Научная статья на тему 'МОДЕРНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В РЕЖИМЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

МОДЕРНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В РЕЖИМЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
253
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / УПРАВЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ / МОДЕРНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ / КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ / МОДЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫМ ДЕТСКИМ САДОМ / ОБЪЕДИНЕНИЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Красильникова Лариса Владимировна, Вялова Наталья Вячеславовна

Статья посвящена проблемам модернизации системы управления дошкольной образовательной организации, находящейся в режиме инновационной деятельности. Авторы статьи анализируют актуальность и степень востребованности решения проблем в управлении инновационным детским садом на современной этапе развития системы дошкольного образования. Статья содержит критический анализ существующих проблем в дошкольных образовательных организациях, которые вовлечены в инновационную деятельность. В статью включены основные нормативно-правовые документы, регламентирующие инновационную деятельность дошкольной образовательной организации. Авторы предлагают анализ исследований по проблеме статьи, который нацелен на общие исследования в области инноватики, а также на вопросы, актуальные для ступени дошкольного образования. В статье рассматривается понятие: «управление инновационной деятельностью дошкольной образовательной организации». Авторами представлен анализ характерных особенностей управления инновационным детским садом через создание самых разнообразных условий в детском саду: научно-теоретических, материально-технических, кадровых, программно-методических, дидактических, финансовых. В статью включены центральные показатели дошкольных образовательных организаций, находящихся в режиме развития, связанных с модернизацией системы управления. Авторами сформулированы основные критерии оценки структуры управления инновационной деятельностью в детском саду. Критерии охватывают соответствие структуры управления современным требованиям, наличие в структуре управления дошкольной образовательной организации объединений, обеспечивающих инновационную деятельность, а также положений о данных объединениях и наличие проекта инновационной деятельности как обязательного условия программно-целевого управления. Статья заключает в себе описание функциональной модели управления инновационной деятельностью в дошкольной образовательной организации, которая носит вариативный характер и будет видоизменяться в зависимости от конкретных условий детского сада. Описание модели содержит два уровня управления: коллегиальное и административное управление. В характеристике модели управления представлены коллегиальные органы управления, вводимые с целью обеспечения качества и эффективности решения задач инновационной деятельности. К данным объединениям отнесены: научно-методический совет и инновационная группа педагогов, входящие в административный уровень управления. Авторы подчеркивают необходимость создания положений, регламентирующих деятельность новых объединений педагогов. В статье приводятся основные пункты, которые должны быть включены в положения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Красильникова Лариса Владимировна, Вялова Наталья Вячеславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERNIZATION OF THE MANAGEMENT SYSTEM OF A PRESCHOOL EDUCATIONAL ORGANIZATION IN THE MODE OF INNOVATIVE ACTIVITY

The article is devoted to the problems of modernization of the management system of a preschool educational organization in the mode of innovative activity. The authors of the article analyze the relevance and degree of demand for solving problems in the management of an innovative kindergarten at the current stage of the development of the preschool education system. The article contains a critical analysis of the existing problems in preschool educational organizations that are involved in innovative activities. The article includes the main regulatory documents regulating the innovative activity of a preschool educational organization. The authors propose an analysis of research on the problem of the article, which is aimed at general research in the field of innovation, as well as issues relevant to the stage of preschool education. The article discusses the concept: "management of innovative activities of a preschool educational organization". The authors present an analysis of the characteristic features of innovative kindergarten management through the creation of a wide variety of conditions in kindergarten: scientific-theoretical, material-technical, personnel, program-methodical, didactic, financial. The article includes the central indicators of preschool educational organizations in the development mode associated with the modernization of the management system. The authors formulated the main criteria for assessing the structure of innovation management in kindergarten. The criteria cover the compliance of the management structure with modern requirements, the presence in the management structure of a preschool educational organization of associations providing innovative activities, as well as provisions on these associations and the availability of an innovation project as a prerequisite for program-targeted management. The article contains a description of the functional model of innovation management in a preschool educational organization, which is variable in nature and will change depending on the specific conditions of the kindergarten. The model description contains two levels of management: collegial and administrative management. The description of the management model presents collegial management bodies introduced in order to ensure the quality and efficiency of solving innovation tasks. These associations include: the scientific and methodological council and the innovative group of teachers included in the administrative level of management. The authors emphasize the need to create regulations regulating the activities of new associations of teachers. The article provides the main points that should be included in the regulations.

Текст научной работы на тему «МОДЕРНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В РЕЖИМЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Таблица 3

Результаты диагностики готовности педагогов ДОО к инновационной деятельности на этапе контрольного

эксперимента

Уровень готовности Экспериментальная группа Контрольная группа

Низкий уровень 0 чел. (0%) 2 чел. (16,7%)

Средний уровень 3 чел. (25%) 8 чел. (66,6%)

Высокий уровень 9 чел. (75%) 2 чел. (16,7%)

Повторное исследование показало существенную положительную динамику в ее изменении в экспериментальной группе воспитателей. Так на низком уровне не оказалось ни одного педагога, а большинство проявили высокий и средний уровень готовности. В то время как в контрольной группе таких изменений не произошло.

Сравнительный анализ уровня готовности педагогов ДОО к инновационной деятельности позволил нам сделать вывод об эффективности проведенной системы методической работы.

Выводы. Таким образом, повышение уровня готовности педагогов ДОО к инновационной деятельности находится в прямой зависимости от организации и проведения системы методической работы, которая будет направлена на развитие мотивационной готовности воспитателей, совершенствование их профессиональных умений и навыков, создание условий для педагогического мастерства и развитие личностных качеств: стремление к постоянному самообразованию, самостоятельность, инициативность и положительное отношение к новаторству.

Литература:

1. Атмахова, Л.Н. Организация деятельности методической службы как условие развития профессиональной компетентности педагогов ДОУ: диссертация ... канд. пед. наук: 13.00.07 / Л.Н. Атмахова. - Екатеринбург, 2006. - 177 с.

2. Белая, К.Ю. Методическая деятельность в дошкольной организации: 2-е изд., испр.и дополн. / К.Ю. Белая. - М.: ТЦ Сфера, 2016. - 128 с.

3. Красильникова, Л.В. Повышение профессиональной компетентности воспитателей по применению мультимедийных средств в развитии речи детей дошкольного возраста / Л.В. Красильникова, Н.Б. Сухарева, О.В. Жирнова. - Мир науки. Педагогика и психология. - 2021. - Т. 9. - № 6. - С. 8. - URL: https://mir-nauki.com/PDF/14PDMN321.pdf (дата обращения: 24.05.2022)

4. Красильникова, Л.В. Формирование профессиональной компетентности педагогов в дошкольной образовательной организации / Л.В. Красильникова, Н.В. Деревянкина // Современное дошкольное и начальное образование: проблемы и тенденции развития. Сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции. В 2 частях. -Н. Новгород: Мининский университет. - 2020. - С. 94-98.

5. Микляева, Н.В. Инновации в детском саду: пособ. для воспитателей / Н.В. Микляева. - М.: Айрис-пресс, 2008. - 160 с.

6. Садыкова, Т.Н. Профессиональная компетентность педагога как средство управления качеством дошкольного образования / Т.Н. Садыкова, С.Г. Молчанов // Вестник ЮУрГГПУ. - 2020. - №2 (155). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/professionalnaya-kompetentnost-pedagoga-kak-sredstvo-upravleniya-kachestvom-doshkolnogo-obrazovaniya-1 (дата обращения: 24.05.2022).

7. Сваталова, Т.А. Оценивание профессиональной компетентности педагога дошкольного образования в условиях введения профессионального стандарта педагога / Т.А. Сваталова, Г.В. Яковлева // Современные технологии управления. -2017. - № 1 (73). - С. 14.

8. Соломенникова, О.А. Профессиональная компетентность современного педагога. Вопросы формирования и непрерывного совершенствования / О. Соломенникова, Ю. Гладкова // Дошкольное воспитание. - 2018. - № 11. - С. 86-93.

9. Шмелева, Е.А. Просоциальная активность будущих педагогов / Е.А. Шмелева, П.А. Кисляков, Л.В. Стародубцева, Н.Ю. Прияткина// Вестник Мининского университета. - 2021. - Том 9, № 4.

10. Яковлева, Г.В. Педагогические условия повышения эффективности методической работы в инновационном дошкольном образовательном учреждении: диссертация ... канд. пед. наук: 13.00.08./ Г.В. Яковлева. - Челябинск, 2003. - 248 с.

11. Яркова, Д.Д. Развитие творческого потенциала педагога в условиях деятельности федеральной инновационной площадки «Педагогическое лидерство» / Д.Д. Яркова, Т.Г. Мухина, В.А. Малинин, С.Н. Сорокоумова // Вестник Мининского университета. - 2020. - Том 8, №2. - С. 21. - URL: https://doi.org/10.26795/2307-1281-2020-8-2-14 (дата обращения: 22.05.2022)

Педагогика

УДК 373.2

кандидат педагогических наук, доцент Красильникова Лариса Владимировна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); старший преподаватель Вялова Наталья Вячеславовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

МОДЕРНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В

РЕЖИМЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация. Статья посвящена проблемам модернизации системы управления дошкольной образовательной организации, находящейся в режиме инновационной деятельности. Авторы статьи анализируют актуальность и степень востребованности решения проблем в управлении инновационным детским садом на современной этапе развития системы дошкольного образования. Статья содержит критический анализ существующих проблем в дошкольных образовательных организациях, которые вовлечены в инновационную деятельность. В статью включены основные нормативно-правовые документы, регламентирующие инновационную деятельность дошкольной образовательной организации. Авторы предлагают анализ исследований по проблеме статьи, который нацелен на общие исследования в области инноватики, а также на вопросы, актуальные для ступени дошкольного образования. В статье рассматривается понятие: «управление

инновационной деятельностью дошкольной образовательной организации». Авторами представлен анализ характерных особенностей управления инновационным детским садом через создание самых разнообразных условий в детском саду: научно-теоретических, материально-технических, кадровых, программно-методических, дидактических, финансовых. В статью включены центральные показатели дошкольных образовательных организаций, находящихся в режиме развития, связанных с модернизацией системы управления. Авторами сформулированы основные критерии оценки структуры управления инновационной деятельностью в детском саду. Критерии охватывают соответствие структуры управления современным требованиям, наличие в структуре управления дошкольной образовательной организации объединений, обеспечивающих инновационную деятельность, а также положений о данных объединениях и наличие проекта инновационной деятельности как обязательного условия программно-целевого управления. Статья заключает в себе описание функциональной модели управления инновационной деятельностью в дошкольной образовательной организации, которая носит вариативный характер и будет видоизменяться в зависимости от конкретных условий детского сада. Описание модели содержит два уровня управления: коллегиальное и административное управление. В характеристике модели управления представлены коллегиальные органы управления, вводимые с целью обеспечения качества и эффективности решения задач инновационной деятельности. К данным объединениям отнесены: научно-методический совет и инновационная группа педагогов, входящие в административный уровень управления. Авторы подчеркивают необходимость создания положений, регламентирующих деятельность новых объединений педагогов. В статье приводятся основные пункты, которые должны быть включены в положения.

Ключевые слова: дошкольное образование, управление дошкольной образовательной организацией, инновационная деятельность в дошкольной образовательной организации, модернизация системы управления, критерии оценки системы управления, модель управления инновационным детским садом, объединения воспитателей.

Anrntation. The article is devoted to the problems of modernization of the management system of a preschool educational organization in the mode of innovative activity. The authors of the article analyze the relevance and degree of demand for solving problems in the management of an innovative kindergarten at the current stage of the development of the preschool education system. The article contains a critical analysis of the existing problems in preschool educational organizations that are involved in innovative activities. The article includes the main regulatory documents regulating the innovative activity of a preschool educational organization. The authors propose an analysis of research on the problem of the article, which is aimed at general research in the field of innovation, as well as issues relevant to the stage of preschool education. The article discusses the concept: "management of innovative activities of a preschool educational organization". The authors present an analysis of the characteristic features of innovative kindergarten management through the creation of a wide variety of conditions in kindergarten: scientific-theoretical, material-technical, personnel, program-methodical, didactic, financial. The article includes the central indicators of preschool educational organizations in the development mode associated with the modernization of the management system. The authors formulated the main criteria for assessing the structure of innovation management in kindergarten. The criteria cover the compliance of the management structure with modern requirements, the presence in the management structure of a preschool educational organization of associations providing innovative activities, as well as provisions on these associations and the availability of an innovation project as a prerequisite for program-targeted management. The article contains a description of the functional model of innovation management in a preschool educational organization, which is variable in nature and will change depending on the specific conditions of the kindergarten. The model description contains two levels of management: collegial and administrative management. The description of the management model presents collegial management bodies introduced in order to ensure the quality and efficiency of solving innovation tasks. These associations include: the scientific and methodological council and the innovative group of teachers included in the administrative level of management. The authors emphasize the need to create regulations regulating the activities of new associations of teachers. The article provides the main points that should be included in the regulations.

Key words: preschool education, management of a preschool educational organization, innovative activity in a preschool educational organization, modernization of the management system, criteria for evaluating the management system, management model of an innovative kindergarten, associations of educators.

Введение. Современный этап развития системы дошкольного образования в Российской Федерации характеризуется активным поиском путей, направлений, содержания, методик модернизации образования на самой первой его ступени. Дошкольное образование, как часть целостной государственной образовательной системы, делает попытки ответить на такие вызовы современности, как соответствие актуальным проблемам подготовки подрастающего поколения к жизни в социальном мире, учет изменившейся социокультурной ситуации развития ребенка, характеризующейся виртуализацией и медиатизацией жизненного пространства ребенка, повышение качества, доступности и эффективности дошкольного образования и многие другие проблемы.

Одним из самых оптимальных и эффективных путей изменения сложившейся традиционной системы дошкольного образования становится включение дошкольных образовательных организаций (далее по тексту ДОО) в инновационную деятельность. Диверсификация, модификация, прогрессивные изменения в системе дошкольного образования начинают происходит только в том случае, если в теории и практике осуществляются инновационные преобразования. Они затрагивают разные аспекты функционирования образовательной организации: нормативно-правовой, научно-теоретический, дидактический, кадровый, организационный, материально-технический и др.

Учитывая фундаментальную значимость в развитии дошкольного образования, ДОО нашей страны активно включаются в инновационную деятельность. ДОО, находящиеся в режиме инновационного поиска, оказываются наиболее востребованными со стороны родителей (законных представителей) воспитанников, показывают более высокий уровень реализации целей и задач дошкольного образования, оптимально модернизируют развивающую предметно-пространственную среду своего учреждения, проявляют высокую степень активности в развитии системы дошкольного образования на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.

Регламентационные требования к инновационной деятельности ДОО включены в Закон Российской Федерации «Об образовании» от 29 декабря 2012 года, № 273-ФЗ [8]. Закон подчеркивает, что экспериментальная и инновационная деятельность играют центральную роль в процессе модернизации сферы образования в соответствии с приоритетными направлениями государственной образовательной политики нашего государства.

Следующим основным документом, определяющим инновационную деятельность в ДОО, является Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее по тексту ФГОС ДО). ФГОС ДО выделяет необходимость обеспечения вариативности, разнообразия содержания дошкольного образования, организационных форм работы с детьми, методик и технологий образовательного процесса [9].

Следует отметить, что в настоящее время ДОО используют и самостоятельно разрабатывают самые разнообразные инновационные методики, технологии и формы работы с воспитанниками. Среди наиболее распространенных можно

назвать такие, как: технологии здоровьесбережения, развивающие технологии, игровые технологии, информационно-коммуникационные технологии, робототехника, steam-технологии и многие другие.

Внедрение вышеуказанных инновационных технологий требует серьезных изменений в структуре управления ДОО, которые позволили бы активно, качественно, планомерно и эффективно реализовывать цели и задачи инновационной деятельности.

При включении ДОО в инновационную деятельность педагогические коллективы сталкиваются с рядом трудностей, которые мешают активному продвижению в практику работы детских садов проектов инновационной деятельности и их результатов. К таким факторам можно отнести:

1) недостаточная степень разработанности пакета нормативно-правовых документов, регламентирующих инновационную деятельности;

2) отсутствие единства требований к структуре управления детским садом, находящимся в режиме инновационной деятельности;

3) затруднения в установлении последовательности деятельности ДОО при включении в инновационную деятельность;

4) сложности в методической работе с педагогическим коллективом по повышению их профессиональной компетентности в вопросах инновационной деятельности;

5) большое количество теоретического материала по инноватике, который требует своего обобщения и выделения общих констант, применимых в работе всех ДОО.

Таким образом, целью нашей работы стало изучение основных аспектов модернизации системы управления дошкольной образовательной организации, находящейся в режиме инновационной деятельности.

Изложение основного материала статьи. В своей работе мы опирались на общие исследования проблемы инновационной деятельности в образовательных организациях: Васильевой М.С. [2], Поташника М.М. [7], Шмелевой Е.А. [11], Ярковой Д.Д. [12] и др.

Основу модернизации системы управления ДОО в режиме инновационной деятельности составили исследования управления инновационной деятельностью в ДОО: Белой К.Ю. [1], Кондрашовой Н.В. [3], Красильниковой Л.В. [4], Кузьмичевой Е.И. [5], Майер А.А. [6], Таратухиной М.С. [10] и др.

Вслед за Кондрашовой Н.В., под управлением инновациями в ДОО, мы будем понимать: «Управление инновационной деятельностью ДОО - это совокупность принципов, методов и форм, которые позволяют направлять, регулировать, планировать и координировать инновационный процесс, организационные структуры и персонал, занятый этой деятельностью» [3, С. 822].

Управление инновационной деятельностью ДОО будет носить специфический характер, что обусловлено сложностью самого образовательного процесса с воспитанниками раннего и дошкольного возраста. Это, в первую очередь, по выражению Таратухиной М.С., «вероятностная структура педагогической действительности», что связано с возрастными особенностями дошкольников; невозможность рассматривать достижения воспитанников как показатель эффективности образовательной системы ДОО (в соответствии с требованиями ФГОС ДО); многовекторность в педагогических действиях педагогов дошкольного образования, характер разноплановой образовательной среды и др. Именно поэтому, в управлении инновационной деятельностью ДОО основное внимание уделяется созданию самых разнообразных условий в детском саду: научно-теоретических, материально-технических, кадровых, программно-методических, дидактических, финансовых.

Режим деятельности ДОО, включенного в инновационную деятельность, получил название «режима развития». Кузьмичева Е.И. [5] в своем исследовании отмечает, что любой детский сад проходит в своем развитии несколько этапов: от этапа становления, на котором происходит открытие новой ДОО, к этапу функционирования, в ходе которого детский сад осваивает традиционные, классические программы, методики, технологии, средства, а затем к этапу развития, на котором ДОО включается в активный поиск оригинальных авторских идей, методик, технологий и т.п.

На основании вышеприведенных исследований нами было определено, что ДОО, находящиеся в режиме развития, т.е. инновационные, имеют ряд отличительных особенностей, связанных с управлением:

1) управление нацелено на модернизацию образовательной системы, всех ее взаимосвязанных компонентов для повышения качества и эффективности;

2) изменение характера управления ДОО средствами новых объединений, обеспечивающих коллегиальность администрирования;

3) управление осуществляется в программно-целевой парадигме через создание проектов, программ развития;

4) создание атмосферы творчества, креаторства в коллективе ДОО;

5) результативность образовательного процесса становится более качественной в плане достижения целевых ориентиров;

6) существенно повышается профессиональная компетентность педагогических кадров;

7) регулярное обновление и повышение качества материально-технического обеспечения ДОО.

Мы сформулировали основные критерии оценки структуры управления инновационной деятельностью в ДОО.

1. Соответствие структуры управления ДОО современным требованиям: сочетание принципов коллегиальности и единоначалия в структуре управления, наличие двух уровней управления: коллегиальное управление (Совет ДОО, Родительский Совет, Попечительский Совет, Наблюдательный Совет Педагогический Совет, Профсоюзный комитет, Общее собрание трудового коллектива, Общее родительское собрание, и т.п.) и административное управление (заведующий, завхоз, заместитель заведующего во воспитательно-методической работе, старший воспитатель, педагог-психолог и т.п.).

2. Наличие в структуре управления ДОО объединений, обеспечивающих инновационную деятельность (Научно-методический совет, Творческая группа, Инновационная группа, Группа педагогов-новаторов и т.п.).

3. Наличие положений об объединениях, обеспечивающих инновационную деятельность (Положение о Научно-методическом совете, Положение о Творческой группе, Положение об Инновационной группе, Положение о Группе педагогов-новаторов и т.п.).

4. Наличие Проекта инновационной деятельности ДОО.

В соответствии с данными требованиями нами была разработана следующая функциональная модель управления инновационной деятельностью в ДОО, которая будет варьироваться в части коллегиальных органов управления в зависимости от имеющихся в каждом конкретном ДОО.

1 уровень - коллегиальное управление:

- Педагогический совет;

- Общее собрание трудового коллектива;

- Общее родительское собрание.

2 уровень - административное управление:

- 1 уровень управления - заведующий ДОО;

- 2 уровень управления - Научно-методический совет, Инновационная группа педагогов, заведующий хозяйством;

- 3 уровень управления - воспитатели, музыкальный руководитель, педагог-психолог.

Мы внесли в структуру управления инновационной деятельностью на базе ДОО два объединения педагогов, которые совместно с заведующим выполняют функции управления в ходе Инновационной деятельности: Научно-методический совет и Инновационная группа педагогов. Каждое из данных объединений имеет свой состав и выполняет определенные функции управления.

Нами были разработаны положения об этих объединениях педагогов, которые регламентируют их функциональные обязанности: Положение о Научно-методическом совете и Положение об Инновационной группе педагогов.

Научно-методический совет наделен следующими полномочиями:

- отвечает за составление плана инновационной работы ДОО на каждый год;

- осуществляет создание материально-технического и методического обеспечения образовательного процесса ДОО в целях реализации целей и задач инновационной деятельности;

- организует обучающие методические мероприятия по проблемам инновационной деятельности;

- несет ответственность за качество инновационных методик и технологий, реализующихся в ДОО;

- координирует работу педагогов, инновационной группы;

- способствует изучению, внедрению и распространению передового педагогического опыта.

Инновационная группа имеет следующие полномочия:

- изучает, апробирует и распространяет эффективные методики и технологии дошкольного образования;

- разрабатывает и апробирует конспекты педагогических мероприятий, запланированные в проекте инновационной деятельности;

- анализирует и выносит решения об эффективности разрабатываемых в ДОО инновационных методик и технологий;

- участвует в распространении инновационного опыта ДОО.

Данные положения регламентируют функции вышеперечисленных объединений: основную целевую направленность работы объединения, нормативные положения, состав объединения, его полномочия, порядок работы и отчетную документацию.

Организация работы этих групп существенно расширяет возможности осуществления задач управления, возникающих по ходу реализации проекта инновационной деятельности. Сокращается время, затрачиваемое на принятие решений по проблемам и практическое воплощение спроектированных и смоделированных в теоретическом плане нововведений. Проведение мониторинга и контроля за ходом выполнения задач проекта также устремляется в сторону минимизации временных затрат и способствует более эффективному корректированию инновационной деятельности.

Выводы. Проведенная работа по разработке и апробации модели управления инновационной деятельностью на базе ДОО показала свою эффективность. Новая структура управления инновационной деятельностью на базе ДОО, содержащая в себе два объединения педагогов: Научно-методический совет и Инновационную группу педагогов, позволила добиться большей целенаправленности, мобильности, вариативности, мотивированности, системности, планомерности в работе ДОО.

Таким образом, модель управления инновационной деятельностью в ДОО, включающая структурные изменения в системе управления и проект инновационной деятельности в соответствии с требованиями современного инновационного менеджмента в образовании, позволяет качественно и эффективно осуществлять задачи инновационной деятельности.

Литература:

1. Белая, К.Ю. Организация инновационной деятельности в ДОО. Методическое пособие / К.Ю. Белая. - М.: Творческий центр «Сфера», 2017. - 128 с.

2. Васильева, М.С. Теория и практика программно-целевого управления развитием образовательного учреждения: автореферат дис. ...д-ра пед. наук: 13.00.01 / М.С. Васильева. - Улан-Удэ, 2007. - 42 с.

3. Кондрашова, Н.В. Научно-теоретические основы управления инновационной деятельностью в дошкольных образовательных организациях / Н.В. Кондрашова // Концепт. - 2018. - №10. - URL: https://cyberieninka.ru/artide/n/nauchno-teoreticheskie-osnovy-upravleniya-innovatsionnoy-deyatelnostyu-v-doshkolnyh-obrazovatelnyh-organizatsiyah (дата обращения: 22.05.2022).

4. Красильникова, Л.В. Формирование профессиональной компетентности педагогов в дошкольной образовательной организации / Л.В. Красильникова, Н.В. Деревянкина // Современное дошкольное и начальное образование: проблемы и тенденции развития. Сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции. В 2 частях. -Н. Новгород: Мининский университет. - 2020. - С. 94-98.

5. Кузьмичева, Е.И. Развитие инновационных процессов в профессиональных педагогических коллективах дошкольных образовательных учреждений: диссертация ... канд. пед. наук: 13.00.08 / Е.И. Кузьмичева. - Тольятти, 2000. - 196 с.

6. Майер, А.А. Сопровождение профессиональной успешности педагога ДОУ: Метод. пособие / А.А. Майер. - М.: ТЦ "Сфера", 2012. - 128 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Поташник, М.М. Инновационные школы в России: становление и развитие. Опыт программно-целевого управления: пособие для руководителей общеобразоват. Учреждений / М.М. Поташник. - М.: Новая школа, 1996. - 320 с.

8. Российская Федерация. Законы. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон № 273-Ф3: [принят Государственной Думой 21 дек. 2012 г.: одобрен Советом Федерации 26 дек. 2012 г.]. - М.: ТЦ Сфера, 2016. - 192 с.

9. Российская Федерация. Приказы. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования: Приказ Минобрнауки России N 1155: [Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октяб. 2013 г.: Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 N 30384]. - М.: ТЦ Сфера, 2016. - 96 с.

10. Таратухина, М.С. Развитие потенциальной готовности руководителей дошкольного образования к инновационной деятельности: диссертация ... канд. пед. наук: 13.00.08 / М.С. Таратухина. - Великий Новгород, 2004. - 253 с.

11. Шмелева, Е.А. Просоциальная активность будущих педагогов / Е.А. Шмелева, П.А. Кисляков, Л.В. Стародубцева, Н.Ю. Прияткина // Вестник Мининского университета. - 2021. - Том 9, № 4.

12. Яркова, Д.Д. Развитие творческого потенциала педагога в условиях деятельности федеральной инновационной площадки «Педагогическое лидерство» / Д.Д. Яркова, Т.Г. Мухина, В.А. Малинин, С.Н. Сорокоумова // Вестник Мининского университета. - 2020. - Том 8, №2. - С. 21. - URL: https://doi.org/10.26795/2307-1281-2020-8-2-14 (дата обращения: 22.05.2022)

Педагогика

УДК 371

доктор педагогических наук Ксенофонтова Алла Николаевна

ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный педагогический университет» (г. Оренбург); аспирант 1-го курса Балаба Оксана Денисовна

ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный педагогический университет» (г. Оренбург)

МЕТОДИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА ГИМНАЗИИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ РАЗВИТИЯ

ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. В статье представлены социокультурные, нормативно-правовые и научно-методические предпосылки изучения феномена методической деятельности современного педагога. Дано описание образовательной среды гимназии с учетом происходящих изменений в системе школьного образования (цифровизация, открытость, непрерывность, практико-ориентированность). Описаны основные направления изменений, влияющих на понимание методической деятельности педагога гимназии как составляющей профессионализма педагогической деятельности. На основе анализа и интерпретации научно-педагогической литературы в статье представлены основные сущностные характеристики методической деятельности педагога: функции, структура, виды, формы методической работы. . Интегрирован международный опыт внедрения новых технологий в российское общество. Дана историческая справка становления информационного общества. Обоснованы социокультурные и социально-экономические предпосылки цифровизации образовательной системы. Дано авторское определение понятия «методическая деятельность педагога».

Ключевые слова: методическая деятельность, методическая работа, методист, педагог, педагогическая деятельность.

Annotation. The article presents the socio-cultural, normative-legal and scientific-methodological prerequisites for studying the phenomenon of the methodological activity of a modern teacher. A description of the educational environment of the gymnasium is given, taking into account the ongoing changes in the school education system (digitalization, openness, continuity, practice-orientedness). The main directions of changes affecting the understanding of the methodological activity of a gymnasium teacher as a component of the professionalism of pedagogical activity are described. Based on the analysis and interpretation of scientific and pedagogical literature, the article presents the main essential characteristics of the teacher's methodological activity: functions, structure, types, forms of methodological work. ... The international experience of introducing new technologies into Russian society has been integrated. The historical background of the formation of the information society is given. The socio-cultural and socioeconomic prerequisites for the digitalization of the educational system have been substantiated. The author's definition of the concept of "methodological activity of a teacher" is given.

Key words: methodical activity, methodical work, methodologist, teacher, pedagogical activity.

Введение. Непрерывное развитие современных технологий меняет привычное представление об обществе, культуре, мировоззрении и, разумеется, образовании. Последнее из списка очень чутко реагирует на мельчайшие изменения и заставляет менять угол зрения на некогда устоявшиеся процессы, явления и понятия. Колоссальные возможности, появляющиеся так стремительно, неизбежно и кардинально, а главное ежеминутно меняют облик образования, педагогические технологии, методики, которые укоренялись годами и даже десятилетиями. Образование «сегодня» не история про преобладающую деятельность учителя и непокорное исполнение традиционных заданий учениками в классно-кабинетной системе, когда всё починяется непоколебимым правилам, отработанными годами. Образование «сегодня» -стремительно развивающийся организм, развитие которого в буквальном смысле происходит со скоростью света, оно не терпит монументальности и строгих порядков. Движение, развитие, скорость, гибкость, подвижность, изменчивость, склонность к индивидуальному подходу - всё это новая реальность современного образования, его прямая и правдивая характеристика. Главным, центральным и неотъемлемым «героем» и звеном современного образования является Интернет и его бесконечные возможности. Интернет технологии - это и «учитель» в некотором роде, это библиотека, не ограничивающая доступ к каким-либо авторам, изданиям, научным трудам, это инструментарий, позволяющий добиться поставленной перед собой цели, это контроль и самоконтроль, это бесконечность возможностей.

Цель статьи: изучить особенности методической деятельности педагога гимназии с учетом происходящих изменений в системе школьного образования.

Изложение основного материала статьи. Образование в наши дни отменило ориентир на успехи и траекторию «другого» обучающегося, теперь она выстраивается абсолютно индивидуально в зависимости от целей, а инструментарий имеет свойство подстраиваться под неё и таким образом обеспечивать персональную образовательную среду.

Персональная образовательная среда проникает не только в академический мир, она внедряется в мир школы и становится в современной ситуации единственно возможной и привлекательной в глазах учителей, обучающихся, государства. Современные тенденции диктуют нам новейшие требования к процессу получения образования. Наряду с тем, что важнейшей из современных тенденций является непрерывное получение образования, так называемое «образование через всю жизнь», существуют требования, обусловленные информатизацией, персонализацией и цифровизацией получаемого образования. Суть данных вышеуказанных понятий заключается в принципиально новых представлениях об образовательном процессе. Если ранее учитель ставил общие задачи для достижения их учащимися, то сегодня градация целей невероятно разнообразна, а координирование выбора целей в современной образовательной ситуации исходит от возможности учащихся; при выборе, безусловно, учитываются интеллектуальные, физиологические, психологические и прочие важнейшие особенности. Также государственная политика вносит существенные коррективы и в образование в целом. Это обусловлено тем, что, во-первых, образование является незыблемым фундаментом духовного, социального, экономического развития Российской Федерации. Во-вторых, высокий уровень образования укрепляет статус демократического государства и гражданского общества. Политика образования направлена на получение знаний в их широком диапазоне применения, узкая направленность сегодня неактуальна, важно получить знание пригодное в различных областях. Колоссальное значение отводится персональной образовательной среде, способной регулировать потребности в зависимости от поставленных целей и задач обучающимися. Отличительной чертой здесь является возможность выбора определённой области знаний, исследования её, реальность делиться полученными материалами, публикация на просторах Интернет-ресурсов «здесь и сейчас». Современные требования неразрывно связаны с принятием профессионального стандарта педагога, а также сводом требований, прописанных в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» № 273-Ф3 от 29 декабря 2012 года. Квинтэссенцией вышеуказанных документов, отражающих профессиональный стандарт, является упоминание о том, что профессиональным качеством, которое педагог должен постоянно демонстрировать своим ученикам, становится умение учиться. Реальная ситуация современного образования показывает, что модернизация современных школ с учётом соответствия новейших требований значительно отстаёт от

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.