Научная статья на тему 'Модернизация в дискурсе исторической социологии'

Модернизация в дискурсе исторической социологии Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
277
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ МОДЕРНИЗАЦИЯ / ЦИВИЛИЗАЦИОННАЯ МАТРИЦА / СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ КОМПОНЕНТ / ИННОВАЦИИ / ЗАИМСТВОВАНИЯ / MODERNIZATION / MATRIX OF CIVILIZATION / SOCIAL-CULTURAL COMPONENT / INNOVATIONS / LOANS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Погосян Вардгес Григорьевич

Макросоциологический анализ и историософская ретроспектива позволяют представить модернизацию как нормативную категорию исторической социологии, адаптивное свойство социальной системы и неотъемлемую составляющую социально-исторического процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modernization in discourse of historical sociology

The macrosociological analysis and historical retrospective allow presenting modernization as a normative category of historical sociology, adaptive property of social system and the integral component of socio-historical process.

Текст научной работы на тему «Модернизация в дискурсе исторической социологии»

ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 18. СОЦИОЛОГИЯ И ПОЛИТОЛОГИЯ. 2009. № 4

В.Г. Погосян, канд. философ. наук, ст. преп. кафедры философии и социологии Славянского государственного педагогического университета (Украина)

МОДЕРНИЗАЦИЯ В ДИСКУРСЕ ИСТОРИЧЕСКОЙ СОЦИОЛОГИИ

Макросоциологический анализ и историософская ретроспектива позволяют представить модернизацию как нормативную категорию исторической социологии, адаптивное свойство социальной системы и неотъемлемую составляющую социально-исторического процесса.

Ключевые слова: социальная модернизация, цивилизационная матрица, социокультурный компонент, инновации, заимствования.

The macrosociological analysis and historical retrospective allow presenting modernization as a normative category of historical sociology, adaptive property of social system and the integral component of socio-historical process.

Key words: modernization, matrix of civilization, social-cultural component, innovations, loans.

В истории было немало преобразований, направленных на модернизацию социальных институтов. Практические вопросы элементарного выживания отдельных этносов диктовали необходимость перенимания оружия, военных и государственных порядков, экономических инноваций, культуры соседних стран и народов. Поскольку место государства в мировой политической системе стереотипно определялось прежде всего его военным потенциалом, данный "догоняющий" вариант модернизации преимущественно был связан с решением задач именно в военной области.

К числу одной из первых известных ускоренных мобилизационных модернизаций можно отнести военную модернизацию в XVIII—XVII вв. до н.э.: создание Египтом и небольшим торговым городом Ашшуром собственных колесничих войск и перенимание тактики ведения войны у противника, что позволило населяющим их народам в числе немногих выжить во время арийского нашествия.

В конце II тысячелетия фундаментальное открытие совершили халибы, обитавшие в горах Армении. Вплоть до Средних веков плавильные печи не давали достаточной температуры для плавки железа, но халибы придумали способ избавляться от шлака путем длительной ковки. Первыми обладателями железных мечей стали

* Погосян Вардгес Григорьевич — [email protected]

6 ВМУ, социология и политология, № 4

81

горцы Армении — урарты; спустившись с гор в VIII в., они стали опустошать соседние страны1.

Военная угроза привела к установлению в Ашшуре власти диктатуры. Царь Тиглатпаласар III (745—727 гг. до н.э.) создал первый полк воинов-профессионалов2. На смену народному ополчению пришла регулярная армия, содержащаяся на государственные деньги, вооруженная железными мечами, обученная и дисциплинированная. Военная необходимость в данном случае продиктовала проведение спешной модернизации, но в процессе ее было совершено собственное фундаментальное открытие, переворот в военном деле, что породило в свою очередь волну ассирийских завоеваний. Урарты были отброшены в горы, Ассирия завоевала Вавилонию, Сирию, оккупировала Египет. Впоследствии на протяжении довольно длительного времени именно этот регион планеты являлся источником большинства инноваций. Соседние с ним страны в борьбе за выживание перенимали в процессе "непионерских", догоняющих модернизаций оружие, военные и государственные порядки, культуру Двуречья, Египта, Финикии, распространившихся по всему миру.

Вторгшиеся в VII в. до н.э. в Иран скифские племена вскоре осели на персидской территории и смешались с родственными ин-доарийскими собратьями. Однако инновационные привнесения скифов — всадничество, умение стрелять на скаку из лука — были освоены персами и послужили основанием для создания великой Персидской Империи.

В свою очередь экспансионистская политика последней привела к оттоку греческого населения из греческих колоний, выведенных еще Писистратом в Малую Азию. Возвращаясь в Грецию, они привозили с собой технику и технологии Передней Азии, послужившие материально-технической основой торгово-промышленного развития Афин, ориентировав город в процессе своеобразной экономической модернизации на отложенное товарное производство (промышленные изделия в обмен на хлеб из колоний).

Цивилизации Ближнего Востока, Европы и Индии в течение тысячелетий были связаны многими нитями и в известном смысле составляли одно целое. Здесь выделялся центр в Передней Азии, который оказывал определяющее воздействие на соседние общества, вынуждая их модернизироваться по своему образцу. История периферийных областей в значительной степени сводилась к процессам модернизации, перениманию государственного устройства, религии и культуры.

1 См.: Арутюнян Н.В. Биайнили — Урарту. Военно-политическая история и вопросы топонимики, Монография. СПб., 2006. С. 48.

2 См.: СадаевД.Ч. История Древней Ассирии. М., 1979. С. 72.

Западная цивилизация, претендующая на современном этапе развития на роль особой, в период своего этнополитического становления начинала именно с модернизационных преобразований по восточному образцу. Событием, определившим на долгие века судьбы Европы и сформировавшим облик европейского средневековья, стала реформа Карла Мартелла.

В 710 г. арабское нашествие достигло территории Европы. В 725 г в сражении при Арле франкское пешее ополчение, вооруженное секирами, было окружено арабской тяжелой конницей и разгромлено. Разграбив долину реки Рона, арабское войско ушло. Военная угроза продиктовала франкам необходимость спешного создания собственного конного войска. Воинам-вассалам были розданы деревни с крестьянами, чтобы первые смогли купить коня и тяжелое вооружение. Эта система содержания конных воинов была позаимствована у арабов и называлась на Востоке "икта", на Западе — "бенефиций". Ввиду нехватки свободных земель из-за розданных ранее аллодов (наследственных земельных владений) Карл Мар-телл провел частичную секуляризацию церковных земель. Бене-фициальная система позволила Карлу Мартеллу создать мощную конную армию. Конница, для службы в которой требовались значительные средства, стала ядром франкской армии. В 732 г. новое рыцарское войско Карла Мартелла в битве при Пуатье одержало победу над арабами и вынудило их отступить за Пиренеи. Арабы вернулись в Испанию и прекратили продвижение к северу от Пиренеев. Франки, таким образом, защитили большую часть Европы от арабского завоевания. Более того, переняв систему феодов-икта и рыцарскую кавалерию, франки, усилившись благодаря модернизации, завоевали всю Западную Европу. Благодаря походам 725 и 728 гг. они подчинили Баварию, в 730-х — завоевали Алеманию, в 733—734 гг. покорили земли фризов3.

Реформа Карла Мартелла послужила основой для формирования и развития феодальных отношений в Европе. Проведенная франками военная модернизация по арабскому образцу носила мобилизационный характер (ускоренные темпы; конфликт с церковью, у которой отбирались земельные владения). Она включила в себя смену экономической системы и соответствующие институциональные преобразования, но не изменила и не ставила целью изменение социокультурных основ франкского общества (религии, быта, уклада жизни, самоидентификации и т.д.) и тем более вхождение его в Арабский халифат.

На востоке Европы сложилась иная ситуация: здесь не было рыцарской конницы, и благодаря своим мечам и кольчугам норман-

3 См.: Тейс Л. Наследие Каролингов // Новая история средневековой Франции. Т. 2. М., 1993.

ны-варяги обладали военным превосходством над местным населением, что дало им возможность подчинить племена славян и в процессе социального синтеза стать военным сословием нового государства — Киевской Руси.

В данном случае речь может идти о распространении модернизации норманнского культурно-технологического круга на Восточную Европу. Славяне и угро-финны были покорены завоевателями, которые жили в укрепленных "градах", собирали с местного населения дань, захватывали рабов и продавали их в Константинополе и Булгаре. Со временем, ассимилировавшись, варяги превратились в русских бояр, они обосновались в бревенчатых замках, имели села с рабами, собственные дружины и постоянно воевали друг с другом. В культурном отношении варяжское наследие в основном ограничивалось военной техникой: ладьи-дракары, прямые "франкские" мечи, секиры, боевые ножи скрамасаксы. Из военных традиций сохранился обычай совершать походы на стругах — "дракарах" — запорожские и донские казаки, подобно варягам, ходили на стругах к берегам Турции и Персии. Скандинавское происхождение имеет также система погостов, опорных пунктов, куда местное население было обязано привозить дань. "Вотчина" боярина — это был скандинавский "одаль", "удел", наследственное владение главы рода. Можно констатировать, что итоги вынужденной модернизации не явились матричнообразующими для славянского формирующегося этноса. Варяги не принесли в Восточную Европу ни высокой культуры, ни сколько-нибудь прочной государственной организации — по той причине, что сами ее не имели.

Опережающие весь остальной мир темпы всестороннего развития западных обществ и превосходство западной цивилизации над другими, когда она предстает как исключительный носитель передовых высоких технологий и идеи прогресса в целом, что якобы обусловлено логикой ее развития, и сегодня являются спорными. В контексте же всемирной истории (Античность, Средневековье вплоть до Нового времени) ответ на подобный вопрос однозначен: Восток был родиной человеческой цивилизации, где уже четыре тысячи лет существовали могущественные социалистические империи.

Под термином "социалистическая империя" нами понимается общество, наделенное жесткой организационной структурой и регламентирующее общественные отношения с целью противостоять внутренним или внешним угрозам; организация военных сил государства, распределение продуктов питания и земли исходя из соображений социальной справедливости или военной целесообразности, с относительной равномерностью в распределении жизненных средств. Это государственное регулирование осуществляется диктатурой или абсолютной монархией; общество при этом

разделено на сословия. В случае нарушений в системе государственного регулирования представители военного сословия или чиновничьего аппарата овладевают государственной властью и используют имперскую организацию в своекорыстных целях; происходит процесс феодализации, который в свою очередь приводит к распаду империи.

Соответственно, как отмечает А. Франк, «так называемая европейская гегемония в мировой системе времен модерна установилась довольно поздно, была неполной и никогда не была однопо-лярной. В действительности на протяжении эпохи 1400—1800 гг., которая рассматривалась как период "европейской экспансии" и "первоначального накопления", которое вело к полному капитализму, мировая экономика все еще находилась преимущественно под азиатским влиянием. Китайская империя времен правления династий Мин и Цинь, государства Османов, Моголов и Сефеви-дов были экономически и политически чрезвычайно могущественными vis-à-vis Европы. Азиатские страны начали утрачивать свое преимущество только в конце этого периода и по его завершении. Поэтому мировая система модерна подпадала под действие азиатской гегемонии, а не европейской <...> Более того, вопреки мифологии современного происхождения Азия имела в своем распоряжении соответствующие технологии и разветвленные экономические институции. Как следствие центр накопления власти в мировой системе модерна долгое время оставался постоянным. Китай, Япония и Индия были общепризнанными лидерами, а Юго-Восточная и Западная Азия находились недалеко от них»4.

Для великих правителей, султанов, халифов Востока Европа была далекой окраиной, населенной народами, еще недавно пребывавшими в состоянии варварства. Европейские государства не могли сравниться с империями Востока ни размерами, ни численностью населения. "В конце XVIII в. Азия, где проживало 66% населения земного шара, производила 80% мирового ВВП, в то время как 20% ВВП, приписываемых Европе, включают вклад населения Северной Америки и рабов-африканцев. Даже после индустриальной революции в Европе в 1860 г. вклад в мировой ВВП тех стран, которых сегодня относят к третьему миру, составлял 60%; на страны будущего первого мира приходились остальные 40%"5.

По сравнению со Стамбулом, Дели, Багдадом Париж и Лондон были небольшими провинциальными городами, а самым богатым венецианским и генуэзским купцам было далеко до индийских купцов из Гуджарата. Восточные изделия (шелка, батисты и муслины)

4 FrankA.G. ReORIENT: Global Economy in the Asian Age. Berkeley, 1998. С. 166.

5 Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм. XV—XYIII вв. Т. 1. Структуры повседневности: возможное и невозможное. М.; СПб., 2006. С. 174.

намного превосходили европейские ткани, и когда Васко да Гамма нашел морской путь в Индию, то оказалось, что на Западе нет товаров, которые можно было бы предложить Востоку.

Даже оружие Востока в те времена было лучше, чем оружие Запада: ведь Восток был родиной артиллерии и именно на Востоке появились аркебузы, которые потом стали оружием европейских армий. Преимущество в военных технологиях, безусловно, принадлежало Востоку до XVI в.: использование пороха в военном деле в Китае датируется XI в., в Европе — XIII в. В начале XVI в. европейцы имели в своем распоряжении эффективнейшую артиллерию, как полевую, так и морскую, что дало им возможность установления частичного контроля над финансовыми и торговыми потоками Азии. Однако завоевание монголами Китая, к примеру, никем не рассматривается как признак цивилизационного превосходства первых над вторыми. Кроме того, эти преимущества были недолговременными, поскольку азиатские страны оперативно перенимали новые западные технологии.

Государства Востока вызывали восхищение европейцев своей организацией, дисциплиной чиновников, богатствами казны, мощью регулярных армий. В Китае, Японии, Иране, Османской империи государство массово инвестировало в развитие и поддержку материальной инфраструктуры общества — дорог, каналов, ирригационных работ, создание экономических организаций и управление ими, поощряло торговлю и защищало в ее процессе национальные интересы, в том числе используя военную силу. Все это свидетельствует о неадекватности концепции "восточного деспотизма", которому приписывается неспособность содействовать экономическому развитию.

Об идентичности институционального оформления коммерческой деятельности Востока и Запада, между которыми больше сходства, чем различий, Ф. Бродель свидетельствует: «Всюду, от Египта до Японии, мы найдем настоящих капиталистов, оптовых торговцев, рантье, также тысячи их сотрудников, агентов, брокеров, особ, которые занимались обменом денег и банкиров. С точки зрения техник, которые использовались, возможностей и гарантий обмена, любая группа этих купцов выдержала бы сравнение со своими западными "коллегами"»6. Для французского философа, правоведа, политика Ж. Бодена (труд "Six livres de la Republique") образцом могущественного государства была не Франция, а Османская империя7. Американский историк У. Макнил констатирует: "При-

6 Там же. С. 230.

7 Соловьев А.А. Система источников права французского позднего средневековья на примере правового учения Жана Бодена // Мат-лы 13-й международной конференции (26—30 декабря 2002 г.). СПб., 2002.

близительно до 1600 г. Османская империя находилась на острие военного прогресса как технически, так и с точки зрения других аспектов"8.

Крупномасштабные социально-политические преобразования в России XVI в., проведенные в период правления Ивана IV Грозного (1547—1584) по уровню осуществления фактически были социальной революцией9. Введение им опричнины преследовало целью экспроприацию власти и собственности у целого сословия — бояр и князей. Подобные события происходили в то время и в Европе, и в Азии — Франции, Испании, Италии, Швеции, Персии, Индии: повсеместное наступление абсолютной монархии, пытавшейся смирить знать и создать сильное государство, основанное на законах справедливости10. Такие государства давно уже существовали на Востоке, и могущественная Османская Империя была образцом подражания для многих монархов, поэтому социальные революции сопровождались перениманием османских порядков, модернизацией по турецкому образцу: государственный аппарат чиновников, разветвленная система налогов, профессиональные наемные армии. Россия, на которую в том числе была направлена экспансия татар и турок, не имела другой альтернативы, кроме как вслед за Персией и Индией заимствовать стрельцов, пушки и "Адалет" ("Справедливость" — кодекс о сословном устройстве восточной империи. — В.П.) Магмет-султана. В 1570 г. турецко-татарское войско дотла сожгло г. Москву. В 1572 г. войско Давлет-Гирея снова пошло на завоевание Русского государства. В битве при деревне Молоди русское войско, укомплектованное на новой основе, оснащенное пищалями и артиллерией, разгромило объединенные силы турок и татар. Победа позволила России заложить основы городов Елец и Воронеж, отодвинуть границы на юг, закрепить за собою Поволжье.

Модернизация политической жизни общества, переустройство его политических основ представляется весьма неоднозначным процессом со сложными социальными последствиями. Путь Франции к современной политической системе проходил через революцию, террор, империю Наполеона I, реставрацию, новые революции, империю Наполеона III и военный разгром, а путь Германии — через многолетние объединительные войны, Первую мировую войну, Веймарскую республику, нацистскую диктатуру, Вторую мировую войну и также военный разгром.

Традиции английского парламентаризма также по природе своей не являются оригинальными. Великая буржуазная английская

8 McNeill W. The Age of Gunpowder Empires 1450—1800. Washington, 1989. Р. 33.

9 Аль Д. Иван Грозный. От легенд к фактам. СПб., 2005. С. 282.

10 Егер О. Всемирная история: В 4 т. Т. 2. М., 2002.

революция XVII в. по существу имела целью модернизацию по голландскому образцу. В Голландской республике практика назначения парламентом исполнительной власти, кабинета министров осуществлялась к тому времени уже на протяжении почти столетия.

Достойным примером экономической модернизации и качественной перестройки производящей инфраструктуры может служить технологическая реформа в средневековом Китае. В правление де-вараджи Ангкора Индравармана I (877—889) произошло событие, изменившее ход истории Юго-Восточной Азии, — был построен первый барай Лолей, водохранилище и применена новая технология выращивания заливного риса. Заимствование этой технологии соседним Китаем в эпоху царства Сун позволило преодолеть предел численности населения в 60 млн человек, при котором в предыдущие эпохи Хань и Тан начинались голод и социальные потрясения11. После проведения первым министром Ван Ань-ши модернизации в сельском хозяйстве урожайность полей выросла вдвое. Население Китая достигло в начале XII в. 100 млн человек, освоение новой технологии и целинных земель Юга, замена преимущественно культивируемой до того пшеницы на сорта вьетнамского риса привели страну к экономическому процветанию. К этому периоду относятся изобретение в Китае пороха, компаса, книгопечатания, китайские кузнецы научились плавить железо, используя каменный уголь и мощные меха, приводимые в движение водяным колесом, производить чугунные бомбы, начиненные порохом, которые метались из катапульт12. Китаю принадлежит честь не только изобретения и широкого использования других многочисленных технологических инноваций в судостроении, строительстве мостов, глубоком бурении. Историк китайской науки Дж. Нидгем утверждал, что "мир больше задолжал ремесленникам древнего и средневекового Китая, чем александрийским механикам"13.

В свою очередь Китай послужил примером для соседних стран в их политических реформах. Эффективность китайской экзаменационной системы при назначении чиновников на должность вызвала модернизацию меритократического плана в области государственного управления в соседних Корее, Вьетнаме, Японии.

В истории известны процессы модернизации и в духовной сфере жизни общества. В таком контексте, несомненно, модерниза-торской является деятельность киевского князя Ярослава Мудрого (1020—1054)14.

11 См.: Нефедов С.А. О теории демографических циклов // Экономическая история. Обозрение / Под. ред. Л.И. Бродкина. Вып. 8. М., 2002. С. 116—120.

12 См.: Крюгер Р. Китай. Полная история Поднебесной. М., 2007. С. 287.

13 Needham J. Science and Civilization in China / Eds. by N. Sivin, C. Cullen. Vol. 6. Cambridge, 2000. Р. 193.

14 Алексеев С.В. Устроители земли русской. М., 2006.

В период его правления с помощью греческих мастеров впервые были построены каменные стены Киева с Золотыми Воротами, главный храм и символ Древней Руси — Святая София Киевская, переводились греческие книги, создавались школы и библиотеки, греко-византийские юридические нормы нашли отражение в сборнике законов "Русская правда". Из Византии на Русь пришли новые для нее виды монументальной живописи — мозаика, фреска и иконопись. Смысл деятельности Ярослава Мудрого состоял в перенимании приемлемых для славянской ментальности, не затрагивающих ее социокультурных основ элементов греческой культуры, в модернизации варварской до того Руси по образцу самой цивилизованной страны того времени. Византия принадлежала к римскому культурно-технологическому кругу, и могущество этой державы вызывало попытки подражания со стороны русских князей. Византийское влияние привело к принятию христианства, появлению на Руси письменности, строительству каменных храмов и заимствованию отдельных элементов греко-римской культуры. Включение Руси в римский культурно-технологический круг имело мирный характер и не оказало существенного влияния на социальные отношения. Заимствованные Киевской Русью культурные достижения подвергались глубокой трансформации под воздействием местных традиций.

Объединение в 1627 г. после периода междоусобных войн XVII столетия большей части яванского острова (Индонезия) султаном Агунгом (1610—1645) под властью государства Матарам означало вместе с тем модернизацию по исламскому образцу, прежде всего по образцу могущественной индийской империи Великих Моголов. Но вместе с приходом ислама в духовную жизнь яванского общества, сменой комплектации вооруженных сил, перераспределением землепользования продолжали сохраняться и местные традиции. Социокультурный компонент оказался устойчивым. Как и в доисламский период, чиновники отличались друг от друга одеждой, отделкой зонтов, почетным оружием, крисами с пламеневид-ными лезвиями; мужчинам запрещалось посещать дворец султана, где он жил под охраной 3-тысячной женской гвардии; крестьяне продолжали жить общинами, сами выбирали старост, вместе отбывали трудовую повинность, платили налоги; как и в буддийских странах Юго-Восточной Азии, происходил время от времени передел земельных участков15.

Устойчивость социокультурного компонента стала отражением общей исторической традиции в решении проблем цивилизацион-

15 Перская И.Ю. Источники по истории Индонезии с Древнейших времен по 1917 г. Ч. 1. М., 1974. С. 276.

ного взаимодействия: подчинение любых заимствований, даже культурных и духовных целям и задачам национального существования в истории. Так, в свое время заимствование буддизма из Индии не привело к "индианизации" Китая, который сумел адаптировать буддизм под китайские цели и задачи существования в истории.

В VII в. уже Япония импортировала китайскую культуру, но и она была подчинена основам локальности японской цивилизации. Во всех исторических фазах своего взаимодействия с внешним миром и китайская, и японская культуры сохраняли свой самобытный характер.

Самобытность конкретного общества обусловливается принадлежностью к уникальной цивилизации — целостной, саморазвивающейся общественной системе, включающей в себя все социальные и несоциальные компоненты исторического процесса, всю совокупность созданных человеком материальных и духовных благ. В русле цивилизационной парадигмы цивилизация рассматривается как локальное историческое образование, сущность которого сводится к специфике социокультурного кода, который расшифровывается как константа национального сознания.

Цивилизации различаются доминантными формами социальной интеграции или, иначе, цивилизационными матрицами, представляющими собой базовые, наиболее древние основы или ядро существования современной цивилизации; потом ядро обрастает более современными элементами. С разрушением матрицы начинается гибель цивилизации. С этой точки зрения, наблюдаемый в современности своеобразный Ренессанс ислама можно расценивать как защиту собственной цивилизации от культурной экспансии, проводимой под лозунгом модернизации.

Данные матричной культуры, запечатленные в сознании людей на уровне их генетической культуры, проявляются как этнокультурные специфические черты, присущие только этому народу и которые оказывают влияние на вектор развития общества, определяя способы использования заимствованных фундаментальных открытий, уровень распространения инновационных привнесений, принятие или отторжение культурных новшеств.

Процессы культурного заимствования и освоения инноваций принимали в истории человечества разнообразные формы, разнообразными же являлись объемы привнесений, их сущностное содержание, дальнейшее использование в общественной практике, мотивация преобразований.

Например, изобретение в конце III в. седла и стремени в Корее осталось событием национального масштаба16. Но это же фунда-

16 См.: Нефедов С.А. История Средних веков. М., 1996. С. 111.

ментальное изобретение, попав в руки кочевников, сделало степную конницу непобедимой и породило волну тюркских завоеваний, послуживших в свою очередь причиной Великого переселения народов в V в. и приведших к падению Римской империи.

Применение большого валлийского лука уэльскими стрелками принесло победу английским войскам в битвах при Кресси (1346) и Пуатье (1356), дав решающее преимущество в локальной Столетней войне с Францией. Изобретение же тяжелого дальнобойного большого лука "саадака" монголами, пробивающего броню того времени с расстояния в 400 метров, во взаимодействии с алгоритмами данного культурно-исторического типа стало причиной катастрофы планетарного масштаба, унесшей жизни десятков миллионов людей в Европе и Азии, приведший к гибели многих цивилизаций, в числе которых и Киевская Русь, большинство из которых так и не возродилось.

В контексте определяющего значения социокультурного компонента в отношении инноваций также корректным представляется пример в отношении ракетного оружия. Будучи изобретенным в Китае еще в Средние века, оно не получило своевременного развития и применения, возможно, в силу отсутствия экспансионистских начал в менталитете. Совершенно другое осуществление эта идея нашла, будучи перенесенной на почву западной цивилизации, экстенсивно и интенсивно расширяющей собственную экологическую нишу.

Культурные заимствования победителями культуры и традиции покоренных народов в истории человечества параллельны модернизациям, но представляют собой процесс социального синтеза (перенимание македонским царем Александром Великим имперских персидских порядков; принятие ислама турками-сельджуками и использование системы государственного устройства покоренных арабских халифатов визирем турок Низам ал-Мульком; введение переписей, налогообложения и системы государственных чиновников по образцу китайской империи предводителем монголов Чингисханом и т.д.).

Обратной стороной такого характера взаимодействия различных культур является вынужденная модернизация потерпевшей поражение стороны.

После гибели Киевской Руси часть ее земель на правах улусов вошла в состав могущественной Монгольской Империи — Золотой Орды. Обычаи, культура, образ жизни русского общества, которые до монгольского завоевания развивались в русле логики западной цивилизации, неизбежно должны были подвергнуться модернизации по восточному образцу.

Сражаясь в одних рядах с непобедимой степной конницей, русские полки заимствовали ее вооружение и тактику; русские воины пересели на быстрых степных коней, научились стрелять из монгольского лука "саадака"; стали носить под шлемами зимой шапки-треухи, в сапогах — войлочные валенки, стеганые доспехи "тигиляи". Идя в атаку под пение зурны, русские вместе с татарами кричали "ура" — "бей!", называли друг друга на татарский манер "богатырями", "казаками", "уланами"; в русский язык вошли тюркские слова: караул, колчан, есаул, бунчук, облава, лава, булат, охота, нагайка, кош, курень и т.д. Как всегда, перенималось то, что было связано с военной сферой, без чего нельзя было выжить, потом — то, что связано с государственным управлением: казна, ямская служба, деньги, таможня ("тамга" — печать хана. — В.П.), книга, служебный чин. Два последних лингвистических заимствования пришли из китайского языка, оставшись как память о министре Чингисхана Елюй Чу-цае17.

Подобные вынужденные модернизационные преобразования общества закрепились продолжительностью их задействования (250 лет) под монгольским владычеством и стали частью цивили-зационной матрицы русского этноса. Российская цивилизация несет в себе культурные коды главным образом восточнославянских племен, но также византийской и древневосточной цивилизаций. Матричнообразующее ядро составили два элемента — восточнославянский этнос и православие. В матрице также концептуально заложены основы политического устройства. И они, как нам представляется, базируются на элементах кода, заимствованного у восточной цивилизации.

Анализ хода политической истории Российского государства показывает, что дореволюционной (до 1917 г.), послереволюционной (СССР) и современной России присущ один и тот же тип организации политической власти. В силу своей историко-генетической обусловленности основу такого типа политической организации составляют: сильный правитель, жесткая вертикаль власти, четкая иерархия, приоритет исполнительной власти над законодательной. Специфической формой российской цивилизационной матрицы является государственность, что создает символический универсум. Реформы текущего характера на протяжении столетий касаются только символов. Доминирующим культурным архетипом русского этноса являются этатизм и патернализм. Отражением данного алгоритма в ценностных ориентациях общества является то, что в сознании народа сильное социальное государство выступает как базовая ценность.

17 См.: Нефедов С.А. История Нового времени. Эпоха Возрождения. М., 1996. С. 237.

Начиная с периода Нового времени ядро мирового технологического развития, сосредоточенное обычно в небольшом круге стран, задающих направление и темпы развития нового технологического уклада, переместилось в Англию, Францию, Германию, впоследствии к ним присоединились США, что вполне укладывается в рамки логики циклов дифференциации — интеграции глобальной истории, ее основных тенденций.

Одной из них и является чередование доминирования Востока и Запада при переходе от одного цикла к другому. К примеру, уже сейчас появляются признаки будущего доминирования Востока в лице Японии, Китая, Индии, которые стали рассматриваться как главные державы XXI в.

Экономическое развитие Российского государства на протяжении почти двух столетий имеет общие с развитием других стран природу, цели и содержание. Советская экономическая система стала мощным механизмом накопления материального капитала страны, отделения труда от собственности. Ее материально-техническая составляющая была адекватна материально-техническому базису раннего и зрелого индустриализма, а начало ее кризиса в конце 60-х гг. совпадает с переходом мировой экономики к позднему индустриализму18. Под воздействием внутренних противоречий и проводимых реформ сама советская экономическая система развивалась в сторону рыночных отношений, обусловливалась необходимость модернизации основных черт ее хозяйственного механизма. Но логика экономического развития подрывала материально-техническую базу советской системы, вела в направлении перемещения центра принятия экономических решений на более низкие уровни централизованного управления. Процесс нарушений в системе государственного управления стал одним из факторов, совокупность которых привела к развалу системы в целом.

Последний тезис актуализирует обращение к исторической ретроспективе, и в контексте внешнего причинного воздействия, влияния экзогенных факторов, вмешательства в общественную жизнь конкретного социума внешних сил, представляя уместным следующий пример.

В XVIII в. нарушение принципов государственного регулирования привело к разложению Османской империи, проявившемуся в распространении крупного частного землевладения. В XIX столетии египетский правитель Мухаммед Али предпринял попытку восстановления традиционного государственного социализма. Помещичья собственность была уничтожена, крестьяне стали арен-

18 Государственная политика в промышленном комплексе России и его трансформация в период реформ: Доклад Минпромнауки и МАЦ // Вопросы экономики. 2002. № 6. С. 92—107.

даторами государственной земли, создана крупная государственная промышленность. В процессе подготовки и проведения реформ Мухаммеда Али принимали участие французские социалисты во главе с Б. Анфантеном. Однако усиление Египта вызвало мощное противодействие европейских "великих держав"; подчиняясь военному диктату, Мухаммед Али оказался вынужден открыть страну для иностранного капитала; вслед за этим последовало развитие частной собственности в деревне и разорение государственной промышленности19.

Анализ социальных преобразований различных обществ в прошлом, корректные исторические параллели, которые возникают в ходе исследования, позволяют сделать следующие выводы.

Процесс эволюционного развития человечества охватывает не только науку и технику, но и социальную сферу, сферу государственного и организационного устройства. Единицами развития определены инновации. Инновации, иначе, фундаментальные открытия, представляют собой новую комбинацию известных культурных элементов или комплексов, представая в виде материальных, концептуальных, идеологических и духовных. Фундаментальное открытие, совершенное в стране пионерской модернизации, позволяет значительно расширить экологическую нишу собственного этноса, выводит такую страну на уровень лидера-гегемона. Перед остальными странами-акторами встает вопрос не просто конкурентоспособности, но вопрос в первую очередь выживания, жизнеспособности функционирующей системы как таковой. Крупномасштабные целенаправленные культурные заимствования происходят с одной целью: стимулирования экономического, военного и социального развития страны.

Отличительной чертой догоняющей модернизации является: запаздывание в развитии; альтернативные пути финансирования реформ (экспроприации крупной собственности, силовое изъятие ресурсов из других сфер хозяйствования и т.д.) ввиду отсутствия изначально внутренних ресурсов, в связи с отставанием национального производства; вынужденное использование нерыночных методов утверждения своих позиций в мировом хозяйстве (протекционизм); утверждение сильного национального государства, берущего под свой контроль ход модернизации. Стратегия догоняющей модернизации заключается в концентрации имеющихся резервов национального производства на развитии некоторых параметров, в которых имеется отставание, при активном влиянии на эти процессы со стороны общества и государства с целью ускорения естественного процесса модернизации.

19 См.: Алексеев В.В., Нефедов С.А. Гибель Советского Союза в контексте истории социализма // Общественные науки и современность. М., 2002. № 6. С. 69.

Этот процесс нельзя рассматривать лишь с чисто технократических позиций. Но он является комплексом взаимопереплетаю -щихся процессов: технологической, экономической, социальной, институциональной, политической, нравственно-этической и культурной модернизаций. Лишь при гармоничном, или, по крайней мере, однонаправленном развитии всех типов перечисленных модернизаций, развитие страны приобретает устойчивое развитие, а темпы его приближаются к оптимальным для данной страны.

В противном случае рассогласование векторов отдельных направлений социальных изменений может сводить на нет достижения любого из них, а общее развитие страны становится неустойчивым и, более того, может приобрести возвратно-поступательный характер. Как показал А. Турен, фазы модернизации могут сменяться фазами контрмодернизации и антимодернизации, которые этот автор определял как реакцию на неорганичные для политико-культурного развития той или иной страны попытки трансформации

20

ее политической системы20.

Исторический опыт действительно удачных модернизаций, проведенных в ряде стран, догнавших и обогнавших по определенным качественным параметрам страны-эталоны, доказывает, что социальные преобразования в духе ускоренной модернизации повышают дееспособность модернизирующейся общественной системы, элиминируют риски оккупации и колонизации, превращения населения в этнографический материал. Догоняющие модернизации, спасающие локальные общества от ассимиляции и уничтожения, повышающие их конкурентоспособность, осуществляются не с целью периферийной интеграции в цивилизацию-эталон, а проводятся национальным государством за счет собственных ресурсов с целью повышения жизнеспособность собственного культурно-исторического типа.

Абстрагируясь от разночтений понятия модернизации в разные этапы становления западной науки (эпохи модерна, постмодерна), макросоциологический дискурс и историософская ретроспектива позволяют представить ее как нормативную категорию исторической социологии наряду с эволюцией, революцией и конвергенцией, как неотъемлемую составляющую социально-исторического процесса, коррекцию параметров, в которых имеется отставание, с целью обеспечения устойчивости социальной системы перед лицом воздействия экзогенных и эндогенных факторов.

20 Touraine A. Modernity and Cultural Specificities // International Social Science Journal. 1988. N 18.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Алексеев С.В. Устроители земли русской. М., 2006. Алексеев В.В., Нефедов С.А. Гибель Советского Союза в контексте истории социализма // Общественные науки и современность. М., 2002. № 6. С. 66—77.

Аль Д. Иван Грозный. От легенд к фактам. СПб., 2005. Арутюнян Н.В. Биайнили — Урарту. Военно-политическая история и вопросы топонимики: Монография. СПб., 2006.

Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм. XV—XVTII вв. Т. 1. Структуры повседневности: возможное и невозможное. М.; СПб., 2006.

Государственная политика в промышленном комплексе России и его трансформация в период реформ: Доклад Минпромнауки и МАЦ // Вопросы экономики. 2002. № 6. С. 92—107.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Егер О. Всемирная история в 4-х томах. Т. 2. М., 2002. Крюгер Р. Китай. Полная история Поднебесной. М., 2007. Нефедов С.А. История Нового времени. Эпоха Возрождения. М., 1996. Нефедов С.А. История Средних веков. М., 1996.

Нефедов С.А. О теории демографических циклов // Экономическая история. Обозрение / Под ред. Л.И. Бродкина. Вып. 8. М., 2002. С. 116—120.

Перская И.Ю. Источники по истории Индонезии с Древнейших времен по 1917 г. Ч. 1. М., 1974.

СадаевД.Ч. История Древней Ассирии. М., 1979.

Соловьев А.А. Система источников права французского позднего средневековья на примере правового учения Жана Бодена // Мат-лы 13-й международной конференции (26—30 декабря 2002 г.). СПб., 2002.

Тейс Л. Наследие Каролингов // Новая история средневековой Франции. Т. 2. М., 1993.

McNeill W. The Age of Gunpowder Empires 1450—1800. Washington, 1989. Needham J. Science and Civilization in China / Eds. by N. Sivin, C. Cullen. Vol. 6. Cambridge, 2000.

Touraine A. Modernity and Cultural Specificities // International Social Science Journal. 1988. N 18.

FrankA.G. ReORIENT: Global Economy in the Asian Age. Berkeley, 1998.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.