Научная статья на тему 'МОДЕРНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ВРАЧЕЙ ВО ФРАНЦИИ: ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТРАЕКТОРИИ'

МОДЕРНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ВРАЧЕЙ ВО ФРАНЦИИ: ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТРАЕКТОРИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
136
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МЕДИЦИНСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ / УНИВЕРСИТЕТ / ФРАНЦИЯ / СТУДЕНТ / МЕДИЦИНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПОДГОТОВКА / СПЕЦИАЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Закирьянова Ания Хамитовна

Интеграционные процессы, связанные с присоединением России к Болонскому процессу, оказали влияние на систему российского высшего образования вообще и медицинского образования в частности. Процесс интеграции российских медицинских университетов в международное образовательное пространство требует учета многих факторов и условий, ориентированных на повышение качества подготовки будущих врачей. В настоящее время решение данной задачи связывается с интернационализацией высшего образования, составной частью которой является академическая мобильность студентов. Уже многое сделано в этой сфере российского высшего образования, но для того чтобы удерживать взятую высоту, необходимо двигаться дальше, искать новые пути развития. Этому в определенной степени может помочь изучение опыта подготовки студентов-медиков во Франции, так как в процессе своего развития французская система подготовки медицинских кадров уже решала задачи, стоящие сегодня перед российским образованием. В этой связи появилась потребность в изучении опыта профессиональной подготовки будущих специалистов медицинского профиля во Франции при условии его критического осмысления. В статье анализируется система профессиональной подготовки будущих специалистов здравоохранения во Франции, которая за последние полвека претерпела коренные изменения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERNIZATION OF THE SYSTEM OF PROFESSIONAL TRAINING OF FUTURE DOCTORS IN FRANCE: EDUCATIONAL TRAJECTORIES

The integration processes associated with Russia's joining the Bologna process have influenced the system of Russian higher education, in general, and medical education in particular. The process of integrating Russian medical universities into the international educational space requires taking into account many factors and conditions aimed to improve the quality of training of future doctors. Currently, the solution to this problem is associated with the internationalization of higher education, a component of which is the academic mobility of students. Much has already been done in this area in Russian higher education, but to maintain this high level, it is necessary to look for new ways of development. To a certain extent, this can be done by studying the experience of training medical students in France, since in the process of its development the French system of training medical students has already solved the problems facing Russian education today. In this regard, there is a need to study the practice of professional training of future medical professionals in France and evaluate it. The article analyzes the system of professional training of future healthcare professionals in France, which has undergone fundamental changes over the past half century.

Текст научной работы на тему «МОДЕРНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ВРАЧЕЙ ВО ФРАНЦИИ: ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТРАЕКТОРИИ»

Интернационализация образования. Образование в странах мира

УДК 378.147 DOI: 10.14529^210209

МОДЕРНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ВРАЧЕЙ ВО ФРАНЦИИ: ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТРАЕКТОРИИ

А.Х. Закирьянова

Уральский государственный медицинский университет, г. Екатеринбург, Россия

Интеграционные процессы, связанные с присоединением России к Болонскому процессу, оказали влияние на систему российского высшего образования вообще и медицинского образования в частности. Процесс интеграции российских медицинских университетов в международное образовательное пространство требует учета многих факторов и условий, ориентированных на повышение качества подготовки будущих врачей. В настоящее время решение данной задачи связывается с интернационализацией высшего образования, составной частью которой является академическая мобильность студентов. Уже многое сделано в этой сфере российского высшего образования, но для того чтобы удерживать взятую высоту, необходимо двигаться дальше, искать новые пути развития. Этому в определенной степени может помочь изучение опыта подготовки студентов-медиков во Франции, так как в процессе своего развития французская система подготовки медицинских кадров уже решала задачи, стоящие сегодня перед российским образованием. В этой связи появилась потребность в изучении опыта профессиональной подготовки будущих специалистов медицинского профиля во Франции при условии его критического осмысления. В статье анализируется система профессиональной подготовки будущих специалистов здравоохранения во Франции, которая за последние полвека претерпела коренные изменения.

Ключевые слова: высшее образование, медицинский факультет, университет, Франция, студент, медицинское образование, подготовка, специальность.

Постановка проблемы

Профессия врача востребована в любые времена и в любом государстве. Пандемия коронавируса СОУГО-19 2020 года, с одной стороны, явилась огромной трагедией для всего мирового сообщества, а с другой - показала всем, как врачи на пределе сил, с риском для жизни и здоровья выполняют свой профессиональный долг. Пандемия высветила и проблемы, связанные с нехваткой квалифицированных медицинских кадров, отсутствием необходимого оборудования, неподготовленностью медицинских учреждений [3].

Медицинское образование в широком смысле слова представляет собой систему подготовки и усовершенствования медицинских кадров. Российская система профессиональной подготовки студентов-медиков характеризуется своей многоступенчатостью, непрерывностью, фундаментальностью, практической направленностью подготовки. Инте-

грационные процессы, связанные с присоединением России к Болонскому процессу, оказали влияние на систему российского высшего образования вообще и медицинского образования в частности. Актуальность исследования связана с тем, что процесс интеграции российских медицинских университетов в международное образовательное пространство требует учета многих факторов и условий, ориентированных на повышение качества подготовки специалиста здравоохранения [1, с. 8-13]. В настоящее время решение данной задачи связывается, кроме всего прочего, с интернационализацией высшего образования, составной частью которой является академическая мобильность. Формы и направления международного сотрудничества университетов разных стран похожи, однако изучение зарубежного опыта может оказаться полезным для российских образовательных организаций [6], так как в процессе своего

развития французская система подготовки медицинских кадров уже решала задачи, стоящие сегодня перед отечественным образованием, к примеру: разработка государственных образовательных стандартов; поиск путей эффективного отбора студентов на медицинские специальности; разработка критериев оценки уровня сформированности профессиональных компетенций у студентов-медиков; модернизация содержания медицинского образования; углубление практической направленности подготовки будущих врачей; интеграция современных образовательных технологий в обучение.

В этой связи появилась потребность в изучении опыта профессиональной подготовки специалистов медицинского профиля во Франции при условии его адекватного и критического осмысления. Цель исследования -охарактеризовать современное состояние системы медицинского образования и определить особенности профессиональной подготовки медицинских кадров во Франции.

Методология исследования

Методологическую основу исследования составляют комплексный анализ и синтез информации, полученной в ходе изучения отечественной и зарубежной психолого-педагогической литературы, нормативных правовых актов Министерства здравоохранения Французской Республики и Министерства высшего образования, научных исследований и инноваций Франции. Обширный материал взят с информационных сайтов медицинских факультетов университетов Парижа, Бреста, Тулузы, Страсбурга, которые осуществляют подготовку будущих врачей, а также из периодической печати: газет Le Figaro Étudiant, Le Quotidien du médecin.fr, L'Étudiant. Применение ретроспективного метода в сочетании с методом компаративного анализа позволило охарактеризовать современное состояние системы медицинского образования во Франции.

Результаты и их обсуждение

Французская Республика является одной из ведущих экономически развитых мировых держав. Французские лидеры всегда понимали, что интенсивное экономическое развитие тесно связано с успехами в научно-технической сфере, которых можно достичь при качественной подготовке квалифицированных кадров для отраслей экономики в системе высшего образования. Исследователи при-

знают, что национальное образование всегда было и остается главной статьей расходов бюджета Франции [5, с. 38-46]. Современная система высшего образования Франции отличается своей национальной спецификой, связанной с разнообразием видов дипломов и присуждаемых степеней, делением университетского обучения на циклы и участием студентов в программах двойного диплома, доступом к получению высшего образования и многим другим. Франция всегда гордилась своей системой медицинского образования. Сегодня будущих врачей готовят примерно на 40 медицинских факультетах французских университетов [15].

Потребность французского общества в повышении эффективности и качества, а также доступности медицинского образования и реальное состояние профессиональной подготовки будущих врачей явились своего рода катализатором для запуска процесса его реформирования, которое началось на рубеже ХХ-ХХ1 веков. Ретроспективный анализ социально-исторических предпосылок реформирования профессиональной подготовки студентов-медиков во Франции позволяют сделать вывод, что преобразования системы медицинского образования носили закономерный характер и были связаны с необходимостью его адаптации к принципам Болон-ской декларации, потребностью соотнесения подготовки студентов с практико-ориентиро-ванными стандартами, развитием медицинских технологий, стремлением к обеспечению доступности медицинского образования и тенденциями подготовки специалистов, адаптированных к потребностям рынка труда и т. д.

Важным шагом в направлении обеспечения доступности медицинского образования явилось принятие в 2018 году «Национальной стратегии в сфере здравоохранения "Мое здоровье 2022"». Одной из важных задач, обозначенных в стратегии, стало требование переосмысления подготовки медицинских кадров и их карьеры. В документе отмечается необходимость обеспечения новых поколений студентов качественным медицинским образованием, предоставление молодежи доступа со всех точек зрения к медицинским профессиям, реализация потребности студентов в диверсификации профилей подготовки, увеличение возможностей переориентирования студентов, перехода их между курсами на разных циклах обучения с целью выбора

желаемой специальности, отвечающей их стремлениям. Согласно стратегии медицинское образование должно обеспечивать студентам успех в получении профессии и возможность для самообразования на протяжении всей профессиональной жизни [24].

Курс подготовки будущих врачей всегда отличался от всех других университетских курсов сложной системой образовательных траекторий. В этой связи университеты организуют для абитуриентов подготовительные курсы, которые способствуют ранней адаптации лицеистов к системе высшего образования, помогают сориентироваться в структуре образовательных циклов и получить информацию о специальностях, узких специализациях, программах курса, методах обучения, дипломах и экзаменах и т. д. [20].

Подготовка на медицинском факультете французского университета длится от 9 до 11 лет и делится на три цикла.

Первый цикл (доклинический - 3 года) включает в себя один год обучения на медицинском факультете по программе, которая до недавнего времени называлась PACES (Première Année Commune aux Études de Santé - Первый общий курс медицинского образования). С сентября 2020 года первокурсники обучаются по программе PASS (Parcours d'Accès Spécifique Santé - курс доступа к профильному медицинскому образованию). На 1-й курс обучения (PASS), дающего представление о дисциплинах из курса майевтики (акушерство, гинекология и педиатрия), стоматологии, лечебного дела, фармации, а на некоторых факультетах - массажа-физиотерапии, могут поступать все желающие - такова университетская политика. Но по сути первый год обучения в университете нацелен на подготовку студента к конкурсу, который позволит ему продолжить обучение на 2-м курсе медицинского факультета. Это оправдано, так как в отличие от немецкой или британской системы медицинского образования, где отбор абитуриентов осуществляется на этапе поступления, французы производят отбор по результатам первого года обучения с тем, чтобы дальше могли продвигаться лишь те, кто считает медицину своим призванием.

Университетская практика показывает, что три четверти студентов, не прошедших отбор, до недавнего времени могли повторно сдавать экзамены для продолжения обучения на 2-м курсе медицинского факультета. Одна-

ко не всем это удавалось из-за введенных еще в 1971 году и существовавших до 2018 года требований «ограничения приема» (numerus clausus), которые называли «дискриминационными ограничениями». Набор студентов на медицинский факультет напрямую был связан с региональными потребностями в медицинских кадрах и зависел от квот, предоставляемых Минздравом Франции. Цифра набора оставалась практически стабильной в течение десятилетий. По мнению чиновников, это объяснялось необходимостью создания благоприятных условий для прохождения студентами-медиками стажировок в университетских клиниках. Положение стало меняться в 2010 году, когда начался новый этап реформирования системы медицинского образования, потребность в котором назрела со всей остротой. Если в 2011 году набор студентов на 2-й курс медицинских факультетов по всем специальностям («Лечебное дело» (Médecine), «Майевтика» (Maïeutique), «Стоматология» (Odontologie), «Фармация» (Pharmacie), «Массаж-Физиотерапия» (Kinésithérapie)) составил 12 812 студентов [16], то в 2019 году было уже открыто в совокупности 14 928 мест, что на 1405 мест превысило число квот, предоставленных в 2018 году. В 2020 году было открыто 14 997 мест. Как видно, на новый 2020/2021 учебный год наметилось некоторое увеличение квот, хотя в отдельных случаях увеличение мест по определенной специальности произошло за счет перераспределения мест по территориям [8]. С сентября 2020 года были отменены numerus clausus. Вместо квоты, установленной на государственном уровне, каждый медицинский факультет получил право самостоятельно определять количество мест и проходной балл (numérus apertus) [22]. Таким образом, университеты стали гарантами более справедливой и эффективной системы, сочетающей в себе реальные потребности различных территорий с возможностями приема, которыми располагает каждый медицинский факультет [25]. Однако, по мнению руководства университетов, отсутствие дополнительного финансирования университетов не позволит значительно увеличить количество мест на медицинских факультетах, поэтому отбор будет сохранен: «... система останется избирательной, так как не может быть и речи о снижении качества подготовки» [18].

Учеба в университете организована по семестрам. В течение первых двух семестров

осуществляется подготовка к поступлению на 2-й курс обучения, который открывает доступ к получению медицинского образования. Анализ учебно-методической документации медицинских факультетов показывает, что обучение на 1-м курсе организовано в виде модулей, объединяющих в себе одну - две базовые биомедицинские дисциплины: «Атомы, биомолекулы, геном, биоэнергетика, метаболизм» (химия и биохимия), «Клетка и ткани» (цитология, гистология и эмбриология), «Организация органов и систем: физические основы методов исследования - функциональные аспекты» (физика и биофизика), «Оценка аналитических методов, применяемых в области наук о жизни и здоровье» (биоматематика, биостатистика и теория вероятностей), «Организация органов и систем: морфологические и функциональные аспекты» (общая анатомия, филогенез, радиологическая анатомия), «Введение в фармакологию», «Здоровье, общество, человечество», «Физиология». Студентам разъясняют важность выбора для изучения той или иной дисциплины, чтобы успешно продвигаться к получению медицинского образования по желаемой специальности [19]. Отличительной особенностью организации обучения на медицинском факультете является то, что выбор учебных профессионально-ориентированных курсов и планов остается прерогативой студента, что способствует повышению мотивации обучения, осознанному овладению будущей специальностью. Образовательный процесс предполагает подготовку студентов к испытаниям через выполнение имитационных тестов, аналогичных тем, которые им предстоит пройти в конце года. По окончании первого семестра (декабрь - начало января) студенты проходят испытания по химии-биохимии, молекулярной биологии, физике-биофизике (в зависимости от университета). Большое значение для каждого студента приобретает оценка его достижений по разным направлениям деятельности, которая отражается в рейтинге. Более высокая позиция в рейтинге дает студенту шанс на обучение именно по избранной специальности. За выбор каждой вариативной дисциплины, углубленное изучение которой начнется уже на старших курсах, начисляются определенные баллы. Второй конкурс проходит с мая по июнь по дисциплинам 8 учебных модулей 1-го курса. Первокурсники самостоятельно записываются на конкурсные испыта-

ния, в которых они намереваются участвовать в конце года. Отмечается, что результаты текущего контроля кардинально не влияют на итоговую отметку за экзамен. Студент может не посещать лекции, зная, что он теряет определенное количество баллов из 20 возможных. Но эта потеря не является критичной, так как успешность прохождения испытания за-считывается при результате от 10 до 20 баллов [2]. Нововведением для первокурсников медицинских факультетов, поступивших в 2020 году, является автоматическое их зачисление на 2-й курс обучения при получении ими по итогам прохождения конкурса в конце 1-го курса 60 ECTS-баллов. Регистрация на второй курс осуществляется через систему ECTS (European Credit Transfer and Accumulation System - Европейскую систему перевода и накопления кредитов). Студенты, не набравшие необходимого количества баллов, вынуждены будут проходить испытания, состоящие из письменных и устных тестов. Только успешное окончание 1-го курса дает студенту доступ к обучению по специальности «Лечебное дело». Первокурсник, не набравший обозначенной суммы баллов, имеет возможность повторного прохождения испытаний. В случае успеха ему открыт доступ к обучению на 2-м курсе по специальностям «Майевтика», «Стоматология», «Фармация», «Массаж-Физиотерапия».

На 2-м курсе обучения студент расширяет свои познания, приступая к изучению фундаментальных наук, открывая для себя теоретические основы клинических дисциплин, проходит различные виды учебных практик. 3-й курс посвящен углубленному изучению биоклинических дисциплин, медицинской семиотики, которые необходимы студенту-медику для приобретения навыков и умений описания клинической картины болезни, постановки диагноза и выбора методов лечения. Студенты 3-го курса активно приобщаются к практической деятельности. Руководитель практики в университетской клинике делится опытом постановки диагноза, распознавания симптомов заболеваний. Анализ учебно-методической документации медицинских факультетов показывает, что первый цикл обучения является своего рода фундаментом, который студент самостоятельно «выстраивает» своими достижениями в учебе, так как для перехода во второй цикл обучения ему предстоит преодолеть жесткий отбор.

первый путь

второй путь

ТРЕТИИ ПУТЬ

PASS

Курс доступа к профильному медицинскому образованию

LAS

Лисанс на доступ к получению медицинского образования

IFSI

Институт подготовки медицинских сестер

в университетах, имеющих медицинский факультет

университетах

1-й курс обучения на медицинском факультете

ПЕРЕСДАЧА ЭКЗАМЕНОВ ЗАПРЕЩЕНА

1-й курс успешно завершен в случае получения от 10 до 20

баллов за каждый сданный экзамен = 60 ЕСТЭ-баплов.

Если часть экзаменов сдана на 10/20 баллов, а часть на 20 баллов,

ТО МОЖНО ПОВТОРНО участвовать в конкурсе на обучение на медицинском факультете

Получение за сдачу каждого экзамена 20 баллов = прямой путь поступления на 2-й курс медицинского факультета (60% из Numerus apertus)

1-й курс: 60 ECTS-баллов

2-й курс:

120 ECTS-баллов

3-й курс:

180 ECTS-баллов

■ ■ I Iii I Iii I Iii

IM-****

ТОЛЬКО НА НЕКОТОРЫЕ МЕДИЦИНСКИЕ ФАКУЛЬТЕТЫ

КОНКУРС НА ПОСТУПЛЕНИЕ НА 2 КУРС МЕДИЦИНСКОГО ФАКУЛЬТЕТА

ВКЛЮЧАЕТ В СЕБЯ ПИСЬМЕННЫЕ И УСТНЫЕ ИСПЫТАНИЯ

МАКСИМУМ ДВЕ ПОПЫТКИ

QSM (ТЕСТ С МНОЖЕСТВЕННЫМ ВЫБОРОМ ОТВЕТОВ) ОТМЕНЕН

Рекомендуемый путь получения медицинского образования Нерекомендуемый путь

Пути доступа к обучению на втором курсе медицинского факультета

На рисунке наглядно представлена схема доступа к обучению на 2-м курсе медицинского факультета. Как видно из схемы, результатом модернизации профессиональной подготовки будущих специалистов здравоохранения явилось формирование новой образовательной траектории, позволяющей студентам 2-3-го курсов университетов, обучающихся по программе LAS (Licences Accès Santé - лисанс на доступ к получению медицинского образования), участвовать в конкурсе на поступление на 2-й курс медицинского факультета (см. рисунок). Во Франции программа трехлетней университетской подго-

товки лисанс (Licence) является эквивалентом бакалавриата. Таким образом, студенты могут получить двойной диплом с профилирующей степенью лисанс по биологии и, например, со второй степенью лисанс по специальности «Майевтика». Эти LAS могут стать вторым шансом для первокурсников, которые не смогли успешно сдать экзамены. Еще одно преимущество этих степеней заключается в том, что их можно будет получить во всех университетах Франции, в том числе в тех, где нет медицинского факультета. Студенты, обучающиеся по программе LAS, могут подать заявку на одну из медицинских специальностей

(кроме лечебного дела) в конце 2-го курса или по окончании 3-го курса. Обучающимся по программе LAS предоставлен шанс при неудачной попытке поступления на медицинский факультет после 2-го курса обучения, принять участие в испытаниях после 3-го курса. При обучении по программе LAS необходимо за 6 семестров получить 180 ECTS-баллов (по окончании 1-го курса иметь 60 ECTS-баллов, после 2-го курса - 120, а к третьему курсу накопить 180), чтобы быть допущенным к конкурсу (устное и письменное тестирование) на обучение по специальностям «Майевтика», «Стоматология», «Фармация», «Физиотерапия» [14]. По окончании первого цикла обучения студент получает DFGSM (Diplôme de Formation Générale en Sciences Médicales - диплом об общем медицинском образовании).

Анализ нормативных документов показывает, что модернизация медицинского образования предусматривает еще одну возможность для получения доступа к медицинскому образованию (см. рисунок). Речь идет о студентах институтов подготовки медицинских сестер (IFSI - Institut de Formation en Soins Infirmiers). Однако эта образовательная траектория ограничена лишь несколькими медицинскими факультетами. Студенты этих институтов получили возможность поступать на медицинский факультет после 1-го курса (что не рекомендуется делать) либо второго -третьего курса. Конкурс высокий - выделяется всего по 2 места на каждый из этих факультетов, поэтому студентам IFSI рекомендуют испытывать свои силы по окончании второго, а лучше третьего курса института [26].

Второй цикл (клинический - 3 года профессионального обучения в экстернате) заканчивается ECNi (Les Épreuves Classantes Nationales informatisées - компьютеризированные государственные классификационные испытания) и получением DFASM (Diplôme de Formation Approfondie en Sciences Médicales - диплом об углубленной медицинской подготовке). Согласно Кодексу здравоохранения Франции, экстерн (сегодня используют это устаревшее наименование наряду с новым термином «студент, работающий в больнице» (étudiant hospitalier)) имеет особый статус. С одной стороны, он студент, а с другой -наемный работник [11]. Переходя на второй цикл обучения, студенты становятся оплачиваемыми работниками медицинских учреждений с неполным рабочим днем (первая полови-

на дня - в университетской клинике, вторая -в университете или в библиотеке). Существует практика привлечения их к ночным дежурствам, к выполнению обязанностей младшего медицинского персонала, использованию их в качестве курьера, секретаря, помощника при транспортировке больных на носилках. На занятиях студенты изучают клинические дисциплины, различные патологии, их выявление, лечение и профилактику. Некоторые виды практик являются для студентов обязательными, хотя есть и со свободным посещением. Фактически эти 3 года подготовки нацелены на то, чтобы экстерн успешно сдал экзамен ЕС№, получил диплом и свидетельство об успешно пройденной практике и поступил в интернатуру. Этот диплом признается как магистерская университетская степень, подтверждающая окончание 2-го цикла медицинского образования.

По мнению чиновников Минздрава Франции, процедура тестирования ЕС№ не отражает реальное состояние дел в подготовке студентов-медиков, так как «вместо того чтобы готовить студентов к профессиональной деятельности или формировать у них профессиональные компетенции, преподаватели натаскивают своих подопечных на прохождение тестов. Необходимо усилить практическую направленность подготовки через увеличение стажировок» [10]. В 2021 году студенты, поступающие в экстернат, будут впервые оцениваться по-новому. Тестирование на проверку базовых теоретических знаний перенесено с 3-го на окончание 5-го курса, а в конце 6-го курса будет оцениваться уровень сфор-мированности у студента клинических навыков и навыка межличностной коммуникации. Студента ожидает ЕС№ с использованием инновационных образовательных технологий в симуляционных центрах, компьютеризированных анатомических лабораториях [21]. Рейтинг по итогам аттестации позволит студенту определиться с выбором будущей специализации: хирургия, психиатрия, педиатрия и т. д. [15]. Кроме того, все, что делает экстерн в плане учебной деятельности и общественной работы, будет учитываться при начислении оценочных баллов, что повлияет на его распределение в ту или иную университетскую клинику для прохождения стажировки в следующем цикле обучения - в интернатуре. Студенту предстоит самому определить, будет ли он получать два диплома лисанс вместо одного, выполнять обязанности тьютора, уча-

ствовать в программе академической мобильности и писать научную работу [10]. Экстерн, желающий стать хирургом и параллельно с учебой работающий в качестве ассистента в операционной, получит весомое количество баллов и легко справится с ECNi. Чтобы подготовить студентов к нововведениям, планируется усилить контроль и оценивание профессиональной деятельности во время стажировок, а также посвятить 6-й курс обучения прохождению стажировки, которая поможет студенту определиться со специализацией. Осуществление мониторинга за ходом подготовки студента является эффективным средством обеспечения диагностики и своевременной коррекции проблемных моментов деятельности студента. Успешное прохождение испытаний ECNi открывает путь в интернатуру.

Третий цикл - цикл профессионализации (от 3 до 5 лет в интернатуре в зависимости от избранной специальности) дает в итоге возможность претенденту получить DE (Diplôme d'État de docteur en médecine - государственный диплом доктора наук). В третьем цикле подготовка интернов осуществляется по двум направлениям: врач-терапевт (3 года) и узкий специалист, а также хирург, психиатр (до 5 лет) [4, с. 61-65].

Необходимо отметить, что в программу 3-го цикла входит стажировка, теоретический курс и написание диссертации [12]. При распределении интернов на 6-месячную стажировку в ту или иную университетскую клинику учитываются их предпочтения, о которых они заявляют на сайте факультета. Но на распределение влияет позиция интерна в рейтинге, которая формируется в зависимости от достижений студента за все 5 лет обучения на медицинском факультете. На общем собрании в стенах университета проходит обсуждение, где студентам предоставляется информация обо всех имеющихся местах. К примеру, интерн хочет проходить стажировку в качестве кардиолога в Париже, но в рейтинге он занимает пятисотое место (рейтинг включает в себя всех студентов по всем специализациям). Понятно, что тот, кто находится выше по списку, имеет лучшие перспективы по выбору места прохождения стажировки по этой же специализации [20]. Продолжительность стажировки от 6 до 10 месяцев (с ноября по апрель и с мая по октябрь), все зависит от количества уже успешно пройденных семестров, указывающих «на выслугу лет». Согласно

статье R6153-2 Кодекса здравоохранения Франции интерн уже не является студентом, он имеет статус госслужащего [17]. Он работает в клинике и получает зарплату (от 1 200 € в первый год стажировки и до 1 600 € -на третьем году) [9]. Стажировка интерна нацелена на овладение профессиональными компетенциями, которые формируются в ситуации реального контакта с пациентами, в диалоге с больными [9]. Место стажировки меняется каждый семестр. Обучение в интернатуре на 90 % состоит из практики, на 10 % -из теории (написание научных статей по своей специальности и т. п.) [17]. В зависимости от специализации интерн должен выполнять определенные обязанности, чтобы подтвердить свою квалификацию. Он относительно самостоятелен в лечении своих пациентов. Под контролем и по поручению опытного врача интерн ведет наблюдение за пациентами, выписывает рецепты, проводит дополнительные обследования, выезжает по вызовам, принимает пациентов и выписывает их.

На университетском уровне интерн посещает в свободное от работы время лекции и может получить дополнительные дипломы D.U. (Diplôme Universitaire - диплом университета), D.I.U. (Diplôme Interdisciplinaire Universitaire - межвузовский университетский диплом), которые подтвердят обладание интерном определенными навыками в конкретной области медицины по избранной специальности. В отличие от государственных дипломов (licence, master, doctorat) получение этих дипломов необязательно, но их наличие может придать вес его обладателю и добавит шансов на получение диплома D.E.S. (Diplôme d'Études Spécialisées - диплом специалиста). Дипломы D.U. и D.I.U. выдаются университетом или государственным учреждением научного, культурного и профессионального характера. Обучение на получение D.U. реализуется в одном университете, а на получение D.I.U. - несколькими университетами в разных городах по определенной программе. К примеру, интерн может получить D.U. в области генетического консультирования и диагностики генетических заболеваний или гигиены и инфекционной эпидемиологии, или лечения ранений, ожогов и т. д., а D.I.U. -в области радиобиологии, радиоанализа или паллиативной помощи [13]. Квалификационные требования по той или иной специализации (их более 40: психиатрия, нейрохирургия, акушерская гинекология и т. д.) [21] опреде-

ляют, какими компетенциями должен овладеть интерн, чтобы подтвердить свою готовность к выполнению профессиональных обязанностей [14].

Во Франции существует проблема с обеспеченностью врачами отдельных территорий, которые в них нуждаются больше всего. Одним из эффективных рычагов решения создавшейся ситуации стало привлечение будущих специалистов-терапевтов к выездным стажировкам в таких областях, при этом было предусмотрено создание финансовых стимулов (к примеру, ежемесячная выплата 200 евро, заключение контрактов с финансовым вознаграждением и т. д.) [23].

Овладению профессиональными компетенциями в области медицины посвящена также работа интерна над двумя научными исследованиями. Во-первых, это написание научной работы по проблемам в области медицины, успешная защита которой заканчивается получением диплома специалиста, и во-вторых, написание диссертации, защита которой позволит получить диплом доктора медицины. Это заключительный диплом в медицинском образовании. Однако профессиональный рост врача на этом не заканчивается. Он продолжается на протяжении всей его карьеры, потому что настоящему профессионалу необходимо поддерживать знания и навыки в тонусе, быть в курсе достижений науки и техники в медицинской сфере.

Выводы

Анализ функционирования современной системы подготовки медицинских кадров во Франции показывает, что профессиональная подготовка студентов-медиков является одной из важных областей в сфере национального высшего образования. В целом проведенное исследование позволяет заключить, что сегодня во Франции расширены возможности получения медицинского образования, оптимизированы пути доступа к поступлению на 2-й курс обучения на медицинском факультете. Новая модель подготовки специалистов здравоохранения стала более гибкой, динамичной. Образовательные траектории предусматривают обучение на медицинском факультете университета либо обучение по программе лисанс в университете и последующее продолжение изучения медицины на медицинском факультете, а также получение высшего сестринского образования с последующим доступом к обучению на медицинском факультете. Реформирование медицинского

образования во Франции позволило обеспечить его доступность для лучших выпускников лицеев, а также расширило возможности получения образования студентам, желающим посвятить себя медицине [7].

Реформирование отечественной системы медицинского образования, проводимое с 2012 года, придало импульс развитию системы подготовки будущих врачей и повышению профессионального уровня выпускников. Уже многое сделано в этой сфере российского высшего образования, но для того чтобы удерживать взятую высоту, необходимо двигаться дальше, искать новые пути развития, чему в определенной степени может помочь изучение зарубежного опыта подготовки студентов-медиков.

Литература

1. Атлас, Е.Е. Современные тенденции повышения качества подготовки специалиста в вузе / Е.Е. Атлас, Б.Е. Ильющенков // Известия ТулГУ. Гуманитарные науки. -2013. - Вып. 3. - Ч. 2. - С. 8-13.

2. Васильева, Е.Ю. Оценка качества медицинского образования во Франции / Е.Ю. Васильева. - http://tempus4.omsk-osma. ru/upload/docs/vb _f.pdf (дата обращения: 20.10.2020).

3. Невинная, И. В одном строю / И. Невинная // Рос. газ. - 2020. - № 132 (8186). -https://rg.ru/2020/06/17/pandemiia-koronavirusa-pokazala-obshchestvu-istinnuiu-rol-mediciny.html (дата обращения: 29.10.2020).

4. Свиридонова, В.П. Система высшего образования во Франции // В.П. Свиридонова, М. Аззауи // Вестник ВолГУ. - 2005. - Сер. 6. -Вып. 8. - С. 61-65.

5. Стрельцова, Я.Р. Высшая школа во Франции: тенденции и перспективы / Я.Р. Стрельцова, отв. ред.: А.В. Кузнецов, М.В. Клинова, А.К. Кудрявцев, П.П. Тимофеев // Франция на пороге перемен: экономика и политика в начале XXI века. - 2016. - С. 38-46.

6. Шакирова, А.А. Академическая мобильность студентов как инструмент сетевого взаимодействия вузов / А.А. Шакирова // Современные проблемы науки и образования. -2017. - № 4. - http://www.science-education.ru/ ru/article/view?id=26619 (дата обращения: 01.11.2020).

7. Adapter les formations et les métiers aux nouveaux enjeux. Ministère des solidarités et de la santé. - https://solidarites-sante.gouv.fr/ systeme-de-sante-et-medico-social/masante2022/

article/adapter-les-formations-et-les-metiers-aux-nouveaux-enjeux (дата обращения: 26.10.2020).

8. Arrêté du 13 mai 2020 fixant le nombre d'étudiants autorisés selon les différentes modalités d'admission à poursuivre en deuxième ou troisième année leurs études en médecine, odontologie, pharmacie et maïeutique à la rentrée universitaire 2020-2021. - https://www. legifrance.gouv.fr/jorf/id/J0EFTEXT000041876298 (дата обращения: 25.10.2020).

9. Bertereau, V. Un interne explique l'internat de médecine. - https://www.letudiant. fr/etudes/fac/linternat-selon-christophe-interne-en-chirurgie-orthopedique-16981/quand-un-interne-explique-linternat-13170.html (дата обращения: 27.10.2020).

10. Cousin, S. Fin des ECN: entrée en vigueur en 2019. - http://www.remede.org/ documents/fin-des-ecn-entree-en-vigueur-en-2019.html (дата обращения: 01.11.2020).

11. Décret n° 2014-674 du 24 juin 2014 modifiant les dispositions du code de la santé publique relatives aux fonctions hospitalières des étudiants en médecine, en odontologie et en pharmacie. - https://www.legifrance.gouv.fr/ loda/id/J0RFTEXT000029135607/2019-03-14/ (дата обращения: 25.10.2020).

12. De la 1ère à la dernière année, le programme des cours de médecine. - https:// premed.fr/etudes-sante/deroulement-cours-faculte/#gref (дата обращения: 20.10.2020).

13. DU, DIU, diplômes universitaires. -https://www. doctorama.fr/fr/lexique/du. htm (дата обращения: 01.11.2020).

14. Études de médecine: schéma général. -https://www.medshake.net/medecine/etudes/ documentation/a92/etudes-medecine-schema-general/(дата обращения: 25.10.2020)

15. Fac de médecine. - https://diplomeo. com/etablissements-facultes_de_medecine (дата обращения: 01.11.2020).

16. Fourquet, T. Qu'est-ce que la PACES (première année commune des études de santé). -https://www.letudiant.fr/etudes/medecine-sante/qu-est-ce-que-la-paces-premiere-annee-commune-des-etudes-de-sante.html (дата обращения: 29.10.2020).

17. Interne des hôpitaux en France. - https://

fr.wikipedia.org/wiki/Interne_des_h%C3%B4 pitaux en France (дата обращения: 27.10.2020).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

18. Le Cours Laënnec Prépa PACES. -https://www.courslaennec.fr/pr%C3%A9pa-paces-brest/fin-du-numerus-clausus-mais-maintien-de-la-s%C3%A9lection-par-un-numerus-apertus-1573126941.html (дата обращения: 23.01.2021).

19. Les différentes matières en PACES // Figaro Etudiant. - 2018. - https://etudiant. lefigaro.fr/orientation/preparez-vos-concours/ detail/article/les-differentes-matieres-en-paces-9364/ (дата обращения: 29.10.2020).

20. Les études de médecine, mode d'emploi. -https://www.mes-etudes.com/les-etudes-de-medecine-mode-d-emploi (дата обращения: 29.10.2020).

21. Les spécialités médicales de A àZ. -https://medical-rh.com/les-specialites-medicales-de-a-a-z/ (дата обращения: 26.10.2020).

22. Nezic, M. Etudes de santé: les chiffres du numerus clausus 2020-2021 à la loupe. -https://www.letudiant.fr/etudes/medecine-sante/ etudes-de-sante-les-chiffres-du-numerus-clausus-2020-2021-a-la-loupe.html (дата обращения: 25.10.2020).

23. Renforcer la présence médicale dans les zones en tension //Ministère des solidarités et de la santé. - https://solidarites-sante.gouv.fr/systeme-de-sante-et-medico-social/masante 2022/lutter-contre-les-deserts-medicaux/article/renforcer-la-presence-medicale-dans-les-zones-en-tension (дата обращения: 29.10.2020).

24. Stratégie nationale de santé 2018-2022. La République française. Ministère des solidarités et de la santé. - https://solidarites-sante.gouv.fr/ IMG/pdf/dossier_sns 2017_vdef.pdf (дата обращения: 30.10.2020).

25. Suppression de la Première Année Commune aux Etudes de Santé (PACES): les nouvelles modalités d'études de santé publiées. -https://www.enseignementsup-recherche.gouv.fr/ cid146432/suppression-de-la-paces-les-nouvelles-modalites-d-etudes-de-sante-publiees.html (дата обращения: 29.10.2020).

26. Tout savoir sur la réforme de la PACES suite au Plan Santé 2022. -https://www.cours-thales.fr/prepa-medecine/reforme-paces (дата обращения: 25.10.2020).

Закирьянова Ания Хамитовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры русского языка и социально-культурной коммуникации, Уральский государственный медицинский университет, г. Екатеринбург, azakir2012@bk.ru.

Поступила в редакцию 22 января 2021 г.

DOI: 10.14529/ped210209

MODERNIZATION OF THE SYSTEM OF PROFESSIONAL TRAINING OF FUTURE DOCTORS IN FRANCE: EDUCATIONAL TRAJECTORIES

A.Kh. Zakiryanova, azakir2012@bk.ru

Ural State Medical University, Ekaterinburg, Russian Federation

The integration processes associated with Russia's joining the Bologna process have influenced the system of Russian higher education, in general, and medical education in particular. The process of integrating Russian medical universities into the international educational space requires taking into account many factors and conditions aimed to improve the quality of training of future doctors. Currently, the solution to this problem is associated with the internationalization of higher education, a component of which is the academic mobility of students. Much has already been done in this area in Russian higher education, but to maintain this high level, it is necessary to look for new ways of development. To a certain extent, this can be done by studying the experience of training medical students in France, since in the process of its development the French system of training medical students has already solved the problems facing Russian education today. In this regard, there is a need to study the practice of professional training of future medical professionals in France and evaluate it. The article analyzes the system of professional training of future healthcare professionals in France, which has undergone fundamental changes over the past half century.

Keywords: higher education, medical faculty, university, France, student, medical education, training, specialty.

References

1. Atlas E.E., Il'yushenko B.E. [Modern Trends in Improving the Quality of Specialist Training in Higher Education Institutions]. Izvestia of TulSU. Humanities, 2013, iss. 3, Part 2, pp. 8-13. (in Russ.)

2. Vasil'eva E.Yu. [Assessment of the Quality of Medical Education in France]. (in Russ.) Available at: http://tempus4.omsk-osma.ru/upload/docs/vb_f.pdf (accessed 20.10.2020).

3. Nevinnaya I.V. [In One Formation]. Rossiyskaya gazeta, 2020, no. 132 (8186). (in Russ.) Available at: https://rg.ru/2020/06/17/pandemiia-koronavirusa-pokazala-obshchestvu-istinnuiu-rol-mediciny.html (accessed 29.10.2020).

4. Sviridonova V.P., Azzaui M. [The Higher Education System in France]. Vestnik VolGU, 2005, Series 6, iss. 8, pp. 61-65 (in Russ.)

5. Streltsova Ya.R. [Higher Education in France: Trends and Prospects]. Frantsiya na poroge peremen: ekonomika i politika v nachale XXI veka [France on the Threshold of Change: Economy and Politics at the beginning of the XXI Century], 2016, pp. 38-46 (in Russ.)

6. Shakirova A.A. [Academic Mobility of Students as a Tool for Networking of Universities]. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya, 2017, no. 4. (in Russ.) Available at: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=26619 (accessed 01.11.2020).

7. Adapter les formations et les métiers aux nouveaux enjeux. Ministère des solidarités et de la santé. Available at: https://solidarites-sante.gouv.fr/systeme-de-sante-et-medico-social/masante2022/ article/adapter-les-formations-et-les-metiers-aux-nouveaux-enjeux (accessed 26.10.2020).

8. Arrêté du 13 mai 2020 fixant le nombre d'étudiants autorisés selon les différentes modalités d'admission à poursuivre en deuxième ou troisième année leurs études en médecine, odontologie, pharmacie et maïeutique à la rentrée universitaire 2020-2021. Available at: https://www.legifrance. gouv.fr/jorf/id/ J0RFTEXT000041876298 (accessed 25.10.2020).

9. Bertereau V. Un interne explique l'internat de médecine. Available at: https://www.letudiant.fr/ etudes/fac/linternat-selon-christophe-interne-en-chirurgie-orthopedique-16981/quand-un-interne-explique-linternat-13170.html (accessed 27.10.2020).

10. Cousin S. Fin des ECN: entrée en vigueur en 2019. Available at: http://www.remede.org/ doc-uments/fin-des-ecn-entree-en-vigueur-en-2019.html (accessed 01.11.2020).

11. Décret n° 2014-674 du 24 juin 2014 modifiant les dispositions du code de la santé publique relatives aux fonctions hospitalières des étudiants en médecine, en odontologie et en pharmacie. Available at: https://www.legifrance.gouv.fr/loda/id/JORFTEXT000029135607/2019-03-14/ (accessed 25.10.2020).

12. De la 1ère à la dernière année, le programme des cours de médecine. Available at: https:// premed.fr/etudes-sante/deroulement-cours-faculte/#gref (accessed 20.10.2020).

13. DU, DIU, diplômes universitaires. Available at: https://www.doctorama.fr/fr/lexique/du.htm (accessed 01.11.2020).

14. Études de médecine: schéma général. Available at: https://www.medshake.net/medecine/ etudes/documentation/a92/etudes-medecine-schema-general/ (accessed 25.10.2020).

15. Fac de médecine. Available at: https://diplomeo.com/etablissements-facultes_de_medecine (accessed 01.11.2020).

16. Fourquet T. Qu'est-ce que la PACES (première année commune des études de santé). Available at: https://www.letudiant.fr/etudes/medecine-sante/qu-est-ce-que-la-paces-premiere-annee-commune-des-etudes-de-sante.html (accessed 29.10.2020).

17. Interne des hôpitaux en France. Available at: https://fr.wikipedia.org/wiki/Interne_des_h%C3% B4pitaux_en_France (accessed 27.10.2020).

18. Le Cours Laënnec Prépa PACES. Available at: https://www.courslaennec.fr/pr%C3%A9 pa-paces-brest/fin-du-numerus-clausus-mais-maintien-de-la-s%C3%A9lection-par-un-numerus-apertus-1573126941.html (accessed 23.01.2021).

19. Les différentes matières en PACES. Figaro Etudiant, 2018. Available at: https://etudiant.lefigaro. fr/orientation/preparez-vos-concours/detail/article/les-differentes-matieres-en-paces-9364/ (accessed 29.10.2020).

20. Les études de médecine, mode d'emploi. Available at: https://www.mes-etudes.com/les-etudes-de-medecine-mode-d-emploi (accessed 29.10.2020).

21. Les spécialités médicales de A à Z. Available at: https://medical-rh.com/les-specialites-medicales-de-a-a-z/ (accessed 26.10.2020).

22. Nezic M. Etudes de santé: les chiffres du numerus clausus 2020-2021 à la loupe. Available at: https://www.letudiant.fr/etudes/medecine-sante/etudes-de-sante-les-chiffres-du-numerus-clausus-2020-2021-a-la-loupe.html (accessed 25.10.2020).

23. Renforcer la présence médicale dans les zones en tension. Ministère des solidarités et de la santé. Available at: https://solidarites-sante.gouv.fr/systeme-de-sante-et-medico-social/masante 2022/lutter-contre-les-deserts-medicaux/article/renforcer-la-presence-medicale-dans-les-zones-en-tension (accessed 29.10.2020).

24. Stratégie nationale de santé 2018-2022. La République française. Ministère des solidarités et de la santé. Available at: https://solidarites-sante.gouv.fr/IMG/pdf/dossier_sns_2017_vdef.pdf (accessed 30.10.2020).

25. Suppression de la Première Année Commune aux Etudes de Santé (PACES): les nouvelles modalités d'études de santé publiées. Available at: https://www.enseignementsup-recherche.gouv.fr/ cid146432/suppression-de-la-paces-les-nouvelles-modalites-d-etudes-de-sante-publiees.html (accessed 29.10.2020).

26. Tout savoir sur la réforme de la PACES suite au Plan Santé 2022. Available at: https:// www.cours-thales.fr/prepa-medecine/reforme-paces (accessed 25.10.2020).

Received 22 January 2021

ОБРАЗЕЦ ЦИТИРОВАНИЯ

FOR CITATION

Закирьянова, А.Х. Модернизация системы профессиональной подготовки будущих врачей во Франции: образовательные траектории / А.Х. Закирьянова // Вестник ЮУрГУ. Серия «Образование. Педагогические науки». - 2021. - Т. 13, № 2. - С. 96-106. Б01: 10.14529/ре<1210209

Zakiryanova A.Kh. Modernization of the System of Professional Training of Future Doctors in France: Educational Trajectories. Bulletin of the South Ural State University. Ser. Education. Educational Sciences. 2021, vol. 13, no. 2, pp. 96-106. (in Russ.) DOI: 10.14529/ped210209

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.