УДК 378:796
МОДЕРНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ВУЗОВСКОЙ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ ДЛЯ СФЕРЫ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА
Б. Ф. Курдюков, доктор педагогических наук, профессор, декан факультета педагогики и психологии, М. Б. Бойкова, доцент кафедры социальной и дошкольной педагогики, Ю. Ю. Вяткина, преподаватель кафедры социальной и дошкольной педагогики, Е. А. Курдюкова, аспирантка.
Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, г. Краснодар. Контактная информация для переписки: 350015, Россия, г. Краснодар, ул. Буденного, д. 161, [email protected]
В статье к рассмотрению предлагается проблема подготовки кадров для сферы физической культуры и спорта. Авторы анализируют сложившуюся на данный момент ситуацию как в отношении социально-экономической обстановки в целом, так и в сфере физической культуры и спорта в частности.
Авторы заостряют внимание на самом понятии «система вузовской подготовки», которое рассматривается с философских и методологических позиций.
Обращаясь к процессу вузовской подготовки специалистов физической культуры и спорта, авторами дается теоретическое обоснование его системности, а системный подход выдвигается в основу его построения. Базируясь на системном подходе, анализируются возможности дальнейшего развития системы вузовской профессиональной подготовки в соответствии с обозначившимися тенденциями и набирающим силу прогрессом, являющимися основой в достижении нового качества результата обучения в вузе. При этом вносятся предложения по переосмыслению государственной политики в области физического воспитания, без учета которой создание новой системы подготовки кадров, по мнению авторов, невозможно. Кроме этого, говорится о преобразованиях высшей школы, которые вносят свои коррективы в процесс вузовской подготовки кадров для сферы физической культуры и спорта.
В результате теоретических размышлений, обоснований и заключений вносятся предложения по модернизации всей системы вузовской подготовки, которая, по предположению, должна обеспечить необходимое качество, определяющее спе-
циалиста физической культуры и спорта новой формации. При этом приводятся разработанные основные характеристики, в основу которых положены профессиональные компетенции, установленные Государственным образовательным стандартом нового поколения.
Ключевые слова: система; система вузовской подготовки; специалисты физической культуры и спорта; модернизация системы вузовской профессиональной подготовки.
Обращаясь к вопросу касательно системы подготовки профессиональных кадров, возникает потребность в определении и уточнении некоторых понятий. Одним из наиболее значимых из их числа является понятие термина «система». При всем разнообразии подходов к его определению все же существуют общие признаки, характеризующие её. К примеру, это то, что система подчеркивает организованность некого множества. При этом системный подход является средством объективации (выделение в качестве объекта исследования) целостных явлений и системных комплексов, характеризует общие механизмы интеграции, раскрывает качественную многомерность явлений [4].
Система, являясь конкретным видом реальности, находится в постоянном движении, в ней происходят многообразные изменения. Однако всегда имеется признак, характеризующий систему как органическое единство, что выражается в определенной форме его движения (движение системы подразделяется на механическое, физическое, биологическое, социальное).
Процесс возникновения и становления системы приводит к её зрелости, на фоне которой наблюдается возникновение новых элементов. Но существуют
границы системы, выход за рамки которых может быть губителен для неё.
Система в период зрелости внутренне противоречива вследствие своего двойственного состояния: 1) завершение одной формы движения; 2) носитель новой формы движения.
Зрелая система как завершающая одну форму движения представляет собой целостность, раскрывающую новые возможности и формы движения. С другой стороны, каждая система в своем существовании ограничена законами внешней системы (макросистемы) и переходит из одной формы движения в другую [1].
Противоречия между возможностью и действительностью в развитии системы оказывают воздействие на развитие ее элементов. Наиболее перспективными в своем развитии оказываются те из них, функции которых соответствуют потребностям внешней системы.
Всякий переход зрелой системы в другую среду неизбежно вызывает ее преобразование. Это является чрезвычайно важным для внешнего состояния системы образования.
В основе любого образования, преобразования или изменения системы лежат внутренние и внешние факторы (причины), влияющие на процесс в различной степени. Изучение и раскрытие сущности этого вопроса представляется как проблема, решить которую можно с использованием системного подхода, способствующего выявлению многообразных типов связи сложного объекта и соединения их в целостное теоретическое представление. Системный подход предусматривает рассмотрение каждой системы как некой подсистемы более общей системы. При этом необходимо учитывать, из каких компонентов образована система и на чём основан способ их взаимодействия; какие функции выполняет система и каждый из образующих её компонентов; как она взаимодействует с другими системами и каковы механизмы ее сохранения, совершенствования, развития [3].
Всё это в полной мере относится к системе подготовки профессиональных кадров и должно составлять её методологическую основу.
В системе профессиональной подготовки специалистов по физической культуре и спорту наиболее представительными являются три вида системности: 1) система профессиональной подготовки специалистов; 2) система физического воспитания и спортивной тренировки; 3) система формирования и развития личности (человека). Познание закономерностей их функционирования и развития позволяет определить направление, структуру и содержание профессионально-образовательной подготовки.
Отправной точкой в развитии системы профессионального образования является социальный заказ, формирующий в процессе взаимодействия общества с государством образовательные приоритеты и методологические подходы.
Таким образом, для определения состояния системы профессиональной подготовки специалистов фи-
зической культуры и спорта с высшим образованием, оценки функционирования и результатов действующей системы и прогнозирования перспектив ее развития в будущем необходимо прежде рассмотреть следующие наиболее важные вопросы:
- перспективы качественно нового развития физической культуры и современного спорта;
- тенденции развития системы подготовки физкультурных кадров в России и за рубежом;
- основные тенденции прогресса в управлении педагогическими системами, обеспечивающими подготовку высококвалифицированных специалистов [2].
Переосмысление государственной политики в области всей системы образования в целом естественно отразилось на системе высшего профессионального образования. В том числе это коснулось и обусловило необходимость модернизации систем профессиональной подготовки специалистов физической культуры и спорта в соответствии с тенденциями преобразования высшей школы.
В основу этого процесса положена новая образовательная парадигма, которая сопряжена с осмыслением и экстраполяцией её философской основы, рассматривающей биосоциальную сущность человека с позиции интеграции современных идей о современном понимании целостной естественнонаучной картины мира, роли и места человека в нем. Особенностью развивающейся парадигмы является отличие от традиционных стратегических целевых установок и принципов образования. То есть, акцент переносится с примата прагматических знаний на развитие когнитивных форм мышления, приоритета развития интересов и мотивации обучаемых, адекватных современным ценностным установкам, сложившимся на данном этапе развития общества [1].
Под профессиональной подготовкой принято понимать совокупность специальных знаний, умений и навыков, трудового опыта и норм поведения, обеспечивающих успешность работы по определенной профессии. Из этого вытекают два основных подхода:
1. Основной задачей профессионального образования является вооружение обучаемых подлинной культурой, которая позволит найти свое место в жизни и обеспечит возможность принимать верные, адекватные, обоснованные, эффективные самостоятельные решения.
2. Содержание профессиональной подготовки определяется целью, задачами, содержанием, условиями и другими особенностями будущей профессиональной деятельности [4].
Сложность и неоднозначность происходящих в нашем обществе перемен ставят специалиста физической культуры и спорта перед необходимостью ценностного самоопределения, требуют от него реализации демократических и гуманистических принципов в педагогической деятельности.
В настоящее время осуществлен переход высшей профессиональной школы на многоуровневую систе-
му обучения в соответствии с принятой Болонской декларацией. Произошла череда замен Государственных образовательных стандартов.
Данный процесс еще не завершен. Подготовка в вузах осуществляется по направлениям, в рамках которых допускаются профили. Но главное, осуществлен переход со «знаньевой» парадигмы на «компетент-ностную». Однако даже это не даёт полной уверенности в том, что желаемый результат искомого качества подготовки специалистов физической культуры будет достигнут. Это связано с тем, что осталось ещё множество нерешенных вопросов, а также возникли новые противоречия, в частности одним из них является обстоятельство, что переход на освоение компетенций непременно должен предусматривать развитие творческих способностей, которые обеспечивают возможность выпускников преобразовывать профессиональную сферу [2]. Однако в описании профессиональных функций, представленных в Государственном образовательном стандарте, специалист выступает как функционер-исполнитель, который не должен преобразовывать сферу своей профессиональной деятельности. Возникает вопрос: «Чему учить?»
К сожалению, необходимо признать, что в процессе произошедших преобразований в высшей школе возникло множество вопросов, нерешенность которых во многом сдерживает успешный и эффективный переход от традиционных образовательных установок к новым, более совершенным.
Надо понимать, что переходный период всегда сопровождается определенными трудностями. В связи с этим, принимая предложенные нововведения, необходимо помнить, что педагогическая наука накопила огромный опыт по организации образовательного процесса и привела к достаточно высоким результатам как на уровне общего среднего, так и высшего профессионального образования. Следовательно, все ценное, опробованное, проверенное временем должно быть экстраполировано в новую образовательную систему [5].
Таким образом, адаптационный период перехода на новые векторы развития образовательной среды должен представлять собой процесс модернизации, предусматривающий переход системы на качественно новый уровень своего развития. То есть, старая система не рушится, а продолжает свое развитие. Такой подход к осуществлению внедрения нововведений в практику высшей школы позволит сохранить традиции и менталитет отечественной школы, в то же время будет способствовать более благоприятному восприятию и принятию новых организационных форм и требований, предусмотренных Государственными стандартами нового поколения.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Бойкова М. Б. Традиции и современные потребности в инновации выбора подходов к построению процесса профессиональной подготовки специалистов с высшим образованием / М. Б. Бойкова, Б. Ф. Курдюков, // Физическая культура, спорт - наука и практика. - Краснодар. - 2015. - № 4. - С. 112-115.
2. Зимняя И. А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования / И. А. Зимняя // Высшее образование сегодня. - 2003. - № 5. - С. 34-42.
3. Курдюков Б. Ф. Современные концептуальные взгляды на процесс формирования профессионально-компетентностной личности в условиях преобразования высшей школы / Б. Ф. Курдюков, М. Б. Бойкова // Физическая культура, спорт - наука и практика. -Краснодар. - 2012. - № 2. - С. 30-32.
4. Курдюков Б. Ф. Актуальность и приоритетность социальных проблем современной студенческой молодежи / Б. Ф. Курдюков, Н. В. Иванова, М. Б. Бойкова, Ю. Ю. Городецкая // Физическая культура, спорт - наука и практика. - Краснодар. - 2014. - № 2. - С. 48-51.
5. Фомин Н. В. Технология разработки требований к результатам образования в контексте ФГОС СПО / Н. В. Фомин // Стандарты и мониторинг в образовании. -2013. - № 4. - С. 23-28.
UPGRADING THE UNIVERSITY EDUCATIONAL SYSTEM FOR PHYSICAL EDUCATION AND SPORTS STAFF PREPARATION
B. Kurdyukov, Doctor of Pedagogical Sciencies, Professor, Dean of the Pedagogy and Psychology Faculty M. Boikova, Assistant Professor of the Social and Preschool Pedagogy Department E. Kurdyukova, Postgraduate student
Y. Vyatkina, Teacher of the Social and Preschool Pedagogy Department Kuban State University of Physical Education, Sports and Tourism, Krasnodar Contact information for correspondence: 350015, Krasnodar, Budennogo, 161, [email protected]
The paper is proposed to consider the training problem of physical education and sports staff. The authors analyze the current situation at the moment, both in terms of socio - economic conditions in general, and in the field of physical education and sports in particular.
Referring to the process of high school preparation of physical education and sports experts, the authors provide a theoretical rationale of its systematic and they put forward systemic approach as the basis of its construction. Based on a systematic approach, the authors analyze the possibility of further development of the university training, in accordance with a trend gaining strength and progress, which are the basis to achieve a new quality of university learning outcomes.This makes proposals to rethink the state policy in the field of physical education, without which the creation of a new system of training, according to the authors, is impossible. Moreover it's necessary to speak about the transformation of high school, which makes their own adjustments in the process of university training in the field of physical education and sports.
As a result of theoretical reflection, reasoning and conclusions the authors make suggestions for the modernization of the whole system of high school preparation, which, as they believe, should provide necessary quality determing a specialist of physical education and sports of the new formation. Here are the main characteristics developed by the authors, which are based on the professional competences, established by the State educational standards of a new generation.
Keywords: system, a high school preparation, specialists of physical education and sports, the modernization of the university training system.
References
1. Boikova M. B., Kurdiukov B. F. Traditsii i sovremennye potrebnosti v innovatsii vybora podkhodov k postroe-niiu protsessa professional'noi podgotovki spetsialistov s vysshim obrazovaniem. Fizicheskaia kul'tura, sport -nauka ipraktika [Physical Education, Sport-Science and Practice], 2015, no 4, pp. 112-115 (in Russian).
2. Zimniaia I. A. Kliuchevye kompetentsii - novaia paradigma rezul'tata obrazovaniia. Vysshee obrazovanie se-godnia [Vysshee obrazovanie segodnia], 2003, no 5, pp. 34-42 (in Russian).
3. Kurdiukov B. F., Boikova M. B. Sovremennye kontseptual'nye vzgliady na protsess formirovaniia professional'no - kompetentnostnoi lichnosti v us-loviiakh preobrazovaniia vysshei shkoly. Fizicheskaia kul'tura, sport - nauka i praktika [Physical Education, Sport-Science and Practice], 2012, no 2, pp. 30-32 (in Russian).
4. Kurdiukov B. F., Ivanova N. V., Boikova M. B., Gorodets-kaia lu. lu. Aktual'nost' i prioritetnost' sotsial'nykh problem sovremennoi studencheskoi molodezhi. Fizicheskaia kul'tura, sport- nauka i praktika [Physical Education, Sport-Science and Practice], 2014, no 2, pp. 48-51 (in Russian).
5. Fomin N. V. Tekhnologiia razrabotki trebovanii k rezul'tatam obrazovaniia v kontekste FGOS SPO. Stand-arty i monitoring v obrazovanii [Standarty i monitoring v obrazovanii], 2013, no 4, pp. 23-28 (in Russian).