Научная статья на тему 'Внедрение инновационных технологий речевого развития воспитанников дошкольной образовательной организации'

Внедрение инновационных технологий речевого развития воспитанников дошкольной образовательной организации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1062
133
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ / МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА / ДОШКОЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИИ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ВОСПИТАТЕЛИ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ / КОНСПЕКТЫ МЕТОДИЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / INNOVATIVE TECHNOLOGIES / SPEECH DEVELOPMENT / METHODICAL WORK / PRESCHOOL EDUCATIONAL ORGANIZATIONS / PEDAGOGICAL COMPETENCE / TEACHERS OF PRESCHOOL EDUCATIONAL ORGANIZATIONS / ABSTRACTS OF METHODICAL EVENTS / FEDERAL STATE STANDARD OF PRESCHOOL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Красильникова Лариса Владимировна, Вялова Наталья Вячеславовна, Зайцева Светлана Александровна

Статья посвящена исследованию повышения уровня профессиональной компетентности педагогов дошкольной образовательной организации при внедрении инновационных технологий речевого развития воспитанников. Авторами проводится анализ актуальности и востребованности проблемы внедрения инновационных технологий в образовательной области «Речевое развитие», а также требований Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования к содержанию работы по развитию речи. Авторы приводят определение инновационных технологий речевого развития и их условную классификацию по основной направленности при решении образовательных задач. Статья содержит описание констатирующего, формирующего и контрольного экспериментов при организации системы методической работы с педагогами дошкольной образовательной организации по внедрению инновационных технологий речевого развития. Описание включает результаты диагностики уровня профессиональной компетентности воспитателей, цели, задачи, принципы методической работы, систему методических мероприятий с педагогами и итоговые результаты апробации созданной системы работы. Система методической работы содержит планы-конспекты различных мероприятий: семинары, мастер-классы, деловые игры, открытые посещения и другое. Вся работа систематизирована по этапам: теоретический, методический, практический, аналитический. Содержание работы, приведенное в статье, прошло апробацию в дошкольных образовательных организациях города Нижнего Новгорода в рамках региональной инновационной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Красильникова Лариса Владимировна, Вялова Наталья Вячеславовна, Зайцева Светлана Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The introduction of innovative speech development technologies for pupils of preschool educational organizations

The article is devoted to the study of increasing the level of professional competence of teachers of preschool educational organizations in the implementation of innovative speech development technologies for pupils. The authors analyze the relevance and relevance of the problem of introducing innovative technologies in the educational field “Speech Development”, as well as the requirements of the Federal State Educational Standard for Pre-School Education to the content of the speech development work. The authors provide the definition of innovative speech development technologies and their conditional classification according to the main focus in solving educational problems. The article contains a description of ascertaining, formative, and control experiments in organizing a system of methodical work with teachers of a preschool educational organization on the introduction of innovative speech development technologies. The description includes the results of diagnostics of the level of professional competence of educators, goals, objectives, principles of methodical work, a system of methodical measures with teachers and the final results of testing the established system of work. The system of methodical work contains plans-summaries of various events: seminars, master classes, business games, open visits and more. All work is systematized in stages: theoretical, methodical, practical, analytical. The content of the work cited in the article was tested in pre-school educational organizations of the city of Nizhny Novgorod as part of regional innovation activities.

Текст научной работы на тему «Внедрение инновационных технологий речевого развития воспитанников дошкольной образовательной организации»

Мир науки. Педагогика и психология / World of Science. Pedagogy and psychology https ://mir-nauki.com 2019, №3, Том 7 / 2019, No 3, Vol 7 https://mir-nauki.com/issue-3 -2019.html URL статьи: https://mir-nauki. com/PDF/40PDMN319.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:

Красильникова Л.В., Вялова Н.В., Зайцева С.А. Внедрение инновационных технологий речевого развития воспитанников дошкольной образовательной организации // Мир науки. Педагогика и психология, 2019 №3, https://mir-nauki.com/PDF/40PDMN319.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

For citation:

Krasilnikova L.V., Vyalova N.V., Zaytceva S.A. (2019). The introduction of innovative speech development technologies for pupils of preschool educational organizations. World of Science. Pedagogy and psychology, [online] 3(7). Available at: https://mir-nauki.com/PDF/40PDMN319.pdf (in Russian)

УДК 373.2

Красильникова Лариса Владимировна

ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина»

Нижний Новгород, Россия Кандидат педагогических наук, доцент E-mail: larvladkr@mail.ru ORCID: http://orcid.org/0000-0002-0283-8136 РИНЦ: https://elibrary.ru/author profile.asp?id=736182

Вялова Наталья Вячеславовна

ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина»

Нижний Новгород, Россия Старший преподаватель E-mail: nataliya_vyalova@bk

Зайцева Светлана Александровна

ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина»

Нижний Новгород, Россия Кандидат психологических наук, доцент E-mail: sz10473@yandex.ru ORCID: http://orcid.org/0000-0002-4514-5890 РИНЦ: https://elibrary.ru/author_profile.asp?id=658282

Внедрение инновационных технологий речевого развития воспитанников дошкольной образовательной организации

Аннотация. Статья посвящена исследованию повышения уровня профессиональной компетентности педагогов дошкольной образовательной организации при внедрении инновационных технологий речевого развития воспитанников. Авторами проводится анализ актуальности и востребованности проблемы внедрения инновационных технологий в образовательной области «Речевое развитие», а также требований Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования к содержанию работы по развитию речи. Авторы приводят определение инновационных технологий речевого развития и их условную классификацию по основной направленности при решении образовательных задач. Статья содержит описание констатирующего, формирующего и контрольного экспериментов при организации системы методической работы с педагогами дошкольной образовательной организации по внедрению инновационных технологий речевого развития. Описание включает результаты диагностики уровня профессиональной компетентности воспитателей, цели, задачи, принципы методической работы, систему методических мероприятий с педагогами и итоговые результаты апробации созданной системы

работы. Система методической работы содержит планы-конспекты различных мероприятий: семинары, мастер-классы, деловые игры, открытые посещения и другое. Вся работа систематизирована по этапам: теоретический, методический, практический, аналитический. Содержание работы, приведенное в статье, прошло апробацию в дошкольных образовательных организациях города Нижнего Новгорода в рамках региональной инновационной деятельности.

Ключевые слова: инновационные технологии; речевое развитие; методическая работа; дошкольная образовательная организации; педагогическая компетентность; воспитатели дошкольной образовательной организации; конспекты методических мероприятий; Федеральный государственный стандарт дошкольного образования

Современными тенденциями образовательной государственной политики стали направленность на экономичность и энергоемкость при непременном соблюдении квалитативности образования. В Законе «Об образовании в Российской Федерации» особо подчеркивается необходимость качественного образования как обеспечение степени соответствия подготовки требованиям Федерального государственного образовательного стандарта, потребностям самого обучающегося, а также степени достижения планируемых результатов образовательной программы. 1 Реализация требований государственных нормативно-правовых положений о качестве образования во многом зависит от используемых методик и технологий в образовательных организациях, позволяющих с меньшими ресурсными затратами достичь поставленных образовательных целей и задач, максимально реализовать образовательные потребности каждого обучающего.

Инновационные методики и технологии выступают дидактическим средством нового поколения, строящимся на основе последних достижений психолого-педагогических, анатомо-физиологических, информационно-математических и других наук. Благодаря исследованиям в области педагогической инноватики В.И. Загвязинского [1], М.В. Кларина [2], В.Я. Ляудис [3], М.М. Поташника [4], В.А. Сластенина [5], О.Г. Хомерики [4], А.В. Хуторского [6] и др., была доказана их прогрессивная, модернизирующая и реформирующая роль в системе образования. Инновационные технологии всегда направлены на решение актуальных проблем педагогики, качественное изменение образовательного процесса, учет индивидуальных образовательных потребностей обучающихся.

В системе дошкольного образования также активно разрабатываются, апробируются и внедряются инновационные технологии. В трудах педагогов О.А. Бекетовой [7], К.Ю. Белой [8], Р.Ю. Белоусовой [9], И.Б. Бичевой [10], Л.В. Красильниковой [11; 12], Е.Б. Кузнецовой [13], Н.В. Микляевой [14] и др. рассматриваются вопросы организации инновационной деятельности в детском саду.

Одним из остро востребованных направлений педагогической инноватики является речевое развитие воспитанников дошкольных образовательных организаций (далее по тексту ДОО), что обусловлено трудностями решения задач развития речи в детском саду: психофизиологическими, неврологическими врожденными особенностями детей и спецификой семейного воспитания. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее по тексту ФГОС ДО) особо подчеркивает необходимость решения задач образовательной области «Речевое развитие».2

1 Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. №273-Ф3 в редакции на 01.09.2015 г. [Текст] - М.: ТЦ Сфера, 2016. - 192 с. (Правовая библиотека образования).

2 Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Приказы и письма Минобрнауки РФ [Текст] - М.: ТЦ Сфера, 2016. - 96 с. (Правовая библиотека образования).

Под инновационными технологиями развития речи детей дошкольного возраста мы понимаем нововведения в содержании, формах, методах, средствах педагогической деятельности по речевому развитию воспитанников ДОО, в которых находят воплощение последние научные исследования и достижения передового педагогического опыта.

Все наиболее распространенные инновационные технологии, использующиеся в речевом развитии детей дошкольного возраста, мы условно разделили на три группы:

1 группа - инновационные технологии, меняющие формы работы по речевому развитию воспитанников ДОО: развивающие образовательные ситуации, сценарии активизирующего общения, сюжетно-дидактические игры, учебные коммуникативные ситуации.

2 группа - инновационные технологии, использующие методы и приемы, направленные на развитие психофизиологической основы речевой деятельности: дыхательные игры и упражнения, артикуляционные и мимические игры и упражнения, пальчиковая гимнастика, пальчиковый театр, театр настроений, речедвигательные упражнения, элементы арттерапии, сказкотерапии, кинезитерапии, японский пальчиковый массаж, пескография и др.

3 группа - инновационные технологии, использующие методы и приемы, направленные на развитие собственно речевых умений и навыков: моделирование, схемы, мнемотехника, синквейн, интеллектуальные карты, карты Я. Проппа, метод проектов, технология ТРИЗ и др.

Успешность внедрения инновационных технологий в образовательный процесс находится в прямой зависимости от степени владения ими педагогами ДОО. Учитывая значимость повышения профессиональной компетентности воспитателей, мы предположили, что необходима организация и проведение системы методической работы по обучению воспитателей применению инновационных технологий в развитии речи детей дошкольного возраста.

Разработка и апробация системы методической работы проводилась на базе детских садов города Нижнего Новгорода в период с 01.09.2018 по 20.04.2019.

В начале исследования была проведена диагностика уровня профессиональной компетентности педагогов по разработанной нами методике, раннее представленной в публикациях [15]. Приведем результаты констатирующего обследования.

Рисунок 1. Результаты исследования уровня педагогической компетентности педагогов ДОО по вопросам развития речи воспитанников (составлен авторами)

Анализ полученных данных показал, что воспитатели имеют недостаточный уровень профессиональной компетентности. Педагоги испытывают трудности в определении методик и технологий работы с детьми при решении задач речевого развития.

Следующим этапом нашей работы стала разработка и апробация системы методической работы по повышению профессиональной компетентности педагогов.

Цель системы методической работы: повышение профессиональной компетентности воспитателей ДОО по применению инновационных технологий в работе с воспитанниками.

Задачи работы.

1. Расширять профессиональные знания воспитателей об инновационных технологиях развития речи.

2. Уточнять профессиональные знания о способах применения инновационных технологий в работе с детьми.

3. Формировать и развивать профессиональные умения организации педагогического процесса с использованием инновационных технологий.

4. Способствовать развитию у воспитателей потребности в саморазвитии, самообучении и самовоспитании.

5. Повышение педагогического мастерства воспитателей ДОО.

Принципы организации методической работы

Принцип актуальности. Методическая работа соответствует современным требованиям к профессиональной компетентности педагога дошкольного образования, которая изменяется в соответствии с новыми условиями реализации ФГОС ДО.

Принцип единства теории и практики. Система методической работы носит целостный характер, предполагающий опору на современные достижения в психологии и педагогике дошкольного возраста в тесной связи с воплощением инновационных идей в практику работы ДОО.

Принцип научности. Построение системы работы опирается на научные исследования в области управления дошкольным образованием, организации методической работы в ДОО, повышения профессиональной компетентности педагогов.

Принцип системности и комплексности. Методическая работа представляет собой комплекс взаимосвязанных компонентов, где каждый компонент взаимообусловлен и вытекает друг из друга, что обеспечивает системность и комплексность.

Принцип преемственности и непрерывности. Преемственность в системе работы обеспечивается последовательной сменой этапов, опирающихся на умения, сформированные на предыдущем этапе.

Принцип постоянного самообразования педагогов. Методическая работа призвана грамотно организовать процесс самообразования педагогов ДОО, так как формы методической работы предполагают самостоятельную подготовку к их проведению.

Принцип креативности. Работа с педагогами носит творческий характер, побуждает их к поиску новых методик и технологий, нестандартному подходу к решению образовательных задач.

Этапы методической работы

I этап - теоретический

Цели: расширение профессиональных знаний об инновационных технологиях развития речи и способах применения их в работе с детьми.

Методические мероприятия

1. Семинар «Инновационные технологии развития речи детей дошкольного возраста»

Цель: систематизировать и углублять профессиональные знания педагогов об инновационных технологиях развития речи.

2. Мастер-класс «Применение инновационных технологий в развитии речи воспитанников»

Цель: формировать и расширять профессиональные знания педагогов ДОО о способах применения инновационных технологий в работе с детьми.

II этап - методический

Цели: формировать и развивать профессиональные умения организации педагогического процесса с использованием инновационных технологий.

Методические мероприятия

1. Деловая игра «Организация педагогического процесса с использованием инновационных технологий развития речи воспитанников»

Цель: формировать и развивать профессиональные умения организации педагогического процесса с использованием инновационных технологий.

2. Консультирование по теме «Особенности применения инновационных технологий в работе с детьми»

Цель: расширять профессиональные умения организации педагогического процесса с использованием инновационных технологий.

III этап - практический

Цели: выработка и совершенствование профессиональных умений по использованию инновационных технологий в работе с дошкольниками; способствовать развитию педагогического мастерства.

Методические мероприятия

1. Открытое посещение «Применение инновационных технологий в работе с детьми 3-4 лет»

Цель: совершенствование профессиональных умений по использованию инновационных технологий в работе с дошкольниками.

2. Открытое посещение «Применение инновационных технологий в работе с детьми 4-5 лет»

Цель: совершенствование профессиональных умений по использованию инновационных технологий в работе с дошкольниками.

3. Открытое посещение «Применение инновационных технологий в работе с детьми 5-6 лет»

Цель: совершенствование профессиональных умений по использованию инновационных технологий в работе с дошкольниками.

4. Открытое посещение «Применение инновационных технологий в работе с детьми 6-7 лет»

Цель: совершенствование профессиональных умений по использованию инновационных технологий в работе с дошкольниками.

IV этап - аналитический

Цели: развитие педагогического творчества педагогов в применении инновационных технологий в развитии речи детей дошкольного возраста.

Методические мероприятия

1. Педсовет «Повышение профессиональной компетентности педагогов в применении инновационных технологий речевого развития»

Цель: анализ и оценка проведенной системы методических мероприятий.

На этапе контрольного исследования нами бала проведена повторная диагностика уровня профессиональной компетентности воспитателей.

Рисунок 2. Результаты исследования уровня педагогической компетентности педагогов ДОО по вопросам развития речи воспитанников на контрольном этапе (составлен авторами)

Сравнительный анализ уровня профессиональной компетентности педагогов по владению инновационными технологиями речевого развития воспитанников ДОО до и после реализации системы методической работы показал существенную положительную динамику. На критическом уровне ранее находилось 55 % педагогов, а не осталось ни одного - 0 %. На оптимальном уровне было только 15 %, а стало 65 %. На допустимом уровне было 40 %, а стало 35 %.

Таким образом, мы делаем вывод о необходимости и значимости проведения системы методической работы с педагогами ДОО при внедрении инновационных педагогических технологий. Только при условии планомерной методической поддержки возможно эффективное использование инноваций в образовательном процессе, что, в свою очередь, обеспечит повышение качества дошкольного образования.

Методические мероприятия I этапа

1. Семинар «Инновационные технологии развития речи детей дошкольного возраста»

Цель: систематизировать и углублять профессиональные знания педагогов об инновационных технологиях развития речи.

Предварительная подготовка педагогов: перед проведением семинара трем педагогам дается задание провести анализ использующихся в практике работы инновационных технологий речевого развития дошкольников по трем группам: 1 группа - инновационные технологии в формах работы по речевому развитию воспитанников ДОО; 2 группа -инновационные технологии, направленные на развитие психофизиологической основы речевой деятельности; 3 группа - инновационные технологии, направленные на развитие собственно речевых умений и навыков. На основании анализа составляется таблица.

План семинара

1. Сообщение методиста о трех основных группах инновационных технологий в развитии речи воспитанников: 1 группа - инновационные технологии в формах работы по речевому развитию воспитанников ДОО; 2 группа - инновационные технологии, направленные на развитие психофизиологической основы речевой деятельности; 3 группа - инновационные технологии, направленные на развитие собственно речевых умений и навыков.

2. Сообщение воспитателей об использующихся в практике работы инновационных технологиях по всем трем группам.

3. Составление сводной таблицы об известных инновационных технологиях развития речи по трем группам и по возрастам детей: инновационные технологии для детей 3-4 лет; для детей 4-5 лет; 5-6 лет; 6-7 лет.

4. Обсуждение и выводы о наиболее эффективных инновационных технологиях, которые могут быть использованы в нашем ДОО.

2. Мастер-класс «Применение инновационных технологий в развитии речи воспитанников»

Цель: формировать и расширять профессиональные знания педагогов ДОО о способах применения инновационных технологий в работе с детьми.

Предварительная подготовка педагогов: в коллективе педагогов выбирают те из них, кто регулярно использует инновационные технологии в речевом развитии воспитанников. Методист проводит видеозапись двух занятий, с использованием инновационных технологий, для дальнейшего просмотра на мастер-классе. Один из педагогов готовит выступление-презентацию на тему «Инновационные технологии в развитии речи детей младшего дошкольного возраста», другой - «Инновационные технологии в развитии речи детей старшего дошкольного возраста».

План:

1. Сообщение-презентация первого педагога «Инновационные технологии в развитии речи детей младшего дошкольного возраста».

Обсуждение презентации по вопросам:

1) Какие из инновационных технологий вам знакомы?

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2) Какие технологии вы используете в своей работе?

3) Оцените эффективность и целесообразность использования данных технологий в работе с воспитанниками?

4) Какие технологии вы бы посоветовали для работы с детьми и почему?

2. Сообщение-презентация второго педагога «Инновационные технологии в развитии речи детей старшего дошкольного возраста».

Обсуждение презентации по вопросам:

1) Какие из инновационных технологий вам знакомы?

2) Какие технологии вы используете в своей работе?

3) Оцените эффективность и целесообразность использования данных технологий в работе с воспитанниками?

4) Какие технологии вы бы посоветовали для работы с детьми и почему?

3. Видео-серпантин «Использование инновационных технологий развития речи в работе с детьми».

Обсуждение видео-занятий по вопросам:

1) Какие задачи развития речи решались на данном занятии?

2) Перечислите инновационные технологии, использовавшиеся воспитателем?

3) Оцените целесообразность и эффективность применения данных технологий?

4) Какие технологии вы будете использовать в своей работе и почему?

4. Подведение итогов.

Методические мероприятия II этапа

1. Деловая игра «Организация педагогического процесса с использованием инновационных технологий развития речи воспитанников»

Цель: формировать и развивать профессиональные умения организации педагогического процесса с использованием инновационных технологий.

Объект имитации игры: разработка конспектов занятий для разных возрастных групп с использованием инновационных технологий речевого развития и методическая оценка конспектов.

Предмет имитации игры: методическая оценка конспектов занятий по развитию речи в разных возрастных группах с использованием инновационных технологий.

Роли: методисты и воспитатели.

Правила игры:

1. В выработке критериев методической оценки конспекта занятия с использованием инновационных технологий участвуют все педагоги.

2. Методической оценке подвергаются все разработанные конспекты. Этапы игры

1 этап - коллективная выработка методических критериев оценки конспектов занятий с использованием инновационных технологий.

2 этап - разработка группой «воспитателей» конспектов занятий с использованием инновационных технологий.

3 этап - методическая оценка конспектов занятий с использованием инновационных технологий группой «методистов».

4 этап - выработка индивидуальных рекомендаций для оптимизации конспектов занятий.

2. Консультирование по теме «Особенности применения инновационных технологий в работе с детьми»

Цель: расширять профессиональные умения организации педагогического процесса с использованием инновационных технологий.

Проводится по запросам воспитателей.

Методические мероприятия III этапа

1. Открытое посещение «Применение инновационных технологий в работе с детьми 3-4 лет»

Цель: совершенствование профессиональных умений по использованию инновационных технологий в работе с дошкольниками.

Место проведения: 2 младшая группа.

Продолжительность занятия: 20 минут.

Содержание посещения открытого показа

1. Подготовительный этап

Методист озвучивает задачи открытого просмотра.

1. Выявить созданные для проведения занятия условия развивающей предметно-пространственной среды группы.

2. Определить соответствие возрастным особенностям детей 3-4 лет содержания занятия с использованием инновационных технологий.

3. Выделить использующиеся инновационные технологии в развитии речи воспитанников.

2. Открытый показ

На данном этапе педагоги наблюдают проведение занятия с использованием инновационных технологий развития речи детей 3-4 лет.

3. Анализ проведения занятия с использованием инновационных технологий

Вопросы для анализа.

1. Какие условия созданы для проведения занятия с использованием инновационных технологий (санитарно-гигиенические, психолого-педагогические, дидактические и др.)?

2. Соответствует ли возрастным особенностям содержание занятия с использованием инновационных технологий?

3. Какие инновационные технологии развития речи были использованы на занятии?

4. Оцените целесообразность и эффективность использовавшихся на занятии инновационных технологий?

4. Открытое посещение «Применение инновационных технологий в работе с детьми 4-5 лет»

Цель: совершенствование профессиональных умений по использованию инновационных технологий в работе с дошкольниками.

Место проведения: средняя группа.

Продолжительность занятия: 25 минут.

Содержание посещения открытого показа

1. Подготовительный этап

Методист озвучивает задачи открытого просмотра.

1. Выявить созданные для проведения занятия условия развивающей предметно-пространственной среды группы.

2. Определить соответствие возрастным особенностям детей 4-5 лет содержания занятия с использованием инновационных технологий.

3. Выделить использующиеся инновационные технологии в развитии речи воспитанников.

2. Открытый показ

На данном этапе педагоги наблюдают проведение занятия с использованием инновационных технологий развития речи детей 4-5 лет.

3. Анализ проведения занятия с использованием инновационных технологий

Вопросы для анализа.

1. Какие условия созданы для проведения занятия с использованием инновационных технологий (санитарно-гигиенические, психолого-педагогические, дидактические и

др.)?

2. Соответствует ли возрастным особенностям содержание занятия с использованием инновационных технологий?

3. Какие инновационные технологии развития речи были использованы на занятии?

4. Оцените целесообразность и эффективность использовавшихся на занятии инновационных технологий?

3. Открытое посещение «Применение инновационных технологий в работе с детьми 5-6 лет»

Цель: совершенствование профессиональных умений по использованию инновационных технологий в работе с дошкольниками.

Место проведения: старшая группа.

Продолжительность занятия: 30 минут.

Содержание посещения открытого показа

1. Подготовительный этап

Методист озвучивает задачи открытого просмотра.

1. Выявить созданные для проведения занятия условия развивающей предметно-пространственной среды группы.

2. Определить соответствие возрастным особенностям детей 5-6 лет содержания занятия с использованием инновационных технологий.

3. Выделить использующиеся инновационные технологии в развитии речи воспитанников.

2. Открытый показ

На данном этапе педагоги наблюдают проведение занятия с использованием инновационных технологий развития речи детей 5-6 лет.

3. Анализ проведения занятия с использованием инновационных технологий

Вопросы для анализа.

1. Какие условия созданы для проведения занятия с использованием инновационных технологий (санитарно-гигиенические, психолого-педагогические, дидактические и др.)?

2. Соответствует ли возрастным особенностям содержание занятия с использованием инновационных технологий?

3. Какие инновационные технологии развития речи были использованы на занятии?

4. Оцените целесообразность и эффективность использовавшихся на занятии инновационных технологий?

4. Открытое посещение «Применение инновационных технологий в работе с детьми 6-7 лет»

Цель: совершенствование профессиональных умений по использованию инновационных технологий в работе с дошкольниками.

Место проведения: подготовительная группа.

Продолжительность занятия: 35 минут.

Содержание посещения открытого показа

1. Подготовительный этап

Методист озвучивает задачи открытого просмотра.

1. Выявить созданные для проведения занятия условия развивающей предметно-пространственной среды группы.

2. Определить соответствие возрастным особенностям детей 6-7 лет содержания занятия с использованием инновационных технологий.

3. Выделить использующиеся инновационные технологии в развитии речи воспитанников.

2. Открытый показ

На данном этапе педагоги наблюдают проведение занятия с использованием инновационных технологий развития речи детей 6-7 лет.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Анализ проведения занятия с использованием инновационных технологий

Вопросы для анализа.

1. Какие условия созданы для проведения занятия с использованием инновационных технологий (санитарно-гигиенические, психолого-педагогические, дидактические и др.)?

2. Соответствует ли возрастным особенностям содержание занятия с использованием инновационных технологий?

3. Какие инновационные технологии развития речи были использованы на занятии?

4. Оцените целесообразность и эффективность использовавшихся на занятии инновационных технологий?

Методические мероприятия IV этапа

1. Педсовет «Повышение профессиональной компетентности педагогов в применении инновационных технологий речевого развития»

Цель: анализ и оценка проведенной системы методических мероприятий.

Форма организации: нетрадиционный педсовет (аукцион педагогических идей).

Предварительная подготовка. Проведение организационного заседания воспитателей за презентацию педагогического опыта по использованию инновационных технологий в развитии речи воспитанников; проведение всех мероприятий вышеперечисленных этапов.

Необходимое оборудование, раздаточный материал: молоток, написанные названия

лота.

Роли. Ведущий аукциона - старший воспитатель.

Аукционист - заведующий ДОО.

Аукционеры - члены педагогического коллектива.

Таблица 1

План педагогического совета

№ Порядок, основное содержание деятельности Минуты Ответственный

1 2 3 4

2 Приветствие 3 мин. заведующий

3 Вступительное слово 3мин. старший воспитатель

3 Выступление с презентацией «Инновационные технологии развития речи детей дошкольного возраста в работе нашего ДОО» 15 мин. зам. зав по ВМР

4 Лот№1 «Инновационные технологии в организации речевого воспитания в детском саду» 15 мин. воспитатель

5 Лот №2 «Инновационные технологии в развитии психофизиологической основы речевой деятельности» 15 мин. воспитатель

6 Лот№ 3 «Инновационные технологии в развитии речевых умений и навыков» 15 мин. воспитатель

7 Подведение итогов педсовета. Принятие решения 10 мин. заведующий

ВСЕГО 1 ч. 10 мин.

Составлено авторами

ЛИТЕРАТУРА

1. Загвязинский, В.И. Творческое ядро педагогического исследования: от проблемы до гипотезы [Электронный ресурс] / В.И. Загвязинский // Образование и наука. 2010. №10. URL: https://cyberieninka.m/artide/n/tvorcheskoe-yadro-pedagogicheskogo-issledovaniya-ot-problemy-do-gipotezy (дата обращения: 09.07.2019).

2. Кларин, М.В. Инновации в обучении: метафоры и модели [Текст] / М.В. Кларин. - М.: Наука, 1997. - 223 с.

3. Ляудис, В.Я. Инновационное обучение: стратегия и тактика [Текст] / В.Я. Ляудис. М.: ИНИОН, 1994. - 101 с.

4. Поташник, М.М. Управление инновационными процессами в образовании [Текст] / М.М. Поташник, A.B. Лоренсов, О.Г. Хомерики. М.: Академия, 1994. -298 с.

5. Сластенин, В.А. Педагогика: инновационная деятельность [Текст] / В.А. Сластенин, Л.С. Подымова. М.: Магистр, 1997. - 234 с.

6. Хуторской, А.В. Педагогическая инноватика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений [Текст] / А.В. Хуторской - М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 256 с.

7. Бекетова О.А. Условия эффективного управления инновационной деятельностью педагога [Электронный ресурс] // Инновационные педагогические технологии: материалы Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.). - Казань: Бук, 2014. - С. 144-146. URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/143/6283/ (дата обращения: 07.06.2019).

8. Белая, К.Ю. Инновационная деятельность в ДОУ: Методическое пособие. [Текст] / К.Ю. Белая. - М.: ТЦ Сфера, 2004. - 64 с.

9. Белоусова, Р.Ю. Управление ДОО в условиях нового законодательства. [Текст] / Р.Ю. Белоусова, А.Н. Новоселова, Н.М. Подоплелова - М.: ТЦ Сфера, 2017. -128 с.

10. Бичева, И.Б. Проектирование управленческих компетенций руководителя дошкольной образовательной организации [Электронный ресурс] / И.Б. Бичева, О.М. Филатова / Вестник Мининского университета. Том 7, № 1 (2019). https://doi.org/10.26795/2307-1281-2019-7-1-7.

11. Красильникова Л.В., Карабанова Н.С. Диагностика профессиональной компетентности педагогов в вопросах развития речи дошкольников [Электронный ресурс] / Интернет-журнал «Мир науки», 2018, №6, Том 6 https://mir-nauki.com/PDF/57PDMN618.pdf (доступ свободный).

12. Красильникова, Л.В. Профессиональная готовность педагогов дошкольной образовательной организации к развитию речевой компетентности воспитанников [Текст] // Л.В. Красильникова, О.О. Разживина О.О. / Проблемы и перспективы развития дошкольного и начального образования: Сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции: в 2 томах. Мининский университет. 2019. С. 128-131.

13. Кузнецова, Е.Б. Внедрение инноваций в управленческую деятельность руководителя дошкольного образовательного учреждения [Текст] / Е.Б. Кузнецова, Л.М. Волобуева. - СПб: Прометей, 2012. - 210 с.

14. Микляева, Н.В. Инновации в детском саду: Пособие для воспитателей [Текст] / Н.В. Микляева. - М.: Айрис-Пресс, 2008.- 160 с.

15. Красильникова Л.В., Карабанова Н.С. Диагностика профессиональной компетентности педагогов в вопросах развития речи дошкольников [Электронный ресурс] / Интернет-журнал «Мир науки», 2018, №6, Том 6 https://mir-nauki.com/PDF/57PDMN618.pdf (доступ свободный).

Krasilnikova Larisa Vladimirovna

Nizhny Novgorod state pedagogical university named after Kozma Minin, Nizhny Novgorod, Russia

E-mail: larvladkr@mail.ru

Vyalova Natalya Vyacheslavovna

Nizhny Novgorod state pedagogical university named after Kozma Minin, Nizhny Novgorod, Russia

E-mail: nataliya_vyalova@bk

Zaytceva Svetlana Alekcandrovna

Nizhny Novgorod state pedagogical university named after Kozma Minin, Nizhny Novgorod, Russia

E-mail: sz10473@yandex.ru

The introduction of innovative speech development technologies for pupils of preschool educational organizations

Abstract. The article is devoted to the study of increasing the level of professional competence of teachers of preschool educational organizations in the implementation of innovative speech development technologies for pupils. The authors analyze the relevance and relevance of the problem of introducing innovative technologies in the educational field "Speech Development", as well as the requirements of the Federal State Educational Standard for Pre-School Education to the content of the speech development work. The authors provide the definition of innovative speech development technologies and their conditional classification according to the main focus in solving educational problems. The article contains a description of ascertaining, formative, and control experiments in organizing a system of methodical work with teachers of a preschool educational organization on the introduction of innovative speech development technologies. The description includes the results of diagnostics of the level of professional competence of educators, goals, objectives, principles of methodical work, a system of methodical measures with teachers and the final results of testing the established system of work. The system of methodical work contains plans-summaries of various events: seminars, master classes, business games, open visits and more. All work is systematized in stages: theoretical, methodical, practical, analytical. The content of the work cited in the article was tested in pre-school educational organizations of the city of Nizhny Novgorod as part of regional innovation activities.

Keywords: innovative technologies; speech development; methodical work; pre-school educational organizations; pedagogical competence; teachers of pre-school educational organizations; abstracts of methodical events; Federal State Standard of Pre-school Education

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.