Научная статья на тему 'Модернизация российской социально-экономической системы: системный подход'

Модернизация российской социально-экономической системы: системный подход Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
312
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД / МОДЕРНИЗАЦИЯ / ИННОВАЦИИ / ФАКТОРЫ И НАПРАВЛЕНИЯ МОДЕРНИЗАЦИИ / ГРУППЫ ИНТЕРЕСОВ / СТРАТЕГИЧЕСКИЕ АЛЬТЕРНАТИВЫ / ПРОГНОЗИРОВАНИЕ / SOCIO-ECONOMIC SYSTEM / INTEGRATED APPROACH / MODERNISATION / INNOVATIONS / FACTORS AND AVENUES OF MODERNISATION / GROUPS OF INTEREST / STRATEGIC ALTERNATIVES / FORECASTING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Прокин Валерий Васильевич

Рассматриваются теоретические и методологические предпосылки системного анализа и моделирования модернизации современного российского общества. Уточняются концепты модернизации и инновации, определяются глобальные факторы российской модернизации, ее политико-экономическая, технологическая, отраслевая и социальная структуры, стратегические проблемы и альтернативы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERNISING THE RUSSIAN SOCIO-ECONOMIC SYSTEM: AN INTEGRATED APPROACH

The paper portrays theoretical and methodological grounds for the integrated approach and modelling of the Russian society modernisation. The concepts of modernisation and innovation are discussed; major factors of Russia's modernisation are observed. Its politic, economic, technological, sectoral and social structures, as well as strategic issues and alternatives are uncovered.

Текст научной работы на тему «Модернизация российской социально-экономической системы: системный подход»

В.В. Прокин

Пермский государственный технический университет

МОДЕРНИЗАЦИЯ РОССИЙСКОЙ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ: СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД

Рассматриваются теоретические и методологические предпосылки системного анализа и моделирования модернизации современного российского общества. Уточняются концепты модернизации и инновации, определяются глобальные факторы российской модернизации, ее политико-экономическая, технологическая, отраслевая и социальная структуры, стратегические проблемы и альтернативы.

Ключевые слова: социально-экономическая система, системный подход, модернизация, инновации, факторы и направления модернизации, группы интересов, стратегические альтернативы, прогнозирование.

Актуализация темы «модернизация» как предмета общенаучного дискурса очевидна. В «Стратегии-2020», Послании Президента РФ Федеральному собранию, законодательных и правительственных решениях последнего времени сформированы основные стратегические цели, задачи, средства и способы общенационального проекта под названием «Модернизация России». Эта тема стала основной для научного сообщества, многочисленных форумов и конференций технологического, экономического, политического профилей. Все более очевидной становится необходимость системного подхода к модернизации в ее теории и практике. Однако чаще всего эта системность модернизации общества понимается упрощенно как механическая система прогрессивного развития его отдельных сфер: технологии, экономики, политики, права, образования, социума. С нашей точки зрения, системность модернизации - это не только органическая взаимосвязь и взаимодействие модернизационных процессов в этих сферах, но и формирование в результате их синергии новых системных качеств и уровней модернизации социетально-го характера. Отсюда следует и необходимость междисциплинарных исследований модернизации. В данной работе взаимосвязь технологической, экономической и социальной модернизации рассматривается как общий системный предмет и метод исследования, а также как системный объект и результат общественной практики.

1. Концепты модернизации

Многозначность термина «модернизация» требует уточнения его значения. Наиболее часто модернизацию любого объекта понимают как процесс его обновления или осовременивания. В рамках теории социальных изменений модернизация - это «сложная совокупность экономических, социальных,

культурных, политических перемен, происходящих в обществе в связи с процессом индустриализации, освоения научно-технических достижений» [1].

В более широком определении модернизация - общественный процесс, включая индустриализацию, в ходе которого несовременные и развивающиеся общества становятся современными и развитыми, то есть модернизированными [2]. Термин «модернизация» в классической социологии концептуализировался под углом зрения различных социальных процессов: Дюркгей-мом - как процесс социальной дифференциации, Вебером - как процесс рационализации, Марксом - как процесс развития рынка и капитализма. В современной структурно-функционалистической теории выделяются следующие главные признаки модернизации:

• противопоставление современного общества традиционному, которое препятствует экономическому развитию;

• развитие через эволюционные стадии, идентичные для всех обществ;

• существование модернизаторских элит и групп поддержки внутри общества или модернизация извне внедрением капитала, институтов, моделей социализации и образования;

• преодоление, а также замена традиционных ценностей, враждебных к социальному изменению и экономическому развитию, нейтрализация сопротивления оппозиции реформам, «модернизационного оппортунизма»;

• существование в развивающихся странах дуалистичной экономики и дуалистичных обществ: традиционных и модернизируемых;

• не только консенсус, но и конфликт, диалектика взаиморазвития «модернизаторов» и «традиционалистов», «западников» и «почвенников», города и села, столиц и провинций, метрополий и колоний, высокотехнологичных и низкотехнологичных экономик и социумов.

Важной методологической проблемой является уточнение соотношения значений терминов «модернизация» и «инновационизация» (последний термин предложен автором как рост инноваций в данной социальной системе).

Проведенный автором анализ существующих определений данных процессов выявил их следующие основные концепты:

- модернизация в узком смысле (М1) как обновление общества данного вида на основе передовых современных образцов техники, технологии, бизнес-процессов;

- модернизация в широком смысле (М2) как добавление к М1 собственно инновационных процессов, внедрения в практику новых открытий, изобретений и т.п.;

- инновационизация в узком смысле (И1) как внедрение в производство и рынок того, чего в них еще никогда не было;

- инновационизация в широком смысле (И2) как добавление к И1 модернизации в узком смысле ( М1 ).

Такое двойственное определение инноваций может закладываться в методологию современных исследований. Так, авторы исследований инновационной активности крупного бизнеса в России в 2010 году подчеркивают, что инновационная деятельность компаний может трактоваться в узком и широком значениях. В узком смысле это внедрение принципиально новых для мирового (глобального) рынка или существенно улучшенных продуктов и услуг, технологий производства и бизнес-процессов. В широком значении инновации включают также модернизацию как заимствование и адаптацию уже имеющихся продуктов и технологий [3].

В большинстве случаев, напротив, авторы трактуют инновационизацию как составляющую процесса модернизации. Такое же ее широкое понимание характерно для президентской стратегии модернизации (формула «четыре И» Д.А. Медведева) и ее правительственной стратегии [4]. Таким образом, логические формулы расширенных дефиниций данных процессов можно выразить двумя простыми формулами:

М2 = М1 + И1;

и2= и + м2.

В любом случае в такой концептуальной модели модернизация и инновация понимаются как противоположности, которые могут синтезироваться.

Мы можем предложить и другую логику соотнесения этих процессов (рисунок). В ней модернизация противопоставляется не инновациям, а архаизации общества как процессу ее перехода к более древним формам.

Модернизация (М)

Репродукция

(Р)

РМ ИМ

РА ИА

Инновация(И)

Архаизация (А)

Рис. Типы модернизации и архаизации общества

Одна из основных форм современной архаизации - деиндустриализация страны (региона).

Инновации как форме развития общества строго противостоит ее репродукция как воспроизводство уже внедренного в социальную практику ресур-

са (технологии) и товара. Комбинация выделенных процессов дает их четыре основных сложных типа:

РА - репродукция архаизации общества;

РМ - репродукция модернизации общества;

ИА - инновационная архаизация общества (как открытие новых форм этого процесса, например в постсоветской России);

ИМ - инновационная модернизация.

В стадии репродуктивной модернизации находятся так называемые «догоняющие общества», в стадии инновационной модернизации - «общества-лидеры» в сфере технологических, продуктовых, социальных инноваций.

В рамках линейной модели развития общества, в которой его отдельные виды представляют собой стадии его движения по шкале научно-технических и социально-экономических новаций и инноваций, можно выделить следующие виды:

- архаизируемое общество, в котором доминируют процессы архаизации;

- репродуктивное общество, в котором осуществляется простое воспроизводство не количества, а качества производимых и потребляемых ресурсов, технологий, продуктов и услуг, социальных институтов и ценностей;

- модернизируемое общество, в котором доминируют процессы внедрения в производство и рынок уже освоенных экономиками - лидерами нового вида благ;

- инновационное общество, ориентированное на открытия (изобретения) и их рыночную и общественную реализацию.

2. Основные векторы модернизации социально-экономической

системы

Проведенный выше концептуальный анализ модернизации позволяет перейти к содержательному анализу ее структуры и основных векторов ее динамики. Методологическими основаниями такого анализа могут быть формационная или цивилизационная модели социетальной системы. Не вдаваясь в дискуссии о преимуществах и недостатках этих способов моделирования структуры общества, примем за аксиому их определенное тождество. При этом формационная модель должна выражать сложную диалектику взаимовлияния материально-технической базы, экономического базиса и «надстройки», в котором общественное сознание выступает регулятором и драйвером общественного бытия.

Отсюда следует следующая логика анализа структуры и векторов формационно-цивилизационной модернизации:

1) модернизация «надстройки» российского общества, его культурнодуховных ориентиров, потенциалов и функционалов;

2) модернизация политико-экономического базиса общества как системы имущественных, производственных и распределительно-накопительных отношений, образующих социально-экономический строй;

3) модернизация материально-технической базы, а также системы технико-экономических и организационно-экономических отношений, институтов и форм деятельности, в том числе рыночных и плановых. В этой логике каждый последующий уровень модернизации социетальной системы - средство и условие реализации предыдущего вышестоящего в формационной пирамиде уровня.

2.1. Социально-духовная (культурная) модернизация. Именно этот высший формационно-цивилизационный уровень модернизации задает ее стратегическую генеральную цель (миссию) общественного и человеческого развития. Объектами модернизации здесь выступают общественные и личностные идеалы, идеологии, формы сознания прошлого, настоящего и будущего. Для модернизации России, как и всего мира, необходимы идеи, обращенные в социальное будущее, не только его социальное прогнозирование, но и конструирование в виде проектов будущего более прогрессивного общества [9. С. 4-9].

Диалектика модернизационного проекта будущего общества и будущей личности - в необходимости его основания в историческом прошлом и настоящем, в желании преодоления существующих социальных и личностных пороков, язв, болезней, аномий. Атомизированные, разделенные, вульгарно-прагматизированные, гедонизированные, примитивизированные общество личностей и личность общества, их дегуманизация и десоциализация должны быть устранены («Карфаген должен быть разрушен»!) и заменены своими противоположными, а следовательно, исторически прогрессивными формами гуманизированного, социализированного, креатизированного «личностного общества», в котором каждый выступает одновременно и целью, и средством реализации каждого другого.

2.2. Политико-экономическая модернизация. Реализация высшей социально-духовной (ценностной) модернизации общества невозможна без модернизации его экономического базиса и соответствующего ему политического устройства. Все предлагаемые проекты российской модернизации в основном предполагают консервацию существующей в современной России модели капиталистической социально-экономической системы с теми или иными вариантами и факторами ее «улучшения». Но такая реформаторская модернизация базиса требует выбора какой-то его эталонной модели, приближение к которой и будет такой модернизацией. Исторический набор таких базисных моделей включает в себя частный, государственный, социализированный (Швеция, Франция, Австрия) виды капитализма; государственный (СССР), кооперативный или рыночный социализм (Китай). Современный

кризис показал бесперспективность ориентации на западную англосаксонскую модель капитализма (США, Великобритания). Ее базис (производственные отношения) уже не в состоянии обеспечивать устойчивый рост базы (производительных сил) и социальное развитие. Гипертрофический рост финансового капитала и финансовых спекулятивных операций на мировых и национальных рынках привел к двум критическим последствиям:

1) основное производственное отношение «эксплуатация наемного труда капиталом» приобрело глобальный характер эксплуатации всего населения финансово-промышленным капиталом, причем население через рынок основных и производных ценных бумаг и денег само втянуто в спекулятивные операции как массовый игрок;

2) отрыв финансового сектора от реального, и гигантская гипертрофия финансовых потоков относительно реальных потоков (материальных и трудовых) благ ведет к тотальной дерегуляции мировой и национальной экономик; поэтому в качестве рецептов их спасения предлагаются новые модели «честного капитализма», планово-регулируемого капитализма» (Н. Саркози, А. Меркель и др.).

Можно согласиться с тезисом, что если «Россия выбирает вариант развития как на западе... значит, она выбирает вариант вхождения в кризис. России нужен ... свой идеал общественного устройства, своя социальная система, которая не привносится извне. Она может сформироваться на основе внутренних предпосылок, не умаляя роли внешнего фактора.» [9. С. 3].

Такими внутренними предпосылками являются успешный прогрессивный опыт СССР (государственный социализм с элементами рынка) и опыт постсоветской модели российского капитализма с элементами государственного регулирования. Внешним относительно эталонным фактором выступает удачный опыт интенсивного экономического и социального роста Китая (модель государственно-рыночного капитализированного социализма).

Тем не менее, основным объектом базисной модернизации остается основное базисное отношение «труд-капитал», которое может модернизироваться в пользу капитала либо в пользу труда (радикальные модели базисной модернизации), либо одновременно в интересах обеих контрагентов базисного отношения (конвергентная, компромиссная модель). Однако и выбор последнего варианта базисной модернизации все равно требует определения ее приоритетного доминирующего вектора, каковым, с нашей точки зрения, должны быть последовательное социализирование рыночной экономики на основе ренационализации ее стратегических секторов и самого приватизированного, во многом коррумпированного российского государства, реализации принципа демократического централизма.

В современной России крупный капитал предлагает модернизацию социально-трудовых отношений в сторону ужесточения Трудового кодекса,

расширение прав работодателей по удлинению рабочего дня до 12 часов без оплаты сверхурочных работ, заключению срочных трудовых договоров (проект Российского союза промышленников и предпринимателей). Профсоюзы в лице Федерации независимых профсоюзов работников (ФНПР) и других организаций, напротив, выступают за модернизацию в виде радикального повышения минимального и среднего размера заработной платы, расширения прав наемного труда в сфере занятости и условий труда, повышения ответственности работодателей за нарушения Трудового кодекса и коллективных договоров.

В конечном счете речь идет о модернизации системы социального партнерства труда и капитала в направлении полной реализации принципов социального равенства, социальной справедливости и ответственности бизнеса.

2.3. Технолого-экономическая модернизация. Этот уровень модернизации является средством и условием реализации «надстроечной» и базисной модернизации общества. Поэтому параметры модернизирования техники, технологии, организации производства, обмена и распределения благ, труда, денег и ценных бумаг должны соответствовать параметрам социальнодуховной и политико-экономической модернизации.

Особенность технологической модернизации национальной экономики -ее обусловленность параметрами глобального рынка и мировыми трендами в развитии инновационной экономики.

В докладе Национального разведывательного совета США прогнозируется, что к 2025 году доля БРИК сравняется с долей «Большой семерки» в мировом ВВП. Крупнейшими экономиками будут в нисходящим порядке: США, Китай, Индия, Япония, Германия, Великобритания, Франция, Россия. Страны БРИК еще больше увеличат свою глобальную роль в следующих областях:

Бразилия - агропромышленный комплекс и шельфовые разработки;

Россия - энергетика и металлургия;

Индия - услуги в информационных технологиях;

Китай - сталелитейная промышленность, бытовая техника, телекоммуникационное оборудование.

Одним из ведущих факторов глобального развития стран является эффективность национальной инновационной системы (НИС), которая обеспечивает превращение интеллектуальных идей в коммерческий продукт в масштабах и интересах национальной экономики. По данным исследований НИС США эффективность НИС обеспечивают девять факторов: подвижность капитала, гибкость резерва рабочей силы, восприимчивость правительства к бизнесу, технологии передачи информации, инфраструктура развития в частном секторе, система законов по охране интеллектуальной собственности,

доступный научный и человеческий капитал, маркетинговые навыки, общекультурные склонности к творчеству.

Ожидается, что к 2020 году США сохранят доминирующую позицию в трех областях НИС: защита прав интеллектуальной собственности, компетенции бизнеса в стимулировании инноваций, поощрение творческого труда. Китай и Индия почти достигнут паритета с США в двух областях: в научном и человеческом капитале и правительственной поддержке бизнес-инноваций [10. С. 38-45].

Компании Китая, Индии и других крупных развивающихся стран, включая Россию, обладают уникальной возможностью стать первыми по развитию множества новых технологий, поскольку они не ограничены историческими шаблонами развития.

К прогнозируемым технологических прорывам к 2025 году относятся:

• повсеместное использование компьютеров с доступным подключением и сетями по всему миру;

• технологии «чистой воды», в том числе с использованием химических свойств наночастиц и наноматериалов;

• технологии хранения энергии как надежной альтернативы невозобновляемым природным ресурсам;

• биогеронтологии, в том числе воздействующие на структуру ДНК, ДНК-лекарства;

• технологии «чистого угля» - различные процессы улавливания и сокращения в выбросах содержания углерода (CCS) и блокирования выбросов в атмосферу СО2, превращение угля в синтетический горючий газ, а последний - в различные углеводороды;

• технологии увеличения естественных сил человека - механические и электронные системы, которые дополняют и обеспечивают физические способности человека (съемные экзоскелеты и т.п.);

• технологии биотоплива - производства этанола из растительной массы (злаков, древесины, водорослей);

• сервисная робототехника - роботы и автоматы для промышленного и непромышленного применения;

• технологии повышения уровня человеческих познавательных (когнитивных) способностей - био- и информационные технологии, улучшающие человеческие и интеллектуальные функции на каждой стадии жизни человека [10. С. 102-113].

Прогноз каждого технологического рывка основывается на учете его главных движущих сил и барьеров, а также включает в себя оценку степени и характера влияния этого технологического сдвига на мировое сообщество,

отдельных мировых игроков и «правила игры» в мировой порядок и устойчивое развитие. Например, главными движущими силами развития технологий увеличения естественных сил человека можно считать потребности в дополнительной силе, выносливости и физической безопасности, в дополнительной помощи людям с физическими недостатками и престарелым, в уменьшении зависимости от ручного труда, а главными барьерами - стоимость производства, неопределенность в оценке экономической выгоды, человеческие предубеждения и т.п. Использование таких биомеханических устройств придают человеку сверхчеловеческие силы и выносливость, инвалидам и престарелым возможность выполнять определенную работу без посторонней помощи, а также позволит повысить производительность и качество труда, эффективность боевых операций наземных вооруженных сил.

Экономическая модель современной России - экспортно-сырьевая, характерная для многих стран, имеющих богатые запасы сырьевых ресурсов. По доле доходов от сырьевого экспорта в ВВП и в госбюджете Россия сравнивается с Нигерией, Анголой и Венесуэлой и уже значительно превосходит Бразилию. Россия - единственная страна - член БРИК, которая превращается из индустриальной экономики в сырьевую.

Главный источник национального дохода в сырьевой (ресурсной) экономике - природная рента, реализация через экспорт сырья и продуктов его первичной переработки, а не производительный труд. Трансформация сырьевых экспортных доходов в потребительский внутренний спрос, преимущественно на импорт, а не на технологическое развитие экономики, порождает ее так называемую «голландскую болезнь», ведущую ее к деградации.

Другими недостатками этой модели являются:

• сильная зависимость экономики от конъюнктуры мировых товарных рынков;

• основные субъекты (собственники и топ-менеджеры) такой экономики

- государство и сверхкрупные сырьевые компании, доля которых в ВВП постоянно растет (так, в 2003 году доля выручки 500 крупнейших компаний России в номинальном ВВП составляла 58 %, в 2008 году - уже 76,3 %);

• развитие обрабатывающих высокотехнологичных секторов экономики не является приоритетом, что определяет низкую инвестиционную активность не только в обрабатывающем бизнесе, но и в сырьевом;

• экспортные сырьевые денежные потоки оказывают инфляционное давление на экономику, а антиинфляционная фискальная политика правительства негативно влияет на инвестиционный климат. Так, по результатам исследования Всемирного банка «Doing Business», по комфортности ведения бизнеса Россия занимает только 120-е место из 183 [11. С. 73];

• централизация экспортных сырьевых доходов в госбюджете ведет к чрезмерной зависимости социальной сферы от государства; для поддержания социальной стабильности государство увеличивает свои расходы даже во время кризиса, несмотря на уменьшение своих доходов;

• растет социальное расслоение: уровень доходов в сырьевом секторе в несколько раз выше, чем доходы в несырьевых секторах;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• возникает опасность пределов роста сырьевой экономики страны;

Это выражается в следующих явлениях:

1) ежегодная добыча нефти на месторождениях Западной Сибири сокращается на 4-5 %;

2) прибыль и рентабельность большинства компаний сырьевого сектора в последние годы снижается, несмотря на частичное восстановление сырьевых цен в 2009-2010 годы. Высокая рентабельность этих компаний в предшествующий период объясняется низкой стоимостью их приватизации, а не уровнем производительности труда, который крайне низок;

3) привлеченные сырьевыми компаниями средства в виде кредитов государственных банков и на международных рынках капиталов используются не на прямые инвестиции в развитие высокотехнологичной производственной базы, а на слияния или поглощения и пополнение оборотного капитала.

Модернизация отраслевой структуры экономики (внутренней и внешней) -это переход к экономической модели высокотехнологичного инновационного спроса и предложения, обеспеченных достаточными инвестициями. Недостаточность внутреннего инновационного спроса будет вести к перемещению интеллектуального капитала и продукта российских ученых и изобретателей за границу. Продукция «Сколково» или «Роснано» в виде патентов будет продаваться за границу как интеллектуальное сырье для развитых экономик. Россия по-прежнему будет, по преимуществу, сырьевым экспортером, только расширит линейку сырьевых товаров за счет интеллектуальных товаров и услуг.

2.4. Социальные риски и безопасность технологической модернизации. Высокотехнологичная модернизация создает новые современные производства, радикально повышает производительность труда и сокращает непродуктивные старые рабочие места ручного и полумеханизированного труда. На настоящий момент производительность труда в России ниже, чем в развитых странах, в три-пять раз. Технологическая модернизация призвана ликвидировать этот разрыв, но в результате получается противоположный социальный эффект:

• работники, занятые на модернизированных рабочих местах, обогащают содержание и условия труда, повышают уровень образования и квалификации, а также свои доходы и перспективы личного роста;

• работники, вытесненные в результате технологической модернизации и не соответствующие ее высоким профессиональным требованиям или соответствующие, но не нашедшие свободных модернизированных рабочих мест, превращаются в безработных и усиливают напряженность на национальном или региональном рынках труда.

По данным АНХ при Правительстве РФ, в настоящее время в негосударственном несырьевом секторе занято 51,7 млн чел., а производительность труда в нем в среднем в 3,9 раза ниже, чем в странах ЕС. Следовательно, при ее росте до среднеевропейского уровня в указанном секторе российской экономики потеряют работу 38 млн чел. Именно для них необходимо создавать высокопроизводительные рабочие места в секторе высоких технологий и в сфере услуг. Чтобы представить объем необходимых для этого инвестиций, надо иметь в виду, что средняя численность занятых на российских предприятиях (без малого предпринимательства, бюджетных, финансово-кредитных и страховых организаций) - 350 чел. Таким образом, для трудоустройства 38 млн чел. в течение, например, 10 лет, необходимо создать более 100 тыс. новых предприятий, то есть фактически удвоить их количество [11. С. 75].

3. Стратегические вопросы и альтернативы российской модернизации Системный подход к модернизации означает не только выделение ее формационно-цивилизационных уровней, но и выявление их устойчивых взаимосвязей, взаимовоздействия социально-культурной, политико-экономической и технолого-экономической модернизаций, а, следовательно, их интеграцию в системную модернизацию российского общества. Эта интеграция модернизаций реализуется в системе стратегического проектирования, планирования и регулирования общества как целостного объекта и субъекта своего исторического прогрессивного развития. При этом необходимо ответить на следующие стратегические вопросы.

1. Что модернизировать? В широком системном определении объектом модернизации выступает вся социетальная система со всеми ее подсистемами, их взаимосвязями и взаимодействиями. В узком смысле объектом можно выделить социальную подсистему (социум), которая модернизируется вместе с другими подсистемами: экономикой, политикой, правом, культурой, образованием. Проблема заключается в слабой разработке предметной области социетальной и специально социальной модернизации России.

Методологическим барьером здесь выступает гиперплюрализация теоретических моделей социальной системы и динамики, их слабая когерентность. Наиболее очевидный обьект социальной модернизации - социальноклассовая структура российского общества. В «Стратегии-2020» одна из основных целей - доведение доли «среднего класса» до 60-70 % против нынешней 20-30 %.

2. Куда модернизировать? В отличие от технологических и экономических стратегические цели социетальной модернизации менее определенны. И все же главной альтернативой представляются не такие векторы, как «либерализация» или «консерватизация» общества, а выбор между проектами его дальнейшей «социализации» или «капитализации». Диалектическое решение этой дилеммы, на наш взгляд, в развитии общества конвергентного, синтезированного типа с сильным и эффективным общественным сектором и государственным регулированием свободного частного экономического и социального предпринимательства, ориентацией на социальное развитие населения и каждой личности [5].

3. Для кого и с кем модернизировать? В последние десятилетие в России осуществлялся проект «приватизированной модернизации» в пользу правящего олигархата, капитал и власть имущих. Поэтому альтернативой этому проекту необходимо считать «национализацию модернизации», которая реализуется в пользу всей нации и при ее активном участии. Актуальная научная проблема - моделирование такой «нации-модернизатора». Инерционная модель развития имеет солидную базу поддержки в разных слоях общества. Это силы прошлого, контрагенты модернизации. К ним, как отмечает президент Медведев в своей интернет-статье «Россия, вперед!», относятся «влиятельные группы продажных чиновников и ничего не предпринимающих предпринимателей ... они собираются до скончания века выжимать доходы из остатков советской промышленности и разбазаривать природные богатства, принадлежащие всем нам».

Однако в последнее время либерал-модернизаторы пытаются максимально расширить социальную базу «модернизационного оппортунизма» до границ всего населения. По мнению Игоря Юргенса, советника президента РФ, «народ российский не годится для модернизации страны. Его общин-ность и архаика могут быть преодолены не раньше 2025 года» [6]. Директор Центра исследований постиндустриального общества Владислав Иноземцев сформулировал данную проблему в виде следующего парадокса: делать сегодня модернизацию, которая будет против интересов большинства, - безумие, делать в интересах большинства - преступление [7].

4. Как проводить модернизацию? Во-первых, альтернативными являются проекты «догоняющей» и «опережающей» модернизации. Сторонники первой (академик РАН В. Полтерович и др.) уповают на заимствование мо-дернизационных ресурсов у развитых стран. Сторонники «опережающей» модернизации считают, что Россия еще обладает достаточным модернизаци-онным потенциалом для выхода на длинную волну роста на базе пятого и шестого технологических укладов [8]. Во-вторых, альтернативны по своей сущности варианты тотальной и частичной, повсеместной и «точечной» модернизации. Последняя предполагает приоритетное выделение ресурсов на

«локомотивы инновационного роста» («Роснано», «Сколково», национальноисследовательские университеты). С нашей точки зрения оптимальное решение состоит в диалектическом синтезе и компромиссе этих противоположных проектов с учетом стратегических целей и ресурсов российской модернизации. Вместе с тем масштаб задач неоиндустриализации и инновационного развития всех отраслей и сфер жизнедеятельности общества настолько велик, что он требует концентрации и мобилизации всех финансовых, человеческих, капитальных, информационных и предпринимательских ресурсов, которая не под силу «частному обществу» с его гиперприватизированными и атомизи-рованными экономикой и социумом. Поэтому решающим фактором реальной модернизации становится ренационализация стратегической экономики и социальной сферы и их стратегического управления, переход от приватизированного и коррумпированного государства к действительно общенациональному социальному государству.

Список литературы

1. Смелзер Н. Социология: пер. с англ. - М.: Феникс, 1994. - С. 656.

2. Большой толковый социологический словарь (Collins). Т. 1: пер. с англ. - М.: Вече, АСТ, 1999. - С. 434-435

3. Жога Г. На радость и на зависть // Эксперт-Урал. - 2010. - № 32. -С.10-13.

4. Набиулина Э.О приоритетах экономической политики в 2010 г. // Экономист. - 2010. - № 6. - С. 3-13.

5. Цагалов Г. Модель для России. - М.: Международные отношения, 2010. - 456 с.

6. Поляков В. Народ мешает? // Лит. газ. - 2010. - 22-28 сент. - С. 2

7. Закатнова А. Спасение мозгов // Рос. газета. - 2010. - 30 сент.

8. Глазьев С. Какая модернизация нужна России // Экономист. - 2010. -№ 8. - С. 3-17.

9. Стегний В.Н. Прогнозирование будущей социальной модели развития России // Вестник ПГТУ. Социально-экономические науки. - 2010. - № 5 (24). - С. 3-13

10. Мир после кризиса. Глобальные тенденции - 2025: меняющийся мир: [доклад Национального разведывательного совета США]. - М.: Европа, 2009.

11. Модернизация экономики России: кардинальное улучшение инвестиционного климата: [экономический доклад Общероссийской общественной организации «Деловая Россия»] // Вопросы экономики. - 2010. - № 10. -

C. 68-89.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.