Научная статья на тему 'Модернизация системы государственного регулирования лечебнооздоровительного туризма в России в рамках импортозамещения'

Модернизация системы государственного регулирования лечебнооздоровительного туризма в России в рамках импортозамещения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
106
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
МЕДИЦИНСКИЙ ТУРИЗМ / РЕКРЕАЦИЯ / ТУРИСТИЧЕСКАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Васюта Е.А., Овакимян М.А.

С древних времен здоровье продолжает оставаться одной из важнейших ценностей, сохранению которых на современном этапе развития уделяется достаточно пристальное внимание. Исходя из Концепции долгосрочного социальноэкономического развития Российской Федерации до 2020 года, формирование ценностей, связанных с развитием и поддержанием здорового образа жизни является одним из приоритетных направления государственной политики. Стремительный стиль жизни современного человека, обуславливает то, что поездки, преследующие в первую очередь лечебнооздоровительные цели, являются достаточно значимыми, в том числе и на территории Российской Федерации. Россия это огромная страна с большим экономическим потенциалом, и чтобы ее экономика эффективно функционировала, необходимо централизованное руководство всеми отраслями хозяйства и, в частности, социальной сферой, в которую включен и туризм. Как показало развитие мировой и российской экономик последних лет, вопросы совершенствования и развития государственного управления в хозяйственном комплексе страны остаются актуальными. Сильной экономике нужна государственный поддержка. Статья посвящена необходимости вмешательства государства в деятельность туристической лечебнооздоровительной индустрии различными методами регулирования для более эффективного ее функционирования и развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Модернизация системы государственного регулирования лечебнооздоровительного туризма в России в рамках импортозамещения»

Модернизация системы государственного регулирования лечебно-оздоровительного туризма в России в рамках импортозамещения

Васюта Евгения Александровна,

преподаватель кафедры государственного и муниципального управления Южно-Российский институт управления-филиал, «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации», eug.vasuta2012@yandex.ru

Овакимян Михаил Амиранович.,

к.э.н., доцент, заведующий кафедрой государственного и муниципального управления ЮжноРоссийский институт управления-филиал «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации»

С древних времен здоровье продолжает оставаться одной из важнейших ценностей, сохранению которых на современном этапе развития уделяется достаточно пристальное внимание. Исходя из Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года, формирование ценностей, связанных с развитием и поддержанием здорового образа жизни является одним из приоритетных направления государственной политики. Стремительный стиль жизни современного человека, обуславливает то, что поездки, преследующие в первую очередь лечебно-оздоровительные цели, являются достаточно значимыми, в том числе и на территории Российской Федерации.

Россия - это огромная страна с большим экономическим потенциалом, и чтобы ее экономика эффективно функционировала, необходимо централизованное руководство всеми отраслями хозяйства и, в частности, социальной сферой, в которую включен и туризм. Как показало развитие мировой и российской экономик последних лет, вопросы совершенствования и развития государственного управления в хозяйственном комплексе страны остаются актуальными. Сильной экономике нужна государственный поддержка. Статья посвящена необходимости вмешательства государства в деятельность туристической лечебно-оздоровительной индустрии различными методами регулирования для более эффективного ее функционирования и развития. Ключевые слова: медицинский туризм, рекреация, туристическая инфраструктура, социально-экономическое развитие, государственное регулирование, импортозамещение.

Как было сказано раннее, здоровье населения является одним из наиболее важных элементов не только социального и культурного, но и экономического развития государства.

Так в стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2020 года сказано, что туризм сегодня должен стать не просто своеобразным локомотивом развития регионов, но и связующим звеном коммерческих интересов различных сфер бизнеса, приоритетами государственной политики и культурными потребностями общества.1

Единство целей и задач развития страны позволит успешно реализовывать программно-целевые инструменты для роста культурного уровня, духовного потенциала и благосостояния страны и каждого ее гражданина

Вследствие этого государственное регулирование сферы лечебно-оздоровительного туризма является одним из основополагающих факторов развития отрасли.

Это связано с тем, что отсутствие ясного представления об институциональных аспектах реализации деятельности по регулированию сферы туризма на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, не позволяет эффективно и профессионально осуществлять туристскую деятельность на отечественном и мировом рынке лечебно-оздоровительных услуг.

К сожалению, состояние отечественной государственной политики в области лечебно-оздоровительного туризма не соответствует современным мировым стандартам управления отраслью на федеральном уровне, что в свою очередь препятствует возможности эффективного использования туристско-рекреационного потенциала отечественных лечебно-оздоровительных комплексов.

В связи с переходом к рыночной модели хозяйствования в течение двух последних десятилетий произошло появление достаточно очевидных проблем, связанных с невыполнением функций государственного управления в сфере туризма, к которым можно отнести:2

1. Информационное обеспечение лечебно-оздоровительной отрасли. Данная функция в первую очередь направлена на внедрение информационно-коммуникационных технологий в деятельности органов государственного и муниципального управления, которые в свою очередь способствуют повышению уровня доступности предоставляемых социальных услуг.

Для выполнения данной функции в полном объеме необходимо создание и обеспечение функционирования автоматизированной информационной туристической системы на государственном уровне.

Более того, необходимо создание ситуационно-распределительных центров, главная цель которых будет заключаться в мониторинге безопасности лечебно-оздоровительной деятельности в рамках туристической отрасли.

Данная структура также должна будет информировать туристов, туроператов и турагентов о возможной угрозе в стране (если речь идет о выездном туризме) или регионе временного пребывания.

Так государство в перспективе должно осуществлять своеобразную информационно-пропагандистскую функцию, которая будет способствовать развитию туристс-ко-информационных центров на территории России, а также осуществлять просвещение населения по вопросам развития отечественного лечебно-оздоровительного туризма.

2. Прогнозирование и в сфере лечебно-оздоровительного туризма. Эта функция направлена на определение приоритетных направлений развития лечебно-оздоровительного туризма в Российской Федерации, ее субъектах и муниципальных образова-

© £

Я

3

г

2 а

8

сч из £

Б

а

2 о

ниях, которая выражается в создании разнообразных концепций, доктрин и стратегий развития лечебно-оздоровительного туризма.

Разработка и реализация федеральных, региональных и муниципальных целевых и иных программ развития лечебно-оздоровительного туризма относится к данной функции.

На сегодняшний день разработка подобного рода программ находится на достаточно низком уровне и осуществляется не в полном объёме.

3. Бюджетное планирование в сфере туризма. На сегодняшний день данная функция предполагает, как правило, только разработку докладов о результатах деятельности отечественной отрасли и планов осуществляемых мероприятий в установленной сфере деятельности.

В перспективе данная функция должна быть направлена на планирование бюджетных ассигнований, направленных на реализацию не только целевых программ развития лечебно-оздоровительного туризма, которые на сегодняшний день отсутствуют и требуют дальнейшего создания и разработки.

Данная функция должна способствовать государственной поддержке социального туризма России, а также обеспечивать финансирование разнообразных мероприятий, направленных на формирование образа России как страны, благоприятной для лечебно-оздоровительного туризма, то есть способствовать продвижению внутреннего туризма.3

1. Руководство и координирование. Данная функция предполагает разработку правил и процедур, связанных с действием должностных лиц органов в сфере туризма. Так, например, необходимо создание налаженного механизма формирования и ведения единого федерального реестра туроператов. Данный механизм позволит спрогнозировать банкротство последних, а также обеспечить:

■ безопасность туристической деятельности;

■ порядок расторжения договора о реализации туристического продукта в условиях наличия угрозы;

■ нормирование в сфере охраны окружающей среды;

■ формирование требований обязательной классификации объектов туристической индустрии.

2. Учет в сфере туризма предполагает фиксирование всех ключевых факторов (в количественном выражении), способных повлиять на развитие данной отрасли. В современных условиях функци-

онирования лечебно-оздоровительной отрасли туристической сферы должен происходить учет:

■ количества туроператоров и тура-гентов функционирующих на территории России в рамках единого федерального реестра туроператоров России;

■ санаториев, лечебниц, лечебно-оздоровительных комплексов с точки зрения налогового законодательства;

■ государственной регистрации прав на объекты лечебно-оздоровительной индустрии;

■ государственной регистрации резидентов особых экономических зон и т.д.

Необходимо создание официального статистического учета, способного обеспечить так называемые информационные потребности общества, которые сводятся к тому, чтобы обладать знаниями о развитии туристической отрасли, туристической инфраструктуры, об антропогенной нагрузки на туристические ресурсы, о степени удовлетворения туристического спроса, исходя из постоянно изменяющихся потребностей. 4

Основные цели, задачи, принципы и направления государственной политики России в сфере туризма сформулированы в Законе о туристской деятельности. Вместе с тем, изменения в политической, социально-экономической жизни нашего общества, опыт функционирования российского и мирового туристских рынков требуют новых подходов к реализации государственной политики в этой сфере, которое будет выражаться в следующем:5

1. обеспечение безопасности потребителей лечебно-оздоровительных услуг, защиты их прав и законных интересов, как на территории России, так и зарубе-жом;

2. осуществление эффективного механизма контроля за качеством и безопасностью предоставляемых лечебно-оздоровительных услуг, обеспечение их доступности для так называемых социальных туристов;

3. обеспечение такого механизма хозяйствования на данном рынке, который может гарантировать надежность, стабильность и предсказуемость функционирования национального рынка лечебно-оздоровительных услуг. Кроме того, при функционировании данного рыночного механизма необходимо наличие конкуренции, в сочетании с защищенностью экономических интересов участников рынка, в том числе и зарубежом;

4. укрепление законности и общественного порядка, который будет про-

являться, прежде всего в эффективном противодействии разнообразным проявлениям «теневого» права в сфере лечебно-оздоровительного туризма;

5. обеспечение сохранности природ-но-рекреационных ресурсов (в том числе, туристических мест временного пребывания) для настоящих и будущих поколений граждан Российской Федерации;

6. содействие в формировании современной туристической инфраструктуры;

7. содействие государства, выражающегося в усилении роли и значения лечебно-оздоровительного туризма не только для физического, но и духовного развития граждан нашей страны;

8. помощь и поддержка в создании взаимовыгодного международного механизма сотрудничества и партнерства России и других зарубежных государств в сфере лечебно-оздоровительного туризма.

Важно отметить, что лечебно-оздоровительный продукт или услуга является важнейшим элементом маркетингового комплекса, который в свою очередь и определяет успешность маркетинговой деятельности в целом, в связи с чем характеристикам его деятельности уделяется достаточно пристальное внимание.6 Так одной из важнейших характеристик лечебно-оздоровительно продукта является качество. Под качеством лечебно-оздоровительных услуг можно понимать максимальное достижение удовлетворенности потребителей в период прохождения лечебно-оздоровительного процесса в соответствии с заявленными стандартами обслуживания.7

Так главной целью борьбы за качество со стороны лечебно-оздоровительных организаций является максимизация прибыли засчет предоставления качественных услуг, путем прогнозирования постоянно меняющихся потребностей потребителей.

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что государство должно своевременно разрабатывать эффективные стратегии деятельности отечественных лечебно-оздоровительных комплексов, которые в свою очередь должны соответствовать современным тенденциям развития рынка.

Важно отметить, что разработка подобного рода стратегий должна основываться на совершенствовании основных элементов управления качеством лечебно-оздоровительных услуг, которое также должно происходить со стороны государства.

Рис. 1. Модель управления качеством санаторно-курортных услуг9

Прежде чем говорить об основных перспективных направлениях деятельности, связанных с улучшением качества обслуживания в лечебно-оздоровительных организациях и контролируемых со стороны государства целесообразно выделить ряд требований, способных обеспечить достижение качества обслуживания в данной сфере. К основным требованиям можно отнести:8

1. Заинтересованность руководителей высшего звена. Как правило, улучшение качества работы и, соответственно, предоставляемых услуг, зависит от профессиональной заинтересованности со стороны руководителей ключевых структурных подразделений.

2. Профессиональное участие со стороны всех сотрудников лечебно-оздоровительной организации. Уровень качества от предоставляемых услуг напрямую зависит от подразделений, осуществляющих непосредственное взаимодействие с клиентами (пациентами), а не от службы управления качеством предоставляемых услуг. Данный отдел обеспечивает осуществляет общее руководство процессом, связанным с улучшением качества работы в целом и в том, числе качества предоставляемых услуг;

3. Соответствие и качество и проекции, исходя из требований потребителей. Качество в понимании клиента напрямую зависит от того были ли удовлетворены его конкретные индивидуальные потребности. К сожалению на сегодняшний день, большинство учреждений санаторно-курортного типа придерживаются традиций административной системы качества, в условиях которой качество обеспечивалось исходя из соответствия нормативным параметрам, например, техническому заданию, стандартам, техническим условиям и т.д. Необходимо, чтобы оценке потребностей клиента

все же не отводилась второстепенное значение;

4. Улучшения качества обслуживания со стороны организаций (турагенств и туроператоров), занимающихся непосредственно сбытом лечебно-оздоровительных услуг. На сегодняшний день руководство большинства организаций не просто осознает, но и прилагает некоторые усилия, связанные с формированием эффективных каналов сбыта, которые в свою очередь являются своеобразным связующим звеном с конечным потребителем.

Но тем не менее, со стороны государства необходимо формирование системы ценового контроля за дилерами, так как при любом недобросовестном поведении партнеров результатом является потеря имиджа и, соответственно, клиентов.

5. Внедрение системы мотивации персонала ценовыми и неценовыми способами. Материальное и моральное стимулирование сотрудников лечебно-оздоровительных учреждений является предпосылкой качественного выполнения ими своих профессиональных обязанностей. С учетом данных факторов необходимо проведение целого ряда мероприятий, связанных с улучшением качества оказания услуг в лечебно-оздоровительных организациях. Со стороны государства также должна происходить поддержка внутреннего маркетинга.

Прежде всего, необходимо разграничить обязанности главного врача лечебно-оздоровительного учреждения и менеджера. Так главный врач должен организовывать работу лечебно-оздоровительного учреждения таким образом, чтобы пациенту могли получить высококва-лифированную медицинскую помощь. Вопросами, касающимися управления финансами, земельными ресурсами, не-

движимостью и другими организационными вопросами, в том числе и маркетинговыми должен заниматься квалифицированный менеджер. Бесспорным остается тот факт, что главный врач не всегда грамотно осуществляет руководство объектом индустрии вследствие того, что он в первую очередь относится к категории медицинских работников.

Внедрением механизма, описанного выше, позволит осуществлять эффективное управление лечебно-оздоровительным учреждением.

В должностные обязанности этого сотрудника будут входить следующие обязанности:

■ защита репутации лечебно-оздоровительного учреждения. Это механизм будет реализовываться путем своеобразного ограждения потребителей от некачественного обслуживания;

■ тесное взаимодействие с администрацией лечебно-оздоровительного учреждения путем передачи сведений о месте, частоте и причинах появления дефектов в обслуживании;

■ анализ у процессов протекающих в лечебно-оздоровительном учреждении с целью контроля качества обслуживания.

Практическое осуществление данных требований, возможно только в том случае, когда существует механизм так называемой обратной связи между организацией и клиентами. Реализация данного механизма возможна с помощью основных методов получения информации о работе системы удовлетворенности клиента:

■ наблюдение и анкетирование гостей, учет жалоб и пожеланий гостей;

■ анализ различных финансовых показателей как лечебно-оздоровительного учреждения в целом, так и отдельных его подразделений;

Помимо лиц, отвечающих за обеспечение качества, действующих на постоянной основе, целесообразно не реже одного раза в месяц, собирать так называемый «Совет по обеспечению качества обслуживания», председателем которого является руководитель лечебно-оздоровительного учреждения.

Исходя из вышеперечисленных требований, предъявляемых к функционированию эффективной системы качества обслуживания лечебно-оздоровительной организации, целесообразно представить модель управления качеством лечебно-оздоровительных услуг, которая должна содержать следующие основные направления деятельности:

О £

Я

3

Г

2 е

8

Рис. 2. Структура и показатели оценки лечебно-оздоровительных организаций вследствие внедрения системы сертификации оказываемых услуг 10

сч из £

а

а

2 о

1. формирование государственной политики в области качества обслуживания туристической сферы;

2. анализ функционирования системы качества со стороны руководства;

3. документальное оформление системы качества путем разработки и ведение документации;

4. взаимодействие с потребителем с помощью указанных раннее методов;

5. контроль и оценка качества лечебно-оздоровительной услуги;

6. анализ соответствия качества ус-лугтребованиям потребителя;

7. осуществление корректирующих воздействий;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. подготовка кадров;

9. применение статистических методов.

Важно также отметить, что при разработке системы качества оказания услуг и модели управления ими необходимо также учитывать характеристики качества природно-рекреационных ресурсов региона, в рамках которого функционирует лечебно-оздоровительный комплекс.

Этот аспект является одним из основных компонентов устойчивого и стабильного развития предприятий.

Схематически модель управления качеством лечебно-оздоровительных услуг представлена на рис. 1.

Согласно представленной выше модели, деятельность лечебно-оздоровительного комплекса базируется на 4 ос-

новных элементах: пациент, обращающийся за услугой, непосредственно управленческий процесс, пациент во время и после оказания услуги, ресурсы.

Исходя из предложенной схемы, деятельность лечебно-оздоровительного комплекса может быть представлена в виде цикла, который включает в себя диагностику (под которой понимается идентификация требований потребителя), проектирование, планирование, предоставление и дальнейший мониторинг услуги, предоставленной клиенту.

Идентификация требований заключается в выявлении ожиданий пациентов, обратившихся за лечебно-оздоровительной услугой (элемент 1), а также в определении потребностей по результатам диагностики (элемент 5). Проектирование и разработка обслуживания (элемент 6) заключается в формировании перечня услуг (составлении курса лечения). Исходя из разработанных курсов и программ лечения, в лечебно-оздоровительном учреждении осуществляется планирование (элемент 7) и мониторинг услуг, чтобы наилучшим образом выполнить ожидания потребителей и заинтересованных сторон. Планирование проводится как при построении процедур обслуживания в целом по учреждению, так и по конкретной услуге для конкретного пациента. Предоставление услуг (элемент 8) заключается в самом процессе санаторно-курортного лечения в соответствии с за-

явленными планами лечения, требованиями законодательства и клиентов, стандартам здравоохранения, критериям аккредитации. В процессах управления и обеспечения ресурсами учреждение обеспечивает исполнителей (элементы 2, 4) соответствующим медицинским персоналом, помещениями, инструментами и оборудованием для проведения исследования, базами данных, энергетическими и другими ресурсами. Мониторинг (элемент 9) предусматривает контроль состояния пациентов в соответствии с нормативными требованиями, фиксируемыми в истории болезни, оценку результативности и эффективности лечения или другие управляющие действия, а также анализ удовлетворенности пациента и оценивание своевременности действий по его замечаниям.

Еще одним механизмом позволяющим повысить качество предоставляемых лечебно-оздоровительных услуг является внедрение механизма сертификации лечебно-оздоровительных услуг. Именно внедрение данного механизма позволит эффективно регулировать деятельность лечебно-оздоровительных комплексов.

Более того система сертификации лечебно-оздоровительных услуг даст возможность ранжировать все лечебно-оздоровительные организации исходя из их уровня комфортности и качества предоставляемых услуг. Кроме того, меха-

Менеджер туркомпании знает:

где есть радоновые Врач медицинского 1 ванны, лечебные грязи,

■ воды и т.д. центра знает: ■

какие "природные факторы" показаны при конкретном заболевании

Ч

Врач СКК знает:

в каком сочетании и по каким методикам назначать лечение

ч

Организация

лечебно-оздоровительного тура

Рис. 3. Механизм организации лечебно-оздоровительного туризма

н

низм сертификации услуг станет своеобразной основой для развития реестра сертифицированных лечебно-оздоровительных организаций, которая может в дальнейшем использоваться профессиональным сообществом руководителей и специалистов курортного дела в процессе аттестации и аккредитации в качестве официальных агентов курортного комплекса по приему отечественных и иностранных туристов (рисунок 12).

Сам процесс аккредитации санаторно-курортных организаций туристов является основой системы качества предоставляемых услуг.

Далее на основании аттестации, предлагается выдавать свидетельство об аккредитации, что позволяет создать реестр аккредитованных санаторно- курортных организаций субъекта Российской Федерации в разрезе каждого курортного города и района.

В соответствии с международным опытом, основные результаты от внедрения системы качества предоставляемых услуг в лечебно-оздоровительном учреждении должны заключаться в следующем:

■ для лечебно-оздоровительного учреждения - в формировании стабильной клиентской базы, что в свою очередь повлияет на устойчивость работы организации;

■ для руководителей структурных подразделений - в более эффективной и «прозрачной» системе управления качеством;

■ для персонала - в стремлении к профессиональной подготовке и переподготовке с учетом карьерных перспектив;

■ для пациентов - в повышении гарантий высокого качества обслуживания.

Еще одним аспектом, непосредственно связанным с модернизацией системы государственного регулирования лечебно-оздоровительного туризма в России, является поддержка организации лечебно-оздоровительного туризма с точки зрения внедрения новых субъектов рынка лечебно-оздоровительных услуг. В данном случае речь о создании специализированных туристических центров лечебно-оздоровительного профиля (обозначаемый далее как медицинский центр).

Так предоставление лечебно-оздоровительной услуги должно происходить путем взаимодействия медицинского центра, туркомпании (турагентства) и лечебно-оздоровительного комплекса (рисунок 13).

Исходя из необходимости реогани-зации лечебно-оздоровительного туризма, можно сделать вывод, что организация лечебно-оздоровительного туризма не может быть возложена только на турбизнес. В данном случае, безусловно, требуется вмешательство государства.

В связи с этим встает достаточно закономерный вопрос: в чем заключается успех лечебно-оздоровительного сектора туристической отрасли в странах Европы, имеющих схожие с Россией традиции курортного лечения?

Эффективная и достаточно широкая информационно-рекламная деятельность обеспечивает стабильный туристический поток в рамках сезонного лечебно-оздоровительного отдыха. Тогда как в межсезонье в лечебно-оздоровительных организациях проходят лечение граждане, проживающие на этих курорт-

ных территориях (то есть на территории данной страны).12

В данном случае прослеживается механизм государственно-частного партнерства, согласно которому происходит реализация программ полного или частичного финансирования лечебно-оздоровительного отдыха в тех странах, где традиции курортного лечения насчитывают не одно столетие. Так, например, в Германии, Италии, Словакии, Словении, Польше, Чехии нормативно-правовыми актами утверждены показания и противопоказания к курортному лечению, финансируемому за счет средств медицинского страхования.

К примеру, в Италии ингаляции с минеральной водой, грязелечение и минеральные ванны оплачиваются национальной системой здравоохранения частично, при этом для пациентов лечебно-оздоровительных учреждений в возрасте от 6 до 64 лет курс лечения стоит приблизительно " 50. Для пациентов в возрасте до 5 лет и старше 65 курс будет стоит примерно " 3,10 при семейном доходе не превышающем " 36.151,98 (цены по состоянию на конец 2015 г.).13

В указанном выше примере помимо иллюстрирования механизма государственно-частного партнерства налицо также интеграция лечебно-оздоровительного и медицинского туризма. 14

Так, например, в Италии каждый имеет право получить один раз в год курс лечения на курорте за счет Национальной службы здравоохранения, при заболеваниях, список которых утвержден законодательно Decreto Ministeriale DM 15 XII 1994 г.

В Словакии показания для курортного лечения определены в Законе № 577/2004 Zz. Один раз в год курортное лечение частично оплачивается за счет средств государственного медицинского страхования.

В Венгрии показания определены Указом EuM 74/199.(XII.25), конкретные заболевания определяет лечащий врач. Курортное лечение в соответствии с утвержденными стандартами для граждан Венгрии оплачивается из средств Национальной кассы медицинского страхования.

Необходимо также отметить, что курорты стран Европы объединены в национальные курортные ассоциации, каждая из которых обладает собственными интернет-ресурсами, на которых расположена информация о лечебно-оздоровительных комплексах, о методиках и способах лечения определенного заболева-

© 3

В

S

г

2 е

8

1

сч из £

Б

а

2 ©

ния или группы заболеваний, о показаниях для лечения на этом курорте и о противопоказаниях к курортному лече-

нию.15

В данном случае, налицо государственная поддержка маркетингового комплекса лечебно-оздоровительной отрасли. Ведь именно достоверная, профессиональная информация о возможностях реабилитации и оздоровления на курортах - единственный путь убедить человека за исцелением «поехать на воды», а не пойти в ближайшую аптеку.

Достоверную информацию могут представить только профессиональные объединения.

Подводя итоги всему вышесказанному целесообразно перечислить перспективные меры государственного регулирования и поддержки лечебно-оздоровительного туризма в Российской Федерации:

1. создание единого межведомственного органа государственного управления, в введение которого будет входить контроль за ведением федерального реестра организаций, оказывающих лечебно-оздоровительные услуги. Это обстоятельство связано с тем, что Министерство здравоохранения Российской Федерации, курирующий эту деятельность в настоящее время, сузило ее до вопросов медицинской составляющей. Ростуризм на сегодняшний лишь частично аспекты оздоровительного туризма;

2. разработка Федеральной целевой программы развития санаторно-курортной отрасли. Это в первую связано с тем, что предложенная Министерством здравоохранения России Концепция государственного регулирования санаторно-курортного дела, так и не получила статуса межведомственной и не прошла утверждения в Правительстве;

3. признание санаторно-курортного лечения страховым случаем и его включением в мероприятия обязательного и добровольного медицинского страхования;

4. стимулирование использования добровольного медицинского страхования для оплаты санаторно-курортной помощи на законодательном уровне путем увеличения доли отчисления от фонда оплаты труда. Кроме того, должно произойти изменение страховой базы, которое будет связано с оплатой полного объёма путевки, а не только ее медицинской составляющей;

5. Снижение налогового бремени на санаторно-курортные объекты (в части НДС), налога на землю и имущество, различного рода других сборов. Примене-

ние сезонных коэффициентов к размеру налоговых ставок в течение календарного года;

6. Отказ от так называемой единой путевки и вследствие этого осуществление оплаты только за фактически потребленные услуги.

Литература

1. Распоряжение Правительства РФ от 31.05.2014 N 941-р (ред. от 26.10.2016) «Об утверждении Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2020 года»

2. Федеральный закон от 24.11.1996 N 132-Ф3 «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017)

3. Концепция государственной политики развития курортного дела в Российской Федерации (решение коллегии Минздрава РФ № 11 от 24.06.2003 г. с изменениями от 04.03.2016)

4. Global Spa & Wellness Summit / The Global Wellness Tourism Congress Режим доступа: www.globalspaandwellnesssummit.org/

5. Алехина Е.Ю. К вопросу о состоянии нормативно-правового обеспечения курортной сферы // Вопросы курортологии, физиотерапии и лечебной физической культуры. - 2014. - № 3.

6. Билалов Б.А. Регулирование туристской деятельности. - Баку: Муртаджим, 2015

7. Драчёва Е.Л. Экономика и организация туризма: международный туризм: учеб. пособие для вузов , 6-е изд. пере-раб. и доп. - М.: Наука, 2015

8. Жукова М.А. Менеджмент организации. М.: Финансы и статистика, 2014.

9. Криворучко Л.В. Некоторые проблемы государственного регулирования санаторно-курортной и туристской сфер в России // Фундаментальные и прикладные проблемы приборостроения, информатики, экономики иправа: Научные труды IY международная научно-практическая конференция. Часть П. - 2014

10. Мировая экономика и международные экономические отношения [Электронный ресурс]: учебник для студентов бакалавриата, В.Б. Мантусов.- М.: ЮНИ-ТИ-ДАНА, 2015

11. Остроумов О.В. Продвижение российского турпродукта: возможности и реальность. М.: Финансы и статистика, 2017.

12. Разумов А.Н. Основные аспекты государственного регулирования санаторно-курортного рынка // Вопросы курортологии. 2015. № 11.

13. Селезнев В.Д. Рынок медицинских услуг и расходы населения // Научный журнал НИУ ИТМО. Серия «Экономика и экологический менеджмент». 2015. №14.

14. Трушкина Л.Ю. «Экономика и управление здравоохранением:учебник» ,6-е изд. Ростов н/Д, 2015

15. Черевичко Т.В. Экономика туризма [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Черевичко Т.В.- Электрон. текстовые данные.- М.: Дашков и К, Ай Пи Эр Медиа, 2015.- 264 е.- Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/6003.html.-ЭБС «^ЬооЬ»

Ссылки:

1 Распоряжение Правительства РФ от 31.05.2014 N 941-р (ред. от 26.10.2016) «Об утверждении Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2020 года»

2 Драчёва Е.Л. Экономика и организация туризма: международный туризм: учеб. пособие для вузов , 6-е изд. пере-раб. и доп. - М.: Наука, 2015

3 Федеральный закон от 24.11.1996 N 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017)

4 Мировая экономика и международные экономические отношения [Электронный ресурс]: учебник для студентов бакалавриата, В.Б. Мантусов.- М.: ЮНИ-ТИ-ДАНА, 2015

5 Алехина Е.Ю. К вопросу о состоянии нормативно-правового обеспечения курортной сферы //

Вопросы курортологии, физиотерапии и лечебной физической культуры. -2014. - № 3.

6 Трушкина Л.Ю. «Экономика и управление здравоохранением:учебник» ,6-е изд. Ростов н/Д, 2015

7 Билалов Б.А. Регулирование туристской деятельности. - Баку: Муртаджим, 2015

8 Жукова М.А. Менеджмент организации. М.: Финансы и статистика, 2014.

9 Остроумов О.В. Продвижение российского турпродукта: возможности и реальность. М.: Финансы и статистика, 2017.

10 Концепция государственной политики развития курортного дела в Российской Федерации (решение коллегии Минздрава РФ № 11 от 24.06.2003 г. с изменениями от 04.03.2016)

11 Криворучко Л.В. Некоторые проблемы государственного регулирования санаторно-курортной и туристской сфер в России // Фундаментальные и приклад-

ные проблемы приборостроения, информатики, экономики иправа: Научные труды IY международная научно-практическая конференция. Часть П. - 2014

12 Селезнев В.Д. Рынок медицинских услуг и расходы населения // Научный журнал НИУ ИТМО. Серия «Экономика и экологический менеджмент». 2015. №14.

13 Разумов А.Н. Основные аспекты государственного регулирования санаторно-курортного рынка // Вопросы курортологии. 2015. № 11.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14 Global Spa & Wellness Summit / The Global Wellness Tourism Congress Режим доступа: www.globalspaandwellnesssummit.org/

15 Черевичко Т.В. Экономика туризма [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Черевичко Т.В.- Электрон. текстовые данные.- М.: Дашков и К, Ай Пи Эр Медиа, 2015.- 264 с.- Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/6003.html.— ЭБС «IPRbooks»

Modernization of the system of state regulation of medical and health tourism in Russia in the framework of import substitution Vasyuta E.A., Ovakimyan M.A. Russian Presidential Academy of National Economy

and Public Administration Since ancient times, health remains one of the most critical values that draws close attention at the modern stage of development. Based on the Concept of long-term socio-economic development of the Russian Federation until

2020, the formation of values associated with the development and maintenance of a healthy lifestyle is one of the priorities of state policy. The individual's fast-paced lifestyle is driven by the fact that the travels that mainly pursue health and recreation goals are highly significant, including in the territory of the Russian Federation.

Russia is a huge country with a great economic potential, and for its economy to function effectively, it needs centralized management of all sectors of the economy and, in particular, the social sphere, which includes tourism.

As the development of the world and Russian economy of recent years has shown, the issues of improvement and development of public administration in the economic complex of the country remain relevant. A strong economy needs state support.

The article is related to necessity of government interference in tourism industry activity by means of different regulation methods for more efficient activity and development.

Keywords: medical tourism, recreation, tourist infrastructure, social and economic development, state regulation, import substitution

References

1. The instruction of the Government of the Russian

Federation of 31.05.2014 of N 941-p (an edition of 26.10.2016) «About the approval of the Strategy of development of tourism in the Russian Federation until 2020»

2. The federal law of 24.11.1996 N 132-FZ «About

bases of tourist activities in the Russian Federation» (with amendment and additional, вступ. in force from 01.01.2017)

3. The concept of state policy of development of

resort matter in the Russian Federation (the decision of board of the Russian Ministry of Health No. 11 of 24.06.2003 with changes of 04.03.2016)

4. Global Spa & Wellness Summit / The Global

Wellness Tourism Congress Режим доступа: www.globalspaandwellnesssummit.org/

5. Alekhina E.Yu. To a question of a status of

normative legal support of the resort sphere/ /Questions of balneology, physical therapy and medical physical culture. - 2014. - No. 3.

6. Bilalov B.A. Regulation of tourist activities. - To

a tank: Murtadzhim, 2015

7. Drachiova E.L. Economy and organization of

tourism: international tourism: studies. the manual for higher education institutions, the 6th prod. reslave. and additional - M.: Science, 2015

8. Zhukova M. A. Management of the organization.

M.: Finance and statistics, 2014.

9. Krivoruchko L.V. Some problems of state

regulation of sanatorium and tourist spheres in Russia//Fundamental and application-oriented problems of instrument making, informatics, economy of an iprav: Scientific works of IY international scientific and practical conference. Part P. - 2014

10. World economy and international economic relations [An electronic resource]: the textbook for students of a bachelor degree, V.B. Mantusov. - M.: UNITY-DANA, 2015

11. Ostroumov O.V. Advance of the Russian tourist's product: opportunities and reality. M.: Finance and statistics, 2017.

12. Razumov A.N. Main aspects of state regulation of the sanatorium market//balneology Questions. 2015. No. 11.

13. Seleznyov V. D. Market of medical services and expenditures of the population//NIU ITMO Scientific log. «Economy and Ecological Management» series. 2015. No. 14.

14. Trushkina L.Yu. «Economy and control of health

care: textbook», 6th prod. Rostov N / fl, 2015

15. Cherevichko T.V. Tourism economy [An electronic resource]: Manual / Cherevichko T.V. - the Electron. text data. - M.: Dashkov and To, Ai Pi Er of Media, 2015. - 264 with. - the Access mode: http:// www.iprbookshop.ru/6003.html. - EbS «IPRbooks»

О

3

В

s

ff

2 e

8

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.