Научная статья на тему 'Модернизация современной эколого-образовательной политики высших учебных заведений в контексте формирования у будущих специалистов эколого-социальной идентичности, экологических и этических ценностей'

Модернизация современной эколого-образовательной политики высших учебных заведений в контексте формирования у будущих специалистов эколого-социальной идентичности, экологических и этических ценностей Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
29
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Храпаль Л. Р.

В исследовании рассматривается модернизация современной эколого-образовательной политики высших учебных заведений, направленная на изучение в современных экологических программах естественных условий культурно-самобытных форм и свободного культурного саморазвития народов, дифференцированного подхода к культуре этнических групп, развитию тех эколого-культурных компонентов будущих специалистов, которые имеют самое существенное значение для межэтнических взаимодействий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим социальным наукам , автор научной работы — Храпаль Л. Р.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Модернизация современной эколого-образовательной политики высших учебных заведений в контексте формирования у будущих специалистов эколого-социальной идентичности, экологических и этических ценностей»

Список литературы:

1. Большой психологический словарь / Под редакциец В.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. - М.: Прайм-Еврознак, 2003. - 672 с.

2. Гурина Р.В. Подготовка учащихся физико-математических классов к профессиональной деятельности в области физики: автореф. дис. ... д-ра пед. наук / Р.В. Гурина. - М., 2008. - 44 с.

3. Демьянков В.З. Фрейм // Е.С. Кубрякова, В.З. Демьянков, Ю.Г. Пан-крац, Л.Г. Лузина. Краткий словарь когнитивных терминов / под общ. ред. Е.С. Кубряковой. - М.: Филологический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова, 1996. - 245 с.

4. Леонтьев А. А. Основы психолингвистики / А. А. Леонтьев. - М.: Смысл, 1997. - 287 с.

5. Минский М. Структура для представления знания / М. Мински // Психология машинного зрения. - М.: Мир, 1978. - С. 249-339.

6. Никонова Ж.В. Основные этапы фреймового анализа речевых актов (на материале современного немецкого языка) / Ж.В. Никонова // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. - 2008. - № 6. - С. 224-228.

7. Шихнабиева Т.Ш. Методические основы представления и контроля знаний в области информатики с использованием адаптивных семантических моделей: автореф. дис. ... д-ра пед. наук / Т.Ш. Шихнабиева. - М., 2008. - 38 с.

8. Fillmore C.J. Frame semantics / C.J. Fillmore // LiM ed. Linguistics in the morning calm: Selected papers from the SICOL-1981. - Seoul: Hanship, 1982. - Р. 111-137.

МОДЕРНИЗАЦИЯ СОВРЕМЕННОЙ ЭКОЛОГО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ В КОНТЕКСТЕ ФОРМИРОВАНИЯ У БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ

ЭКОЛОГО-СОЦИАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ, ЭКОЛОГИЧЕСКИХ И ЭТИЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ

© Храпаль Л.Р.*

Казанский государственный технологический университет, г. Казань

В исследовании рассматривается модернизация современной эколо-го-образовательной политики высших учебных заведений, направленная на изучение в современных экологических программах естествен-

* Докторант, кандидат педагогических наук

ных условий культурно-самобытных форм и свободного культурного саморазвития народов, дифференцированного подхода к культуре этнических групп, развитию тех эколого-культурных компонентов будущих специалистов, которые имеют самое существенное значение для межэтнических взаимодействий.

Модернизация экологического образования в высших учебных заведениях рассматривается нами как масштабные изменения в содержании, технологии и организации самой эколого-образовательной деятельности, которая также несет в себе значительные рудименты прошлого и во многом подчинена задачам вчерашнего дня. Это также и глубокие изменения в экологическом мировоззрении, все еще в немалой степени авторитарном и тоталитарном, в образовательной политике, пока еще оторванной от потребностей личности, общества, страны. Модернизация высшего профессионального экологического образования подразумевает создание новых государственных образовательных стандартов, в которых значительное внимание уделяется вопросам социокультурного взаимодействия общества и природы, изучению культурного феномена этноса, и в частности изучению народных обычаев и обрядов. Это способствует решению важных вопросов эколого-образовательной политики высших учебных заведений, и в первую очередь, исследованию в современных технологиях и программах экологического образования социокультурных и этнокультурных особенностей региона, происхождения того или иного народа, этнокультурного взаимодействия с другими народами, что позволяет заполнить имеющиеся пробелы в знании древних пластов традиционной культуры.

Мы считаем, что вопрос о сохранении своей этничности является главным в экологическом образовании будущих специалистов, и он непосредственно должен быть связан с вопросом об управлении в сфере культуры. Необходимо заинтересовать молодежь народной культурой (песнями, танцами), и поддерживать собственный язык и культуру, что в целом будет способствовать развитию национального самосознания. Целью высшего профессионального экологического образования является модернизация и обновление его содержания, форм и методов, а также создание новых педагогических условий, направленных на изучение и сохранение этнических особенностей региона, формирование у студентов экологического мировоззрения, любви к своему народу и гражданской идентичности. Сохранение этнической специфики, национальных особенностей необходимо для дальнейшего гармоничного развития экологической личности; при этом налицо и экономическая выгода экологического образования (туристическая привлекательность, туристический бизнес, который также будет способствовать экономическому и культурному развитию государства и народов проживающих в нем). Необходимо возрождать многие внешние стороны традиционной духовной и материальной культуры,

такие как праздничный костюм, архитектура, сельское жилище, календарные праздники и обряды, музыка, песни, танцы и т.д. и таким образом создавать необходимые условия для саморазвития национальной культуры.

Обычаи и обряды являются важными составляющими элементами духовной культуры каждого народа, в которой из поколения в поколение передается содержание и форма всех обрядов, представляющих ценность для культурного и хозяйственного развития народа. Накопленные знания хранятся в народной памяти в виде верований и примет, в виде определенной системы счета времени («культура времени») и т.д. Обычаи и обряды являлись как бы неписаным сводом правил поведения в общественном и семейном быту.

В традиционной культуре непосредственно отражаются все изменения, происходившие с народом на протяжении его истории, будь то смена хозяйственного уклада, территории проживания, религии и т.д., что, в конечном счете, называется этнической историей. Более или менее значительные изменения в народной обрядности происходят только под действием глубоких и длительных этнокультурных процессов.

Роль народных обычаев и обрядов в прошлом, настоящем и будущем различная. В современной культуре каждого народа присутствует 2 основных компонента: общемировой и традиционный, но их соотношение различно в культуре разных народов.

В материальной культуре этническая специфика менее выражена, чем в духовной культуре, и зачастую заменяется культурой общемирового типа (что условно можно обозначить как индустриальную культуру). (В настоящее время нередко упрощается понятие «мировая культура», которое понимается как западноевропейская культура.) Нивелировка этнической специфики в материальной культуре объясняется тем, что материальная культура в значительной степени определяется спецификой локальных хозяйственно-культурных типов. У культуры нет узких, отраслевых сфер, нет межгосударственных границ, нет деления на «малые» и «большие» культуры, а есть единое и хрупкое культурное пространство, которое мы призваны сохранить. Культура в качестве нормативного явления служит способом социальной регуляции общества. В процессе инкультурации, освоения культуры индивид приобщается к культурным нормам, ценностям, традициям, знакомится с «правилами игры» социокультурного бытия [2, с. 15].

Ни один народ не может существовать и развиваться изолированно от своих соседей. Наиболее тесное общение соседних этничностей происходит на стыке этнических территорий, где этнокультурные связи приобретают наибольшую интенсивность. Контакты между народами всегда были мощным стимулом исторического процесса. С момента становления первых этнических общностей древности главные центры развития человеческой культуры были на этнических перекрестках - зонах, где сталкивались

и взаимно обогащались традиции разных народов. Диалог культур - это межэтнические, межнациональные контакты. Диалог соседствующих культур является важным фактором в регулировании межэтнических отношений. Взаимодействие культур - это древний исторический процесс, векторы которого могут иметь и противоположные направления. Первое направление характеризуется взаимопроникновением, интеграцией, в процессе которых формируется фундамент для разрешения любого конфликта на основе диалога. Во втором направлении доминирует одна культура над другой, происходят процессы насильственной ассимиляции, которая в будущем может спровоцировать межнациональный конфликт. В процессе взаимодействия нескольких культур возникает возможность сравнительной оценки достижений, их ценности и вероятности заимствования. На характер взаимодействия культур народов оказывает влияние не только уровень развития каждой из них, но и конкретно социально-исторические условия, а также и поведенческий аспект, основывающийся на возможной неадекватности положения представителей каждой из взаимодействующих культур.

В своем исследовании мы разделяем точку зрения тех ученных, которые считают, что глобализация может иметь как положительные, так и отрицательные последствия. Сегодня есть все основания говорить о том, что глобализация способна привести к общественной нестабильности и нанести ущерб национальным и этническим культурам. Высокая проницаемость национальных границ, повышение интенсивности, объема и скорости культурного взаимодействия сопровождаются кризисом базовых ценностей, трансформации культурного контекста формирования культурной идентичности. Последствия такого развития глобализации могут привести к унификации культур по принципу установления доминирующего положения культуры той страны, которая с экономической точки зрения превосходит все другие. Вместе с тем высказываются все больше мнений относительно позитивного характера развития процессов глобализации -такого процесса, при котором вхождение в глобальное пространство будет осуществляться с учетом многообразия равенства культур, путем увеличения числа интегральных связей, способствующих взаимопониманию входящих в диалог народов, культур, традиций [1, с. 112].

На наш взгляд, проявления этнокультурной идентичности следует рассматривать, как в глобальном, так и в региональном масштабе. Как известно, процесс глобализации приводит к актуализации этнической идентичности. В этих условиях для региональных этнических культур актуализируется задача - сохранив свою культурную идентичность и самобытность, определиться в условиях глобального мира, интегрироваться в мировое сообщество путем сочетания традиций и инноваций, т.е. через сохранение уважения этнической самобытности и этноразнообразия к экономическому и духовному развитию.

В процессе исследования мы пришли к такому заключению, что национальные республики сталкиваются с крайне сложными задачами трансформации прежнего культурного достояния, его приспособления к требованиям современности. Не только темпы, но и характер развития оказались в значительной степени обусловлены этой спецификой, качественным своеобразием исходных факторов общественной жизни. Поэтому столь актуальна задача осмысления современных культурных процессов, разработка концепции эколого-культурной политики, выработка принципов, целей и форм развития экологической культуры на региональном уровне. Этнические культуры в условиях активизирующегося процесса глобализации претерпевают глубокую трансформацию.

Рассмотрение значения и роли обычаев и обрядов, являющихся важной составной частью духовной культуры каждого народа, позволяет говорить о том, что с глубокой древности они выполняли важные социальные функции:

1. Обычаи и обряды являлись средством передачи культуры от поколения к поколению. Они занимали особое место во временном континууме, как передача определенного культурного кода, освященного временем, то есть отношение ко времени, как освященному: так было раньше, так делали наши деды, так делаем и мы. В первую очередь это проявляется в отношении к принадлежности к христианству и к традиционным обрядам и обычаям. Данный способ освоения времени с помощью преданий основывается на непрерывной связи предков с потомками осуществляемой с помощью смены поколений (форма «социальной памяти»).

2. Функцию социализации, в которой важную роль играли инициации, то есть посвятительные обряды, регулировавшие переход из одной социальной группы в другую (рождественское колядование, ритуальное обливание молодоженов водой в день Иоанна Крестителя).

3. Обычаи и обряды выполняли функцию социальной интеграции. Они являлись средством сплочения всех членов общины в один социальный организм, в котором важную роль выполняли коллективные обрядовые действия, связанные с поминовением умерших.

4. Обряды и обычаи регулировали общественную форму поведения индивидуума согласно обычному праву, то есть подчиняли интересы отдельного члена общины коллективным интересам. Большое значение здесь имело общественное мнение как форма воспитания человека.

Необходимо подчеркнуть, что в высшем профессиональном экологическом образовании, играющем первейшую роль в формировании эколого-социальной идентичности, экологические и этические ценности, терпи-

мость не могут быть объектом преподавания в узком смысле слова. Экологические ценности обретают смысл, если свободно избираются личностью. Важна роль повседневной практики терпимости и понимания иной точки зрения. Здесь важно не только постепенное открытие «другого», рождение сопереживания его проблемам, которое невозможно без достаточной общекультурной подготовки, позволяющей человеку открыть, прежде всего, свое собственное «Я». Важны постоянные контакты в условиях равенства и при наличии общих целей и проектов, которые воздействуют на формирование способа идентификации отдельного человека.

Список литературы:

1. Багдасарова А.Б., Попов М.Е. Гражданская и этнокультурная идентичность в образовательном пространстве современной России // Обсерватория культуры. - 2007. - № 7. - С. 110-114.

2. Генисаретский О.И. Этнокультурная капитализация: проблемы, практики, перспективы. - М., 2008.

ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ МОДУЛЬНОГО ПОДХОДА К ОБУЧЕНИЮ

© Чернова Я.П.*

Сибирский федеральный университет, г.Красноярск

Железногорский филиал Сибирского федерального университета, г. Железногорск

Модульный подход основывается на принципах динамичности и гибкости, паритетности, осознанной перспективы, действенности и оперативности знаний. Рассмотрены возможности использования информационных технологий для реализации комплекса педагогических функций в процессе модульного обучения.

Технология обучения, использующая укрупненное структурированное содержание учебного материала, носит название технологии модульного обучения. Технология модульного обучения - одна из тактик обучения, которая по своей сути, являясь личностно-ориентированной, позволяет одновременно оптимизировать учебный процесс, обеспечить его целостность в реализации целей обучения, совместить жесткое управление познавательной деятельностью ученика с развитием его личностной сферы, предоставляя ему при этом возможности для самоуправления.

* Аспирант кафедры «Системы искусственного интеллекта»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.