Научная статья на тему 'Основные элементы духовного потенциала студентов технического вуза'

Основные элементы духовного потенциала студентов технического вуза Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
173
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДУША / ДУХОВНОСТЬ / ДУХОВНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ / ДУХОВНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ДУХОВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ДУХОВНЫЕ ЦЕННОСТИ / SOUL / SPIRITUALITY / SPIRITUAL NEEDS / SPIRITUAL POTENTIAL / SPIRITUAL ACTIVITIES / SPIRITUAL VALUES

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Козлова Екатерина Анатольевна

Представлен анализ основных элементов духовного потенциала студента, раскрывается содержание понятия «духовный потенциал».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BASIC ELEMENTS OF SPIRITUAL POTENTIAL OF STUDENTS OF TECHNICAL UNIVERSITY

The analysis of the main elements of spiritual potential is presented, the meaning of «spiritual potential»is revealed.

Текст научной работы на тему «Основные элементы духовного потенциала студентов технического вуза»

ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ДУХОВНОГО ПОТЕНЦИАЛА СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА

Е.А.Козлова

Самарский государственный технический университет 4430100, г. Самара, ул. Молодогвардейская, 244 E-mail: Katrin-mw@mail.ru

Представлен анализ основных элементов духовного потенциала студента, раскрывается содержание понятия «духовный потенциал».

Ключевые слова: душа,духовность,духовные потребности,духовный потенциал,духовная деятельность,духовные ценности.

Духовная жизнь является важной стороной функционирования и развития общества. Она может быть наполнена богатым содержанием, что создает благоприятную духовную атмосферу жизни людей, хороший морально-психологический климат. В содержании духовной жизни общества проявляется его подлинно человеческая сущность. Ведь духовное (или духовность) присуще только человеку, выделяет и возвышает его над остальным миром [8].

Слово «потенциал» многолико - это и средства, и запасы, и источники, которые могут быть использованы, а также возможности отдельного лица в конкретной обстановке. Потенциал студента носит скрытый характер еще не проявивших себя возможностей или способностей в соответствующих сферах его жизнедеятельности. Следует иметь в виду, что потенциал студента представляет собой обобщенную, собирательную характеристику ресурсов, привязанную к месту и времени.

Душа (лат. anima) в обычном словоупотреблении - совокупность побуждений сознания, основа человека. Научное понятие души: душа в отличие от индивидуального духа - совокупность тесно связанных с организмом психических явлений, в частности чувств. В русском языке (С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова) дух понимается как: 1) сознание, мышление, психические способности; начало, определяющееповедение, действия; 2) внутренняя моральная сила. Душа - внутренний психологический мир человека, его сознание. Духовность - свойство души, состоящее в преобладании духовных, нравственных и интеллектуальных интересов над материальными [5].

Также духовность рассматривается как понятие, обобщенно отражающее ценности (смыслы) и соответствующий им опыт, противоположные эмпирическому («материальному», «природному») существованию человека или, по меньшей мере, отличные от него [6]. Понятие «духовность», образованное от слова «дух», изначально указывало на соотнесенность с супранатуралистическим трансцендентным началом. Духовность обнаруживается в обращенности каждого человека к высшим ценностям, к идеалу, в его сознательной устремленности к совершенству; соответственно одухотворение заключается в освоении высших ценностей, в приближении к идеалу. Социологизаторское мышление сводит духовность к культуре; однако сама по себе культура не непременно духовна: культурные практики утверждают те или иные

Екатерина Анатольевна Козлова, преподаватель кафедры социологии, политологии и истории Отечества.

нормы, но не всякие нормы непосредственно обращены к идеалу. Духовность не поддается определению, поскольку дух - беспределен и не укладывается в пределы разума; в пределах только разума определение духовности негативно. Духовность противостоит социальности в той мере, в какой социальность спонтанна, корыстна, неадаптивна, бездуховна.

Хотя критерии духовности содержательно нестроги, формально они определенны. Во-первых, духовность обнаруживается в преодолении повседневности (если это преодоление не принимает формы эскапизма). Во-вторых, духовное преодоление повседневности является индивидуализированным^ пространство повседневности вносится личностное начало. В-третьих, это преодоление повседневности не сводится к обращению к другой повседневности; духовность выражается в привнесении в повседневность дополнительных, но вместе с тем возвышающих смыслов [6].

К основным элементам духовной жизни общества социальная философия относит духовную деятельность, духовные ценности, духовные потребности людей, духовное потребление, духовные отношения [4]. Духовная деятельность составляет основу духовной жизни общества. Она рассматривается как деятельность сознания, в процессе которой возникают определенные мысли и чувства людей, их образы и представление о природных и социальных явлениях. Результатом этой деятельности выступают определенные взгляды людей на мир, научные идеи и теории, моральные, эстетические и религиозные воззрения. Они воплощаются в моральных принципах и нормах поведения, произведениях народного и профессионального искусства, религиозных обрядах, ритуалах и т. д. [3]. Все это в социальной философии принимает вид и значение соответствующих духовных ценностей, обеспечивающих морально-психологический климат в семье, производственном и ином коллективе, в межнациональном общении и в обществе в целом.

В этой связи особым видом духовной деятельности является распространение духовных ценностей с целью их усвоения возможно большим числом людей. Это имеет решающее значение для повышения их грамотности, духовной культуры, а следовательно, создания социального и психологического комфорта. Важную роль в этом играет деятельность, связанная с функционированием многих учреждений науки и культуры, с образованием и воспитанием, осуществляется ли она в семье, школе, вузе или же в производственном коллективе и т.д. Результатом такой деятельности является формирование духовного мира многих людей, а значит, обогащение духовной жизни общества.

Основными побудительными силами духовной деятельности выступают духовные потребности. Их определяют внутренние побуждения человека к духовному творчеству, к созданию духовных ценностей и к их потреблению, к духовному общению. Духовные потребности объективны по содержанию. Они обусловлены всей совокупностью обстоятельств жизни людей и выражают объективную необходимость духовного освоения ими окружающего их природного и социального мира. В то же время духовные потребности субъективны по форме, так как предстают как проявления внутреннего мира людей, их общественного и индивидуального сознания и самосознания.

Духовные потребности включаются в ту или иную социальную направленность. Последняя определяется характером существующих общественных отношений, в том числе нравственных, эстетических, религиозных и других, уровнем духовной культуры людей, их социальными идеалами, пониманием ими смысла собственной жизни. Помноженные на волю людей, духовные потребности выступают как мощные побудительные силы их социальной активности во всех сферах жизни общества.

Формирование содержания эстетических потребностей, которые составляют мотивацию деятельности человека в мире и человеческого способа их удовлетворения, предполагающего требования к форме реагирования и выражения, и закладывает основу того, что можно назвать фундаментом эстетической культуры [1].

К существенной стороне духовной жизни общества относят и духовное потребление, направленное на удовлетворение духовных потребностей студентов в произведениях искусства, морали, религии, физической культуры и спорта. Производство и потребление духовных ценностей, духовная деятельность опосредуются духовными отношениями. Они реально существуют как отношение человека к тем или иным духовным ценностям (одобряет он их или отвергает), а также как его отношениек другим людям по поводу этих ценностей -их производства, распространения, по-требления,защиты. Исходя из этого учеными выделяются такие виды духовных отношений, как познавательные, нравственные, эстетические, религиозные, а также духовные отношения, возникающие между учителем и учеником, воспитателем и тем, кого он воспитывает [8].

Духовные ценности содержат в себе нечто положительное, вечное и нетленное, особое и непреложное, без которого просто неосуществима эволюционная поступательность исторического развития человека и социума. Духовная ценность - это идеально идеальное в себе, несущее смысл [7]. Духовные ценности многообразны, но каждая из них конкретна в своей потенциальной универсальности и выраженности, и ни одна из них не претендует на достоинства другой [2].

Духовные ценности предстают перед студентом в совокупности философских, культурных, научных, художественных, нравственных, религиозных ценностей, а также политических и правовых знаний и способов их создания, усвоения и использования. Процесс овладения духовными ценностями, стремление разобраться в научных философских концепциях, художественных образах, упорство и затрата усилий на поиск истины оказывают благотворное влияние на студента и формируют у него привычку высоко ценить истину, справедливость, добро и красоту [2]. Социально-духовные ценности присущи в различной мере всем людям; они являются стержневыми в человеческой жизни, они составляют духовный потенциал личности[4].

Развитие духовного потенциала студента - проблема не новая в научных исследованиях, однако в современных условиях ее решение продиктовано потребностями государства, так как она не только влияет на духовное состояние общества в целом, но и определяет содержательный вектор образования. Большую роль в развитии духовного потенциала студентов играет нравственная культура. Она обеспечивает продуктивность развития личности за счет активного использования как внутренних ресурсов, так и возможностей, определяемых условиями внешней среды. При этом духовность является основанием для зарождения у студента потребности в саморазвитии, а затем - для формирования и развития нравственной культуры как механизма, обеспечивающего это саморазвитие.

В данном контексте можно говорить о нравственной культуре как личностном новообразовании студентов, оно обусловливает его духовно-нравственное становление, а в качестве интегрирующего центра выступает духовный потенциал. При этом достижение высокого уровня нравственной культуры позволяет студенту осмысливать процесс саморазвития как жизненную ценность, познавать, анализировать, проявлять свои разносторонние потенции.

Психологическое понимание сущностных характеристик духовного потенциала тесно связано с общенаучным, которое своими корнями уходит в философию Аристотеля, рассматривающего «акт и потенции личности» и личностное развитие. По Аристотелю, бытие делится на «потенциальное» и «актуальное», а личностное раз-

витие рассматривается как процесс перехода от первого ко второму. Современные научные исследования позволяют определить потенциал как универсальную общенаучную категорию, означающую «совокупность имеющихся средств, ресурсов, возможностей в чем-либо».

Духовный потенциал студента обладает свойствами системного качества, это дает основание гипотетически утверждать наличие иерархии в системе потенциалов студента (А.А. Деркач, В.Г. Зазыкин, В.Н. Марков), в которую включают биологический, психический, личностный. Последний характеризуется пятью основными разновидностями: познавательный, морально-нравственный, коммуникативный, эстетический, творческий (Е.А. Гуськова). Ведется изучение проблемы раскрытия творческого потенциала студента в ходе его профессионального и личностного развития (В.Н. Толмачева, Н.В. Васина), проблемы создания психологических технологий, направленных на максимальное раскрытие потенциала специалиста и повышение его конкурентоспособности (А.С. Гусева, В.В. Козлов).

Духовный потенциал, как и сам дух студента, его развитие практически не поддаются логическому обоснованию. Говорить о развитии духовного потенциала возможно лишь в контексте деятельности студента (В.Ж. Келле). Потенциал имеет деятельностную природу, так как не существует сам по себе как некая обособленная от деятельности сущность, а материализуется в разных видах человеческой деятельности. Обнаружение, развитие и реализация потенциала происходит в деятельности и через нее. Логическим продолжением сказанного является непосредственная связь потенциала с механизмами овладения деятельностью, а также необходимыми для этого навыками, умениями и деятельностными компетенциями.

Однако потенциал и деятельность представляют собой два разных феномена. Потенциал - это такая возможность, которая, реализуясь в деятельности, совершенствуется, оставаясь потенциальной вероятностной возможностью (В.Ж. Келле), в то время как деятельность - это способ достижения поставленной цели, она (деятельность) отделена от потенциала феноменологической границей.

Деятельная сущность потенциала (Б.Г. Ананьев, Т.И. Артемьева, С.Л. Рубинштейн, Д.Н. Узнадзе и др.) делает необходимым рассмотрение его с учетом психологии потребностей (Г.С. Тарасов). Особое значение приобретает духовная потребность личности, во многом определяющая духовный потенциал и включенная в его психологическую структуру. Именно духовная потребность, по мнению К.А. Абульхановой-Славской, интегрирует личностный потенциал и обнаруживается в виде уровня притязаний личности. Потенциал, таким образом, как психологическое явление имеет как личностную, так и деятельностную природу.

В этой связи необходимо также отметить потребностный аспект личностного потенциала, который неотделим от мотивации и смысловой структуры деятельности. Эти психологические образования, в свою очередь, обусловливают направленность личности с преобладанием определенных мотивов, смыслов и ценностей в достижении избранной цели. Отметим, что если направленность личности на определенную деятельность обусловлена мотивационно-смысловым конструктом, то личностный потенциал обеспечивает эффективность деятельности (С.Б. Каверин, А. Маслоу, К.К. Платонов, Л.М. Фридман, В.Н. Косырев, В.Н. Марков, К.В. Петров и др.).

Совокупная способность к труду, определяющая меру возможного участия любого студента в учебной деятельности, может быть охарактеризована не только со стороны психофизиологической пригодности и профессиональной подготовленности к выполнению конкретных трудовых функций, но и по времени и затратам труда, а также по степени духовной зрелости личности.

В современном студенте очень важно развивать патриотизм - качество нравственное; эмоциональное переживание за свой дом, гражданство, страну, род челове-

ческий. Если студент не будет патриотом, то он будет утрачивать свои корни рода, глубокие и глубинные познания и ценности. Студент должен осознавать всю значимость своей ответственности и нравственности перед обществом. На этой основе и формируется современный студент технического вуза, который физически и нравственно совершенен, хорошо образован, воспитан и просвещен, почитает свои корни, стремится улучшить свой быт и образ жизни, а также культуру поведения.

Духовный потенциал характеризует внутренние нераскрытые возможности личности студента в их движении, что является основанием для исследования его с позиций «динамического» подхода. При этом потенциал понимается не как состояние неиспользованных временно ресурсов, а как все возрастающая готовность к решению все более сложных задач. «Зона личностного потенциала», таким образом, всегда представляет собой зону личностного роста с возрастающими возможностями самоактуализации и саморазвития личности студента (А.А. Бодалев, В.Г. Зазыкин, А.А. Деркач, Н.В. Кузьмина и др.).Объединяющим основанием для духовного потенциала как целостного психологического явления выступает нравственное воплощение личности студента в окружающем мире в процессе ее самоактуализации, а также выявление внутренних потенциальных возможностей «духа» в «гармоничной, целостной и созидательной форме» (К. Роджерс).

Духовный потенциал студента в широком смысле рассматривается как такой ресурс личностных возможностей, который может быть востребован и использован для преодоления трудностей в достижении поставленной цели, если в использовании этого ресурса возникнет необходимость перспективной реализации (Л.И. Анцыфе-рова, Т.И. Артемьева, В.Г. Асеев, Е.Ф. Зеер, В.П. Зинченко, Б.Ф. Ломов, В.Н. Марков, Б.Д. Парыгин, К.В. Петров и др.). Потенциал динамически переходит в возможность точно так же, как перспектива переходит в реальность. Если потенциал сравнивать с возможностью, то ключевым свойством возможности, вероятно, можно считать ее актуальность для личности в момент совершения акта целенаправленного действия. Ведущим свойством потенциала можно считать вероятность реализации личностных ресурсов в случае необходимости. Более того, если наличие возможности можно объективно наблюдать, то наличие потенциала можно лишь предполагать до момента его реализации.

Если возможности личности студента проявляются в непосредственно наблюдаемой ситуации, то личностный потенциал студента формируется, накапливается, развивается нередко в скрытой от наблюдения форме и обнаруживается только в актуальной ситуации. Поэтому понятие «потенциал» находится в неразрывной связи с категорией развития, что обусловливает его скрытую динамическую природу. Потенциал существует именно как возможность, носящая скрытый характер до того момента, когда он вызывается на поверхность бытия силой обстоятельств (Н.А. Коваль, Р.П. Мильруд, К.В. Петров и др.); таким образом, духовный потенциал представляет собой динамическую психологическую систему с тенденцией к устойчивому целедостижению, позволяющую превышать обычные деятельностные показатели за счет накопленного личностного ресурса в виде нравственных характеристик личности студента, ее познавательных возможностей, ценностно-смысловых ориентаций, созидательной деятельности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Абульханова-СлавскаяК.А. Деятельность и психология личности. - М.: Наука, 1980.

2. Барулин В.С. Социально-философская антропология. Общие начала в социальнофилософской антропологии. - М., 2004.

3. Бачинин В.А. Духовная культура личности // Философские очерки. - М.: Политиздат, 1986.

4. Проблемы формирования духовности личности в педагогической теории и практике. -М.: Просвещение, 2001.

5. Слепухин А.,Костюченко .^Инженерное образование в свете Болонского процесса // Высшее образование в России. - 2006. - № 6.

6. Соловьев В.С. Определение добра. Соч. в 2-х т. Т. 2. - М., 1988.

7. Татур Ю.Г. Компетентность в структуре модели качества подготовки специалистов// Высшее образование сегодня. - 2004.

8. Трофимова Н.Б. Нравственная активность как критерий духовно-нравственного становления молодежи // Организация работы с молодежью в транзитивном обществе: проблемы и решения: Мат-лы междунар. науч.-практ. конф. - Воронеж: Центральночерноземное книжное издательство,2004.

Поступилавредакцию02.10.13; вокончательномварианте 02.10.13

UDC 378:37.017:17

BASICELEMENTSOFSPIRITUALPOTENTIALOF STUDENTS OF TECHNICALUNIVERSITY E.A. Kozlova

SamaraStateTechnicalU niversity

244, Molodogvardeiskaya st., Samara, 443100

E-mail: Katrin-mw@mail.ru

The analysis of the main elements of spiritual potential is presented, the meaning of «spiritual potential »is revealed.

Key words: soul, spirituality, spiritual needs, spiritual potential, spiritual activities, spiritual values.

Original article submitted 02.10.13; revision submitted 02.10.13

Ekaterina A.Kozlova, lecturer in departmentSociology, Political Science and History of theFatherland.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.