Научная статья на тему 'Духовный потенциал культурной среды творческого вуза'

Духовный потенциал культурной среды творческого вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
258
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ВУЗ / ВУЗ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ / КУЛЬТУРНАЯ СРЕДА / ТВОРЧЕСТВО / PROFESSIONAL EDUCATION / UNIVERSITY / UNIVERSITY OF CULTURE AND ARTS / CULTURAL ENVIRONMENT / CREATIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Малянов Евгений Анатольевич

Рассматривается образовательная и воспитательная деятельность творческого вуза, дается авторская интерпретация понятия «культурная среда вуза», выявлены ее уровни (микросреда, мезосреда, макросреда, ино-среда).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPIRITUAL POTENTIAL OF CULTURAL ENVIRONMENT OF CREATIVE UNIVERSITY

The article scrutinizes the educational activity of creative university, the author's interpretation of concept cultural environment of university is given, and its levels (microenvironment, mezoenvironment, macro environment, inner environment) are identified.

Текст научной работы на тему «Духовный потенциал культурной среды творческого вуза»

УДК 378

ДУХОВНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ КУЛЬТУРНОЙ СРЕДЫ ТВОРЧЕСКОГО ВУЗА

© Евгений Анатольевич Малянов

Пермский государственный институт искусства и культуры, г. Пермь, Россия, кандидат исторических наук, профессор, ректор, e-mail: [email protected]

Рассматривается образовательная и воспитательная деятельность творческого вуза, дается авторская интерпретация понятия «культурная среда вуза», выявлены ее уровни (микросреда, мезосреда, макросреда, ино-среда).

Ключевые слова: профессиональное образование; вуз; вуз культуры и искусств; культурная среда; образование; творчество.

Государственная политика в области образования в Российской Федерации основывается на ряде принципов, среди которых принцип светского характера образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях является одним из определяющих в плане его влияния на содержание обучения и воспитания молодежи.

Соответственно, не только профессионально ориентированные, но и все остальные задачи, определенные законом РФ «О высшем и послевузовском образовании» (ст. 8) должны решаться в русле и средствами светского образования и воспитания. Это такие, например, задачи, как удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии путем получения высшего и (или) послевузовского образования; развитие наук и искусств посредством научных исследований и творческой деятельности научно-педагогических работников и обучающихся, использование полученных результатов в образовательном процессе; формирование у обучающихся гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современной цивилизации и демократии; сохранение и приумножение нравственных, культурных и научных ценностей общества и др.

Названные задачи внутренне сопряжены с формированием у российского студенчества высоких качеств духовности, т. е. с приобщением к моральным, эстетическим, научным и иным возвышающим и облагораживающим ценностям внутреннего мира человека - ценностям, приоритетным по отношению к материальным благам. Не игнорируя значительной роли религии в сохранении и поддержании многих общечеловеческих дос-

тояний культуры, все же подчеркнем, что вышепоименованные высокие качества духовности являются светскими по своим историческим истокам и социальной природе.

Подчеркнем, что светский характер процесса обучения в государственных вузах пронизан установками мировоззренческой толерантности. Он свободен от навязывания студентам как религиозных вероучений, так и антирелигиозных установок и потому содержит в себе особенно благодатные условия для эффективного усвоения и обогащения духовных ценностей личности.

Обратимся к вопросу о соотношении в процессе обучения интеллектуального и духовного потенциалов - ведущих субъектных компонентов вузовского образования. Очевидно, что оба эти потенциала - интегративные понятия, объединяющие многие факторы в качестве условий и возможностей к осуществлению определенного вида деятельности. Образованность, знания, способность и готовность субъекта к социальновостребованной умственно-продуктивной

деятельности составляют интеллектуальный, или точнее - интеллектуально-культурный, потенциал человека.

Сложнее обстоит дело с духовным или духовно-культурным потенциалом. Духовность, конечно же, предполагает наличие у человека необходимого запаса знаний, интеллекта, рациональности, творческих потенций. Однако в сфере духовности знания как бы не самоценны и играют служебную роль, часто уступая место таким проявлениям человеческой психики, как эмоции, чувства и переживания. Важный показатель духовности личности - чуткая совесть, свободная от предубеждений и предрассудков.

Нормальный человек - существо не только «мыслящее», социальное, но и «одухотворенное». Духовность же всегда нравственно обусловлена и эмоционально окрашена. Можно создать «искусственный интеллект», что уже с успехом делается во многих развитых странах, но в принципе невозможна «искусственная духовность».

Духовная работа человека - это сохранение, вырабатывание, возделывание (культивирование), умножение (в первую очередь в себе, но и в других тоже) лучших нравственных человеческих качеств, созидание «человеческого в человеке». Духовное творчество -это умножение и развитие того, что возвышает человека (Добро, Красота, Гармония) как посредством искусства, так и усилиями личности по самовоспитанию, духовной рефлексии и т. п.

Таким образом, духовность личности в ее светском понимании - это сплав Разума и Чувства, Воли и Веры (Веры, не обязательно религиозной!). Это достигаемая воспитанием и самовоспитанием способность, умение и готовность личности к постоянному духовному творчеству: определению жизненных смыслов и ценностей, стремлению к их достижению путем наиболее полной нравственной, интеллектуальной и культурной самореализации.

Соотношение интеллектуальной и духовной составляющих культуры - это, скорее всего, отношения нераздельности и неслиян-ности. Нераздельны интеллектуальное и духовное начала постольку, поскольку порождены, воспроизводимы и развиваемы человеком и в совокупности обеспечивают поступательное развитие социума во времени истории и в пространстве культуры. Неслиян-ны же они потому, что сознание человека двойственно по природе и устремлено как на познание и изменение (чаще всего с благими целями!) окружающего мира, так и на самопознание и самосохранение своей глубинной человеческой сущности в условиях изменяющегося мира (рефлексия по поводу «вечных» вопросов бытия).

Данное диалектическое противоречие не раз отмечалось различными исследователями. Ссылаясь на М. Вебера, который наряду с прагматической рациональностью «по цели» выделял и рациональность ценностного типа, А. Панарин справедливо констатирует,

что последняя также обуздывает наши чувственные стихии и поползновения, но делает это во имя торжества высших ценностей, достойных сбережения [1]. Д.С. Лихачев писал о двух разделах экологии: экологии биологической и экологии культурной или нравственной. Он замечал, что убить человека биологически может несоблюдение законов биологической экологии, но убить человека нравственно (ср., например, выражение «духовная смерть», «духовная погибель») может несоблюдение законов экологии культурной [2]. Таким образом, по словам В.Ж. Келле, самой широкой характеристикой духовности можно считать ее признание как ценностной формы сознания, отражающей смысложизненные, экзистенциальные проблемы человека [3].

Однако вряд ли можно согласиться с попытками дезавуировать значение союза интеллектуальности и духовности, проявляющемся, например, в таком феномене социальной организации, как интеллигенция. По мнению В.Ж. Келле, «у нас (в отличие от Запада. - М. Е.) термин «интеллектуал» пока не привился, а люди умственного труда относятся к различным отрядам интеллигенции... пришло время сломать эту традицию, вернуть понятию интеллигенции ее истинное значение и признать наличие интеллектуалов и в нашем обществе». Интеллектуал - всегда представитель определенной группы, в совершенстве знающий свое дело и творчески к нему относящийся. Принадлежность же к интеллигенции не является функцией ее профессиональной деятельности [3]. Но, как нам представляется, определенной части интеллектуалов как раз и не хватало позиционирования себя именно как профессионалов в сфере умственного труда.

Термин «интеллигенция» (от лат.

т1еШ§еп8 - понимающий, мыслящий, разумный) толкуется как общественный слой людей, профессионально занимающийся умственным, преимущественно сложным, творческим трудом, развитием и распространением культуры [4].

По мнению Н.А. Бердяева и Г.П. Федотова, русская интеллигенция - совершенно особое, лишь в России существующее, духовно-социальное образование. Ряд ученых считает, что данный термин из русского перешел в другие языки, однако, существуют

исследования о наличии этого термина в культурах других стран.

Мы разделяем позицию А.И. Кравченко относительно того, что интеллигенция как культурная общность имеет неписанный этический кодекс. В отличие от других социальных категорий и слоев интеллигенция несет в себе определенное моральное значение, заключающее в себе качества всесторонности и гармоничности, черты деятельного борца во имя общечеловеческих идеалов. укорененность в мире высших ценностей, идеальных образов, приверженность высокой культуре [5]. Интеллигентность именно благодаря этому получила новое позитивно-социальное значение как олицетворение самых высоких начал в человеке: интеллектуального и духовного.

Как известно, в духовных началах культуры с самих истоков цивилизации доминировала религия. Но с Нового времени в ведущих странах Запада нарастающие процессы секуляризации все более теснят эту доминанту, и светские ценности и идеалы постепенно стали преобладающими в сфере духовности. В нашем Отечестве эти процессы зарождаются позднее и со второй половины XIX в. (прежде всего, благодаря усилиям российской интеллигенции) в стране интенсивно формируется культура, опирающаяся на светские начала духовности. Правда, в советское время духовность была сильно идеологизирована (культ марксизма-ленинизма), а свобода вероисповедания резко ущемлена. И все же культура в своих фундаментальных основах была ориентирована на человека, на гуманистические ценности и целеустремлена к торжеству идеалов человечности: Добра, Справедливости, Счастья. В советском обществе реально утвердилась не связанная с религиозными чувствами и переживаниями светская духовность, свидетельствующая о том, что нравственность возможна и без веры в Бога.

Как правильно замечает в выше цитированном нами тексте В.Ж. Келле, «тем, кто был воспитан в этой культурной среде (заметим, что речь идет о культурной среде, для которой при всей ее идеологической детерминированности и классовой зашоренности был характерен высокий уровень грамотности, образованности населения, безусловный приоритет воспитания молодежи, доступ-

ность ценностей культуры и искусства, развитие науки) необязательность связи духовности с религией казалась вполне естественной, само собой разумеющейся. Ведь они считали (добавим - считают и будут считать) себя людьми нравственными, отстаивающими справедливое дело, имеющими совесть, верящими в добро и высокие гуманистические идеалы».

Нетрудно заметить, что такой культурной средой для воспитания будущей советской интеллигенции была высшая школа России. Ее задачей было готовить высококвалифицированные кадры специалистов для отраслей народного хозяйства, пополняющих различные отряды интеллигенции: инженерно-технической, научной, сельскохозяйственной, педагогической, творческой и т. д. Стремление сформировать в лице специалистов - выпускников высшей школы, убежденных патриотов, руководителей и воспитателей трудовых коллективов, объективно заставляло Минвуз СССР расширять рамки учебного процесса для гуманитарных дисциплин. И одновременно усиливать культурную компоненту внеучебной работы (факультеты общественных профессий, куль-тармейские, студенческие отряды и т. п.), поощрять дискуссии «физиков» и «лириков», создание КВН и театров студенческих миниатюр, проведение молодежных фестивалей и студенческих концертно-театральных весен и многое другое.

Таким образом, когда в конце 80-х - начале 90-х гг. двадцатого столетия коммунистическое учение перестало быть партийногосударственной идеологией, миллионы спе-циалистов-профессионалов расстались с «доктринальным опереньем». Но естественным образом они сохранили такие, например, возвышающие личность достояния светской духовности, как патриотизм, гражданственность, коллективизм, чувство долга и ответственности, бескорыстие, доброжелательность и уважение к ближнему, стремление защищать слабого и помочь нуждающемуся, оптимизм и веру в достижение лучшего будущего для себя, своих детей и страны. Эти достояния, в первую очередь, были детерминированы светским образованием и высокими ценностно-смысловыми ориентирами культурной среды.

Под словосочетанием «культурная среда» словари подразумевают «совокупность социально-культурных объектов, связанных с изданием и распространением культурных ценностей (научные и учебные заведения, культурно-просветительные и досуговые учреждения, художественные промыслы и т. п.), а также стиля и характера культурных взаимоотношений людей, культурнобытовых условий и духовно-нравственной атмосферы в обществе... Микросреда - это дом, улица, поселок, город. Макросреда подразумевает, главным образом, общество в целом» [5, с. 278].

Но вряд ли данное определение может удовлетворить нас в полной мере. Ведь собственно культура в самом общем виде - это есть сотворенная (добавим, и творимая!) человеком материальная, интеллектуальная и духовная среда обитания, а также процессы понимания, усвоения, создания, сохранения, распространения и воспроизводства норм и ценностей, способствующих возвышению человека и гуманизации общества [Там же].

Понятие «культурная среда» еще только начинает исследоваться культурологией и другими гуманитарными науками. Далеко не бесспорными, например, выглядят суждения, типа: «...культурная среда Владимира, Ярославля или Новгорода имеет более высокий ценностный рейтинг, нежели Астрахани или Перми». Совершенно очевидно, что если речь идет об историко-культурном наследии, то с этим можно, видимо, согласиться, но ведь понятие культурной среды значительно шире. Кстати, об Астрахани. Вспоминаются слова Д.С. Лихачева: «Художественные музеи Рыбинска, Ярославля, Нижнего Новгорода, Казани, Саратова, Плеса, Самары, Астрахани - это целый «народный университет» по искусству для тысяч и тысяч туристов, едущих на теплоходах» [2, с. 20].

Что же касается Перми, то, уступая в статичных компонентах (исторический «стаж», памятники зодчества, археологии, музейные, архивные, библиотечные фонды и другие свидетельства исторического прошлого), столица Западного Урала по динамике культурной среды (изменение социально-культурной ситуации, модернизация сети учреждений культуры, образования, науки, активность и насыщенность художественнокультурной жизни, новации в культуре, об-

разовании, искусстве и других сферах), пожалуй, явно опережает упоминавшиеся регионы.

И уж совсем неубедительно, на наш взгляд, звучит утверждение А.И. Кравченко о том, что «значимость культурной среды определяется числом памятников культуры, получивших статус памятников мировой, европейской, российской или местной культуры». Не числом «памятных» статусов, а степенью их востребованности людьми и людскими сообществами, ролью, которую они играют в их жизни, по всей видимости, и определяется реальная значимость той или иной культурной среды.

Но обратимся к вопросу о культурной среде вуза. В качестве рабочего определения можно было бы предложить следующее. Культурная среда вуза - это культурное «окружение» человека в вузе, общественные, материальные, интеллектуальные и духовные условия его жизнедеятельности в вузовском пространстве. Это созданная, укорененная и изменяемая организованными и творческими усилиями субъектов культурной деятельности (преподаватели, студенты, выпускники, администрация, партнеры вуза и др.) совокупность факторов, процессов и механизмов содержательной коммуникации и «живого» общения, со-бытия в культуре, способствующих самоопределению, самодвижению и самовыражению «образовывающейся» личности в культуре. При таком понимании культурной среды очевиден диалектический характер взаимодействия «личность - среда». Культурное становление будущего специалиста происходит успешнее и эффективнее, с одной стороны, в окружении благоприятной, дружественно выстроенной культурной среды, а с другой - при активном позиционировании студента в культурном пространстве и саморазвитии в процессе изменения (расширения, обогащения) его окружающей культурной среды.

Понятие «культурная среда вуза» с необходимостью включает в себя и объемлет другое понятие - «образовательная среда». Но если «образовательные среды» во многих вузах сходны, т. к. формируются с учетом традиций естественнонаучного и технического образования, а также требований управляющих органов, то их «культурные среды» могут различаться весьма сущест-

венно. Так, когда констатируем, что выпускники того или иного вуза не только хорошо подготовлены профессионально (в рамках своей специальности), но также обладают высоким уровнем общей культуры и креативностью (чертами, которые помогают им часто быть успешными не только в профессиональной, но и в других областях практической деятельности), нам становится ясно, что становление и развитие этих студентов происходило в высококультурной среде.

По выражению современного немецкого философа Петера Козловски, «системы образования и воспитания должны сделать возможным процесс «разучивания» и понимания как содержания культуры, так и ее выражения. Нельзя ограничиваться сообщением лишь практического, исполнительного знания и научными объяснениями, т. к. сужение целей образования и воспитания только до познания пользы и власти исключают людей из процессов понимания, последующего переживания, собственно переживания и сопричастности творчеству в культурной и духовной жизни» [6].

Очевидно, что образование опирается на фундамент культуры в самом широком смысле этого слова. В то же время, основное содержание образовательного процесса, понимаемое как трансляция определенного объема знаний, не обязательно обогащает «общую культуру» студентов даже при осуществлении преподавания гуманитарных дисциплин «в технических и иных» негуманитарных вузах. Это обстоятельство, в частности, подтверждают данные репрезентативного опроса, проведенного в стране весной 2003 г. Институтом комплексных социальных исследований РАН. Опрос показал, что культурные ориентации студентов заметно различаются в зависимости от «профиля» учебного заведения. В гуманитарных вузах ориентация на духовное начало выражена сильнее, и потому культурные установки характеризуются большей «серьезностью», а утрата интереса к классической культуре ощущается меньше, чем в вузах технических. Так, русская и зарубежная классическая литература нравилась более чем половине сту-дентов-гуманитариев и только трети будущих инженеров. В то же время, «легкое» и, главное, «динамичное» чтение (детективы и фантастика) в технических вузах пользова-

лось значительно большей популярностью. Кроме того, у студентов-гуманитариев чаще, чем у их сверстников из технических вузов, отмечался интерес к театру, а также к занятиям самообразованием [7].

Образовательная среда нормативно-обусловлена. В силу этого - она сравнительно едина для соответствующих типов образовательных учреждений. И в то же время это часть более всеобъемлющей культурной среды. Однако образовательная среда является как бы стержневой в культурном континууме вуза от начала обучения студента в вузе до его окончания. Эта среда - «место встречи» обучающихся и преподавателей для совместной деятельности с информацией, знанием и его применением: гуманитарным и естественнонаучным, социальным и профессиональным - в рамках образовательной системы. Образовательную среду (в т. ч. в масштабе отдельно взятой специальности) составляет все то, что приводится в действие системой образования в ходе образовательного процесса, а именно: государственные, образовательные стандарты, профессиональные образовательные программы, учебные планы, средства обучения, педагогические технологии, информационно-библиотечное обслуживание, учебно-материальная база и, конечно, определенные взаимодействия

субъектов образовательной деятельности -преподавателя и обучающегося.

Образовательная среда вуза непосредственно влияет на культурную идентичность студентов, унифицируя культурные характеристики индивидов и включая их в максимально широкий культурный контекст. Образовательная среда - своего рода инвариант, ядро культурной среды в вузе, которое граничит с более изменчивой, вариативной, но неразрывно с ней связанной образовательнопрофессиональной культурной средой. Последняя - это не просто некий симбиоз соответствующих сред, но и ситуация «погружения» в культуру профессии, приобщения к ее смыслам и ценностям не теоретически и опосредованно, а практически, непосредственно и во многом самостоятельно.

Пожалуй, наиболее сложно формируемой, мало управляемой и трудно развиваемой в вузе является верхний «слой» культурной среды - духовно-культурная среда. Во многом от ее целостности, эмоциональной

насыщенности (или, наоборот, обедненно-сти), этических норм и эстетических представлений, диапазона художественно-культурной жизни, степени культурной совместимости студентов и преподавателей, заинтересованности в творческой самореализации каждой личности зависит: будут ли выпускники вуза действительно культурными преобразователями жизни в каждом новом поколении или узкими специалистами, «об-разованцами» (по выражению А.И. Солженицына).

Таким образом, культурная среда вузов России - это единство общего, особенного и единичного, где общее - образовательная среда высшей школы, особенное - образовательно-профессионально-культурная среда различных типов и видов вузов, и единичное -духовно-культурная среда того или иного высшего учебного заведения.

Важным не только в теоретическом, но и в практическом плане представляется выделение не двух («микро-» и «макро-»), а четырех пространственных уровней культурной среды:

- микросреда - собственно внутриву-зовское пространство, «поле» наиболее интенсивного взаимодействия субъектов и элементов среды;

- мезосреда - культурное пространство непосредственно вокруг («в округе») вуза, зона ближайшего взаимодействия с территориальным социумом (социокультурная ситуация, культурная жизнь, инфраструктура города, региона в целом);

- макросреда - уровень культурного пространства общества, страны в целом;

- ино-среда - «иностранная», ино-

культурная среда международного (либо конкретного зарубежного вуза) уровня, контактирующая со средой российского вуза.

Все составляющие вузовской культурной среды (образовательная, образовательно-профессионально-культурная и духовнокультурная) имеют свои «пространственно-уровневые» значения, а в совокупности могут отражать существенные характеристики целостной культурной среды того или иного вуза. Залогом успешного формирования и функционирования вузовской культурной среды творческого вуза являются его опыт, традиции, преемственность поколений в профессорско-преподавательском составе,

ориентация на устойчивое развитие в изменяющихся условиях.

1. Панарин А. Народ без элиты. М., 2006. С. 21.

2. Лихачев Д.С. Без доказательств. СПб., 1996. С. 26.

3. Келле В.Ж. Духовность и интеллектуальный

потенциал. иКЬ: http://anthropology.ru/ru/

texts/kelle/ka- gan_03.html. Загл. с экрана.

4. Советский энциклопедический словарь. М., 1987. С. 495.

5. Культурология: Словарь / под ред. А.И. Кравченко. М., 2000. С. 199.

6. Козловский П. Культура постмодерна. М., 1997. С. 168.

7. Андреев Л.А. Российский студент в пространстве культуры. иКЬ: http://www.moskvam.ru/ 2004/03/аМгееу.Ыт!. Загл. с экрана.

Поступила в редакцию 1б.04.2010 г.

UDC 378

SPIRITUAL POTENTIAL OF CULTURAL ENVIRONMENT OF CREATIVE UNIVERSITY

Yevgeniy Anatolyevich Malyanov, Perm State Institute of Arts and Culture, Perm, Russia, Candidate of History, Professor, Rector, e-mail: [email protected]

The article scrutinizes the educational activity of creative university, the author’s interpretation of concept “cultural environment of university” is given, and its levels (microenvironment, mezoenvironment, macro environment, inner environment) are identified.

Key words: professional education; university; university of culture and arts, cultural environment; education; creativity.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.