Научная статья на тему 'Модернизация российского высшего образования: размышления о качественных переменах'

Модернизация российского высшего образования: размышления о качественных переменах Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3314
565
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / HIGHER EDUCATION / МОДЕРНИЗАЦИЯ / MODERNIZATION / ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ / FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARDS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ильиных Светлана Анатольевна

В статье рассматриваются вопросы модернизации системы высшего образования. Показывается необходимость переосмысления системы подготовки специалистов в России. Модернизация высшего образования сопровождается переходом на уровневое образование. Показывается, что основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности являются федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования. Обосновывается, что особым направлением модернизации российской высшей школы является стимулирование развития новых инновационных институциональных структур: «федеральный университет» и «национальный исследовательский университет».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ильиных Светлана Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERNIZATION OF RUSSIAN HIGHER EDUCATION: THOUGHT ON QUALITATIVE CHANGE

In the article the author considers questions of modernization the system of higher education. It is shown the need to change mind about the system of training specialists in Russia. Modernization of higher education is followed by a move on level education. the basis of objective assessment of compliance with requirements of educational activities are federal state educational standards of higher education. It is proved that the special direction of modernization of Russian higher education is to stimulate the development of new and innovative institutional structures, «federal university» and «national research university».

Текст научной работы на тему «Модернизация российского высшего образования: размышления о качественных переменах»

ПРОБЛЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Ильиных С.А.

МОДЕРНИЗАЦИЯ РОССИЙСКОГО ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ: РАЗМЫШЛЕНИЯ О КАЧЕСТВЕННЫХ ПЕРЕМЕНАХ

Модернизация системы российского высшего образования связана не только с изменяющейся социально-экономической ситуацией в обществе, но и с необходимостью переосмысления и накопившейся практики работы в высшей школе. На настоящем этапе развития общества выявляется необходимость в некоторой степени соответствия мировым тенденциям развития образовательных систем. К их числу можно отнести такие, как мобильность образовательных программ и академическая студенческая мобильность, индивидуализация и либерализация учебного процесса, ориентация на свободу и потребности развития личности, высокий статус и профессиональный уровень преподавательского состава, привлечение средств граждан и работодателей для финансирования высшего образования совместно с государством, целевое, рациональное и обоснованное использование бюджетных средств для обеспечения равных для всех граждан условий доступа к высшему образованию.

Необходимость поддержания мирового уровня высшего образования и послужила модернизации современной системы образования в России. Актуальными для обсуждения стали концепция управления модернизацией системы образования; система менеджмента качества образовательных услуг; влияние управления образованием на развитие инновационных процессов в социально-экономической сфере России; инновационные технологии в общем среднем, начальном профессиональном, средне-профессиональном, высшем и послевузовском образовании и т.д.

Наиболее принципиальным в модернизации образования является обеспечение вхождения человека в социальный мир, обеспечение его продуктивной адаптации. Образование в таком случае оказывается нацеленным на получение более полного, лич-ностно- и социально-интегрированного результата. Для получения этого результата необходимо стимулирование инновационных программ и внедрение новых механизмов управления в образовании.

Еще в Концепции модернизации российского образования, разработанной на период до 2010 года, утверждалось, что школа в широком смысле слова должна стать важнейшим фактором гуманизации общественно-политических отношений, формирования новых жизненных установок личности [7, с. 6]. Современное российское общество нуждается в образованных, нравственных, предприимчивых людях, способных принимать ответственные решения, предвидя последствия. Эти люди способны к сотрудничеству, мобильны, динамичны, конкурентоспособны, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны.

Решение проблемы повышения качества образования связано с модернизацией содержания образования, оптимизацией способов и технологий организации образовательного процесса и, конечно, переосмыслением цели и результата образования. Здесь

актуальным становится многое из того, что длительное время выступало имплицитным фоном. К числу таковых относится, например, менталитет, ценности россиян и многое другое (см. работы [4], [5],[6]).

На сегодняшний день перед высшим российским профессиональным образованием стоит такая первоочередная задача, как реализация инновационного образовательного процесса. В данном случае имеется в виду то, что процесс подобного уровня должен обеспечивать подготовку выпускников ВУЗов, которая может способствовать наиболее эффективному решению стоящих перед ними профессиональных задач за счет, во-первых, передачи им багажа теоретических знаний, умений и профессиональных навыков, во-вторых, развития у них способностей применения своих знаний, в соответствии с изменениями, происходящими в обществе.

Модернизация высшего образования сопровождается переходом на уровневое образование. Новым законодательством изменена система уровней высшего образования. Ранее в Российской Федерации были установлены 2 уровня высшего профессионального образования: 1) бакалавриат; 2) подготовка специалиста или магистратура.

В соответствии с п. 5 ст. 10 федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» устанавливаются три уровня высшего образования: бакалавриат; специа-литет, магистратура; подготовка кадров высшей квалификации [10, с.16].

Для каждого из перечисленных уровней образования обучение осуществляется по соответствующим программам. Что же касается освоения программ, то законом закреплено следующее: к освоению программ бакалавриата или программ специалите-та допускаются лица, имеющие среднее общее образование; программ магистратуры - имеющие высшее образование любого уровня; программ подготовки кадров высшей квалификации - имеющие образование не ниже уровня специалитета или магистратуры.

Важным направлением модернизации высшего образования является совершенствование контроля и оценки качества высшего образования. Качество высшего образования в Российской Федерации связано с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов. В новом федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) указывается, что они являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки обучающихся, освоивших образовательные программы соответствующего уровня и соответствующей направленности, независимо от формы получения образования и формы обучения [10, с.17].

На основе единства обязательных требований к условиям реализации основных федеральных государственных образовательных программ и результатам их освоения осуществляется обеспечение государственных гарантий уровня и качества высшего профессионального образования. Особенностью ФГОС ВПО является то, что они разрабатываются по профессиям, специальностям и направлениям подготовки по соответствующим уровням профессионального образования. Правительство РФ устанавливает порядок разработки ФГОС ВПО, их утверждения и внесения изменений.

Одним из новых аспектов модернизации высшего образования является создание Учебно-методических объединений вузов по соответствующим направлениям подго-

товки, поскольку ФГОС ВПО разрабатываются этими Учебно-методическими объединениями вузов. Образовательное учреждение для реализации каждого ФГОС должно разработать основную образовательную программу (ООП). Иными словами, ООП формируется на основе ФГОС ВПО. ООП - это комплексный проект образовательного процесса в ВУЗе по определённому направлению, уровню и профилю подготовки. К числу особенностей формирования ООП относится то, что она разрабатывается и утверждается вузом самостоятельно на основе стандарта ФГОС ВПО с учётом потребностей рынка труда. ООП устанавливает цели, результаты, содержание, технологии образовательного процесса, технологии оценки качества подготовки на всех этапах обучения; включает учебный план, рабочие программы дисциплин (модулей), программы учебной и производственной практик, учебный график, методические материалы, обеспечивающие соответственную образовательную технологию; позволяет реализовывать образовательный процесс в конкретном вузе.

Автор статьи непосредственно участвовала в формировании ООП по направлению «Социология» для бакалавриата и аспирантуры. Стоит сказать, что процесс крайне трудоемкий, но вместе с тем и чрезвычайно интересный. Что касается трудоемкости работы, то показательными в этом отношении являются рекомендации коллег [1]. Интерес в работе над формированием ООП связан в определенной степени с научным творчеством, поскольку во главе - весь перечисленный выше комплекс (учебный план, рабочие программы и т.д), нацеленный на формирование тех или иных компетенций студентов. Это означает изменение содержания учебных дисциплин, введение новых дисциплин в соответствии с необходимыми компетенциями. Результатом этого научного творчества является то, что в конечном итоге создаются такие ООП, которые являются привлекательными для абитуриентов. Кроме того, они обеспечивают получение качественного высшего образования, ориентированного на потребности рынка труда, повышают конкурентоспособность вуза на рынке образовательных услуг.

Если затронуть внутренние процессы модернизации высшего образования, то важно указать на бально-рейтинговую систему оценки знаний студентов (БРС). В методических рекомендациях Министерства образования и науки РФ изложены основные положения бально-рейтинговой системы. К числу главных ее достоинств можно отнести то, что она обеспечивает упорядочение, прозрачность применения различных видов и форм текущего и промежуточного контроля; формализацию в процессе оценки знаний; индивидуальный подход в образовании; мотивацию студентов к систематической аудиторной и самостоятельной работе; корректирование учебного процесса преподавателями в соответствии с формированием необходимых компетенций и т.д.

Так, в некоторых высших учебных заведениях Казани, Ульяновске, Пензе, Орле, Тобольске, Новосибирске проходит эксперимент проведения оценки знаний студентов с помощью «модульно-рейтинговой системы», «бально-рейтинговой системы». Безусловно, она имеет свои достоинства и недостатки. К примеру, специалисты отмечают, что необходима унификация параметров оценки качества учебной работы студентов, разработанных кафедрами различных вузов. Самое большое количество вопросов возникает по проблеме оценки студентов, имеющих низкий рейтинг за учебный семестр. Проблема состоит в неопределенности подхода к допуску таких студентов к экзамену

и формированию итоговой оценки [9]. Л.А.Левченко указвает, что после апробирования этой системы в Дальневосточном государственном техническом университете в качестве достоинств выступили: комплексная оценка учебной работы студентов; более высокий уровень дисциплинированности и активности студентов, улучшение посещаемости; упрощение процесса аттестации студентов; более высокий уровень объективности оценки работы студентов; более эффективный и ранний отбор студентов для последующей научно-исследовательской и преподавательской работы [8]. Недостатки бально-рейтинговой системы проявились в значительном увеличении объема работы преподавателей по проверке контрольных и самостоятельных работ, не включенных в рабочий план и учебную нагрузку; затруднения в возможности полной аттестации студентов по результатам работы в семестре, что снижает мотивацию студентов; отсутствии механизмов работы со студентами старших курсов, не набравших минимальное количество баллов для допуска к экзамену (зачету) в силу большого количества пропусков по причине занятости на работе; неотработанности процедуры работы с неуспевающими студентами.

Особым направлением модернизации российской высшей школы, основанным на интеграции науки и образования, является стимулирование развития новых инновационных институциональных структур и установление категорий образовательных организаций высшего образования: «федеральный университет» и «национальный исследовательский университет» [10, с. 30]. Московский государственный университет и Санкт-Петербургский государственный университет имеют особый статус - уникальный научно-образовательный комплекс.

За период с 2006 по 2012 гг. в России создано девять федеральных университетов (ФУ): Сибирский ФУ, Южный ФУ, Дальне-Восточный ФУ, Северо-Восточный ФУ, Казанский (Приволжский) ФУ, Арктический (Северный) ФУ, Балтийский ФУ, Уральский ФУ, Северо-Кавказский ФУ.

Важно отметить, что путем создания федеральных университетов решается особая стратегическая задача российского высшего образования. Она предусматривает совершенствование и развитие образовательной и научно-исследовательской деятельности, модернизацию материально-технической базы, социально-культурной инфраструктуры, интеграцию российского высшего образования в мировое образовательное пространство. Приоритетом деятельности федеральных университетов является не только подготовка, переподготовка, повышение квалификации кадров, но и разработка научно-технических решений, которые применимы для инновационного развития экономики. В Концепции создания и государственной поддержки федеральных университетов подчеркивается, что с целью интегрированного кадрового и научного обеспечения масштабных проектов и программ федерального и регионального уровня федеральный университет осуществляет образовательную, научную и инновационную деятельность по широкому спектру направлений. Стратегической миссией федерального университета является формирование и развитие конкурентоспособного человеческого капитала на основе создания и реализации инновационных услуг и разработок.

В отличие от федеральных университетов формирование сети национальных исследовательских университетов обусловлено необходимостью кадрового и научно-тех-

нического обеспечения приоритетных направлений развития науки, высокотехнологичных отраслей экономики, социальной сферы. К 2012 г. в Российской Федерации 29 вузам была присвоена категория «национальный исследовательский университет».

К примеру, Национальный исследовательский Санкт-Петербургский государственный политехнический университет работает по приоритетным современным научным направлениям. Работая с коллегами, в том числе и из других стран, на международных научных конференциях, автор статьи имела возможность убедиться в высочайшем уровне научных исследований.

Стоит сказать также и о непосредственной работе автора статьи в качестве сотрудника одной из лабораторий Национального исследовательского Томского государственного университета. На своем личном опыте автор убедилась в возможности работы с выдающимися учёными мира. Полученные лабораторией гранты предоставляют возможность публикации трудов в ведущих мировых научных журналах. Интересно, что, начиная с 2010 года, в ТГУ выступили многие уехавшие учёные-соотечественники, работающие в вузах и лабораториях Канады, США, Бразилии, Австралии, Великобритании, Франции, Японии и других стран.

Необходимо подчеркнуть, что российская система высшего образования проходит непростой путь институциональных преобразований. Реализуемые реформы обусловлены инновационной моделью развития российского общества, процессами глобализации экономики. Реализация всех этих преобразований, на наш взгляд, позволит повысить конкурентоспособность российской высшей школы и ее востребованность не только в национальном, но и мировом образовательном пространстве.

Стоит отметить, что модернизация высшего образования в России сопряжена также и с негативными проявлениями. Так, С.Д. Еникеева подвергает критике то, что инновационное развитие высшего образования осуществляется в условиях систематического недофинансирования высшей школы и низкой оплаты труда профессорско-преподавательского состава и научных сотрудников, что противоречит мировой практике [3]. По ее мнению, повышение уровня требований к подготовке кадров высшей квалификации осуществляется на фоне ослабления государственной ответственности за финансовое обеспечение качественных изменений, необходимых для совершенствования образовательной деятельности.

Э.Д.Днепров критикует идеи, воплощенные в образовательных стандартах, в своей работе «Новейшая политическая история российского образования: опыт и уроки» [2]. В.Г.Рябов высказывает озабоченность возможностью внедрения бально-рейтинго-вой системы [9].

Имеются и другие крайне негативные высказывания относительно самого процесса модернизации высшего образования. Однако стоит сказать, что, как и любая инновация, модернизация высшего образования сталкивается с сопротивлением на самых разных уровнях. Во все времена новое формируется нередко не «благодаря», а «вопре-

Подведем итоги. Модернизация высшего образования - процесс крайне сложный, но крайне необходимый. И дело не столько во внедрении западных стандартов в сфере образования, сколько в формировании социально-активных личностей, наученных

самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, способных к сотрудничеству, мобильных, обладающих развитым чувством ответственности за свою судьбу и за судьбу страны. Задача всех субъектов, причастных к модернизации высшего образования, создать максимально комфортные условия для ее реализации. Опыт тех высших учебных заведений, в которых активно осуществляются инновационные мероприятия, должен широко освещаться и побуждать к использованию в ВУЗах страны.

ЛИТЕРАТУРА

1. Анисимова М.А. Бляхеров И.С. Руднев С.А. Проектирование основных образовательных программ в многопрофильном вузе: проблемы и предложения // Высшее образование в России. 2011. №10. С.12-20.

2. Днепров Э. Д. Новейшая политическая история российского образования: опыт и уроки. М.: Мариос, 2011. 456 с.

3. Еникеева С. Д. Особенности нового этапа модернизации высшего образования в Российской Федерации // Теоретический журнал Credo new. 2013. №3.

4. Ильиных С. А. Модернизация системы образования: компетенции и инновации / Инновационные стратегии и технологии модернизации системы управления образованием: монография; Под общ. ред. В.В.Бондаренко. Пенза: РИО ПГСХА, 2011. С.24-40.

5. Ильиных С.А. Ценности россиян: проблемы и противоречия // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2007. №9. С.178-182.

6. Ильиных С.А. Гендерная теория управления // Идеи и идеалы. 2012. Т.1. №2. С.115-126.

7. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года // Официальные документы в образовании. 2002. №4.

8. Левченко Т.А. Проблемы и перспективы использования бально-рейтинговой системы для аттестации учебной работы студентов высших учебных заведений // Вопросы современного естествознания. 2008. №9. С.55-56

9. Рябов В. Г. Актуальные вопросы модернизации высшего образования в России, включая переход на двухуровневое образование в высшей школе / Материалы международной научно-технической конференции ААИ «Автомобиле- и тракторостроение в России: приоритеты развития и подготовка кадров», посвященной 145-летию МГТУ «МАМИ». Электронный ресурс //http://www.mami.ru/science/mami145/scientific/article/ s12/s12_34.pdf.

10. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». М.,2013. 60 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.