Научная статья на тему 'МИГРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ: МЕСТО И РОЛЬ ВИЗОВОЙ ТРУДОВОЙ МИГРАЦИИ СЕГОДНЯ'

МИГРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ: МЕСТО И РОЛЬ ВИЗОВОЙ ТРУДОВОЙ МИГРАЦИИ СЕГОДНЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
30
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
система квотирования / миграционная политика / трудовая миграция / рынок труда / спрос и предложение / динамика миграционных потоков / quota system / migration policy / labor migration / labor market / supply and demand / dynamics of migration flows

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — В В. Комаровский

Предмет исследования – место и роль визовой трудовой миграции в современной миграционной политике России. Цель работы – анализ текущего состояния визовой трудовой миграции в разрезе федеральных округов и конкретных регионов, удовлетворения их потребностей в квалифицированной рабочей силе. Актуальность исследования обусловлена наметившемся трендом увеличения годовых объемов квотной миграции, перспективами развития данных тенденций, анализом роли основных стран-поставщиков трудовых мигрантов. В качестве методов использованы анализ, систематизация, синтез и классификация исследуемых объектов. В процессе исследования сделана попытка классификации регионов страны по масштабам визовой трудовой миграции, а также определения, оценки влияния региональных диспропорций на ее развитие, устойчивость системы квотирования. Сделан вывод о высокой степени устойчивости сложившихся потоков миграции из ряда стран. Практические результаты исследования определяются возможностью использования полученных данных для целей прогноза и планирования масштабов и структуры привлечения визовой иностранной рабочей силы в Россию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MIGRATION POLICY IN RUSSIA: PLACE AND ROLE OF VISA LABOR MIGRATION TODAY

The subject of the study is the place and role of visa labor migration in modern Russian migration policy. The purpose of the paper is to analyze the current state of visa labor migration in the context of federal districts and specific regions, meeting their needs for skilled labor. The relevance of the study is due to the emerging trend of increasing annual volumes of quota migration, the prospects for the development of these trends, and the analysis of the role of the main countries supplying labor migrants. The research methods include analysis, systematization, synthesis, and classification of the objects under study. In the course of the study, an attempt was made to classify the country’s regions by the scale of visa labor migration and to assess the impact of regional imbalances on its development and the stability of the quota system. A conclusion was made about the high degree of sustainability of the existing migration flows from a number of countries. The practical results of the study are determined by the possibility of using the obtained data to forecast and plan the scale and structure of attracting visa-based foreign labor to Russia.

Текст научной работы на тему «МИГРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ: МЕСТО И РОЛЬ ВИЗОВОЙ ТРУДОВОЙ МИГРАЦИИ СЕГОДНЯ»

ОРИГИНАЛЬНАЯ СТАТЬЯ

DOI: 10.34022/2658-3712-2024-56-3-110-127 УДК 331.556.4 ^ Ш; J62; Е26

МИГРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ: МЕСТО И РОЛЬ ВИЗОВОЙ ТРУДОВОЙ МИГРАЦИИ СЕГОДНЯ

В.В. Комаровский

Институт мировой экономики и международных отношений РАН им Е.М. Примакова,

Москва, Россия

АННОТАЦИЯ

Предмет исследования - место и роль визовой трудовой миграции в современной миграционной политике России. Цель работы - анализ текущего состояния визовой трудовой миграции в разрезе федеральных округов и конкретных регионов, удовлетворения их потребностей в квалифицированной рабочей силе. Актуальность исследования обусловлена наметившемся трендом увеличения годовых объемов квотной миграции, перспективами развития данных тенденций, анализом роли основных стран-поставщиков трудовых мигрантов. В качестве методов использованы анализ, систематизация, синтез и классификация исследуемых объектов. В процессе исследования сделана попытка классификации регионов страны по масштабам визовой трудовой миграции, а также определения, оценки влияния региональных диспропорций на ее развитие, устойчивость системы квотирования. Сделан вывод о высокой степени устойчивости сложившихся потоков миграции из ряда стран. Практические результаты исследования определяются возможностью использования полученных данных для целей прогноза и планирования масштабов и структуры привлечения визовой иностранной рабочей силы в Россию.

Ключевые слова: система квотирования; миграционная политика; трудовая миграция; рынок труда; спрос и предложение; динамика миграционных потоков.

Для цитирования: Комаровский В.В. Миграционная политика России: место и роль визовой трудовой миграции сегодня. Социально-трудовые исследования. 2024;56(3):110-127. DOI: 10.34022/2658-3712-2024-56-3-110-127.

ORIGINAL PAPER

MIGRATION POLICY IN RUSSIA: PLACE AND ROLE OF VISA LABOR MIGRATION TODAY

V.V. Komarovsky

Primakov Institute of World Economy and International Relations, Russian Academy of Sciences,

Moscow, Russia

ABSTRACT

The subject of the study is the place and role of visa labor migration in modern Russian migration policy. The purpose of the paper is to analyze the current state of visa labor migration in the context of federal districts and specific regions, meeting their needs for skilled labor. The relevance of the study is due to the emerging trend of increasing annual volumes of quota migration, the prospects for the development of these trends, and the analysis of the role of the main countries supplying labor migrants. The research methods include analysis, systematization, synthesis, and classification of the objects under study. In the course of the study, an attempt was made to classify the country's regions by the scale of visa labor migration and to assess the impact of regional imbalances on its development and the stability of the quota system. A conclusion was made about the high degree of sustainability of the existing migration flows from a number of countries. The practical results of the study are determined by the possibility of using the obtained data to forecast and plan the scale and structure of attracting visa-based foreign labor to Russia.

Keywords: quota system; migration policy; labor migration; labor market; supply and demand; dynamics of migration flows.

For titaHon: Komarovsky V.V. Migration policy in Russia: Place and role of visa labor migration today. Social and labor research. 2024;56(3):110-127. DOI: 10.34022/2658-3712-2024-56-3-110-127.

ВВЕДЕНИЕ

Квота на привлечение в РФ из визовых стран Однако, учитывая происходящее на протя-

трудовых мигрантов (в том числе высококвали- жении ряда лет неуклонное снижение объемов

фицированных кадров по приоритетным профес- визовой трудовой миграции (далее ВТМ), запла-

сиям и специальностям) в 2024 г. (155 929 чело- нированный на текущий год прирост заслужива-

век) увеличилась по сравнению с 2023 г. (123 943 ет пристального внимания и глубокого научного

человек) незначительно - всего на 31 986 человек. анализа роли и места ВТМ в миграционной поли-

© Комаровский В. В., 2024

тике страны [1]. Наше исследование - это попытка ответить на вопрос: является ли этот сдвиг фактором переосмысления роли визовой миграции или временной мерой преодоления усугубляющегося в настоящее время дефицита кадров [2].

Регулирование данного сегмента трудовой миграции определяется рядом нормативно-правовых актов. Среди них - Федеральный закон РФ от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ», Постановление Правительства РФ от 12.09.2013 № 800 (ред. от 02.07.2022) «Об утверждении Правил подготовки предложений по определению потребности в привлечении ряда...», ежегодные Постановления Правительства РФ «Об определении потребности в привлечении иностранных работников, прибывающих в Российскую Федерацию на основании визы, в том числе по приоритетным профессионально-квалификационным группам.» на предстоящий год, Постановление Правительства Российской Федерации от 16.09.2023 № 1511 «Об установлении на 2024 год допустимой доли иностранных работников, используемых хозяйствующими субъектами, осуществляющими на территории Российской Федерации отдельные виды экономической деятельности», Приказ Минтруда России от 23.01.2014 № 27н «Об утверждении Правил определения органами государственной власти субъекта Российской Федерации потребности в привлечении иностранных работников», Приказ Минтруда России от 14.05.2019 № 326н «О Межведомственной комиссии по определению потребности в привлечении в Российскую Федерацию иностранных работников, прибывающих в Российскую Федерацию на основании визы.»1 и ряд других нормативно-правовых актов.

Регулирование визовой трудовой миграцией осуществляется на региональном и федеральном уровнях. На первом - происходит сбор, рассмотрение и утверждение региональной межведомственной комиссией пакета заявок региона на предстоящий год. Затем уже федеральная межведомственная комиссия при Минтруде РФ (далее - МВК), рассмотрев региональные заявки, согласовывает размеры региональных квот и общий объем привлечения. Планируемый размер объема потребности утверждается постановлением Правительства. Структура и объемы региональных квот утверждаются приказом Минтруда РФ.

Задача федеральной МВК - определение потребности в привлечении в Россию иностранных работников из визовых стран (1), в том числе по приоритетным профессионально-квалификационным группам (2), утверждение квоты на выдачу иностранным гражданам приглашений на въезд в страну в целях осуществления трудовой деятельности (3), а также квоты на выдачу иностранным гражданам, прибывающим в РФ на основании визы, разрешений на работу (4)2.

В функции территориальных и федеральной МВК входят также регулирование и согласование процессов перераспределения потребности как внутри региональных квот, так и на федеральном уровне, которые, как правило, происходят каждый год. Например, утвержденные в декабре 2023 г. региональные квоты 2024 г., уже в январе потребовали корректировки, которая, как показывает практика, порой проводится по 4-6 раз в год.

Важным элементом регулирования размера квот выступает ее резерв, позволяющий изменять региональные квоты, не выходя за рамки утвержденного правительством общего объема. С 2022 г. действует 50%-ный резерв (ранее он составлял 30%)3. Для большинства работодателей это достаточно длительная и затратная процедура. И, напротив, для некоторых компаний, прежде всего, иностранных и совместных, эта система предпочтительнее поиска отечественных или безвизовых работников.

Конкретное соотношение роли и масштабов визовой и безвизовой трудовой миграции определяется многими факторами. При этом для большинства принимающих стран визовая компонента остается основным источником привлечения высококвалифицированных кадров в условиях дефицита в целом и острой международной конкуренции в конкретных секторах [3; 4].

Безвизовый сегмент ориентирован на массовые и малоквалифицированные кадры из менее развитых стран.

Сокращение доли ВТМ можно рассматривать и как вынужденную меру, связанную с существенно возросшей потребностью в кадрах для ряда секторов экономики в современных условиях [5; 6]. Это, например, может вызываться снижением конкурентоспособности конкретного рынка труда.

1 Приказ Минтруда РФ от 14.05.2019 № 326н «О Межведомственной комиссии по определению потребности в привлечении в российскую федерацию иностранных работников, прибывающих в Российскую Федерацию на основании визы ...». http://pravo.gov.ru/proxy/ ips/?docbody=&prevDoc=102167713 &ЬаскНпк=1&^=102580371&Л=

2 Приказ Минтруда РФ от 14.05.2019 № 326н «О Межведомственной комиссии по определению потребности в привлечении в Российскую Федерацию иностранных работников, прибывающих в Российскую Федерацию на основании визы ...».

3 Постановление Правительства РФ от 2.07.2022 № 1199 «О внесении изменения в подпункт «а» пункта 4 Правил подготовки предложений по определению потребности в привлечении иностранных работников, прибывающих в Российскую Федерацию на основании визы.». https:// www.consultant.rU/document/cons_doc_LAW_421089/#dst100005

С другой стороны, данная тенденция может рассматриваться и как исходный этап переориентации экономического развития страны, освоения новых рынков сбыта, структуры товарооборота и новых логистических схем обеспечения данных процессов4.

Высокий внутренний спрос создал возможности для роста инвестиций в промышленности - по данным большинства опрошенных Департаментом исследований и прогнозирования Банка России компаний (81%) [7; 4]5.

Однако, как отмечают предприятия, инвестиционная активность сдерживается ограниченной доступностью ресурсов - кадров (у 51% предприятий) и оборудования (у 46% в связи с высокими затратами на его приобретение, и у 38% в связи с проблемами поставок по импорту).

При высокой загрузке мощностей в ряде отраслей потенциал дальнейшего расширения производства без дополнительных вложений сильно ограничен.

Недостаток трудовых ресурсов заметно сдерживает инвестиции. Ряд источников фиксирует рекордный дефицит кадров как в промышленности, так и в других секторах экономики под влиянием различных факторов. К ним относятся неблагоприятные демографические тренды, рост импортозамещающих производств и государственного спроса, миграция специалистов в другие страны и прочие.

Наиболее актуальна проблема кадров для производителей автомобильных и прочих транспортных средств (70%), компьютеров и электронных изделий (60%), готовых металлических изделий (61%), мебели (64%), в фармацевтической отрасли (63%). Практически во всех этих отраслях загрузка мощностей находится на максимальном уровне. Таким образом, низкая обеспеченность кадрами на предприятиях может тормозить инвестиционные вложения в расширение производственных мощностей и наращивание выпуска востребованной продукции [7].

В отличие от подготовки новых кадров и внутренней миграции ВТМ может играть роль более оперативной и эффективной альтернативы. Собственно безвизовая миграция эту роль на протяжении достаточно длительного периода более или менее успешно выполняла. Постковидная динамика безвизовых миграционных потоков это подтверждает [8].

4 Михаил Мишустин провёл стратегическую сессию по миграционной политике (24.10.2023). http://government.ru/news/49873/

5 Результаты опроса 514 предприятий. Опрос носил разовый характер и

был проведен на выборке предприятий, которые не участвуют в регу-

лярном мониторинге Банка России.

Таблица 1 / Table 1 Российская Федерация: соотношение плановой и итоговой численности квоты визовых трудовых мигрантов. 2022-2024 (чел.) / Russian Federation: Ratio of the planned and final number of visa labor migrants quota. 2022-2024 (persons)

2022-итог/ 2022-results 2023-план/ 2023-plan 2023-итог/ 2023-results 2024-план/ 2024-plan

чел. % чел. % чел. % чел. %

78653 63 82629 67 99498 80 103953 67

Источник/Sou^e: Рассчитано по данным приказов Минтруда РФ от 17.12.2021 г. № 893н (с изменениями и дополнениями от 11.02, 11.05, 25.07, 05.10, 23.11.2022) https://base.garant.ru/403326458/; от 12.12.2022 г. № 777н (с изменениями и дополнениями от 10.01, 14.04, 22.06, 17.08, 26.09, 20.11.2023) https://ivo.garant.ru/#/ document/406052983/paragraph/1/doclist/ 206/1; от 22.12.2023 г. N 884н (ред. от 01.02.2024) https://www.consultant.ru/document/ cons_doc_ LAW_466473/ / calculated based on the data of the orders of the Ministry of Labor dated December 17, 2021 No 893n (with amendments and additions dated 11.02, 11.05, 25.07, 05.10, 23.11.2022) URL: https://base.garant. ru/403326458/; dated December 12, 2022 No 777n (with amendments and additions dated 10.01, 14.04, 22.06, 17.08, 26.09, 20.11.2023) URL: https:// ivo.garant.ru/#/ document/406052983/ paragraph/1/doclist/206/1; dated December 22, 2023 No 884n (as amended on 01.02.2024) URL: https:// www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_466473/

Однако в силу базовых причин формирования современного дефицита кадров, объемы и структура действующих безвизовых миграционных потоков не в состоянии закрыть кадровые бреши в ряде секторов экономики.

Анализ заявленной текущей потребности российской экономики в ВТМ может в определенной мере выявить связь сформировавшегося неудовлетворенного спроса и возможности его удовлетворения с ее помощью.

Статистика квот на привлечение ВТМ формально отражает заявленные потребности работодателей в регионах страны. Численность реально привлеченных иностранцев определяется разностью исходной (плановой) квоты (потребности) и окончательным (итоговым) ее объемом минус объем запланированного и финального размера резерва (табл.1).

Наряду с квотированием ВТМ используется механизм привлечения ряда категорий визовых специалистов вне квот6. Установлен перечень профессий (специальностей, должностей) иностранных граждан - квалифицированных специалистов, трудоустраивающихся по имеющейся у них профессии (специальности), на которых квоты не распространяются'.

К концу 2022 г. количество действительных разрешений на работу составляло 87 162. Оформленных разрешений было несколько больше и среди них 8 895 разрешений для квалифицированных и 32 717 - для высококвалифицированных специ-

6 Приказ Минтруда России № 459н от 15 мая 2023 г. https://mintrud.gov. ru/docs/2525

7 Минтруда России утвердил новый перечень «внеквотных» должностей для привлечения визовых иностранцев. https://ialm.ru/tm2020/ tman/npvd/?a=1 (Дата обращения:13.11.2023).

Таблица 2 / Table 2

Российская Федерация: динамика визовой трудовой миграции по федеральным округам. 2022-2024 (чел.) / Russian Federation: Dynamics of visa labor migration by federal districts. 2022-2024 (persons)

2022-итог/ 2022-results 2023-план/2023 -plan 2023-итог/ 2023-results 2024-план/2024-р1ап

Северо-Кавказский ФО 24 0% 5 0% 229 0% 211 0%

Южный ФО 309 0% 518 0% 927 1% 1311 1%

Приволжский ФО 1984 2% 1192 1% 2813 2% 2281 1%

Уральский ФО 4697 4% 5619 5% 6554 5% 4782 3%

Сибирский ФО 6794 5% 7124 6% 7586 6% 8997 6%

Северо-Западный ФО 11122 9% 23495 19% 14205 11% 22387 14%

Центральный ФО 26995 22% 18634 15% 30563 25% 27057 17%

Дальневосточный ФО 26728 22% 26042 21% 36621 30% 36927 24%

Резерв квоты по РФ 45354 37% 41314 33% 24445 20% 51976 33%

Всего по РФ 124007 100% 123943 100% 123943 100% 155929 100%

Источник/Source: Рассчитано по данным приказов Минтруда РФ: от 17.12.2021 г. № 893н, от 12.12.2022 г. № 777н, от 22.12.2023 № 884н / calculated based on the orders of the Ministry of Labor dated 17.12.2021 No 893n, dated 12.12.2022 No 777n, dated 22.12.2023 No 884n

алистов8. Таким образом, если учитывать только квалифицированные кадры, то ориентировочная численность ВТМ вне квот в 2022 г. составляла порядка 40-42 тыс. чел.

Если исходить из представленных цифр, то в самом приближенном виде численность визовых трудовых мигрантов (обеих категорий) в 2023 г. не превышала 140-150 тыс. чел.

ДИНАМИКА ВИЗОВОЙ ТРУДОВОЙ МИГРАЦИИ ПО ФЕДЕРАЛЬНЫМ ОКРУГАМ

Для понимания тенденций динамики ВТМ в России нельзя недооценивать пространственной дисперсии иностранных работников, которые стремятся прежде всего в столичные агломерации и наиболее развитые региональные центры, что свидетельствует о крайней неравномерности социально-экономического развития субъектов РФ и избыточной концентрации экономической деятельности в небольшом числе регионов.

Что касается числа привлеченных визовых работников относительно зафиксированной первичной потребности (в рамках квоты), то в 2023 г. произошел их существенный прирост (табл. 2).

2023 г. оказался крайне непростым для российского рынка труда, чем во многом и определяется привлечение большего числа иностранных работников по квотируемым позициям. В подобных условиях наличие достаточного резерва продемонстрировало свою эффективность.

В результате при всех колебаниях спроса и предложения в рамках утвержденного годового объема ВТМ и распределения квот по отдельным регионам вырисовывается следующая картина.

Для Северного Кавказа и Южного ФО потребность и соответствующая квота остаются незна-

8 ГУВМ МВД РФ «Отдельные показатели миграционной ситуации в Российской Федерации за январь - декабрь 2022 года с распределением по странам и регионам». https://xn--b1aew.xn--p1ai/dejatelnost/statistics/ migracionnaya/item/33289297/ (Дата обращения: 11.04.2023).

чительными - менее 1%, для Поволжья - в пределах 1-2%, Урал претендует и получает чуть больше 4-5% (на 2024 г. ему выделена квота в 3%), доля Сибири чуть выше - 5-6%, хотя количественно квота увеличивается.

Таким образом, основная доля визовых трудовых мигрантов приходится на три округа: СевероЗападный, Центральный и Дальневосточный, который постепенно выходит на первое место, что связано с переориентацией торгово-экономических связей страны с Запада на Восток9.

Тем не менее, Центр и Северо-Запад остаются основными потребителями как визовой, так и безвизовой иностранной рабочей силы (далее ИРС). Это результат продолжающих усугубляться межрегиональных социально-экономических диспропорций, приводящих к резкой дифференциации региональных потребностей и квот, концентрации трудовых мигрантов в крупнейших агломерациях страны.

Наглядное подтверждение этому - соотношение плановых объемов квот и итоговых годовых показателей (рис. 1).

Картина динамики ВТМ по федеральным округам и регионам складывается достаточно любопытная. Во-первых, Дальний Восток постепенно выдвигается в лидеры по объему ВТМ.

Во-вторых, взаимосвязь запланированных объемов и итоговых значений не является линейной и колеблется в зависимости от изменения первично заявляемой потребности, соотношения итоговых показателей с первичными планами. И прежде всего, определяется как региональными инвестиционными планами, так и федеральной стратегией социально-экономического развития регионов.

9 Госудрственная программа «Социально-экономическое развитие Дальневосточного федерального округа». http://government.ru/ rugovclassifier/829/events/

Резерв квоты по РФ* Дальневосточный ФО Центральный ФО Северо-Западный ФО Сибирский ФО Уральский ФО Приволжский ФО Южный ФО Северо-Кавказский ФО

10000 20000 30000 40000

2024 - план I 2023 - итог ■ 2023 - план

50000 60000

2022 - итог

Рис 1 / Fig. 1. РФ: динамика визовой трудовой миграции по федеральным округам. 2022-2024 (чел.) / Russian Federation: Dynamics of visa labor migration by federal districts. 2022-2024 (persons)

Источник/Source: Справка о размерах квот на выдачу иностранным гражданам приглашений на въезд в РФ в целях осуществления трудовой деятельности и разрешений на работу. https://base.garant.ru/5758999/ / certificate on the size of quotas for issuing invitations to foreign citizens to enter the Russian Federation to carry out labor activities and work permits

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

16000

14000

12000

10000

o^' Р <Г У' J? o^' ¿>* o^' У' У'

.»<• .,?• л* ^ л* л*

sfJ///**

2024 - план

2023 - итог

4S>

2023 - план

2022 - итог

Рис 2/ Fig. 2. ЦФО: исходные и итоговые размеры региональных квот по привлечению ВТМ. 2022-2024 (чел.) / Central Federal District: Initial and final sizes of regional quotas for attracting visa labor migrants. 2022-2024 (persons)

Источник/SouKe: Рассчитано по данным приказов Минтруда РФ: от 17.12.2021 г. № 893н, от 12.12.2022 г. № 777н, от 22.12.2023 N 884н / сalculated based on the orders of Ministry of Labor dated 17.12.2021 No 893n,

12.12.2022 No 777n,

22.12.2023 No 884n

Резерв квоты в подобных условиях играет важную роль для достижения баланса между планируемыми объемами квот и их итоговыми размерами. Прошлый год наглядно продемонстрировал сложности планирования в современных условиях даже на год вперед. Прежде всего, это касается основных регионов - потребителей ВТМ. Годовые итоги и планируемые объемы квот не демонстрируют прямой взаимосвязи: соображение, что чем выше итоги, тем больше планируемая на следующий год квота, не подтверждается, и очевидно, определяется другими факторами.

Естественно, учитывается сложившийся региональный спрос на трудовую миграцию в целом за репрезентативный период. К основным потребителям ВТМ должны предъявляться повышенные требования не только с точки зрения востребованности, но и сокращения межрегиональных диспропорций, снижения переизбытка предложения

услуг трудовых мигрантов в столичных агломерациях и крупнейших экономических центрах.

ДИНАМИКА ВИЗОВОЙ ТРУДОВОЙ МИГРАЦИИ В РЕГИОНАХ

Распределение и динамика квот и потоков визовых трудовых мигрантов по федеральным округам - необходимая часть понимания общей картины. Однако не менее значим анализ ситуации на уровне регионов, в которых данная категория трудовых мигрантов востребована. Определяющим представляется то, что картина получается крайне неоднородная.

Центральный федеральный округ

ЦФО включает 18 регионов. Из них 14 - получили по итогам 2023 г. более крупные объемы квоты, чем планировалось. 3 региона привлекли несколько меньше и Тверская область - не планировала и не привлекала. Но на 2024 г. лишь 8 реги-

Таблица 3 / Table 3

ЦФО: показатели визовой трудовой миграции по регионам. 2022-2024 (чел.) / Central Federal District: Indicators of visa labor migration by region. 2022-2024 (persons)

2022-итог / 2022-final % 2023-план / 2023-plan 2023-итог / 2023-final % 2024-план / 2024-plan %

Брянская обл. 16 0 10 15 0 14 0

Воронежская обл. 16 0 14 21 0 21 0

Липецкая обл. 34 0 9 152 1 71 0

Белгородская обл. 36 0 26 78 0 76 0

Тверская обл. 92 0 0 0 0 87 0

Смоленская обл. 53 0 45 44 0 100 0

Курская обл. 270 1 160 260 1 190 1

Орловская обл. 83 0 84 133 0 224 1

Ярославская обл. 154 1 294 240 1 298 1

Ивановская обл. 24 0 16 122 0 310 1

Костромская обл. 287 1 398 364 2 403 1

Тамбовская обл. 160 1 167 622 2 575 2

Калужская обл. 934 3 1457 1035 3 1011 4

Рязанская обл. 1303 5 1044 1979 6 2184 8

Владимирская обл. 2097 8 2107 2081 7 2478 9

г. Москва 4735 18 2190 3808 12 3255 12

Тульская обл. 4840 18 3850 4948 16 4510 17

Московская обл. 11861 44 6763 14661 48 11250 42

Центральный ФО 26995 100 18634 30563 100 27057 100

Источник/Souroe: рассчитано по данным приказов Минтруда РФ: от 17.12.2021 г. № 893н, от 12.12.2022 г. № 777н, от 22.12.2023 № 884н / calculated based on the orders of Ministry of Labor dated 17.12.2021 No 893n, 12.12.2022 No 777n, 22.12.2023 No 884n

онов планируют нарастить прием ВТМ, остальные получили меньшие квоты, либо в прошлогоднем объеме (рис. 2).

Причины этого могут быть различны, однако на поверхности - стремление уменьшить объем привлеченных мигрантов богатыми регионами и, прежде всего, столичной агломерацией в сравнении с остальными субъектами, ограниченными скромными масштабами спроса и предложения иностранных кадров на местных рынках труда (табл. 3).

Разрыв потребностей региональных рынков труда в кадрах, в том числе и визовых, как и возможностей их удовлетворения, приобретает все более гипертрофированные формы.

По масштабам привлечения ВТМ можно выделить пять категорий регионов, хотя на самом деле их всего две: Московской агломерации на 2024 г. выделена квота, равная почти 54% от объема квот всего округа, а с Рязанской, Владимирской и Тульской областями эта доля составит уже 87,5%.

Не исключено, что именно это и побудило уменьшить размеры квоты на 2024 г. по сравнению с итогами 2023 г. для данной группы регионов (рис. 3).

Тамбовская и Калужская области занимают промежуточное положение по своей потребности в ВТМ и ее удовлетворению. Потребность остальных регионов крайне незначительна.

Не менее показателен и профессионально-квалификационный состав визовых специалистов, востребованных в регионах ЦФО (табл. 4).

6763

JL

Рис. 3/ Fig. 3. Московская область: результаты планирования квоты на привлечение ВТМ. 2022-2024 (чел.) / Moscow region: Results of planning a quota for attracting visa labor migrants. 2022-2024 (persons)

Источник/Source: Рассчитано по данным приказов Минтруда РФ: от 17.12.2021 г. № 893н, от 12.12.2022 г. № 777н, от 22.12.2023 № 884н / calculated based on the orders of Ministry of Labor dated 17.12.2021 No 893n, 12.12.2022 No 777n, 22.12.2023 No 884n

Наибольшим спросом в 2023 г. пользовались работники из категории «Другие профессии квалифицированных рабочих крупных и мелких промышленных предприятий», прежде всего -швеи и работники смежных профессий.

Данная тенденция характерна для 11 регионов (от Московской до Белгородской областей) вне зависимости от размеров полученных квот. Единственное исключение - Москва, где при общем разнообразии потребностей, наиболее востребованы «Иные профессионально-квалификационные группы» (34%) и «Рабочие, занятые на горных, горно-капитальных и на строительно-монтажных и ремонтно-строительных работах» (26%) (рис. 5).

16 000

14661

14 000

12 000

10 000

8 000

6 000

4 000

2 000

0

Таблица 4 / Table 4

ЦФО: профессионально-квалификационный состав привлеченных визовых трудовых мигрантов. 2022-2023 (чел.) / Central Federal District: Professional and qualification composition of attracted visa labor migrants. 2022-2023 (persons)

Укрупненные группировки профессий рабочих и должностей служащих / Large-scale groupings of blue-collar jobs and white-collar positions 2022-итог / 2022-results % 2023-итог/ 2023-results %

Операторы, аппаратчики и машинисты промышленных установок 50 0 39 0

Квалифицированные работники товарного сельскохозяйственного производства, лесного, охотничьего хозяйств, рыбоводства и рыболовства, имеющие рыночную ориентацию 48 0 73 0

Неквалифицированные рабочие, общие для всех отраслей экономики 192 1 78 0

Водители и машинисты подвижного оборудования 40 0 86 0

Средний персонал в области финансово-экономической, административной и социальной деятельности 116 0 109 0

Специалисты среднего уровня квалификации физических и инженерных направлений деятельности 403 2 337 1

Специалисты в области естественных и инженерных наук 264 1 463 2

Руководители учреждений, организаций и предприятий и их структурных подразделений (служб) 664 3 591 2

Рабочие металлообрабатывающей и машиностроительной промышленности 1134 4 607 2

Работники сферы индивидуальных услуг и защиты граждан и собственности 789 3 775 3

Рабочие, занятые на горных, горно-капитальных и на строительно-монтажных и ремонтно-строительных работах 2832 10 1122 4

Операторы, аппаратчики, машинисты и слесари-сборщики стационарного оборудования 1488 6 1462 5

Иные профессионально-квалификационные группы 1120 4 1636 5

Другие профессии квалифицированных рабочих крупных и мелких промышленных предприятий 17855 66 23185 76

Итого 26995 100 30563 100

Источник/Souive: Рассчитано по данным приказов Минтруда РФ: от 17.12.2021 г. № 893н, от 12.12.2022 г. № 777н, от 22.12.2023 № 884н / calculated based on the orders of Ministry of Labor dated 17.12.2021 No 893n, 12.12.2022 No 777n, 22.12.2023 No 884n

25000 20000 15000 10000 5000 0

r' ¿8 ' Ж ¿P ж

уШуШР////

W/S/SsSS/S/SS

f JPS S ¿fjr ✓>

««V У У J" У £ f

aV^

/с/

# J" **

4P Ж

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2022-итог

2023-итог

Рис. 4 / Fig. 4. ЦФО: профессионально-квалификационный состав привлеченных визовых трудовых мигрантов. 2022-2023 / Central Federal District: Professional and qualification composition of attracted visa labor migrants. 2022-2023

Источник/SouKe: рассчитано по данным приказов Минтруда РФ: от 17.12.2021 г. № 893н, от 12.12.2022 г. № 777н, от 22.12.2023 № 884н / calculated based on the orders of Ministry of Labor dated 17.12.2021 No 893n, 12.12.2022 No 777n, 22.12.2023 No 884n

Если ориентироваться на данные исследования дефицита кадров в секторах отечественной экономики, то вне зависимости от позиции авторов легкая промышленность не относится к наиболее пострадавшим [9]. Тем не менее, для регионов Центральной России в сегменте визовой трудовой миграции профессии данного сектора наиболее востребованы. Скорее всего, это связано с ростом инвестиций в рамках импортозамеще-ния и экономических санкций.

Высокая активность в сфере строительной индустрии и периодические высказываемая заинтересованность в привлечении дополнительных контингентов трудовых мигрантов создают представление о высокой востребованности ино-

странных специалистов именно в строительстве. Однако представляется, что это характерно отнюдь не для всех регионов и даже федеральных округов, когда речь идет о визовых работниках.

Северо-Западный федеральный округ

Северо-Западный федеральный округ (СЗФО) включает 11 регионов, в том числе вторую по масштабам в стране агломерацию - Санкт-Петербург и Ленинградскую область.

Округ заметно уступает ЦФО по масштабам использования ВТМ, но не по масштабам проблем.

Три региона не планируют в 2024 г. привлекать ВТМ. Еще четыре привлекут совершенно незначительное число (менее 1%). Мурманская и Псковская

сГ &>*' tr & ^ о«4, о^^' о^'У о^' <$>*'

//4/////W/v/

20 23-итог

Другие профессии квалифицированных рабочих КиМПП

Рис. 5/ Fig. 5. ЦФО: численность и распределение визовых работников категории «Другие профессии квалифицированных рабочих крупных и мелких промышленных предприятий» по регионам. 2023-итоги / Central Federal District: Number and distribution of visa workers in the category "Other professions of skilled workers of large and small industrial enterprises" by region. 2023-results.

Источник/SouKe: рассчитано по данным приказов Минтруда РФ: от 17.12.2021 г. N 893н, от 12.12.2022 г. N 777н, от 22.12.2023 N 884н / calculated based on the orders of Ministry of Labor dated 17.12.2021 No 893n, 12.12.2022 No 777n, 22.12.2023 No 884n

Таблица 5 / Table 5

СЗФО: показатели визовой трудовой миграции по регионам. 2022-2024 (чел.) / Northwestern Federal District: Indicators of visa labor migration by region. 2022-2024 (persons)

2022-итог/2022-results % 2023-план/2023-plan 2023-итог/2023-results % 2024-план/2024-plan %

Ненецкий АО 0 0 0 0 0 0 0

Республика Коми 1 0 1 0 2 0 0

Архангельская обл. 14 0 6 0 21 0 0

Республика Карелия 5 0 4 0 4 0 4

Вологодская обл. 112 1 113 0 14 0 15

Калининградская обл. 49 0 38 0 20 0 45

Новгородская обл. 177 2 163 1 42 0 157

Мурманская обл. 842 8 888 4 888 6 1907

г. Санкт-Петербург 2962 27 2249 10 2971 21 2408

Псковская обл. 1004 9 1553 7 1635 12 2655

Ленинградская обл. 5956 53 18480 78 8608 61 15196

Северо-Западный ФО 11122 100 23495 100 14205 100 22387

Источник/Souive: Рассчитано по данным приказов Минтруда РФ: от 17.12.2021 г. № 893н, от 12.12.2022 г. № 777н, от 22.12.2023 № 884н / calculated based on the orders of Ministry of Labor dated 17.12.2021 No 893n, 12.12.2022 No 777n, 22.12.2023 No 884n

20000

15000

10000

^ /¡r ^ Jf Jf / J? J? JT

*J V У >VVV ✓ ^ У

Рис. 6/ Fig. 6. СЗФО: исходные и итоговые размеры региональных квот по привлечению ВТМ. 2022-2024 (чел.) / Northwestern Federal District: Initial and final sizes of regional quotas for attracting visa labor migrants. 2022-2024 (persons)

Источник/Sourne: Рассчитано по данным приказов Минтруда РФ: от 17.12.2021 г. N 893н, от 12.12.2022 г. № 777н, от 22.12.2023 № 884н / calculated based on the orders of Ministry of Labor dated 17.12.2021 No 893n, 12.12.2022 No 777n, 22.12.2023 No 884n

области планируют существенно нарастить квоту на ВТМ (20% от всего объема). Петербург и Ленинградская область имеют право привлечь 78,5% всего контингента ВТМ (табл. 5). Правда в отличие от Московской области Ленинградская в 2023 г. не выбрала запланированные объемы квоты (рис. 6).

Существенно отличаются как масштабы потребности в ИРС, включая ВТМ, так и ее структура.

В отличие от ЦФО картина распределения квоты более контрастная: Семь регионов претендуют и получают минимально - менее 1% общей квоты. Три региона привлекают около трети квоты, Ленинградская же область - 68% (СПБ-агломерация -79%), т. е. разрыв выражен еще ярче.

Что касается динамики исполнения квот, то из четырех ведущих регионов наиболее показателен

Таблица 6/ Table 6

СЗФО: профессионально-квалификационный состав привлеченных визовых трудовых мигрантов. 2022-2023 (чел.) / Northwestern Federal District: Professional and qualification composition of attracted visa labor migrants. 2022-2023 (persons)

Укрупненные группировки профессий рабочих и должностей служащих/Large-scale groupings of blue-collar jobs and white-collar positions 2022-итог / 2022-results % 2023-итог / 2023-results %

Операторы, аппаратчики и машинисты промышленных установок 7 0 8 0

Водители и машинисты подвижного оборудования 12 0 18 0

Средний персонал в области финансово-экономической, административной и социальной деятельности 79 1 77 1

Специалисты среднего уровня квалификации физических и инженерных направлений деятельности 267 2 286 2

Работники сферы индивидуальных услуг и защиты граждан и собственности 512 5 495 3

Операторы, аппаратчики, машинисты и слесари-сборщики стационарного оборудования 170 2 527 4

Специалисты в области естественных и инженерных наук 495 4 702 5

Квалифицированные работники товарного сельскохозяйственного производства, лесного, охотничьего хозяйств, рыбоводства и рыболовства, имеющие рыночную ориентацию 295 3 786 6

Руководители учреждений, организаций и предприятий и их структурных подразделений (служб) 563 5 801 6

Иные профессионально-квалификационные группы 883 8 1039 7

Неквалифицированные рабочие, общие для всех отраслей экономики 1361 12 1587 11

Другие профессии квалифицированных рабочих крупных и мелких промышленных предприятий 1327 12 1911 13

Рабочие металлообрабатывающей и машиностроительной промышленности 1455 13 2124 15

Рабочие, занятые на горных, горно-капитальных и на строительно-монтажных и ремонтно-строительных работах 3696 33 3844 27

Итого 11122 100 14205 100

Источник/Soume: Рассчитано по данным приказов Минтруда РФ: от 17.12.2021 г. № 893н; от 12.12.2022 г. № 777н; от 22.12.2023 № 884н / calculated based on the orders of Ministry of Labor dated 17.12.2021 No 893n, 12.12.2022 No 777n, 22.12.2023 No 884n

Рис. 7/ Fig. 7. Ленинградская область: соотношение плановых и итоговых размеров квот ВТМ. 2022-2024 (чел.) / Leningrad region: Ratio of planned and final sizes of visa labor migration quotas. 2022-2024 (persons)

Источник/SouKe: Рассчитано по данным приказов Минтруда РФ: от 17.12.2021 г. № 893н, от 12.12.2022 г. № 777н, от 22.12.2023 № 884н / calculated based on the orders of Ministry of Labor dated 17.12.2021 No 893n, 12.12.2022 No 777n, 22.12.2023 No 884n

пример Ленинградской области. Полученные результаты скорее всего свидетельствуют о проблемах планирования. Соотношение планов и итогов 2022 и 2023 гг., демонстрирует, что деятельность в неблагоприятных внешнеполитических условиях (санкции) требует серьезного учета широкого спектра факторов при планировании (рис. 7).

Не мог не сказаться и уход западных фирм, повлекший закрытие ряда совместных предприятий, широко представленных в данном регионе [10].

Что касается профессионально-квалификационной структуры востребованных визовых работников, то она существенно отличается от запросов работодателей ЦФО (табл. 6).

В целом спрос на различные категории работников достаточно диверсифицирован. Наиболее востребованной категорией являются строители (27%) и рабочие машиностроения и металлообра-

ботки (15%), что составляет менее половины всех визовых специалистов. Любопытен достаточно заметный и растущий спрос на руководителей различного уровня (рис. 8).

Выше было обращено внимание на проблемы планирования. Понимая все сложности привлечения ВТМ, тем не менее приходится сталкиваться с сюжетами, вызывающими вопросы к качеству планирования и контроля региональных межведомственных комиссий. Так, например, исходная квота Псковской области на 2024 г., вызывает серьезные сомнения. Планы связаны с развитием двух свиноводческих комплексов и мясокомбината (Великие Луки). Заявленная потребность в ВТМ - 2 655 чел. Заявлены следующие страны -доноры10:

Вьетнам 1350

Бангладеш 500

Шри-Ланка 800

Таиланд 5

Граждане Таиланда в нашей стране, как правило, массажисты. Вьетнам и Шри-Ланка - возможный источник ИРС. Но что касается Бангладеш, страны сугубо мусульманской, то привлекать ее граждан в свиноводство, мягко говоря, представляется непродуманным шагом, либо объясняется какими-то иными мотивами.

В целом картина, полученная по двум европейским ведущим округам, представляется с одной

10 Приказ Минтруда России № 1 от 9 января 2024 года. Уточненные_све-дения_за_2024_часть_2. https://mintrud.gov.ru/docs/2548

3844

■ 2022-итог

■ 2023-итог

Рис. 8/ Fig. 8. СЗФО: динамика спроса на конкретные профессиональные группы. 2022-2023 (чел.) / Northwestern Federal District: Dynamics of demand for specific professional groups. 2022-2023 (persons)

Источник/Source: Рассчитано по данным приказов Минтруда РФ: от

17.12.2021 г. № 893н, от 12.12.2022 г. № 777н, от 22.12.2023 № 884н / calculated based on the orders of Ministry of Labor dated 17.12.2021 No 893n,

12.12.2022 No 777n, 22.12.2023 No 884n

стороны схожей, с точки зрения уровня концентрации экономической жизни в ограниченном круге центральных агломераций. С другой стороны, структура потребности заметно отличается, что подтверждается и динамикой удовлетворения запланированных объемов квот.

ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ОКРУГА С НЕВЫСОКОЙ ПОТРЕБНОСТЬЮ В ВИЗОВОЙ МИГРАЦИИ

На все регионы, представленные в разделе федеральных округов (от Южного до Сибирского), приходится порядка 12% квоты на ВТМ. В связи с этим более подробное представление места и роли ВТМ в данных регионах не представляется возможным, т.к. на общую ситуацию их влияние относительно ограничено.

Южный (8 регионов) и Северо-Кавказский (7 регионов) федеральные округа в силу сложившейся демографической и социально-экономической ситуации на протяжении ряда лет привлекают минимальное количество визовых трудовых мигрантов, которые, как правило, необходимы иностранным инвесторам для создания в том или ином регионе нового производства (рис. 9).

На 2024 г. для нескольких регионов предусмотрен серьезный прирост квот ВТМ, однако резкое уменьшение квоты для Краснодарского края вызывает сомнение в реализации этих планов.

Приволжский ФО объединяет 14 регионов, для которых плановый размер квот на 2024 г. не сильно превышает итоги двух предшествующих лет. Особенно много было привлечено визовых специалистов в Татарстан. Тем не менее, на текущий год запланированные квоты для Татарстана и Башкортостана были снижены (рис. 10).

В целом в отличии от ряда соседних округов распределение визовых работников по регионам Поволжья выглядит более равномерным. Правда и здесь на четыре ведущих региона приходится более 2/3 визовых мигрантов (70%).

Достаточно равномерны соотношения запланированных и итоговых размеров квот. Исключение - Нижегородская область и Татарстан, для которого показателен большой отрыв итоговых квот относительно плановых в 2022 и 2023 гг. с последующим урезанием планируемых квот. Однако если в 2023 г. итоговая квота для Татарстана превысила план в 3,4 раза, то для Нижегородской области - в 17,5 раз. Планы на 2024 г. были сверстаны непропорционально итогам 2023 г.: Татарстан получил чуть больше 1/3 итоговой квоты, Нижегородская область - больше 100%.

Уральский ФО объединяет 6 регионов. Потребность в ВТМ здесь выше, чем в Поволжье, но и их концентрация в ведущих регионах тоже (рис. 11).

На Свердловскую область приходится 62,5% всех визовых работников, на Челябинскую и ЯНАО -33,5%, на долю остальных трех регионов - 4%.

Соотношение плановых и итоговых ежегодных региональных квот, за исключением Челябинской области, довольно «плавное», без резких перепадов, что не всегда характерно для прочих федеральных округов (табл. 7).

Самой востребованной и довольно разношерстной категорией в округе оказался «Средний персонал в области финансово-экономической, административной и социальной деятельности» (2022 г. - итог 32%; 2023 г. - итог 21%). Свердловская область - практически монопольный потребитель представителей данной категории.

Южный ФО

Северо-Кавказский ФО

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Волгоградская обл. Ростовская обл. Республика Калмыкия

Краснодарский край

Республика Адыгея (Адыгея)

Республика Крым г. Севастополь Астраханская обл.

100 200 300 400 500 600 700 801 План-2024 ■ План-2023 Итог-2023 ■ Итог-2022

Кабардино-Балкарская Республика

Карачаево-Черкесская Республика

Республика Северная Осетия-Алания

Ставропольский край Чеченская Республика Республика Ингушетия Республика Дагестан

150 200 250 План-2023 Итог-2022

Рис. 9/ Fig. 9. СКФО и ЮФО: исходные и итоговые размеры региональных квот по привлечению ВТМ. 2022-2024 (чел.) / North Caucasian Federal District and Southern Federal District: Initial and final sizes of regional quotas for attracting visa labor migration. 2022-2024 (persons)

Источник/Soune: Рассчитано автором по данным приказов Минтруда РФ: от 17.12.2021 г. № 893н, от 12.12.2022 г. № 777н, от 22.12.2023 № 884н / calculated based on the orders of Ministry of Labor dated 17.12.2021 No 893n, 12.12.2022 No 777n, 22.12.2023 No 884н

Нижегородская обл. Республика Татарстан Республика Башкортостан Ульяновская обл. Пермский край Пензенская обл. Республика Мордовия Самарская обл. Оренбургская обл. Удмуртская Республика Кировская обл. Саратовская обл. Чувашская Республика Республика Марий Эл

План-2024 Итог-2023 План-2023 Итог-202 2

200

400

600

800

1000

1200

Рис. 10/ Fig. 10. ПФО: исходные и итоговые размеры региональных квот по привлечению ВТМ. 2022-2024 (чел.) / Volga Federal District: Initial and final sizes of regional quotas for attracting visa labor migration. 20222024 (persons)

Источник/SouKe: Рассчитано автором по данным приказов Минтруда РФ: от 17.12.2021 г. № 893н, от 12.12.2022 г. № 777н, от 22.12.2023 № 884н / calculated based on the orders of Ministry of Labor dated 17.12.2021 No 893n, 12.12.2022 No 777n, 22.12.2023 No 884n

Основной же прирост спроса на визовых работников пришелся на квалифицированных рабочих вне машиностроения и металлообработки (с 8% в 2022 г. до 13% в 2023 г.) (рис. 12).

Концентрация визовых работников в субъектах УрФО колеблется в зависимости от региона. Если в Свердловской области востребованный персонал распределен по широкому кругу работодателей, то в Челябинской области 97% квоты приходится на визовый персонал одного предприятия - ММК в Магнитогорске.

Сибирский ФО включает 10 регионов. Как и на Урале, распределение ВТМ по регионам относительно плавное, без резких перепадов. Единственное исключение - Кузбасс. Запланированная квота на 2024 г. более чем в 10 раз превышает итоги прошедшего года. Связано это исключительно с одной фирмой, предполагающей при-

влечь более полутора тысяч визовых работников (рис. 13).

Так, на основного получателя квоты, Омскую область на 2024 г. запланировано чуть более 1/3 общей квоты. Соотношение плановых и итоговых размеров квот «стандартное», т.е. есть и превышение итоговых объемов и снижение, а последующие плановые значения могут и превышать и отставать от итоговых. 6 регионов могут претендовать в 2024 г. на 14% квоты, 3 - на 49%, и Омская область - на 37%.

В целом для Сибири характерен поступательный рост масштабов привлекаемой визовой рабочей силы (табл. 8).

Профессионально-квалификационная структура сибирской квоты несколько отличается от уральской. В Сибири преобладает спрос на квалифицированные профессии строителей и ма-

Свердловская обл.

Челябинская обл.

Ямало-Ненецкий АО

Ханты-Мансийский АО-Югра

Тюменская обл.

Курганская обл.

План-2024 Итог-2023 План-2023 Итог-2022

0 500 1000 1500 2000 2500 3000 3500

Рис. 11 / Fig. 11. УрФО: исходные и итоговые размеры региональных квот по привлечению ВТМ. 2022-2024 (чел.) / Ural Federal District: Initial and final sizes of regional quotas for attracting visa labor migration. 2022-2024 (persons)

Источник/SouKe: Рассчитано автором по данным приказов Минтруда РФ: от 17.12.2021 г. № 893н, от 12.12.2022 г. № 777н, от 22.12.2023 № 884н / calculated based on the orders of Ministry of Labor dated 17.12.2021 No 893n, 12.12.2022 No 777n, 22.12.2023 No 884n

Таблица 7/ Table 7

УрФО: показатели визовой трудовой миграции по регионам. 2022-2024 гг. (чел.) / Ural Federal District: Indicators of visa labor migration by region. 2022-2024 (persons)

2022-итог/2022-^и^ % 2023-план/2023-plan % 2023-итог/2023-results % 2024-план/2024-plan %

Курганская обл. 8 0 7 0 9 0 6 4%

Тюменская обл. 91 2 62 1 71 1 50

Ханты-Мансийский АО-Югра 90 2 136 2 140 2 137

Ямало-Ненецкий АО 344 7 292 4 666 10 781 34%

Челябинская обл. 1234 27 2224 41 2391 37 823

Свердловская обл. 2930 62 2898 52 3277 50 2985 62%

Уральский ФО 4697 100 5619 100 6554 100 4782 100

Источник/Souive: Рассчитано по данным приказов Минтруда РФ: от 17.12.2021 г. № 893н, от 12.12.2022 г. № 777н, от 22.12.2023 № 884н / calculated based on the orders of Ministry of Labor dated 17.12.2021 No 893n, 12.12.2022 No 777n, 22.12.2023 No 884n

1600 1400 1200 1000 800 600 400 200 0

# ^ J3

si- ¿S ^ л* >

> V-«- О?

i-C -О0 ^

J?

o^V

о х4

у у

•л , Ф

✓УУУ ss/s * *

sr А-0 .^v

Л" СО

. / У

■у

¿г

* ^ i*

" VVVV у //У

/У'

£

о

Jf

О"

^ л*

/ «/ °V' /

I 2022-итог

2023-итог

Рис. 12/ Fig. 12. УрФО: динамика привлечения ВТМ по профессионально-квалификационным квотам. 20222023 (чел.) /Ural Federal District: Dynamics of attracting visa labor migration according to professional qualification quotas. 2022-2023 (persons)

Источник/SouKe: Рассчитано автором по данным приказов Минтруда РФ: от 17.12.2021 г. № 893н, от 12.12.2022 г. № 777н, от 22.12.2023 № 884н / 22.12.2023 N 884н / calculated based on the orders of Ministry of Labor dated 17.12.2021 No 893n, 12.12.2022 No 777n, 22.12.2023 No 884n

шиностроителей. 2023 г. в целом характеризуется определенным балансом плановых заявок и их окончательным удовлетворением (рис. 14).

Дальневосточный федеральный округ

Дальневосточный ФО включает 11 регионов, 7 из которых в 2023 г. привлекли 7% общей квоты: три региона - 39% и Амурская область - 54%. В по-

следнее время Приамурье стабильно лидирует по привлечению как ВТМ, так и иностранной рабочей силы в целом.

Дальний Восток по конфигурации привлечения визовых мигрантов напоминает Центральный и Северо-Западный округа, правда с одним существенным отличием - Амурская область не является столичной агломерацией, потребность

Омская обл. Кемеровская обл. Иркутская обл. Новосибирская обл. Красноярский край Алтайский край РеспубликаТыва Томская обл. Республика Хакасия Республика Алтай

2024-план 2023- итог 2023-план 2022- итог

Рис. 13/ Fig. 13. СФО: исходные и итоговые размеры региональных квот по привлечению ВТМ.2022-2024 (чел.) / Siberian Federal District: Initial and final sizes of regional quotas for attracting visa labor migration. 20222024 (persons)

Источник/SouKe: Рассчитано автором по данным приказов Минтруда РФ: от 17.12.2021 г. № 893н, от 12.12.2022 г. № 777н, от 22.12.2023 N 884н / calculated based on the orders of Ministry of Labor dated 17.12.2021 No 893n, 12.12.2022 No 777n, 22.12.2023 No 884n

500 1000 1500 2000 2500 3000 3500 4000

Таблица 8 / Table 8

СФО: показатели визовой трудовой миграции по регионам. 2022-2024 (чел.) / Siberian Federal District: Indicators of visa labor migration by region. 2022-2024 (persons)

Итог-2022/ Results-2022 % План-2023/ Plan-2023 % Итог-2023/Results-2023 % План-2024/ Plan-2024 %

Республика Алтай 0 0 0 0 0 0 0 0

Республика Хакасия 21 0 22 0 22 0 27 0

Томская обл. 247 4 273 4 223 3 96 1

Республика Тыва 488 7 288 4 294 4 300 4

Алтайский край 124 2 198 3 273 4 359 4

Красноярский край 543 8 563 8 966 13 472 5

Новосибирская обл. 758 11 1060 15 1007 13 1220 14

Иркутская обл. 602 9 1156 16 1270 17 1522 17

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Кемеровская обл. 178 3 184 3 189 2 1646 18

Омская обл. 3833 56 3380 47 3342 44 3355 37

Сибирский ФО 6794 100 7124 100 7586 100 8997 100

Источник/Soune: Рассчитано автором по данным приказов Минтруда РФ: от 17.12.2021 г. № 893н, от 12.12.2022 г. № 777н, от 22.12.2023 № 884н / calculated based on the orders of Ministry of Labor dated 17.12.2021 No 893n, 12.12.2022 No 777n, 22.12.2023 No 884n

Рис. 14 / Fig. 14. СФО: динамика привлечения ВТМ по профессионально-квалификационным квотам. 2022-2023 (чел.) / Siberian Federal District: Dynamics of attracting visa labor migration according to professional qualification quotas. 2022-2023 (persons)

Источник/SouKe: Рассчитано автором по данным приказов Минтруда РФ: от 17.12.2021 г. № 893н, от 12.12.2022 г. № 777н, от 22.12.2023 № 884н /calculated based on the orders of Ministry of Labor dated 17.12.2021 No 893n, 12.12.2022 No 777n, 22.12.2023 No 884n

в визовых мигрантах определяется ее инвестиционной привлекательностью и географическим положением моста Запад - Восток (табл. 9).

Если анализировать региональную динамику, то, в целом она представляется более или

менее «стандартной»: наблюдается как стабильный рост плановых размеров региональных квот, так и снижение планки планирования относительно задействованных контингентов ВТМ (рис. 15).

Таблица 9 / Table 9

ДВФО: распределение квоты ВТМ по регионам. 2022-2024 (чел.) / Far Eastern Federal District: Distribution of visa labor migration quota

by region. 2022-2024 (persons)

2022-итог % 2023-план % 2023-итог % 2024- план %

Республика Саха (Якутия) 3 0 0 0 35 0 0 0

Чукотский АО 12 0 134 1 192 1 123 0

Камчатский край 166 1 123 0 116 0 136 0

Сахалинская обл. 164 1 136 1 317 1 167 1

Магаданская обл. 101 0 315 1 182 0 250 1

Республика Бурятия 421 2 538 2 560 2 772 2

Еврейская АО 833 3 868 3 969 3 925 3

Забайкальский край 1743 6 2585 10 2387 6 2305 6

Приморский край 5315 20 3252 12 6273 17 4573 12

Хабаровский край 4611 17 7422 29 5883 16 8290 22

Амурская обл. 13359 50 10669 41 19707 54 19386 53

Дальневосточный ФО 26728 100 26042 100 36621 100 36927 100

Источник/Sou/re: Рассчитано автором по данным приказов Минтруда РФ: от 17.12.2021 г. № 893н, от 12.12.2022 г. № 777н, от 22.12.2023 № 884н / calculated based on the orders of Ministry of Labor dated 17.12.2021 No 893n, 12.12.2022 No 777n, 22.12.2023 No 884n

Амурская обл. Хабаровский край Приморский край Забайкальский край Еврейская АО Республика Бурятия Магаданская обл. Сахалинская обл. Камчатский край Чукотский АО Республика Саха (Якутия)

2024-план 2023-итог 2023-план 2022-итог

° 0<$> Л? л® д§>

"Р $ <§> ¿Р & nT я? Ж

Рис. 15/ Fig. 15. ДВФО: исходные и итоговые размеры региональных квот ВТМ. 2022-2024 (чел.) / Far Eastern Federal District: Initial and final sizes of regional visa labor migration quotas. 2022-2024 (persons)

Источник/SouKe: Рассчитано автором по данным приказов Минтруда РФ: от 17.12.2021 г. № 893н, от 12.12.2022 г. № 777н, от 22.12.2023 № 884н /calculated based on the orders of Ministry of Labor dated 17.12.2021 No 893n, 12.12.2022 No 777n, 22.12.2023 No 884n

Естественно, это во многом определяется текущей социально-экономической ситуацией, этапами освоения средств и темпами строительства.

Дальний Восток рассматривается как приоритетный регион социально-экономического развития. Амурской области отводится важная роль в реализации этих планов.

Постоянное население Амурской области -756,2 тыс. чел. Присутствие визовых мигрантов в регионе самое высокое относительно постоянного населения - 2%. Во всех остальных регионах округа их доля гораздо ниже 1%. Число организаций: 12 935 юридических лиц, внесенных в ЕГРЮЛ, 16 693 - в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей.

Но в целом число работодателей привлекающих ВТМ гораздо меньше - не более 100. Из них три крупнейшие иностранные компании привлекли в 2023 г. 85% всей региональной квоты.

Отражение места и роли Амурской области в освоении Дальнего Востока можно проследить и

20 000 18 000 16 000 14 000 12 000 10 000 8 000 6 000 4 000 2 000 0

Рис. 16/ Fig. 16. Амурская область: динамика квотирования ВТМ. 2022-2023 (чел.) / Amur Region: Dynamics of visa labor migration quotas. 2022-2023 (persons)

Источник/SouKe: Рассчитано автором по данным приказов Минтруда РФ: от 17.12.2021 г. № 893н, от 12.12.2022 г. № 777н, от 22.12.2023 № 884н / calculated based on the orders of Ministry of Labor dated 17.12.2021 No 893n, 12.12.2022 No 777n, 22.12.2023 No 884n

в динамике соотношения плановых и итоговых квот привлечения ВТМ (рис. 16).

Утвержденная на текущий год квота практически не отличается от уже привлеченного числа визовых работников. С большой долей вероятности можно предположить, что она будет превышена.

12000 10000 8000 6000 4000 2000 О

10263

7656

20612129

545 753 776 813 83 1 863

г IT ¿3 tJ Ш

1133 1137 1270 1605 -

■ III III! illl

2022-итог

2023-итог

А*

<<

? // ^ "

„Г

¿г-

////////¿¿ft

•i*

/

//У// / / / / //// / /

///////////////Z

/// / / -Г / ^ ^ л<? J^ / ^ ^

/^////////У/////

/ У

3>

«а ^

сЯ

V

f

/V

о <i £

& V

Л oY /

Рис. 17/ Fig. 17. ДВФО: динамика привлечения конкретных профессиональных групп ВТМ. 2022-2023 (чел.) / Far Eastern Federal District: Dynamics of attracting specific professional groups of visa labor migration. 2022-2023 (persons)

Источник/Sourne: Рассчитано автором по данным приказов Минтруда РФ: от 17.12.2021 г. № 893н, от 12.12.2022 г. № 777н, от 22.12.2023 № 884н / calculated based on the orders of Ministry of Labor dated 17.12.2021 No 893n, 12.12.2022 No 777n, 22.12.2023 No 884n

Что касается профессионально-квалификационной структуры визовой потребности ДВФО, то в силу масштабного строительства основной спрос приходится на квалифицированных рабочих-строителей (рис. 17).

Данная категория остается самой востребованной (2022 г. - итог 33%; 2023 г. - итог 28%). Существенно растет спрос на работников тех профессий, которые входят в категорию «Операторы, аппаратчики, машинисты и слесари-сборщики стационарного оборудования» (2022 г. - итог 11%; 2023 г. - итог 21%) и «Рабочие металлообрабатывающей и машиностроительной промышленности» (2022 г. - итог 11%; 2023 г. - итог 13%).

Дальний Восток как интенсивно развивающийся регион вынужден уделять повышенное внимание привлечению дефицитных кадров как за счет внутренней миграции, так и международной (визовой и безвизовой). Данная ситуация продлится до достижения относительного баланса спроса и предложения на рынке труда округа или хотя бы его ведущих регионов. Достичь этого можно только за счет остановки оттока населения из регионов, формирования развитой системы привлечения и профессиональной подготовки собственных кадров и формирования соответствующей индустриальной базы.

СТРАНЫ-ПОСТАВЩИКИ ВИЗОВЫХ МИГРАНТОВ В РОССИЮ

По большому счету принимающей стране, остро нуждающейся в работниках дефицитных профессий должно быть безразлично происхождение востребованных специалистов. Однако в реальной жизни все не так просто. Помимо исторических социально-экономических и культурных связей основной проблемой выступают признание квалификаций претендентов на въезд и знание языка принимающей страны. Конечно, это важно прежде всего при отборе высококвалифицированных специалистов, но даже при привлечении сезонных работников для агрокомплек-са знание языка необходимо.

Естественно, система привлечения визовых трудовых мигрантов влияет и на список стран-экспортеров рабочей силы, определенную «специализацию» национальных контингентов трудовых мигрантов.

По некоторым расчетам в 2022 г. в России работали представители 81 страны, 98% которых составляли граждане 10 стран и, прежде всего, Китая, Вьетнама, Турции, Индии и Сербии [11; 12]. По данным ГУВМ МВД в 2023 г. количество иностранных граждан, прибывающих в Россию в визовом порядке с целью осуществления трудовой деятельности, выросло на 42,4%. Наибольшее количество рабочих виз оформлено гражданам Китая, Вьетнама, Индии, Турции.

Таблица 10/ Table 10

Въезд граждан ряда стран в РФ. Цель - работа. 2019-2023 (чел.) / Entry of citizens of a number of countries into the Russian Federation.

The purpose of entry - work. 2019-2023 (persons)

годы/years Таиланд/Thailand Сербия/Serbia Индия/India Вьетнам/Vietnam Турция/Turkey КНР/China

2019 I квартал 292 3466 1670 2614 4687 24376

II квартал 402 3295 2045 2808 5468 25971

III квартал 340 3380 1998 2993 6205 23831

IV квартал 620 2777 1804 2920 4928 18888

2020 I квартал 335 2912 1642 2849 4755 10849

II квартал 0 4 2 0 0 0

III квартал 7 69 10 1 3141 199

IV квартал 6 944 149 1 4139 735

2021 I квартал 21 1526 365 74 1873 1181

II квартал 88 1173 448 72 1880 3978

III квартал 103 1131 662 161 5972 3241

IV квартал 71 620 644 647 5398 2090

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2022 I квартал 129 643 561 1607 5025 2007

II квартал 121 732 905 2086 2964 3236

III квартал 241 953 830 2045 4623 2119

IV квартал 573 1242 473 3262 4462 4410

2023 I квартал 188 717 674 1574 4957 10528

II квартал 522 1419 2635 4006 4319 20573

III квартал 466 1643 3008 3502 6239 19937

IV квартал 595 1327 3724 3360 4844 15358

Источник/Source: рассчитано автором по данным ЕМИСС URL: https://fedstat.ru/indicator/38479 / calculated according to EMISS URL: https://fedstat.ru/ indicator/38479

■Л

> 1*"

\ г Л V,

\ /

J J t А

<=: [2 о. го m sc 20 Г Ы Р Ого со sc £ V * А * ? *

1 квартал с: Р о. го m sc 20 с; Р о. го ЕО 19 с: го Б. ГО DQ 2> г саго m sc ■лг ¡5 О. го ей 20 с: го Б. ГО m ¡5 CL ГО со sc 20 м с; Р о. го ей 21 го Б. ГО m Р Ого m sc ¡5 CL ГО CO sc 20 e: P Q. ГО CO 22 ro Б. ro m sc !S CL ro CO sc с: p CL ro CO sc 20 Iii квартал с: го Б. ГО m sc 2:

Таиланд Сербия Иедия Вьетнам ■ Турция КНР

Рис. 18 / Fig. 18. Въезд граждан ряда стран в РФ. Цель - работа. 2019-2023 (чел.) / Entry of citizens of a number of countries into the Russian Federation. The purpose of entry - work. 2019-2023 (persons)

Источник/Source: рассчитано автором по данным ЕМИСС URL: https:// fedstat.ru/indicator/38479 / calculated according to EMISS URL: https:// fedstat.ru/indicator/38479

По данным миграционного контроля была проанализирована динамика въезда граждан Китая, Вьетнама, Индии, Турции, Сербии и Таиланда в Россию в 2019-2023 гг.

Траектории въездов в Россию за пятилетний период во многом определяются пандемией -масштабами въезда «до», «во время» и «после». При этом масштабы въезда граждан КНР и остальных пяти стран существенно разнятся (табл.10).

Поток граждан КНР в Россию, причем не только «на работу», если и не восстановился полностью после антиковидных ограничений, тем не менее рос в последние годы высокими темпами (рис. 18).

Если для пяти указанных выше стран выезда процесс восстановления его масштабов существенно отстает от допандемийных показателей, то объемы въезда граждан Турции начали восстанавливаться уже к концу 2020 г. и в 2023 г. существенно опережали допандемийный уровень.

В значительной степени наблюдаемые процессы могут быть объяснены как географическим положением рассматриваемых стран выезда, их удаленностью, так и сложившейся ранее структурой национальных потоков ВТМ.

Для въезда граждан Турции характерна высокая доля обслуживающего персонала транспортных средств (ТС) - свыше 62% общего объема

въезда. Были предположения, что, возможно это связано с частотой пересечения границы, а не с численностью данной категории. Однако стабильность соотношения данных въездов с числом въездов «работа» и «деловая» на протяжении пяти лет подтверждает значимость данной категории в структуре миграции.

Характерно преобладание масштабов въездов обслуживающего персонала для Индии и Сербии. Для китайских граждан самой значительной и наиболее быстро восстанавливающейся выступает «деловая» цель въезда в Россию. Что касается выходцев из Вьетнама и Таиланда, то их цель въезда - трудовая деятельность.

Трудовые мигранты из этих 6 стран, прочные связи с которыми складывались на протяжении ряда лет, демонстрируя устойчивость и востребованность, и образуют основной костяк ВТМ. Распространившаяся в последнее время информация о привлечении ИРС из ряда африканских стран при серьезном анализе подобной возможности представляется крайне сомнительной.

ВЫВОДЫ

Результаты исследования демонстрируют, что ВТМ в России представляет ограниченный сегмент трансграничной трудовой миграции. Подавляющее число визовых мигрантов приходится на пять - шесть стран, что свидетельствует не только о сложившемся с ними взаимовыгодном сотрудничестве, но и указывает на важность географических факторов пространственной доступности.

Сложившаяся профессионально-квалификационная структура потребности в иностранных кадрах свидетельствует о вспомогательном характере данного направления - замещающей роли визовых мигрантов для ряда регионов и секторов экономики, по различным причинам не выполняемой безвизовым сегментом трудовой миграции.

Утвержденные плановые показатели региональных квот на визовых мигрантов играют роль некоей отправной точки и как свидетельствуют материалы комиссии Минтруда, их размеры корректируются как минимум 4-5 раз в год. Это может объясняться как объективными причинами, вытекающими из сложностей перспективного планирования в современных условиях, так и субъективными, по принципу - заказывай больше, может быть что-то и получишь.

Довольно велико число потребителей ВТМ среди юридических лиц, принадлежащих иностранным гражданам или компаниям. Для этой

категории организаций свойственно приглашать для своих предприятий сотрудников - соотечественников.

Стоит обратить внимание на динамику квот для регионов с различными объемами привлечения: появление какого-либо инвестора, работодателя, планирующего привлечение значительного (по местным меркам) контингента визовых работников, легко фиксируется. Однако, как показывает практика предыдущих лет - не всегда и не все планы этих инвесторов воплощаются в жизнь.

Профессионально-квалификационная структура потребности регионов в ВТМ отражает как уже сформировавшиеся тенденции, так и их усиление в связи с событиями последних лет - от пандемии до современного дефицита кадров. Российский спрос на ВТМ, по - существу приходится не на ВКС, а на средне и низкоквалифицированный сегмент визовых мигрантов, т. е. на определенные категории «синих воротничков».

Сопоставление планов (первоначально заявляемой потребности) далеко не всегда совпадает с итоговыми данными. Можно предположить, что, прежде всего это связано с необходимостью повышения потенциала ВПК и оттоком части работников в вооруженные силы.

Происходит ситуативное расширение квотируемой трудовой миграции, связанное с конкретными причинами текущего дефицита кадров в ряде секторов экономики. В частности, об этом свидетельствуют планы привлечения ВТМ на 2024 г. и существенное увеличение квот на профессиональные группы, востребованные в 2023 г., объемы привлечения которых заметно превысили исходные размеры выделяемых квот.

В условиях современной военно-политической ситуации и системы экономических санкций наметившееся расширение числа квотных позиций скорее всего свидетельствует о временном росте потребности в связи с этими санкциями и их последствиями.

В среднесрочной перспективе расширение круга стран-экспортеров рабочей силы представляется крайне сомнительным в силу как внешних обстоятельств, так и структуры отечественного спроса на рынке труда. Восполнение дефицита возможно осуществить прежде всего за счет мобилизации внутренних ресурсов. Это может быть сделано как за счет интенсификации внутренней трудовой миграции, так и организованного набора безвизовых трудовых мигрантов для ускоренной подготовки в системе ПТУ и производственного ученичества.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1. Комаровский В.В. Роль внешней трудовой миграции в миграционной политике России. Социально-трудовые исследования. 2021; 43(2):19-32. DOI: 10.34022/2658-3712-2021-43-2-19-32

2. Набиуллина Л. Трудовые мигранты из стран СНГ массово покидают Россию. 20.02.2024. https://lenta.ru/articles/2024/02/20/ migranty/

3. Agnieszka Weinar Amanda Klekowski von Koppenfels Highly-Skilled Migration: Between Settlement and Mobility. IMISCOE Short Reader Springer Cham 2020. https://doi.org/10.1007/978-3-030-42204-2 eBook ISBN 978-3-030-42204-2

4. Jie Ma, High skilled immigration and the market for skilled labor: The role of occupational choice. Labour Economics, Volume 63, 2020, 101791, ISSN 0927-5371, https://doi.org/10.1016/j.labeco.2019.101791

5. Банк России (27.02.2024). Резюме обсуждения ключевой ставки. https://www.cbr.ru/Content/Document/File/159286/summary_ key_rate_27022024. C.4-5

6. Колесникова О.А., Маслова Е.В., Околелых И.В. Кадровый дефицит на современном рынке труда России: проявления, причины, тренды, меры преодоления. Социально-трудовые исследования. 2023; 53(4):179-189. DOI: 10.34022/2658-3712-202353-4-179-189

7. Карлова Н., Пузанова Е. Инвестиционная активность в промышленности в 2023 году: Результаты опроса предприятий. Аналитическая записка. Январь 2024. Банк России. https://www.cbr.ru/ content/document/ file/158056/analytic_note_20240109_dip. pdf. С.4. 23-24

8. Комаровский В.В. Современные миграционные потоки на постсоветском пространстве. Социально-трудовые исследования. 2023;50(1):41-53. DOI: 10.34022/2658-3712-2022-50-1-41-53

9. Деготькова И. (10.08.2023) Эксперты ВШЭ назвали отрасли с наибольшей кадровой уязвимостью. https://www.rbc.ru/ economics/ 10/08/2023/64d376d79a79479371da267b

10. Едовина Т., Галиева Д. (20.03.2024) Взял да вышел. С 2021 года российские реестры потеряли треть юрлиц с иностранным участием. https://www.kommersant.ru/doc/6580306?from=main

11. Свистунов П., Родионов А. Иностранные работники в России: итоги 2022 года (28.08.2023); https://nark.ru/analytics/ regionalnoe-razvitie/ inostrannye-rabotniki-v-rossii-itogi-2022-goda/

12. Свистунов П.В., Прокофьев В.Ю., Тихонова Е.П. Аналитический обзор. Тренды международной миграции в Российскую Федерацию. https://nark.ru/analytics/regionalnoe-razvitie/trendy-mezhdunarodnoy-migratsii-v-rossiyskuyu-fede/

REFERENCES

1. Komarovsky V.V. The role of external labor migration in Russia's migration policy. Social and Labor Research. 2021;43(2):19-32. DOI: 10.34022/2658-3712-2021-43-2-19-32. (In Russ.).

2. Nabiullina L. Labor migrants from the CIS countries are leaving Russia en masse. 20.02.2024. URL: https://lenta.ru/articles/2024/02/20/ migranty/ (In Russ.).

3. Agnieszka Weinar Amanda Klekowski von Koppenfels Highly-Skilled. Migration: Between Settlement and Mobility. IMISCOE Short Reader Springer Cham. 2020. URL: https://doi.org/10.1007/978-3-030-42204-2 eBook ISBN 978-3-030-42204-2

4. Jie Ma. High skilled immigration and the market for skilled labor: The role of occupational choice. Labor Economics. 2020;(63). 101791, ISSN 0927-5371, URL: https://doi.org/10.1016/j.labeco.2019.101791

5. Bank of Russia. Summary of the key rate discussion. 27.02.2024 URL: https://www.cbr.ru/Content/Document/File/159286/summary_ key_rate_27022024. 2024:4-5 (In Russ.).

6. Kolesnikova O.A., Maslova E.V., Okolelykh I.V. Personnel shortage in the modern Russian labor market: Manifestations, causes, trends, measures to overcome. Social and Labor Research. 2023;53(4):179-189. DOI: 10.34022/2658-3712-2023-53-4-179-189. (In Russ.).

7. Karlova N., E. Puzanova E. Investment activity in industry in 2023: Results of a survey of enterprises. Analytic note. January 2024. Bank of Russia. URL: https://www.cbr.ru/ content/document/ file/158056/analytic_note_20240109_dip .pdf P.4, 23-24 (In Russ.).

8. Komarovsky V.V. Modern migration flows in the post-Soviet space. Social and Labor Research. 2023;50(1):41-53. DOI: 10.34022/26583712-2022-50-1-41-53 (In Russ.).

9. Degotkova I. HSE experts named the industries with the greatest personnel vulnerability. 10.08.2023. URL: https://www.rbc.ru/ economics/ 10/08/2023/ 64d376d79a79479371da267b (In Russ.).

10. Edovina T., Galieva D. Take it and leave it. Since 2021, Russian registers have lost a third of legal entities with foreign participation. 20.03.2024. URL: https://www.kommersant.ru/doc/6580306?from=main (In Russ.).

11. Svistunov P., Rodionov A. Foreign workers in Russia: Results of 2022. 28.08.2023. URL: https://nark.ru/analytics/regionalnoe-razvitie/ inostrannye-rabotniki-v-rossii-itogi-2022-goda/ (In Russ.).

12. Svistunov P.V., Prokofiev V.Yu., Tikhonova E.P. Analytical review. Trends in international migration to the Russian Federation. URL: https://nark.ru/analytics/regionalnoe-razvitie/trendy-mezhdunarodnoy-migratsii-v-rossiyskuyu-fede/ (In Russ.).

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ / ABOUT THE AUTHOR

Виктор Викторович Комаровский - кандидат исторических наук, заведующий сектором социально-трудовых отношений и социальной мобильности Института мировой экономики и международных отношений РАН им Е.М. Примакова, Москва, Россия

Viktor V. Komarovsky - Cand. Sci. (History), Head of the Sector of Social and Labor Relations and Social Mobility, Primakov Institute of World Economy and International Relations, Russian Academy of Sciences, Moscow, Russia https://orcid.org/0000-0002-1701-1094 komarovsky.vv@imemo.ru; komarovsky_v@mail.ru

Конфликт интересов: автор заявляет об отсутствии конфликта интересов. Conflicts of Interest Statement: The author have no conflicts of interest to declare.

Статья поступила в редакцию 15.04.2024; после рецензирования 17.05.2024, принята к публикации 25.05.2024. Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи.

The article was submitted on 15.04.2024; revised on 17.05.2024 and accepted for publication on 25.05.2024. The author read and approved the final version of the manuscript.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.