УДК 658.78:658.8
И.В. Рыбаков, А.В. Пахомова МОДЕРНИЗАЦИЯ СКЛАДОВ МЕТОДОМ АКТИВИЗАЦИИ СКРЫТЫХ РЕЗЕРВОВ СИСТЕМЫ
Описывается приведение логистической системы и ее важнейшего элемента - складского хозяйства в соответствие с требованиями внешней среды с целью повышения результата функционирования системы, а также проведения программы модернизации в будущем.
I.V. Rybakov, A.V. Pahomova
MODERNIZATION OF WAREHOUSES BY THE LATENT RESERVES SYSTEM ACTIVIZATION METHOD
Reduction of logistical system and its major element of warehouse economy conformity with requirements of an environment are described with the purpose of increase of result of functioning of system as a whole, and as carrying out of the program of modernization in the future.
Логистические системы с их высокоавтоматизированными складами определенный период времени действуют без помех и обеспечивают неоспоримые результаты. Однако через какое-то время возникает необходимость приведения в соответствие с требованиями внешней среды логистической системы и складского хозяйства, как ее важнейшего элемента, для того, чтобы повысить результаты функционирования системы.
Необходимость первой программы модернизации склада требует методологического обоснования. Эксплуатация средних по результатам складов позволила накопить богатый практический опыт, а также развить многочисленные методики и теоретические положения по организации складирования. Вместе с тем, отсутствуют методические подходы к обоснованию модернизации складов в логистических системах.
Между тем решение данной проблемы для предпринимателей имеет возрастающее значение в целях обеспечения конкурентоспособности и решения ряда методологических вопросов, относящихся к функциям системы, ее результатам, а также срокам и затратам.
Для логистических систем необходимо сначала обосновать критерии модернизации склада.
При складировании на корпоративный склад предприятия недостатки в реализации складских функций ведут к возникновению технических и экономических проблем. Исследования таких проблем указывают на следующие причины: износ электрических и механических компонентов складов ввиду их длительной эксплуатации достигает такого уровня, что даже несмотря на профилактические технические обслуживания, невозможно устранить производственные помехи и длительные простои. Кроме того, в некоторых случаях наблюдаются разногласия, обусловленные устаревшими системами управления и руководства, прежде всего в отношении возможностей своевременного выполнения модернизации. И, наконец, негативным является то, что складское хозяйство остается
нейтральным, когда изменяется профиль требований рынка к продукту, либо нужно маневрировать продуктом или рынком. Это приводит к изменению количества ящиков или палетт (поддонов) на полках, структуры артикулов или к необходимости увеличения производства устройств, обслуживающих полки, стеллажи на складе, к существенному увеличению доли комиссионирования в «предзоне» или подключению других средств складирования, способствующих ускорению общего складского обслуживания и обработки груза. И наконец, не в последнюю очередь, интеграция складского управления и руководства в упорядоченную внешнюю сеть предпринимателей приобретает возрастающее значение. Из названных и некоторых других соображений можно составить небольшой каталог основных направлений модернизации склада:
- улучшение или, по крайней мере, поддержание готовности к производству;
- повышение информационно-технической интеграции (экономии времени, обеспечения улучшения качества, сервисного сопровождения продукта);
- снижение логистических затрат;
- адаптация к изменяющимся рынкам или продуктам;
- изменение предпринимательской стратегии (политика фирмы, производство, дистрибьюция, продукт-микс);
- возобновление или повышение обеспеченности и надежности в логистической
цепи;
- оптимизация течения производства (минимизация времени для заказа и договоров);
- снижение производственных затрат (персонал, обслуживание, энергия);
- снижение доли ошибок (особенно для комиссионирования).
Далее следует определить нужное время для модернизации.
Для того чтобы подготовить логистическую систему к вводу в действие, руководство предприятием должно заранее, до этого момента позаботиться о том, чтобы принять соответствующих специалистов для складского хозяйства и перенять передовой опыт в этой сфере реализаций логистических функций. При этом речь идет об умении специалистов склада пользоваться приборами обслуживания полок (этажерок, стеллажей), вспомогательными устройствами, считывающими или вычислительными устройствами, счетчиками. В последние годы действует такая практика как заключение долгосрочных договоров для выполнения этих работ. Постоянная готовность склада к эксплуатации заключается и в том, что специалисты по обслуживанию и ремонту могут на месте быстро устранить небольшие поломки (помехи), особенно когда речь идет о необходимости точного соблюдения времени складского обслуживания, оформления документов складского учета. Склад должен быть готов к тому, чтобы принять в любое время товар от поставщика и оформить его складирование, а также принять возвращенный от потребителя товар, не соответствующий заявленному качеству. Благоприятным по издержкам и эффектам вспомогательным средством для этого является дистанционная диагностика посредством телесервиса.
Срок действия складской системы начинается с момента ввода ее в эксплуатацию и заканчивается когда-либо с ее демонтажом. Измерение этого срока - практически важная задача, решение которой сказывается на продлении срока за счет модернизации различным образом в отношении необходимых затрат на модернизацию, затрат на запасные части для ремонта оборудования и устройств склада.
Владелец склада, который в течение гарантированного срока ведет протокол помех и нарушений и точно информирован о затратах на запчасти, обслуживание и устранение помех, может с достаточно высокой точностью определить время модернизации склада. Вспомогательными средствами решения этого вопроса могут служить следующие системные признаки:
- наличие всех устройств или отдельных элементов систем снижается и становится меньше плановых значений;
- потери времени из-за простоев оборудования склада возрастают;
- частота помех, приходящихся на единицу транспортных средств и оборудования склада, растет;
- затраты на обслуживание, запчасти и устранение помех повышаются по сравнению со средним уровнем;
- время на снабжение запчастями возрастает так, что становится «узким местом»;
- затраты на запчасти сильно возрастают со старением оборудования. Это объясняется тем, что уже больше невозможно снабжать склад запчастями (например, гарантия для снабжения запчастями для большинства производителей составляет 10 лет);
- договор на обслуживание компьютеров и на программное обеспечение чаще всего продлевают до 7 лет, или затраты на это повышаются очень быстро;
- собственному обслуживающему персоналу требуется все больше времени, в т. ч. сверхнормативного для замены или ввода оборудования в эксплуатацию. Обслуживающему персоналу требуется все больше времени для принятия решений;
- ввиду того, что лишь небольшое количество персонала убеждено в необходимости работать по старым технологиям, часто появляются сверхурочные часы, чтобы локализовать помехи;
- причины помех не могут быть точно локализованы, и это означает, что в протоколе помех все чаще помещается замечание - «помехи неизвестны»;
- энергетические затраты по сравнению с новой техникой при сравнимых перегрузках относительно высоки.
Для нижеследующих компонентов и подгрупп оборудования склада, например, в европейских складских системах действуют следующие амортизационные сроки:
- приборы обслуживания стеллажей свыше 20 лет; буксирные кабели между 5 и 15 годами; транспортеры и цепи около 10 лет;
- фотокамеры около 10 лет; цепные передачи между 5 и 15 годами;
- вспомогательная обслуживающая техника достигает срока жизни свыше 15 лет;
- батареи лишь от 3 до 6 лет;
- рулевые механизмы между 15 и 25 годами.
Оценку того, стоит ли и когда целесообразно осуществлять модернизацию складов, в некоторых случаях проводят согласно предписаниям и законам, однако базируются, в первую очередь, на необходимости обеспечения предотвращения несчастных случаев или защиты от помех. Во всяком случае владельцы складов, а также поставщики должны эту причину модернизации считать приоритетной. Кроме этого имеется ряд оснований модернизировать склад незамедлительно: повышение или снижение складских площадей, иногда следует только переделать стеллажи (полки), чтобы достичь их лучшего использования. Другие настоятельные изменения необходимы ввиду внедрения комиссионирования или при обустройстве конвейеров. Наконец введение штрихкодов во взаимодействии с автоматическими считывающими устройствами имеет значение, равно как и обеспечение складских мест магнитными устройствами для считывания информации. Следующим этапом является планирование модернизации.
Принятию предпринимательского решения о системной модернизации склада при текущей деятельности должна предшествовать детально продуманная подготовка. Это необходимо ввиду того, что зависящие от склада функции и надежность процесса для логистической цепи сопряжены с высоким риском, который распространяется на рынки и на каждого отдельного клиента.
Исходя из этого надо иметь в виду, что важным для планирования и осуществления системной модернизации склада является следующее: как для текущей деятельности, так и для обеспечения готовности производства модернизация не должна создавать помехи для клиентов и все работы по модернизации, способы ее осуществления должны быть тщательно продуманы заранее. Предварительно надо создать группу из сотрудников для заключения договора, например, с фирмой,
специализирующейся на модернизации, которая после анализа предпринимательской деятельности и технической необходимости разрабатывает план и определенные сроки перестройки склада. Возможная остановка склада во время «каникул» предприятия или в конце недели является частью текущего планирования модернизации.
Специалисты определяют, какие показатели использовать для оценки стоимости модернизации. Так, при относительно низких инвестициях требуется больший период для модернизации, жизненный цикл склада в этом случае хотя и удлиняется, но при этом в большинстве случаев склад характеризуется низкой производительностью. И наоборот, при более высоких первоначальных затратах на модернизацию результаты склада возрастают. Новые функции, например, считывание штрихкодов позволяют впоследствии увязывать их с производством и снизить долю ошибок. Благодаря современному управлению повышаются результаты транспортировки и складирования в логистической системе.
Возникает при этом вопрос: сколько стоит планирование модернизации?
Как показывает практика, на планирование приходится от 1 до 3% затрат на модернизацию. Исходя из этого возникают функциональные интегральные решения по модернизации с детальными задачами для всего процесса. Новые параметры результатов модернизации должны определяться и фиксироваться во время планирования и перед заключением договоров на модернизацию. Благодаря этому фирма, с которой заключают договор на модернизацию, получает необходимую надежность по системной модернизации. Таким образом, согласно договору гарантируются и используются в качестве критериев реализации решений по модернизации такие показатели как результаты, сроки и затраты. Полная концепция модернизации склада может представлять собой программу, предназначенную не только для оценки планируемых результатов предпринимателя, но и для договорных фирм, осуществляющих модернизацию склада. В данном случае речь идет только об одном партнере по договору, который берет на себя полную ответственность за выполнение задач. Например, поддержанная многолетним опытом системная модернизация складов, разработанная фирмой «Digital», базируется на «концепции 6 фаз», которая позволяет определять значительные затраты на реализацию новой системы по этим фазам (см. рисунок).
Здания
Персонал Проектирование
склада оборудования
Л
V
Элементы
модернизации
склада
Л
V
Монтаж + + сервис
Проект-
менеджмент
Управление
Элементы модернизации склада
Рассмотрим фазы процесса модернизации.
Фаза 1: изменение функций за счет изменения повышающих результат факторов:
- больше или меньше мест складирования;
- внедрение штрихкодов;
- новые вспомогательные средства погрузки-разгрузки;
- нормирование Л,-Б,-С-зон;
- создание комиссионирования;
- определение узких мест, которые надо безусловно устранить.
Фаза 2: определение периода использования возможностей склада и проработка решения о проведении модернизации склада без его остановки или с остановками.
Фаза 3: предложение лучших цен; четкая дифференциация по позициям лучших цен и позициям по затратам, но с ограничением по затратам. Модернизация также рассматривается на основе тщательного анализа при твердых или гибких ценах и установленных сроках.
Фаза 4: реализация
- выбор подходящих сотрудников;
- ввод детальной спецификации;
- сценарное планирование модернизации (обеспечение, восстановление и т.д.);
- тесты и тренажеры;
- предупредительные мероприятия, как остановка складских потоковых линий или восстановление провизоров.
Фаза 5: ввод в эксплуатацию. Ввод в эксплуатацию, как правило, будет немного короче, если предварительно планирование осуществляется организацией, имеющей большой опыт планирования. Так, следует учесть, что, возможно, потребуется многосменная эксплуатация. Обеспечение входного и выходного потоков грузовым транспортом, а также организация строительства должны детально планироваться. Запчасти должны быть в достаточном количестве для оборудования.
Учесть возможности перемены для тестирования; нормативные стратегии при отклонении сроков должны быть сценарно разработаны и активированы при потребности.
Фаза 6: эксплуатация заключается во всестороннем сопровождении со стороны разработчика и внедряющей фирмы, особенно в отношении обучения, в том числе разработанные, подготовленные программы и обучение производственного и управленческого персонала.
Для того, чтобы пользователь не вступал в конфронтацию с новыми технологиями, необходимо заранее провести дополнительное обучение или заново обучить обслуживающий персонал. Каждая модернизация оборудования должна базироваться на собственных ключевых решениях и на основательном анализе, который должен дать ответы на следующие вопросы:
- что приносит модернизация предпринимателю?
- что произойдет, если модернизация отсрочивается?
- как должна осуществляться модернизация?
Для всеобъемлющей модернизации системы складирования необходима взаимоувязка специальных дисциплин как необходимая предпосылка выбора тренингов, для тестирования новых программных продуктов, а также внедрения компьютерной обработки данных и вспомогательных средств.
Таким образом, системную модернизацию склада в обобщенном виде с учетом повышающихся затрат на обслуживание и сложностей при снабжении запчастями можно свести к следующим задачам, которые необходимо решать:
- выбор критериев для модернизации склада;
- определение времени для модернизации;
- определение жизненного цикла склада и его компонентов;
- профессиональное планирование модернизации;
- тесная совместная работа на стадии эксплуатации с фирмой, модернизирующей
склад.
Формирование предприятием структур, располагающих необходимыми специальными знаниями и опытом для успешной реализации договора о модернизации в
широких областях логистического оборудования позволило бы проводить многочисленные обновления складов с учетом предусматриваемых договорами поставок от различных фирм и дало возможность снижать затраты на модернизацию складов по сравнению с инвестициями на строительство новых складских систем.
ЛИТЕРАТУРА
1. Актуальные проблемы экономики и транспорта: сб. науч. трудов / отв. ред. В.Н. Клочков. Саратов: СГТУ, 2001. 140 с.
2. Вирабов С.А. Складское и тарное хозяйство / С.А. Вирабов. Киев: Вища школа, 1977. 232 с.
3. Николаев Д.С. Внешнеторговые транспортные операции и логистика: учеб. пособие / Д.С. Николаев. М.: Анкил, 1998. 320 с.
4. Гаджинский А.М. Логистика: учебник для вузов / А.М. Гаджинский. М.: Маркетинг, 2001. 396 с.
Рыбаков Илья Владимирович -
аспирант кафедры «Экономика и управление на автомобильном транспорте»
Саратовского государственного технического университета
Пахомова Алла Викторовна -
кандидат экономических наук,
профессор кафедры «Экономика и управление на автомобильном транспорте» Саратовского государственного технического университета