Научная статья на тему 'Модернизация российской экономики после кризиса: императивы, институты, инновации'

Модернизация российской экономики после кризиса: императивы, институты, инновации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
337
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук
Ключевые слова
ПОСТКРИЗИСНОЕ РАЗВИТИЕ / МОДЕРНИЗАЦИЯ / ИНСТИТУТЫ / ИННОВАЦИИ / POST-CRISIS DEVELOPMENT / MODERNIZATION / INSTITUTION / INNOVATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Архипов А. Ю.

В статье показывается место России в посткризисной мировой экономике, определяемые им императивы последующего развития: необходимость и направления модернизации экономики, преодоление ее сырьевой направленности, соотношение государства, бизнеса и общества в этом процессе, развитие инноваций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Post-crisis modernization of Russian economy: imperatives, institutions, innovations

The article represents the Russias position in post-crisis world economy. It defines imperatives of subsequent development: necessity and direction of economys modernization, negotiation its raw-material orientation, correlation between government, business and society in this process, innovation development.

Текст научной работы на тему «Модернизация российской экономики после кризиса: императивы, институты, инновации»

МОДЕРНИЗАЦИЯ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ ПОСЛЕ КРИЗИСА: ИМПЕРАТИВЫ, ИНСТИТУТЫ, ИННОВАЦИИ

А.Ю. АРХИПОВ,

доктор экономических наук, профессор, проректор по экономике, Южный федеральный университет, e-mail: arkhipov@sfedu.ru

В статье показывается место России в посткризисной мировой экономике, определяемые им императивы последующего развития: необходимость и направления модернизации экономики, преодоление ее сырьевой направленности, соотношение государства, бизнеса и общества в этом процессе, развитие инноваций.

Ключевые слова: посткризисное развитие; модернизация; институты; инновации.

The article represents the Russia's position in post-crisis world economy. It defines imperatives of subsequent development: necessity and direction of economy's modernization, negotiation its raw-material orientation, correlation between government, business and society in this process, innovation development.

Keywords: post-crisis development; modernization; institution; innovation.

Коды классификатора JEL: B52, O31.

Кризис мировой экономики 2007-2009 гг. стал одним из наиболее всеобъемлющих в современной, да и в мировой истории, изменил в целом развитие мира, создал новую экономическую реальность. Он явился проявлением глобальных дисбалансов: между возросшими объемами реального производства в растущих экономиках (Китай, Индия, Бразилия и др.) и отсутствием в них развитых финансовых рынков и инструментов и перемещением средств из этих стран в страны с развитыми финансовыми рынками, прежде всего США, Великобританию; все большим отрывом мировых финансов от реальной экономики, разрастанием финансовых «пузырей», в том числе и через гипертрофированное использование производных финансовых инструментов; нерешенностью и нарастанием проблем взаимодействия собственников и менеджеров акционерных компаний; вхождением мировой экономики в новый экономический цикл.

Современный экономический кризис оказался не похож на традиционные циклические кризисы и вызван, прежде всего, крушением модели однополюсного мира в рамках глобализации мировой хозяйственной системы, когда одна страна или группа стран пыталась диктовать условия остальным. Не случайно толчком к его развитию послужил кризис на рынке ипотечного кредитования США, переросший в финансовый, а затем экономический кризис сначала в Соединенных Штатах, а потом и во всей мировой экономике. Его основные результаты: расстройство финансовой системы, падение объемов мирового валового внутреннего продукта (на 2,3% в 2009 г.), сокращение объемов мировой торговли (на 9,4% в 2009 г.). В 2010 г. центр кризисных явлений в мировой экономике переместился в Европу, на грани дефолта оказались экономики некоторых стран Евросоюза, прежде всего Греции, а также Испании, в меньшей степени Португалии, Италии, где неэффективные государственные расходы привели к росту дефицитов бюджета, государственного долга, ухудшению макроэкономических показателей. Под угрозой оказалось одно из важнейших завоеваний европейской интеграции — евро.

Меняется, соответственно, и конфигурация мировых экономических сил и экономического взаимодействия. Отчетливо проявился второй полюс мировой экономики — Китай, который все более занимает в настоящее время лидирующее положение в мировом хозяйстве. В 2009 г. объем промышленного производства в КНР впервые превзошел такой же показатель в США. В условиях мирового кризиса Китай продолжал демонстрировать высокие темпы роста: в 2009 г. ВВП страны увеличился на 8,7%. Ожидается, что ВВП КНР достигнет уровня ВВП США к 2020-2025 гг. По данным Pricewaterhouse Coopers к 2019 г. традиционную «Большую семерку» G-7 по объему ВВП догонит семерка стран развивающихся рынков E-7: Китай, Россия, Индия, Бразилия, Мексика, Индонезия и Турция. А к 2030 г. мировой рейтинг по экономической мощи предположительно будет выглядеть в следующей последовательности: Китай, США, Индия, Бразилия, Россия, Германия, Мексика, Франция, Великобритания [1].

© А.Ю. Архипов, 2010

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2010 Том 8 № 4

ТЕRRА ECONOMCUS ^ 2010 Том 8 № 4

Очевидной стала невозможность управления всеми мировыми процессами из одного центра. Наряду с «Большой семеркой», которая так окончательно и не превратилась в «Большую восьмерку» с участием России, возникла и набирает все больше экономическую и политическую роль «Большая двадцатка» государств, в которую вошли наряду с развитыми такие страны, как Россия, Китай, Индия, Бразилия и др. Стало очевидным, что без равноправного и активного участия этих ведущих стран с развивающимися рынками решение глобальных экономических вопросов невозможно.

России также не удалось избежать кризиса, хотя она вошла в него позднее основных развитых стран, и некоторое время была надежда, что кризис может миновать экономику нашей страны. Однако не только не удалось избежать кризис, но и спад в российской экономике оказался более глубоким, чем в большинстве стран. Так, если по отношению к тому же кварталу предыдущего года первое сокращение ВВП было отмечено в нашей стране только в первом квартале 2009 г., то уровень этого сокращения оказался выше, чем в развитых странах: так, во втором квартале 2009 г. такое сокращение составило 10,8%, в целом по году — 7,9% [6]. Глубина кризисных явлений в экономике нашей страны определяется ее включенностью и зависимостью от мировой системы хозяйства, сырьевой ориентацией экономики и экспорта, большими долгами российских корпораций зарубежным банкам.

С первыми проявлениями кризиса в России инвесторы стали выводить свои капиталы — прежде всего, портфельные инвестиции — из страны. Отличием от кризиса 1998 г. явилось то, что удалось не допустить дефолта, т.к. с того времени Россия накопила достаточные золотовалютные резервы и резервы стабилизационного фонда, которые и были использованы в антикризисных программах, хотя и не лучшим образом.

Начавшийся кризисный процесс, падение биржевых котировок привели к развитию кризиса доверия: значительно выросли банковские проценты по кредитам, банки перестали доверять предприятиям, а предприятия перестали доверять контрагентам, что привело к падению производства и сокращению спроса, вызвавшему рост безработицы и частичной занятости.

Первые шаги правительства по преодолению кризиса в России, когда деньги были даны банкам, оказались неэффективными: значительная часть средств была выведена за рубеж или превращена в валюту, так и не достигнув реального сектора экономики. Лишь последующий комплекс антикризисных мер, включавший контролируемое насыщение ликвидностью, стимулирование спроса потребителей, в частности на продукцию отечественной автомобильной промышленности, дал определенные результаты. К третьему кварталу 2009 г. спад российской экономики стал замедляться, и она стабилизировалась, что явилось первым шагом выхода из кризиса.

В целом же, по итогам 2009 г. ВВП России составил 1229,23 млрд дол. США, сократившись ниже размеров 2007 г. (См. рис. 1, 2)1.

1 607,82

2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009

Рис. 1. Динамика ВВП России, 2000-2009 гг., млрд долл.

По объему ВВП в долларовом исчислении наша страна оказалась на 12-м месте, переместившись с 9-го, достигнутого в 2008 г. По паритету покупательной способности ВВП России также сократился, но в меньшей мере, и по этому показателю наша стана переместилась с 6-го на 7-е место в мировом рейтинге [7]. (См. рис. 3-4).

Приостановлено происходившее все первое десятилетие нового века после глубокого спада, вызванного неэффективными преобразованиями экономики, распадом хозяйственных связей, экономическим кризисом 1998 г., восстановление утраченных позиций России, в результате которого ВВП страны увеличился более чем в 6 раз; по объему ВВП в соответствии с паритетом покупательной способности наша страна достигла в 2008 г. 6-го места в мировом рейтинге, находясь еще в 2000 г. на 10-м.

Одной из важных причин глубины кризисных явлений в нашей стране явилось то, что в годы предкризисного развития практически не произошло изменения качественных показателей экономики. Росту в тот период во многом способствовала благоприятная конъюнктура мирового рынка, особенно высокие цены на энергоносители.

1 Автор выражает благодарность к.э.н. Федотовой Е.И. за помощь в формировании таблиц и диаграмм.

12

10

10

14 16

16 16

16

Рис. 2. Изменение места России в мире по показателю ВВП

2 288,45

2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009

Рис. 3. Динамика ВВП (ППС) России, 2000 — 2009 гг., млрд долл.

Рис. 4. Изменение места России в мире по показателю ВВП (ППС)

Не удалось осуществить переход на инновационный путь развития. Сырьевая направленность экономики не только не уменьшилась, но, напротив, усилилась: если в 1995 г. минеральные продукты, основу которых составляют энергоносители — нефть и газ, — в общем объеме российского экспорта составляли 40,4%, в 2000 г. — 54,5%, в 2004 г. — 60,4%, 2007 г. — 68,6%, то в 2008 г. уже 73,4% [2]. В ходе кризиса этот показатель даже уменьшился, составив в 2009 г. 67,4% [3]. (См. табл. № 1). Сырьевая составляющая увеличивается в торговле России со многими странами, в том числе с теми, с которыми традиционно из нашей страны экспортировались технологии, машины, оборудование. Так, если в торговле с Китаем еще в 2001 г. экспорт из России машин и оборудования составлял 20,1% в общем объеме экспорта, то уже в 2007 г. только 1,2%, т.е. практически свелся к нулю, в то время как экспорт нефти и нефтепродуктов увеличился за этот период с 10,2% до 53,9%; в то же время импорт из Китая в нашу страну машин и оборудования за это же время вырос с 8,2% до 30,6% в общем объеме импорта.

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2010 Том 8 № 4

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2010 Том 8 № 4

Таблица 1

Динамика основных товарных групп российского экспорта, 1995-2009 гг.

1995 2000 2004 2005 2006 2007 2008 2009

Минеральные продукты 40,4 54,5 60,4 67,7 69 68,6 73,4 67,4

Продукция химической промышленности, каучук 9,9 6,7 6,0 5,5 5,0 5 5,9 6,2

Древесина и целлюлознобумажная продукция 6,1 4,5 4,0 3,4 3,1 3,4 2,3 2,9

Металлы, драгоценные камни и изделия из них 30,7 23,5 21,7 17,5 16,9 16,2 13,3 13,1

Машины, оборудование и транспортные средства 8,3 7,5 5,5 3,6 3,9 3,4 2,9 5,8

Прочие товары 4,6 3,3 2,4 2,3 2,1 3,4 2,2 4,6

Ухудшилось положение нашей страны по ряду важнейших показателей. Так, если по валовому внутреннему продукту на душу населения в предкризисном для нас 2008 г. Россия занимала 52-е место, то в 2009 г. — 59-е [7]. (См. рис. 5-6).

Рис. 5. Динамика ВВП на душу населения России, 2000 — 2009 гг., долл.

Рис. 6. Изменение места России в мире по показателю ВВП на душу населения, 2000-2009 гг.

По индексу мировой конкурентоспособности с 51-го места в 2008 г. наша страна переместилась в 2009 г. на 63-е [4] (См. Рис. 7-8), по индексу человеческого развития в 2007 г. находилась на 71-м месте [5]. (Рис. 9-10).

Рис. 7. Индекс мировой конкурентоспособности, 2009-2010 гг.

Рис. 8. Изменение места России в мире по индексу мировой конкурентоспособности, 2002-2009 гг.

Бразилия Гренада Доминикана Македония Россия Албания Санта Лучия Беларусь Сербия Малайзия

0.813 я^ш^т 0,813 0,814

17 17 В18 6 & ),829

0,805 0.81 0.815 0,82 0,825 0,83 0,835

Рис. 9. Изменение места России по уровню человеческого развития, 2000-2007 гг.

Рис. 10. Индекс человеческого развития, 2007 г.

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2010 Том 8 № 4

ТЕRRА ECONOMCUS ^ 2010 Том 8 № 4

Важно, чтобы мировой экономический кризис, антикризисные меры явились толчком к модернизации экономики России в соответствии с вызовами современного мирового экономического развития. Настоятельной необходимостью стала посткризисная модернизация экономики, достаточно глубокие назревшие преобразования, обеспечивающие повышение эффективности развития, прежде всего постепенное преодоление сырьевой направленности экономики, обеспечение инновационности развития, все большее создание перерабатывающих производств, производств с высокой добавленной стоимостью.

Именно на это нацелены сформулированные Президентом РФ Д.А. Медведевым конкретные направления, позволяющие осуществить такие преобразования, так называемые «Пять «И»»: институты, инфраструктура, инновации, инвестиции, интеллект. Сосредоточение усилий на этих направлениях даст возможность добиться постепенной модернизации экономики нашей страны. Уже начата работа по совершенствованию инфраструктуры, особенно транспортной, информационной, без которой эти изменения невозможны. В развитии экономики все большую роль должны играть инновации, инвестиции. Наконец, все эти преобразования могут быть достигнуты только с помощью интеллекта: интеллекта нации, работников, руководителей, ученых. Важно обеспечение развития интеллекта, недопущение его потерь и утечек за рубеж, но не запретами, а созданием условий для развития, применения в нашей стране, должны совершенствоваться механизмы, институты формирования интеллекта, прежде всего, системы образования, науки, их модернизация, повышение эффективности.

Целью модернизации экономики должно стать повышение уровня жизни всех россиян, сокращение социального неравенства. В условиях кризиса дифференциация доходов населения продолжала увеличиваться. Так, в 1991 г. соотношение доходов 10% наиболее и наименее обеспеченных граждан (децильный коэффициент) составляло 4,5 раза, в 1997 г. — 12,6, в 2000 г. — 13,9, в 2004 г. — 15,2, в 2006 г. — 16,0, в 2008 г. — 16,9, 2009 г. — 17. (См. табл. 2) [2]. В ходе модернизации важно добиться роста заработных плат работников частного сектора и бюджетников, пенсий, пора ставить вопрос о пересмотре плоской шкалы налогов: равного налогообложения граждан, получающих разные по уровню доходы, нет, кроме России, в большинстве европейских стран.

Таблица 2

Динамика децильного коэффициента в России, 1991-2009 гг.

1991 1992 1994 1997 1998 2000 2001

4,5 8 15,1 12,6 13,8 13,9 13,9

2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009

14 14,5 15,2 15,2 16,0 16,8 16,9 17

Важно концентрировать усилия на решающих направлениях. В современных условиях невозможно осуществить технологические прорывы, лидерство во всех или многих направлениях. Необходимо развивать те отрасли, которые ориентированы на удовлетворение потребностей людей, в которых есть заделы, ресурсы, где результат может быть получен в обозримом будущем. В Послании Президента России Д.А. Медведева Федеральному собранию в 2009 г. указываются такие приоритеты: медицинские, энергетические, информационные технологии, космические и телекоммуникационные системы, радикальное повышение энергоэффективности.

Необходимо принять комплекс мер, обеспечивающих реализацию указанных приоритетов. Прежде всего, это повышение конкурентоспособности российской экономики. Обеспечение роста производительности труда, инвестиций в основное производство, обновление основных фондов, о чем давно и много говорится, но мало что меняется.

Основными субъектами, обеспечивающими эти преобразования, являются государство, бизнес, общество, которые совместно должны осуществлять модернизацию экономики.

Главную роль в модернизации российской экономики должно сыграть государство, без активной позиции которого, в том числе в модернизации, развитии инфраструктуры, обеспечении перевода экономики на интенсивный путь развития, стимулировании инновационной деятельности в основных отраслях производства, преобразования в нашей стране в современных условиях невозможны. Именно государством должны быть созданы условия для развития перерабатывающих производств, налоговые льготы и, наоборот, высокие, запретительные пошлины на вывоз необработанного сырья, материалов; развитие социальной ответственности бизнеса, государственно-частного партнерства. т. е. необходимо осуществлять выверенную, целенаправленную промышленную, внешнеэкономическую политику.

Например, давно звучат предложения о введении запретительных пошлин на вывоз «круглого леса» — фактически необработанного сырья. Вместе с тем, по ряду причин эта мера все откладывается, и продолжаем истреблять свои ресурсы и способствовать развитию зарубежных производств и предпринимателей.

Должна целенаправленно развиваться поддержка реального сектора экономики, в том числе автомобильной, авиационной промышленности, энергетического, сельскохозяйственного машиностроения. Определенные шаги делаются, например выкуп старых отечественных моделей автомашин для приобретения новых. Но это должны быть не отдельные примеры, а постоянная практика.

Для обеспечения эффективной работы бизнеса важно осуществлять дальнейшую дебюрократизацию, уменьшать возможности чиновничьего давления на бизнес, добиваться регистрации предприятия в одном окне и т.д., вести активную борьбу с коррупцией.

Необходимо также оптимизировать роль государственных корпораций. Конечно, их деятельность должна быть эффективной. Но в ряде отраслей, прежде всего оборонных, без государственной собственности, управляемой на основе современных организационных, финансовых технологий, добиться результата практически невозможно.

Важнейшим субъектом экономической посткризисной модернизации является также современный бизнес — и крупный, и средний, и малый. Важно преодолеть положение, когда в 90-е гг., да и в настоящее время, предприниматели стремятся заработать прежде всего на экспорте сырья и импорте продукции и не проявляют заботы о развитии производства внутри страны. Такое положение надо менять.

Как пример эффективного хозяйствования, развития бизнеса в последние годы приводился рост экспорта зерна. Но не хотим видеть, что общий объем его производства не достиг еще уровня 80-х гг. и вывоз, который все больше контролируют зарубежные транснациональные компании, возможен только из-за того, что резко сокращено животноводство и не уменьшается импорт мяса и мясных продуктов из-за рубежа. Необходимо создавать условия и активнее помогать отечественному бизнесу в развитии животноводства, как и обрабатывающим, перерабатывающим производствам, создающим добавленную стоимость.

Неотложной задачей бизнеса является повышение эффективности использования всех, в первую очередь энергетических, ресурсов. Необходимость повышения ресурсо-, энергоэффективности стала особенно настоятельной в условиях кризиса: предприниматели вынуждены сокращать издержки и искать пути экономии ресурсов, энергии, чтобы оставаться конкурентоспособными на современных кризисных рынках. Это должно помочь побороть старую российскую болезнь: неэффективность использования энергоресурсов, вызванную во многом наличием этих самых ресурсов, кажущейся их неограниченностью.

Наконец, в посткризисной модернизации экономики активно должно участвовать общество, его структуры, различные организации — политические, некоммерческие. Идеи обновления, повышения эффективности экономики, внедрения инноваций, энерго-, ресурсосбережения, противодействия бюрократизации, коррупции, другим явлениям, мешающим процессам модернизации, должны стать общественной потребностью, быть осознаны и воплощаться значительной частью общества, его структур.

Одним из основных направлений модернизации экономики является развитие инновационной деятельности, невозможное без активного участия научного, образовательного, экспертного сообщества страны. В последнее время предпринимаются меры по модернизации учреждений Российской Академии наук, системы образования. Выделены значительные средства по приоритетному национальному проекту «Образование», в том числе на создание и развитие федеральных, инновационных университетов, принят Федеральный закон № 217-ФЗ от 02.08.2009 г. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности», в соответствии с которым университеты начали создание инновационных предприятий, входя в них своей интеллектуальной собственностью. Новые возможности дает преобразование высших учебных заведений в автономные учреждения. В этом качестве университеты могут создавать малые, инновационные предприятия не только на основе своей интеллектуальной собственности, но и в других формах, осуществлять через эти предприятия коммерциализацию научных и научно-технических разработок.

Последний вопрос особенно остро стоит в академических институтах, университетах. Путь от изобретения к конкретным изделиям, товарам у нас особенно сложен, хотя и в развитых странах его называют «долиной смерти». Эффективное взаимодействие научного сообщества, государства и бизнеса является ключом к решению данной проблемы.

Важно шире использовать для развития инноваций, внедрения научных разработок в хозяйственную практику особые научно-внедренческие зоны, определенный опыт деятельности которых накоплен в нашей стране. В настоящее время приняты решения по созданию российской «Силиконовой долины» — научного центра «Сколково». Центрами внедрения инноваций должны стать институты Российской Академии наук, национальные (МГУ и СПбГУ), федеральные, инновационные университеты. В их рамках необходимо создавать, отрабатывать технологии, механизмы внедрения инноваций, устанавливать в новых условиях взаимодействие с государственными корпорациями, бизнесом, что должно стать важным инструментом инновационного экономического развития. Все это должно способствовать экономической модернизации нашей страны, обретению Россией достойного места в мировом сообществе.

ЛИТЕРАТУРА

1. Впереди Европы всей. РБК daily. 22.01.2010 // http://www.rbcdaily.ru/2010/01/22/industry/ 454146.

2. Российский статистический ежегодник. 2009. М.: Росстат, 2009. 795 с.

3. Федеральная таможенная служба России // www.customs.ru.

4. Global Competitiveness Reports, 2007-2009 // www.weforum.org.

5. Human Development Reports, 2007-2009 // hdr.undp.org.

6. Organisation for Economic Co-operation and Development. Statistic Portal // www.stat.oecd.org.

7. The World Bank // www.worldbank.org.

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2010 Том 8 № 4

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.