Научная статья на тему 'Модернизация системы образования в России: традиционные и инновационные аспекты'

Модернизация системы образования в России: традиционные и инновационные аспекты Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
90
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Глобализация / модернизация / образовательная парадигма / культурная адекватность / традиции / ИННОВАЦИИ / globalization / Modernization / educational paradigm / cultural adequacy / traditions / Innovations

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тазбиева Залина Мовлаевна

Рассматривается контраст существующей образовательной модели и современной культурной эпохи. Анализируется инновационное поле России за последние десятилетия. Значительное место занимает исследование исторического наследия образовательного пространства для эффективного решения проблемы культурной адекватности образовательной парадигмы новой постиндустриальной информационной культуре.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Under consideration is a contrast of existing educational model and modern cultural epoch. Under analysis is an innovational field of Russia for the last decades. Significant space takes research of the historical legacy of educational space for effective decision of a problem of cultural adequacy of educational paradigm of a new post-industrial informational culture.

Текст научной работы на тему «Модернизация системы образования в России: традиционные и инновационные аспекты»

УДК 323 (470+571)

МОДЕРНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ: ТРАДИЦИОННЫЕ И ИННОВАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ

© 2009 г. З.М. Тазбиева

Чеченский государственный университет, Chechen State University,

ул. Шерипова, 32, г. Грозный, 364907, Sheripov St., 32, Grozny, 364907,

admin@chesu.ru admin@chesu.ru

Рассматривается контраст существующей образовательной модели и современной культурной эпохи. Анализируется инновационное поле России за последние десятилетия. Значительное место занимает исследование исторического наследия образовательного пространства для эффективного решения проблемы культурной адекватности образовательной парадигмы новой постиндустриальной информационной культуре.

Ключевые слова: глобализация, модернизация, образовательная парадигма, культурная адекватность, традиции, инновации.

Under consideration is a contrast of existing educational model and modern cultural epoch. Under analysis is an innovational field of Russia for the last decades. Significant space takes research of the historical legacy of educational space for effective decision of a problem of cultural adequacy of educational paradigm of a new post-industrial informational culture.

Keywords: globalization, modernization, educational paradigm, cultural adequacy, traditions, innovations.

Глобальные процессы определили данный вектор социокультурного развития человечества. Обновление политических, социально-экономических механизмов предъявляет высокие требования к адекватной социализации личности и прежде всего к ее образованности, наличию у неё современных знаний.

Совершенствование национальных систем образования представляет собой приоритетную задачу государственной политики всех развитых стран. Образовательная политика России акцентирует внимание на потенциальные возможности образования для консолидации общества, сохранение единого социокультурного пространства, повышение экономического роста, снятие социальной напряженности, повышение интеллектуального и культурного уровня общества.

Модернизация российской системы образования ориентирована на кардинальные изменения в сфере образования, в первую очередь направленные на духовное, интеллектуальное обновление его составляющих. Социально-экономический кризис 90-х гг. ХХ в. обрек отечественную систему образования на самовыживание, во многом отойдя от реальных потребностей общества и государства. На протяжении ряда лет постсоветская система образования вела замкнутый образ жизни, постепенно теряя свою привлекательность и адекватность реальности.

Российская концепция модернизации образования установила четкие грани перспективного развития всей системы образования в XXI в. В этих условиях закономерно усиливается потребность во всестороннем научно-педагогическом осмыслении сложнейшего процесса модернизации системы образования. Подходы, предлагаемые разными научными школами, часто ограничиваются узкими педагогическими и формально-управленческими критериями обновления содержания образования, лишая его социокультурной сущности. Ими не учитывается широкая культурная контекстуальная обусловленность образования. Модернизацион-ная трансформация российской системы образования представляется наиболее эффективной при учете культурно-исторического и интеллектуально-практического подходов, способных в полной мере реализовать исторический образовательный потенциал русского социума, его современные интеллектуальные и духовно -культурные и практические потребности.

Культурологический подход для решения насущных проблем образования объективно необходим. Ведь содержание образования, его устремленность на перспективу есть отражение культуры определенной эпохи. Образование, как подсистема культуры, призвано передавать по наследству весь материально и духовно накопленный исторический потенциал

человечества. Совершенствуясь во времени, система образования подошла к рубежу всеохватывающей и всепоглощающей глобальной информатизации общества. Благодаря современным технологиям с их мощной инфраструктурой, сокращающим время и пространство, факты жизнедеятельности человеческого общества за доли секунды облетают весь мир. Однако информационная глобализация не всегда представляет благо, способствует единству культуры и образования. Эти часто разноориентированные процессы усложнились и дифференцировались -содержательно и организационно обособились, а нередко и противопоставились друг другу.

Важнейшей задачей развития современного образования является преодоление разобщенности этих двух компонентов, необходимость обращения образования к своим фундаментальным истокам - рассмотрения его как части культуры, культуротворческого процесса.

Исследование истоков отечественного образования дает нам представление о том, что древнерусская образованность формировалась в недрах языческой культуры протославян, а впоследствии - под влиянием христианской культуры [1, с. 24]. Изначальный духовный компонент образования определил его историческую самобытность. Хотя многие историки и лишают древнерусский этнос образованности и сводят наличие письменности и книжного знания к простой грамотности, тем не менее ему удалось заложить фундамент для дальнейшего интеллектуального прогресса русского общества. Духовная компонента, основанная на христианской культуре, сопровождает образовательный процесс вплоть до советского периода. Досоветский период в системе образования насыщен классовыми противоречиями. На протяжении ряда веков решался вопрос о сословности или всеобщности образования. Наиболее существенные изменения в системе образования происходили при Петре I, Екатерине II, Александре I, Александре II. Их попытки реформировать систему образования сводились к всеобщности, внесословности образовательного процесса, в это же время российская система образования подвергалась влиянию иноземных культур, организационно и содержательно формировалась на основе западных принципов [2].

Смена общественно-экономических формаций в первой четверти ХХ в. вновь подвергла систему образования кардинальному пересмотру. Советская власть акцентировала внимание на решении следующих образовательных проблем: переход ко всеобщему образованию населения, ликвидация безграмотности, приближение содержания образования к потребностям реальной жизни, расширение сферы действия естественно-научных дисциплин, отмена политической цензуры, провозглашение принципа единой школы, сокращение учебной нагрузки учительства, повышение его материального благосостояния.

Безусловно, образовательная политика 20-х гг. прошлого столетия явилась тем потенциальным стержнем, который определил дальнейший ход культурного подъ-

ема советского общества. Советское образование этого периода было ознаменовано ликвидацией безграмотности и почти все население было включено в образовательный процесс. Уровню подъема грамотности способствовало введение обучения на национальных языках в разных регионах СССР, издание соответствующих учебников. К педагогической деятельности в то время были привлечены лучшие представители дореволюционной интеллигенции. У истоков создания единой трудовой школы стояли такие замечательные личности, как С.Т. Шацкий, Л.С. Выготский, А.П. Пинке-вич. Школа тех лет была школой сотрудничества, демократии, основанная на ищущей педагогике, нацеленной на развивающее обучение [2].

Масштабное решение задач, связанных с ликвидацией безграмотности, введением всеобщего начального, а затем и среднего образования, развитие национальных образовательных систем создавали основу для динамичности советской высшей школы. Это во многом определило фундаментальность отечественного образования, обеспечивало мощное развитие науки, техники, экономики. В таких областях, как космические исследования и освоение космического пространства, самолетостроение, ракетостроение, производство вооружений, добывающая промышленность, геологоразведка, связь, и во многих других СССР не знал себе равных.

Высшая школа обладала могучим научно-педагогическим корпусом, эффективно действующей системой подготовки специалистов наивысшей квалификации. Аспирантура и докторантура имели огромную притягательную силу. Одной из самых сильных сторон отечественной системы образования, по словам академика РАН В.И. Жукова, было солидное научно-методическое и организационно-учебное обеспечение. Подготовка и издание учебников, учебных пособий, сборников задач и упражнений, наглядных, экранных и других пособий носили масштабный характер. Книги по цене были доступны не только библиотекам, но и студентам. Библиотеки и читальные залы - от столичных до периферийных - были подлинной гордостью страны [1].

Среди существенных недостатков советской системы образования В.И. Жуков выделяет чрезмерную политизацию системы образования, номенклатурный подход к формированию научно-педагогического корпуса, администрирование, приводившее к ограничению автономии вузов, догматизм в формировании учебных планов и программ [1].

Тем не менее советская система подготовила и воспитала основательно образованное поколение с высокими культурными запросами и широким кругозором, но к рубежу XXI в. советские люди подошли с большим отставанием от цивилизованного мира в интеллектуальном, технологическом и экономическом отношении.

На рубеже третьего тысячелетия Россия объективно оказалась на периферии глобализирующегося мира. Утрата прежних позиций в роли страны-сверхдержавы столкнуло государство с угрозой эпи-

зодичности в формировании нового этапа социокуль-турогенеза. Общемировые тенденции находили слабое отражение на отечественном социокультурном фоне. Все больше и больше российское общество контрастирует с внешним миром. В эпоху глобализации все четче вырисовываются социальные дефекты российской современности. Трансформации, происходящие в образе жизни российского общества, привели к тому, что обозначился переход общества от застойной фазы к динамическому развитию, «закрытого» - к «открытому» обществу; индустриального -к постиндустриальному, информационному обществу; тоталитарного - к гражданскому обществу. Это новое качественное состояние российского общества, его реакция на глобализацию.

Глобализация важнейший фактор, определяющий объективный ход истории. Акцентируя внимания на процессах взаимозависимости и взаимообусловленности различных аспектов жизнедеятельности мирового сообщества, она базируется на идеях целостности всего человечества как социобиологи-ческого и социокультурного образования. Глобальная парадигма общественного развития нацелена на осознание целостности планетарного социально-экономического и культурно-образовательного пространства.

В настоящее время Россия не нашла еще своей исторической ниши в глобализационных параметрах современности, но она не остается в стороне от процессов интеграции в сфере образования. Российская образовательная система, по-видимому, имеет более радикальные отличия от национальных европейских образовательных систем, нежели те, которые существуют между ними. Между тем России предстоит преодолеть еще большие трудности в ходе реализации намерения интегрироваться в европейское образовательное пространство.

Россия присоединилась к Болонской декларации в 2003 г., тем самым обязавшись до 2010 г. воплотить в жизнь основные ее принципы. На протяжении последних лет Россия делает все, чтобы к указанному сроку ее система образования стала идентичной европейской. Болонским процессом в систему российского образования вносятся следующие изменения: двенадцатилетнее школьное образование, введение дипломов со степенью бакалавра и магистра, способ оценки знаний по Европейской системе взаимозачета кредитов - ЕСК, академическая мобильность, европейское приложение к диплому.

В 2004 г. после назначения нового министра А. Фурсенко начался новый этап модернизации образования: были введены Единый государственный экзамен (ЕГЭ), стандарты образования и государственные именные финансовые обязательства (ГИФО).

Некоторые элементы данной образовательной политики уже внедрены. Вопрос стоит лишь в том, насколько эффективны и приемлемы западные модели для российской образовательной почвы. Данный вопрос является темой многих научных дискуссий, статей и публикаций, исследований, в которых изла-

гаются противоречивые высказывания российской научной элиты. Часто высказывается мнение, что результаты данных новаций будут катастрофическими, другие обеспокоены «верхушечным» характером данной реформы, третьи не довольны обрисованной лишь общей картиной, без изложения существенных деталей.

Критически осмысливается проблема значимости как традиционной, так и инновационной модели современного образования. Движение за изменение традиционной системы образования началось в других странах намного раньше, чем у нас. Эти идеи возникали в рамках самой традиционной системы образования. Сами учителя были неудовлетворены рутинными методами обучения, они стали постепенно понимать необходимость реформирования образования, разработки совершенно новой программы для свободного развития личности ребенка в образовательном процессе, использования современных образовательных и информационных технологий.

Информационное общество XXI в. ориентировано не только на предметное обучение, но и на общее интеллектуальное развитие. В современной реальности возрастает убежденность, что знания носят фрагментарный характер в силу того, что появляются качественно новые, подрывающие основу «старых истин». В человеческом познании заключен механизм постоянного поиска истины, неудовлетворенность достигнутым. Актуальные для одного века знания таковыми не становятся для нового века. Все этого предполагает, что в содержание образования необходимо вкладывать совершенно новые смыслы, ценности, являющиеся более фундаментальными и расширяющими горизонт применения.

Формируя новый этап образовательной системы, согласно запросам информационного постиндустриального этапа цивилизации, хотелось бы акцентировать внимание на культурологизации образования через призму связи традиции и инновации в системе образования.

Критерии традиционности и инновационности -не взаимоисключающие ценности, а, напротив, взаимодополняющие составные структурные элементы содержания образования. Их нужно рассматривать в динамике, закономерном истории становления образования. Попытка разделить и комментировать их роль по схеме: одно «устарело», а другое «актуально» - заблуждение. Для эффективности образовательной новации не обязательно что-то разрушать и на обломках старого возводить новое. Не разрушая основания, сам процесс обновления может принести гораздо больше пользы, нежели вреда.

Таким образом, вырабатывая критерии новой образовательной парадигмы, нужно взять за основу гармоничное единство образовательного традиционализма и модернизма. Именно их взаимодополнительность и сплав имеют перспективу в условиях современной России. Сказанное предполагает успешность осуществления Болонского процесса в России, где необходимо сочетание «оптимальной

роли и сочетаний в образовательном процессе глобального, регионального и национального аспектов» [3, с. 44-45].

Литература

Жуков В.И. Российское образование: истоки, традиции, проблемы. М., 2001.

Константинов Н.А. Очерки истории средней школы. М.,1956.

Глякова Л.Г. Модели образования в современном мире // Вестн. УМО вузов России по образованию в области социальной работы при Минобрнауки РФ. М., 2006. Вып. 1.

Поступила в редакцию

14 мая 2009 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.