138
Транспортное, промышленное и гражданское строительство
УДК. 621.225
Э. А. Пиль, А. Ю. Грушко
МОДЕРНИЗАЦИЯ РЕГУЛЯТОРА НАСОСА НК20
Разработка математической модели регулятора насоса вызвана необходимостью учета люфтов в конструкции регулятора и более детального исследования сил трения. Это нужно для оптимизации конструкции регулятора и объяснения ряда явлений, наблюдаемых при испытаниях аналогичных регуляторов на технологическом стенде.
гидромотор, автоматическое управление, регулятор, математическая модель.
Введение
Одним из важнейших требований, предъявляемых к современным судовым гидравлическим машинам, является управление. Это продиктовано постоянно усложняющимися и совершенствующимися механизмами, работающими на борту судна. Ввиду сложности управления такими устройствами многие агрегаты, входящие в их состав, переводят на автоматическое управление, что возможно сделать только при введении в систему управления машиной электрической ступени.
1 Модернизация конструкции гидромотора
В связи с этим из базовой математической модели насоса НК20, разработанной ранее, исключено описание силовой части насоса, а основное внимание уделено рассмотрению влияния технологических факторов на работу регулятора.
Актуальность этой задачи справедлива также для насосов типа НК, так как насосы этого типа используются в большинстве судовых устройств с гидравлическим приводом. Но серийная его модификация имеет гидравлическое управление, а моноблочная конструкция не допускает подключения каких-либо сторонних устройств.
Поэтому модернизация продиктована в первую очередь поиском упрощенных конструктивных решений, направленных на внедрение в конструкцию насоса устройств управления, отвечающих современным требованиям.
Основными недостатками серийного насоса НК20 являются:
•отсутствие исполнения насоса с электрогидравлическим управлением;
ISSN 1815-588 X. Известия ПГУПС
2008/4
Транспортное, промышленное и гражданское строительств®
•существующая конструкция золотника системы управления -моноблочного исполнения, что исключает возможность использования дешевых материалов при его изготовлении;
•случаи выхода из строя подшипников люльки насоса, обусловленные режимами работы насоса.
В конструкцию модернизированного насоса НК20Э были внесены следующие изменения ряда устройств и механизмов:
•изменение гидравлической схемы управления (рисунок); •введение в состав насоса клапана электрогидравлического (далее КЭГ), разработанного на базе пропорциональных серийных магнитов и конусных клапанов. Клапан имеет, помимо электрического, ручное управление.
Принципиальная гидравлическая схема модернизированного насоса
Кроме того, анализ существующей конструкции регулятора насоса выявил следующие недостатки:
наличие пар трения по большим поверхностям;
наличие зазора в серьге между тягой пружины регулятора и золотником управляющим.
С учутом изложенного конструкция регулятора была изменена путем доработки корпуса с заменой части деталей пружинного блока обратной связи. Предохранительный клапан, обеспечивающий необходимое давление подачи от вспомогательного насоса в системе управления, выполнен в стыковом исполнении, что позволяет для изготовления корпуса золотника управляющего использовать более дешевые материалы.
ISSN 1815-588 X. Известия ПГУПС
2008/4
140
Транспортное, промышленное и гражданское строительство
При помощи клапана предохранительного и прибора КЭГ управление модернизированным насосом осуществляется не постоянным, а переменным давлением рабочей жидкости. Они обеспечивают давление в системе управления при среднем положении люльки и повышение давления рабочей жидкости до номинальной величины, необходимой для поворота люльки насоса на угол, обеспечивающий требуемую скорость. Для этого в полость пружины клапана предохранительного подведено давление рабочей жидкости от каналов прибора КЭГ через челночный клапан.
Номинальное давление управления создается регулировкой пружины клапана при помощи винта. Изменение давления в системе управления насосом осуществляется при подаче управляющего сигнала прибором КЭГ -давление рабочей жидкости повышается и через челночный клапан поступает в полость пружины клапана предохранительного, перемещая его и повышая давление рабочей жидкости в системе управления за счет уменьшения дроссельной щели на клапане. Одновременно челночный клапан отсекает другой соединенный со сливом канал прибора управления от предохранительного клапана.
1.1 Принятые допущения и комментарии
1. Математическая модель составлена для регулятора с управлением по давлению, по упрощённой гидравлической схеме регулятора насоса. Принято, что насос подаёт жидкость в гидроцилиндр, нагруженный постоянной силой. Также принято, что регулятор работает с линейным законом изменения давления на входе в камеру золотника.
2. Начальные условия записаны для варианта установившегося режима работы насоса в безрасходном режиме работы, т. е. до начала процесса регулирования подача насоса равна внутренним утечкам насоса.
3. При составлении модели также было принято:
•регулирование подачи насоса нереверсивное;
•влияние ограничителя мощности на работу регулятора насоса отсутствует;
•утечки в полостях регулятора и золотника отсутствуют;
•модуль упругости и вязкость жидкости постоянны;
•коэффициенты расхода щелей золотника и дросселей постоянны;
•площади щелей золотника определены по упрощённым зависимостям;
•трение в узлах регулятора учтено только для наибольших со -ставляющих сил трения;
•коэффициенты трения постоянны;
•функционирование клапана регулятора насоса описано в виде ограничения по упрощённым зависимостям;
ISSN 1815-588 X. Известия ПГУПС
2008/4
Транспортное, промышленное и гражданское строительства
•момент возврата люльки принят постоянным и определён по упрощённой формуле.
В процессе разработки модели влияние некоторых из приведенных выше допущений на физическую картину процесса было сведено к минимуму благодаря учёту других факторов. Так, введение отрицательного перекрытия по золотнику регулятора позволило имитировать утечки из полостей золотника во время их наибольшего влияния на величины давлений в полостях регулятора, а уменьшение коэффициентов расходов для малых щелей, отмечаемое многими авторами, учтено косвенным образом, путем выбора закона изменения площади щелей золотника.
1.2 Используемые условные обозначения
Ср - жесткость пружины регулятора; сз - жесткость пружины золотника;
/бпз - площадь боковой поверхности вязкого трения золотника; fp - эффективная площадь поршня регулятора; f3 - площадь торца золотника;
fnH - площадь поверхности трения поршней насоса; fp - площадь вязкого трения регулятора; g - ускорение силы тяжести; т - коэффициент расхода дросселя;
Шр - масса подвижных частей регулятора;
т3 - масса золотника с подвижными частями;
тж - коэффициент динамической вязкости рабочей жидкости;
n - показатель степени в формуле для пропускной способности окон
золотника вида mk\{Y;
J- момент инерции люльки и присоединяемых деталей;
Збц - момент инерции блока цилиндров с поршнями и штоками;
Кд\, Кд2 - коэффициенты деформационного расхода; ктр - коэффициент трения поршня и штоков регулятора;
Ly - установочное сжатие пружины;
Lop - расстояние между опорами штока поршня регулятора;
L - плечо приложения усилия регулятора к люльке;
Lp - плечо опрокидывающего момента на регуляторе;
Р\, Р2 - давления в полостях регулятора;
Рв - давление насоса на выходе;
Ру - давление управления;
DP3 - перепад давления на кромке золотника;
DPp - разность давлений между полостями регулятора;
ISSN 1815-588 X. Известия ПГУПС
2008/4
142
Транспортное, промышленное и гражданское строительство
Dpn - диаметр расположения поршней;
DPy - перепад давления управления на торцах золотника;
Sp - радиальный посадочный зазор между трущимися поверхностями регулятора;
Sn - радиальный зазор по поршню;
S3 - зазор между поясками и втулкой золотника;
X - перемещение поршня регулятора;
Xмах - максимальное смещение поршня регулятора;
Y- перемещение управляющего золотника; w - угловая скорость вращения блока цилиндров.
2 Основные уравнения
2.1 Уравнение равновесия люльки
k1DPp - к2Рв - k3X- к4 - k5 dX/dt2 - k6dX/dt - sign(dX/dt)k7DPp -
k8dX/dt = 0,
где kl fpL; k2 d3/3; k3 CpL; k4 LCpLy; k5 Jkx + mpL(kx gmp/( 180Хмах);
k6 ^{fp/Sp + fmDpn/SnnL')L; k7 2fpLpkmpL/Lop; k8 dбцwkх.
2.2 Уравнение равновесия золотника
DPf - k9 - cpX- cpY- k10Y- m3d2Y/dt1 - k11dY/dt = 0,
где k9 CpLy; k10 2сз; k11 fбmmж/S3.
2.3 Уравнения давлений в полостях регулятора
Вариант А: Y> 0, dX/dt > 0.
Вариант В: Y > 0, dX/dt < 0.
Вариант С: Y < 0, dX/dt > 0.
Вариант D: Y < 0, dX/dt < 0.
При Y > 0 для вариантов А и В
fpdX/dt + kd1dP1dt + sign(P1 - Py)Yn + kQ(nP1 - Pyn)0,5 = 0;
- fpdX/dt - kd2dP2/dt - YakQ(nP2 - DPKn)0,5 = 0, где kQ = mkn(2g/g)0,5.
ISSN 1815-588 X. Известия ПГУПС
2008/4
Транспортное, промышленное и гражданское строительств
При Y < 0 для вариантов С и D
fpdX/dt + kd\dP\ldt + YakQ(nP\ - Руп )0,5 = 0; fpdX/dt - kdidP2ldt - sign(nP2 - Pyn)Y - kQ(nP2 - Pyn)0,5 = 0. Перепад давления на регуляторе: DPp = P\ - P2
2.4 Уравнения для определения перепада на золотнике регулятора
После преобразования получим следующие уравнения для управляющих камер золотника:
-fdY/dt - kdydPy\ldt + sign(Py - Pyi)kdp(nPy, - Pyln)0,5 - kyiPy10,5 = 0; f3dYldt - kdydPyddt + sign(Py - Py2)kдр(пPy - Py2п)0,5 - ky2Py20,5 = 0. Перепад давления на золотнике регулятора: DPy = Pyi - Py2.
2.5 Определение коэффициентов проводимости дросселей управления
kyi = kdp((Py - Pyic)lPyic)0,5; ky2 = kdp((Py - Py2c)lPy2c)0,5. Заключение
Предложенный путь модернизации насоса НК20 обеспечивает соответствие всем требованиям, предъявляемым к судовым гидравлическим машинам, позволяет повысить надежность насосов, обеспечивает расширение области их применения, упрощает адаптацию насосов к различным условиям эксплуатации, а также является основой для работ по дальнейшему совершенствованию электрогидравлических систем управления насосами.
Для расчета основных параметров гидромотора были разработаны следующие компьютерные программы: выбор гидромотора, подача, расход, рабочий объем, рабочее давление, зазоры и т. д., что позволяет быстро и на высоком уровне произвести требуемые расчеты по конкретным требуемым параметрам.
Статья поступила в редакцию 14.03.2008;
представлена к публикации членом редколлегии И. А. Ивановым.
ISSN i8i5-588 X. Известия ПГУПС
2008l4