В. И. Мунтиян
МОДЕРНИЗАЦИЯ СНГ ЧЕРЕЗ ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОРЫВ
Сегодня ситуация в мире складывается не совсем так, как нам хочется, и не так, как нам ее представляют. Во-первых, ни мир в целом, ни отдельные страны не только не прошли точку начала выхода из системного кризиса, но даже не достигли его дна. Во-вторых, с каждым днем все более очевидной становится угроза мирового хаоса.
То, что вчера нам казалось незыблемым, сегодня рушится. Те модели либеральной западной экономики, которыми мы еще недавно восхищались, показывают свою несостоятельность. Запад во главе с США не только не может оказать помощь нуждающимся странам, но и сам нуждается в спасении. Американская экономика оказалась малоэффективной, издержки существенно превышают разрекламированные эффекты, социальная система на практике оказалась несправедливой. Даже американский средний класс погрузился в состояние страха и паники, люди не уверены в сегодняшнем дне и боятся думать о дне завтрашнем.
Вывод: идеология Запада, его социально-экономическая модель, которой большинство политиков поклонялись как иконе, на практике оказалась нежизнеспособной.
И в этих условиях мирового финансово-экономического кризиса СНГ отмечает свое 20-летие и выбирает стратегический путь инновационного развития. 20 лет - это не просто рядовое событие, а исторический этап, который прошли наши страны на стыке тысячелетий. Этап, который на практике подтвердил правильность выбранного пути и доказал маловерам, что СНГ будет
' Доктор экономических наук, профессор, член-корреспондент НАНУ, правительственный уполномоченный по вопросам сотрудничества с Российской Федерацией, государствами - участниками СНГ, ЕврАзЭС и другими региональными объединениями.
Труды Института государства и права Российской академии наук № 1/2012
жить, развиваться и процветать, что это не путь к империи, которой нас пугают оппоненты, а цивилизационный путь развития. Мы вместе не империя, а цивилизация - целостная система, представляющая собой комплекс экономической, социальной и духовной подсистем, это форма, при которой обеспечивается стабильность и способность к саморазвитию путем саморегуляции и самопроизводства. Но развитие проходит по законам витальных циклов, и чтобы странам Содружества осуществить переход с нисходящего цикла на восходящую волну нового цикла, необходимо использовать модель инновационного развития.
Анализ определений инновации позволяет сделать вывод, что специфическое содержание этой категории составляют изменения; соответственно главной функцией инновационной деятельности является функция изменений. Таким образом, инновации можно трактовать в трех аспектах:
1) инновация в широком смысле - любое изменение, которое повышает конкурентоспособность субъектов хозяйствования;
2) инновация в узком смысле - процесс трансформации научных достижений в процессе производства;
3) инновация, внедренная в хозяйственную практику.
Под инновацией понимается новое явление, новаторство или любое изменение, которое вносится субъектом хозяйствования в собственную деятельность в целях повышения своей конкурентоспособности как на внутреннем, так и на внешнем рынке.
Нововведение - это инновация, которая внедрена в хозяйственную практику и качественно отличается от предыдущего аналога.
Первое инновационное наблюдение было сделано Н. Кондратьевым в 1920-х гг. Он установил, что мировая экономика испытывает циклические колебания с периодом от 44 до 55 лет. «Длинные волны Кондратьева» связывают с изменением технологий, что является подтверждением решающей роли инноваций в циклах экономического развития.
И. Шумпетер рассматривал технологическую инновацию как экономическое средство достижения высокой прибыли в противовес теории экономического роста Дж. фон Неймана, в которой НТП не принимался во внимание.
Как известно, доля новых или усовершенствованных технологий, продукции, оборудования, содержащих новые знания или решения, в развитых странах составляет от 75 до 85% прироста ВВП. Странам СНГ необходимо учесть эту тенденцию при осуществлении стратегического планирования. А для того, чтобы достичь инновационного эффекта развитых стран, необходимо учесть еще одну закономерность. Если доходность финансовых операций выше средней доходности финансовых инвестиций, то экономика оказывается неподготовленной к инвестированию. В случае если норма прибыли в денежно-кредитной сфере ниже, чем в промышленности, то финансовая сфера готова инвестировать в реальный сектор экономики, что для нас в данной ситуации является ключевым фактором.
Следует также учитывать, что внедрение базисных инноваций оказывается единственной возможностью прибыльного инвестирования в фазе депрессии, которую Г. Менш считает генератором условий для появления новшеств. Он попытался связать темпы экономического роста и цикличность с базовыми нововведениями, поскольку в результате их появления возникают новые предприятия, циклы развития которых взаимосвязаны.
Опыт экономического развития стран-лидеров подтверждает, что эволюционный процесс в экономике осуществляется именно через инновации. Именно инновации влекут за собой модернизацию и структурную перестройку всей экономики, выступают как основной критерий развития общества.
Предстоящий период мирового развития характеризуется прежде всего структурной перестройкой мирового хозяйства, связанной с изменением баланса между экономическими центрами и возрастанием роли региональных экономических объединений. Дальнейшее развитие мировой экономики будет определяться балансом между сложившимися тенденциями ее поступательной глобализации и тенденциями регионализации как реакции на рост напряженности между мировыми центрами силы и накоплением диспропорций в мировой торговле и финансовой системе. И все это будет происходить при остром дефиците природных ресурсов и в условиях глобальных природно-климатических изменений.
Современное развитие мирового сообщества в основном определяется взаимодействиями между формирующимися интеграционными образованиями стран Европы, Америки, Азиатско-Тихоокеанского региона, в основе которых лежат геоэкономические, геостратегические и геополитические интересы.
СНГ является одним из межгосударственных региональных экономических объединений, развитие которого лежит в русле важнейших мировых тенденций - глобализации и регионализации. Эффективное использование комплекса возможностей внутреннего и внешнего характера, включая взаимовыгодное экономическое сотрудничество, открывает перед государствами - участниками СНГ реальные перспективы динамичного экономического роста и усиления их влияния на развитие мировой хозяйственной системы.
XXI столетие можно охарактеризовать двумя словами -эпоха инноваций. Ей свойственна трансформация всех сторон жизни общества, определяющая судьбу и облик человечества до следующей эпохи. Таким образом, первая половина XXI в. - это эпоха становления постиндустриальной цивилизации, период перемен и инноваций, которые преобразят жизнь общества, изменят его облик.
В настоящее время для СНГ особую остроту приобретают вопросы определения его места в меняющейся конфигурации современного мира, повышения конкурентоспособности национальной экономики, превращения Содружества в региональное экономическое объединение, способное не только играть существенную роль в мировой экономике, но и предложить тонущему миру «спасательный круг» - принципиально новую доктрину сосуществования мировой цивилизации и биосферы планеты.
Имеющийся значительный потенциал является достаточной основой для увеличения объемов производства, обеспечения экономической устойчивости и повышения благосостояния граждан государств - участников СНГ.
Исходя из новой мирохозяйственной ситуации и международной безопасности, в целях недопущения потерь геоэкономического потенциала, обеспечения необходимой защиты национальных интересов государств - членов Содружества необходимо определить его роль и место в мировой хозяйственной систе-
ме и реальные перспективы развития с учетом новых мировых тенденций глобальных перемен. И на этой основе увидеть государства Содружества на мировой арене в системе координат нового мирового порядка и новой архитектуры безопасности.
Анализ основных показателей по удельному весу СНГ в мире свидетельствует, что самые выгодные и перспективные позиции занимают страны Содружества. После краха виртуальной экономики роль СНГ с его уникальными ресурсами, и в первую очередь с универсальными (чистый воздух, вода, продукты питания и др.), выросла на порядок. Без участия стран Содружества завтра уже нельзя будет решить ни один стратегический вопрос.
Государства - участники СНГ занимают 16% территории всех стран в мире, их население - 4%, ВВП - 5,1%, производство электроэнергии - 7%, добыча нефти - 16%, добыча природного газа - 24%, производство зерна - 7%. Однако если сопоставить показатели общей и сравнительной эффективности производства, производительности труда, фондовооруженности и фондоотдачи, финансовые показатели прибыльности, рентабельности, трудоемкости, фондо- и материалоемкости, наукоемкости, а также показатели общих затрат всех видов ресурсов в расчете на единицу ВНП или национального богатства, то картина окажется отнюдь не радужной. Существующая модель экономики расточительна и не имеет права на существование. Поэтому и возник вопрос о замене ее на инновационную.
Для примера возьмем Российскую Федерацию, которая по запасам природных ресурсов занимает первое место в мире.
В России в 3,5 раз больше запасов полезных ископаемых, чем в США (в том числе нефти - в 4,1 раза, леса - в 4,7 раза) и практически на порядок больше, чем в Европе (в том числе нефти - в 34,9 раза, газа - в 17,9 раза, угля - в 15,8 раза, леса - в 26,6 раза). При этом общие затраты энергоресурсов в расчете на единицу ВНП в России в 4,5 раза больше, чем в США, в 6,4 больше, чем в странах - членах Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), в 8 раз больше, чем в странах - членах ЕС, и в 10,6 раза больше, чем в Японии. Соответственно Россия на единицу энергозатрат получает всего 0,63
единиц ВВП, тогда как США - 2,9, страны - члены ОЭСР - 4. страны - члены ЕС - 5, Япония - 6,7'.
Изменение ситуации видится в переходе на инновационный путь развития. Однако, несмотря на безусловную приоритетность данного пути, что подтверждается опытом развитых стран, в государствах - участниках СНГ существует большая инертность, мало учитывается фактор времени, весьма низок уровень стратегического планирования; нельзя не отметить и нежелание выделять средства на внедрение инноваций. К сожалению, эти упущения присущи как государственным структурам, так и бизнесу.
По данным Межгосударственного статистического комитета СНГ, в экспорте государств - участников СНГ наибольший объем приходится на сырьевые товары: нефгь, газ, черные и цветные металлы, лес, руду и другие виды сырья и материалов с низким уровнем обработки и добавленной стоимости.
В современных условиях ограниченных ресурсов и жесткой конкуренции такая практика недопустима, альтернатива - опять же инновационный путь развития. За счет минимизации, энерго-и ресурсосбережения, возобновляемых источников энергии, гуманизации и экологизации экономик и высокой инновационной культуры мы сможем выдержать конкуренцию и получить необходимые эффекты.
Отставание государств - участников СНГ от высокоразвитых стран по доле экспорта высокотехнологической продукции в общем объеме промышленного экспорта не сокращалось. Кроме того, за последние 15 лет в странах с развитой экономикой доля затрат на научные исследования и разработки составляла 2,5-3% ВВП, в то время как в государствах - участниках СНГ за годы рыночных реформ этот показатель в среднем снизился до 0,40,5%. Современная наука в странах СНГ оказалась на грани распада и выживает по преимуществу за счет собственного энтузиазма, а также частично за счет иностранной помощи, которую многие специалисты вполне обоснованно считают сомнительной и воспринимают неоднозначно.
1 См.: Семчера В.М. Развитие экономики России за 100 лет. 1900-2000. М., 2007. С. 59.
Что касается внутренних затрат на исследования и разработки, то они в сопоставимых ценах несколько снизились, хотя доля в ВВП (0,7-0,9 %) оставалась неизменной. Совокупная величина затрат на НИОКР в России за указанный период составляла 1,08-1,41% ВВП, что соответствовало положению дел с финансированием исследований и разработок в стране в 1950— 1955 гг.
В условиях глобализации, по существу, происходит интеллектуальный передел мира, сопровождающийся жестокой борьбой за преимущественное обладание стратегическим ресурсом -интеллектом, создающим наукоемкую продукцию. Поэтому только совместный инновационный прорыв может обеспечить доступ государствам - участникам СНГ к мировой интеллектуальной квазиренте.
Спрогнозировать будущее СНГ на долгосрочную перспективу невозможно без понимания тех радикальных перемен, которые происходят и будут происходить в мировом обществе в условиях дальнейшего развития глобализации, научно-технологического переворота, становления ноосферной постиндустриальной мировой цивилизации.
Единственный путь преодоления последствий мирового финансово-экономического кризиса, обеспечения конкурентоспособности продукции стран Содружества, инновационного обновления предельно устаревших основных фондов — выбор и последовательное проведение государством и корпорациями межгосударственной программы инновационного прорыва. С учетом этого была разработана Стратегия экономического развития Содружества Независимых Государств на период до 2020 года, которая была утверждена решением Совета глав правительств СНГ от 14 ноября 2008 г.2
Целью Стратегии являются придание дополнительных импульсов экономическому взаимодействию государств - участников СНГ, обеспечение устойчивого развития, экономической безопасности, повышение благосостояния и качества жизни населения на основе синергетического эффекта и эффекта масштаба конкурентоспособности национальных экономик госу-
2 СПС «КонсультантПлюс».
12-2045
дарств - участников СНГ и укрепления их позиций в мировой хозяйственной системе.
В соответствии с решениями Экономического совета СНГ от 20 июня 2008 г. и Совета глав правительств СНГ от 14 ноября 2008 г. была начата работа над Межгосударственной целевой программой инновационного сотрудничества государств -участников СНГ на период до 2020 года.
Важно отметить, что сама Программа должна быть инновационной, многофункциональной и многоуровневой, поскольку перед нами стоит задача интеграции не только национальных инновационных систем в единое инновационное пространство, но и получение глобальных эффектов от этой интеграции. Необходимо точно определить приоритеты взаимодействия, наметить проекты и решить вопрос об их инвестировании.
Реализация Программы позволит обеспечить неразрывность процесса развития науки и инноваций в государствах - участниках Программы, сформулировать задачи межгосударственного инновационного сотрудничества, использовать существующие национальные и разработать в рамках Содружества новые механизмы их реализации, соответствующие современным требованиям.
Исходным пунктом инновационного прорыва является использование достижений научно-технического прогресса, итогом которого будет становление новой постиндустриальной научной парадигмы. Чтобы наука стала первоисточником инновационно-технологического прорыва, требуется более ощутимая государственная поддержка фундаментальных исследований, научных школ мирового уровня, органический синтез академической и отраслевой науки и высшей школы, что обеспечит приток инноваторов в эту сферу.
Приоритетными направлениями инновационно-технологического прорыва, где он может принести наибольший экономический, социальный, экологический эффект, стать основой ускорения экономического роста, являются: модернизация и опережающее развитие высокотехнологического сектора - локомотива распространения современного и освоение перспективного технологических укладов, основы безопасности страны; реструктуризация энергосектора, переход к энергосберегающе-
му типу воспроизводства, освоение принципиально новых технологий генерации, передачи и использования энергии. Необходимо наполнить поток инвестиций инновационным содержанием, создать максимально благоприятный инвестиционный климат для притока частных отечественных и иностранных инвестиций к приоритетным направлениям инновационно-технологического прорыва; осуществлять прямые бюджетные вложения в освоение базисных инноваций в производственной сфере и в инновационное обновление нерыночного сектора.
Главным условием реализации Программы является формирование инновационного партнерства государства, предпринимателей, науки и общества. Ведущая роль в этом партнерстве должна принадлежать государству.
Программа позволит обеспечить отработку механизмов государственной поддержки инновационной сферы, ее координацию, осуществить рациональный выбор межгосударственных приоритетов и критических технологий как предмета сотрудничества, развить научно-технический и инновационный потенциал участников Программы на долгосрочный период.
Целью Межгосударственной программы инновационного сотрудничества государств - участников СНГ на период до 2020 года, вытекающей из Основных направлений долгосрочного сотрудничества государств - участников СНГ в инновационной сфере, является создание условий для повышения глобальной конкурентоспособности экономик государств - участников СНГ, трансформации ее в инновационную модель экономики, реализации приоритетов экономического развития на основе эффективного взаимодействия национальных инновационных систем в интегрируемом инновационном пространстве.
Почему государствам - членам Содружества необходима инновационная экономика? Во-первых, в условиях ее формирования новые научные знания определяют приоритеты и темпы экономического развития, реализуясь в инновациях, освоение которых обеспечивают трудовые ресурсы новой генерации. Во-вторых, именно инновации являются важнейшим фактором воспроизводственного процесса в современной экономике, пронизывая все его фазы, а также определяя переход от экстенсивного к интенсивному способу воспроизводства. В-третьих, инновации
составляют основу развития социально-экономических систем, определяют темпы и масштабы их роста, а также структурные изменения.
По мере повышения уровня экономического развития нарастает противоречие между ограниченностью ресурсов и возрастающей потребностью населения. Данное противоречие решается с переходом на инновационную экономику.
Общественный продукт в современных условиях характеризуется не столько материальным содержанием, сколько уровнем инновационности.
Именно инновации выступают ключевым фактором улучшения качества товаров и услуг, экономии трудовых и материальных ресурсов, повышения производительности труда, совершенствования организации производства. Именно они являются тем источником, который формирует механизм саморазвития и самоорганизации как важнейший фактор развития рыночной экономической системы.
Приоритетные сферы и направления межгосударственного инновационного сотрудничества государств - участников СНГ. При формировании приоритетов долгосрочного межгосударственного инновационного сотрудничества целесообразно исходить из следующего.
Степень заинтересованности государств - участников СНГ в экономическом сотрудничестве обосновывается балансом их стратегических интересов и целей, достижение которых с наименьшими затратами одинаково важно для всех государств.
Чтобы самостоятельно укрепить экономический потенциал отдельного государства, необходимы огромные материальные, трудовые и финансовые затраты и большое количество времени, которое и без того упущено. На территории государств - участников СНГ могут быть реализованы масштабные инновационные проекты, которые позволят эффективно развивать как хозяйство отдельного государства, так и всего Содружества.
Приоритеты экономического развития лежат в сфере расширения сотрудничества по улучшению использования имеющихся природно-ресурсного, научно-технического потенциалов, топливно-энергетического комплекса, отраслей современного
машиностроения, промышленного и агропромышленного комплексов, энергетики, здравоохранения и сферы услуг.
Приоритетными направлениями являются:
1) освоение современных геофинансовых технологий, создание новой валютной системы. Энергорубль должен стать ди-версификационной, региональной, конвертируемой, расчетной валютой;
2) освоение современных информационных технологий;
3) развитие нанотехнологий и создание наноматериалов с заранее заданными свойствами;
4) развитие биотехнологий, генной инженерии, обеспечивающих эффективность здравоохранения, АПК, фармакологической, пищевой и других видов промышленности;
5) развитие солнечной, ветровой, водородной энергетики, а также других возобновляемых источников энергии;
6) развитие комплекса технологий ядерного цикла, расширение сферы их использования;
7) развитие лазерных технологий;
8) применение технологий регенерации тканей;
9) комплексное развитие ракетно-космической промышленности и др.
В процессе реализации Межгосударственной программы инновационного сотрудничества государств — участников СНГ будут созданы необходимые экономические, информационные, организационные, кадровые условия для реализации приоритетных направлений, а это в свою очередь обеспечит возможность сочетания различных методов и инструментов прямой и косвенной государственной поддержки межгосударственной инновационной деятельности.
Международное инновационное пространство государств -участников СНГ будет содействовать росту экономической эффективности научных исследований и разработок, создаст основу для формирования взаимовыгодных научно-производственных кооперационных связей в рамках Содружества и совместного выхода на мировой уровень с конкурентоспособной продукцией.
Создание межгосударственного инновационного пространства предполагает:
предоставление государству - участнику СНГ возможности использовать инновационные пространства, рынки научно-технологических товаров и услуг других государств - участников СНГ с определением конкретных механизмов и условий реализации этих возможностей путем заключения как многосторонних, так и двусторонних межгосударственных соглашений;
внедрение согласованной системы научного прогнозирования и стратегического планирования инновационных процессов и определения на их основе приоритетных направлений развития, представляющих взаимный межгосударственный интерес;
совершенствование финансово-экономических механизмов, приоритетное финансирование фундаментальных исследований, прикладных и инновационных разработок, целевых инвестиций в рамках инновационных межгосударственных программ и других форм государственной поддержки совместных работ;
обмен результатами совместных научно-технологических разработок;
совместную эксплуатацию уникальных научных объектов и сооружений на паритетной основе инновационных платформ кластеров.
Именно переход национальных экономик государств - членов Содружества на инновационную модель развития, основанную на ноосферных принципах, является вызовом на системный кризис.
A.B. Горбатов'
СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ
В последнее время в нашей жизни появился такой феномен, как социальные сети. Они уверенно заняли такую позицию, которая в скором будущем позволит им стать, пока на неопреде-
Действительный член Международной академии информатизации, профессор, доктор технических наук, проректор по информатизации Московского государственного горного университета (МГГУ), заведующий кафедрой САПР МГГУ.