем за год [Электронный ресурс] // ЕМИСС: государственная статистика. URL: https://fedstat.ru/indicator/31556 (дата обращения: 14.10.2023).
страны не дает ожидаемых результатов; продолжается депопуляция. Средний вариант прогноза численности населения указывает на снижение, рост удельного веса трудоспособного и старше трудоспособного населения, сокращение доли населения младше трудоспособного. Подобные трансформации найдут отражение в различных отраслях и сферах жизни россиян: производительность и эффективность труда, образование и здравоохранение, занятость и безработица и др.
Цель исследования - изучить текущее состояние рынка труда Российской Федерации и возможность использования образовательной миграции как инструмента привлечения иностранных выпускников к трудовой деятельности в стране.
Обзор литературы
Вопросы относительно деятельности в России иностранных студентов в рамках образовательного процесса и участия на рынке труда нашли отражение в исследованиях отечественных ученых. В современных публикациях рассматриваются проблемы развития университетов в условиях роста объема экспорта международных образовательных услуг, трансформации образовательной среды с целью привлечения иностранных обучающихся, вызовы и риски в контексте геополитических изменений [1-3]. Интернационализация придает высшему образованию характер управляемости процессами глобализации, предполагающий построение взаимоотношений между странами, людьми, культурами, институтами и системами, а также способствует открытости национальных систем высшего образования [4]. Однако для успешного функционирования необходима выработка собственной национальной стратегии высшего образования [5].
Интернационализация - важный элемент развития государства за счет использования возможностей экономики и рынка труда, который позволяет повысить качество образовательных программ в соответствии с международными стандартами, укрепить репутацию на международном уровне и быть конкурентоспособными с точки зрения национальной системы
высшего образования [5]. Взаимозависимость между массовизацией и интернационализацией высшего образования проявляется в интенсивном росте количества учреждений и обучающихся, а также возможности преодоления разрывов между системами высшего образования и учреждений. В результате массовая высшая школа становится проводником интеграционной повестки за счет доступа к обучению широких слоев населения [6].
Мировая и российская практика внедрения предвузовской подготовки как инструмента адаптации перед началом обучения иностранного студента посредством получения необходимого уровня государственного языка и подготовки в учебно-профессиональной среде является начальным звеном в экспорте образовательных услуг [7].
Учебная миграция в России за десятилетний период увеличилась в 2,5 раза, преимущественно за счет студентов бывших республик СССР; существует территориальная дифференциация: лидируют вузы Центрального, Северо-Западного и Приволжского федеральных округов; 97 % иностранных студентов обучаются в государственных вузах; в качестве мероприятий по стимулированию учебной миграции предлагается создание и поддержание на соответствующем уровне специальной инфраструктуры для обучения и проживания иностранных студентов, заключение корпоративных соглашений с зарубежными странами и университетами, а также разработка специальных программ кредитования иностранных студентов [8].
Проблемы глобальной образовательной миграции оказывают влияние на все сферы жизни общества: иностранные студенты, оставаясь после окончания вузов в стране обучения, изменяют как демографический, так и трудовой потенциал; образование является наиболее эффективным средством «мягкой силы», поскольку позволяет распространять политические и культурные ценности страны [9].
Общее влияние международной образовательной миграции на социально-политические и социально-экономические процессы сводится к тому, что студенты, возвратившиеся после обучения домой,
являются «послами доброй воли» страны-реципиента; если студенты после окончания обучения остаются, страна-реципиент получает работников, на становление и воспитание которых не были затрачены средства [10].
По мнению отечественных ученых, следует обратить внимание на необходимость трансформации университетов под влиянием глобализации и выстраивания траекторий развития отечественных учреждений в соответствии с некоторой «единой европейской моделью», подчеркивая наличие сдерживающих реакций самозащиты национальных систем образования [11].
Изучение рынка образовательных услуг для иностранных граждан позволило определить ряд направлений. Первое нацелено на решение проблемы потребностей внутреннего рынка труда, предполагает урегулирование внутристрановых вопросов через привлечение иностранных граждан и международный обмен студентами с последующей стажировкой [12]. Второе направление оценивает образовательную иммиграцию как источник объединенных в стране иностранных граждан, которые могут рассматриваться в качестве высококвалифицированных потенциальных граждан России [13].
Дополнительным инструментом социокультурной адаптации иностранных студентов являются тьюторы, способствующие решению вопросов бытового, учебного, организационного характера [14; 15].
По результатам анализа экспорта отечественных образовательных услуг в условиях новой реальности выявлено, с одной стороны, развитие экспорта образования и предоставление возможности обучения одаренных иностранных выпускников позволит привлечь их к работе на российскую экономику [16]. С другой - решающее влияние на намерение об обучении в том или ином регионе и университете оказывает перспектива найти работу в период обучения [17].
Вовлечение иностранных студентов в социокультурную жизнь России, создание
и удержание на соответствующем уровне инфраструктуры, разработка специальных программ кредитования и натурализации иностранных студентов, а также мотивирование к осуществлению жизненной стратегии по созданию семьи и рождению детей поддерживают исследователи МГУ им. М. В. Ломоносова [8; 18].
Таким образом, текущий обзор научных трудов не выявил работ, посвященных исследованию образовательной миграции как одного из источников привлечения иностранных выпускников к трудовой деятельности в России и приумножения рабочей силы страны. В настоящем исследовании авторы впервые реализуют комплексную оценку текущего состояния рынка труда России и рассмотрят возможность использования образовательной миграции как инструмента привлечения иностранных выпускников к трудовой деятельности в России.
Материалы и методы
Текущие параметры изменения рабочей силы в России. Под рабочей силой с 2017 г. понимаются лица в возрасте от 15 лет и старше, являющиеся в период проведения выборочного анализа занятыми или безработными14. Ранее в исследовании учитывались лица в возрасте 15-72 лет.
В период с 2017 по 2022 гг. в России наблюдается снижение численности рабочей силы с 76,3 млн чел. до 74,9 млн чел. (на 1,8 %): численность занятых сократилась до 72,0 млн чел. (на 0,5 %) в 2022 г., а безработных - до 2,95 млн чел. (на 25,7 %). Уровень безработицы сократился на 1,3 %. Пик безработицы приходится на 2020 г., ознаменованный ковидными ограничениями, которые коснулись в первую очередь сферу услуг (рис. 2).
При сравнении 2022 г. с 2018 г. зафиксировано снижение коэффициента напряженности на рынке труда с 2,3 единиц до 1,6. Наблюдается уменьшение на 0,7 единиц отношения среднегодовой численности безработных к среднегодовому числу вакансий, представленных работодателями в органы службы занятости населения.
14 Труд и занятость в России. 2021 : стат. сборник. M., 2021. 177 c. URL: https://rosstat.gov.ru/storage/ mediabank/Trud_2021.pdf (дата обращения: 14.10.2023).
Уровень участия в рабочей силе -показатель, характеризующий отношение численности населения, входящего в состав рабочей силы в возрасте 15 лет и старше к общему числу населения данной возрастной группы15. Этот показатель в 2017-2022 гг. сократился с 62,8 до 62,3 %, т. е. происходит снижение за весь период на 0,5 процентных пункта.
Анализ структуры занятости по уровню образования в России в 2020 г. выявил наличие у более 80 % занятого населения высшего или среднего профессионального образования. В рассматриваемый период лиц с высшим образованием было 35,4 %, со средним профессиональным (среднее
звено) - 25,6 % и по программам подготовки квалифицированных рабочих (служащих) - 19,2 %16. Среди безработных россиян 63,9 % получили высшее или среднее профессиональное образование (24,0, 21,0 и 18,9 % соответственно), 26,8 -среднее общее образование и 8,7 - основное общее образование.
В число занятых в 2020 г. входит 70,6 млн чел. По пяти наиболее распространенным видам экономической деятельности заняты более 55 % работающего населения страны, что соответствует 39,3 млн чел. ТОП-5 численности занятых по видам экономической деятельности в 2020 г. в России распределился следующим образом:
5000
4500
4000
3500
3000 U о и
2500 о.
2000 5
в-
1500 1000 500 0
Год / Year
Общая численность безработных в соответствии с методологией МОТ / Total number of unemployed according to ILO methodology ■ Уровень безработицы (по методологии МОТ), значение показателя за год / Unemployment rate (according to ILO methodology), indicator value for the year
Р и с. 2. Общая численность безработных в соответствии с методологией Международной организации труда (МОТ) и уровень безработицы (по методологии МОТ) в 2017-2022 гг. F i g. 2. The total number of unemployed in accordance with the International Labour Organization (ILO) methodology and the unemployment rate (according to the ILO methodology) in 2017-2022
Источник: составлено авторами на основе данных ЕМИСС: Уровень безработицы (по методологии МОТ) [Электронный ресурс]. URL: https://fedstat.ru/indicator/43062 (дата обращения: 14.10.2023); Общая численность безработных в соответствии с методологией МОТ [Электронный ресурс]. URL: https://fedstat.ru/indicator/33414 (дата обращения: 14.10.2023).
Source: Compiled by the authors based on data from the Unified Interdepartmental Information and Statistical System: Unemployment rate (according to the ILO methodology) [Electronic resource]. Available at: https:// fedstat.ru/indicator/43062 (accessed 14.10.2023); Total number of unemployed according to the ILO methodology [Electronic resource]. Available at: https://fedstat.ru/indicator/33414 (accessed 14.10.2023).
15 Там же.
16 Там же.
1. Оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств и мотоциклов -10,9 млн чел. (15,4 % от общей численности занятых).
2. Обрабатывающие производства -10,0 млн чел. (14,2 % от общей численности занятых).
3. Образование - 6,7 млн чел. (9,5 % от общей численности занятых).
4. Транспортировка и хранение -6,2 млн чел. (8,8 % от общей численности занятых).
5. Деятельность в области здравоохранения и социальных услуг - 5,5 млн чел. (7,8 % от общей численности занятых).
Анализ числа безработных по продолжительности поиска работы выявило, с одной стороны, увеличение количества безработных, с другой - сокращение среднего времени поиска работы. В 2017 г. продолжительность поиска работы снизилась с 7,6 до 6,3 месяцев в 2020 г. Такие изменения стали возможны за счет уменьшения модального интервала с «12 и более месяцев» до «от 1 до 3 месяцев», что свидетельствует о более высокой востребованности работников и оперативном трудоустройстве. Схожие перемены произошли и среди обучающихся очной формы обучения: увеличение общего числа безработных и сокращение среднего времени поиска работы.
В период 2019-2021 гг. количество иностранцев, получивших разрешительные документы на работу в России, увеличилось с 1,8 до 2,1 млн чел., при этом 2020 г. характеризуется снижением до 1,1 млн чел.17 Практически все иностранные граждане, получившие разрешительные документы на работу в России - выходцы из стран СНГ (95,3-98,0 % от общего числа): 1,23 млн чел. (58,5 % от общего числа иностранных граждан) - граждане Узбекистана, 730 тыс. чел. (34,7 % соответственно) -
жители Таджикистана. Согласно данным МВД, за 2022 г. оформлено 32,7 тыс. разрешений иностранным гражданам и лицам без гражданства, являющихся высококвалифицированными специалистами, что на 14,0 тыс. единиц меньше, чем в 2021 г.18 Значение рассматриваемого показателя в январе - июле 2023 г. составило 17,3 тыс. чел., что свидетельствует о снижении на 13,5 % за аналогичный период 2022 г. Миграционные перемещения высококвалифицированных и научных кадров формируют кадровый потенциал России, а учебная миграция молодежи выступает в роли источника его пополнения [19].
Постановлением Правительства Российской Федерации на 2024 г. определены допустимые значения иностранных работников по отдельным видам экономической деятельности19. Действие данного нормативного акта не распространяется на иностранных граждан, временно и постоянно проживающих в Российской Федерации, которые являются гражданами государств -членов Евразийского экономического союза (ЕАЭС), на высококвалифицированных специалистов, а также членов их семей. Таким образом, на законодательном уровне закреплены параметры и условия по привлечению и удержанию высококвалифицированных специалистов для дальнейшего трудоустройства и проживания в России. Указанная потребность отражена в российском миграционном законодательстве, но отсутствует понятие «образовательная иммиграция» [20].
Государственная поддержка рынка образовательных услуг России для иностранных граждан. Привлечение иностранных студентов для обучения в России и стимулирование продолжения трудовой деятельности на данный момент поддерживается рядом документов: приоритетный
17 Российский статистический ежегодник [Электронный ресурс] // Федеральная служба государственной статистики. URL: https://rosstat.gov.ru/folder/210/document/12994 (дата обращения: 14.10.2023).
18 Сводка основных показателей деятельности по миграционной ситуации в Российской Федерации за январь - декабрь 2022 г. [Электронный ресурс] // МВД : офиц. сайт. URL: http://government.ru/docs/ all/149685/ (дата обращения: 14.10.2023).
19 Об установлении на 2024 г. допустимой доли иностранных работников, используемых хозяйствующими субъектами, осуществляющими на территории Российской Федерации отдельные виды экономической деятельности : постановление Правительства Российской Федерации от 16.09.2023 г. № 1511 [Электронный ресурс]. URL: http://government.ru/docs/all/149685/ (дата обращения: 14.10.2023).
проект «Развитие экспортного потенциала российской системы образования»20, «Концепция продвижения российского образования на базе представительств Россотрудничества за рубежом»21, национальный проект «Образование»22, Федеральный проект «Россия - привлекательная для учебы и работы страна»23 и др.
В приоритетном проекте «Развитие экспортного потенциала российской системы образования» сформулирована цель по повышению удельного веса несырьевого экспорта России за счет увеличения престижа национального образования на мировой арене образовательных услуг. Ключевым показателем является число иностранных граждан, получающих образование в России по очной форме. Плановые значения численности иностранных обучающихся к 2025 г. должны увеличиться до 710,0 тыс. чел., а в 2022 г. составить 450,0 тыс. чел.24 По данным статистического сборника «Индикаторы образования», на начало 2021-2022 учебного года в России обучаются 22,8 тыс. чел. по программам подготовки специалистов среднего звена и 324,1 тыс. чел. - по программам бакалавриата, специалитета и магистратуры. Фактические значения превышают плановые на 102,1 тыс. чел. (на 22,7 %). Данное изменение стало возможно за счет проведения мероприятий проекта: повышение привлекательности для иностранных граждан программ подготовки в российских образовательных организациях, формирование оптимальных условий среды для нахождения иностранных граждан на период обучения в России и др.
В мае 2013 г. запущен Проект повышения конкурентоспособности российских университетов среди ведущих мировых научно-образовательных центров25, целью которого является основание в стране университетов мирового класса, объединяющих образование, предпринимательство и инновации, с усовершенствованной инфраструктурой для привлечения лучших ученых, преподавателей, управленцев и студентов.
Национальный проект «Образование» в части Федерального проекта «Экспорт образования», реализуемый до 31 декабря 2024 г., содержит плановые значения по трудоустройству иностранных студентов в отечественных организациях, включая российские компании, находящиеся за рубежом.
Федеральный проект «Россия - привлекательная для учебы и работы страна» предусматривает создание условий для привлечения и закрепления иностранных студентов и талантливой молодежи. Среди показателей федерального проекта - увеличение числа обучающихся иностранцев в России до 450 тыс. чел. в 2030 г. и повышение численности иностранных обучающихся, постоянно проживающих на территории России, до 50 тыс. чел. Для достижения плановых значений в 2021 г. разработаны и сформированы система отбора талантов и предоставления грантов иностранным студентам; программа упрощенного оформления вида на жительство высококвалифицированным специалистам; общие подходы к системе учета и управления миграционными процессами. В 2022-2023 гг. работа продолжена и направлена на создание условий для привлечения
20 Развитие экспортного потенциала российской системы образования : паспорт приоритетного проекта от 30.05.2017 г. № 6 [Электронный ресурс]. URL: https://legalacts.ru/doc/pasport-prioritetnogo-proekta-razvitie-eksportnogo-potentsiala-rossiiskoi-sistemy-obrazovanija/ (дата обращения: 14.10.2023).
21 Концепция продвижения российского образования на базе представительств Россотрудничества за рубежом : утв. МИД России 27.03.2014 г. [Электронный ресурс]. URL: https://legalacts.ru/doc/ kontseptsija-prodvizhenija-rossiiskogo-obrazovanija-na-baze-predstavitelstv-rossotrudnichestva-za/ (дата обращения: 14.10.2023).
22 Образование : национальный проект [Электронный ресурс]. URL: https://minobrnauki.gov.ru/files/ NP_Obrazovanie.htm (дата обращения: 14.10.2023).
23 Россия - привлекательная для учебы и работы страна : федер. проект [Электронный ресурс]. URL: https://www.economy.gov.ru/material/directions/fed_proekt_rossiya_privlekatelnaya_dlya_ucheby_i_ raboty_strana/ (дата обращения: 14.10.2023).
24 Индикаторы образования: 2023 : стат. сборник [Электронный ресурс] / Н. В. Бондаренко [и др.]. М. : НИУ ВШЭ, 2023. 432 с. URL: https://issek.hse.ru/mirror/pubs/share/819352620.pdf (дата обращения: 14.10.2023).
25 Проект 5-100 [Электронный ресурс]. URL: https://5100.itmo.ru/ru/page/11/ (дата обращения: 14.10.2023).
и закрепления иностранных студентов и талантливой молодежи: обеспечена деятельность российских педагогических работников в иностранных государствах (414 чел. в 2022 г. и 621 чел. в 2023 г.); оказана грантовая поддержка талантливым иностранным студентам (8,5 тыс. чел. в 2021 г. и 9,0 тыс. чел. в 2023 г.). Продолжение реализации перечисленных видов работ запланировано на 2024 г.: повышение числа педагогических работников, осуществляющих трудовую деятельность за рубежом до 1 035 чел., увеличение грантовой поддержки до 10 тыс. чел.
Президент России объявил 2022-2031 гг. Десятилетием науки и технологий, в рамках которого реализуется инициатива «Научно-популярный туризм»26, основной целью которой является привлечение талантливой молодежи в сферу исследований и разработок, повышение доступности информации о достижениях и перспективах российской науки, в том числе и через привлечение иностранных граждан.
На базе официального сайта Министерства науки и высшего образования Российской Федерации создана информационная платформа о высшем образовании в России для иностранных граждан, на которой представлены сведения об образовании и жизни в стране, а также актуальные новости. Она направлена на привлечение иностранных граждан для обучения в России27.
Обобщая действующие в стране мероприятия государственной поддержки по привлечению иностранных граждан для получения образования и последующего трудоустройства, можно определить их направленность на стимулирование поступления в российские образовательные организации и на расширение позиционирования отечественного рынка образовательных услуг, в том числе и через конгрессно-выставочную деятельность.
Результаты исследования
Численность иностранных студентов, обучающихся в России. По результатам изучения динамики численности иностранных студентов, обучающихся по программам подготовки специалистов среднего звена и высшего образования в России в 2010-2011 учебном году и в период с 2018-2019 по 2021-2022 учебные годы выявлено преобладание студентов, обучающихся по программам высшего образования. Более 90 % иностранных граждан, обучающихся в России - студенты программ бакалавриата, специалитета или магистратуры. За рассматриваемый период численность иностранных студентов увеличилась на 173,9 тыс. чел.: по программам подготовки специалистов среднего звена на 10,7 тыс. чел., по программам высшего образования - 163,2 тыс. чел. Данное изменение свидетельствует о двукратном увеличении по всем категориям до 346,9 тыс. чел. (рис. 3).
Обучение проходит преимущественно в государственных и муниципальных организациях - от 81,2 % (2010-2011 учебный год), до 90,7 % (2020-2021 учебный год). Иностранные студенты, выбирая образовательную организацию в чужой стране, исходят из представительности образовательной организации, известности и надежности. По данным социологического исследования «Перспективы и проблемы обучения иностранных граждан в образовательных организациях высшего образования Российской Федерации» выявлено пристальное внимание иностранных обучающихся на позиции российских вузов в международных и/или национальных рейтингах28. Государственным и муниципальным организациям за счет представительности и большей надежности легче попасть в различные рейтинги, а также выделять дополнительное финансирование на рекламу, в том числе в рамках конгрессно-выставочной деятельности за рубежом.
26 Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия науки и технологий : Указ Президента Российской Федерации от 25.04.2022 г. № 231 [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru/acts/ bank/47771 (дата обращения: 14.10.2023).
27 Официальный сайт о высшем образовании в России для иностранных студентов STUDY IN RUSSIA [Электронный ресурс]. URL: https://www.studyrnrussia.com/ (дата обращения: 14.10.2023).
28 Обучение иностранных граждан в российских учреждениях высшего образования. М. : ФГАНУ «Центр социологических исследований», 2020. 84 с. URL: https://publications.hse.ru/pubs/share/ direct/783615127.pdf (дата обращения: 14.10.2023).
Р и с. 3. Динамика численности иностранных студентов, обучающихся по программам подготовки специалистов среднего звена и высшего образования в России, тыс. чел.
F i g. 3. Dynamics of the number of foreign students enrolled in training programs for mid-level specialists and higher education in Russia, thousand people
Источник: составлено авторами на основе данных статистического сборника Индикаторы образования: 2023 : стат. сб. [Электронный ресурс] / Н. В. Бондаренко [и др.]. М. : НИУ ВШЭ, 2023. 432 с. URL: https://issek.hse.ru/mirror/pubs/share/819352620.pdf (дата обращения: 14.10.2023). Source: Compiled by the authors based on data from a statistical collection Bondarenko N.V., Varlamova T.A., Gokhberg L.M., Zorina O.A., Kuznetsova V.I., Ozerova O.K., et al. Indicators of Education in the Russian Federation: 2023 : Data Book [Electronic resource]. Moscow : HSE; 2023. Available at: https://issek.hse.ru/ mirror/pubs/share/819352620.pdf (accessed 14.10.2023).
По программам подготовки специалистов среднего звена наблюдается увеличение удельного веса иностранных студентов от общей численности с 0,6 % (2010-2011 учебный год) до 0,8 (2020-2021 учебный год). Максимальные значения зафиксированы в 2018-2019 учебном году - 1,1 %. Такой незаметный прирост удельного веса объясняется подготовкой специалистов среднего звена, начинающейся в более раннем возрасте, поскольку переезд несовершеннолетнего без сопровождения родителей невозможен. Отмечается ориентированность программ среднего профессионального образования (СПО) на внутренние рынки, подготовка по высокотехнологичным профессиям и специальностям, создание образовательно-производственных центров (кластеров).
По программам бакалавриата, специа-литета, магистратуры в рассматриваемый период удельный вес иностранных обучающихся от общей численности студентов вырос на 5,6 процентных пункта и в 2020-2021 учебном году составил 7,9 %.
Данные изменения стали возможны за счет увеличения доступности информации об обучении в России для иностранных студентов; реализации мер по совершенствованию миграционного законодательства; увеличения числа образовательных программ российских университетов, имеющих международную аккредитацию; организации олимпиад и конкурсов с целью отбора иностранных граждан на обучение по квоте и иным факторам.
Анализ направления прибытия для обучения в Россию иностранных граждан выявил преимущество среди жителей стран СНГ, Балтии, Грузии, Абхазии и Южной Осетии: 72,5 % (2010-2011 учебный год) от общего числа иностранных студентов, обучающихся в России и 64,3 % (2021-2022 учебный год) соответственно. За рассматриваемый период наблюдается увеличение числа студентов из представленных стран до 208,5 тыс. чел. в 2021-2022 учебном году или на 91,8 тыс. чел., при снижении удельного веса на 8,2 процентных пункта, что произошло
ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ. Т. 28, № 3. 2024
Казахстан / Kazakhstan
Узбекистан / Uzbekistan
Туркменистан / Turkmenistan
Таджикистан / Tajikistan
Беларусь / Belarus
Украина / Ukraine
Киргизия / Kyrgyzstan
Азербайджан / Azerbaijan
Молдова / Moldova
Грузия, Абхазия и Южная Осетия / Georgia, Abkhazia and Republic of South Ossetia Армения / Armenia
Литва, Латвия, Эстония / Lithuania, Latvia, Estonia
Р и с. 4. Структура иностранных студентов из стран СНГ и Балтии, Грузии, Абхазии и Южной Осетии, обучающихся по программам бакалавриата, специалитета, магистратуры в России в 2021-2022 учебном году, %
F i g. 4. Structure of foreign students by citizenship pursuing bachelor degree, Specialist Diploma, master degree programs in Russia in the 2021-2022 academic year, %
Источник: составлено авторами на основе данных статистического сборника Индикаторы образования: 2023 : стат. сб. [Электронный ресурс] / Н. В. Бондаренко [и др.]. М. : НИУ ВШЭ, 2023. 432 с. URL: https://issek.hse.ru/mirror/pubs/share/819352620.pdf (дата обращения: 14.10.2023). Source: Compiled by the authors based on data from the statistical collection Bondarenko N.V., Varlamova T.A., Gokhberg L.M., Zorina O.A., Kuznetsova V.I., Ozerova O.K., et al. Indicators of Education in the Russian Federation: 2023 : Data Book [Electronic resource]. Moscow : HSE; 2023. Available at: https://issek.hse.ru/mirror/pubs/share/819352620.pdf (accessed 14.10.2023).
благодаря росту численности студентов из стран дальнего зарубежья в 3 раза -до 115 тыс. чел. в 2021-2022 учебном году или прирост на 77,9 тыс. чел. Удельный вес при этом вырос на 12,4 процентных пункта от общего числа иностранных студентов, обучающихся в России в 2021-2022 учебном году и достиг значения 35,5 %. Текущие трансформации требуют внимания к этнонациональным особенностям иностранных студентов, системе мотивации при организации процесса обучения и включения в культуру России [21].
Структура иностранных студентов из стран СНГ и Балтии, Грузии, Абхазии и Южной Осетии, обучающихся по программам бакалавриата, специалитета, магистратуры в России в 2021-2022 учебном году распределилась неравномерно. Наибольшая доля принадлежит Узбекистану (29,3 %), Казахстану (23,3 %), Туркменистану (14,7 %) и Таджикистану (11,1 %) - в сумме по четырём странам порядка 80 % студентов обучаются
по программам высшего образования в России (рис. 4).
Несмотря на сокращение удельного веса иностранных студентов в общей численности, основным поставщиком обучающихся в Россию остаются страны СНГ, поскольку являются близкими по социально-культурному поведению и традициям, в отличие от студентов стран дальнего зарубежья. Заложенные со времен СССР праздники, ценности, устройство общества и иные параметры актуальны в большинстве стран СНГ. Минимальный языковой барьер и близость культурно-бытовых ценностей минимизирует период адаптации студентов, за счет чего происходит более комфортное включение в коллектив и учебный процесс. Дальнейшая мотивация к обучению и/или подготовке научных и научно-педагогических кадров, привлечению к трудовой деятельности в России для развития высокотехнологичных отраслей и подготовки высококвалифицированных специалистов является продолжением
проводимой государственной политики. Фактором, предопределяющим высокую долю иностранных студентов из государств Центральной Азии, является проблема доступа к образованию в данных странах из-за ограниченности количества мест в вузах и роста числа потенциальных абитуриентов [22].
После окончания образовательной организации больше трети иностранных студентов (37,3 %) планируют остаться в РФ с целью трудоустройства для приобретения профессионального опыта, для продолжения обучения или из-за того, что считают Россию более динамичной и перспективной29.
Федеральным проектом «Россия - привлекательная для учебы и работы страна» запланировано достижение следующих результатов к 2024 г.: не менее 20 тыс. иностранных студентов остались жить и работать в России и 300 тыс. иностранных работников привлечено дополнительно30.
Вероятность включения иностранных студентов в состав рабочей силы России. По оценкам Росстата миграционный прирост по среднему варианту прогноза на 2035 г. составит 263,6 тыс. чел., что в 4,3 раза выше значений 2022 г.31 Необходимо отметить, что прогнозные значения рассчитаны по данным за 2019 г. Материалы обновлялись в июне 2020 г. и с тех пор не пересчитывались, т. е. в прогнозную модель не включены масштабы миграционного прироста в последние три года, изменявшиеся в диапазоне от 62,0 тыс. чел. (2022 г.) до 430,0 тыс. чел. (2021 г.) За год миграционный прирост сократился практически в 7 раз. Подобные изменения могут поставить под угрозу выполнение федерального проекта «Россия - привлекательная для учебы и работы страна», а также целевых показателей стратегических документов развития страны и национальных проектов, направленных на прирост численности населения.
Российская Федерация заинтересована не только в привлечении иностранных студентов, но и последующем их удержании в стране. По оценкам специалистов из Института демографических исследований ФНИСЦ РАН, значительные масштабы эмиграции приводят к оттоку человеческого капитала из ряда стратегически важных регионов России [23].
На данный момент разработаны и приняты нормативные и правовые акты, упрощающие получение разрешительных миграционных документов (страны ЕАЭС в них не нуждаются). В федеральные проекты и стратегии включаются разделы, мотивирующие к поступлению в российские вузы иностранных абитуриентов из числа талантливой молодежи, через предоставление государственных квот на бюджетное обеспечение или системы скидок победителям международных олимпиад.
Федеральным проектом «Россия - привлекательная для учебы и работы страна» предусмотрено привлечение иностранной рабочей силы с учетом потребностей российской экономики в трудовых ресурсах32. Для достижения целевых показателей запланировано открытие центров доиммиграционной подготовки в Республике Узбекистан (2022 г.), в Республике Таджикистан (2023 г.) и Кыргызской Республике (2024 г.). Как результат запланировано привлечение дополнительно качественных иностранных трудовых ресурсов в 2023 г. - 100 тыс. чел., в 2024 г. -300 тыс. чел. и в 2030 г. - 900 тыс. чел. В качестве инструментов достижения целевых показателей в 2022 г. запущены 18 сервисов цифровой платформы «Единый портал государственных услуг» (ЕПГУ) и мобильное приложение для иностранцев, на 2024 г. запланировано внедрение системы учета и управления миграционными процессами.
Страны-доноры, преимущественно бывшие союзные государства, среди которых лидируют Казахстан, Таджикистан,
29 Обучение иностранных граждан в российских учреждениях высшего образования.
30 Россия - привлекательная для учебы и работы страна : федер. проект [Электронный ресурс].
31 Миграционный прирост (прогноз) [Электронный ресурс] // ЕМИСС: государственная статистика. URL: https://fedstat.ru/indicator/36726 (дата обращения: 14.10.2023).
32 Россия - привлекательная для учебы и работы страна : федер. проект [Электронный ресурс].
Туркменистан и Узбекистан, разрабатывают собственные программы, направленные на удержание талантливой молодежи в стране и организацию международного обмена.
Основным документом, регулирующим образовательную миграцию в Республике Казахстан, является «Концепция развития высшего образования и науки в Республике Казахстан на 2023-2029 гг.»33. Речь идет о запуске стипендиальной программы для иностранных граждан, в том числе для лиц казахской диаспоры, не являющихся гражданами Республики Казахстан; доступе талантливой молодежи к обучению в лучших университетах мира по международной стипендии «Болашак»; расширении экспортных возможностей казахстанских вузов через открытие филиалов за рубежом; создании Альянса университетов и Альянса студентов стран Центральной Азии; открытии Сетевого университета Совета тюркских государств; внедрении онлайн-портала Study in Kazakhstan в целях организации площадки для получения консультаций иностранным студентам. Благодаря реализации перечисленных мер планируется увеличение доли иностранных студентов в системе высшего образования от общего количества студентов с 7,1 % (2023 г.) до 10,0 % (2029 г.) [24].
Закон Республики Таджикистан об Образовании в ст. 45 «Стипендия и другие денежные выплаты» предусматривает получение стипендии иностранным гражданам, обучающимся согласно квотам, выделяемым Правительством
Республики Таджикистан34. Государство имеет тесные связи с Россией в части образования [25]. С 2015 г. ежегодно проводятся совместные образовательно-просветительские экспедиции, увеличивается число таджикских студентов, обучающихся в российских вузах; открываются филиалы российских учебных заведений на территории Таджикистана. Минобрнауки России на постоянной основе оказывает поддержку деятельности Российско-Таджикского (Славянского) университета (РТСУ), который занимает ведущее место среди вузов Таджикистана по качеству преподавания и уровню подготовки выпускаемых специалистов35. С точки зрения Национальной стратегии развития Таджикистана до 2030 г. на 20 % увеличится число квалифицированных учителей, в том числе с помощью международного сотрудничества по вопросам подготовки36.
В Республике Туркменистан основным документом, регулирующим образовательные процессы, является Закон Туркменистана «Об образовании»37, где регламентированы принципы государственной политики и гарантии прав граждан в области образования. В ст. 4 речь идет об оказании содействия в получении образования гражданами Туркменистана в иностранных государствах посредством предоставления специальных государственных стипендий, включая стипендии для обучения. Наиболее активное взаимодействие Республики в сфере образования на данный момент реализуется с Россией38. На встрече министров
33 Концепция развития высшего образования и науки в Республике Казахстан на 2023-2029 гг. : постановление Правительства Республики Казахстан от 28.03.2023 г. № 248 [Электронный ресурс]. URL: https://adilet.zan.kz/rus/docs/P2300000248 (дата обращения: 14.10.2023).
34 Об образовании : закон Республики Таджикистан от 06.03.2013 г. № 1095 [Электронный ресурс]. URL: https://medical.tnu.tj/wp-content/uploads/2023/03/zakon-respubliki-tadzhikistan-ob-obrazovanii.pdf (дата обращения: 14.10.2023).
35 Сотрудничество России и Таджикистана: филиалы российских вузов, совместные экспедиции и Славянский Университет [Электронный ресурс] // Минобрнауки : офиц. сайт. URL: https://minobrnauki. gov.ru/press-center/news/mezhdunarodnoe-sotrudnichestvo/48309/ (дата обращения: 14.10.2023).
36 Национальная стратегия развития Таджикистана на период до 2030 г [Электронный ресурс]. 2016. URL: https://medt.tj/documents/main/strategic_national_programm/strategic_national_prog_ru.pdf (дата обращения: 14.10.2023).
37 Об образовании : закон Туркменистана, принятый 04.05.2013 г. [Электронный ресурс]. URL: https:// nic.gov.tm/media/uploads/2023/06/14/rnbekv.pdf (дата обращения: 14.10.2023).
38 Россия и Туркмения приняли план совместной работы в сфере высшего образования [Электронный ресурс] // Минобрнауки : офиц. сайт. URL: https://minobrnauki.gov.ru/press-center/news/novosti-ministerstva/61859/ (дата обращения: 14.10.2023).
образования (декабрь 2022 г.) обсуждались вопросы сотрудничества в сфере высшего образования: создание в Туркменистане совместного университета, расширение сотрудничества в части изучения русского языка и др. Итогом встречи стало подписание сторонами плана мероприятий деятельности российско-туркменской рабочей группы на 2022-2023 гг.
Республика Узбекистан разработала и приняла концепцию развития системы высшего образования до 2030 г.39, которая предусматривает вовлечение высших образовательных учреждений республики в международные рейтинги, направлена на увеличение числа иностранных граждан, обучающихся в Узбекистане. Достижение поставленных целей планируется благодаря повышению инвестиционной привлекательности и конкурентоспособности системы высшего образования. К 2030 г. планируется увеличить долю иностранных студентов до 15,0 % при текущих значениях 2019 г. в 1,0 % от общего количества студентов.
Обсуждение и заключение
В ходе исследования выявлено уменьшение текущих параметров рабочей силы России, а также числа занятых и безработных. Наблюдается снижение уровня занятости и безработицы, участия в рабочей силе и коэффициента напряженности на рынке труда, сокращение среднего времени поиска работы. Преобладающая часть занятых относятся к оптовой и розничной торговле, а также обрабатывающим производствам. Численность иностранных граждан, получивших разрешительные документы на работу в России увеличивается, большая часть из них - жители Узбекистана и Таджикистана. В то же время прослеживается снижение числа иностранных граждан, являющихся высококвалифицированными специалистами.
Проводимая государством программа по расширению доступности рынка образовательных услуг для иностранных студентов направлена не только на привлечение
граждан, особенно талантливой молодежи, но и на удержание их на территории страны путем трудоустройства в российских компаниях, в том числе для работы за рубежом.
Проанализирован опыт стран-доноров иностранных студентов - преимущественно бывшие союзные государства, среди которых лидируют Казахстан, Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан. Изучение текущей системы высшего образования Казахстана и Узбекистана позволило определить нацеленность на привлечение иностранных студентов, в том числе из тюркских государств, а также сохранение талантливой молодежи в стране. В Таджикистане и Туркменистане основные меры направлены на повышение качества образования, включая международное сотрудничество и обмен, посредством формирования совместной с Россией программ развития (дорожной карты).
Таким образом, меры по привлечению иностранных студентов для обучения в России и последующего удержания в стране в качестве высококвалифицированных специалистов оказывают влияние с точки зрения увеличения численности иностранных студентов. Однако остаются некоторые вопросы, среди которых можно выделить дефицит высококвалифицированных специалистов, опасения самих выпускников по дальнейшей социализации в стране, а также разработанность методов по удержанию иностранных выпускников в числе рабочей силы в России.
Полученные в ходе исследования образовательной миграции как инструмента привлечения иностранных студентов на рынок труда России результаты могут стать основой государственной миграционной и образовательной политики, а также использованы в качестве обоснования разработки и/или внесения изменений в сфере совершенствования законодательного регулирования образовательной миграции и последующего привлечения иностранных выпускников к трудоустройству в России.
39 Об утверждении концепции развития системы высшего образования Республики Узбекистан до 2030 г. : Указ Президента Республики Узбекистан от 08.10.2019 г. № УП-5847 [Электронный ресурс]. URL: https://lex.uz/ru/docs/4545887 (дата обращения: 14.10.2023).
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Акульшина А. В., Завьялова Л. А. Интернационализация высшего образования: международные векторы стратегии развития университета // Высшее образование в России. 2018. Т. 27, № 8-9. С. 117-125. https://doi.org/10.31992/0869-3617-2018-27-8-9-117-125
2. Анпилова Е. С., Бондарев М. Г. Интернационализация высшего образования в России: кейс Южного Федерального университета // Вестник Воронежского государственного университета. Сер.: Проблемы высшего образования. 2018. № 3. С. 80-87. EDN: LZQXUT
3. Лебедева Т. В. Влияние международной образовательной миграции на развитие современной системы высшего образования в Российской Федерации // Векторы благополучия: экономика и социум. 2022. Т. 47, № 4. С. 23-39. https://doi.org/10.18799/26584956/2022/4/1345
4. Береговая О. А., Кудашов В. И. Интернационализация высшего образования в условиях глобализации // Перспективы науки и образования. 2019. Т. 39, № 3. С. 31-43. https://doi.org/10.32744/pse.2019.3.3
5. Ременцова Н. А. Интернационализация образовательных услуг: тенденции и стратегии // Вестник РГГУ. Сер. «Экономика. Управление. Право». 2020. № 4. С. 47-58. URL: https://economics.rsuh.ru/jour/ article/view/278 (дата обращения: 13.10.2023).
6. Смоляков Д. А. Институциональные условия интернационализации высшего образования: массовая высшая школа // Образование и наука. 2021. Т. 23, № 5. С. 11-37. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2021-5-11-37
7. Филимонова Н. Ю. Интернационализация образования: мировой и российский опыт // Актуальные вопросы профессионального образования. 2016. № 3 (4). С. 54-57. EDN: XEHKTB
8. Воробьева О. Д., Гребенюк А. А., Лебедева Т. В. Учебная миграция в Российскую Федерацию: региональная дифференциация и вклад в социально-экономическое развитие регионов // Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. 2021. № 1 (65). № статьи. 6506. URL: https://eee-region.ru/article/6506/ (дата обращения: 13.10.2023).
9. Агабекян Р. Л. Международная образовательная миграция: проблемы, задачи и направления совершенствования // Региональные проблемы преобразования экономики. 2023. № 12. С. 221-226. https://doi. org/10.26726/1812-7096-2023-12-221-226
10. Волох В. А., Гришаева С. А. Международная образовательная миграция в современной России: особенности, проблемы и перспективы // Социальная политика и социология. 2017. Т. 16. № 1 (120). С. 80-87. EDN: YKVCPH
11. Петров В. В. Развитие университетских систем в трансформирующихся обществах // Профессиональное образование в современном мире. 2020. Т. 10, № 2. С. 3666-3673. https://doi.org/10.15372/ PEMW20200203
12. Антонова Н. Л., Сущенко А. Д. Академическая репутация университета как фактор лидерства на глобальном образовательном рынке // Высшее образование в России. 2019. Т. 29, № 6. С. 144-152. https:// doi.org/10.31992/0869-3617-2020-6-144-152
13. Воронина Н. А. Интеллектуальная миграция: зарубежный и российский опыт регулирования // Труды Института государства и права РАН. 2018. Т. 13, № 6. С. 158-183. URL: http://igpran.ru/izdaniya/ zhurnal-trudy-instituta-gosudarstva-i-prava-ran/arkhiv/5012/ (дата обращения: 13.10.2023).
14. Береговая О. А., Лопатина С. С., Отургашева Н. В. Тьюторское сопровождение как инструмент социокультурной адаптации иностранных студентов в российском вузе // Высшее образование в России. 2020. Т. 29, № 1. С. 156-165. https://doi.org/10.31992/0869-3617-2020-29-1-156-165
15. Тимченко Н. С., Кочетова Ю. Ю., Бендрикова А. Ю. Академическая и средовая адаптация иностранных студентов медицинского вуза // Знание. Понимание. Умение. 2020. № 2. С. 175-185. http://dx.doi. org/10.17805/zpu.2020.2.16
16. Патласов О. Ю. Механизм управления международной образовательной миграцией в потоке интернационального миграционного движения населения в Омской области // Финансовые исследования. 2024. Т. 25, № 1 (82). С. 174-181. http://dx.doi.org/10.54220/finis.1991-0525.2024.82.1.014
17. Николаев В. К. Экспорт образования в вузах России в условиях новой реальности // Высшее образование в России. 2022. Т. 31, № 2. С. 149-166. https://doi.org/10.31992/0869-3617-2022-31-2-149-166
18. Кошелева Е. Ю., Алхалди Ахмед М. А. Иностранный студент и вуз: практики социокультурной адаптации // Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири. 2020. № 3. С. 133-143. EDN: JTYOEX
19. Бараненкова Т. А. Миграция высококвалифицированных кадров: современные тенденции и механизмы регулирования // Вестник Института экономики Российской академии наук. 2020. № 5. С. 79-93. EDN: YXMSHX
20. Шитова Н. Б. Образовательная миграция в России: концептуальные вопросы правового регулирования // Журнал российского права. 2020. № 7. С. 98-111. https://doi.org/10.12737/jrl.2020.083
21. Думнова Э. М., Муха В. Н. Лингвокультурная адаптация мигрантов в условиях образовательной миграции в Россию // Гуманитарный вектор. 2022. Т. 17, № 2. С. 131-142. https://doi.org/10.21209/1996-7853-2022-17-2-131-142
22. Лобарев Д. С., Калыкова Ч. И. Современные тенденции образовательной миграции в государствах Центральной Азии // Псковский регионологический журнал. 2021. Т. 17, № 3. С. 92-102. https:// doi.org/10.37490/S221979310016612-6
23. Храмова М. Н., Скоблина Е. В., Зорин Д. П. Иммиграция vs эмиграция: компенсаторная роль миграции в демографическом развитии регионов России // ДЕМИС. Демографические исследования. 2022. Т. 2, № 4. С. 110-122. https://doi.org/10.19181/demis.2022.2.4.8
24. Образовательная политика Казахстана в условиях миграции молодежи / В. Ю. Леденева [и др.] // Высшее образование в России. 2021. Т. 30, № 6. С. 156-168. https://doi.org/10.31992/0869-3617-2021-30-6-156-168
25. Ризоен Ш. Ш. Внешняя образовательная миграция молодежи Таджикистана как двухуровневый ресурс «мягкой силы» // Дискурс-Пи. 2021. Т. 18, № 1 (42). С. 158-175. https://dx.doi.org/10.24412/1817-9568-2021-1-158-175
REFERENCES
1. Akulshina A.V., Zavialova L.A. Internationalization of Higher Education: International Vectors of the University Development Strategy. Higher Education in Russia. 2018;27(8-9):117-125. (In Russ., abstract in Eng.) https://doi.org/10.31992/0869-3617-2018-27-8-9-117-125
2. Anpilova E.S., Bondarev M.G. Internationalization of Higher Education in Russia: The Case of the Southern Federal University. Proceedings of Voronezh State University. Series: Problems of Higher Education. 2018;(3):80-87. (In Russ., abstract in Eng.) EDN: LZQXUT
3. Lebedeva T.V. Impact of International Educational Migration for the Development of the Modern System of Higher Education in Russian Federation. Journal of Wellbeing Technologies. 2022;47(4):23-39. (In Russ., abstract in Eng.) https://doi.org/10.18799/26584956/2022/4Z1345
4. Beregovaya O.A., Kudashov V.I. Internationalization of Higher Education in the Context of Globalization. Perspectives of Science and Education. 2019;39(3):31-43. (In Russ., abstract in Eng.) https://doi. org/10.32744/pse.2019.3.3
5. Rementsova N.A. Internationalization of Educational Services: Trends and Strategies. RSUH / RGGU Bulletin. "Economics. Management. Law" Series. 2020;(4):47-58. (In Russ., abstract in Eng.) Available at: https://economics.rsuh.ru/jour/article/view/278 (accessed 13.10.2023).
6. Smaliakov D.A. Institutional Conditions of Internationalization of Higher Education: Mass Higher School. The Education and Science Journal. 2021;23(5):11-37. (In Russ., abstract in Eng.) https://doi. org/10.17853/1994-5639-2021-5-11-37
7. Filimonova N.Yu. Internationalization of Education: World and Russian Experience. Actual Problems of Professional Education. 2016;(3):54-57. (In Russ., abstract in Eng.) EDN: XEHKTB
8. Vorobieva O.D., Grebenyuk A.A., Lebedeva T.V. Educational Migration to the Russian Federation: Regional Differentiation and Contribution to the Socio-Economic Development of Regions. Regional Economy and Management: Electronic Scientific Journal. 2021;(1):6506. (In Russ., abstract in Eng.) Available at: https://eee-region.ru/article/6506/ (accessed 13.10.2023).
9. Aghabekyan R.L. International Educational Migration: Problems, Tasks and Areas of Improvement. Regional Problems of Transforming the Economy. 2023;(12):221-226. (In Russ., abstract in Eng.) https://doi. org/10.26726/1812-7096-2023-12-221-226
10. Volokh V.A., Grishaeva S.A. International Educational Migration in Modern Russia: Features, Problems and Prospects. Social Policy and Sociology. 2017;16(1):80-87. (In Russ., abstract in Eng.) EDN: YKVCPH
11. Petrov V.V. University Systems Development in Transforming Societies. Professional Education in the Modern World. 2020;10(2):3666-3673. (In Russ., abstract in Eng.) https://doi.org/10.15372/ PEMW20200203
12. Antonova N.L., Sushchenko A.D. University Academic Reputation as a Leadership Factor in the Global Educational Market. Higher Education in Russia. 2019;29(6):144-152. (In Russ., abstract in Eng.) https://doi.org/10.31992/0869-3617-2020-6-144-152
13. Voronina N.A. Intellectual Migration: Foreign and Russian Experience of Management. Proceedings of the Institute of State and Law of the RAS. 2018;13(6):158-183. (In Russ., abstract in Eng.) Available at: http:// igpran.ru/izdaniya/zhurnal-trudy-instituta-gosudarstva-i-prava-ran/arkhiv/5012/ (accessed 13.10.2023).
14. Beregovaya O.A., Lopatina S.S., Oturgasheva N.V. Tutor Support as a Tool of Social-Cultural Adaptation of International Students in Russian Universities. Higher Education in Russia. 2020;29(1):156-165. (In Russ., abstract in Eng.) https://doi.org/10.31992/0869-3617-2020-29-1-156-165
15. Timchenko N.S., Kochetova Yu.Yu., Bendrikova A.Yu. Academic and Environmental Adaptation of Foreign Students at a Medical University. Knowledge. Understanding. Ability. 2020;(2):175-185. (In Russ., abstract in Eng.) http://dx.doi.org/10.17805/zpu.2020.2.16
16. Patlasov O.Yu. Mechanism for Managing International Educational Migration within the Flow of International Population Movements in the Omsk Region. Financial Research. 2024;25(1):174-181. (In Russ., abstract in Eng.) http://dx.doi.org/10.54220/finis.1991-0525.2024.82.1.014
17. Nikolaev V.K. Exporting Russian Higher Education in the Conditions of a New Reality. Higher Education in Russia. 2022;31(2):149-166. (In Russ., abstract in Eng.) https://doi.org/10.31992/0869-3617-2022-31-2-149-166
18. Kosheleva E.Yu., Alhaldi Ahmed M.A. A Foreign Students and Universities: Social and Cultural Adaptation Practices. The Bulletin on Pedagogics and Psychology of Southern Siberia. 2020;(3):133-143. (In Russ., abstract in Eng.) EDN: JTYOEX
19. Baranenkova T.A. Migration of Highly Qualified Personnel: Modern Trends and Mechanisms of Regulation. Vestnik instituía ekonomiki Rossiyskoy akademii nauk. 2020;(5):79-93. (In Russ., abstract in Eng.) EDN: YXMSHX
20. Shitova N.B. Educational Migration in Russia: Conceptual Issues of Legal Regulation. Journal of Russian Law. 2020;(7):98-111. (In Russ., abstract in Eng.) https://doi.org/10.12737/jrl.2020.083
21. Dumnova E.M., Mukha V.N. Linguocultural Adaptation of Migrants in the Context of Educational Migration to Russia. Humanitarian Vector. 2022;17(2):131-142. (In Russ., abstract in Eng.) https://doi. org/10.21209/1996-7853-2022-17-2-131-142
22. Lobarev D.S., Kalykova Sh. Modern Trends in Educational Migration in the States of Central Asia. Pskov Journal of Regional Studies. 2021;17(3):92-102. (In Russ., abstract in Eng.) https://doi.org/10.37490/ S221979310016612-6
23. Khramova M.N., Skoblina E.V., Zorin D.P. Immigration vs Emigration: The Compensatory Role of Migration in the Demographic Development of Russian Regions. Demis. Demographic Research. 2022;2(4):110-122. (In Russ., abstract in Eng.) https://doi.org/10.19181/demis.2022.2.4.8
24. Ledeneva V.Yu., Lomakina O.V., Dzhunusov A.M., Begasilov B.T. Educational Policy of Kazakhstan in the Context of Youth Migration. Higher Education in Russia. 2021;30(6):156-168. (In Russ., abstract in Eng.) https://doi.org/10.31992/0869-3617-2021-30-6-156-168
25. Rizoyon Sh.Sh. Foreign Education of Tajik Youth as a Two-Way Resource of Soft Power. Scientific Journal "Discourse-P". 2021;18(1):158-175. (In Russ., abstract in Eng.) https://dx.doi.org/10.24412/1817-9568-2021-1-158-175
Об авторах:
Ростовская Тамара Керимовна, доктор социологических наук, профессор, заместитель директора Института демографических исследований ФНИСЦ РАН (119333, Российская Федерация, г. Москва, ул. Фотиевой, д. 6, корп. 1), директор Института современных языков, межкультурной коммуникации и миграций Российского университета дружбы народов (117198, Российская Федерация, г. Москва, ул. Миклухо-Маклая, д. 6), ORCID: https://orcid.org/0000-0002-1629-7780, Researcher ID: F-5579-2018, [email protected]
Давлетшина Лейсан Анваровна, кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры статистики Государственного университета управления (109542, Российская Федерация, г. Москва, Рязанский пр-т, д. 99), ORCID: https://orcid.org/0000-0002-1497-1751, [email protected]
Заявленный вклад авторов:
Т. К. Ростовская - научное руководство; обеспечение ресурсами; критический анализ и доработка текста.
Л. А. Давлетшина - изучение концепции; подготовка начального варианта текста; сбор данных и доказательств; визуализация/представление данных в тексте; компьютерные работы; формализованный анализ данных; критический анализ и доработка текста
Все авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.
Поступила 12.02.2024; одобрена после рецензирования 28.04.2024; принята к публикации 06.05.2024.
About the authors:
Tamara K Rostovskaya, Dr.Sci. (Sociol.), Professor, Deputy Director for Research, Institute for Demographic Research - Branch of the Federal Center of Theoretical and Applied Sociology of the Russian Academy of Sciences (6 bd. 1 Fotieva St., Moscow 119333, Russian Federation), Director of the Institute of Modern Languages, Intercultural Communication and Migration, Peoples' Friendship University of Russia (6 Miklukho-Maklaya St., Moscow 117198, Russian Federation), ORCID: https://orcid.org/0000-0002-1629-7780, Researcher ID: F-5579-2018, [email protected]
Leysan A. Davletshina, Cand.Sci. (Econ.), Associate Professor, Associate Professor of the Chair of Statistics, State University of Management (99 Ryazan Ave., Moscow 109542, Russian Federation), ORCID: https:// orcid.org/0000-0002-1497-1751, [email protected]
Authors' contribution:
T. K. Rostovskaya - scientific guidance; provision of resources; critical analysis and revision of the text.
L. A. Davletshina - study of the concept; preparation of the initial version of the text; collection of data and evidence; visualization/presentation of data in the text; computer work; formalized data analysis; critical analysis and revision of the text.
All authors have read and approved the final manuscript.
Submitted 12.02.2024; revised 28.04.2024; accepted 06.05.2024.