УДК 330.342.2+338.244 © Кондаков И.А.
Модернизация российской экономики как императив инновационного развития страны в будущем*
В статье обобщены подходы к определению категории «модернизация экономики», выявлены общие и специфические её черты. Рассмотрены основные стратегии развития модер-низационных и инновационных процессов, представлена классификация экономической модернизации в зависимости от пути её осуществления и характера обновления производства. Обоснована необходимость модернизации российской экономики, сформулированы цель, задачи и приоритетные направления её проведения. Аргументировано, что России необходима новая индустриализация (при активном и слаженном участии государства, бизнеса, науки и общества), заключающаяся в создании конкурентоспособной промышленности, выпускающей необходимую для страны продукцию.
Российская экономика, модернизация, инновационный путь развития, стратегические приоритеты и ориентиры, инновационно-технологический прорыв.
Игорь Анатольевич КОНДАКОВ
кандидат экономических наук, научный сотрудник
и.о. зав. лабораторией Института социально-экономического развития
территорий РАН
Скорость движения — не самоцель, особенно,если мы не управляем его траекторией1.
После продолжительного периода стабильного роста экономика Российской Федерации и её регионов столкнулась с серьёзными вызовами глобального финансово-экономического кризиса, начавшегося осенью 2008 г. Ухудшение конъюнктуры на мировых и внутренних рынках повлекло за собой ряд негатив-
ных последствий, которые отрицательно сказались на экономической ситуации в стране: в 2008 — 2009 гг. произошло снижение темпов роста большинства социальноэкономических показателей. Снизились объёмы производства и внешнеторговый оборот, ухудшилась результативность и инвестиционная активность предприятий, выросла безработица, уменьшились доходы населения и сократились поступления в бюджет (табл. 1).
* Работа выполнена при поддержке Российского гуманитарного научного фонда (грант №11-32-03001 «Социальногуманитарный потенциал модернизации России»).
1 Модернизация России как построение нового государства: независимый экспертный доклад / И. Пономарев, М. Ремизов, Р. Карев, К. Бакулев. — М., 2009.
Таблица 1. Индексы основных социально-экономических показателей в Российской Федерации, % к предыдущему году (стоимостные показатели в сопоставимых ценах) [22]
Показатель 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г.
Валовой внутренний продукт 106,4 108,2 108,5 105,2 92,1
Объём промышленного производства 105,1 106,3 106,8 100,6 90,7
Объём продукции сельского хозяйства 101,6 103,0 103,3 110,8 101,4
Инвестиции в основной капитал 110,9 116,7 122,7 109,9 83,8
Внешнеторговый оборот 131,6 126,7 123,5 132,1 64,9
Доходы федерального бюджета 149,5 122,5 123,9 119,2 79,1
Сальдированный финансовый результат предприятий 151,3 175,7 111,8 69,1 124,1
Среднедушевые денежные доходы населения 111,7 114,1 113,1 103,8 101,2
Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума 87,7 85,3 87,0 101,1 97,9
Общая численность безработных 90,2 96,0 84,9 124,6 116,5
Финансово-экономический кризис ещё раз показал бесперспективность характерной для России экспортно-сырьевой модели развития2, а также окончательно способствовал ликвидации иллюзии у правящей элиты о том, что рыночные отношения сами собой отрегулируют экономику, сделают её эффективной и конкурентоспособной3. В сложившихся условиях необходимо активное участие государства, которое должно проявляться в применении различных инструментов прямого и косвенного воздействия на социально-экономические процессы (прежде всего, в отношении предпринимательской активности и инвестиционной привлекательности территории, развития честной конкуренции и др.).
2 Экспортно-сырьевой сектор включает в себя нефтяную, газовую и лесобумажную промышленность, металлургию и химию. В России за последние годы на данный сектор приходилось около четверти добавленной стоимости и более двух третей торгуемых на мировом рынке товаров (источник: Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.gks.ru).
3 Свобода предпринимательства является необходимым, но недостаточным условием экономического развития страны. В арсенале власти должна быть сложная система экономических и административных рычагов, обеспечивающих осмысленную экономическую политику. И эти рычаги должны быть разумно применены, причем согласованно как на федеральном, так и региональном уровне. Только такой подход обеспечивает успех (источник: Гавришенко М. О региональной промышленной политике // Умное производство: журнал для руководителей промышленных предприятий. — 2010. — № 12).
Важность преобразований в экономике и социальной сфере осознается руководством страны (как провозгласил Президент России в Послании Федеральному Собранию в ноябре 2009 г., стратегической целью развития российского общества должно стать создание «умной» (т.е. инновационной) экономики, удовлетворяющей интересы и потребности широких слоёв населения страны) и в той или иной мере находит своё отражение в рамках проводимой государственной политики, определяемой Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (утверждена распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 г. №1662-р). Причём достичь намеченных в концепции ориентиров предполагается посредством всесторонней модернизации экономики.
В настоящее время категория «модернизация» достаточно широко используется в политических выступлениях, периодической печати, научных исследованиях и по-разному трактуется: как обновление, реформирование, развитие, позитивные изменения и т.д. Согласно классическому определению, что отвечает авторской позиции, под модернизацией (от греч. «moderne» — новейший) понимается усовершенствование, улучшение, обновление объекта, приведение его в соответствие с новыми требованиями и нормами, техническими условиями, показателями качества [20].
На сегодняшний день в научной литературе существует большое количество различных толкований модернизации применительно к экономике, что требуют углубления теоретического анализа. Представляется целесообразным рассмотреть некоторые наиболее характерные определения анализируемой категории (табл. 2).
Анализ представленных авторских трактовок позволил выделить следующие общие черты модернизацион-ных процессов в экономике [14]: необходимость, революционность, глобальность, преемственность, приоритетность, комплексность, системность и эталон-ность (рис. 1).
Таблица 2. Существующие трактовки категории «модернизация экономики»
Автор Авторская трактовка Источник
А.Г. Аганбегян Модернизация экономики - это структурная перестройка народного хозяйства, прежде всего, с целью создания инновационной экономики, запуска «инновационного механизма». Щербакова Л.А. Модернизация российской экономики: многофакторная задача со многими неизвестными // ЭКО. - 2010. - № 9. - С. 73-94.
В. Гельман Модернизация экономики - это меры социальноэкономического курса, которые направлены на экономический рост, повышение благосостояния и стимулирование развития человеческого капитала. Гельман В. Авторитарная модернизация: каковы её перспективы в России [Электронный ресурс]. - 2008. - Режим доступа: http://www.eu.spb.ru/
В.А. Ильин Модернизация экономики - это широкое социальноэкономическое понятие, включающее в себя перестройку организационно-экономических отношений, отношений собственности и отношений управления между Центром и регионами, и процесс, ведущий к созданию эффективной модели экономического роста. Ильин В.А. Модернизация экономики региона (на примере Вологодской области): автореф. дис. на соиск. уч. ст. д.э.н.: 08.00.05. - СПб., 1999. - 39 с.
В.Л. Иноземцев Модернизация экономики - это процесс преодоления той или иной территорией своего социально-экономического отставания в развитии, чреватого потерей конкурентоспособности и утратой экономических и политических позиций на мировой арене. Модернизация России: условия, предпосылки, шансы: сборник статей и материалов / под ред. В.Л. Иноземцева. - Вып. 1. - М.: Центр исследований постиндустриального общества, 2009. - 240 с.
А.И. Колганов Модернизация экономики - это процесс освоения наиболее передовых для данного исторического периода промышленных технологий, экономических форм, сопутствующих им социальных и политических институтов и т.д. Колганов А.И. Опыт четырёх модернизаций в экономике России и проблема догоняющей модернизации в постиндустриальную эпоху // Философия хозяйства: альманах Центра общественных наук и экономического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова. - 2002. - № 1.
В.А. Красильщиков Модернизация экономики - это совокупность экономических и технологических перемен, направленных на продвижение общества к тому состоянию и уровню развития, которое достигнуто ведущими странами. Модернизация России: условия, предпосылки, шансы: сборник статей и материалов / под ред. В.Л. Иноземцева. - Вып. 1. - М.: Центр исследований постиндустриального общества, 2009. - 240 с.
В.А. Цветков Модернизация экономики - это структурные, технологические и институциональные изменения во всей экономике, направленные на повышение её глобальной конкурентоспособности, а не только в области информационных технологий и инноваций. Цветков В. Об отправной точке неоинду-стриальной модернизации // Экономист. - 2010. - № 11. - С. 16-26.
Е.Г. Ясин Модернизация экономики подразумевает под собой: 1) освоение производства продуктов современного технологического уровня; 2) обновление производственного аппарата, замена устаревшего оборудования и технологий на современные, более производительные; 3) органическое включение в новейшие мировые инновационные процессы, полная интеграция в мировую экономику, скорейшее использование всех важных нововведений; 4) переподготовка, переквалификация или замена кадров, переобучение и перевоспитание людей, усвоение иного образа мышления, соответствующего требованиям времени; 5) осуществление структурных сдвигов в экономике, формирование производственной структуры, отвечающей критериям развитой индустриальной страны. Ясин Е. Модернизация российской экономики: что в повестке дня // Общество и экономика. - 2001. - № 3-4. - С. 5-29.
Рисунок 1. Характерные черты проведения модернизации экономики
В то же время существуют и специфические характеристики, которые зависят от объекта модернизации, а именно, особенностей развития экономики на макро-, мезо-и микроуровнях. Причём успех модернизации во многом зависит от активности и слаженности действий государства, частного бизнеса, науки и общества (субъекты модернизации).
Содержательно категория «модернизация» достаточно близка к категории «инно-ватизация», отражающей разработку и освоение инноваций4 во всех сферах человеческой деятельности. Поэтому необходимо разграничить данные категории: если инноватизация представляет собой ускорение социально-экономического развития территории на основе вновь созданного («движение из настоящего в будущее»), то модернизация — создание фундаментальных, инфраструктурных предпосылок такого развития с ориентацией
4 Инновация — это конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе к управлению и социальным услугам (источник: Статистика науки и инноваций: краткий терминологический словарь / под ред. Л.М. Гохберга. - М.: ЦИСН, 1996. - С. 30-31).
на уже известные достижения науки, техники и технологий («движение из прошлого в настоящее»). Одним словом, модернизация, на наш взгляд, является основанием для перехода территории на инновационный путь развития, где инновации играют решающую роль в обеспечении эффективного функционирования экономики и социальной сферы.
Таким образом, на основании вышесказанного под модернизацией экономики будем понимать процесс преодоления той или иной территорией своего социальноэкономического отставания в развитии, чреватого потерей конкурентоспособности и утратой экономических и политических позиций на мировой арене (согласно определению, предложенному главным редактором журнала «Свободная мысль» доктором экономических наук В.Л. Иноземцевым) [14].
Необходимо отметить, что экономическую модернизацию можно подразделить на адаптивную и креативную [1, 2].
Первая осуществляется путём заимствования (адаптации/имитации) уже созданных нововведений, что связано с издержками на приобретение авторских прав, лицензий и т.п.
Рисунок 2. Сущность модернизации (адаптивной и креативной) и инноватизации экономики
Вторая реализуется при условии постепенного точечного создания и внедрения собственных технологических разработок. Креативная модернизация предполагает не только большие финансовые затраты, но и высокие требования к научнотехническому потенциалу территории. Таким образом, данный тип модернизации является своего рода промежуточным этапом от заимствования к системной разработке, всеобщему освоению и превращению инноваций в один из ключевых факторов экономического роста, т.е. инноватизации (рис. 2). Как правило, тот и другой типы модернизации экономики сочетаются в разных пропорциях, отражая уровень инновационного развития территории.
Осознание необходимости проведения экономической модернизации возникает тогда, когда разрыв в уровне развития территории по сравнению с передовым опытом становится очевидным или даже угрожающим. При этом необходимо отметить, что вопросы модернизации экономики возникают для тех или иных стран в разных контекстах. Так, для развивающихся стран в качестве ориентиров выступают высокоразвитые государства, занявшие лидирующие позиции в мире.
В свою очередь, даже самые передовые страны время от времени сталкиваются с проблемой невозможности обеспечить дальнейшее развитие на основе прежних экономических, социальных и политических механизмов. В этом случае для лидеров критерием модернизации выступает их способность использовать в полной мере потенциал экономики на каждой ступени её исторического развития [11].
В основе модернизации экономики лежит смена производств, образующих технологический уклад5 (согласно теории «длинных» волн Н.Д. Кондратьева, инновационной теории Й. Шумпетера и Г. Менша). Следует сказать, что технологический уровень развития передовых стран в последние четыре десятилетия относился к пятому технологическому укладу, ядро которого составляли электроника и вычислительная техника, телекоммуникации, робото-
5 Под технологическим укладом понимаются технологически сопряжённые производства, объединённые общими технологическими принципами, культурой труда и организацией производства, его ориентацией на соответствующий тип общественного потребления и образ жизни населения (источник: Глазьев С.Ю. Стратегия опережающего развития России в условиях глобального кризиса. — М.: Экономика, 2010. — 255 с.).
4 (16) 2011 Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз
Таблица 3. Хронология и характеристики технологических укладов [6]
4-
Оо
Характеристика уклада Номер технологического уклада
первый второй третий четвертый пятый шестой
Период доминирования 1770-1830 гг. 1830-1880 гг. 1880-1930 гг. 1930-1970 гг. 1970-2010 гг. 2010-2050 гг.
Технологические лидеры Великобритания, Бельгия Великобритания, Германия, США, Франция, Бельгия Великобритания, Германия, США, Франция Западная Европа, США, СССР, Япония США, Япония, ЕС США, Япония, ЕС, Китай
Ядро технологического уклада* Текстильная промышленность, текстильное машиностроение, выплавка чугуна, обработка железа, строительство каналов, водяной двигатель Паровой двигатель, железнодорожное строительство, транспорт, машино-, пароходостроение, угольная, ан-коинструментальная промышленность, черная металлургия Электротехническое, тяжёлое машиностроение, производство и прокат стали, линии электропередач, неорганическая химия Автомобиле -, тракторостроение, цветная металлургия, производство товаров длительного пользования, синтетические материалы, органическая химия, производство и переработка нефти Электронная промышленность, вычислительная, оптиковолоконная техника, программное обеспечение, телекоммуникации, роботостроение, производство и переработка газа, информационные услуги Наноэлектроника, молекулярная и нанофо-тоника, наноматериалы и наноструктурирован-ные покрытия, нанобиотехнология, наносистем ная техника
Ключевой фактор** Текстильные машины Паровой двигатель, станки Электродвигатель, сталь Двигатель внутреннего сгорания, нефтехимия Микроэлектронные компоненты Нанотехнологии, клеточные технологии
Преимущества данного технологического уклада по сравнению с предшествующим Механизация и концентрация производства на фабриках Рост масштабов и концентрации производства на основе использования парового двигателя Повышение гибкости производства на основе использования электродвигателя, стандартизация производства, урбанизация Массовое и серийное производство Индивидуализация производства и потребления, повышение гибкости производства, преодоление экологических ограничений по энерго - и материало-потреблению на основе КАЛС технологий Резкое снижение энер-го- и материалоёмкости производства, конструирование материалов и организмов с заранее заданными свойствами
Режимы экономического регулирования в странах-лидерах Разрушение феодальных монополий, ограничение профессиональных союзов, свобода торговли Свобода торговли, ограничение госвме-шательства, появление отраслевых профессиональных союзов, формирование социального законодательства Расширение институтов госрегулирова-ния, госсобственность на естественные монополии, основные виды инфраструктуры, в том числе социальной Развитие госинсти-тутов социального обеспечения, военно-промышленного комплекса, индикативное и директивное планирование Госстимулирование НИОКР, рост расходов на образование и науку, либерализация регулирования финансовых институтов и рынков капитала Стратегическое планирование научно-технического и экономического развития, электронное правительство, институты развития и фонды финансирования инновационной активности
* Ядро технологического уклада - это комплекс базисных совокупностей технологически сопряженных производств. ** Ключевой фактор - это технологические нововведения, участвующие в создании ядра технологического уклада.
Модернизация российской экономики как императив инновационного развития страны в будущем
строение, информационные услуги. Технологическое лидерство в рамках данного уклада принадлежит Японии, США, Германии, Швеции и другим странам ЕС. В настоящее время начинается фундаментальная разработка очередного, шестого технологического уклада, основанного на внедрении компьютерных технологий во все стадии воспроизводственного процесса и на развитии нано- и биотехнологий (табл. 3).
Анализ мирового опыта модернизации и инновационного развития свидетельствует о том, что в настоящее время существуют три основные стратегии развития [17]: а) «переноса»; б) «догоняющего развития»; в) «наращивания» (табл. 4). Для высокоразвитых стран характерна стратегия «наращивания», заключающаяся в активной разработке и освоении инноваций на основе использования имеющего-
ся научно-технического потенциала. Развивающиеся страны широко используют стратегии «переноса» и «догоняющего развития», подразумевающие заимствование (адаптацию) технологий и освоение (имитацию) производства продукции, ранее выпускавшейся в развитых странах.
В основе той или иной стратегии могут быть два альтернативных пути осуществления модернизации [26]:
1) «сверху» — путь усиленного воздействия государственной власти на достижение целей модернизации (присущ развивающимся странам, где сильна роль правящих кругов);
2) «снизу» — опора на частную инициативу и энергию каждого, причём государство в данном случае создаёт условия и институты, способствующие модернизационным процессам (наблюдается в развитых странах со свободной открытой экономикой).
Таблица 4. Анализ стратегий развития высокоразвитых и развивающихся стран [17]
Вид и содержание стратегии Недостатки стратегии Основные требования к реализации стратегии
Модернизация Стратегия «переноса» (японский опыт середины ХХ в.) Использование имеющегося зарубежного научно-технического потенциала и перенос (заимствование / адаптация) нововведений в собственную экономику Зависимость от высокоразвитых стран и угроза национальной безопасности Необходимость значительных финансовых затрат на приобретение лицензий
Стратегия «догоняющего развития» (опыт Китая и стран Юго-Восточной Азии) Освоение(имитация) производства продукции, ранее выпускавшейся в развитых странах Неспособность «догоняющей» нации создать структуры и институты, верно сигнализирующие обществу о зарождении тенденции спада и тем самым предотвращающие систему от «перегрева». Невозможность сосредоточить усилия на модернизации сразу всех секторов экономики Развитость сектора малого предпринимательства в инновационной сфере. Резкое увеличение инвестиций за счет текущего потребления (например, доля накопления в ВНП стран-лидеров Юго-Восточной Азии составляет 3537% против 14-17% в США). Требуется заимствование технологий и привлечения иностранного капитала
я и ц а з и 1— СЗ со о н н Стратегия «наращивания» (опыт высокоразвитых стран) Используется собственный научно-технический потенциал с привлечением зарубежных ученых и конструкторов, интегрированием фундаментальной науки университетов и прикладной фирменной науки - При ограниченном финансировании должна строиться на реализации узкого круга высокоэффективных инновационных проектов. Необходимо обеспечение системы госзаказов, выдаваемых на конкурсной основе, при условии гарантированного госфинансирования и долевого участия частных инвесторов
Таким образом, для развивающихся стран, в отличие от развитых государств (где модернизация происходила чаще всего стихийно, в результате постепенного самопроизвольного накопления предпосылок, соединение которых давало качественный толчок развитию), характерным был переход к модернизации путём сознательных усилий отдельных, влиятельных в обществе групп (чаще всего элит), осознавших губительность сложившегося общественно-экономического и политического положения в стране [24].
Потребность в модернизации экономики России, особенно промышленного производства, приобретает особую значимость в посткризисный период. Страна переживает в настоящее время непростой и одновременно ответственный этап развития: от того, насколько успешно будет проведена модернизация, зависит будущее России, её положение на мировой арене.
Рассмотрим, каковы шансы России совершить очередной рывок и что для этого надо сделать.
Во-первых, необходимо определиться, в чём цель модернизации и что в итоге предполагается достигнуть. Это позволит выработать стратегию модернизации и соответствующий комплекс критериев, инструментов и механизмов её реализации.
Как на федеральном, так и на региональном уровнях предпринимаются определённые меры по оживлению экономики, осуществляется курс на перевооружение её отраслей, создание современных производств.
Однако долгосрочных стратегических ориентиров и чёткой программы действий, которая объединила бы усилия всех участников модернизационных процессов, органами власти и управления до сих пор не выработано.
Как свидетельствуют результаты анкетного опроса [12], ясности у представителей бизнеса (как и российского общества в целом) в отношении того, каким образом должна осуществляться модернизация, также нет (рис. 3).
Рисунок 3. Распределение ответов на вопрос: «Государство провозгласило курс на модернизацию российской экономики. Понятны ли Вам практические меры по реализации намеченного курса?», % от числа ответивших
■ Непонятны
■ Полной ясности нет, кое-что знаю из выступлений руководителей страны
■ Понятно только то, что относится к своему предприятию
■ Понятны
Стоит отметить, что единой модели модернизации не существует и существовать не может, поскольку внутренние и внешние условия развития территорий различны (определяются результатами исторического наследия и длительного политического развития, социальноэкономическими возможностями и потребностями, имеющимся научно-техническим потенциалом и др.). Поэтому необходима разработка собственной стратегии, учитывающей отечественный опыт прошлых лет6 и успешные примеры проведения модернизации в других странах7.
На наш взгляд, цель российской модернизации должна заключаться в преодолении отставания в социально-экономической сфере и создании условий для последующего перехода страны на инновационный путь развития.
Инновационные экономики самых развитых государств сначала прошли индустриальный этап развития, поэтому первоочередной задачей российской модернизации должно стать создание современной конкурентоспособной промышленности, позиции которой на внутреннем и внешнем рынках в последние десятилетия сильно пострадали (информация по данной проблеме будет представлена далее).
6 История российских модернизаций свидетельствует о том, что занять лидирующие позиции в мировой экономике стране удавалось не раз. Большинство исследователей считают, что Россия как минимум трижды в результате проведения догоняющей модернизации выходила на мировой уровень: петровские реформы конца XVII — начала XVIII в.; крестьянская реформа 1861 г. и последовавшие преобразования С.Ю. Витте и П.А. Столыпина в конце XIX — начале XX в.; масштабная индустриализация 1930-х гг. (источник: Никологорский Д. Модернизация как этап развития // Экономист. — 2010. — № 6. — С. 25-32).
7 Для России интерес представляет модернизация, развернувшаяся в XX столетии сначала в США, а в середине века охватившая ведущие западноевропейские стра-
ны и в его последней трети — ряд латиноамериканских и азиатских стран. Эта модернизация подготовила индустриальную основу и предпосылки для перехода этих стран на инновационный путь развития (источник: Модернизация России: условия, предпосылки, шансы: сборник статей и материалов / под ред. В.Л. Иноземцева).
Только активно развивающийся реальный сектор экономики (промышленность наряду с сельским хозяйством и строительством) способен воспринимать инновации, формировать направления будущих прорывов на мировой рынок.
К числу других не менее важных задач модернизации экономики страны следует также отнести создание комфортных условий для проведения исследований мирового уровня, развития трудового потенциала населения, обеспечения благоприятного инвестиционного климата, развития конкурентной среды и др.
Следует отметить, что в Советском Союзе была проведена масштабная индустриализация8, результатом которой стало освоение отраслей четвёртого технологического уклада.
Отличительная особенность проводившейся индустриализации заключалась в том, что в ходе её создавались группы предприятий, образовавшие завершённые технологические цепочки (от добычи сырья до выпуска готовой продукции) на собственной научно-исследовательской и опытноконструкторской базе.
В результате СССР вышел на лидирующие позиции по ряду технологий, в основном военного назначения (производство стрелкового и ядерного оружия, бронетанковой техники и реактивных систем залпового огня, космическая промышленность и др.), а затем и в части мирного использования имеющихся наработок (атомная энергетика, тяжёлое машиностроение, автомобиле- и авиастроение, медицина и др.).
8 Индустриализация — это перевод экономики страны на промышленные рельсы, значительное увеличение доли промышленного производства в экономике, создание крупного машинного производства во всем народном хозяйстве или в отдельных его отраслях (источник: Современный экономический словарь / Б.А. Райзберг, Л.Ш. Лозовский, Е.Б. Стародубцева).
Однако в последние десятилетия успехи советской модернизации были фактически сведены на нет: промышленность не развивалась, а, напротив, активно разрушалась. Так, например, если в 1990 г. средний срок службы машин и оборудования составлял 12-13 лет, то в 2010 г. — 19 лет (в Западной Европе — 8 лет). Уровень производительности труда в России по сравнению с развитыми странами ниже в 2,5 — 3,5 раза, энергоёмкость ВВП выше в 2 — 3 раза, материалоёмкость — в 1,5 — 2 раза [25]. Затраты научных организаций и промышленных предприятий на исследования и разработки и их дальнейшее превращение в инновации также незначительны по сравнению с ориентирами, имеющимися за рубежом (табл. 5).
Как результат, в экономике современной России примерно 50% промышленности относится к четвёртому технологическому укладу, 4% — к пятому и менее 1% — к шестому. Господствующими в большинстве отраслей производства являются третий и четвёртый технологические уклады.
В итоге доля высокотехнологичных, наукоёмких и инновационных отраслей в отечественном ВВП достигает только 10 — 11% (в развитых странах — более 30%) [10].
Разразившийся кризис наглядно показал накопившиеся за два десятилетия экономических преобразований проблемы в сфере промышленного производства и российской экономики в целом. Основными из них являются: а) преобладание сырьевых отраслей и производств с низкой степенью переработки; б) сырьевая направленность экспорта и высокая зависимость внутреннего рынка от импортной продукции; в) низкая конкурентоспособность производств; г) доминирование крупных и сверхкрупных предприятий при незначительной доле малого и среднего предпринимательства и др.
По мнению ряда специалистов, в частности В.Л. Иноземцева, А.И. Колганова, В.А. Красильщикова, Н.Я. Петракова, Л.Г. Симкиной (что отвечает и нашей позиции), в сложившихся условиях России необходима новая индустриализация, заключающаяся в создании конкурентоспособной промышленности, выпускающей большинство необходимых изделий. В ходе её появятся потребность в инновациях и условия для серьёзных технологических прорывов. Модернизация экономики обусловит реформы в других сферах деятельности, о чём свидетельствует успешный опыт модернизации в Японии, Южной Корее, Сингапуре, Китае и др.
Таблица 5. Показатели развития научно-инновационной деятельности в России и развитых странах [18, 19]
Показатель 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г. Ориентиры*
Доля внутренних затрат на исследования и разработки в ВРП (ВВП), % 1,07 1,07 1,12 1,04 1,24 Франция - 2,02 Германия - 2,53 Япония - 3,39
Количество выданных охранных документов на изобретения и полезные модели в расчете на 100 тыс. населения, ед. 19 21 20 22 26 Франция - 22 Германия - 26 Япония - 111
Доля затрат на технологические инновации в ВРП (ВВП), % 0,66 0,79 0,71 0,73 0,92 Франция - 2,3 Германия - 2,5 Япония - 2,8
Удельный вес организаций, осуществляющих технологические инновации, в общем числе организаций, % 9,3 9,4 9,4 9,6 9,4 Япония - 33,0 Франции - 36,1 Германия - 62,6
Объём инновационной продукции в общем объёме отгруженной продукции, % 5,0 4,7 4,6 5,0 4,5 Германия - 10,2 Франция - 10,9
* Представлены за 2009 г. или ближайшие годы, по которым имеются данные.
Прежде всего, Россия должна приобрести и освоить самые современные технологии, модернизировать инфраструктуру, привлечь инвесторов. При этом необходимо ориентироваться на принципиально новые достижения четвёртого и пятого технологических укладов, что потребует замены физически и морально устаревших фондов во всех секторах экономики на новейшие технологические системы, обеспечивающие ресурсосбережение, высокую экономическую эффективность и конкурентоспособность продукции. А по мере приближения к уровню развитых стран следует всё в большей мере переключаться на инновации, сосредоточив внимание на становлении ключевых направлений шестого технологического уклада, и выбрать из них такие, где Россия может выйти в лидеры и найти свои ниши на мировом рынке9.
Таким образом, в современных условиях для развития экономики и России в целом целесообразно сочетать стратегии «переноса» и «догоняющего развития» в отношении продукции, ранее выпускавшейся в развитых странах, и применять стратегию «наращивания» в части активной разработки и освоения собственных инноваций на основе использования имеющегося научно-технического потенциала.
Во-вторых, следует определиться, кто будет осуществлять модернизацию и какие для этого потребуются средства. Поскольку успех начинаний во многом зависит от выбора основных участников модер-низационных процессов, их состояния и ресурсного обеспечения.
В настоящее время на территории России можно выделить два основных центра концентрации значительных финансовых
9 В мире уже накоплен опыт технологического прорыва такими странами, как Китай, Индия, Сингапур, Тайвань и др., который показывает, что государство может повысить свой инновационный уровень и войти в число технологически развитых в фазах роста очередного технологического уклада (источник: Модернизация России: условия, предпосылки, шансы: сборник статей и материалов / под ред. В.Л. Иноземцева).
ресурсов (потенциальных субъектов модернизации, которые могли бы взять на себя функцию катализатора экономического развития): государство и сырьевые монополии, образовавшиеся в последнее десятилетие ХХ в. благодаря приватизации наиболее доходных, преимущественно сырьевых, предприятий. Большое значение в части проведения НИОКР и внедрения их результатов в производство имеют научные учреждения и предприятия малого10 и среднего бизнеса.
В современных социально-экономических условиях ситуация складывается следующим образом: российское государство стремится экономить, боясь ошибочности вложений и опасности «закапывания» средств (которые в результате кризиса и так ограничены), как это происходило в СССР. Не менее осторожно ведёт себя и крупный капитал, оценивая высокоза-тратность любых технологических проектов, их высокую рискованность и отложенный экономический эффект по сравнению с инвестициями в нефть, газ или торговлю. Что касается малого и среднего бизнеса, то он пассивно участвует в процессах разработки и освоения инноваций.
Согласно данным опросов по России в целом [8], это объясняется следующими причинами: недостатком собственных средств и слабой финансовой поддержкой со стороны государства, нехваткой квалифицированного персонала, несовершенством правовой базы, отсутствием спроса и др. Ни для кого не секрет, что и развитию российской науки в последние десятилетия также уделялось недостаточное внимание, о чём свидетельствует уменьшение
10 Малый бизнес обладает большей мобильностью и гибкостью реагирования на изменяющиеся условия и требования рынка (рыночный спрос, инфляцию, безработицу и др.), чем средние и крупные предприятия, поэтому сейчас он является одним из главных инструментов решения социальноэкономических проблем (источник: Глазьев С.Ю. Стратегия опережающего развития России в условиях глобального кризиса).
объёмов финансирования и численности научных кадров, снижение изобретательской активности, устаревание лабораторной базы и др.11
В сложившейся обстановке требуется руководящая роль государства, исключительное значение приобретают политическая воля и профессионализм его лидеров. При этом государство должно выполнять свою главную функцию в экономике — определять приоритетные направления и формировать условия для развития частной инициативы, свободного рынка, честной конкуренции, создания инвестиционного климата, при которых в России станет выгодно и безопасно производить товары и услуги. В свою очередь, малый, средний и крупный бизнес должен стать главным агентом будущей модернизации, взяв на себя роль приобретения либо разработки (при активном участии представителей науки), распространения и внедрения передовых достижений.
Чтобы достичь необходимого результата, органам власти и управления в процессе своей деятельности следует опираться на разнообразные формы частно-государственного партнерства, выгодные обеим сторонам — государству и бизнесу, с максимальным использованием следующих конкурентных преимуществ, которыми располагает страна [6, 10]:
• высокий уровень образования населения и духовные традиции, ориентирующие людей на созидательный творческий труд;
• богатые природные ресурсы, обеспечивающие большую часть внутренних потребностей в сырье и энергоносителях;
• огромная территория и ёмкий внутренний рынок, обеспечивающие широкое разнообразие жизнедеятельности и потребностей населения;
11 Более подробная информация о состоянии научно-технической сферы в России представлена в трудах таких учёных, как А.Е. Варшавский, Б.Н. Кузык, ГА. Лахтин, В.Л. Макаров, Л.Э. Миндели, Ю.В. Яко-вец и др.
• большой объём несвязанных сбережений, вовлечение которых в экономический оборот способно повысить уровень инвестиционной активности;
• развитый научно-технический потенциал, наличие серьёзных технологических разработок по ряду перспективных направлений;
• свободные производственные мощности, позволяющие быстро увеличить производство продукции с незначительными издержками и др.
По мнению академика А.Г. Аганбегяна, источниками дополнительных инвестиций для модернизации экономики в России могут быть:
а) увеличение доли инвестиций в консолидированном бюджете за счёт сокращения текущих расходов;
б) использование части золотовалютных резервов страны;
в) приватизация части нестратегических государственных предприятий;
г) выпуск правительством доходного для населения и иностранных инвесторов облигационного инвестиционного займа;
д) предоставление кредитов российскими банками после принятия решений по усилению стимулов реализации «длинных» денег, в том числе за счёт пенсионных, страховых и паевых фондов;
е) использование средств хозяйствующих субъектов в случае снижения налогов и таможенных сборов и др. [25].
В-третьих, необходимо выбрать приоритетные направления развития экономики (определяются государством), от которых в большей степени зависит успех проведения модернизации.
Возможности всегда ограниченны, поэтому целесообразно определить вектор приложения сил и выстроить эффективную схему распределения ресурсов и согласования усилий субъектов модернизации.
На первом заседании Комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики12 от 18.06.2009 г. Президент России назвал пять направлений модернизации и технологического развития экономики: медицинские технологии, повышение энергоэффективности, ядерные технологии, телекоммуникации и космическая отрасль, информационные технологии.
Однако вклад ядерной энергетики, космического комплекса, фармацевтики и информатики в ВВП составляет около 3,5%, в этих отраслях занято менее 3% всех работающих в стране. Создаётся впечатление, что намеченные ориентиры отражают «остаточный» подход к самой проблеме модернизации [9].
Как считают многие специалисты (В.Л. Иноземцев, Б.Ю. Титов, В.А. Цветков, М.М. Шпигель и др.), реализация пяти приоритетов в ближайшие годы не изменит ситуации в экономике и стране в целом. Необходимо развивать традиционные сектора экономики, обеспечивающие высокий потенциал роста, производительности и спроса на инновации:
- машиностроение, включая станкостроение и иное точное машиностроение, транспортное и энергетическое машиностроение, судо-, авиа- и автомобилестроение, включая производство комплектующих;
- химическую, биотехнологическую промышленность: производство полимеров и композиционных материалов, новых видов топлива, тонкую химию, включая фармацевтическую и косметологическую промышленность;
12 Комиссия по модернизации и технологическому развитию экономики создана в соответствии с Указом Президента РФ от 20.05.2009 № 579 для рассмотрения вопросов государственной политики в области модернизации и технологического развития, определения приоритетных направлений, форм и методов государственного регулирования, координации деятельности органов исполнительной власти в этой сфере.
- пищевую промышленность: углубление переработки сельскохозяйственного сырья, в первую очередь отечественного;
- информационно-коммуникационные технологии, включая приборостроение, электронику, разработку программного обеспечения и телекоммуникационного оборудования, медицинских приборов;
- производство товаров народного потребления и т.п. [3].
В то же время следует ориентироваться на элементы будущего технологического уклада, т.е. на новые «точки роста»: продление активной жизни человека, нано- и биотехнологии, альтернативная энергетика и др. Причём, учитывая особенности развития российской экономики в настоящее время, необходимо работать как на внутренние потребности (импортозамещение, национальная безопасность), так и занимать эксклюзивные ниши в системе глобального спроса.
Подводя итог рассмотрения теоретических аспектов категории «модернизация» и возможностей её проведения в условиях российской экономики, хотелось бы отметить следующее.
1. Модернизация, определяемая как подтягивание уровня развития данного общества до уровня наиболее развитых стран, касается в большей степени задачи оздоровления, отладки экономики для дальнейшего перехода территории на инновационный путь развития, где инновации играют решающую роль в обеспечении эффективного функционирования социально-экономической сферы.
2. Модернизация — это не одномоментный шаг, а комплексная задача, которая требует скоординированных действий по широкому кругу вопросов. Поэтому должна быть разработана стратегия с чёткой программой мероприятий, что позволит обеспечить мобилизацию и концентрацию всех ресурсов страны на модернизации.
3. При разработке стратегии необходимо принимать во внимание, что модернизация проводится в конкретной стране и предполагает в полной мере учёт историко-культурных традиций населения, которые должны органично вписываться в модернизационные процессы, повышая их внутренний потенциал. Причём государство в данном случае берёт на себя функции определения приоритетов и формирования условий для дальнейшего развития всего народного хозяйства, а предпринимательский сектор при актив-
ном участии науки осуществляет воспроизводственную деятельность заданной направленности.
4. У России есть шанс совершить инновационно-технологический прорыв, ориентируясь на приобретение новых достижений четвёртого и пятого технологических укладов, а по мере приближения к уровню развитых стран всё в большей мере переключаясь на освоение базисных технологий шестого уклада с учетом собственного уникального потенциала и исторического опыта.
Литература
1. Бочков, А.А. Модернизация как современный этап развития России: условия, приоритеты, механизмы (на примере аграрного сектора) / А.А. Бочков // Финансы и бизнес. — 2009. — № 1. — С. 25-34.
2. Вардомский, Л. Модернизация экономики в странах СНГ: типы, ресурсы, инструменты / Л. Вардомский, А. Шурубович // Экономическое обозрение ЕврАзЭС. — 2008. — № 1(13). — С. 4-8.
3. Выход из кризиса: отказ от сырьевой модели, новая индустриализация: ежегодный экономический доклад общероссийской общественной организации «Деловая Россия» / А.Д. Голубович, А.Б. Идрисов,
B.Л. Иноземцев, Б.Ю. Титов, М.М. Шпигель. — М., 2009. — 44 с.
4. Гавришенко, М. О региональной промышленной политике / М. Гавришенко // Умное производство: журнал для руководителей промышленных предприятий. — 2010. — № 12.
5. Гельман, В. Авторитарная модернизация: каковы её перспективы в России [Электронный ресурс] / В. Гельман. — 2008. — Режим доступа: http://www.eu.spb.ru/
6. Глазьев, С.Ю. Стратегия опережающего развития России в условиях глобального кризиса /
C.Ю. Глазьев. — М.: Экономика, 2010. — 255 с.
7. Ильин, В.А. Модернизация экономики региона (на примере Вологодской области): автореф. дис. на соиск. уч. ст. д.э.н.: 08.00.05 / В.А. Ильин. — СПб., 1999. — 39 с.
8. Индикаторы инновационной деятельности. 2009: стат. сб. — М.: ГУ-ВШЭ, 2009. — 488 с.
9. Иноземцев, В. Модернизация: кто и чем оплатит? / В. Иноземцев // Российская Федерация сегодня.
- 2010. - № 22. - С. 18-21.
10. Институциональные проблемы технологической модернизации российской экономики / Г.В. Артамонов, А.В. Кольцов, В.И. Косарев, Е.А. Наумов, С.Ф. Остапюк // Информационно-аналитический бюллетень ЦИСН. — 2010. — № 6. — 46 с.
11. Колганов, А.И. Опыт четырёх модернизаций в экономике России и проблема догоняющей модернизации в постиндустриальную эпоху / А.И. Колганов // Философия хозяйства: альманах Центра общественных наук и экономического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова. — 2002. — № 1.
12. Коленникова, О.А. Проблемы экономики: мнения руководителей предприятий-товаропроизводителей / О.А. Коленникова // ЭКО. — 2010. — №9. — С. 94-101.
13. Кондратьев, Н.Д. Проблемы экономической динамики / Н.Д. Кондратьев. — М., 1989.
14. Модернизация России: условия, предпосылки, шансы: сборник статей и материалов / под ред.
В.Л. Иноземцева. — Вып. 1. — М.: Центр исследований постиндустриального общества, 2009. — 240 с.
15. Модернизация России как построение нового государства: независимый экспертный доклад / И. Пономарев, М. Ремизов, Р. Карев, К. Бакулев. — М., 2009.
16. Никологорский, Д. Модернизация как этап развития / Д. Никологорский // Экономист. — 2010.
— № 6. — С. 25-32.
17. Полянчева, А.Г. Исследование зарубежного опыта управления научно-технологическим развитием и оценка его использования в российских условиях / А.Г. Полянчева // Менеджмент в Росси и за рубежом.
- 2007. - № 2. - С. 34-40.
18. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2010: стат. сб. / Росстат. - М., 2010. - 996 с.
19. Россия и страны мира. 2010: стат. сб. / Росстат. — М., 2010. — 372 с.
20. Современный экономический словарь / Б.А. Райзберг, Л.Ш. Лозовский, Е.Б. Стародубцева. — 5-е изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2007. — 495 с.
21. Статистика науки и инноваций: краткий терминологический словарь / под ред. Л.М. Гохберга. — М.: ЦИСН, 1996. — 111 с.
22. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.gks.ru
23. Цветков, В. Об отправной точке неоиндустриальной модернизации / В. Цветков // Экономист.
— 2010. — № 11. — С. 16-26.
24. Чуланов, В.А. Модернизационная парадигма в исследовании трансформационных процессов в России / В.А. Чуланов, И.В. Князев, В.И. Бондаренко // Вестник ЮРГТУ (НПИ). — 2010. — № 1. —
С. 99-110.
25. Щербакова, Л.А. Модернизация российской экономики: многофакторная задача со многими неизвестными / Л.А. Щербакова // ЭКО. — 2010. — № 9. — С. 73-94.
26. Ясин, Е. Модернизация российской экономики: что в повестке дня / Е. Ясин // Общество и экономика. — 2001. — № 3-4. — С. 5-29.